ВДК — Летний лагерь.

Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненных стадий:

первая соответствует младенческому, подростковому возрасту становления коллектива;

вторая - периоду эффективной работы и зрелому возрасту;

третья - ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению.

Американские исследователи выделяют пыть стадий зрелости коллектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность и зрелость.

По мере развития коллективы любых организаций обычно проходят через определенный ряд последовательных стадий (или этапов).

1. Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.

На этом этапе развития часто наблюдается т.н. «псевдосплоченнность» коллектива. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди пока только изучают друг друга, пытаются определить своих вероятных противников и сторонников, вникают в специфику организационных отношений. Подлинные чувства часто скрываются. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди еще мало знают своих коллег, почти не слушают друг друга, а творческая коллективная работа фактически отсутствует.

Псевдосплоченность может реализоваться в коллективном осознании того, что «мы все одна команда» и «мы все очень хорошие». Такая ситуация складывается, когда коллектив состоит из людей, имеющих сходный и довольно высокий социальный статус. Вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», которого «пинают» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные чувства. Такая роль изгоя обычно отводится члену коллектива, резко отличающегося своим поведением или внешним видом от других.

2. Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции. Большинство новообразованных коллективов проходят через период переворотов, когда образуются кланы, группировки, разногласия выражаются более явно, вплоть до открытых столкновений. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. На этой стадии развития иногда происходит силовая борьба за лидерство, в результате которой может произойти как смена лидера, так и расформирование коллектива (банкротство фирмы, дележка вкладов). На этом этапе действующий лидер должен подтвердить свои полномочия или уступить место более сильному.



3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот коллектив работает рывками, однако есть энергия, интерес и желание понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.

4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице» (возникает идентификация с группой). На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи.

5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам. В коллективе накопилась усталость, чаще всего доминируют формальные взаимоотношения и оглядка на лидера.



7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места. Иногда смерть коллектива происходит по причине ухода или смерти лидера, когда группа не приемлет руководителя с абсолютно другим стилем и типом взаимоотношений. В процессе реорганизации результативность работы коллектива очень низкая, и лучше этот процесс сократить до минимума («быстрая кончина»).

Трудовое поведение.

Трудовое поведение - это исполнительная сторона трудовой деятельности, внешнее ее проявление. Однако за внешне идентичными трудовыми поступками может быть скрыта разная по своей внутренней направленности трудовая деятельность.

В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно на:

Общественную значимость труда, когда работник стремится выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна с точки зрения содержания труда или выгодна с точки зрения его оплаты;

Заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;

Условия труда, когда работник стремится к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой содержательности труда.

Потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под внешним воздействием. Внешне трудовое поведение обусловливается трудовой ситуацией-комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Она включает в себя стимулирование и ценностно-нормативное управление-социальный контроль и состоит из следующих основных элементов:

Стимулов труда, оказывающих опосредованное влияние на поведение работников;

Плановых и оценочных показателей, выступающих критериями трудовой активности и выполняющих функции ценностей труда;

Административных решений (приказов, распоряжений), оказывающих прямое волевое воздействие на поведение работников;

Ценностей и норм поведения, присущих трудовому коллективу и ожидаемых в поведении его членов.

Виды трудового поведения: 1. субъекты поведения (индивидуал, коллективн); 2. производственная ф-ция (исполнительское, управленческое); 3. степень соответствия принятым нормам (нормативное, отклоняющееся); 4. характер мотивации (ценностное, ситуативное).

Также выделяют функциональное п. (связано с выполн-ем физич или умств труда), экономическое п.(дорыночное, рыноч, псевдорын), организационное и административное п., стратификационное п.(связ с профессионал, трудовой карьерой), адаптивно-приспособленческое п. (приспос-е работника к новым профес статусам, ролям, требованиям технол среды и т.д. Подвиды: конформистское и конвенциональное), церемониальное и субординационное, деструктивное п. (противоправное; административно-управленч, связанное с превыш-ем прав и полномочий, с прямым невып-ем обяз-тей; дисфункциональное (профес некомпетентность); индивидуально-целевое (эгоистический х-ер); групповой эгоизм; имитационное поведение; консервативное; девиантное).

