Станция метро тракторный завод. Станция метро тракторный завод Станция метро Тракторный завод

Район:

Партизанский

Тип:

Односводчатая

Количество платформ: Тип платформы:

Островная

Форма платформы: Архитекторы:

В. Крамаренко, О. Ладкин

Выход к улицам:

ул. Долгобродская, бульвар Тракторостроителей

Наземный транспорт: Работающие операторы
сотовой связи: «Тракторный завод» на Викискладе Тракторный завод (станция метро, Минск)

Расположение

Расположена между станциями «Пролетарская » и «Партизанская ».

История

Конструкция

Односводчатая станция мелкого заложения с двумя входными вестибюлями.

В основе конструкции - свод. Ведущая тема декора - торшеры, расположенные по центру платформы с определенным ритмом. Оригинальная форма торшеров многофункциональна. Это и освещение станции, и места для отдыха пассажиров, визуальная информация и размещение динамиков радиотрансляции.

Все вместе образует композицию, которая символизирует элементы тракторостроения. Это достигается художественным воплощением форм, которые ассоциируются с индустриальной динамикой. Степень подобного восприятия достигается при помощи вращения, что лежит в основе формообразования, а также разный подход к обработке хромированного металла, которым отделаны поверхности.

Торцы стен вестибюлей украшены декоративными композициями из металла. По художественному замыслу они воплощают элементы развития науки и техники, постепенно представляя процесс рождения и становления индустрии тракторного завода.

Цветовой колорит станции решен в сдержанной цветовой гамме, в которой преобладают белые и серые тона. Такая гамма способствует акцентированию темы металла, как доминирующей в образной характеристике станции.

Красный бор
оборотные тупики
Каменная горка
Кунцевщина
Спортивная
оборотные тупики
Пушкинская задел под ССВ на линию 3
оборотные тупики
Фрунзенская
Немига
ССВ на 2 путь линии 1 р.Свислочь
Первомайская Слепянская водн. система
Тракторный завод
оборотные тупики
Партизанская
Автозаводская
Могилёвская
Traktar 02.jpg - 7 ноября Преемник:
Автозаводская

Отрывок, характеризующий Тракторный завод (станция метро, Минск)

– Я правду говору, – улыбаясь сказал гусар.
– Всё о войне, – через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.
– А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, – прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.
– Это так.
И разговор опять сосредоточился – дамский на своем конце стола, мужской на своем.
– А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь!
– Спрошу, – отвечала Наташа.
Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.

vseslav пн, 05/23/2016 - 22:06

Станция «Тракторный завод»

Дата открытия: 11 августа 1978 года
Архитекторы станции: В. Спивачук, П. Чечельницкий, В. Кулик
Инженеры: П. Пашков, А. Варич, Т. Бишоф
Тип станции: односводчатая, мелкого заложения
Проектные названия: «ХТЗ», «ХТЗ-Лосево» («ХТЗ-Лосєве»)
Пассажиропоток: 12,7 тыс. в сутки (2015 г)

1. Описание станции

Станция открыта 11 августа 1978 г. в составе второго пускового участка первой линии Харьковского метрополитена «Московский проспект» – «Пролетарская» («Индустриальная»), состоящего из пяти станций: «Комсомольская» (ныне «Дворец спорта»), «Советской армии» (ныне «Армейская»), «Индустриальная» (ныне «Имени А.С. Масельского»), «Тракторный завод», «Пролетарская» (ныне «Индустриальная»). Их объединяют более смелые и разнообразные архитектурные образы, которые заметно изменились по сравнению с первой очередью. Основным назначением участка стала транспортная связь промышленных гигантов с центром города. Это единственный пусковой участок, строительство которого не было связано с тяжёлыми геологическими условиями. Открытие станции было приурочено к 60-летию ВЛКСМ.


Станция расположена в юго-восточной части города и обслуживает жилой район ХТЗ. Выходы в город через подземные переходы к Харьковскому тракторному заводу, железнодорожной станции «Лосево», к Московскому проспекту и проспекту Архитектора Алёшина, на улицу Лосевскую, к остановкам трамвая, троллейбуса, автобуса и маршрутных такси.

01. «Тракторный завод» – односводчатая станция, построенная из монолитного железобетона при помощи передвижной опалубки по слегка изменённому проекту харьковского односвода.

02. Оформление станции неразрывно связано с Харьковским тракторным заводом, от которого она получила своё название. На первый взгляд интерьер станции простой и неброский, однако при рассмотрении с платформы взгляду открываются необычные элементы архитектурного решения, которые делают станцию непохожей на все остальные. Восточный вестибюль станции «Тракторный завод» – сводчатого типа, а западный вестибюль – колонного. Так было сделано с расчётом на то, что через западный вестибюль будет проходить много пассажиров, в первую очередь сотрудников завода.

03. Свод станции имеет не гладкую, а каскадную поверхность и напоминает нанизанные друг на друга конусы. По форме свод является своеобразной аллюзией на промышленное покрытие типа «шеды» (ребристая литая поверхность тракторных колёс).

