Жостово роспись по металлу легкие. Жостовская роспись

Жостовская роспись – русское народное изобразительное искусство, определяющееся в росписи металлических подносов. Раскраска перекликается с тагильской росписью, хотя, по сути, является поздним ответвлением от нее к началу 19 века.

Первая самостоятельная мастерская была создана примерно в 1825-ом году Осипом Вишняковым в селе Жостово в Московской области. Он занимался изготовлением разнос из папье-маше и металла с использование лаков, а наряду с ним существовала мастерская по «переделке подносов» Ивана Митрофанова. По цепочке начали открываться новые мастерские. Ремесло по производству подносов имело свои спады и подъемы. Дело в том, что с приходом советских устоев, рисунки часто подвергались упрощению, что не очень хорошо сказывалось на самих работах, ведь от мастеров требовалось повторяющаяся стилистика орнамента, что не являлось принципом именно этого прикладного искусства. Сейчас ситуация остается на стабильном уровне.

По сей день ведется массовое производство подносов расписанных этой техникой, в современном искусстве чаще поддерживаются и развиваются старые традиции древних ремесел. Неудивительно, что роспись подносов из Жостово процветает, так как созданная годами техника разрисовки поистине завораживает объемными шедеврами.


Характерные признаки

Декоративная роспись подносов жостовскими мотивами — это великолепные цветочные букеты, чаще всего на черном или красных фоне. Техника сопровождается полной импровизацией, в основном большие распущенные цветы и широкие листья. Цветы не повторяются в точности как в природе, но имеют основное строение натурального цветка, тем самым создавая грань между реальностью и вымыслом, добавляя больше нежности и яркости цветочных букетов. Реже, но все же встречаются птицы и животные, а также силуэты посуды и людей

В старинные времена преобладали золотые и серебристые цвета, сейчас работы набрали ярких красок.

Для изготовления подносов используют сталь. Перед началом росписи изделие нужно подготовить к работе. На подносы наносят грунт, шлифуют, лакируют черным цветом несколько раз. Каждый слой сушат.

Техника рисования композиций

Чем рисуют такое чудо? Для росписи используют такие материалы, как краски на масляной основе, кисти натуральные, золотая паста, заготовка металлического подноса, лак, льняной масло для исправления ошибок, ну и сопутствующие инструменты — стаканчик для вод, линейка и палитра для смешивания красок.

Рисунок наносят прямо на фон поэтапно. Композиции могут представлять собой букеты или располагаться по краям подноса. Как рисовать и и какие цвета можно использовать? В жостовской росписи используют многие цвета, в основном красные, розовые, синие, зеленые и обязательно нужен будет белый и черный цвета для полного завершения картины, придавая объем лепесткам.

Первым этапом работы будет так называемая «замалевка» . Используется широкие мазки главных цветов, это основа для будущих цветков и листьев.

Затем рисуются тени коричневым или более темным оттенком, вместе с тем с другой стороны высветляем более светлым оттенком. Фото ниже.

Вот еще фото вариантов цветов, которые можно включать в работу. Цвета варьируются мастером, в зависимости от пожеланий. На этом рисунок не заканчивается, работы еще много, ведь данный вид росписи должен выглядеть объемным и красочным. В дальнейшем наносятся блики, штриховки на листьях и на фоне, прожилки и ажурные края. Самый ответственный шаг в работе — «прокладка» : плотное корпусное письмо. Формы букета обретают плоть, акцентируются, осветляются, реализуется контрастный или более гармоничный цветовой строй всей композиции. С помощью тонких мазков, композицию собирают в единый букет. Поднос в конце работы обрамляют геометрическими узорами золотой и белой краской.


Стиль жостовских подносов отлично дополнит декор кухни, просто шикарно смотрится и может быть преподнесен как сувенир на память друзьям из других стран. Сервировка стола с такими подносами добавят красочности и теплоты в любой дом. Картинки подносов с красным и другим фоном с преобладанием золотых рисунков.

Жостовская роспись

(Жостово)

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. До этого Вишняковы занимались росписью лаковых миниатюр, поэтому зарождение самого жостовского промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскино.

В последней трети XIX века производство подносов в Жостове достигло расцвета. Немалый вклад в развитие промысла внес сын Ф. Вишнякова.

Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития. Аналогичные композиции исполнялись мастерами на лаковых шкатулках. На выставках подносы Вишняковых признавались лучшими по росписи, по качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. В жанровой и цветочной росписи мастера использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи на шкатулках.

Оригинальным декоративным приемом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитировал окраску панциря черепахи и получил местное название «червячок». Два таких подноса в 1880-е годы находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно видеть в московской усадьбе-музее в Хамовниках.

Есть воспоминания жостовских живописцев XIX века об обучении молодых художников. «Сначала заставляли писать «горизонт» - соединение синего цвета с розовым, потом горки, долины, «земельку», затем легкие пейзажи, составленные из одного-двух домиков, потом разные московские виды».

В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Техника Жостовской росписи

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.

Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.

Техника жостовской росписи как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое.

Выполняется роспись в несколько этапов:

Грунтовка

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Замаленок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Чертежка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.

История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных - «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила - поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса - шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся - по прежнему - ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап - нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы - круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками - все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой - от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть - это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи - «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других - совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру - орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, - это традиционная жостовская роспись на подносах. Уникальное не имеющее аналогов!

История старинного русского промысла насчитывает почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и обогатились новаторскими идеями нынешних молодых живописцев.

Зарождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины и в начале XIX в., когда им дарили такую красоту.

Но Искусство начало формироваться в России в конце XVIII в. Именно к тому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные коробочки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении прочно заняло село Жостово. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже трудно представить жостовский поднос, изготовленный из такого материала.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала - железа.

Легендарные художники Жостова

Постепенно рождался новый, привычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, рассказывает, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских. Удивительно то, как много оказалось талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева - Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе со своим сыном. Так рождались в Жостове художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, настолько это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно ими были созданы замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.

Жостовский поднос - технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовских подносов шлифовалась на протяжении многих лет. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах.

Как уже было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, тут все зависит от первоначального замысла художника. Перед росписью поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. После чего заготовка снова шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Причем каждый слой должен быть хорошо просушен и так же идеально отшлифован.

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов традиционно производится масляными красками. После ее завершения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно же, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть какого угодно цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.

Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветы пишутся не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческого воображения мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской живописи конечно же являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы могут собираться в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах либо быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской живописи, похожие на старинные драгоценные Несмотря на то что рисунок растений достаточно условный, здесь имеются все признаки тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 этапа. Сначала делается так называемая "замалевка": на изделии как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

Следом идут "тенежка" и "прокладка": нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После чего форма цветов и листьев становится более определенной.

Третий этап - бликовка: нанесение быстрых белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы.

Ну и наконец следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется "чертежка" и "привязка". При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называются привязкой.

Перспективы развития промыслов

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого столетия мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и развала Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и к ремеслу.

Количество художников на предприятии было значительно сокращено. Многие мастера стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи - выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее, предприятие по-прежнему живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.

Как доехать до Жостово?

Для всех желающих ознакомиться поближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются интересные 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике постоянно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится "с пылу, с жару".

Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке или автобусе. Еще один вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно курсирует автобус № 438.

История

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Технология

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты - цветочные и растительные орнаменты, а также бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.

Выполняется роспись в несколько этапов:


В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества

Галерея