Статистический анализ фонда библиотеки. Изучение библиотечного фонда: показатели, их суть и значение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "электронный документ" в рамках библиотечного дела. Классификация электронных документов, их место в сфере библиотечного фонда. Цели и задачи создания фонда на электронных носителях. Критерии отбора электронных документов в фонд библиотеки.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Понятие сохранности и защиты библиотечного фонда. Группы факторов, влияющий на физическое состояние документа. Санитарно-гигиенический, температурно-влажностный и световой режимы хранения библиотечного фонда. Стабилизация и реставрация документов.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Основные понятия и определения дизайна. Главные средства дизайна библиотеки. Оборудование и оснащение библиотек. Дизайн функциональных зон библиотеки. Характеристика библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Безопасность фонда в технологических процессах его формирования. Принцип обязательного документационного оформления и сопровождения каждого технологического процесса. Ресурсы библиотеки, открытые свободному доступу. Проблемы обеспечения авторского права.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Изучение основных принципов комплектования библиотечного фонда - наиболее общих требований к отбору печатных изданий в фонд библиотеки. Особенности его видов: текущее, ретроспективное, рекомплектование. Дифференцированный учёт документов. Формы учёта.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: характер, содержание, организационно-правовые формы, штатное расписание, структура. Документный фонд библиотеки: специфика, нормативы комплектования и рекомплектования, обеспечение сохранности.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

Одним из важнейших аспектов управления деятельностью по формированию документного фонда является проблема обеспе-чения качества документного фонда как ее конечного результата.

В библиотечной практике анализ качества документного фонда проводится давно. Его принято называть «изучением библиотечного фонда». В ходе изучения фонда осуществляется сбор и анализ информации о его состоянии и использовании, и на этой основе дается оценка оптимальности состава документного фонда, выявляются отклонения и принимаются решения по их регулированию.

Для изучения документных фондов принято использовать следующие методы:

Повседневное наблюдение при работе с фондом;

Статистический анализ;

Социологические методы;

Библиографический метод.

Повседневное наблюдение является наименее затратным методом изучения фонда. Его осуществляют сотрудники, работающие с фондом на разных технологических участках — в подразделениях комплектования и обработки документов, в хранилищах на обслуживании пользователей.

Метод предполагает:

Быстрое ознакомление с содержанием документа при обработке поступлений, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов. Это позволяет работнику лучше знать состав фонда, свободно ориентироваться в фонде, быстро находить документ по запросу, рекомендовать документы из фонда в ответ на неопределенный запрос пользователя. На основе такого ознакомления принимается множество оперативных решений по корректировке размещения и по продвижению документа пользователю;

Наблюдение за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отделы документы. Благодаря этому можно выявить документы повышенного спроса, недостаточную или избыточную экземплярность документов, малоспрашиваемые и незаслуженно забытые издания, чтобы отрегулировать процессы пополнения фонда, вторичного отбора и перераспределения фондов. Кроме того, сотрудники, осуществляющие выдачу документов из фонда, могут персонифицировать спрос на отдельные документы, отслеживать, какие группы пользователей имеют интерес к той или иной части документного фонда. Все это дает важную информацию для корректировки состава фонда;

Наблюдение за отказами по различным причинам (выдано, нет на месте, нет в фонде и т. п.). Повседневное наблюдение помогает отслеживать различные ситуации, приводящие к отказам, выявлять типичные сбои и ошибки на различных этапах формирования фонда, приводящие к отказам на отдельные документы, а также оперативно исправлять их, своевременно диагностировать и снимать неудовлетворенность пользователя;

Наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов, которое позволяет своевременно принимать меры по реставрации ветхих или испорченных документов ментов, по замене документов, пришедших в негодность. Кроме того, оно помогает оперативно выявлять возникающие проблемы сохранности документов в фонде, чтобы пресекать действия вредоносных факторов.


Метод повседневного наблюдения прост и эффективен, поскольку при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Однако его непременным условием становится желание сотрудников осуществлять наблюдения и корректировки, стремиться к повышению качества документного фонда. Поэтому результативность данного метода напрямую зависит от профессионализма и мотивированности сотрудников. Его недостатком является субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности. Для снижения субъективности необходимо одновременно применять и другие методы оценки качества фонда.

Значительно большей объективностью обладает метод статистического анализа, который базируется на количественных данных о состоянии и использовании документного фонда, собранных в результате сплошного учета фонда и фактов его использования.

Количественные данные, полученные в результате суммирования данных учета, называются абсолютными (базовыми) показателями.

К абсолютным показателям относятся все количественные данные, регистрируемые в Книге суммарного учета фонда:

Объем фонда в экземплярах, или общее количество документов в фонде;

Объем фонда в названиях, который характеризует информационное разнообразие фонда;

Объемы подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам и др.;

Объем новых поступлений, т. е. количество документов, поступивших в фонд в течение определенного периода, а также объемы поступлений по отдельным видам документов, по отраслям, по языкам, источникам комплектования и др.;

Количество выбывших из фонда документов, в том числе по видам документов, по отраслям, по языкам, причинам выбытия и др.

К абсолютным показателям относятся и статистические данные, полученные в результате учета фактов использования документов из фонда. Основным показателем использования документного фонда является выдача (книговыдача, документо-выдача) — это количество документов, выданных из фонда пользователям. Объемы выдачи также разделяют по видам документов, по отраслям, по языкам и другим признакам (частная книговыдача) — по аналогии с объемами подфондов. Это позволяет анализировать состояние и использование отдельных подфондов и производить более тонкую настройку каждого раздела фонда.

В анализе документного фонда и его использования применяется также показатель количества пользователей, характеризующий диапазон его востребованности. Кроме общего количества пользователей, желательно количественно отслеживать потоки потребителей, обращающихся в отдельные подфонды. Благодаря этому можно оценивать востребованность каждого подфонда. Дифференциация данных показателей по различным признакам (полу, возрасту, уровню образования, категориям специалистов и пр.) помогает выявить соотношение пользовательских групп, предпочитающих те или иные разделы фонда.

