«Синяя птица» главные герои. Характеры героев и персонажей пьесы м

«Синяя птица» главные герои произведения проживают невероятные события, которые помогают им стать лучше.

«Синяя птица» главные герои

  • Тильтиль и Митиль,
  • родители детей,
  • дедушка и бабушка,
  • сестра Тильтиля,
  • Душа Света,
  • души животных и разных неживых предметов.

Образы-символы в произведении «Синяя птица»

  • Синяя птица — счастье.
  • Пес — воплощение преданности, готовности к самопожертвованию.
  • Кошка -утилення подобострастия, коварства, предательства.
  • Хлеб — малодушие.
  • Душа Света — олицетворяет справедливость, является символом познания нового.
  • Огонь — бесшабашность.
  • Двери — символ незнания.
  • Блаженства — это отражение самодовольства.

Тильтиль и Митиль восхищаются красотой окружающего мира, бережно относятся к природе. Герои ничего не боятся, они мужественно смотрят в лицо Судьбы, подчиняют природные стихии, побеждают смерть, очень любознательны. Хотя дети жили в небогатой семьи, но были окружены родительской и материнской любовью. Они хорошо помнят о своей семье, где бы ни оказались. Вежливые и внимательные к старшим. Умеют делать выводы из полученного опыта.

Метерлинк утверждает, что человек не решает свою судьбу, но он имеет высокое назначение в жизни: он должна оставить после себя след на земле. Счастье заключается не только в познании природы и мира, в постижении истины. Счастье — в добрых делах, которые следует делать для ближних. В своем доме дети обретут счастье в простом. И тогда все дни недели станут «как воскресенья», надо только внимательнее присмотреться, «открыть глаза к самым сокровенным глубинам души».


