Крейсер варяг вооружение. Флагман ТОФ ракетный крейсер «Варяг

Встречая на океанских просторах ракетный крейсер «Варяг», американские военные корабли семафорят ему фразу «You’re Looking Good!», в переводе означающую «Хорошо выглядите!» Забыв о том, что перед ними судно вероятного противника, они выражают восхищение этим грозным судном, прозванным «убийцей авианосцев».

Особой приметой этого корабля (проект 1164) являются восемь направленных под углом вверх больших двойных контейнеров, по четыре с каждого борта. Они, конечно же, не для красоты, в каждом размещен комплекс «Вулкан» П-100. Это страшное оружие.

Залп, который может произвести ракетный крейсер «Варяг», смертелен для целой эскадры, составляющей авианесущую группу кораблей. «Волчья стая» из восьми пятитонных реактивных снарядов мчится к указанной цели, управляемая электронным мозгом. Как и положено, у этой «группы товарищей» есть свой вожак, дающий команды остальным семи участникам атаки. Именно он выбирает для себя самую крупную цель - флагманский авианосец - и раздает указания, куда лететь другим. В случае преждевременной гибели главной ракеты командование берет на себя следующая, которая на это момент окажется на наибольшей высоте. Только это вряд ли, сбить идущий со скоростью почти в 3000 км/ч и совершающий обманные маневры, очень трудно. А если учесть, что их восемь, и у каждого ядерный заряд…

Ракетный крейсер «Варяг», флагманский корабль Тихоокеанского флота, построен в Николаеве более тридцати лет назад. До 1996 он назывался «Червона Украина».

Первоначальный проект предусматривал шесть двойных пусковых контейнеров (три с каждого борта). Вмешательство адмирала Горшкова привело к изменению первоначального замысла в сторону увеличения огневой мощи. Командующий ВМФ повлиял и на состав артиллерийского вооружения: вместо автоматической А-100 на баке установили двуствольную АК-130. Водоизмещение увеличилось, несколько ухудшились ходовые характеристики, пришлось снизить боезапас. Насколько все эти меры улучшили боевые качества корабля, судить трудно, но факт остается фактом, и сегодня ракетный крейсер «Варяг» - одна из самых грозных боевых единиц в мире.

Тихоокеанского флоту довелось участвовать в походе к берегам Сомали (2011). Пираты вблизи африканского побережья препятствовали судоходству, создавая угрозу безопасности торговых моряков. Эскадру из нескольких кораблей возглавлял ракетный крейсер «Варяг». Фото российских судов опубликовали все печатные издания мира после проведения ими успешных операций, которые пресекли активность новоявленных корсаров. Противокорабельные комплексы в этом походе не понадобились, использовать их было бы так же рационально, как стрелять из пушек по воробьям. А вот артиллерия оказалась очень кстати.

В 1991 году Украина, как и все остальные республики СССР, перестала быть красной. Через пять лет экипаж предложил дать кораблю имя, прославленное еще в 1904. Тогда, во время Японской войны, непокоренный русский крейсер не опустил у Чемульпо и ушел на дно, не доставшись врагу. Подвиг последнего парада впечатлил немецкого поэта Рудольфа Грейца, сочинившего текст песни, ставшей неофициальным гимном Флота Российского. Гордое и дорогое имя унаследовал гвардейский ракетный крейсер «Варяг», разрезающий своим форштевнем океанские волны в XXI веке.

Авианосцы - величественные суда, которые символизируют военную мощь государства. Сегодня мы познакомимся с тяжелым авианесущим крейсером «Варяг», история которого была довольно интересной и запутанной. Создавалось судно в СССР, достраивалось на Украине, а сейчас стоит на вооружении Китая. А теперь обо всем по порядку. Начнем с истории создания корабля.