Абсолютные показатели одного вида можно сравнивать друг с другом, выстраивать на их основе графики, выявляя тенденции роста или спада в показателях фонда и его использования. Однако оценить качество фонда и оптимальность его состава непосредственно по абсолютным показателям невозможно. Поэтому в статистическом анализе используются и относительные показатели.

Относительные показатели рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам, поэтому иногда их называют «расчетными». «Относительными» их называют потому, что в них количественно выражаются отношения двух сравниваемых между собой показателей, например, объема фонда и количества пользователей или объема фонда и объема новых поступлений и т. д. Как правило, относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения, и выражаются в коэффициентах (кратных отношениях) или процентах, а в некоторых случаях — именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя).

Их преимущество перед абсолютными показателями состоит в том, что они устанавливают соотношение между различными явлениями и позволяют наблюдать и сравнивать их соотносительность в разных фондах или подфондах. При значительных различиях в абсолютных показателях (ситуация несопоставимости) относительные показатели могут оказаться близкими по значению. Например, в одном из документных фондов при объеме 2 тыс. экз. выдается в год 4 тыс. экз., в другом фонде объем составляет 100 тыс. экз., и в год выдается 200 тыс. экз. — какой из этих фондов оптимальнее? При всем различии абсолютных величин, характеризующих фонд и выдачу документов (в 50 раз!), соотношение величин в каждом из них оказывается одинаковым: объем книговыдачи в 2 раза превышает объем фонда. Это означает, что каждый документ из фонда был выдан в течение года в среднем 2 раза (показатель обращаемости фонда).

Таким образом, относительные показатели не только помогают увидеть зависимость между объемом фонда и книговыдачи (либо другими показателями), но и позволяют сопоставлять состояние и использование различных фондов. Для многих из них разрабатываются нормативы, которые устанавливают приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствует об имеющихся проблемах в фонде. Так, если показатель обращаемости фонда ниже нормативного, то это говорит о том, что фонд имеет низкую востребованность, значительная часть документов в нем не пользуется спросом.

Если же показатель обращаемости фонда оказывается выше нормативного, то это свидетельствует о сверхактивном использовании фонда. Такая ситуация не только приводит к быстрому изнашиванию документов, но и побуждает работников строго ограничивать сроки пользования документом. В конечном итоге это сигнал о том, что документов недостаточно для полноценного обслуживания потребителей. Различают относительные показатели состава (состояния), развития и использования документного фонда.

Состав документного фонда характеризуют книгообеспеченность, показатели удельного веса каждого подфонда и коэффициент полноты комплектования. Книгообеспеченность показывает, сколько в среднем документов из фонда приходится на одного пользователя. Если этот показатель низок, то вводятся ограничения на пользование документами в связи с тем, что их недостаточно для удовлетворения поступающих запросов. Все это снижает удовлетворенность потребителя и, соответственно, качественные свойства фонда. Значительное превышение норматива книгообеспеченности снижает эффективность формирования документного фонда, поскольку большая доля пассивного фонда не приносит пользы, но требует затрат на ее содержание.

Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Расчет удельного веса каждого из подфондов позволяет получить представление о структуре фонда, о количественном соотношении между подфондами, предусматривает сравнение строения разных подфондов. При сопоставлении с удельным весом книговыдачи из данного фонда становится возможным оценка его укомплектованности, способности удовлетворять запросы по своему профилю. Благодаря такому анализу выявляются наиболее проблемные и наиболее качественные разделы данного документного фонда. Расчет удельного веса поступлений/выбытий по отраслям, типам документов или другим основаниям структурирования позволит изучать структуру новых поступлений или анализировать потоки выбывающих документов. Структуру новых поступлений и/или структурное распределение выбывающих документов по различным признакам сопоставляют между собой или со структурой документного фонда в целом, что позволяет наблюдать пропорциональность развития разных подфондов.

Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. Как известно, лишь ограниченное число документных фондов/подфондов стремится к исчерпывающей полноте, и соответственно данный показатель в них должен составлять 100%. В других фондах степень полноты колеблется от справочной (20%) до максимально релевантной (75%). В соответствии с особенностями профиля можно рассчитывать этот показатель по отдельным видам/типам документов и даже отдельным темам, поскольку в разных фондах/под фондах акценты полноты могут расставляться со значительной долей детализации.

Для получения количественных показателей документопотока производят его статистическое мониторинговое исследование на основе текущих библиографических изданий по профилю фонда. Для сопоставимости показателей фонда и документопотока следует выбирать один и тот же период для изучения. Наиболее актуальными считаются новые документы, вышедшие в течение последних 3-5 лет, которые и следует выявить в фонде и в документном потоке. Но при желании хронологические границы исследования можно расширить.

Для статистической оценки качества документного фонда большое значение имеют относительные показатели использования фонда.

Как уже известно, одним из показателей полноты фонда является удовлетворенный пользовательский спрос. Для оценки оптимальности полноты как важного потребительского свойства документного фонда рассчитывается удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов). В соответствии с критерием оптимальности Парето соотношение удовлетворенных запросов и отказов должно составлять 80% : 20%. Если в документном фонде такое соотношение поддерживается, то он является оптимально качественным.

Показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования документного фонда, а, следовательно, его востребованность. В этом смысле могут быть отнесены к показателям качества фонда.

Относительные показатели развития документного фонда характеризуют темпы и пропорции обновления его состава. Документный фонд должен изменяться в соответствии с развитием информационных потребностей и тенденциями спроса. Поэтому оценка полученных показателей производится в сравнении с динамикой изменений других показателей — прежде всего с количеством пользователей. Большое значение придается равномерной поступательности роста, отсутствию резких колебаний в темпах роста и прироста, которые служат свидетельством того, что все возникающие ситуации находятся под контролем, являются управляемыми.

Потребительские свойства документного фонда отражает показатель обновляемости фонда. Традиционный подход к пониманию обновляемости трактует ее как удельный вес (долю) новых поступлений в общем объеме фонда. Этот показатель позволят контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться. Другой подход к определению обновляемости рассматривает период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет. Но данный подход неприменим к фондам, в составе которого имеются документы «вечного хранения».