Главные герои сказки: Тильтиль и его сестра Митиль. Это дети бедного дровосека. Со временем к ним присоединятся и другие сказочные герои. В домике дровосека накануне Рождества. Фея Берилюна говорит деткам, что им придется осуществить опасное путешествие, чтобы найти Синюю птицу, которая может вылечить больную девочку. Это принесет ей счастье. Они говорят о пирожках, которых достаточно в богатом доме напротив, что там хорошо, а у них бедно. Сказочная Душа Светлая должна раскрыть детям земное понятие «счастья». Рембо не был сказочным героем, но стремился к счастью. Французский поэт своим собственным воображением и фантазией начинает владеть «ясновидением», чтобы ощутить счастье. Фея. Ни какой разницы. Только ты этого не видишь. Надо быть смелым; надо различать и то, чего не видно!.. Странный народ эти люди!.. Когда феи поумерали, люди ослепли, тем не менее они не замечают этого… Хорошо, что я всегда ношу с собой то, что может угасшее зрение возвратить … (фея надевает на Тильтиля волшебную шапочку, и он начинает видеть то, на что некогда не обращал внимание)»… со всеми предметами произошли внезапное и замечательное изменения. Старая волшебница неожиданно превратилась в красивую сказочную принцессу. Камни светятся синим, будто сапфир, сиянием; деревянный стол держится величаво; циферблат часов добродушно улыбается; оттуда выпрыгивают души часов, весело смеясь, начинают танцевать». Тильтиль видит светлые стены, и фея делает замечание, что «все каменья одинаковые, все ценные, тем не менее человек видит лишь некоторые из них». Мальчик видит, как из кадки вылезают Души Караваев, Огонь, собака, кошка, выходит Душа Воды, Душа Молока, Душа Сахара, со стола падает лампа, из нее вылетает пламя - это Душа Светлая; оживают предметы, животных. Стремление к счастью, свободе, привело его к созданию «Голосовок». Он счастливый, что громкие для него непривычные, имеют цвета: А - черное, белое - Е, красное - И, зеленое - В, синее - О. Быть самим собой, непохожим ни на кого - это его «ясновидение». Он убегает на «пьяный корабль», который для него является символом счастья. В безграничных пространствах океана он чувствует свободным от всего мира. Но отрицательным в таком «ясновидении» счастья есть то, что достигался этот Абсолют через наркотики. Поэтому нам нужно относиться к такому «ясновидению» с осторожностью. Душе Света придется с детьми пройти трудный путь познания Синей птицы, чтобы они завладели земным «ясновидением» счастья, поняли, что за ним не нужно далеко ходить. Его нужно искать дома, в добрых делах, в чуткости к чужому горю, в радости общения с дорогими людьми. Пока что дети об этом не знают. Душа Света приводит Тильтиля и Митиль в Страну Воспоминаний. Почему именно в Страну Воспоминаний приводит детей Душа Света? Что, по ее мнению, есть ключевым в понимании счастья детьми? Чтобы дети некогда не забывали об умерших дедушке и бабушке, чтобы посещали их могилы, присматривали за ними. Чтобы в Тильтиле и Митиль развивалось чувство ответственности перед памятью об умерших, иначе можно потерять совесть. Умершие дедушка и бабушка рассказывают детям о том, как важно для них, чтобы родные о них вспоминали. Когда о них вспоминают, они просыпаются. Путь к Дворцу Ночи (картина четвертая). Душа Света привела детей во Дворец Ночи с целью подготовить их к испытаниям, закалить волю на трудном пути познания Синей птицы. Матушка Ночь, охранница всех Тайн Природы, не может дать ключи детям, где живет Синяя птица. Но Тильтиль настаивает, и госпожа Ночь, отдавая ключи, предупредила, что в нем находятся все беды, недуги, катастрофы, все тайны, которые огорчают жизнь человека. Поборов страх, Тильтиль поочередно отпирает двери, где заперты Призраки и Болезни, Войны и ужасы, духи Тьмы и Тайны. А дальше они попадают в сказочно замечательный сад - сад мечты и ночного света, где летают тысячи синих птиц. Этим самым автор подчеркивает, что путь к счастью лежит через испытания, что этот путь нелегкий. Готового счастья нет. И хорошо, что Тильтиль плачет. Ему тяжело понять очень много вещей, но душа его не равнодушна. С плачем Тильтиль сознает свою ответственность перед феей, что должны найти Синюю птицу, так как ее внучка хочет быть счастливой. Дети побороли свой страх. А это означает, что они с помощью Души Света обязательно пройдут этот трудный путь и выполнят свою благородную цель. Как вы думаете, найдут дети Синюю птицу? Обязательно. В них есть воля, мужество, понимание того, что каждый миг их жизни на этом пути - это уже счастье. И они, преисполнены решительности, продолжают свои поиски Синей птицы. Путь к Лесу (картина пятая). Душа Света привела детей в Лес. Кошка предупреждает дуба, что появились дети дровосека, который натворил столько бедствия, так как он вырубает дубы. Вспомним, у Леси Украинки в «Лесной песне» дядя Лев говорит, что «…всякие сокровища из леса идут». Г.Метерлинк доносит к каждому из нас мысль, что все живое, что нас окружает, имеет душу. А раз так, то душа человека должна отвечать добротой. Только так можно достичь счастья и ощутить его. «Вот деревья стали выпускать Души, которые в них запрятаны: Дух Вяза страдает одышкой, дух Липы миролюбивый, жизнерадостный; Дух Бука утончен и ловок; Дух Березы - белый, неспокойный; Дух Ивы. Все эти деревья, разные за своими характерными признаками, объединенные одним чувством: они разгневанные на детей, что дровосек потерял столько деревьев. Дух Дуба не дает им Синей птицы. Сердится Конь, Петух, Свинья, Волк. Ситуация становится угрожающей для них. Итак, не забываем, природа может отомстить человеку. По Метерлинку, счастье все же существует. За счастьем не надо далеко ходить. Достаточно только взглянуть вокруг себя добрым взглядом и помочь тому, кому плохо. Оно в моральном отношении к миру, в его познании, воспоминаниях о прошлом и в общении с природой. Счастье не в старании все брать у природы, от жизни, а отдавать частичку себя, своей души родным. Счастье - это радоваться любви, ценить простую радость жизни. Синяя птица исчезает. Теперь дети знают, где ее искать, - у себя в сердце, она всегда с ними - в этом сущность счастья.

Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает нам об удивительной истории, которая начинается в канун Рождества. Двое детей, Митиль и Тильтиль, уже сладко спавшие в своих кроватках, просыпаются от звуков музыки, что доносятся из дома напротив. У богатых соседей в самом разгаре празднество. Вдруг в дверь стучат, и на пороге возникает старушка в платье зелёного цвета и красном чепце. Старушка стоит, опираясь на палку, она горбата, прихрамывает. Вдобавок у неё есть только один глаз, а нос похож на зловещий крюк. Она обращается к детям и призывает их отправиться искать Синюю Птицу. Берилюне не нравится, что юные герои не видят очевидного. «Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит старушка и вручает Тильтилю зелёную шапочку, украшенную алмазом. По её словам, повернув алмаз, владелец шапки сможет видеть «душу вещей».

Увидеть мир другими глазами - это просто

Тильтиль следует её указаниям и поворачивает камень. И вмиг глазам мальчика открывается удивительная картина: дряхлая колдунья на глазах превращается в волшебную принцессу, а бедная обстановка хижины оживает. Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы». В действо включаются новые персонажи. Это - души Часов, Караваев. Пламя обращается в быстро двигающегося человека, облаченного в красное трико. Кошка и Пёс также приобретают человеческое обличье, хотя на них остаются маски кота и бульдога. Пёс чрезвычайно радуется тому, что, наконец, может облачить свои чувства в словесную форму и с радостными криками «Моё маленькое божество!» скачет вокруг Тильтиля. Кошка, сохраняя свою грациозность, протягивает руку Митиль. Из крана сверкающим потоком начинает бить вода, и в потоках жидкости возникает фигура девушки с распущенными волосами в будто бы струящемся одеянии. Она практически в тот же миг вступает в схватку с Огнём, ведь это - Душа Воды. Появляются и другие Души - Молока, Сахара, Света, Хлеба. Однако этот удивительный момент прерывается стуком в дверь. Испугавшись, Тильтиль очень быстро поворачивает алмаз на шапке обратно. Фея вновь предстаёт перед детьми в облике немощной старушки, стены хижины меркнут, однако Души не успевают вновь возвратиться в Молчание. Фея наущает их сопровождать детей во время поисков Синей Птицы. Кроме Души Света и Пса, тем не менее, идти никто не хочет. Фея идёт на хитрость и обещает подыскать для всех подходящие наряды, после чего уводит всех через окно. Мать и отец семейства Тилей отворяют дверь и видят лишь мирно спящих в своих кроватках малышей.

Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля?

Далее краткое содержание «Синей Птицы» повествует о том, как дети оказываются во дворце феи Берилюны. Души предметов и животных уже переоделись в нарядные сказочные костюмы, и начали составлять заговор против детей. За главную на этом собрании - Кошка. Она говорит о том, что поработили души, и, отыскав Синюю Птицу, они окончательно завладеют ими. Но появление самой феи в сопровождении Души Света и детей заставляет их замолчать. Чтобы дети немного подкрепились перед дальним странствием, Хлеб отрезает пару ломтей от своего брюха, а Сахар отламывает свои пальчики, которые тут же вырастают вновь.

Первый пункт назначения на пути детей - Страна Воспоминаний. Туда Митиль и Тильтиль отправляются без сопровождения. Брат и сестра гостят у своих покойных дедушки и бабушки, видят своих умерших сестриц и братьев. Здесь они узнают о том, что ушедшие в мир иной будто бы погружены в сон, но пробуждаются, когда близкие вспоминают их. Отобедав со своей семьёй, дети собираются на встречу с Душой Света. Бабушка и дедушка отдают внукам дрозда, который кажется им совершенно синим. Однако как только дети покидают пределы Страны Воспоминаний, птица меняет свой окрас на чёрный.