Социальная регуляция трудового поведения, социальный механизм трудовой активности персонала находящихся под влиянием разнообразн факторов-стимулов и факторов-тормозов(действующих на ур-не предприятия): 1. понимание всем персоналом экономических и юридич принципов функц-ния акционерной собственности, ощущение четкой зависимости своего благосостояния как от достижений предприятия в целом, так и от своего личного труд вклада; 2. возможность рабочих участвовать в управлении своим предприятием.

Организационное поведение: Шпаргалка Автор неизвестен

27. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

По мере развития коллективы обычно проходят определенные стадии:

1) «притирка». На первый взгляд, новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить свою степень заинтересованности в его создании.

Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Обсуждение целей и методов работы почти отсутствует. Люди зачастую не интересуются коллегами и почти не слушают друг друга, фактически не занимаясь творческой и воодушевленной коллективной работой;

2) «ближний бой». Многие коллективы проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы, группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают большое значение, проявляются сильные и слабые стороны отдельных индивидов. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство;

3) «экспериментирование». Потенциал коллектива возрастает, и он начинает решать, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто коллектив работает рывками, однако у него имеются энергия и стремление понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, принимаются меры по повышению производительности;

4) «эффективность». Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании ресурсов, времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице», к проблемам относятся реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи;

5) «зрелость». В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей оценивают по их достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества – команду и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

Лидер коллектива должен уметь предвидеть наступление очередного этапа развития коллектива и вести группу вперед. С повышением качества работы коллектива расширяются и возможности внедрения новшеств в процесс управления. Расширяется делегирование полномочий, и все больше людей участвуют в планировании и принятии решений. Лидер помогает коллективу пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал, используя для этого как личный пример, так и полномочия.

Из книги Женщины способны на всё: Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

СТАДИИ БРАКА Первая часть нашего брака была очень удачна. Но потом, когда мы возвращались со свадебной церемонии… Хенни Янгман История брака: поэзия, проза, драма. Януш Рось Месяц до свадьбы: он говорит, она слушает. Месяц после свадьбы: она говорит, он слушает. Десять лет

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Научный подход к тусовке: стадии развития группы, мотивация участников Подход, который приводится в этой книге, поможет вам определить уровень развития того или иного сообщества, а также оценить, сочетаются ли ваши потребности с потребностями тусовки.На мой взгляд, это и

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

3. Стадии конкурентного развития стран М. Портер выделил четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики в соответствии с четырьмя движущими силами – это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. На первых трех стадиях происходит

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

7.3. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

17. Стадии идентификационного периода Идентификационный период - время от момента образования отображений в момент совершения преступления до момента изучения этих отображений.Экспертное идентификационное исследование состоит из следующих стадий: 1)

Из книги Домашний справочник самых важных советов для вашего здоровья автора Агапкин Сергей Николаевич

46. Понятие коллектива Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива.Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Три стадии лечения порезов Лучший способ лечения порезов включает три стадии, и их легко запомнить.1. Очищение. Первое, что нужно сделать при ранении, – это очистить рану для предотвращения инфекции. В отделении неотложной помощи используются специальные

Из книги Самое полное руководство по здоровой беременности от лучших акушеров и гинекологов автора Коллектив авторов

Стадии гипертонической болезни Выделяют три стадии гипертонической болезни.I стадия – нестойкое, умеренно повышенное давление; поражения органов нет. Основные жалобы: головные боли, головокружение, шум в ушах, «мушки» перед глазами; у некоторых людей – неопределенные

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Стадии развития псориаза Прогрессирующая стадия. Под влиянием провоцирующих факторов (травмы, психоэмоциональное напряжение, инфекционные заболевания, неадекватные методы лечения и др.) может развиться обострение заболевания с появлением обильных мелких узелков и

Из книги Банкротство от А до Я автора Травин Василий

Стадии родов Роды – это последовательность событий, или процесс, который может продолжаться от часа до 24 часов и более. Продолжительность родов зависит от многих факторов. Как правило, первые роды продолжительнее. Причина этого – меньшая эластичность шейки матки и

Все социальные организмы, подобно биологическим, имеют свой жизненный цикл от рождения до смерти: возникают, развиваются и прекращают существование. В процессе развития коллективы любых организаций обычно проходят через ряд последовательных стадий (или этапов).

1. Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.

На этом этапе развития часто наблюдается т.н. «псевдосплоченнность» коллектива. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди пока только изучают друг друга, пытаются определить своих вероятных противников и сторонников, вникают в специфику организационных отношений. Подлинные чувства часто скрываются. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди еще мало знают своих коллег, почти не слушают друг друга, а творческая коллективная работа фактически отсутствует.

Псевдосплоченность может реализоваться в коллективном осознании того, что «мы все одна команда» и «мы все очень хорошие». Такая ситуация складывается, когда коллектив состоит из людей, имеющих сходный и довольно высокий социальный статус. Вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», которого «пинают» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные чувства. Такая роль изгоя обычно отводится члену коллектива, резко отличающегося своим поведением или внешним видом от других.

2. Этап «Дворцовых переворотов» . Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции. Большинство новообразованных коллективов проходят через период переворотов, когда образуются кланы, группировки, разногласия выражаются более явно, вплоть до открытых столкновений. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. На этой стадии развития иногда происходит силовая борьба за лидерство, в результате которой может произойти как смена лидера, так и расформирование коллектива (банкротство фирмы, дележка вкладов). На этом этапе действующий лидер должен подтвердить свои полномочия или уступить место более сильному.

3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот коллектив работает рывками, однако есть энергия, интерес и желание понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.

4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице» (возникает идентификация с группой). На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи.

5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам. В коллективе накопилась усталость, чаще всего доминируют формальные взаимоотношения и оглядка на лидера.

7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места. Иногда смерть коллектива происходит по причине ухода или смерти лидера, когда группа не приемлет руководителя с абсолютно другим стилем и типом взаимоотношений. В процессе реорганизации результативность работы коллектива очень низкая, и лучше этот процесс сократить до минимума («быстрая кончина»).

Все люди, живущие на нашей планете, объединены между собой в разнообразные многочисленные устойчивые и не очень общности. Их называют группами. Подобные общности бывают различными, а именно: социальными, малыми и большими, формальными и неформальными, условными и реальными, трудовыми и учебными, и т. д. Кроме того, выделяют группы низкого и высокого уровня развития.

Для первых из них характерно отсутствие сплоченности, четкого разделения лидеров и личных взаимоотношений. Группу высокого уровня развития принято называть коллективом. Эта общность обладает теми свойствами, которые отсутствуют в формировании на низком уровне его развития.

Понятие коллектива

Путь, который проходит группа низкого уровня до самой верхней ступеньки своего развития, индивидуален. Но в конечном итоге такая общность оказывает значительное воздействие на личность.

Признаки коллектива

Группа людей достигает своего высокого уровня развития, если есть:
- общая цель;
- совместная деятельность;
- взаимозависимые отношения ответственности;
- общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.

В коллективе присутствуют различные типы отношений:
- личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;
- деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.

Школьный коллектив

В школьный коллектив входят следующие элементы:
- первичные (классы);
- временные (кружки, спортивные секции);
- формальные (орган самоуправления школы, ученический комитет);
- неформальные.

Средства воспитания

Формирование личности ученика в школьном коллективе происходит посредством:
- учебной работы;
- внеклассных мероприятий;
- трудовой деятельности;
- культурно-просветительной и общественно-социальной работы.

Для того чтобы сформировать здоровый школьный коллектив, необходимо:
- воспитать ученический актив, помогающий педагогу и положительно влияющий на всех своих одноклассников;
- правильно организовать спортивно-оздоровительную, просветительскую, трудовую и учебную деятельность;
- четко сформулировать педагогические требования.

Этапы становления коллектива

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Также Макаренко выявил стадии развития коллектива. Они состоят из четырех этапов, первым из которых является становление. Оно происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности. При этом основным организатором является педагог, выдвигающий к детям определенные требования.