Качество документного фонда характеризует и уровень представленности в фонде новых документов. В Модельном стандарте публичной библиотеки определяется доля новых документов в составе фонда, которая должна быть не менее 50% от объема фонда. Однако этот норматив также может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей профиля.

Таким образом, почти все нормативы относительных показателей документного фонда в настоящее время носят рекомендательный, ориентирующий характер. При выборе имеющихся нормативов следует иметь в виду ограниченность их действия. Прежде всего, они разрабатываются для документных фондов определенного типа. Наибольшее распространение получили нормативы для публичных (ранее — массовых библиотек). Это связано с их численным преобладанием и широкой аудиторией их пользователей. Нормативы для фондов массовых библиотек ориентировались в первую очередь на эффективность использования фондов. Для современных публичных библиотек актуальны задачи существенного улучшения их материально-технической базы и увеличения объемов финансирования со стороны государственных и муниципальных органов. Поэтому новые нормативы задают повышенные требования, прежде всего, к ресурсной стороне формирования документных фондов. В этой связи наблюдается тенденция к росту некоторых нормативных показателей, например, норматива книгообеспеченности.

Для других документных фондов нормативы публичных библиотек могут быть неприемлемы. К примеру, книгообеспеченность учебных фондов рассчитывается исходя из других оснований (количество учебников на 1 учащегося), поэтому традиционно рассчитанная книгообеспеченность здесь будет во много раз превышена. В справочно-библиографическом фонде показатель книгообеспеченности не имеет принципиального значения, потому что использование документов в них кратковременно. Для оценки его качества важнее коэффициент полноты комплектования.

Показатель обращаемости в научном фонде объективно ниже, чем в публичной библиотеке, поскольку спрос на документы в них более индивидуализирован; здесь меньше типовых запросов, и при этом они не отличается массовостью. В фонде периодических изданий читаемость всегда выше, чем в книжном фонде или в фонотеке. При использовании сетевых ресурсов она увеличивается многократно в связи с высоким уровнем информационного шума при поиске по запросу.

Все сказанное приводит к выводу, что для каждого отдельного фонда может разрабатываться собственный стандарт оценки качества, в котором должны быть учтены целевые особенности фонда, его профиль и требования пользователей данного фонда.

Метод статистического анализа предусматривает сравнение показателей документного фонда, полученных в результате учета и/или расчета, с другими, принятыми в качестве эталона: базового уровня. В результате выявляются отклонения от оптимального состояния и функционирования фонда.

В качестве эталона сравнения обычно служат нормативные показатели, которые становятся идеальными количественными моделями фонда. Поэтому в первую очередь оценка качества фонда производится путем сопоставления реальных показателей со стандартами и нормативами.

Значительное распространение получил сравнительный анализ текущих показателей и аналогичных показателей данного фонда за предыдущие периоды (год, квартал, месяц и пр.). Он позволяет делать выводы о том, какие изменения происходят в фонде в последние годы. Если эти изменения позитивны, то необходимо их поддерживать и усиливать; если же наблюдаются негативные тенденции в развитии фонда, то требуются решения по противодействию им.

Интересную информацию дает сравнение статистических показателей данного фонда с аналогичными показателями фонда других библиотек и информационных служб. При сравнении с показателями однотипных фондов выявляются возможности повышения эффективности деятельности по формированию использованию фонда. Сравнение с показателями фондов, имеющих другие задачи и состав, способствует более глубокому пониманию происходящих процессов и механизмов востребованности документных фондов.

Однако наиболее глубокие выводы позволяет сделать комплексный анализ документного фонда. Для этого сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели фонда. В результате выявляются наиболее влиятельные факторы, определяющие ситуацию.

Особенно показательно сопоставление величин обращаемости (Об), читаемости (Ч) и книгообеспеченности (Ко). Например, в результате расчетов получено следующее соотношение данных показателей: Об = 6,5; Ч = 16; Ко = 8,4. Как видим, уровень книгообеспеченности соответствует минимальной норме, читаемость тоже отвечает нормативным требованиям, однако высок показатель обращаемости. Очевидно, что в данном фонде катастрофически не хватает документов и при использовании применяются сдерживающие ограничения по количеству выдаваемых документов и по срокам пользования ими. Вывод: требуется докомплектование данного фонда.

Другой пример: Об = 0,7; Ч = 21; Ко = 31. Как видим, читательская активность достаточно высока, но фонд явно перенасыщен (высокая книгообеспеченность и низкий уровень обращаемости фонда). Можно говорить о том, что значительная часть фонда пассивна. Такая ситуация обычно характерна для научных фондов. Главной проблемой в данном фонде является дефицит помещений для хранения фонда.

Таким образом, статистический анализ является средством распознавания проблемных ситуаций в фонде, которые снижают его качественные свойства.

С помощью статистического анализа можно диагностировать следующие проблемы:

Несоответствие фонда/подфонда запросам пользователей (масштабы неудовлетворенного спроса);

Наличие пассивных частей фонда;

Несоответствие отраслевой структуры фонда структуре спроса;

Нарушения в нормальном развитии фонда и др.

Кроме того, статистический анализ может служить обоснованием для определения плановых показателей деятельности и выявления скрытых резервов для повышения эффективности использования фонда.

В оценке качества документного фонда все большее значение приобретают социологические методы. Они предполагают изучение мнений пользователей о данном фонде, служат для выявления их удовлетворенности документным фондом. Благодаря этим методам выявляется уникальная информация, которую невозможно получить другими способами, но без нее понимание проблем качества документного фонда оказалось бы неполным.

Самыми распространенными из социологических методов являются опросы — анкетирование, интервьюирование. Их достоинством является то, что потребитель имеет возможность непосредственно высказать свое мнение о том, что ему нравится или не нравится. Однако требуется большое мастерство для того, чтобы побудить его это сделать откровенно и по существу. Принято считать, что главным недостатком результатов опросов является субъективность суждений, которую в социологии снижают через расширение круга респондентов, когда статистические погрешности становятся не слишком значительными.