Но нам этом странствия только начинаются. Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает о событиях, происходящих во Дворце Ночи, куда первой добирается Кошка. Она предостерегает хозяйку о том, что к ней направляются Тильтиль и Митиль. Однако Ночь не властна запретить человеку познавать её тайны, а потому ей и Кошке остаётся лишь надеяться, что детям не удастся поймать настоящую Синюю Птицу. Когда брат, сестра, а также Сахар, Хлеб и Пёс появляются во дворце, Ночь долгое время пытается запутать их, чтобы не давать ключи, отпирающие любые двери в здании. Но Тильтиль, не слушая её, по очереди открывает все двери. Болезни, насморк, войны скрываются за первыми тремя. За четвёртой дверью Тильтиль обнаруживает излюбленные Ароматы ночи, Светляков, Блуждающие Огоньки, Пение Соловья, Росу. Большую среднюю дверь Ночь настоятельно не рекомендует открывать и убеждает своих гостей, что за ней сокрыты настолько страшные видения, что им даже названия не дали. Все спутники мальчика, кроме Пса, прячутся. Однако Тильтиль перебарывает свой страх. По ту сторону двери открывается волшебный сад ночного света и мечты, где меж планет и звёзд порхают сказочные синие птицы. Мальчик, его сестра и каждый из их спутников ловит по нескольку птиц и выносят их, однако вскоре те погибают - им так и не удалось отыскать ту единственную, что способна выдержать

Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы» Метерлинка. Персонажам предстоит побывать ещё в нескольких удивительных местах, где юные герои и их помощники встречаются и с опасными, коварными персонажами, и с теми, кто желает помочь им. Дети успевают побывать и в древнем Лесу, и на кладбище, и в Саду Блаженств.

Особо интересной была их остановка в Лазоревом дворце Царства будущего. Здесь они встречают Лазоревых детей - людей, которые ещё только должны родиться. Каждый из них уже приготовил для мира какой-то свой подарок. У одного это - Машина Счастья, у другого - несколько способов продлить жизнь, у третьего - машина, летающая без помощи крыльев. Здесь Тильтиль и Митиль встречают и своего братика, который только должен появиться на свет.

Возвращение домой

И вот сказка «Синяя Птица», краткое содержание которой вы сейчас читаете, возвращает нас к зелёной изгороди, за которой находится хижина Тилей. Здесь дети прощаются со своими спутниками. Хлеб отдаёт Тильтилю клетку, приготовленную для Синей Птицы, которая так и осталась пустой. А Душа Света говорит о том, что, возможно, Синей Птицы вовсе не существует, либо она меняет свой цвет, когда оказывается взаперти.

Утром, когда мать пришла будить Тильтиля и Митиль, дети начали с упоением рассказывать ей о своём ночном приключении. Это испугало мать, она послала отца за доктором. Однако здесь в доме появляется соседка Берленго, внешне очень напоминающая фею Берилюну. Услышав очередной пересказ путешествия детей, она утверждает, что им пригрезилось что-то, когда они спали под светом луны. Берленго же рассказывает о том, что её внучке нездоровится - девочка не встаёт с постели, а врач списывает всё на нервы. Мать просит Тильтиля отдать больной девочке горлицу, о которой та давно мечтала. Мальчик смотрит на горлицу, и ему кажется, что перед ним - та самая Синяя Птица.

Свой родной дом дети видят совершенно новыми глазами: кошка и пёс, огонь и вода - всё теперь кажется им живым, не таким, как раньше. Вскоре на пороге появляется соседка Берленго в сопровождении необычайно красивой девочки, которая прижимает к груди горлицу. Тильтилю и его сестре девочка кажется похожей на Душу Света. Сам Тильтиль желает объяснить своей новой знакомой, как кормить горлицу, но, воспользовавшись моментом, птица выскальзывает из человеческих рук и улетает прочь. Девочка начинает плакать, а Тильтиль пытается утешить её и обещает, что вскоре найдёт птицу.

Так заканчивается краткое содержание. «Синяя Птица» (Метерлинк - автор, которому удалось написать произведение, заставляющее по-новому взглянуть на окружающий мир) - непременно понравится и взрослым, и детям.

