Анализ продуктов деятельности относится к группе. Методы в возрастной психологии

Известно, что человек обнаруживает в деятельности свои знания, умения и навыки, способности, психические процессы, черты характера и т.п.. Поэтому на основании анализа продуктов ее деятельности можно определить различные психические качества и свойства личности, уровень их развитияу.

Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в прошлом, что невозможно для непосредственного наблюдения или экспериментирования, с целью понимания закономерно ностей психологического развития человека, опираясь на закономерности ее общественно-исторического развития.

Метод анализа продуктов деятельности широко используется в возрастной психологии. Продуктами деятельности детей является выполненные ими письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и т.п.. Сопоставление работ, выполненных учеником в разное время, на разных этапах обучения, позволяет проследить его развитие, формирование умений и навыков, особенности проявления творчества тощщо.

Метод анализа продуктов деятельности можно использовать и в процессе создания продукта. Наблюдая за процессом, можно выявить динамику формирования замысла, темп работы, особенности умений и навыков отношение к выполнению задания и т.п.. На основании таких наблюдений можно сделать вывод о развитии умственных, эмоциональных, волевых и индивидуально-личностных качеств и свойств личноститі.

26 методов опроса

Опрос - чрезвычайно распространенный прием психологических исследований. Это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственной (беседа, интервью) или опосредованной (анкета) психологической в взаимодействия исследователя и опрашиваемого (респондента).

Метод опроса - универсальный. Он позволяет исследователю за короткий промежуток времени получить большое количество информации. Преимуществом этого метода является также легкость применения и обработки данных

зависимости от особенностей процедуры проведения различают следующие разновидности опроса:

1) групповое (одновременный опрос всей группы) и индивидуальное (предполагает опрос каждого респондента в отдельности);

2) глазное (при условии личного контакта с респондентом) и заочное (без личного контакта с респондентом);

3) устное (информация фиксируется исследователем) и письменное (респондент сам заполняет анкету или опросник)

Сфера применения опроса в психологических исследованиях достаточно широкая. Прежде всего, это главный способ сбора первичной информации о взаимосвязи переменных, которые изучаются. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления главных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его закончи. Энння.

Наконец, опрос помогает уточнять, расширять и контролировать данные, полученные с другими методами, так и путем той или иной формы опроса

Среди устных методов опроса чаще применяемыми являются беседа и интервью

Беседа-это метод получения информации посредством вербальной коммуникации в ходе свободного диалога между исследователем и исследуемым на определенную тему. Беседа не ограничена во времени и, кроме того, здесь существует двосто оронний связь между исследователем и респондентомм.

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. При проведении интервью двустороннюю связь ограничен, интервьюер только ф фиксирует ответы респондента, сохраняя нейтральную позициию.

Для успешного проведения беседы или интервью необходимо создать дружественную атмосферу. И здесь большое значение имеют вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и ба ажання сотрудничать. Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на достижения единства мнений относительно очевидных фактеів.

Рассмотрим наиболее распространенные разновидности интервью, которые используются в практике психологических исследований

По количеству опрошенных и целью исследования интервью делятся на индивидуальные, групповые и массовые

Индивидуальные интервью, как правило, являются свободными, нестандартизированными. Главная их цель - изучение личностных характеристик данной личности. Этот вид интервью разделяют на клинические, глубинные, фокусированного ни. Клинические интервью направлены на выявление акцентуаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негативных психических состояний и т.д.. Глубинные интервью - на выяснение событий и переживаний опрашиваемого ого в прошлом, находится в глубинах его памяти фокусированного интервью концентрирует внимание опрашиваемого на конкретной жизненной события, проблеме, которые имеют для него значениечення.

Групповые интервью проводятся одновременно со всей группой, в полувольных форме, предусматривают проведение групповой дискуссии по определенному кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в игру. УПИ могут быть значительно искажены в силу конформизма, групповой солидарности, под влиянием лидера и т.п.. Поэтому целесообразно сочетание индивидуального и группового интервью ""ю.

Массовые интервью предназначены для исследования массовых явлений; общественного мнения, настроений, социальной напряженности и т.д.. ЕНоель определяет такой вид интервью как"устное стандартизированное опрос людей, видибра аних по статистической признаку", заранее запрограммировано до деталей опроса"по схеме", хотя для самих опрашиваемых оно может восприниматься как"живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности бы эсид"Массовое интервью максимально формализованное. Стандартизация касается не только последовательности и формулировки вопросов, но и возможные варианты ответоваріантів відповідей.