При оценке качества фонда единичные мнения столь же значимы, как ответы большинства, поскольку, отвечая на вопросы анкеты или интервьюера, лишь немногие пользователи готовы формулировать причины своей неудовлетворенности. Большая же часть респондентов скрывает теневые стороны своих мнений за стандартными и вежливыми ответами или отговорками. Поэтому очень распространена ситуация, когда статистика ответов рисует позитивную картину удовлетворенности пользователей, но реальная оценка качества, оставаясь за границами опросов, определяет нежелательное поведение потребителей по отношению к данному фонду.

Другой формой узнать мнение пользователей о фонде является предоставление им возможности вносить свои предложения по комплектованию. В некоторых автоматизированных информационных системах для библиотек и информационных служб создается специальный модуль в электронном каталоге, где пользователи могут записать название тех документов на разных носителях, которые им необходимы, но которые отсутствуют в фонде. Такой подход к выявлению отказов дает более объективную картину неудовлетворенного спроса, чем их учет работниками.

Разновидностью опроса является экспертный опрос, в котором респондентами и субъектами оценивания выступают эксперты. т. е. высококвалифицированные специалисты, компетентные в области, связанной с профилем данного документного фонда. Как правило, к экспертному оцениванию прибегают в том случае, когда невозможно непосредственное измерение процессов или явлений либо когда пользователи не могут быть достаточное компетентны для оценки документного фонда. Например, для оценки фонда детской литературы в качестве экспертов могут быть привлечены руководители детского чтения; для оценки учебного фонда — преподаватели данных предметов. Экспертные оценки содержания документа позволяют принимать решение о включении или, напротив, исключении того или иного документа из фонда. Данный метод целесообразно использовать также для оценки качества ядра фонда или его моделирования.

Процедура экспертной оценки предусматривает заполнение оценочного листа, в котором перечислены документы и/или некоторые важнейшие параметры для оценки данного фонда/подфонда: например, удобство расстановки документов, удобочитаемость документов, частота спроса на тот или иной документ, культура обслуживания пользователей, эстетичность среды и др.

Для оценки степени выраженности качественных свойств по данным параметрам могут использоваться различные оценочные шкалы:

Дихотомическая шкала, фиксирующая наличие или отсутствие того или иного свойства и предусматривающая выбор вариантов — «да/нет»,«+/-». Например, «удобно/неудобно», «соответствует/не соответствует»;

Ранговая шкала, применяемая в тех случаях, когда некоторый признак не может быть измерен, но объекты могут сравниваться между собой и упорядочиваться от более качественного к менее качественным. В этом случае эксперту предлагается упорядочить предложенный список объектов, понятий или суждений по определенному критерию — например, документов по степени ценности;

Сферическая шкала, в которой качественные свойства оцениваются по степени их выраженности у объекта. Например, при оценке интенсивности спроса на конкретный документ эксперт выбирает один из вариантов, характеризующих данный параметр: «постоянно», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Каждому варианту может быть присвоено определенное количество баллов, которые впоследствии суммируются. Благодаря этому, появляется возможность определить, насколько данный признак, по мнению экспертов, более или менее выражен у одного объекта по сравнению с другим. Разновидностью сферической шкалы является 5-10-100-балльная оценка свойств фонда.

Экспертные оценки основываются на суждениях отдельных людей, хотя и высокопрофессиональных, поэтому они в значительной степени субъективны. Объективность экспертного оценивания достигается путем специальных методов формирован групп экспертов, продуманных форм вопросов и ответов, компьютерной обработки результатов и пр.

Электронные каталоги открывают новые возможности ведения наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей. Для совершенствования качества фонда можно проследить, сколько и каких документов реально может найти в каталоге пользователь по той или иной рубрике. Аналогично можно выявлять лидеров спроса среди отдельных документов, которые были выбраны при поиске по запросу, и оценивать соответствие их экземплярности реальному спросу.

В некоторых ситуациях целесообразно использовать метод выборочного наблюдения. Например, в течение определенного периода учитывать запросы и книговыдачу по определенной теме, которая не включена в параметры сплошного учета выдачи. Полученная информация прояснит положение дел в той или иной нетипичной ситуации и поможет принять обоснованное решение по ее исправлению.

Аналогичные цели достигаются с помощью анализа формуляров пользователей, поскольку это позволяет выявить выдачу по отдельным темам или видам документов и при этом соотнести ее с отдельными группами пользователей. Благодаря этому появляется возможность выявлять предпочтения тех или иных групп пользователей и частоту спроса на отдельные документы, если не используется других способов его учета. Преимущество анализа формуляров перед методом выборочного наблюдения состоит в том, что доступны более длительные периоды наблюдения, позволяющие выявлять тенденции и делать надежны выводы.

В выявлении пользовательских предпочтений можно использовать метод эксперимента. В науке данный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) применяется для выявления причинно-следственных связей или проверки гипотезы путем пробного воспроизведения объекта или ситуации. В качестве эксперимента можно использовать перестановку, выделение временного подфонда, организацию выставки с документами определенного типа или содержания для того, чтобы понаблюдать за информационным поведением пользователей, а после этого принимать решения по совершенствованию фонда. Надежность выводов обеспечивается учетом наблюдаемых фактов до и после введения изменений либо на основе сравнения поведения экспериментальной и контрольной групп.

Библиографический метод изучения фонда состоит в том, что состав фонда сверяется с внешним профильным документопотоком и выявляются лакуны и дезидераты. На практике происходит сопоставление текущих библиографических указателей (в том числе государственных, научно-вспомогательных, издательских и книготорговых), в которых отображаются документы по профилю фонда, с каталогом, отражающим состав фонда. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный недостаток — в его трудоемкости. Некоторые документопотоки недостаточно полно регистрируются и отражаются библиографически. Зачастую такая информация бывает труднодоступна. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.

Таким образом, все рассмотренные методы решают более широкий спектр задач, помимо оценки качества фонда. Их эффективность повышается, если они, помимо выполнения контролирующей функции, ориентированы также и на своевременные корректирующие действия. Однако ограничения, свойственные каждому из методов, обусловливают необходимость использования их в комплексе, а относительный характер качества фонда требует систематичности в их применении.

Литература :

1. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 270-285.