Замечательная пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица» повествует о приключениях двоих детей из семьи бедного дровосека. Брат и сестра, Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски волшебной синей птицы. Эта птица – символ счастья и любви. По сюжету сказки синяя птица волшебна, и только она может излечить больную девочку, внучку Феи.

Прежде, чем добыть птицу, дети попадают в разные приключения в символических волшебных странах: Страну Воспоминаний, Сады блаженств. Там они встречают множество живых существ, которые тоже являются символами: Время, Душу Света, Материнскую любовь. Дети учатся понимать Души вещей: хлеб, сахар, вода и молоко предстают перед ними, как живые личности.

Но ни в садах Блаженств, ни в Стране воспоминаний, ни во дворце Ночи, ни в Лазоревом дворце будущего дети не находят птицы. Точнее, все птицы, которых они там ловят и сажают в клетку, либо умирают, либо меняют цвет. Видимо, счастье не заключается ни в удовольствиях, ни в воспоминаниях, ни в мечтах о будущем. Дети проходят весь путь, а когда просыпаются дома в своих кроватках, Тильтиль узнает волшебную синюю птицу в своей горлинке.

Хотя ничего в домике не изменилось, в нем поселилось счастье. Дети по-новому, с любовью и благодарностью, смотрят на самые простые вещи, целуют родителей и домашних животных. Тильтиль дарит горлинку больной соседской девочке, и она выздоравливает. Затем птица улетает, потому что ощущение счастья привязать к себе невозможно.

Идея автора в том, что счастье приходит к тем, кто «видит скрытое» от повседневных забот и мелочей. Мир становится светлым и волшебным, если смотреть на него, как на волшебство, если дарить любовь, как Тильтиль подарил свою горлинку. Тогда произойдут чудеса.

Счастья нельзя добиться насилием, как нельзя посадить в клетку синюю птицу. Но «нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое». Я думаю, автор не зря выбрал героями сказки именно детей. Ведь они храбры, чисты душой и верят в сказку больше, чем взрослые.

Данный материал содержит ознакомление учащихся с жанром феерии, биографию Мориса Метерлинка, анализ произведения, игровые задания, вопросы. Может быть использован и как материал к урокам литературы по пьесе "Синяя птица".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР В 7 КЛАССЕ

«ДОРОГА К СЧАСТЬЮ» (по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица»)

Оформление доски:

*Эпиграф: “Синяя птица”– это ритм, имя которому Жизнь.

Александр Блок.

*Портрет М.Метерлинка

*Афоризмы о счастье:

  1. * Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Бернард Шоу

  1. Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

Оскар Уайльд

  1. быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.

Гюго Виктор

  1. Птицу - счастье нелегко поймать, но еще труднее - приручить.

Илья Шевелев

  1. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Дени Дидро

*иллюстрации к произведению

Ход вечера

Звучит музыка Э.Грига “Утро”. Погашен свет, горят свечи

Слово учителя

Добрый вечер,ребята. Сегодня у нас необычный вечер. Нам предстоит встреча с необычным, удивительным произведением и разговор о том, что волновало, волнует и будет волновать людей многие годы. Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как оставаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже более 100 лет читатели и зрители феерии М. Метерлинка «Синяя птица».

А что же такое феерия? Что это за жанр. Разобраться в этом нам поможет Лена Иващенко.

Сообщение учащегося.

ФЕЕРИЯ (франц. féerie, от fée – волшебница, фея), жанр сценических зрелищных искусств (театрального, эстрадного, циркового, кинематографического). В феерии, как правило, используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты. Феерия традиционно считается «легким», развлекательным жанром сценического искусства.

Благодатную почву для становления и развития жанра феерии предоставлял придворный театр эпохи абсолютизма (Западная Европа – 17–18 вв., Россия – 18–19 вв.), когда финансовые средства на постановки спектаклей были практически неограниченными. Характер феерии очень часто носят оперные и балетные спектакли.