Большое значение для проведения устного опроса имеет умение фиксировать информацию. Одним из решающих факторов, который дает возможность исследователю глубже понять опрашиваемого, есть дословная фиксация ответствен идей. При этом использование магнитофона нежелательно, поскольку это сковывает действия респондента и сказывается на искренности его ответаей.

Широко применяемым есть и метод письменного опроса - анкетирование, которое осуществляется с помощью структурно организованных опросников (анкет). При этом исследователь имеет возможность одновременно опросить любую ки илькисть лиц. Другая его преимущество заключается в сравнительно легкой статистической обработке собранного материалалу.

Однако исследователю следует помнить, что составление анкеты - процесс достаточно сложный и требует определенного уровня профессиональной подготовки

Необходимо учитывать и специфику письменного опроса. Технология в этом случае такая. На первой странице анкеты указывается организация, которая проводит опрос. Далее идет вступление - обращение к опитуваног го, где указываются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы анкеты. Учитывая, что анкетирование основном проводится анонимно, это обращение должно быть лаконичным и вежливым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опрашиваемогоаному.

Перед составлением анкеты нужно хорошо продумать форму вопросов зависимости от решаемых задач вопросы могут быть открытые и закрытые вопросы называется закрытым, если в его формулировке городов титься перечень возможных вариантов ответов или дихотомическая форма ответов (да, нет). Открытые же вопросы предполагают, что ответы будут даваться респондентом в свободной формрмі.

Кроме того, вопрос различаются по способу интерпретации и могут быть поставлены прямо или косвенно. Прямое вопрос формулируется в личной форме и направлено на получение непосредственной информации й. Косвенные вопросы высказываются в безличной форме и используются при изучении интимных сторон жизни опитуваногго.

Когда состоит анкета, необходимо придерживаться таких общих правил:

Набор вопросов должно быть логически согласованный с главной проблемой исследования и составлять определенным образом организованную последовательность;

Формулировки вопросов должны быть ясными и четкими, а текст вопросов понятным респонденту, соответствовать уровню его знаний и образованности;

Формулировать вопрос следует так, чтобы обеспечить правдивость ответов;

До анкеты включаются существенные вопросы, ответы на которые исследователь может получить только путем анкетирования;

Вопросы должны вызвать интерес респондентов, стимулировать их желание соответствовать (поэтому в начале следует ставить простые вопросы, постепенно переходя к более сложным)

Размещенные одно за другим вопросы образующих определенную структуру опросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три больших блока. Первый - вводная часть, в которой содержится обращение к оп питуваного, цель опроса, отмечается его анонимность, способ заполнения анкетыти.

Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему исследования. Третья часть опросника содержит социально-демографические данные респондента, что позволяет при следующей обработке информации выявить причинно - следственные связи между ответами респондента и социально-демографическими параметрами (возраст, пол, семейное положение, финансовое положение и т.п.).

Опрос экспертов отличается от других видов опроса уровнем компетентности опрашиваемых в проблеме, а также процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом полученной информа ции. Экспертный опрос имеет особую значимость как один из способов проверки валидности методик, а также в прогнозировании массовых объявлениящ.

Перед применением анкеты следует проверить ее на пригодность для целей исследования. Для этого проводится пилотажное исследование, в ходе которого уточняются и, если требуется, переформульо овуються вопрос. Результаты опроса должны быть надежными и обоснованными. Одним из способов проверки надежности анкеты является повторное проведение анкетирования через какой-то промежуток времениасу.

Надежность информации, полученной методом опроса, обеспечивается разделением вопросов на главные и контрольные. О главные вопросы уже шла речь. Что касается контрольных, то они применяются для ус овлення правдивости ответов на главные вопросы и часто имеют форму открытых косвенных запитаннь.

Анализ продуктов деятельности – метод, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.

Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии. психологии творчества. Данный метод представляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Следует заметить, что в той или иной степени все методы психологии и педагогики направлены в конечном счете на анализ деятельности. По мнению В. И. Загвяздинского, «особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений».

Объекты изучения: изделия ручного труда, рукоделия, стихи, сказки, рассказы, рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.

Требования к методу

· наличие программы изучения, как предмета деятельности, так и процесса его изготовления

· изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.