Цель работы - изучить состав и
использование фонда библиотеки с целью
прогнозирования его развития и
планирования комплектования.
Под изучением фонда понимается научное
познание состава, использования, динамики
библиотечного фонда с целью повышения его
соответствия задачам библиотеки,
информационным потребностям абонентов,
эффективности использования.

Комплекс специальных методов
изучения библиотечного фонда включает:
Статистические методы,
Библиографические методы,
Социологические методы,
Математическое моделирование,
Графические методы и т.д.
Чаще всего изучать фонд начинают со
статистических показателей.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:

Величина документного фонда – Ф;
Объем новых поступлений – Пн;
Объем выбытия – Фв;
Обновляемость – Н;
Книговыдача – В;
Число читателей – А;
Обращаемость – О;
Книгообеспеченность – К;
Читаемость – Ч;
Темпы роста – Тр.

В ходе статистического изучения
применяются различные приемы и
методы:
группировка,
сравнение,
анализ по отклонениям показателей,
динамический анализ и т. д.
Наиболее распространенным
приемом является сравнение, которое
позволяет выявить отклонение
показателей.

Основные данные о фонде
содержатся в следующих документах:
Книга суммарного учета,
Дневник работы библиотеки,
Тетрадь регистрации читателей,
Тетрадь учета отказов читателей,
Годовой статистический отчет.

Величина фонда

Вычислить оптимальную величину фонда
можно по формуле:
Ф = А×Копт,
где Ф – величина фонда,
А – число пользователей,
Копт – оптимальная книгообеспеченность
пользователя (она составляет 8 – 12
документов).

Библиотечный фонд можно считать
укомплектованным оптимально и по
составу и по величине, если им
удовлетворяется около 75 % общего
числа требований по профилю фонда
библиотеки.
Для успешной работы библиотеки
важно систематически наполнять фонд
новой литературой. На издания
последних 3-5 лет приходится основной
информационный потенциал фонда, они
чаще спрашиваются и выдаются.

Книговыдача

Узнать общую книговыдачу документов
можно из «Дневника работы библиотеки».
Книговыдачу можно вычислить по
формуле:
В = А×Ч,
где В – книговыдача,
А – число читателей,
Ч – читаемость.

10.

Необходимо отметить, что при увеличении
объема фонда и читательского спроса
книговыдача может расти, но действительное
использование фондов и степень
удовлетворения читательского спроса
останется на прежнем уровне.
Это произойдет, если библиотека будет
комплектоваться не профильной литературой
или документами не отвечающими запросам
пользователей.

11. Число читателей

Узнать число пользователей
библиотеки можно из Тетради
регистрации читателей или из Дневника
работы библиотеки.

12. Обращаемость

Обращаемость показывает
интенсивность использования
библиотечного фонда. Она вычисляется
по формуле:
О = В / Ф,
где О – обращаемость,
В – книговыдача,
Ф – величина фонда

13.

Верхняя граница оптимальной
обращаемости – 3, нижняя граница – 2.
Низкая обращаемость тревожный
сигнал, показывающий неблагополучное
положение, которое вызвано либо тем,
что фонд не отвечает задачам
библиотеки, либо имеет излишнюю
дублетность или содержит много
устаревших документов.

14.

Пассивную часть фонда необходимо
освобождать от дублетных,
малоспрашиваемых и устаревших изданий,
так как переизбыток таких книг приведет к
снижению обращаемости фонда.
Часть ветхих изданий можно
отреставрировать, усилить пропаганду
незаслуженно забытых книг, используя,
например, такие формы массовой работы
как обзор и книжная выставка.

15. Книгообеспеченность

Книгообеспеченность означает
среднее число книг, приходящихся на
одного пользователя библиотеки.
Она вычисляется по формуле:
К = Ф / А,
где К – книгообеспеченность,
Ф – величина фонда,
А – число пользователей.

16.

Если в числителе данной формулы
взять фонд отраслевого отдела, можно
получить книгообеспеченность по данной
отрасли.
По книгообеспеченности пользователя
можно судить достаточно ли в библиотеке
книг для обеспечения запросов.
Оптимальная книгообеспеченность на
одного пользователя 8 – 12 документов.

17.

Излишне высокая
книгообеспеченность ведет к
снижению обращаемости, в итоге к
омертвению фонда.
Если книгообеспеченность совсем
низкая, значит, фонд не имеет
достаточного запаса прочности, то есть
реальным, а тем более потенциальным
читателям не хватает документов.
Нужно принимать меры для пополнения
фонда, улучшения его качественного
состава.

18. Читаемость

Читаемость определяют числом документов,
выданных одному читателю за определенный
отрезок времени.
Данный показатель можно вычислить по
формуле:
Ч = В / А,
где Ч – читаемость,
В – книговыдача,
А – число читателей.

19.

Если показатель читаемости низкий,
это может означать, что в библиотеке
мало интересных и нужных читателям
документов или, что основная масса
изданий не соответствуют профилю
библиотеки, а также реальным
потребностям и запросам
пользователей.

20. Коэффициент соответствия

Коэффициент соответствия
рассчитывается только по отраслевым
отделам. Его можно вычислить по
формуле:
Кс = В% / Ф%,
где Кс – коэффициент соответствия,
В% - книговыдача в процентах,
Ф% - величина документного фонда в
процентах.

21. Темп роста

Для анализа динамики книжного фонда,
книговыдачи и числа читателей
рассчитывается темп роста:
1) фонда,
2) книговыдачи,
3) читателей.
Темп роста вычисляется по формуле:
Тр = значение показателя за последующий год
/ значение показателя за предшествующий
год

22. Темп роста

Коэффициент роста книжного фонда
составляет:
Трфонда = Величина фонда за последующий год /
Величина фонда за предшествующий год
Трчитателей = Число читателей за последующий год /
Число читателей за предшествующий год
Тркниговыдачи = Книговыдача за последующий год /
Книговыдачу за предшествующий год

23.

Если темпы роста читателей и книговыдачи
не отстают от темпов роста книжного фонда,
это расценивается как положительное
явление.
Если темпы роста читателей и книговыдачи
находятся на одном уровне, то можно
сделать вывод, что увеличение книговыдачи
произошло в основном за счет увеличения
числа читателей, следовательно фонд
используется не интенсивно.
Могут сложиться и другие ситуации.