На второй усиливается влияние актива. Это учащиеся, которые не только выполняют требования педагога, но и предъявляют их к остальным одноклассникам. На этом этапе развития коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации. При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся.

Находясь в подобном коллективе, у личности есть все предпосылки в формировании ее нравственности и целостности. Основной признак такой общности на данной ступеньке развития состоит в наличии общего опыта и одинаковой оценке тех или иных событий.

Четвертая стадия развития группы представляет собой движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. При этом основной потребностью детей становится соблюдение нравственных норм. На данном этапе процесс воспитания плавно переходит в самовоспитание.

Все стадии развития коллектива по Макаренко не имеют четких границ. Каждый из последующих этапов добавляется к предыдущему, а не сменяет его.

Описывая свою теорию стадий развития коллектива, великий педагог уделял большое внимание созданным его членами традициям. Это устойчивые формы жизни общности, помогающие вырабатывать линию поведения, а также украшающие и развивающие школьную жизнь.

По утверждениям Макаренко, сплотить и увлечь коллектив способна цель, которая может быть близкой, средней и далекой. Опорой первой из них является личная заинтересованность. Средняя цель определяется по сложности и времени, а далекая является наиболее социально значимой. Подобная система перспектив должна пронизывать весь коллектив. Только в таком случае его развитие будет протекать естественным образом.

Рассматривая стадии развития детского воспитательного коллектива, Макаренко выдвинул также и принцип параллельных действий. Что он означает? На той или иной стадии развития коллектива каждый из его членов оказывается под одновременным воздействием воспитателя и своих товарищей. Порой наказание провинившихся может быть чересчур суровым. Именно поэтому данный принцип Макаренко советов использовать с осторожностью.

Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты:
- постоянная бодрость;
- дружеское единение всех членов;
- чувство собственного достоинства;
- мотивация к упорядоченному действию;
- ощущение защищенности;
- эмоциональная сдержанность.

Развитие теории Макаренко

Характеристика стадий развития коллектива рассматривалась и в трудах Сухомлинского. Этот педагог, работая много лет учителем и директором школы, на основе собственного опыта сформулировал совокупность принципов, благодаря которым формируется высокоорганизованная группа учеников. Среди них:
- единство воспитанников;
- инициатива;
- самодеятельность;
- богатство отношений между учениками и педагогом;
- гармония интересов;
- руководящая роль педагога и т. д.

Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др. Причем к этому вопросу у них имеется совершенно другой подход. Данные авторы считают, что на стадии развития ученического коллектива сплотить детей могут не только требования. Помогают в этом и другие средства.

В последнее время существует отчетливая тенденция понимать под коллективом группу, члены которой обладают высоким уровнем развития. При этом подобная общность должна отличаться интегративной деятельностью, сплоченностью и единой направленностью. Самым существенным качеством группы, по мнению современных авторов, является уровень Именно эта черта и является основной предпосылкой для создания группы-коллектива. Каковы основные этапы ее формирования?

На первой стадии развития группы-коллектива возникает конгломерат. Эта общность складывается из ранее незнакомых друг с другом детей, которых собрали в одно время на одном пространстве. Взаимоотношения ребят на данной стадии, как правило, ситуативны и поверхностны. Если подобной группе присвоить название, то произойдет ее номинализация. В том случае, если члены подобного коллектива не примут поставленных перед ними условий и целей, то перехода от конгломерата так и не произойдет. Подобные случаи нередки в школьной практике.

Если начальное объединение все же произошло, то коллектив принял статус первичного. При этом группа переходит в ассоциацию, где цель для каждого из ее членов проектируется заданием. На данном уровне закладываются первые кирпичики в формировании коллектива. При совместной жизнедеятельности группа переходит на более высокий уровень организации, меняя межличностные отношения.

При наличии благоприятных условий происходит изменение стадии развития детского коллектива. На следующей ступени образовывается группа-кооперация. Такая общность отличается успешной и реально действующей структурой организации. Также в этом случае имеется высокий уровень группового сотрудничества и подготовленности. Все отношения между членами группы-кооперации носят деловой характер и направлены на достижение поставленной цели.