Наблюдая за процессом создания продукта, необходимо обратить внимание на:

  • последовательность действий
  • наличие ошибок и их исправление, самоконтроль
  • обращения за помощью
  • самостоятельность и увлеченность
  • устойчивость внимания
  • преодоление трудностей и достижение результата
  • речевые и эмоциональные реакции.

Поскольку единичный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же ребенка. Сохранение продуктов детской деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка.

Сегодня в психолого-педагогических исследованиях при обращении к методу изучения продуктов (результатов) деятельности все более широко используются фотографирование, киносъемка, телевидение и звукозапись, компьютерная техника. Технические средства используются в том случае, когда их применение органически входит в методику исследования, и нет возможности получить необходимые данные другим способом.

Фотоснимки дают возможность запечатлеть и охарактеризовать многие детали действий ребенка, зафиксировать проявление его эмоций, воли и т. д. Киносъемка позволяет точно зафиксировать и проследить динамику действий и изменений в поведении. Видеозапись и ее просмотр позволяют исследователю как бы со стороны анализировать события, в которых он сам принимал участие. Средства звукозаписи способствуют анализу содержательного и фонетического аспектов речи детей. Компьютеры позволяют значительно ускорить обработку эмпирического материала. Кроме того, данные, полученные при помощи технических средств, сохраняются и могут быть повторены столько раз, сколько потребуется исследователю. Они объективны и представляют большую научную ценность.

К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения документации. В процессе работы исследователь сталкивается с необходимостью изучать различные документы: служебные характеристики, личные дела, медицинские карты, автобиографии, ученические дневники, журналы контрольных проверок, приказов и распоряжений руководства образовательных учреждений, протоколы собраний и заседаний и т. п. Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста;

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т. д.);

г) фонетические (магнитофонные записи, лазерные диски, грампластинки).

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, стандарты (ГОСТы) и т. п.;

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Следует заметить, что информация, полученная из различных документов, обычно обширна, объемна. Непросто запомнить биографические данные даже одного человека. Когда же обследуются десятки и сотни людей, то эта задача усложняется до предела. Помимо этого, характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме, что создает трудности при их сопоставлении, анализе и оценке. Здесь помогает только опыт, интуиция, автоматизация обработки и хранения данных документов с помощью ЭВМ.

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ – метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ (от англ, «содержание» и греч. «разло­жение, расчленение») - метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую форма­лизацию процессов осмысления материала. Включает в себя:

Выделение системы опорных понятий (категорий ана­лиза);

Отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. - (единиц анализа);

Статистическую обработку данных.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможной статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение.

Цели контент-анализа:

· изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов), как отдельных личностей, так и группы. в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих о себе знать лишь в потоке сообщения;

· изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

· Изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей адресатов;

· обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

· анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Данный метод зародился в 20-е гг. в американской жур­налистике как средство количественно-качественного изу­чения содержания прессы. В настоящее время активно при­меняется в социальной психологии, социологии, психоди­агностике, политологии, психологии рекламы и пропаган­ды.

К числу его несомненных достоинств относятся возмож­ность точной регистрации внешне неразличимых показа­телей в объемных массивах эмпирических данных, способ­ность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность Т-процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испыту­емых.

По сути, контент-анализ предполагает перевод качествен­но представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и со­держательно богатый текст, а во-вторых, обладать опреде­ленным уровнем исследовательской подготовленности, по­зволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что ха­рактер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому впол­не возможно принятие исследователем вымысла за доку­ментальность или упущение каких-либо существенных дан­ных вследствие недостаточной выраженности их в обраба­тываемом материале. Искажения информации могут воз­никать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все име­ющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необ­ходимой формализации. Предельно трудно было бы при­менить данный метод, скажем, к описанию поведения ли­рического героя поэтического произведения.

В современной психологической практике контент-ана­лиз находит свое применение в трех разновидностях:

1) в качестве основного метода исследований;

2) как составная часть используемого комплекса иссле­довательских методов;

3) в виде вспомогательной процедуры обработки дан­ных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой предвари­тельная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надежно­сти, содержательной и критериальной валидности аналити­ческой процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих пред­писанные параметры и признаки) и давать характеристи­ку степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.

Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы ана­лиза материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранногометода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), под­готовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление т. н. классификатора, представляющего собой перечень ка­тегорий анализа, соответствующих им индикаторов, приня­тых единиц счета. Это основа алгоритма последующих дей­ствий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа - это ключевые элементы исследо­вательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с постав­ленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы. Например, анализируя характер человека по итогам ин­тервью или анкетирования, мы можем выделить следую­щие категории: отношение его к самому себе, другим лю­дям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, до­пустим, тревожность как свойство личности, мы предвари­тельно выделяем совокупность составляющих её «тем»: бес­покойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансово­го положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпы­вающим, а также давал возможность однозначного соотнесе­ния той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа или индикаторы, признаки выражен­ности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной ка­тегории. Это могут быть символы, слова, термины, сочета­ния слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который по­зволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выде­ление единиц анализа является непростым делом и требу­ет от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория мо­жет быть представлена в тексте различными по знаку еди­ницами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счета - это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

Частоту проявлений в тексте категории или ее при­знака;

Пропорцию представленной категории (её призна­ка) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором тек­ста. Так, это может быть: сравнительное количество печат­ных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.).

1. Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетель­ствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

Пилотажное исследование, завершающий подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недо­стающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регист­рации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

Пропуск тех или иных единиц анализа;

Фиксация того, чего нет на самом деле.

Все это нарушает устойчивость результатов контент-ана­лиза. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости ко­дировщиков, в неподходящей обстановке их работы, нако­нец, в отсутствии внимательности, терпения или добросо­вестности.

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные рас­пределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив дан­ных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-ана­лиза.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т. п.).

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице. Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными фактами биографии.

Основными направлениями реконструкции и интерпретации биографического материала являются:

· определение факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

· определение индивидуальных фаз жизненного пути;

· анализ структуры факторов в каждой фазе;

· выявление связей между фазами индивидуального развития.

МЕТОД ТЕСТОВ

План.

1.Понятие о тестах и их видах.

2.Формы психологического тестирования.

4.Цели психологического тестирования.

5.Требования к тестам и процедуре тестирования

Понятие о тестах

Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Тесты можно классифицировать по-разному. Наиболее значительными представляются следующие 3 основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.


Похожая информация.


Суть состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца.

Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

Биографический метод. Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.

Анкетный метод . Это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета – лист с вопросами в количестве от 5 до 25 и более, предлагаемыми для ответа людям определенной категории: учащимся, студентам, молодым рабочим, представителям какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни и т. д.

Анкеты обычно не подписываются и дают исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

Метод тестов. Тесты – небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий психодиагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, диспетчера, летчика). Задания составлены так, что по их выполнению можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека и о личных качествах, требующихся для определенного вида работы.

Моделирование психической деятельности. Метод косвенного изучения объекта: исследуется не сам объект (предмет, явление, процесс), а его модель, т. е. другой объект, заменяющий ученому оригинал. Подобная замена оригинала его моделью необходима в случаях, когда непосредственное исследование объекта затруднено или вообще невозможно.

Современная медицинская психология располагает большим арсеналом методов исследования. Большей частью эти методы заимствованы из общей психологии, часть из них создана в медицинской психологии как собственно медико-психологические приемы. Условно все методы медицинской психологии могут быть разделены на нестандартизованные и стандартизованные.

Нестандартизованные методы, представленные прежде всего набором так называемых патопсихологических методик, отличаются направленностью на определенные виды психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого. Эти методики существуют и создаются для изучения конкретных видов нарушения психической деятельности и в условиях психологического эксперимента избирательно используются для выявления особенностей психических процессов в соответствии с поставленной задачей, в частности дифференциальной диагностики.

Проведение психологического эксперимента с помощью этих методов по своему построению приближается к известному в медицине принципу функциональных проб. Психологическое заключение основывается при этом не столько на учете конечного результата (эффекта) деятельности больного, сколько на качественном, содержательном анализе способов деятельности, характерных особенностей самого процесса выполнения работы в целом, а не отдельных заданий. Важными являются учет отношения больного к исследованию, зависимость формы предъявления задания от состояния испытуемого и уровня его развития. При таком построении эксперимента может быть в полной мере реализовано требование к психологическому исследованию т. е. выявление и сопоставление структуры как измененных, так и оставшихся сохраненными форм психической деятельности.

