Как вы думаете почему информацию считают. Информационная инфраструктура

Способствует ли современная информационная инфраструктура связям России со всем миром?

В чем состоит значение информации для современного общества?

Ценность информации как важного ресурса была отмечена очень давно, однако по-настоящему особое влияние информации человечество стало ощущать в 1990-х гг., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет, которая ежегодно вырастает примерно вдвое. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина.

Всемирная паутина, или WWW (сокращение от World Wide Web), - система взаимосвязанных документов самого разнообразного характера, написанных на специальном языке, позволяющем переходить от одного документа к другому - «бродить» по паутине через специальные «мостки», или гиперссылки.

Развитие современного хозяйства требует сокращения времени на операции, отделяющие производство товаров и услуг от их использования. В этой связи исключительное значение имеет быстрота поступления информации о любых изменениях - ив производстве, и в потреблении товаров.

Таким образом, усиление роли информации принимает всеобщий характер. Можно говорить, что наиболее развитые страны мира вступают в шестой цикл Кондратьева. Его основной ресурс - информация. Информация - ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов «добычи» (получения), «обогащения» (обработки), транспортировки (передачи) и использования (потребления). А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.

На первом этапе существует разделение между разными типами телекоммуникационных сетей - радио и телевидение, телефонная, мобильная и сотовая связь, компьютерные сети.

Мобильная и сотовая - виды связи, позволившие совместить в себе преимущества рации и телефона. Обладатель мобильного или сотового телефона через мини-радиопередатчик поддерживает связь с узловой станцией, которая имеет выход в обычную телефонную сеть.

Однако постепенно происходит их интеграция - передача разных видов информации по одним и тем же каналам. А с помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи.

Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?

С одной стороны, они способствуют более свободному размещению как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Например, стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа. По данным западных экспертов, около 70% пользователей Интернета пользуются им дома.

С другой стороны, под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина - значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Следовательно, размещение таких центров обусловливает география телекоммуникационных сетей. Во-первых, это крупные города (Москва, Санкт-Петербург) с наиболее развитой инфраструктурой и выходом во всемирное информационное пространство как через спутники, так и по оптико-волоконным линиям.

Во-вторых, это центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих «хребет» телекоммуникаций страны (в России наиболее протяженные из них - Москва - Хабаровск, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Новороссийск; есть несколько оптико-волоконных выходов в Западную Европу и Японию, в том числе и по подводным кабелям, проложенным по дну Черного, Балтийского и Японского морей).

Одна из причин концентрации телекоммуникационных мощностей - необходимость обеспечивать надежность и безопасность функционирования этой сложной, а значит, хрупкой системы, что также требует концентрации финансовых ресурсов и большого числа специалистов. Необходим контроль за не имеющими границ сетями как для предотвращения передачи за рубеж государственных секретов, так и проникновения в страну военных вирусов, которые в состоянии не только парализовать экономическую жизнь страны, но и вызвать угрозу техногенных катастроф. Телекоммуникации все теснее вовлекаются в информационные войны, которые ведутся не только в политике, но и в экономике.

С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид «груза» - это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Важен не только размер такого «грузопотока», который специалисты обычно называют «трафиком», но и его структура. Например, из России «утекает» немало научной информации и сведений об исследовательской деятельности, а поступают, наоборот, в основном материалы познавательного или развлекательного характера. Здесь напрашивается сравнение с внешнеторговым балансом страны: в импорте велика доля готовых потребительских товаров, а в экспорте - ценной информации, которую мы пока не можем достаточно эффективно использовать внутри России.

Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Сегодня мы находимся в преддверии Интернета уже нового поколения. Лидером в его разработке являются США. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании. Во-первых, создавать ценную и интересную для других информацию, а во-вторых, технически контролировать часть телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.

Рис. 49. Разные виды связи

Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

По мере расширения возможностей современных телекоммуникаций меняется и образ жизни той части населения, которая активно пользуется Интернетом и другими средствами связи. Для них Интернет становится не просто техническим средством, а образом жизни - здесь они работают, занимаясь наукой и бизнесом, проводят досуг, общаются с коллегами и друзьями. Эти процессы особенно важны, поскольку пользователи Интернета - молодая и наиболее активная часть населения.