Концепция Лутошкина

По мнению данного автора, существуют следующие стадии развития ученического коллектива:
1. Первый этап - номинальная группа. Эта общность существует формально и обладает совместной деятельностью и временем. Если подобное наблюдается в школе, то такой коллектив называют недружным классом.
2. Второй этап - группа-ассоциация. Она возникает при наличии одинаковых целей у всех ее членов.
3. На третьей стадии развития коллектива по Лутошкину возникает группа-кооперация. Для нее характерно единство целей, высокая сплоченность и единый подход к решению поставленных задач.
4. Четвертый этап - создание группы-автономии. Данную общность отличает внутреннее единство, развитый самоконтроль и высокая подготовленность к решению задачи.
5. Пятый этап характерен возникновением группы-коллектива. Это высшая стадия развития общности, все члены которой связаны единой целью, а также деятельностью на пути ее достижения. Кроме того, в такой группе можно наблюдать морально-психологическое единство, высокую подготовленность и совершенную организационную структуру.

Рассмотрим характеристики всех описанных А. Н. Лутошкиным стадий.

Номинальная группа

На этой стадии развития воспитательного коллектива его можно назвать «песчаной россыпью». Сравнение это не случайно. На первый взгляд песчинки собраны вместе. Однако каждая из них находится сама по себе. Любое дуновение ветра может разнести песчинки в разные стороны. Так они и останутся, пока не найдется тот, кто сгребет их в одну кучку. Такое же явление происходит и в человеческой общности, когда те или иные группы специально организовываются или возникают по воле обстоятельств. С одной стороны все вместе. Но с другой - каждый из членов такой группы находится сам по себе. Такая «песчаная россыпь» не приносит удовлетворения и радости.

Группа-ассоциация

Эта стадия развития коллектива носит название «Мягкая глина». Такое название данному этапу дано не случайно. Мягкая глина является материалом, легко поддающимся воздействию. Взяв его в руки, можно лепить все, что угодно. Хороший мастер может сделать из глины красивый сосуд или любое другое прекрасное изделие. Но без приложения усилий материал навсегда останется просто куском почвы.

Так же и в детском объединении. Здесь роль мастера может играть формальный лидер, классный руководитель или просто авторитетный школьник. Да, не все идет гладко. У коллектива не хватает опыта взаимопомощи и взаимодействия. Однако на этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества.

Группа-кооперация

Эта ступень развития коллектива носит название «мерцающий маяк». На данной стадии коллектив сравнивается со штормовым морем. Находящемуся среди бушующих волн опытному моряку мерцающий огонь маяка позволяет выбрать правильный путь и приносит уверенность. Здесь только нужно быть внимательным и не потерять спасительный луч из виду.

Коллектив, формирующийся в группе, также подает каждому своему члену сигналы выбора правильного пути и всегда готов протянуть руку помощи. В такой общности возникает желание трудиться и помогать друг другу. Роль маяка в ней играет актив.

Группа-автономия

Следующая ступень развития коллектива носит название «алый парус». Эта стадия устремленности вперед, дружеской верности и неуспокоенности. В таком коллективе действуют и живут по принципу мушкетеров «один за всех и все за одного». На данной ступени развития коллектива заинтересованность и дружеское участие идут параллельно со взаимной требовательностью и принципиальностью. Актив такой группы - это надежные и знающие организаторы, а также верные товарищи. Они всегда помогут, как делом, так и советом.

Группа-коллектив

Итак, все основные стадии развития коллектива пройдены, и он поднимается на пятую ступень, носящую название «горящий факел». Недаром данный этап ассоциируется с живым пламенем. Оно означает единую волю, тесную дружбу, деловое сотрудничество и отличное взаимопонимание. На этой стадии формируется настоящий коллектив, который никогда не замкнется в узких границах своего сплоченного и дружного объединения. Входящие в него люди не останутся равнодушными к проблемам других групп, освещая их путь, как легендарный Данко, своим пылающим сердцем.

Рабочий коллектив, как и любой другой, развивается по своим законам. Руководитель должен знать основные стадии развития коллектива - тогда он сможет организовать работу наилучшим способом.