Начало строительства

4 декабря 1985 года Черноморский судостроительный завод спустил на воду головной крейсер проекта «11435». Освободившийся стапель (платформа для постройки) пустовал недолго - вскоре на нем заложили подобный ТАКР (тяжеловесный авианосный крейсер). Этот корабль получил название «Рига». В отличие от головного крейсера, построенного для Северного флота, новый ТАКР рассчитывался на применение Тихоокеанским флотом. Строился он по тому же проекту, что и головная модель, полное название которой, кстати говоря, звучит как «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Однако были некоторые корректировки. Главная из них - замена радиоэлектронного комплекса на более современный.

Спуск на воду

25 ноября 1988 года «Рига» была спущена на воду. Именно на плаву должна была завершиться стройка. 19 июня 1990 г. корабль получил новое имя - «Варяг». Авианесущий крейсер строился довольно стремительно, не отставая от графика. Однако в конце 1991 г., когда начался раздел Советского Союза, строительство остановилось. В 1992 г., когда корабль был готов на 68%, его законсервировали. Ни Россия, ни Украина не смогли продолжить финансирование проекта. Более того, его даже не удалось уберечь. Когда в 1993 году упразднили охрану корабля, оборудование начали разворовывать.

Продажа

Чтобы корабль принес хоть какую-то пользу, его решили продать на металлолом. В 1997 г. был объявлен международный тендер. Самая высокая цена - 20 млн. долларов - была предложена туристической фирмой, расположенной в португальской колонии Макао. В марте следующего года крейсер перешел в ее распоряжение. По данным компании, она собиралась использовать огромный корпус судна для создания плавающего развлекательного центра. Позже выяснилось, что фирма подставная. А сама колония Макао принадлежит Португалии на правах аренды до конца 1999 года. Таким образом, на сегодняшний день уже достоверно известно, что фактическим покупателем «Варяга» стали китайские военно-морские силы.

Буксировка судна

Чтобы отбуксировать столь крупное судно через три океана, понадобилось много денег и времени. Процедура усложнялась тем, что на корабль не были установлены силовые установки и системы управления. Из завода судно вывели в июне 2000 года. Из-за проблем с турецкими властями корабль оставался на буксировке в Черном море до ноября 2001 года. В Эгейском море судно попало в шторм и оторвалось от буксира. Через некоторое время сцепку воссоединили, и корабль отправился вокруг Африки через Гибралтар. Затем через Индийский океан и Сингапур он попал в Южно-Китайское море. 3 марта 2002 года, проделав путь в 15000 миль, «Варяг» был пришвартован в китайском порту Далянь.

Дальнейшая судьба

Так как судно продавалось в качестве металлолома, к нему не прилагалось какой-либо конструкторской и строительной документации. Поэтому на протяжении трех лет китайские инженеры изучали его. В 2005 году начались работы по достройке и реконструкции судна «Варяг». Авианесущий крейсер, по предварительным данным, должен был стать учебным судном для молодых пилотов. Неофициально говорилось, что «Варяг» будет переименован в «Ши Лан», в честь флотоводца, который в 1681 году захватил остров Тайвань.

Достройка и реконструкция

Советский авианесущий крейсер «Варяг» был изготовлен очень качественно. За время простоя он покрылся коррозией, однако главные части (корпус, обшивка, котлы и винты) сохранились в неплохом состоянии. Кабели, электрическое оборудование и все остальное, что можно было украсть, было унесено с корабля во время его хранения в Николаеве. Поэтому, чтобы привести судно в боевое состояние, китайцам пришлось осуществить огромную работу. Так как документами они не располагали, систему электрооборудования нужно было разрабатывать с нуля. А еще необходимо было снарядить крейсер вооружением. Делать это на готовом корабле было гораздо сложнее, чем создавать заново.

Китайским кораблестроителям стоит отдать должное. Они справились с задачей и в августе 2011 г. начались испытания ходовых характеристик авианосца. Практически год судно находилось на испытаниях в море и лишь иногда заходило в порт Даляня для устранения нареканий экипажа.

В начале сентября 2012 г. на борт крейсера погрузили боекомплект, для испытаний вооружения. Уже 25 сентября этого же года авианосец официально пополнил ряды ВМС Китая. В честь одной из китайских провинций корабль получил имя «Ляонин». С тех пор не было упоминаний об учебном статусе судна. Сегодня он, по всей видимости, считается полноценной боевой единицей.