Развитие телекоммуникационных сетей не только расширяет возможности человека в получении информации и образования, в организации бизнеса. Оно порождает и неравенство. Пока стоимость оборудования и собственно выхода в мировое информационное пространство достаточно велика. И поэтому преимущество имеют жители регионов, где расположены крупные центры и опорные точки телекоммуникаций.

Есть примеры, когда Интернет проникает и в отдаленные районы. Многие российские национальные парки, работающие по программам, связанным с мониторингом окружающей среды, благодаря помощи международных организаций получили такую возможность. Это помогает более эффективно вести научные исследования, оперативно доводя их результаты до сведения ученых других стран.

Государство должно по возможности стремиться к обеспечению права равного доступа граждан к современным средствам связи и информации.

Доля пользователей Интернета в России, проживающих в крупных городах, хотя и высока, постоянно повышается. В начале 1998 г. она составляла 80%, в том числе москвичей - 65%.

Первым подобным шагом в России стала программа по обеспечению выхода в Интернет 33 региональных университетов страны.

Развитие телекоммуникаций порождает и сложные психологические проблемы. Даже самое совершенное программное обеспечение не может предугадать всего того, что способна породить свободная творческая мысль человека.

Выводы

Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, особенно информационного ее звена. Она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей (транспорт, торговлю, банковское дело, рекреационное хозяйство, не говоря уже о промышленности). Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги, в том числе разнообразные деловые.

Модернизация и развитие всей инфраструктуры - жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей.

Вопросы и задания

  1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным «ресурсом»? Приведите аргументы в пользу такого утверждения.
  2. В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова - мобильный телефон, пейджер, факс, электронная почта, Интернет. Объясните, как вы понимаете возможности каждого вида связи.
  3. Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
  4. Как можно из вашего города, села связаться с другим городом, нужным сельским населенным пунктом и другим государством? Сделайте вывод об уровне развития связи в вашей местности.
  5. Как ваш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию? Какими средствами, за какой срок? Какова стоимость услуг? Какова степень надежности связи? Что бы вы предложили для улучшения положения?
  6. Компьютер создает широкие возможности для творчества и одновременно ограничивает его. Как преодолеть это противоречие?

1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным «ресурсом»? Приведите аргументы в пользу такого утверждения.

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).

С середины XX в. информация — обще-научное понятие, включающее обмен све-дениями между людьми, человеком и ав-томатом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

2. В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова — мобильный телефон, пейджер, факс, элек-тронная почта, Интернет. Объясните, как вы пони-маете возможности каждого вида связи.

Пейджинговая связь (от англ. page — страница) — радиотелефонная связь, пе-ресылка по телефону продиктованных абонентом-отправителем сообщений и прием их по радиоканалу абонентом-получателем с помощью пейджера — радио-приемника с жидкокристаллическим дис-плеем, на котором высвечиваются приня-тые буквенно-цифровые тексты. Пейд-жер — это средство односторонней связи: на него можно только получать сообще-ния. Кроме продиктованных отправите-лем сообщений, можно получать бирже-вые сводки, курсы валют, новости бизне-са, политики и спорта, прогнозы погоды,информацию о пробках на городских ули-цах и др.

Факсимильная связь — электрический способ передачи графической информа-ции — неподвижного изображения текста или таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т. п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и кана-лов электросвязи.

Интернет (от лат. inter — между и англ. not — сеть), всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и прави-тельственных организаций, образователь-ных учреждений, благотворительных ор-ганизаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также ком-мерческих предприятий (сервис-провайдеров), которые предоставляют частным лицам доступ к сети.

Информация, хранящаяся во множестве компьютерных сетей, связанных между собой Интернетом, образует гигант-скую электронную библиотеку. Огромное количество данных, распределенных меж-ду компьютерными сетями, затрудняет поиск и получение желаемой информа-ции. Для облегчения поиска в Интернете развивались все более совершенные сред-ства.