Разные исследователи выделяют разные стадии развития коллектива, дают им разные названия, но общепринятыми считаются 5 основных стадий развития трудового коллектива . Мы дадим краткую характеристику каждой из стадий.

Стадия первая. Притирка. Новый коллектив состоит из пока еще незнакомых между собой людей. Постепенно они узнают друг друга поближе, адаптируются в кругу других сотрудников, начинают налаживать взаимоотношения (как деловые, так и личностные). На этой стадии развития коллектива формируются первые симпатии и антипатии.

Обычно на этом этапе коллектив кажется сплоченным, но это так называемая псевдосплоченность . Настоящей сплоченности еще нет и не может быть - сотрудники еще недостаточно знают друг с друга. Они осторожно изучают коллег, определяют возможных сторонников и противников. На этом этапе мало искренности в отношениях, а организованность коллектива мнимая. Сотрудники еще не умеют слушать друг друга, обсуждать цели и методы работы, осуществлять творческую коллективную работу.

Стадия вторая. Ближний бой (дворцовые перевороты) . Изучив друг друга, некоторые члены коллектива начинают бороться за лидерство, стремясь занять доминирующую позицию. Очень часто коллектив раскалывается на группировки (кланы). Сотрудники уже не бояться выражать разногласия открыто, а личным взаимоотношениям уделяется больше внимания. На этой стадии развития коллектива становятся очевидными слабые и сильные стороны его членов. Постепенно борьба уступает место обсуждению способов достижения согласия, и взаимоотношения в коллективе начинают улучшаться.

Стадия третья. Экспериментирование (результативность) . На этой стадии развития коллектива возрастает его потенциал, и сотрудникам приходится искать способы использовать имеющиеся ресурсы и возможности наилучшим способом. На данном этапе коллектив может работать неровно, «скачками», но благодаря энергии, заинтересованности и готовности экспериментировать членам коллектива удается пересмотреть методы работы, улучшить производительность и достичь высоких результатов.

Стадия четвертая. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему. В групповой работе делается акцент на уточнение задач и рациональное использование временных ресурсов.

Стадия пятая. Зрелость (мастерство) . Это высшая стадия развития коллектива, во время которой между его членами налаживаются прочные связи, а основной критерий принятия и оценки сотрудников - достоинства, а не претензии. Коллектив достаточно сплочен и показывает хорошие результаты, межличностные отношения в нем достаточно неформальны.

Если условия работы изменяются (реорганизация фирмы, внедрение новых технологий), а коллектив к ним не приспосабливается, предпочитая сохранять старые методы работы, не соответствующие новым веяниям, могут наступить «старость» и «смерть» коллектива .

Как может помочь руководителю знание стадий развития коллектива? В первую очередь это помогает прогнозировать поведение сотрудников и строить работу так, чтобы она была эффективной на конкретной стадии. Чем дальше зашел коллектив в своем развитии, тем больше ему можно давать свободы. Эффективный руководитель должен уметь ставить цели на каждом этапе развития коллектива, предугадывая наступление очередной стадии .

Цели, поставленные руководителем, должны быть ясными - конкретная общая цель объединяет членов коллектива. Причем на каждой стадии развития коллектива цели должны быть достижимыми - нельзя сразу ставить высокую планку. Успешно достигнутая цель укрепляет уверенность членов коллектива и подготавливает почву для новых успехов . То же касается и графика выполнения работ - на каждом этапе он должен быть реальным.

Поскольку на начальных этапах развития коллектива его участники еще не очень хорошо знают друг друга и не особо доверяют коллегам, руководитель должен поощрять честность и открытость в коллективе . Чтобы завоевать доверие работников, стоит советоваться с ними и делегировать подчиненным полномочия.

Эффективный руководитель должен с умом использовать знания о стадиях развития коллектива и не просто «плыть по течению», зная, что его ожидает. Важно иметь четкую перспективу формирования коллектива , регулярно анализировать процесс развития коллектива и использовать индивидуальные преимущества всех сотрудников для наилучшего достижения общей цели.