В феерии зрительские реакции основаны на удивлении и восхищении; сильные психологические реакции возможны только в этих границах эмоционального поля. Вот почему жанр феерии чрезвычайно распространен в цирковых представлениях. Изначально запрограммированная реакция восхищения необычными навыками и умениями артистов, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного, может быть многократно усилена сложным техническим оснащением – например, полностью заполненным водой манежем. Как правило, в жанре феерии строятся номера циркового и эстрадного иллюзиона, по своей природе близкие к чуду.

Говоря о театральной феерии, нельзя не вспомнить русского антрепренера, актера, режиссера М.В.Лентовского, открывшего в 1882 в Москве «Фантастический театр» (позже переименованный в «Антей»). Театр пользовался огромной популярностью, поражая зрителей грандиозностью постановок, необычностью эффектов, живописностью массовых сцен. В содружестве с блистательным театральным машинистом и декоратором К.Ф.Вальцем, Лентовский создавал феерии, исполненные яркой зрелищности и изобретательности. Театр Лентовского произвел большое впечатление на К.С.Станиславского.

Вопрос

?** С какой феерией вы уже знакомились на уроках литературы?

(«Алые паруса» А.Грина)

?** Назовите главных героев этого произведения .

?** Почему мы называем его феерией?

(используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации;

многочисленные сложные постановочные эффекты.)

Слово учителя

Имя Мориса Метерлинка напоминает нам, прежде всего, о его «Синей птице» – пьесе, поставленной К. С. Станиславским в России раньше, чем на родине драматурга, в Бельгии. Спектакль до сих пор не сходит со сцены МХАТа, появились также фильм, мюзикл и балет «Синяя птица». Это непостижимо привлекательная философская сказка обещает подсказать путь к Грядущему счастью. Оптимистическое в целом видение жизни драматурга подсказало ему идею «говорить несчастным о счастье, чтобы они научились понимать его».

Что же за человек был Морис Метерлинк? С его судьбой, его творчеством нас познакомят Саша Бунина и Вика Федоркина.

Сообщение учащихся.

1 . Бельгийский драматург и эссеист Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 29 августа 1862 г. в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать – дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. М. посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, М. едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провел в Париже, целиком были отданы литературе.

По возвращении в Гент М. работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике «Плеяда» печатается новелла М. «Убийство невинных» ,а в 1889 г. он выпускает поэтический сборник «Теплицы» и пьесу-сказку «Принцесса Мален»,хвалебную рецензию на которую помещает в «Фигаро» влиятельный французский критик Октав Мирбо: Мирбо назвал «Принцессу Мален» шедевром, а ее автора сравнил с Шекспиром. Ободренный похвалой знаменитого критика, М. оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.

В последующие годы М. пишет символические пьесы. Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте.

В 1894 г. М. пишет три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри» и «Смерть Тентажиля». К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ.

В 1895 г. М. встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио М., оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в пьесах драматурга.

В 1896 г. М. и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж.

«Синяя птица» ,возможно, самая популярная пьеса М., была впервые поставлена в 1908 г. Станиславским в Московском Художественном театре; играли «Синюю птицу» и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. В этой пьесе М. возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х гг. «Синяя птица» завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, М. продолжает в пьесе-феерии «Обручение».

2 . В 1911 г. М. была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни М. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М. предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

Во время первой мировой войны М. попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в нее из-за возраста. Патриотическая деятельность драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в Соединенных Штатах. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 г. М. женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в «Синей птице». В последние годы жизни М. писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений.

B 1939 г., когда нацистская Германия угрожала Европе, М. переехал в Португалию. Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, М. вместе с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк «Пчельник» в 1947 г. М. умер 6 мая 1949 г. от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

Помимо Нобелевской премии, М. получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча св. Якова (1939). В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией М. обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор.

Звучит музыка Дж.Ласта «Одинокий пастух»

Слово учителя

?** Когда происходит действие пьесы?

( В Рождественскую ночь)

?** -Что это значит?

(Может произойти любое чудо).