В практической деятельности психолога в настоящее время используются и стандартизованные методики. В этом случае группы соответствующим образом подобранных и структурированных заданий предъявляются в одинаковой форме каждому испытуемому с целью сопоставления способа и уровня выполнения их испытуемым и другими лицами.

Стандартизованные методы можно также определить как широко понимаемые тесты, причисляя к ним интеллектуальные тесты и различные методы исследования личности. В случае применения стандартизованных методов способ анализа результатов, полученных по каждой отдельной методике, основывается преимущественно на количественной оценке, которая сопоставляется с оценками, полученными ранее на соответствующей выборке больных и на здоровых испытуемых. Стандартизованные методы, кроме унификации самих заданий, должны быть нормализованы, т. е. иметь шкалу оценок (норм), созданную на основе эмпирического предварительного исследования; должны обладать вычисленной степенью устойчивости результатов (надежности) и достаточно точно оценивать состояние определенных характеристик психической деятельности. Надо отметить, что стандартизованные методики уступают в своей диагностической ценности нестандартизованным, применение их в клинике обычно имеет вспомогательное значение, чаще в качестве дополнения к нестандартизованным методам. Адекватно их использование при массовых обследованиях, при необходимости групповой оценки испытуемых, для ориентировочной экспресс-диагностики в условиях дефицита времени.

В качестве основных задач исследования личности в клинике выступают следующие: 1) изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических (в первую очередь психосоматических) болезней; 2) определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании их клинических картин; 3) выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях; 4) разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.

Можно говорить о двух методах исследования личности в медицинской психологии: клиническом и лабораторном. Основу первого составляют беседа с больным и наблюдение за его поведением. Лабораторный метод предполагает использование проективных приемов и так называемых личностных опросников. Существует также ряд иных подходов к исследованию личности, как, например, психофизиологический метод, анализ результатов деятельности больного, его творчества и др., которые ближе либо к клиническому, либо к лабораторному методам. В работе М. С. Лебединского показана, в частности, роль изучения дневников больных как метода определения особенностей их личности и ее изменения под влиянием лечения. Значение при исследовании личности приобретает изучение истории жизни человека, так как личность формируется в процессе жизни: проявляется в ней и переделывается ею. Биографический метод, относящийся к аналитическим методам, через изучение закономерностей жизненного пути, истории человека как личности и субъекта деятельности, позволяет получить представление о личности и ее развитии.

В медико-психологической практике анамнез со слов больного, так называемый субъективный анамнез, дополняется сведениями о больном, полученными от его родственников и знакомых, с места службы, данными социального, обследования, проводимого медицинскими работниками, и т. п. Это необходимо для объективной оценки системы жизненных отношений больного, выявления наиболее значимых из них и степени их нарушения. Особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям, проводится в нормальной, обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь естественным экспериментом, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях, в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями больного во время естественного эксперимента позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Можно подчеркнуть ценность коллективной психотерапии для выявления социального аспекта эмоциональной реактивности больных, т. е. преимущественно эгоистического, агрессивного, обидчиво-сенситивного, антагонистического ее типов; проявлений социально-эмоциональной недостаточности в форме холодности, упрямства, негативизма, а также пессимизма и оптимизма, скептицизма и недоверия, выражения отношения к жизни и людям. Особенность психологической диагностики в условиях групповой психотерапии состоит в определении тех личностных характеристик, которые должны быть подвергнуты изменениям в желательном направлении непосредственно в ходе психотерапевтического процесса.

Распространенной является точка зрения, согласно которой все необходимые знания о личности больного могут быть получены с помощью одних лишь методов беседы и наблюдения. Эта точка зрения основана на том, что те проявления личности, представления о которых дают экспериментальные методы, доступны и для метода клинического. Клинический метод принципиально включает в себя то, что в своем развитии находит более полное выражение в основных существующих в настоящее время методических подходах к экспериментальному изучению личности: проективных приемах, личностных опросниках и даже психофизиологических экспериментах, аналогами которых в клиническом методе является наблюдение за экспрессией человека.

Методы исследований психических особенностей соматически больных медицинская психология заимствует

у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека – у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии.

Психодиагностика область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства личности.

Например система Бине Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст, определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 – практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) способности воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, 6) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

Психодиагностические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

Существуют проективные методы: незаконченных предложений, фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ и др. Следует отметить, что недостатком проективных методов, таких, например, как тематический апперцепционный тест (ТАТ), является то, что существующий уровень техники интерпретации еще не обеспечивает достаточной надежности заключения и его полной независимости от экспериментатора.