24. Процент отраслевой литературы в фонде рассчитывается с помощью коэффициента соответствия (Кс)

Кс = Книговыдача (В) % /
Величину фонда (Ф) %
Активно используемые отделы, Кс которых
колеблется от 0,8 до 1,3.
Пассивно используемые отделы, Кс
которых ниже 0,8.
Сверхактивные – Кс которых выше 1,3.

25.

При низких темпах роста основных
показателей требуется принять
управленческие решения по формированию
имиджа библиотеки, усилению работы по
продвижению книги путем проведения
мероприятий вне стен библиотеки,
улучшение как индивидуальной, так и
массовой работы с читателями, привлечение
удаленных пользователей,
совершенствование информационной
работы и т. д.Постоянно растущие цены на книжную
продукцию, подписку на периодические
издания, библиотечную технику сильно
тормозят пополнение фонда библиотек.
Необходимо увеличение государственного и
внебюджетного финансирования.
Расширение круга спонсоров,
благотворительная помощь, развитие
сотрудничества с книготорговыми
организациями.Низкая книгообеспеченность
в библиотеках свидетельствует о
недостаточном ассортименте документов
для читателей. Во многих библиотеках
больший процент от всего фонда составляет
его пассивная часть, а именно:
незаслуженно забытые, устаревшие по
содержанию, непрофильные, ветхие,
дублетные, узкого спроса документы.Библиотека должна своевременно
списывать устаревшую, не пользующуюся
спросом литературу. Искусственное
сдерживание вывода из фонда изданий,
переставших пользоваться спросом,
приводит к падению эффективности
использования фонда, к образованию его
пассивной части.Документы из пассивной части фонда
нужно всячески пропагандировать:
отражать в информационных и
библиографических изданиях библиотеки;
использовать при массовой и
индивидуальной работе с читателями.Если поступления новой литературы в
фонд незначительны, то и динамика роста
фонда минимальна, а обновляемость
фонда низкая или даже нулевая. Такая
ситуация приводит к качественному и
количественному ухудшению фонда,
возрастает количество отказов.При низком и сверхинтенсивном
использовании фонда, необходимо
увеличить объем фонда, чтобы
предоставить читателям более широкий
круг изданий, что в дальнейшем приведет к
повышению читаемости. Но это станет
возможным только, если фонд
действительно соответствует потребностям
пользователей.
Фонд библиотеки включает в себя литературу по различным отраслям знаний, художественную литературу, справочную и учебную. Кроме традиционных источников информации в фонде присутствуют электронные учебные издания по различным предметам. В фонде присутствуют книги различных лет издания, от 1950г. до 2012г. Основная часть книг издана в 70-90 годах прошлого века. Современная литература в фонде присутствует. Обновляемость фонда - средняя.

^ Поступление литературы за 2012-2013 уч. год.


Фонд

Прибыло

Выбыло

Стало

Основная литература

23

0

23

Электронные издания

Периодические издания

15 экз.

0

15 экз.

Итого

38 экз.

экз.

38 экз.

Количество периодических изданий уменьшилось. В прошлом учебном году выписывалось 16 наименований газет и журналов: для воспитанников -11, для педагогов и администрации – 4 экз., библиотековедческих – 1 экз. В этом учебном году в связи с сокращением финансирования выписывалось во втором полугодии - 10 наименования газет и журналов. В том числе для воспитанников -7 , для педагогов- 2, библиотековедческих- 1.

Энциклопедии, справочники, словари насчитывают более двухсот экземпляров. Это современные энциклопедии серии «Аванта+», школьные энциклопедии по всем предметам, и многие другие. Дети в основном работают со справочной литературой в библиотеке на абонементе, частично выдается для работы в группы.

^ Количественный состав фонда:


Общественно-политическая литература

139 экз.

Естествознание, математика и медицина

143 экз.

Техника

41 экз.

Искусство и спорт

69 экз.

Художественная литература

543 экз.

Литература для младших читателей

180 экз.

Методическая литература

159 экз.

Справочная литература

206 экз.

Нетрадиционные носители информации

250 экз.

Итого

1730 экз.

Типологический состав фонда:

  • Книжный фонд

  • Методический фонд

  • Справочный фонд

  • Фонд электронных носителей

  • Фонд периодических изданий

  • Краеведение
Фонд краеведческой литературы включает:

  • Справочные издания

  • Издания по различным отраслям знаний

  • Художественная литература

  • Периодические издания («Хабаровские вести», «Тихоокеанская звезда», «Хабаровская неделя»)
Небольшая часть это старая литература. В последнее время появились и новые книги: «Книга Памяти» в 4-х томах, «Черный тюльпан», «Медведь на гербе Хабаровского края», «Хабаровск-доблесть земляков», «Строим город, в котором живем» (Хабаровску – 150), «Хабаровск – столица Дальневосточного Федерального округа» и др.

^ Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация :

Книга суммарного учета фонда библиотеки;

Инвентарные книги (2 штуки);

Папка «Акты на списание» (2 штуки);

Алфавитный каталог основного фонда;

Читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда открыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана.

^ Обслуживание читателей

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных нетрадиционных носителей информации, посещений и книговыдачи.

Книговыдача


  1. Общественно-политическая литература - 296 ед.

  2. Естествознание, математика, медицина - 197 ед.

  3. Техника – 42 ед.

  4. Искусство и спорт – 55 ед.

  5. Художественная литература – 869 ед.

  6. Детская литература – 1095 ед.

  7. Нетрадиционные носители информации – 72 ед.

  8. Прочая литература – 1070 ед.

  9. Периодика – 1295 ед.
Как читают наши дети? По моим наблюдениям младшие читатели (2,3 группы) читают больше старших воспитанников – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе для досугового чтения. Очень любят младшие школьники периодические издания «Мурзилка», «Детская энциклопедия», «Детская газета», «Отчего и почему?», «Свирелька», «Простоквашино», «Маруся» и др. За последнее время наблюдается спад читательской активности, особенно среди детей старшего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они отдают предпочтение использованию компьютера.