Интересным является тот факт, что советский авианесущий крейсер служит в тех же водах, для которых изначально предназначался, только под другим флагом. Теперь разберем техническую сторону судна.

Вооружение

Крейсер не получил вооружение, которое должно было устанавливаться на него по советскому проекту. Он был оснащен минимальным набором оружия, необходимым для самообороны. Подобным образом оборудуются американские корабли такого класса.

Отечественные инженеры предполагают, что шахты под главный ударный комплекс корабля были демонтированы и переоборудованы под хранение топлива и боеприпасов для авиагруппы.

Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», фото которого выглядит очень впечатляюще, при достройке для ВМС Китая получил зенитное вооружение местного производства. По возможностям и составу оно в разы уступает тому, которое предполагалось по проекту. Что касается авиационного вооружения, то для своего авианосца Китай создал специальную версию истребителя J-11. Кстати говоря, данная модель является копией советского самолета Су-27. Переделанный J-11 получил новое имя - J-15.

Кроме самолетов, на палубе будут располагаться вертолеты Z-18 и Z-9. Для дальнего радиолокационного дозора КНР приобрела у России вертолеты Ка-31. В целом состав авиагруппы крейсера состоит из 24 многоцелевых истребителей, 6 противолодочных вертолетов, 4 вертолетов ДРЛО и 2 поисково-спасательных вертолетов.

Средства связи и остальное оборудование

На «Варяг» (авиационный крейсер, который так и не стал новой гордостью советских стран) при строительстве было решено поставить радиолокационный комплекс (РЛК) «Форум» вместо установленного на головной корабль «Марс-Пассата». Поэтому места под антенные посты «Марс-Пассата» были заделаны.

При достройке корабля в КНР на эти места установили антенные решетки РЛК типа 348 китайского производства. Таким образом, «Ляонин» даже сильнее схож с головным кораблем, чем несостоявшийся «Варяг». Авиационный крейсер также получил вращающуюся антенну китайской радиолокационной станции «Морской орел».

Что касается авиационно-технической части, то «Ляонин» сохранил все особенности, присущие советскому проекту. Среди них стоит выделить: три стартовые позиции с газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплин вместо катапульт, оптическую систему посадки, а также четыре аэрофинишера тросового типа с гидравлическими машинами для тормозов.

В кормовой части корабля, у левой кромки, по американскому образцу установлен открытый пост руководителя визуальной посадки. В советских ТАКР пост представляет собой остекленную закрытую рубку, которая лучше подходит для Северного и Дальневосточного климата.

Служба

В 1991 году в Советском Союзе начали формирование экипажа для строящегося крейсера. Уже был назначен командир корабля. Им стал Владимир Высоцкий. Ранее мужчина командовал судном «Минск». В 1993 году экипаж расформировали.

С 4 ноября 2012 года вступивший на вооружение авианосец «Ляонин» стал местом для тренировки летчиков морской специализации и испытаний истребителя J-15. 5 ноября этого же года, впервые в истории Китая, была осуществлена посадка самолета на палубу корабля с зацепом троса.

В декабре 2013 года один из кораблей «Ляонинского» эскорта едва ли не столкнулся в Южно-Китайском море с американским крейсером USS Cowpens. Обе стороны обвинили в недоразумении друг друга.

7 ноября 2014 г. на крейсере «Ляонин» побывал министр обороны Америки Чак Хейгел. Приезжая с официальным визитом в КНР, он попросил о возможности взглянуть на первый китайский авианосец. После двухчасовой экскурсии по кораблю Хейгел положительно описал уровень профессиональной подготовки экипажа крейсера. Однако, по его словам, китайцам еще есть чему поучиться в области палубной авиации.

В сентябре 2015 года в ряде СМИ сообщалось, что «Ляонин» прибыл в Средиземное море и ошвартовался в Сирийском порту Тартус. Предполагается, что эта новость является не более чем дезинформацией. Дело в том, что столь габаритный корабль практически невозможно провести незамеченным через Индийский и Тихий океаны.