Метод незаконченных предложений. Относится к группе вербальных проективных методов – так называемых методов вербальных завершений (незаконченные предложения, проективный опросник, завершение повествований и пр.). Чаще других при исследовании личности применяется метод незаконченных предложений. Исследуемому предъявляется серия незаконченных предложений, обычно с многоточиями в конце с тем, чтобы он закончил их одним или более словами. Этот прием похож на ассоциативный эксперимент, однако метод незаконченных предложений считается лучшим, потому что исследуемый может отвечать более чем одним словом, возможны большая гибкость и большее разнообразие ответов, можно охватить многие аспекты личности.

Существуют различные варианты этого метода, направленные на преимущественное решение той или иной задачи: изучение отношений, мотивов, потребностей; выявление психологических компенсаторных механизмов и т. д. Для примера приводим структуру используемого метода Сакса и Сиднея. Испытуемому предъявляется 60 незаконченных предложений такого типа: «Будущее кажется мне...», «Большинство известных мне семей...» и пр. Все 60 предложений при анализе распределяются на 15 групп (в каждой по 4 незаконченных предложения), отражающих основные отношения испытуемого: отношение к матери, отцу, семье, женщинам (мужчинам), половой жизни, товарищам и знакомым, вышестоящим по работе, подчиненным, коллегам и т. д. Рассматриваются также отношение к прошлому, будущему, жизненные цели. Анализ полученных этим методом данных может быть качественным и количественным.

Метод исследования фрустрации. Одним из наиболее известных тестов для исследования фрустрации является метод рисуночной ассоциации, предложенный Розенцвейгом в 1944 г. Метод занимает промежуточное положение между методом словесной ассоциации и ТАТ. Последнюю он напоминает тем, что в качестве стимулирующего материала использует картины. Но в отличие от картин ТАТ эти рисунки довольно однообразны и, что более существенно, употребляются для того, чтобы получить от испытуемого сравнительно простые, незамысловатые ответы, ограниченные как по объему, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые преимущества метода словесной ассоциации и в то же время приближается к исследованию тех аспектов личности, которые стремятся выявить с помощью ТАТ. Предъявление 24 рисунков рассчитано на установление характерных типов ответа испытуемого на повседневные стрессовые ситуации, которые рассматриваются как имеющие значение с точки зрения их адекватности.

Тематический апперцепционный тест (ТАТ) как способ исследования фантазии впервые был применен группой сотрудников Гарвардского университета и психологической клиники. В дальнейшем он стал более известен по имени Маррея, в наибольшей степени способствовавшего разработке его как метода оценки личности. В эксперименте испытуемому предъявляется последовательно 20 карт, по 10 в каждом из двух сеансов обследования. Испытуемому предлагается составить рассказ по каждой картине. Сюжет картин эмоционально насыщен, вместе с тем содержание их неопределенно, а некоторых – противоречиво, что дает большую свободу воображению и интерпретации. Вариантом ТАТ, предназначенным для исследования мотивационной сферы личности, а именно мотивации достижения, является методика X. Хекхаузена.

Одним из наиболее известных проективных методов является метод, предложенный в 1921 г. швейцарским психиатром Роршахом и состоящий из стандартного набора «чернильных» симметричных пятен. Метод используется для диагностики психических свойств личности. Процесс сбора данных по методу Роршаха в течение исследования строго формализован и предусматривает целую систему приемов для объективного, по возможности, выявления особенностей образных представлений субъекта. Формализация ответов испытуемого проводится по четырем категориям подсчета. Эти категории следующие: расположение или локализация; детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузия); содержание; «популярность» – «оригинальность». Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

Для характеристики системы межличностных отношений используются и другие методы, с различной степенью проективности: цветовой тест отношений, методика для определения дистанции межличностного общения (Соложенкин В. В., 1980) и др.

Существуют десятки проективных методов, которые при условии хорошего владения ими могут быть полезными в диагностической работе с больными. Это проективные рисунки, тематические и атематические, проективные приемы, предусматривающие использование музыки, некоторые другие, помимо метода незаконченных предложений, тесты вербальных завершений (проективные опросники, завершение повествований) и т. п.

В то время как проективные методы дают возможность изучать личность в целом, с точки зрения ее своеобразия – исследовать мотивы, тенденции, особенности отношений к различным сторонам действительности и др., личностные опросники, относящиеся к непроективным методам, позволяют изучать личность лишь сегментарно.

В настоящее время существует большое количество личностных опросников, предназначенных для исследования одновременно многих сторон личности и отдельных ее свойств и проявлений. Каждый из них представляет собой стандартизованную анкету, состоящую из ряда предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Чаще всего они сформулированы таким образом, чтобы испытуемый, отвечая на них, сообщил экспериментатору о своем самочувствии, типичных вариантах поведения в различных ситуациях, оценивая личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. Например: «Я не люблю быть в центре внимания, хотя знаю, что есть такие люди, которым это нравится». «Мне бы хотелось быть менее стеснительным» (MMPI). «Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения» «Верно ли, что вас очень легко задеть?» «Страдаете ли вы от бессонницы?» (опросник Айзенка). «Я чувствую себя, как человек, которого никто не любит», «Я чувствую себя беспомощным», «Я испытываю вдохновение» (опросник Хайновского).

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI ), Первые исследования с использованием MMPI были проведены в конце 40-х гг. сотрудниками психологического факультета Миннесотского университета США на студентах различных учебных заведений. В 1943 г. издательство университета выпустило в свет первый рекомендованный для широкого применения вариант опросника. Однако этот вариант MMPI вскоре был подвергнут переработке и усовершенствованию, и в 1946 г. вышло новое его издание, включающее вариант для массовых исследований и дополнение, позволяющее повысить достоверность и надежность получаемых данных (была введена дополнительная шкала коррекции – «шкала К»). На основании большого материала, собранного к настоящему времени как по нормативным данным, так и по данным клиники, все предложения опросника разделены на девять так называемых «базисных», или основных, шкал, отражающих наиболее частые и важные симптомокомплексы: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, гипомании, личностные аспекты разделения полов, паранойи, психастении и шизофрении. Помимо основных шкал, на основании опросника разработано большое число дополнительных шкал (более 200), предназначенных для изучения самых различных свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого и пр.

Техника применения метода проста. Испытуемый должен разложить карточки на две группы: с содержанием текста которых он согласен (категория «верно») и не согласен (категория «неверно»). Далее полученные предварительные очки-баллы переводятся при помощи специализированной статистической процедуры в стандартные баллы и переносятся на профильную карту. Профильная карта представляет собой график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей, входящих в структуру личности. В нашей стране имеется несколько адаптированных вариантов MMPI.

Использование методики Айзенка, получившей столь широкую известность, оказалось полезным в нашем опыте при сопоставлении психологических характеристик с биологическими – физиологическими, биохимическими – показателями.

Интерес представляет патохарактерологический диагностический опросник для подростков А. Е. Личко, составленный совместно с Н. Я. Ивановым, для диагностики типов психопатий и акцентуаций характера.

Личностные опросники имеют определенное значение при экспресс-диагностике и массовых исследованиях, предполагающих использование экономичных приемов. Сами по себе эти методы, естественно, оказываются недостаточными при изучении отдельных случаев, особенно с учетом той степени глубины характеристики личности, которая часто бывает необходимой в клинических условиях.

Говоря о методах психологии и, в частности, о методах медицинской психологии, необходимо рассмотреть такое понятие как психологический диагноз.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – это установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важным элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь, как правило, лишен возможности непосредствеенно указать на их причины, место в структуре личности. Л. С. Выготский называл этот уровень симтоматическим или эмпирическим диагнозом, который ограничивается констатацией определенных особенностей и симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Второй ступенью в развитии психологического диагноза является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов) личности, но и вызывающие их причины. Высший уровень – типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза, по Л. С. Выготскому, совпадает с содержанием диагноза, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы учебно – исследовательской деятельности студентов»

Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

очное обучение

Выполнила:

студентка 1 курса 103Б группы

Князькина Ксения Алексеевна

Проверила:

преподаватель ОГБПОУ УПК

Кафидова Ирина Александровна

Ульяновск

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………..................................

    Характеристика метода «Анализ продуктов деятельности»…………………………………………………………...

1.1 Особенности использования метода «Анализ продуктов деятельности»………………………………………………………………….

    Контекст – анализ как вариант метода «Анализ продуктов деятельности»…………………………………………………………...