?** Пьеса Метерлинка построена на мотиве поиска счастья -Синей птицы. Почему именно синей?

?** Что еще может символизировать Синяя птица?

(удачу, мечту, надежду, любовь).

Сейчас я предлагаю вам разбиться на две команды. Они будут называться «Мечта» и «Надежда». И мы вместе отправимся на поиски счастья с Морисом Метерлинком и героями его феерии.

Учащиеся берут карточки, на которых написаны названия команд, и занимают столы с табличками-названиями.

1 задание «ПРИДУМАЙ САМ НАЗВАНИЕ»

*Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

(Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.)

***Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

(за каждое удачно придуманное название и его обоснование - 1 балл )

2 задание «АУКЦИОН ГЕРОЕВ»

Вы прочли сказку, познакомились м её персонажами. Сейчас на листочках в течение двух минут вы запишете их имена, а потом будете их по очереди называть. Тот, кто назовёт персонаж последним, получит 3 балла )

3 задание «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛОТО»

Выбери героя в одной коробочке, а в другой – найди его характеристику.

(Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека.

Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки.

Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные.

Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная.

Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг.

Вода – героиня в платье голубовато-зеленоватого цвета , с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; и головном убор е из цветов и водор ослей или же из метелок камыша.

Душа Света – один из основных персонажей; в газовом платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи. )

4 задание «УРОКИ СЧАСТЬЯ РАЗНЫХ ДОРОГ»

?** Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

(Больной девочке.)

?** Чем она больна?

(Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.)

?** Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову зеленую шапочку, и он поворачивает алмаз один раз, другой Что происходит со всеми окружающими предметами?

?** Почему?

?** Каково значение слова друг?

?** А как повела себя кошка?

?** Каково лексическое значение слова коварство?

?** Почему кошка против похода за Синей птицей?

?** Почему именно кошке отведена такая роль?

?** Какой урок преподносит нам Метерлинк?

(Дружба и коварство всегда идут рядом. Нужно уметь отличать одно от другого.)

?** Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод . Каково представление о счастье у умерших?

(Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.)

?** Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены уроки счастья разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия.

1 команда выбирает табличку:

“Изучай и уважай прошлое.” - 5 баллов

?** Путешествие героев Царство Ночи. С кем встречаются герои в этой части?

(С болезнями, ужасами, войнами.)

?** Почему для всякого рода загадок, тайн, ужасов, болезней, воин выбран именно Дворец Ночи? Символом чего является Ночь?

?** Почему ничто не может остановить Тильтиля?

?** Какой символический смысл здесь носит мужество Тильтиля?

(Страх отступает перед Знанием, в Знании- сила.)

Но пойманные во Дворце Ночи синие птицы оказались мертвыми. Почему?

(И эта истина еще не последняя, и она не исчерпывает знания о мире

Нужно узнать что-то еще. И это что-то о кроется детям в Саду Блаженств.)

(В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.)

?** Откройте урок второй дорожки.

2 команда выбирает:

“Смело преодолевай препятствие.” - 5 баллов

?** Эпизод в лесу. Прочитаем по ролям отрывок из этой части .

На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?

(На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.)

?** Почему деревья не любят людей?

(Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.)

?** Какой же смысл этого эпизода?

(Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.)

?** Найдите дорожку счастья этого эпизода.

1 команда выбирает табличку:

“Человек должен жить в согласии с окружающим миром.” - 5баллов

?** Э пизод Сады Блаженств. Что такое блаженство?

(полное, невозмутимое счастье).

?** Почему Душа света торопится увести детей от тучных блаженств?

?** На смену тучным блаженствам появляются иные блаженства, которые связаны с духом. О каких истинных блаженствах вы узнали из пьесы?

(Блаженство солнечных дней.

Блаженство видеть зажигающиеся звезды.

Блаженство быть справедливым.

Блаженство быть добрым.

Блаженство созерцать прекрасное

Блаженство Материнской Любви. )

Выразительное чтение учителем наизусть отрывка из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей»

Трудно жить, навеки мать утратив.

Нет счастливей вас, чья мать жива!

