Экономические блага. Статистика потребления материальных благ и услуг

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Способ производства материальных благ

Понятие «способ производства материальных благ» впервые ввели в социальную философию Маркс и Энгельс . Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе. Способ производства материальных благ - это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Способ производства материальных благ - диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы - это те силы (человек, средства и предметы труда), при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Средства труда (машины, станки) - есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда (сырье, вспомогательные материалы). Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества, совершенствованию орудий труда, распределению материальных благ, оплаты труда.

Производственные отношения - это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Материальность производственных отношений выражается в том, что они складываются в процессе материального производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Способ производства материальных благ" в других словарях:

    В марксизме исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически определ. способ добывания материальных благ; единство производит. сил и производств. отношений. Основа обществ. экон. формации. Смена одного С. п. другим происходит революц. путём. В ходе истории последовательно… … Демографический энциклопедический словарь

    В марксизме исторически определённый способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений. * * * СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в марксизме исторически определенный способ добывания материальных … Энциклопедический словарь

    Исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Две стороны С. п.… … Большая советская энциклопедия

    Исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные аспекты деятельности обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Его… … Философская энциклопедия

    В марксизме способ производства материальных благ, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда. По английски: Capitalist mode of production См. также: Способы производства Капитализм Финансовый… … Финансовый словарь

    Энциклопедия социологии

    КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - англ. capitalist mode of production; нем. Produktionswiese, kapitalistische. Способ производства материальных благ, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда, к рый определяет развитие капиталист,… … Толковый словарь по социологии

    Или политаризм название нескольких способов производства, общее между которыми состоит в том, что все они основаны на своеобразной форме частной собственности общеклассовой. Общеклассовая частная собственность всегда принимает форму… … Википедия

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? способа, чему? способу, (вижу) что? способ, чем? способом, о чём? о способе; мн. что? способы, (нет) чего? способов, чему? способам, (вижу) что? способы, чем? способами, о чём? о способах 1. Способом … Толковый словарь Дмитриева

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.