    Технология метода «Анализ продуктов деятельности»……………………………………………………….......

Заключение ……………………………………………………………...........

Список литературы……………………………………………………….......

ВВЕДЕНИЕ

Тема реферата является актуальной, поскольку при выполнении исследовательской работы студент использует различные методы, в том числе метод «Анализ продуктов деятельности». С помощью метода «Анализ продукта деятельности» выясняется уровень готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Цель: обобщить информацию о методе «Анализ продукта деятельности»

В ходе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть сущность понятия метода «Анализ продукта деятельности»;

Выявить особенности технологии метода «Анализ продукта деятельности»;

Проанализировать применение метода «Анализ продукта деятельности»;

Метод исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования.

    ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Анализ продуктов деятельности - метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

1.1. Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Распространенным методом данной группы является анализ документов.

По форме фиксации информации документы обычно делятся на:
а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.
По содержанию информации документальные источники делятся на:
а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты) и т.п;
б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

2. КОНТЕКСТ – АНАЛИЗ КАК ВАРИАНТ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.
Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово (термин, символ);

2) суждение или законченная мысль;

3) тема;

4) персонаж;

6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ?

Выделим главные из них:

Изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;

Изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

Изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

Обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

Анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т.п.

При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т. д. При контекст - анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.
Следует особо подчеркнуть, что нетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.
Необходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Существует несколько способов обработки данных контент-анализа .

Один из них – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц.

Второй тип анализа – построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются

частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной

встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р (В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о не случайности или случайности их появления в текстах

Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека.

3. ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий :

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы

каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи, поставленные в реферате, выполнены. Исследовано понятие и особенности анализа продуктов деятельности, рассмотрены подобные методы, изучена организация этих методов.

Итак, можно сделать выводы, что все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.

    Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения/ Давыдов В.В - М., 1996. - С. 284.

Принимая участие в той или иной деятельности, человек проявляет свою осведомленность по каким-либо вопросам, проявляет свою внимательность, наблюдательность, определенные черты своего характера.

Для учащихся, например, продуктами деятельности являются какие-то письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и др.

Если работы, выполненные учеником в разное время и на разных этапах обучения, сопоставить, то можно проследить его развитие, способность совершенствовать умения и навыки.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности.

Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Разновидности метода

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Науки, изучающие документы для их анализа используют свои методы. Одним из таких методов является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды.

Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.

Контент-анализ

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

  • Выделение единиц анализа. При поиске единицы анализа возможны два варианта решения проблемы – за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте. Этот объект может быть описан при помощи одного слова или при помощи сочетания нескольких слов, т.е. при помощи суждений. Это горит о том, что выделение единицы анализа дело достаточно непростое.
  • Поиск их индикаторов в тексте. Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. Это требует от исследователя правильно знать границы возможного применения контент-анализа и не допускать его абсолютизации. Надо действовать конвенционально и руководствоваться своим мнением. И только после выполнения этой операции можно приступить к выполнению следующего этапа;
  • Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или установлении пропорций между различными группами индикаторов. По соотношению частот можно сделать психологические выводы. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:
  1. Слово, термин, символ;
  2. Законченная мысль или суждение;
  3. Тема;
  4. Персонаж;
  5. Автор;
  6. Целостное сообщение.

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин.

Условия, необходимые при организации анализа продуктов деятельности

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

  • Четкая формулировка цели исследования. Например, изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, которые проявляются в их рисунках;
  • Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности. В связи с этим отбирают детей, владеющих навыками рисования или конструирования по образцу;
  • Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы. Например, краски, ножницы, мелки, карандаши, бумага, клей, конструктор;
  • Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:
  1. Выбор помещения;
  2. Время проведения;
  3. Создание мотивации на получение продукта;
  4. Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;
  5. Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;
  • Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;
  • Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте. Например, как сам ребенок оценивает свой, скажем рисунок, и почему так оценивает. В этом случае анализ продуктов деятельности сочетается с беседой и поэтому важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку;
  • Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.
  • Достоинства и недостатки анализа продуктов деятельности

    • За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей;
    • Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода:
    1. Регуляция рисовальных движений руки;
    2. Скорость удара;
    3. Скорость изображения формы;
    4. Точность размаха движений;
    5. Точность направления при рисовании линий и др.
  • Возможность многократного повторения;
  • Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.
  • К недостаткам метода относится:

    • Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;
    • Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.