Именем сестер моих и братьев

Вслушайтесь - молю! - в мои слова!

Как бы ни манил вас бег событий.

Как ни влек бы вас водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей - подобно мелу -

Выбелит ей косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова:

Знайте: дети ранят всех больней.

Мать уйдет, и не изгладить шрама,

Мать умрет, и боли не унять.

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

Чтобы в душу не проникла плесень,

Чтоб не стала наша жизнь темна,

Чтобы не забыть прекрасных песен,

Тех, в детстве пела нам она.

Объяснение ремарок пьесы

?** Объясните ремарку в действии 4. картине 9, стр. 436: «Другие радости, набежавшие отовсюду, приветствуют Радость Материнской Любви». Почему именно этой Радости такой почет?

?** Объясните реплику Материнской Любви: «все матери богаты. Если они любят своих детей…» (стр. 437)

?** Объясните реплику Материнской Любви: «Там, у нас, я очень занята, мне всегда некогда. Но и недосказанное можно услышать…» /стр. 437/. О чем недосказанном идет речь?

?** Почему дети не остались в Саду Блаженств?

(Им нужно было спешить за Синей птицей)

?** Выберите дорожку этой части.

2 команда выбирает:

“Надо жертвовать удовольствием для главного.” - 5 баллов

?** Царство будущего. Перескажите этот эпизод.

В чем смысл этого эпизода?

(Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.)

?** Почему детям так не терпится родиться?

?** Какой еще урок преподносит автор?

(Надежда на счастье нужна Человеку всегда, ведь без нее невозможно жить.)

?** Как вы думаете, случайно ли Метерлинк сделал царство будущего ярко-голубого, сказочно-голубого. волшебно- голубого цвета?

?** И вот синяя птица в руках у героев, но она опять поменяла окраску. Почему это произошло? Что это значит?

законченным, познание - процесс бесконечный. Остановка на пути познания

– это смерть познания. Синяя птица в клетке - символ именно такой остановки.

Счастье дается человеку именно в процессе бесконечного приближения

К абсолютной исти не.)

?** Выберите дорожку для этого эпизода.

Думай о будущем.”

?** Последний эпизод – Возвращение. Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?

(Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.)

?** Что же стало с больной девочкой?

(Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому

Что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.)

?** Прошел год с тех пор, как дети отправились в путь. Почему год, ведь всего прошла одна ночь?

?** Может быть,все это ребятам приснилось?

(Не это главное. Ведь порой нам снится то, что в жизни невозможно,

а жизнь преподносит то, что и не снилось. )

?** Каков символический смысл это й сказки?

(Надо уметь разглядеть счастье в простых домашних блаженствах,

Великой радости материнской любви.)

?** Подаренная больной девочке Синяя птица возвращает радость жизни, но тут же улетает. О чем это заставляет задуматься?

(Счастье нельзя удержать в клетке. Оно свободно как птица .

Счастье всегда с нами только не бойтесь его искать.)

Звучат песни «Разговор со счастьем» и «Птица счастья»

5 задание «АФОРИЗМЫ О СЧАСТЬЕ»

У чащиеся берут карточки с афоризмами о счастье и объясняют их.

6 задание «СИНЯЯ ПТИЦА»

С помощью красок, фломастеров, цветных карандашей изобразите свою Синюю птицу.

Слово учителя: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Учащиеся читают стихи:

Таня . Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Денис. Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Вика Ш. Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз?

Лена К. На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лариса. Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не пропустить!

Катя. Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта “прелесть” миновала вас.

Таня . А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце доброе у вас.

Лена К . Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

Вика Ш. И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!

Слово учителя

Несколько дней назад вы писали мини-сочинение «Счастье –это…» Послушайте общее определение счастья для нашего класса. (чтение отрывков из сочинений учащихся)

А в заключение, подведём итоги нашего конкурса. Какими бы ни получились эти итоги, ясно одно: победили мечты, надежды и, конечно же, счастье.

Звучат вальс Свиридова к фильму «Метель» и вальс к фильму «Мой ласковый и нежный зверь».