Корабль в искусстве

«Варяг» - авианесущий крейсер, который до 2000 года стоял в Николаеве около достроечной стенки, стал основой для сюжета фантастической повести «Командировка». Сюжет развернулся вокруг вымышленного недостроенного авианосца «Дмитрий Пожарский». Он с советских времен отстаивался в городе Приморск, а позже был выставлен на продажу. Согласно повести, выстрел из пушки крейсера в 2017 году стал причиной вооруженного восстания, целью которого было возвращение советской власти.

Фантастический рассказ «Операция Копье» А.И. Первушина также издавался под названием «Крейсер Варяг». Авианесущий крейсер, характеристики которого мы сегодня рассмотрели, по сюжету повести был формально продан туристической фирме, а на самом деле отправился к берегам Антарктиды для поиска магического артефакта. В походе кораблю противостояла авианосная группа военно-морских сил Америки, которая также хотела отыскать сокровище.

Вот так авианесущий крейсер «Варяг», фото которого вызывает некоторую грусть, стал олицетворением непонятной для творческих и простых людей геополитики.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, какой непростой была история корабля «Варяг». Авианесущий крейсер, описание которого теперь нам известно, мог бы стать достоянием советской, российской или украинской армии, если бы из-за халатности не был ничтожно продан стратегическим соперникам.

Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.

Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».


Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.

1. Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.

2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

5. На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).

6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.

7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

11. «Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

14. Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

19. Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

20. Корабельный котэ - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.

Ракетный крейсер «Червона Украина» выходит на испытания, 1988-1989 годы.

– Третий корабль проекта 1164 – ракетный крейсер «Червона Украина» заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе «Имени 61-го коммунара». По ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны Краснознаменного Черноморского флота корабль назван в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь. Спущен на воду 27 июля 1982 года.

Скорость хода – до 34 узлов. Дальность плавания – 9 тыс. миль (17,5 тыс. км, или почти полэкватора). Экипаж – 416 человек. Вместо штатных ПКР «Базальт» ракетный крейсер несет на борту 16 противокорабельных ракет 3М-70 «Вулкан», ракетный комплекс «Форт», спаренную 130-миллиметровую артустановку, два зенитных ракетных комплекса «Оса» (80 ракет), шесть шестиствольных 30-миллиметровых автоматов, два пятитрубных торпедных аппарата, два реактивных бомбомета, гидроакустическую станцию «Платина» с буксируемым устройством, вертолет Ка-27.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2″.

Разработка комплекса П-1000 «Вулкан» была начата в соответствии с правительственным постановлением от 17 мая 1979 года в связи с постоянным ростом радиуса действия ударной палубной авиации ВМС США .Комплекс ПКР «Вулкан» (П-1000) поступил на вооружение в 1987 году. Противокорабельная крылатая ракет 3М-70 имела аналогичный П-500 турбореактивный двигатель, однако за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов (в частности, титановых сплавов), а также ослабления броневой защиты, имела увеличенную до 700 км дальность.

Ракета комплекса «Вулкан» разительно отличается от своей предшественницы за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов

Аналогичная замена ПКР «Базальт» на ПКР «Вулкан» предполагалась и для предыдущих кораблей проекта, что впоследствии и было произведено на крейсере «Москва» во время его модернизации, а также с 2011 года идет процесс модернизации «Маршала Устинова». Перезарядка комплекса «Вулкан» производится только на базах кораблей, так как представляетсобой довольно трудоемкую операцию. Серийное производство ракет 3М-70 велось на ПО «Стрела» (г. Оренбург).

Если говорить коротко, то ПКРК П-1000 «Вулкан» — это сильно усовершенствованный «Базальт». Комплекс «Базальт» был модернизирован и принят на вооружение 13.10.1987, но уже под названием «Вулкан», откуда следует, что РКР пр. 1164 вооружены «Вулканом» и только «Вулканом» .

Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета. По неизвестным причинам (экономического, политического, технического или производственного характера) ПКРК «Вулкан» был установлен на крейсера 1164-го проекта в усечённом виде — без замены стеклопластиковых пусковых установок СМ-248 на новые из жаропрочных сплавов, позволяющие использовать ракеты 3М70 со стартово-разгонными РДТТ новой конструкции.

Ракетный крейсер «Варяг» имеет жаропрочные пусковые установки. Но учитывая, что ПКР с мощными стартовиками пока/ещё не производятся, по прежнему применяются, то п о этой причине, РКР «Маршал Устинов» имеет на вооружении ПКРК «Вулкан» с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса «Базальт». В связи с вышеизложенным. остается предполагать, что дальность действия ПКРК «Вулкан» на сегодняшний день либо такая же, как у «Базальта» (550 км), либо (по некоторым данным) на 150 км больше за счёт уменьшения массы ракеты.

Фактически на ракетных крейсерах пр. 1164 применяется ПКРК «Вулкан» с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса «Базальт»

01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович. С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания. 25 декабря 1989 года принят в состав ВМФ СССР. 07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.

Ракетный крейсер «Червона Украина» в период перехода на ТОФ, 1990 год. Автор Муратов В.Н.

С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.
С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг. Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 — 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска — Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября). 04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.

В связи с переделом флота после распада СССР, 09 февраля 1996 года ракетный крейсер “Червона Украина” приказом Главнокомандующего ВМФ, знаменитого ельцинского «реформатора», адмирала Флота Феликса Громова переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг” . Ракетный крейсер стал последним достойным приемником славного имени легендарного крейсера «Варяг» времен русско-японской войны 1905г. Причем одноимённый авианесущий крейсер проекта 1143.5 « Варяг», который так никогда и не заступил на боевую службу российского флота, в это время ещё не был продан на металлолом и не принадлежал Таиланду.

В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. «Варяг» объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
В 1997г. крейсере «Варяг» участвовал в учебном походе в Корею и Японию. Впервые на флоте в качестве члена команды был священнослужитель. Им стал Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 года выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень — списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым надводным кораблем КТОФ.

Ракетный крейсер «Варяг». Выполнение ракетной стрельбы комплексом «Вулкан». Автор фотографии В. Аньков, Муратов В.Н.

В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай — Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
В мае 2001 года крейсер посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С 2002 года ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» стал флагманом Тихоокеанского флота взамен тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Адмирал Лазарев». С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе.

В 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз Главнокомандующего ВМФ.

Ракетный крейсер «Варяг» отправляется в поход в Южную Корею, 3 февраля 2004 года. Автор фотографии Саяпин Владимир

С 10 по 15 февраля 2004 года кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея. В апреле 2004 года в ходе командно-штабных учений КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.

В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе отряда боевых кораблей (БПК «Адмирал Пантелеев», БПК «Адмирал Трибуц», танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) — порт Сингапур- порт Джакарта — порт Саттахип — порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005″. Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами. В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.

В 2006 году флагмана ТОФ – гвардейский ракетный крейсер «Варяг» поставлен для планового ремонта в стены Дальзавода. В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса. В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт. Ремонт планировали произвести быстро. Но в связи с отсутствием на кризисном Дальзаводе (как, впрочем, и на всех предприятиях ВПК РФ) квалифицированных судостроителей быстрый плановый ремонт растянулся почти на два года. В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».

После ремонта и восстановления ходовой части ракетный крейсер «Варяг» под командованием гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко принял участие в ходовых испытаниях. Во время одного из выходов с завода на акваторию залива Петра Великого «Варяг», как в лучшие былые годы, развил максимальную крейсерскую скорость — 32,5 узла. Военные моряки, соскучившись у причальной стенки по настоящей боевой работе в море, даже в эти считанные дни зарядились позитивным настроем. Ведь до ходовых испытаний целый призыв матросов и старшин вынужден был обучаться морской науке только на тренажерах да во время корабельных тренировок по специальности.

Командир отделения операторов группы управления зенитно-ракетного дивизиона гвардии матрос Николай Иванов, призванный на флот из Свердловской области осенью 2006 года заявил, что « …он совсем по-другому почувствовал себя, едва корабль, наконец вышел из завода в море. Захотелось сполна хлебнуть морской романтики, появились мысли о заключении контракта после завершения срочной службы «.