04. Благодаря такой особенности потолок станции «Тракторный завод» выглядит по-разному в зависимости от того, с какой стороны платформы находится наблюдатель. Со стороны западного вестибюля хорошо видны группы люминесцентных светильников, расположенных дугами в складах перепадов свода. Эти светильники обеспечивают основное освещение.

05. Со стороны восточного вестибюля видны обычные лампы накаливания, расставленные вдоль края перепада свода, но уже много лет они используются только для дежурного освещения. Пол выложен из чёрного лабрадорита и серого гранита месторождений Житомирской и Кировоградской области. Трапецеидальные линии на полу дополняют оформление свода и путевых стен.

06. Путевые стены станции «Тракторный завод» имеют каскадную форму и подобно своду разделены на секции длиной 6 метров. Для облицовки стен был использован мрамор «Газган» узбекистанского месторождения с небольшими вставками серого мрамора. Мрамор «Газган» примечателен тем, что его цвет может варьироваться от светло-жёлтого до почти чёрного. Секции путевой стены облицевали таким образом, чтобы цвет плавно перетекал из светло-жёлтого в серый.

07. Выступы путевых стен украшены латунными геральдическими деталями на заводскую тематику: шестерёнка с колосом, и эмблема самого тракторного завода.

08. Название станции и указатели на путевой стене, установленные в преддверии Евро-2012.

09. В результате оригинального оформления путевых стен создаётся эффект того, что станция расположена на значительном уклоне. Несмотря на то, что станция действительно расположена на уклоне (как и все станции метрополитена; её восточная сторона выше западной), этот уклон не настолько значительный, как может показаться на первый взгляд. На «Тракторном заводе» изредка можно встретить людей, кладущих на скамейку пальчиковые батарейки, дабы убедиться, что станция расположена не на наклоне.

10. Стены вестибюлей и перила лестниц также облицованы мрамором «Газган». Светильники в вестибюлях станции прикрывают литые декоративные композиции, продолжающие тему тракторостроения.

11. Вентиляционные решётки также сделаны в форме шестерёнок.

12. Станция в 2000-е годы.

13. Фотография путевой стены с прежними указателями.

14. 11 августа 1978 года на станции «Тракторный завод» состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию второго пускового участка Харьковского метрополитена. После этого движение было открыто.

15. Открывал митинг первый секретарь харьковского горкома Компартии Украины В. Подшивалов. С речью перед участниками митинга выступил первый секретарь харьковского обкома Компартии Украины И. Сахнюк.

16. Звучали слова благодарности метростроителям, проектировщикам, архитекторам, коллективам всех заводов, помогавших в строительстве метро, за огромный кропотливый труд и подарок для жителей Харькова.

17. В митинге приняли участие руководители города, области, метрополитена, а также почётные гости.

18. Поезд с надписью «Есть 2й участок первой очереди Харьковского метрополитена».

19. И. Сахнюк под аплодисменты собравшихся перерезает красную ленту.

20. Станция в первые дни после открытия.

21. Станция в 1980 году.

2. Строительство станции и проекты

Станция была сооружена открытым способом, в котловане. Конструкция односводчатой станции мелкого заложения была разработана институтом «Харьковметропроект». Проект такой станции вышел очень успешным, нашёл широкое применение и получил название «харьковский односвод».

Станция сооружалась из монолитного железобетона с применением широких самонесущих арматурных каркасов. Сам свод станции строился при помощи передвижной металлической опалубки, которая перемещалась по рельсам благодаря работе гидравлических домкратов. Как и на всех станциях второго пускового участка, перегонные тоннели сооружались подземным способом около Московского проспекта.

Грунты в этой местности представляют собой обыкновенные пески и глины, благодаря чему проходческий щит продвигался относительно легко и быстро. Сооружение станции «Тракторный завод» оказалось самым проблемным на втором пусковом участке из-за сильной разветвлённости подземных коммуникаций в этом районе. При сооружении перегона между станциями «Индустриальная» и «Тракторный завод» проходку пришлось прекратить из-за пересечения тоннелей с канализационными коллекторами ХТЗ. Проектом предусматривался их отвод через сооружаемый коллектор, но его строительство задерживалось более чем на год. Для обеспечения темпов строительства решили временно пропустить технологические воды завода через сооружаемые тоннели метрополитена. Практически без остановки завода кирпичный коллектор был заменён металлической трубой, пропущенной в специальном кожухе через тоннели. Ещё одним серьёзным камнем преткновения стал магистральный водопровод, который снабжает водой сам завод и жилые дома в этом районе. Перенос водопровода также очень сильно задерживался. Несмотря на эти обстоятельства, станция была сооружена оперативно и с опережением сроков. Перегонные тоннели «Индустриальная» - «Тракторный завод» были проложены всего за 9 месяцев.

22. Начальник участка и маркшейдер выполняют нивелировку на перегоне «Индустриальная» - «Тракторный завод».