Коммерческие поисковые машины, представляющие собой программы, осу-ществляют поиск необходимой информа-ции среди большого объема документов по ключевым словам. Результаты поиска пользователь получает в виде списка заго-ловков и описаний документов.

Интернет — наиболее динамично разви-вающаяся среда информационного обмена в истории человечества. Современные воз-можности доступа к Интернету с мобиль-ных телефонов, а также обмен информа-цией через сеть других устройств, расши-ряют круг пользователей.

Наиболее популярные интернет-серви-сы включают:

  • электронную почту (e-mail);
  • поиск и просмотр текстовой и муль-тимедийной информации;
  • электронную коммерцию (e-commerce);
  • переговоры в режиме online (чаты, chats);
  • конференции (discusion groups, Usenet), в которых можно публиковать со-общения и проглядывать ответы на них;
  • ролевые игры.

Наиболее посещаемые сайты в мире на-ходятся в США. В 1999 г. там насчитыва-лось свыше 100 млн интернет-пользователей. В 2001 г. в Европейском сообщест-ве — свыше 120 млн. В России Интернет развивается также очень быстро — к 2002 г. насчитывалось свыше 4 млн поль-зователей.

3. Почему в сельской местности так медленно идет развитие современных телекоммуникацион-ных средств связи?

Развитие телекоммуникационных средств связи требует больших капиталовложений, что оправдано только при наличии большого числа потребителей. Поэтому в сельской местности с более низкой плотностью населения этот процесс идет медленнее.

4. Как можно из вашего города, села связаться с другим городом, сельским населенным пунктом и другим государством? Сделайте вывод об уровне развития связи в вашей местности.

Подумайте, большое ли число жителей вашего населенного пункта имеют возможность воспользоваться телефоном.

Многим ли доступна сотовая связь и вы-ход в Интернет?

Вывод об уровне развития связи в ва-шей местности зависит от ваших ответов. Материал с сайта

5. Как ваш населенный пункт получает и отправ-ляет нужную информацию? Какими средствами, за какой срок? Какова стоимость услуг? Какова степень надежности связи? Что бы вы предложили для улуч-шения положения?

Этот вопрос связан с предыдущим. По-думайте, какими еще средствами связи пользуетесь вы или ваши знакомые. Есть ли в вашем населенном пункте почта и те-леграф? Какова надежность этих услуг?

6. Компьютер создает широкие возможности для творчества и одновременно ограничивает его. Как преодолеть это противоречие?

Ограничения в творчестве связаны с за-ложенными в компьютер алгоритмами и схемами действий. Работая на компьюте-ре, мы в большинстве случаев следуем четким правилам, во многих программах предлагаются уже готовые шаблоны. Од-нако если в человеке есть творческое на-чало, оно обязательно проявится. Если вы будете свободно владеть нужными вам программами и использовать компьютер как инструмент для воплощения своих идей, вам удастся избежать диктата за-данных шаблонов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”? Приведите аргументы в пользу такого утверждения.

Информация – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.

С середины XX в. информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

2. В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова – мобильный телефон, пейджер, факс, электронная почта, Интернет. Объясните, как вы понимаете возможности каждого вида связи.

Пейджинговая связь – радиотелефонная связь, пересылка по телефону продиктованных абонентом-отправителем сообщений и прием их по радиоканалу абонентом-получателем с помощью пейджера – радиоприемника с жидкокристаллическим дисплеем, на котором высвечиваются принятые буквенно-цифровые тексты. Пейджер – это средство односторонней связи: на него можно только получать сообщения. Кроме продиктованных отправителем сообщений, можно получать биржевые сводки, курсы валют, новости бизнеса, политики и спорта, прогнозы погоды, информацию о пробках на городских улицах и др.

Факсимильная связь – электрический способ передачи графической информации – неподвижного изображения текста или таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т. п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и каналов электросвязи.

Интернет, всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и правительственных организаций, образовательных учреждений, благотворительных организаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также коммерческих предприятий, которые предоставляют частным лицам доступ к сети.

Информация, хранящаяся во множестве компьютерных сетей, связанных между собой Интернетом, образует гигантскую электронную библиотеку. Огромное количество данных, распределенных между компьютерными сетями, затрудняет поиск и получение желаемой информации. Для облегчения поиска в Интернете развивались все более совершенные средства.

Коммерческие поисковые машины, представляющие собой программы, осуществляют поиск необходимой информации среди большого объема документов по ключевым словам. Результаты поиска пользователь получает в виде списка заголовков и описаний документов.

Интернет – наиболее динамично развивающаяся среда информационного обмена в истории человечества. Современные возможности доступа к Интернету с мобильных телефонов, а также обмен информацией через сеть других устройств, расширяют круг пользователей.

Наиболее популярные интернет-сервисы включают:

    Электронную почту; Поиск и просмотр текстовой и мультимедийной информации; Электронную коммерцию; Переговоры в режиме online ; Конференции, в которых можно публиковать сообщения и проглядывать ответы на них; Ролевые игры.

Наиболее посещаемые сайты в мире находятся в США. В 1999 г. там насчитывалось свыше 100 млн интернет-пользователей. В 2001 г. в Европейском сообществе – свыше 120 млн. В России Интернет развивается также очень быстро – к 2002 г. насчитывалось свыше 4 млн пользователей.

3. Почему в сельской местности так медленно идет развитие современных телекоммуникационных средств связи?

Развитие телекоммуникационных средств связи требует больших капиталовложений, что оправдано только при наличии большого числа потребителей. Поэтому в сельской местности с более низкой плотностью населения этот процесс идет медленнее.

4. Как можно из вашего города, села связаться с другим городом, сельским населенным пунктом и другим государством? Сделайте вывод об уровне развития связи в вашей местности.

Подумайте, большое ли число жителей вашего населенного пункта имеют возможность воспользоваться телефоном.

Многим ли доступна сотовая связь и выход в Интернет?

Вывод об уровне развития связи в вашей местности зависит от ваших ответов.

5. Как ваш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию? Какими средствами, за какой срок? Какова стоимость услуг? Какова степень надежности связи? Что бы вы предложили для улучшения положения?

Этот вопрос связан с предыдущим. Подумайте, какими еще средствами связи пользуетесь вы или ваши знакомые. Есть ли в вашем населенном пункте почта и телеграф? Какова надежность этих услуг?

6. Компьютер создает широкие возможности для творчества и одновременно ограничивает его. Как преодолеть это противоречие?

Ограничения в творчестве связаны с заложенными в компьютер алгоритмами и схемами действий. Работая на компьютере, мы в большинстве случаев следуем четким правилам, во многих программах предлагаются уже готовые шаблоны. Однако если в человеке есть творческое начало, оно обязательно проявится. Если вы будете свободно владеть нужными вам программами и использовать компьютер как инструмент для воплощения своих идей, вам удастся избежать диктата заданных шаблонов.



  1. Время на урок – 1 час. Цель урока: ознакомить учеников с понятиями «Интернет», «WWW», основными их атрибутами. Основные сообщаемые знания: WWW, браузер, веб-страница, сайт, адрес,...
  2. Интернет – это огромная сеть компьютеров, подключенных друг к другу и обслуживающих миллионы пользователей по всему миру. Широкое распространение Интернет получил в конце 70-х годов...
  3. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте Факультета филологии и журналистики Н....
  4. Всем известно, что люди не могут круглосуточно трудиться и больше ничего не делать. Каждый нуждается в хорошем отдыхе. Впрочем, отдых не может включать лишь лежание...
  5. Чтобы на листе бумаги разместить изображение местности, его дают в очень уменьшенном виде. Что такое масштаб. На местности расстояния указывают в метрах или километрах. Например,...
  6. Zeitungen oder Internet. Was ist besser? Die Massenmedien spielen eine große Rolle in unserem Leben. Ohne Bücher, Zeitungen, Fernsehen und Internet können wir unseres Leben...
  7. Информация – великое дело! Интересно, знали бы мы сейчас Так много, если бы наши далекие предки не научились разговаривать, таким образом передавая свои знания и...
  8. Internet in unserem Leben Das moderne Leben ist ohne Personalcomputer und Internet überhaupt unvorstellbar. Unter Internet versteht man das globale Netz, welches alle lokale und...
  9. Американский предприниматель Джефф Безос основал и возглавил сервис Amazon. com, а в 2013 году купил издание “The Washington Post”. Начало жизни и карьеры Джеффри Престон...
  10. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  11. Мой компьютер как человек. Поможет развеселить, утешить, но настоящий друг согласитель в сто раз лучше любого робота! Компьютер не мама и научить кого или чего...
  12. Загрязнение Мирового океана является глобальной проблемой человечества. Согласно подсчетам ученых, в океан ежегодно попадает около 1.5 млн т нефти. А 25 млн т достаточно для...
  13. As well as being a global network of networks, the Internet is a global network of people, ideas and information. The Net is as interesting...
  14. Информация и обмен данными играют в нашей сегодняшней жизни решающую роль. В школе, в университете, на работе и пр. мы беспрерывно получаем массу различной информации...
  15. Еще лет десять-двадцать назад казалось, что развитие компьютерных технологий приведет к полному отказу человечества от книг. Но сегодня мы наблюдаем обратное: книги вновь обретают популярность....

1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным «ресурсом»? Приведите аргументы в пользу такого утверждения.

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).

С середины XX в. информация — обще­научное понятие, включающее обмен све­дениями между людьми, человеком и ав­томатом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

2. В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова — мобильный телефон, пейджер, факс, элек­тронная почта, Интернет. Объясните, как вы пони­маете возможности каждого вида связи.

Пейджинговая связь (от англ. page — страница) — радиотелефонная связь, пе­ресылка по телефону продиктованных абонентом-отправителем сообщений и прием их по радиоканалу абонентом-получателем с помощью пейджера — радио­приемника с жидкокристаллическим дис­плеем, на котором высвечиваются приня­тые буквенно-цифровые тексты. Пейд­жер — это средство односторонней связи: на него можно только получать сообще­ния. Кроме продиктованных отправите­лем сообщений, можно получать бирже­вые сводки, курсы валют, новости бизне­са, политики и спорта, прогнозы погоды,информацию о пробках на городских ули­цах и др.

Факсимильная связь — электрический способ передачи графической информа­ции — неподвижного изображения текста или таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т. п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и кана­лов электросвязи.

Интернет (от лат. inter — между и англ. not — сеть), всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и прави­тельственных организаций, образователь­ных учреждений, благотворительных ор­ганизаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также ком­мерческих предприятий (сервис-провайдеров), которые предоставляют частным лицам доступ к сети.

Информация, хранящаяся во множестве компьютерных сетей, связанных между собой Интернетом, образует гигант­скую электронную библиотеку. Огромное количество данных, распределенных меж­ду компьютерными сетями, затрудняет поиск и получение желаемой информа­ции. Для облегчения поиска в Интернете развивались все более совершенные сред­ства.

Коммерческие поисковые машины, представляющие собой программы, осу­ществляют поиск необходимой информа­ции среди большого объема документов по ключевым словам. Результаты поиска пользователь получает в виде списка заго­ловков и описаний документов.

Интернет — наиболее динамично разви­вающаяся среда информационного обмена в истории человечества. Современные воз­можности доступа к Интернету с мобиль­ных телефонов, а также обмен информа­цией через сеть других устройств, расши­ряют круг пользователей.

Наиболее популярные интернет-серви­сы включают:

— электронную почту (e-mail);

— поиск и просмотр текстовой и муль­тимедийной информации;

— электронную коммерцию (e-commerce);

— переговоры в режиме online (чаты, chats);

— конференции (discusion groups, Usenet), в которых можно публиковать со­общения и проглядывать ответы на них;

— ролевые игры.

Наиболее посещаемые сайты в мире на­ходятся в США. В 1999 г. там насчитыва­лось свыше 100 млн интернет-пользователей. В 2001 г. в Европейском сообщест­ве — свыше 120 млн. В России Интернет развивается также очень быстро — к 2002 г. насчитывалось свыше 4 млн поль­зователей.

3. Почему в сельской местности так медленно идет развитие современных телекоммуникацион­ных средств связи?

Развитие телекоммуникационных средств связи требует больших капиталовложений, что оправдано только при наличии большого числа потребителей. Поэтому в сельской местности с более низкой плотностью населения этот процесс идет медленнее.

4. Как можно из вашего города, села связаться с другим городом, сельским населенным пунктом и другим государством? Сделайте вывод об уровне развития связи в вашей местности.

Подумайте, большое ли число жителей вашего населенного пункта имеют возможность воспользоваться телефоном.

Многим ли доступна сотовая связь и вы­ход в Интернет?

Вывод об уровне развития связи в ва­шей местности зависит от ваших ответов.

5. Как ваш населенный пункт получает и отправ­ляет нужную информацию? Какими средствами, за какой срок? Какова стоимость услуг? Какова степень надежности связи? Что бы вы предложили для улуч­шения положения?

Этот вопрос связан с предыдущим. По­думайте, какими еще средствами связи пользуетесь вы или ваши знакомые. Есть ли в вашем населенном пункте почта и те­леграф? Какова надежность этих услуг?

6. Компьютер создает широкие возможности для творчества и одновременно ограничивает его. Как преодолеть это противоречие?

Цели урока:

  • Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития.
  • Показать элементы инфраструктуры и географию сферы услуг.
  • Познакомить с основным ресурсом шестого цикла Кондратьева – информацией.
  • Закрепить представление о фундаментальном понятии информатики, таком, как “информация”.
  • Развитие дальнейших навыков работы с прикладными программами.
  • Познакомиться с такими понятиями как: web-страницы, браузер, гиперссылка.
  • Использовать ресурсы сети Internet для поиска информации.

Образовательные:

  • познакомиться с отраслью, которая ничего “материального” не производит, а лишь оказывает разнообразные услуги предприятиям, населению, обществу в целом;
  • рассмотреть влияние телекоммуникационных сетей на территориальную организацию общества и образ жизни людей;
  • научить учащихся искать нужную информацию, используя средства.

Развивающие:

  • развить потребности самообразования;
  • использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках географии и информатики.

Воспитательные:

  • адаптировать учащихся для жизни в информационном обществе;
  • формирование социокультурной компетенции, предусматривающей овладение навыками и умениями для успешной межкультурной коммуникации;
  • повышение самомотивации к изучению географии;
  • понимать важность и актуальность использования современных обучающих мультимедийных программ.

Тип урока:

    урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование:

Политико-административная карта России. Физическая карта России. Обучающая программа “Фобус” (Системные требования: Windows 95/98/NT/2000/XP; Pentium 200 МГц; 32 Мб оперативной памяти; разрешение экрана 800x600 с глубиной цвета 16 бит; 250 Мб свободного места на жестком диске;CD-ROM; клавиатура; издатель: Новый диск, раздел “Интернет” Особенности программы: Практика вместо теории. Углубленное изучение основ работы в Интернете. Полная имитация среды изучаемых программ. Анализ и комментарии всех действий пользователя. Развитие навыков практической работы с компьютером за минимальный срок. Уникальная методика обучения на основе активного диалога с компьютером. Индивидуальный подход); учебный класс с компьютерами, книги, тетради; мультимедийный проектор и экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока: “ Информационная инфраструктура. Информация. Информационные процессы. Практическая работа с программой Internet Explorer (Фобус- Internet -электронный практикум)”. Приложение 1 .
Учитель географии:
Сегодня вы видите перед собой двух учителей, и соответственно к вам предъявляются требования по двум предметам: географии и информатики.
Учитель информатики:
Для меня важно то, как вы будете использовать навыки, полученные на уроках информатики и применять их в изучении другого предмета – географии.
Учитель географии:
Думаю, это у Вас отлично получится, и вы покажите хорошие знания по двум предметам.
Учитель информатики:
Сегодня мы с вами используем ресурсы сети Internet для поиска информации. Познакомимся с такими понятиями как: web-страница, браузер, гиперссылка (на экране с помощью проектора показано правильное написание этих понятий). Сможем понять важность и актуальность использования современных обучающих мультимедийных программ. Выполним практическую работу по поиску информации.

Учитель географии: Познакомимся с непроизводственной отраслью современного хозяйства, информационной инфраструктурой; главным ресурсом инфраструктуры – информацией. Рассмотрим влияние информационной инфраструктуры на территориальную организацию общества и жизнь людей, выполним практическую работу на контурной карте.

II. Совершенствование знаний учащихся по текущей теме.

Учитель географии: Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.

Элементы инфраструктуры представлены на схеме: (схема на экране)

Инфраструктура:

В чем состоит значение информации для современного общества?

Ученик: Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.

Учитель информатики: Вспомним определение информации. Назовите пять свойств информации.

Ученик: Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей. Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность.

Учитель информатики: Что такое Всемирная паутина? Как найти информацию с помощью всемирной паутины “Интернет”?

Ученик: Интернет – это телекоммуникационная сеть. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет. Лидер этой сети – Москва.

Учитель информатики: WWW, Web, Всемирная паутина – часть Интернет, содержащая информацию, размещенную на миллионах компьютеров по всему миру. При подключении к Интернет компьютер имеет доступ к информации. Информация WWW по форме представляет связанные между собой Web- страницы , образующие как бы охватывающие весь мир паутину. Для работы с Web- страницами предназначена программа браузер. Вход в Интернет производится путем запуска браузера.

Учитель географии: В результате интеграции различных типов телекоммуникационных сетей – радио и телевидение, телефонной, мобильной, сотовой связи, компьютерных сетей, передача разных видов информации происходит по одним и тем же каналам.С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи. Какие виды связи вы знаете?

Ученик: Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.

Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.). Уровень развития почтовой связи высок: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек.

Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи – сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.

Учитель географии: Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?

Ученик: Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа.

Ученик: Под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина – значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Размещение таких центров обуславливает география телекоммуникационных сетей. Это крупные города – Москва, Санкт-Петербург.

Учитель географии : С развитием телекоммуникаций возникает новый вид “груза” – это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Усиление роли информации принимает всеобщий характер. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы. Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании, контролировать телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.

III. Практическая работа.

Учитель географии: отметим на контурной карте центры оптико-волоконных линий. Для этого разделимся нагруппы.

Учитель информатики: С помощью компьютерной программы найдем информацию о пещерах Крыма. Вспомним ТБ при работе на компьютере .

1 группа: работа с тестом и на контурной карте. Отметим на контурной карте центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих “хребет” телекоммуникаций страны.

2 группа: работа за компьютером. Найти информацию о пещерах Крыма. Дать определение браузера.

Ход работы:

1. Запустить обучающую систему “Фобус”. Ярлык на рабочем столе <рисунок 1>.

Рис. 1

2. Следуя инструкциям программы открыть тему №1 <рисунок 2>. Записать в тетрадь определения: WWW (Всемирной паутины), web-страницы, браузера.

Рис. 2

3. Перейти на следующую страницу <рисунок 3>.

Рис. 3

Рис. 4

5. Нашли информацию о пещерах Крыма <рисунок 5 >.

Рис. 5

6. Записали в тетрадь каким образом можно сохранять web-страницы полностью или в виде текстового файла, как можно сохранить рисунки <рисунок 6>.

Рис. 6

Рис. 7

IV. Подведение итогов урока.

Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами работали при помощи географических карт, текста учебника, статистических данных.

Учитель информатики: Вы выполнили практическую работу: давайте сделаем выводы по нашей теме.

Вопросы классу:

  1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?
  2. Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
  3. Как наш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию?
  4. Влияет ли информационная структура на образ жизни людей?
  5. Что такое браузер, web-страница, гиперссылка?
  6. Как сохранить информацию из web?

Выводы.

С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид “груза”, это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион.
  • Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение.
  • Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей (транспорт, банковское дело, рекреационное хозяйство, не говоря уже о промышленности).
  • Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги.
  • Модернизация и развитие всей инфраструктуры – жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей.
  • Используя ПК можно проследить всю этапы информационных процессов, используя предметную область – география.
  • Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку.

    Выставляем оценки с помощью оценочного листа.