Командир гвардейского ракетного корабля «Варяг» (2008г.) гвардии капитан 1 ранга ЭДУАРД МОСКАЛЕНКО: «Нынешний ремонт – первый за всю 18-летнюю жизнь ракетного крейсера. Заводчане провели плановую замену всех двигателей, камбузного оборудования, бытовых систем – душевых, гальюнов. Если измерять такой ремонт денежными капиталовложениями, то обошелся он государству примерно в 350 миллионов рублей. Основная нагрузка легла на дальзаводчан, но свою лепту в восстановление «Варяга» внесли и десятки других оборонных предприятий России. Могу сказать одно: с честью выполнена огромная работа, и теперь наш «Варяг» технически в отличной форме, что показали его ходовые испытания в море. Этим ремонтом кораблю продлена полноценная служба по меньшей мере еще лет на пятнадцать. Причем практически без ограничения мореплавания. Мы даже в период столь продолжительного ремонта старались держать полный штат корабля, чтобы личный состав в условиях стоянки в доке поддерживал свои заведования в нормальном состоянии, изучал функциональные обязанности по специальности. С сокращенным экипажем всего не сделаешь: хозяйство-то обширное!Во время первых выходов в море моряки отработали вахты, все элементы швартовки. Так что скоро крейсер займет свое привычное место флагманского корабля. И ни одно важное событие на флоте – будь-то военный парад или крупномасштабное учение в океане – без него не обойдется».

Во время одного из выходов с завода на акваторию залива Петра Великого «Варяг», как в лучшие былые годы, развил максимальную крейсерскую скорость — 32,5 узла. Военные моряки, соскучившись у причальной стенки по настоящей боевой работе в море, даже в эти считанные дни зарядились позитивным настроем. Ведь до ходовых испытаний целый призыв матросов и старшин вынужден был обучаться морской науке только на тренажерах да во время корабельных тренировок по специальности. По словам командира отделения операторов группы управления зенитно-ракетного дивизиона гвардии матроса Николая Иванова, призванного на флот из Свердловской области осенью 2006 года, он совсем по-другому почувствовал себя, едва корабль наконец вышел из завода в море. Захотелось сполна хлебнуть морской романтики, появились мысли о заключении контракта после завершения срочной службы.

Одним из самых значимых событий 2008 года для «варяжцев» стало 9 февраля, когда они отметили сразу две памятные даты: 104-ю годовщину героического сражения и гибели крейсера «Варяг» в Русско-японской войне и день подъема гвардейского флага.104 года назад, 9 февраля 1904 года, прадедушка флагмана ТОФ – крейсер «Варяг» императорского флота – после жестокого сражения с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо был затоплен его командой. Так что ввод в строй нового «Варяга» именно к этой знаменательной дате в его истории – главная задача для всего экипажа.

В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1″. В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности. В октябре 2008 года гвардейский РКР «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде. По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.

Заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота (2008г.) контр-адмирал АНДРЕЙ ВОЙТОВИЧ: «Для всех нас, военных моряков-тихоокеанцев, возвращение гвардейского ракетного крейсера «Варяг» в боевой строй – событие исключительно важное и по-человечески радостное. Еще бы! Сразу заметно возрастает мощь флота. Не случайно по классификации НАТО этот класс российских боевых кораблей прозвали убийцами авианосцев. Наш «Варяг» вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать крупные надводные и наземные цели на значительном удалении. Кроме того, в его арсенале – реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Уверен, флагманский корабль еще не раз напомнит о себе участием в крупномасштабных учениях и дальних походах. Сегодня со страниц центральных газет чаще звучит имя гвардейского ракетного крейсера «Москва» с Черноморского флота, который на днях громко заявил о себе в Атлантике. Уверен: скоро в центре внимания будет тихоокеанский «Варяг».