Снизился спрос на литературу по педагогике. Это объяснимо: за последние годы фонд не обновлялся, педагоги приобретают литературу за свой счет, а также они активно используют Интернет-ресурсы.

Отмечается востребованность педагогами в педагогической деятельности периодических изданий: газетная периодика, «Завуч», «Воспитание школьника», «Педсовет», «Детский дом», «Домашняя энциклопедия», «Мальчишки и девчонки», «Читаем, учимся, играем», «Воспитание и обучение для детей в отклонении в развитии» и др. (Горшкова Е.П., ст. педагог доп. образования, Парамонова С.В., учитель-логопед, педагоги Службы: Плотникова Е.В., Попова В.С., администрация учреждения: Перелякина Н.Л., директор, Жолобова Е.В., зам. директора по УВР, Бычкова Н.И., воспитатель).

Книговыдача показывает, что наиболее спрашиваемая литература:


  • естественнонаучная, в том числе и периодика

  • художественная литература

  • детская литература

  • спрашиваемой является литература по истории и обществознанию, информация на нетрадиционных носителях.
В библиотеке оформлены папки «Локальные документы библиотеки», где размещены: «Положение о библиотеке», «Правила пользования библиотекой». Это позволяет пользователям, правильно пользоваться своими правами и знать о мерах ответственности за нарушение правил пользования библиотечными ресурсами.

Библиотечное обслуживание

Основные формы индивидуального обслуживания :


  • беседа при записи в библиотеку,

  • беседа при выдаче документов,

  • беседа о прочитанном;

  • анализ читательских формуляров,

  • индивидуальный час чтения,

  • диагностическое анкетирование и т. д.
Беседы о прочитанных книгах проходят на абонементе систематически, уделяется внимание детям, которые плохо читают и из группы риска, с вновь прибывшими воспитанниками. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для младших воспитанников, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста читателя, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Во время индивидуального часа чтения организуется работа по чтению с читателем (практикуется с детьми из 2,3 групп, с учетом их интересов и желания). Можно отметить таких воспитанников из числа активных пользователей библиотеки: Якимов В., Теплоухова К., Джайлов А., Здельников И., Заболотский И., Шмукста А., Казенец Р. (записался в библиотеку в летний период), Одерихина В., (активный читатель периодики) и т.д.

Основные формы группового и массового обслуживания :


  • книжные выставки,

  • открытые просмотры новой литературы,

  • тематические папки,

  • библиографические списки,

  • конкурсы («Проба пера», «Чтецов», конкурс презентаций и т.п.),

  • обзоры книг,

  • литературные встречи как праздники общения «(Неделя книги», «БиблиоНочь»),

  • викторины и др. ,

  • участие в общих мероприятиях детского дома,

  • в работах МО, педсоветах и т.п.
В этом учебном году в библиотеке были оформлено 14 выставок и тематических подборок, таких как:

  • «День мира». Выставка была оформлена для читателей на абонементе (сентябрь).

  • «75 лет Хабаровскому краю». Выставка посвящена юбилею нашего края, его культуре и литературе. (постоянная выставка).

  • «Творчество С.Маршака» (ноябрь). Для младших читателей.

  • «Твои любимы журналы» (январь). Выставка посвящена Дню печати (январь).

  • «Что значит Родину защищать?». К Дню защитника Отечества, на абонементе (февраль).

  • «О подвиге, о доблести, о славе». Для воспитанников группы 5, проведение воспитательного часа (по запросу воспитателя Лисаковской Н.Г.)

  • «День космонавтики» (апрель). На абонементе.

  • «И помнит мир спасенный». Выставка посвящена Победе в Великой Отечественной войне. Выставка оформлена на абонементе (май).
Дополнительно оформлялись выставки репродукций и информационный материал к выставкам: «День библиотеки», «Новый год шагает по Планете», «День печати», «День птиц», «Мир, труд, май», «Великая Победа», «Великие битвы Вов» и др..

В библиотеке постоянно действуют тематические папки, оформлены буклеты, которые помогают при выборе литературы, при работе на компьютере: «Аннотированные и рекомендательные списки» (для разных групп читателей), «Добрые советы», «Советы психолога», «Как подготовить пересказ литературного произведения», «Советы читающему», «Советы при работе на компьютере», «Как подготовить презентацию» и др.

^ Воспитание информационной культуры личности учащихся осуществляется через библиотечные уроки. А также тематические подборки: «Книга и её создатели», «Как выбрать книгу в библиотеке», «О старинных библиотеках», «Как подготовить пересказ», «Как написать отзыв» «Твои первые энциклопедии» и др.

^ Формы работы библиотеки по распространению ББЗ и развитию культуры чтения:


  • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой.

  • групповые консультации, беседы об информационной системе библиотеки.

  • экскурсия по библиотеке.

  • проведение практических индивидуальных Интернет-часов по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов (включая Интернет).
Формы и методы обучения усложняются и совершенствуются. Естественно, что в связи с этим повышается роль и значение библиотеки. Она становится центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала воспитанников, а библиотекарь – партнером педагогов в решении этой важнейшей педагогической задачи. Наша библиотека, сохраняя традиции, ищет новые, современные формы работы с книгой, в помощь образовательному процессу детского дома. Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение книги.

В библиотеке организуются массовые мероприятия, ставящие своей целью, как привлечение к чтению учащихся, расширяющие их кругозор: проводятся библиотечные часы, Неделя книги, «БиблиоНочь» и т.п.

Информационная среда нашей детского дома начинает формироваться с оформления подписки на периодические издания. Благодаря периодическим изданиям в библиотеке оформляются книжные выставки, делаются тематические подборки литературы к воспитательным и библиотечным часам, составляются информационно – рекомендательные списки литературы к педсоветам и МО. Только очень жаль, что средств на периодические издания с каждым годом выделяется все меньше.

Отделом книгохранения был проведен анализ состояния книжного фонда в помощь работе учителя.

Основная цель данного анализа – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:

    выявление эффективности использования данной части книжного фонда;

    освобождение фонда от малоиспользуемой, устаревшей по содержанию, дублетной и ветхой литературы;

    определение круга изданий, которыми необходимо пополнить фонд библиотеки.

