Список рабочих мест подлежащих специальной оценки условий труда, перечень. Аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

03.10.2017 9:46:00

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) начинается с подготовки перечня рабочих мест, которые предстоит оценивать. Это позволяет работодателю узнать предварительную стоимость процедуры. Но из-за неправильного определения аналогичных рабочих мест ценовые расчеты часто оказываются ошибочными.

Федеральным законом № 426-ФЗ определяются признаки аналогичности, согласно которым аналогичными считаются рабочие места: размещенные в одном или в нескольких монотипных помещениях (рабочих зонах); оснащенные монотипными инженерными системами (освещения, отопления,вентиляции); занимаемые работниками одинаковой профессии, выполняющими одинаковые должностные обязанности в одинаковом рабочем режиме с использованием одинаковых устройств и инструментов, сырья и материалов, обеспеченные одинаковыми СИЗ. Например, рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера не будут считаться аналогичными. Поскольку, несмотря на то, что они работают в едином рабочем пространстве, их должности называются по-разному.

Стремление работодателей как можно больше рабочих мест отнести к аналогичным, объясняется желанием минимизировать временные и финансовые ресурсы на проведение СОУТ. Ведь обязательно оценивается только 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), на которые оформляется общая карта СОУТ и подготавливается единый список действий по совершенствованию условий труда. Например, Штатный состав call-центра включает в себя пять операторов, выполняющих одинаковые должностные обязанности в одном помещении. Безусловно, это аналогичные рабочие места. Так как оценивается 20% от общего числа, то СОУТ подлежит одно рабочее место. Но нет, закон обязывает оценивать не менее двух рабочих мест.

Cледовательно, в перечень для СОУТ требуется внести два рабочих места по должности «оператор». Если на предприятии два аналогичных рабочих места инженера, они оба подлежат спецоценке, что требуется для обеспечения получения наиболее объективных результатов в ходе инструментальных измерений. Обнаружение несовпадений даже по одному показателю обернется оценкой всех рабочих мест. Размер ставки сотрудника не оказывает влияние на рабочее место при СОУТ, которое равняется одному при занятости на 0,5 и 0,3 ставки, двум рабочим местам - при занятости на 2, 15 ставки.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА С ОДИНАКОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ СЧИТАЮТСЯ АНАЛОГИЧНЫМИ?



Одинаково оборудованные рабочие места не всегда означают одинаковые производственные процессы. Например, в одном помещении работают экономист, бухгалтер и кадровик. Все они обеспечены одинаковыми компьютерами, но их места не могут быть аналогичными, так как все должности разные. К тому же, оборудование должно полностью совпадать по таким параметрам как марка, модель и даже год выпуска. В штатном составе предприятия числится пять водителей. За одним из них закреплен автомобиль Peugeot 2011 года выпуска, за вторым - Kia 2008 года, за тремя остальными - автомобили Škoda 2012 года. Работодатели считают такие рабочие места аналогичными и допускают ошибку. Аналогичными будут только три рабочих места, которые занимают водители Škoda. Два других водителя работают на автомобилях разных марок с разными датами выпуска. Для успешной классификации рабочих мест следует также заранее подготовить сведения о категории транспортного средства и об используемой разновидности топлива.

КОГДА РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ОДИНАКОВЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ НЕ БУДУТ ПРИЗНАНЫ АНАЛОГИЧНЫМИ?



Некоторые рабочие места, занимаемые сотрудниками с одинаковыми должностями нельзя считать аналогичными. В штатный состав может входить пять менеджеров, выполняющих совершенно разные функции. Поэтому, подсчитывая аналогичные места при СОУТ, следует уточнить подразделения, возглавляемые этими менеджерами. Их рабочим местом может быть отдел по связям с общественностью, продаж или маркетинга, каждое из которых необходимо оценивать отдельно.