Ракетный крейсер «Варяг» на 33 причале бухты Золотой Рог перед выходом в Китай для участия в военно-морском параде в Жёлтом море в честь 60-летия ВМС НОАК, 13 апреля 2009 года. Автор фотографии Муратов В.Н.

В апреле 2009 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС Народно-освободительной армии Китая.

Ракетный крейсер «Варяг» в Циндао во время мероприятий в честь 60-летия ВМС НОАК, 20 апреля 2009 года

В октябре – декабре 2009 года ГРК «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин. По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.

Ракетный крейсер «Варяг». Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000

В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско. Президент России Дмитрий Медведев посетил 23 июня ракетный крейсер «Варяг», который в эти дни находится в Сан-Франциско с неофициальным дружеским визитом. Глава государства поднялся на борт флагмана Тихоокеанского флота перед тем, как отправиться в Кремниевую долину.

Контр-адмирал Владимир Касатонов доложил президенту и главнокомандующему Вооруженными силами РФ Д. Медведеву о задачах, которые выполнили российские моряки во время дальнего похода, и мероприятиях, в которых они приняли участие в Сан-Франциско. Президент осмотрел ракетный крейсер и пообщался с командой

ГРК «Варяг», 2010 год

В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».

Стрельба ракетой зенитного комплекса С-300Ф «Форт» по ракете-мишени «Саман», сентябрь 2011г. Фотографии сделаны Вадимом Савицким

Ракета 9М33 «Осы-М» после старта. ГРК «Варяг», сентябрь 2011г.

В апреле-мае 2011г. ГРК «Варяг» участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2011» в акватории Желтого моря с заходом в порт Циндао.

В сентябре - декабре 2011г. во главе отряда кораблей ТОФ «Варяг» выполнил задачи боевой службы в Тихом океане с заходами в военно-морскую базу Майдзуру (Япония) — здесь приняли участие в совместном учении с морскими силами самообороны Японии по поиску и спасению терпящего бедствие корабля, Апра (остров Гуам, США) – здесь приняли участие в российско-американских антитеррористических учениях «Тихоокеанский орел-2011″, а далее, неофициальный визит в Ванкувер (Канада).

С 23 по 27 апреля 2012г. совместно с БПК «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц» и кораблями снабжения ГРК «Варяг» принял участие в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2012» в Желтом море.

Группа военных кораблей во главе с флагманским кораблем Тихоокеанского флота ВМС РФ гвардейским ракетным крейсером «Варяг» прибыла в Китай для участия в китайско-российских совместных военно-морских учений «Морское взаимодействие-2012″

В начале 2013г. он прошел плановый ремонт на «Дальзаводе». С 5 по 12 июля 2013г. участвовал в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2013» в Японском море. Далее крейсер возглавит постоянное оперативное соединение ВМФ в Средиземном море, сменив ракетный крейсер ЧФ РКР «Москва». 07 сентября 2013г. принял участия в праздновании 100-летия ВМС Австралии в Сиднее.

04 ноября 2013г. выполняет боевую задачу в Средиземном море, и заходит с дружественным визитом в Египет, порт Александрия.

В период с 20 по 26 мая 2014г. ГРК «Варяг» принимал участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие — 2014». В ходе учений российская эскадра посетила Шанхай.

С 15 по 19 июля 2014г. корабль принял участие в российско-индийских учениях «Индра-2014» в Японском море.

В сентябре 2014г. принял участие в масштабных учениях «Восток-2014».

В ноябре 2014г., в преддверии австралийского саммита «G20» к берегам Австралии прибыли два отряда кораблей тихоокеанского флота во главе с крейсером «Варяг», для обеспечения безопасности президента РФ В.В. Путина.

Бортовые номера ГРК «Варяг»: 119(1989), 031(09.1990), 011(1994)

На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков

Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая РЛС «Волна» антенного поста управления стрельбой ЗРК «Форт»

Матросская столовая

Офицерская кают-кампания на ГРК «Варяг»

Приготовление хлеба

Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор б/н от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор б/н от 08 февраля 2011 года).

ГРК «Варяг» во Владивостоке, вид от памятника Муравьёву-Амурскому