23. Бригада изолировщиков в тоннеле около станции «Тракторный завод».

24. Так выглядел котлован станции «Тракторный завод».

25. Вязка арматуры для свода, сооружение платформенной части станции.

26. Главный инженер-конструктор А. Варич с визитом на стройплощадку для проведения технического надзора.

27. Бригада метростроителей в котловане станции после проведения сбойки.

28. Станция в ноябре 1977 года. На фотографии видны строительные леса, которые служат для облицовки конструкций, побелки свода и других работ.

29. Станция, построенная в конструкциях.

30. Станция за четыре месяца до открытия. Здесь потолок уже полностью готов и побелен.

31. Члены комплексной бригады подготавливают постоянные пути к сдаче.

32. Сооружение подземного перехода.

33. Пробный поезд на станции «Тракторный завод». 20 июля 1978 года.

34. Станция в последние дни перед открытием.

35.

36. Реализованный проект станции.

3. История и происхождение названия

Как очевидно из названия, станция была названа в честь Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе.

Строительство Харьковского тракторного завода было начато в апреле 1930 года и закончено в сентябре 1931 года. Одновременно с заводом строился посёлок ХТЗ, который изначально предназначался для работников завода, а впоследствии стал одним из крупнейших районов Харькова. Вначале на заводе было освоено производство колёсных, а затем гусеничных и газогенераторных тракторов. После начала Великой Отечественной войны на заводе было налажено производство лёгких танков, а когда линия фронта подобралась к Харькову, завод был эвакуирован в Алтайский Край, где на его базе был основан Алтайский тракторный завод.

После освобождения Харькова началось восстановление завода, и производство было возобновлено уже в 1944 году. Ассортимент выпускаемых тракторов и качество продукции постоянно повышались и совершенствовались, а в 1961 году начал работу учебный цех – центр трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Завод массово выпускал колёсные и гусеничные тракторы, а также специализированную технику: бульдозеры, кусторезы, снегоочистители, погрузчики, мотовозы, путевые машины и многое другое. Продукция завода хорошо себя зарекомендовала в сельском и коммунальном хозяйстве, в строительной сфере и различных отраслях промышленности. В 1980-е годы завод достиг своего расцвета – ежегодный выпуск продукции составлял около 70 тысяч тракторов, которые закупали в 36 странах мира.

В период экономической разрухи 1990-х годов завод попал в тяжелейшую ситуацию и был преобразован в открытое акционерное общество. Штат сотрудников и объём выпускаемой продукции сократились во много раз. Несмотря на это, завод продолжал создавать новые и модернизировать существующие модели тракторов.

За годы работы завод выпустил более трёх миллионов тракторов и другой тяжёлой специализированной техники, которая отличается надёжностью и высоким качеством исполнения. Помимо городов на постсоветском пространстве, продукция завода экспортировалась в страны Европы, Азии, Африки. К сожалению, сегодня завод переживает далеко не лучшие времена и близок к банкротству, но это уже совсем другая история…


Название: Тракторный завод
Линия: Автозаводская линия

Станция метро Тракторный завод

31 декабря 1990 г. Автозаводская линии получила продолжение – открылась станция метро «Тракторный завод» (по-белорусски Трактарны завод). Название станции дал расположенный рядом Минский тракторный завод.

Оформление

Проектировали и оформляли станцию архитекторы В. Крамаренко и О. Ладкин, а также художник В. Скормблевич.

В основе конструкции – свод. Ведущая тема декора – торшеры, расположенные по центру платформу с определенным ритмом. Конструкция станции сводчатая. Главной темой архитектурно-художественного решения пространства являются торшеры, расположенные в определенном ритме по центральной оси платформы. Оригинальная форма торшеров на самом деле многофункционально. Это и общее освещение платформы, и места для пассажиров, ожидающих электрички, и информативность (на них размещены указатели), и место для крепления динамиков для радиотрансляции.

Все в целом образует общую символическую композицию, представляющую элементы процесса тракторостроения. Достигается это работой с формой, ассоциативно связанных с индустриальной тематикой. Степень подобного восприятия достигается при помощи вращения, что лежит в основе формообразования, а также разный подход к обработке хромированного металла, которым отделаны поверхности.

Торцы стен вестибюлей украшены декоративными композициями из металла. По художественному замыслу они воплощают элементы развития науки и техники, постепенно представляя процесс рождения и становления индустрии тракторного завода.

В соответствии с общим замыслом было подобрано и колористическое решение. В сдержанной цветовой гамме доминируют серые и белые цвета, что позволяет расставить акценты в общей теме металла, преобладающей в композиции.

Техническая информация

Станция «Тракторный завод» мелкого заложения, односводчатая. Имеет два входных вестибюля. Выходы ведут на бульвар Тракторостроителей и улицу Долгобродскую.

Инфраструктура

Выйдя из метро, можно попасть на главную проходную МТЗ (Минского тракторного завода), выйти к Дому культуры МТЗ и к бульвару Тракторостроителей.