Сменная работа является еще одним аспектом, усложняющим подсчет аналогичных рабочих мест при проведении СОУТ. 14 операторов предприятия задействовано в двухсменном режиме на линии разлива соков. Работодатель внес в список СОУТ три рабочих места. Но в одной смене трудится 7 операторов, поэтому в соответствии с признаками аналогии оценке подлежит два рабочих места, если операторы второй смены трудятся на одних и тех же, рабочих местах и выполняют на одинаковом оборудовании монотипные функции. Чтобы правильно определить аналогичные места, следует воспользоваться поддержкой экспертной организации, которая будет проводить спецоценку. Она поможет сформировать список с учетом все нюансов и отличительных черт аналогичных рабочих мест.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

КАК ОБЪЯСНИТЬ ПЕРСОНАЛУ ИЗМЕНЕНИЕ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА?

В организации системы образования провели СОУТ. С рабочего места уборщицы был снят класс вредности 3.1, что обернулось недовольством персонала. Как аргументировать правомерность изменения класса условий труда с 3.1 на 2 персоналу? С изменениями условий труда сотрудников обязательно знакомят под роспись. Правомерность действий можно подтвердить ознакомлением персонала с соответствующими нормативными документами. Улучшение условий труда, засвидетельствованное СОУТ, дает работодателю право отменить компенсации, ранее назначенные уборщицам.


ВНОСЯТСЯ ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ, ЕСЛИ СПЕЦОЦЕНКОЙ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА?

После проведения СОУТ был установлен класс вредности 3.1 на рабочих местах по многим должностям (экономист, кадровик и т. д.). Существует необходимость внесения дополнительных взносов в ПФР или можно ограничиться устранением нарушений по освещенности? Рабочие места с классом условий труда 3.1, согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, требуют оплаты дополнительных страховых взносов размером 2%. После устранения нарушений проводят внеочередную СОУТ. Если по ее результатам будут подтверждены улучшения, дополнительные страховые взносы могут быть отменены.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЛИЯНИЕ ВЛАЖНОСТИ И ПЛЕСЕНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПЕРСОНАЛА?

Музей предприятия, посвященный горному делу, геологии и спелеологии, расположен под землей в отработанных выработках действующей шахты, микроклимат которой отличается естественной повышенной влажностью и плесенью. Проведение СОУТ распространяется на рабочие места экскурсовода и сопровождающего, но в специальном классификаторе влажность и плесень отсутствуют. Возможна и правомерна ли оценка вредности этих факторов вне рамок СОУТ? Чтобы определить уровень влажности и характер плесени, можно воспользоваться услугами независимой экспертной организацией с собственной аккредитованной исследовательской лабораторией. При подтверждении реального негативного воздействия данных факторов на здоровье персонала, работодатель должен будет организовывать медосмотры, а также обеспечение персонала спецодеждой и СИЗ.

К аналогичным относят рабочие места, размещенные в одном или нескольких монотипных помещениях, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями и функциями. Обязательная спецоценка охватывает 20 % аналогичных рабочих мест, но не менее двух. Аналогичные рабочие места оснащены одинаковым оборудованием, вплоть до марки и года выпуска. При сменном графике работы допустимо проводить спецоценку только работников одной смены.

Источник публикации:

27.12.2018 8:50:00

Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам. За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности. Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе...

Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам. За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности. Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе.


Как составить перечень рабочих мест для СОУТ?


Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест представляет собой задачу первостепенной важности для комиссии. Как показывает практика, трудности возникают именно на данном этапе. Причина кроется в подсчете количества рабочих мест по должностям (с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками). В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом подразумевают определенное пространство, занимаемое работником, или куда ему требуется прибыть для выполнения должностных обязанностей, находящееся под прямым или косвенным контролем работодателя.

Количественные расчеты

Для безошибочного выполнения расчетов требуется понимать, сколько работников задействовано на одном рабочем месте в одно и то же время. Если в организации одновременно трудится 3 бухгалтера в одинаковом временном режиме, без смен и вахтового метода, то в список рабочих мест для СОУТ вносится 3 рабочих места по должности «бухгалтер».

Если речь идет о 4 охранниках, работающих в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга - на рабочем месте одновременно только один охранник), в списке для СОУТ отражают только одно рабочее место, на котором посменно трудится 4 человека. Чаще всего ошибки случаются при внесении в перечень рабочих мест с одинаковым наименованием, оборудованием, помещениями, а также нестационарных рабочих мест, особенно со сменным или вахтовым режимом работы. Избежать просчетов можно, придерживаясь нехитрого правила - количество рабочих мест равняется числу одновременно работающих на нем сотрудников. Например, 6 фрезеровщиков работают в 2 смены на 3 станках в одном цеху. На протяжении смены каждый фрезеровщик поочередно работает на всех трех станках, значит, в список вносится 3 рабочих места. В случае соответствия определенным признакам эти рабочие места могут быть признаны аналогичными, что позволит минимизировать траты на СОУТ.

Чтобы упростить оформление списка рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. Такой подход может быть целесообразным в отдельных ситуациях, но будет ошибочным, если:

Один работник применяет более одной единицы оборудования;
- два и более работника одновременно используют одно и то же оборудование.

То же самое можно сказать о нестационарных рабочих местах, рабочие зоны которых могут меняться территориально. Нельзя расценивать в качестве одного рабочего места нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием.

Наименование рабочего места для СОУТ

Безошибочное внесение наименований рабочих мест в перечень, также важно, как и правильное количество. Согласно инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, наименование должности в документации специальной оценки условий труда должно полностью совпадать со своим аналогом, зафиксированным в штатном расписании предприятия.

Случается, что комиссия из соображений коммерческой тайны предоставляет экспертной организации по СОУТ перечень рабочих мест, не соответствующий оригинальному штатному расписанию. Однако в процессе дальнейшего применения результатов СОУТ при назначении льгот и гарантий выясняется, что спецоценкой были охвачены не все рабочие места.

В таких ситуациях инспекционные проверки могут обернуться судебными разбирательствами, приводящими к выводу о неполноте проведения СОУТ по причине отсутствия сведений по отдельным должностям. Избежать подобных оплошностей можно только путем внимательного отслеживания совпадения наименований вносимых в материалы СОУТ с должностями, зафиксированными в действующих документах по штатному составу.

С такой же проблемой часто сталкиваются организации, которые проводят реструктуризацию, чтобы оптимизировать бизнес. Процесс, как правило, связан с изменениями наименований должностей без заметных преобразований условий труда и должностных обязанностей.

Многие работодатели не видят в этой ситуации причин для проведения внеплановой СОУТ. Но они ошибаются, поскольку наименования должностей в перечне СОУТ, зачастую не совпадают со своими аналогами в новом штатном расписании и прочих документах.

Рассмотрим случаи некорректного объединения и внесения рабочих мест в материалы СОУТ на примере судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 Пятого арбитражного апелляционного суда. Рыболовецкой организацией была проведена процедура аттестации рабочих мест в отношении рабочего места «вахтенный помощник капитана» без учета того, что в действующем штатном расписании также значились должности первого, второго и третьего помощника вахтенного капитана.

В рамках СОУТ данные рабочие места были признаны одним и тем же рабочим местом. В знак подтверждения данного обстоятельства, экспертной организацией, проводившей оценочные мероприятия, было составлено соответствующее письмо. Тем не менее, суд не принял обоснования работодателя и экспертной организации по причине отсутствия оценочных материалов по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана.













Окончательный вывод судебного решения указывал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации рабочих мест на «должности со схожими или одинаковыми должностными обязанностями, имеющимися в штатном расписании», поскольку такая возможность не предусмотрена Порядком проведения аттестации и СОУТ.

С более сложными проблемами сталкиваются организации, для которых частые изменения являются нормой. Им даже в процессе проведения СОУТ приходится помногу раз корректировать штатное расписание. Эксперты рекомендуют членам комиссии по спец.оценке и инженерам по охране труда таких организаций в обязательном порядке доводить до сведения руководящего состава финансовые последствия проводимых ими реформ.

Они должны знать, что в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, в отношении каждой новой должности требуется проведение внеочередной СОУТ в течение полугода с момента ее введения. В принципе, любые преобразования штатного расписания, связанные с наименованием должности являются поводом для проведения спецоценки вне графика.

Аналогичные рабочие места

На завершающем этапе оформления перечня мест, на которых будет проводиться СОУТ, требуется определить соответствие наименований и количества рабочих мест признакам аналогичности, что позволит значительно сэкономить денежные ресурсы на процедуре.

Проведение СОУТ является обязательным только для 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные результаты распространяются на все аналогичные рабочие места. На рабочие места, признанные аналогичными оформляется общая карта спецоценки условий труда и разрабатывается единый список действий, направленных на совершенствование условий труда и защиту персонала.

В ст. 9 Федерального закона о спецоценке изложены следующие признаки аналогичных мест:

Обладание одинаковыми наименованиями;
- расположение в одном или нескольких однотипных помещениях (рабочих зонах);
- оснащение одинаковыми коммуникационными системами (вентиляция, освещение и т.д.);
- осуществление персоналом одинаковых должностных обязанностей в одинаковом рабочем режиме;
- монотипные технологические процессы;
- используемое одинаковое оборудование, приборы, устройства, сырье и материалы;
- персонал обеспечен одинаковыми СИЗ.


Соответствие аналогичных рабочих мест указанным особенностям является обязательным и определяется комиссией по СОУТ. Корректность их определения устанавливает эксперт аккредитованной организации, осуществляющей процедуру спецоценки. Даже единственное рабочее место, не согласующееся со всеми особенностями, изложенными в Федеральном законе № 426-ФЗ, является поводом для проведения спецоценки всех рабочих мест, которые были признаны аналогичными.

Знание нескольких правил позволит составить корректный перечень рабочих мест для СОУТ:

1. Подготовка списка рабочих мест осуществляется исключительно на базе действующего штатного расписания.
2. Одинаковое количество рабочих мест и работников, одновременно выполняющих на них свои должностные обязанности.
3. Рабочие места с разными наименованиями (в т.ч. незначительно отличающимися друг от друга) и схожими или одинаковыми трудовыми функциями - это разные рабочие места.
4. Аналогичные - это рабочие места, отвечающие всем признакам, изложенным в ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ.

Соблюдение вышеуказанных требований гарантирует успешный результат.

Источник публикации: 1sout.ru .

Труда (СОУТ – Спецоценка, — ред.) стараются корректировать существующее штатное расписание, скрывая реальное количество сотрудников в целях экономии. Объединяют одну должность с другой, сокращают количество рабочих мест, убирают «неугодные» должности. В итоге: недостоверно поданные сведения – неверные . При выявлении неточностей в документах по спецоценке в ходе проверок госинспектора по труду, к административной ответственности, в первую очередь, привлекут работодателя, так как неверные сведения могут стоить людям жизни и здоровья. Можно, конечно, задать вопрос , но ее дело правое: какой объем рабочих мест заявили, тот и проверяли. А на случай особо недовольных: «Вот копия заверенного штатного расписания за подписью руководителя и печатью организации, какие еще могут быть претензии?»

Скрывать и изменять штатно-списочный состав работников не стоит. Тем более, что если у Вас выявятся аналогичные рабочие места, можно еще и неплохо , не нарушая требования законодательства. Какие это места и как определить их среди имеющихся рабочих мест?

Называются места на которых работники имеют одинаковые должности, профессии, специальности, выполняют типичные должностные функции на идентичном оборудовании, при использовании одинакового инструментария, при этом они все расположены в одной или нескольких одинаковых рабочих зонах, имеющих однотипные системы отопления, вентиляции, кондиционирования и освещения. Немного сложно воспринимается определение аналогии, не так ли? Чтобы было проще понять, объясним все наглядным способом в виде примеров с их решениями.

Пример №1: В кабинете работает 7 сотрудников в лице главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, 5-ти менеджеров по продажам. Какие рабочие места будут подлежать аналогии?

Решение: аналогичными будут места только пяти менеджеров, так как эти специалисты имеют одинаковую формулировку должностей, выполняют одинаковые функции.

Пример №2: В двух цехах работает по 2 сварщика. Как определить, какие рабочие места аналогичны?

Решение: Если рабочие зоны в цехах будут одинаковыми по структуре, то аналогичными будут считаться все 4 рабочих места сварщиков.

К сведению, несмотря на то, что сварщики не имеют строго закрепленного рабочего места, передвигаются в течение рабочего дня от объекта к объекту, проведение спецоценки на них обязательно. Подобные места называются рабочими местами с территориально меняющимися зонами.

Пример №3: В организации работает 5 водителей. Трое работает на автомобилях марки Chevrolet 2011 года выпуска (вид используемого топлива АИ-92), четвертый — на автомобиле марки Nissan 2013 года выпуска (вид топлива АИ-95), пятый – на Renault (вид топлива АИ-92). Какие и сколько рабочих мест будет подлежать оценке?

Решение: Исходя из того, что рабочим местом водителя является автотранспортное средство, аналогичными будут являться рабочие места работников, которые работают на автомобилях Chevrolet, т.к. год выпуска, марка, вид топлива транспортных средств одинаковы.

Аналогичные места мы выявили, теперь должны ответить на вопрос о том, . Благодаря этому раскроем «изюминку» процесса – экономию средств за счет аналогии. В ФЗ о СОУТ № 426-ФЗ имеется расчетная формула определения аналогичности: оценке подлежит 20% рабочих мест от общего количества таких мест, но не менее 2-х. Применим формулу к водителям: 3 умножаем на 20%, получаем 0,6. Несмотря на это, оцениваться будут два рабочих места, т.к. имеется установленный минимум, с помощью которого и удается определить идентичность условий труда. Если в ходе оценки 2-х рабочих мест определяются различия, то принцип аналогии будет отменен и оценке будут подвергаться все 100% рабочих мест.

На аналогию немаловажную роль оказывает и сменность выполнения работ. За счет этого Вы можете сократить количество рабочих мест вдвойне.

Пример №4: Операторы линии розливов лекарственных средств, всего их в штате 12 человек, осуществляют свою работу в две смены: с 8.00 до 15.00, с 15.00 до 21.00. В смену выходит по 6 человек. Сколько рабочих мест подлежит оценке?

Решение: Поразмышляем логически – операторы линии выполняют одни и те же обязанности, максимум, что их отличает – расположение на линии. К аналогичным их можно отнести. Но получается, что остальные 6 сотрудников сменяют друг друга и по сути рабочие места не меняются при этом. Поэтому аналогию можно вычислить только из 6 рабочих мест, рассчитаем по формуле, получим ответ – 2 рабочих места.

Если посменность в работе операторов линии не учитывается, оценке будет подлежать 3 рабочих места. Вот что можно выявить в ходе процесса спецоценки и только на первый взгляд кажется, что сложно определить к чему и как отнести рабочее место. Достаточно детально разобрать требования закона.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете направлять их на электронную почту.

С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011). Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь. Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.

Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.

Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:

  • представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, кадровики, расчетчики, главные специалисты, медработники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
  • специалиста по охране труда;
  • представителя профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
  • представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:

  • работодателя (его представителя);
  • представителей аттестующей организации;
  • представителей профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • представителей организации или частного специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).

Ошибки при определении списка рабочих мест

Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:

  • профессии или должности имеют одно наименование;
  • при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
  • используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
  • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.

Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.

Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:

  • приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
  • определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
  • несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
  • приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
  • смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».

Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.

Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сведения об аттестующей организации.
Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».

И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.

Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве. Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры. Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.