    выявления незаслуженно забытых книг.

В ходе анализа были использованы специальные методы изучения библиотечного фонда – статистический, библиографический и социологический.
Информационной основой для первого этапа изучения фонда является статистика. Статистический метод дал объективное представление о величине, составе фонда по данной теме, что позволило определить КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ, ОБРАЩАЕМОСТЬ и ЧИТАЕМОСТЬ.

Эти показатели позволили выявить достоинства и недостатки комплектования, определить как активно используемую читателями часть фонда, так и ее пассивную часть.

Основная часть фонда в помощь работе учителя собрана в педагогическом отделе, отделе искусств, зале иностранной литературы и в основном книгохранилище.

За отчетный период выдано 2290 экземпляров книг и периодики, причем большая часть книговыдач пришлась на педагогический отдел и зал иностранной литературы. Для удобства проведения статистического изучения фонда были использованы соответствующие обозначения и формулы расчета отдельных показателей: Ф - величина фонда, В - книговыдача, А -число читателей, О - обращаемость, К - книгообеспеченность, Ч - читаемость.

Формулы для расчета отдельных показателей:

К = Ф: А
О =В: Ф
Ч = В: А

Всего в библиотеке по данной теме представлено 2227 экземпляров книг и более 70 названий газет и журналов. По отделам библиотеки фонд распределен следующим образом:

педагогический отдел - 1452 экз.
отдел искусств, ЗИЛ - 445 экз.
отдел книгохранения - 330 экз.
итого - 2227экз.

Таким образом, при общем количестве читателей-педагогов 180 человек и книговыдаче за 2010 год 2290 экз. можно сделать расчеты:

книгообеспеченность - 2227:180=12,3
обращаемость фонда - 2290:2227=1,03
читаемость - 2290:180=12,7

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что книжный фонд по данной теме укомплектован достаточно полно. Однако есть необходимость освобождения его пассивной части от дублетных и устаревших изданий, так как переизбыток таких книг привел к снижению обращаемости фонда.

Библиографический метод позволил проанализировать изучаемый фонд при помощи систематического каталога, который в данном случае выступает как библиографическое пособие. Рекомендательные списки, библиографические пособия, которые раньше информировали читателей о лучших изданиях и новинках, в настоящее время в библиотеке представлены в недостаточном количестве. Для того, чтобы выявить, все ли достойные внимания книги, изданные в последние годы, приобретены в фонд библиотеки, были изучены сигнальные списки газеты «Книжное обозрение» за 2009 – 2010 годы. В результате выявлены отсутствующие в библиотеке книги, которые полезно было бы иметь в фонде библиотеки:


Гурин Ю. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2010г.
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие.- М.: Оникс, 2010 г.

Поэзия Серебряного века в школе: книга для учителя.- М.: Дрофа, 2010г.
Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. - М.: БИНОМ, 2010 г.
Юшков А. Загадки природы: рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками.- СПб.: Речь; Сфера, 2009г.

Кроме того, желательно, по возможности, приобрести книги прошлых лет издания, которые отмечены в «Тетрадях отказов»:


Амонашвили Ш. Обучение. Оценка. Отметка.
Караковский А. Любимые мои ученики.
Грачева А. Современная школа.
Лихачев Д. Школа на Васильевском.

Социологический метод позволил получить точное представление об использовании данного раздела фонда при непосредственном контакте с читателями (беседы, отзывы о прочитанных изданиях и т.д.). Кроме того, были проанализированы читательские формуляры, читательские требования, что позволило определить круг литературы и периодики, пользующейся повышенным спросом.

В педагогическом отделе:

Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании.
Воспитание младшего школьника
Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы.
Работа с родителями.
Ситаров В.А. Дидактика.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.
Книги серий «Я иду на урок», «Праздник в школе», «Деятельность классного
руководителя», «Писатель в школе».

Газеты: «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок», приложения к газете «Первое сентября» по отдельным предметам.

Журналы: «Здоровье школьника», «Литература в школе, « Начальная школа», «Современный
урок» и т.д.

В отделе искусств повышенным спросом пользовались книги:
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.
Маслова Л.П. Педагогика искусства.
Афонькин О.Ф. Уроки оригами в школе.
Радынрва О.П. Музыкальное воспитание школьника.
Журналы: «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальный Руководитель».

В зале иностранной литературы активно использовались книги по отдельным зарубежным городам и странам, книги и журналы на иностранных языках, по методике преподавания иностранного языка в школе.

В отделе книгохранения по « читательским требованиям» наиболее часто выдавались книги:

Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.
Извозчиков В.А. Решение задач по физике на компьютере.
Потапов М.К. Алгебра и начала мат. анализа. Книга для учителя.
Райков Б.Е. Зоологические экскурсии.
Газеты и журналы по отдельным школьным предметам.

В качестве выводов.

В ходе изучения библиотечного фонда в помощь работе учителя установлено, что в целом фонд по данной теме укомплектован достаточно полно, отказов в выдаче немного, очень хорошая подборка периодических изданий. Однако есть необходимость доукомплектовать фонд некоторыми актуальными изданиями (см.выше).

Имеется пассивная часть фонда, требующая пристального внимания со стороны библиотекарей. Необходимо освободить фонд от малоспрашиваемой и устаревшей по содержанию литературы, часть ветхих изданий отреставрировать, усилить пропаганду выявленных незаслуженно забытых книг, используя такие формы информации, как обзор, книжная выставка, например: «Ваше мнение, читатель, об этих книгах». В этом случае читателям предлагается « карточка обратной связи» со следующими оценочными критериями:

1. Не было информации о книге.
2. Книга узкого спроса.
3. Тема книги не вызвала интереса.
4. Тема важна, но материал изложен примитивно, неинтересно.
5. Тема потеряла актуальность.
6. Книга не привлекла внимания из-за плохого полиграфического оформления.
7. Содержит сложный, трудный для восприятия материал.

Анализ «карточек обратной связи» позволит принять обоснованное решение о дальнейшей судьбе книги в библиотеке.

З.Б. Синилова , начальник отдела книгохранения Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького