Адмирал кузнецов как боевой корабль 9 букв. Как устроен авианесущий крейсер "адмирал кузнецов"

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Чтобы просматривать видео на сайте - включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6-30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10-12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6-30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31

16 лет назад ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» сбежал в российское подданство. И до сих пор детище николаевских корабелов остается флагманом Северного флота. Биография корабля наполнена драматичными событиями.

«В печати появились статьи, в которых утверждается, что ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» накануне референдума «О провозглашении независимости Украины» 1 декабря 1991 года, якобы тайно «сбежал» из Севастополя в Североморск. Одна из статей так и называлась: «Как «Адмирал» из Украины сбежал». Я обсуждал этот вопрос с гарантийными представителями Черноморского завода, которые были в то время на этом крейсере, и они сказали, что уход корабля был плановым, к нему готовились заранее», — пишет Валерий Бабич в своей книге «Город Святого Николая и его авианосцы». Валерий Васильевич Бабич — признанный историк строительства авианесущих крейсеров в Николаеве.

Писать о новейшей истории нашего края — дело неблагодарное. Многие участники авианосной эпопеи до сих пор живы и наблюдают агонию судостроительных гигантов в городе. Недавнее прошлое для ветеранов — открытая рана. Они сами строили эти корабли и не хотят соглашаться с любой частной оценкой своего неповторимого бытия. Должно пройти какое-то время, чтобы холодный рассудок историка восстановил объективную причинно-следственную связь реальных событий.

Полтора десятка лет книги Валерия Бабича были единственным источником по истории строительства наших авианосцев. Однако недавно монополия автора стала разрушаться. В интернете появились сотни форумов, посетители которых делятся своими воспоминаниями о службе на авианосцах. Это и простые матросы, и командиры боевых частей, и адмиралы. Возник своеобразный «народный срез» эмоционального восприятия авианосной эпохи.

Судьба николаевских авианесущих крейсеров печальна. «Минск» и «Киев» сегодня развлекают китайских туристов, а «Варяг» состоит в Поднебесной на военной службе. «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») продан Индии, переименован в «Викрамадитью» и месяц назад с помпой передан принимающей стороне. Только один ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» несет службу в составе Северного флота ВМФ России.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево — место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина — всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав — слепые котята — тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

— «Земляки» — уникальное изобретение. — Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. — На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване — мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» — на самые нижние ярусы — наверх их было не загнать…».

Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

Российская биография «Адмирала Кузнецова»

Российская биография корабля наполнена драматичными событиями. «Краденая вещь» не принесла счастья новому владельцу. Вот неполный послужной список его «несчастий»:

1. В апреле 1995 года «Кузнецов» попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.

2. В декабре 1995-го авианесущий крейсер отправился в Средиземное море. В самом начале похода у него обнаружились серьезные проблемы в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми паровых котлов засолены трубки — матросы вместо дистиллированной воды залили забортную воду. Во время всего похода трубки других котлов регулярно лопались и протекали. Постоянно отказывали испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате «Кузнецов» двигался со средней скоростью в 2-4 узла.

3. В феврале 1996 года при посещении Мальты у «Кузнецова» отказали все котлы (!) и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. Адмирал Валентин Селиванов, который руководил походом на последнем этапе, вспоминал: «…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…

Корму несло на скалы, а мы с матюками и молитвами работали над котлом. В итоге один котел запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам замедлилось. Наконец, ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5 — катастрофа не состоялась. Не знаю, как бы я потом жил, если б угробил «Кузнецова». В общем, привел корабль в Северодвинск, вернулся в Москву и написал рапорт на увольнение».

4. В августе 1998 года при приеме топлива был по ошибке закрыт не тот клапан, и 60 тонн мазута вылились на пост управления стрельбой. Пост вышел из строя. Чуть ранее из-за прорыва трубы на «Кузнецове» оказались затоплены два из четырех зенитных комплексов «Кортик».

5. В октябре 2003-го «Адмирал Кузнецов» отправился после докования в Баренцево море на ходовые испытания, во время которых произошел пожар в главном газоходе.

6. В 2000 году на корабле погиб матрос БЧ-5 от удара током.

7. 17 января 2002-го на «Кузнецове» произошел пожар во время ремонта на рейде Североморска. Погиб старшина 1-й статьи В. Бобылев — отравился угарным газом.

9. 6 января 2009-го на борту «Адмирала Кузнецова» возник еще один пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. По предварительным данным, одной из причин возгорания могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около двух часов. Погиб матрос срочной службы Д. Сычев, который задохнулся от дыма.

Печальная биография авианесущего крейсера привлекла к нему широкое внимание российской общественности и СМИ. Московский инженер Кротов написал министру обороны РФ открытое письмо, в заключение которого выдвинул требование: «Хватит транжирить народные деньги! ТАКР «Кузнецов» неэффективен, опасен в эксплуатации и очень дорог в содержании. Я призываю министра обороны законсервировать этот корабль».

В 2008 году главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил на расширенном заседании правительства о том, что флоту для поддержания боеспособности необходимо шесть авианосцев по цене 5 миллиардов долларов за каждого.

В Николаеве все затаили дыхание, и… напрасно. Через два года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил корреспонденту «Российской газеты»: «… Новые авианосцы в ближайшие годы Россия строить не планирует. Правда, мы заказали соответствующий аванпроект, чтобы понять, как должен выглядеть современный авианосец. Потом Генштаб и командование ВМФ оценят эти предложения. А пока ставка сделана на плавучие аэродромы. Точнее, на закупку во Франции и строительство у нас четырех вертолетоносцев типа «Мистраль». Корабли же, подобные «Адмиралу Кузнецову», они, конечно, не заменят. Но свою лепту в демонстрацию Андреевского флага в Мировом океане внесут».

20 лет российский ВМФ эксплуатирует свой единственный авианесущий крейсер. За все время этот корабль только шесть лет был полноценной единицей российского флота. Остальное время ушло на капитальные ремонты и плановое докование судна.

Расходы на поддержание авианосца в функциональном состоянии велики, и Россия с трудом несет на себе это бремя. У военных появились большие сомнения в целесообразности содержания корабля. Однако Россия терпит, превратив «Кузнецов» в символ могущественного государства. И пока строительство нового авианосца находится на стадии проектирования, приходится, затянув пояса, обслуживать старый корабль. В минобороны РФ склоняются к продаже авианесущего крейсера Китаю.

С военной точки зрения, авианосец не может конкурировать с более современными образцами. С другой стороны, судя по опыту «Варяга», он может серьезно сократить время на разработку китайских авианосцев. Независимые эксперты полагают, что «Кузнецов» небезнадежен, хотя есть некоторые проблемы со взлетом и посадкой самолетов, но по боевым характеристикам он лучше, чем авианосцы облегченного типа и десантные корабли.

В Николаеве за этой ситуацией наблюдают глазами стороннего человека. Авианосное судостроение у нас умерло. Будет ли оно реанимировано? — Неизвестно.

Директор ЧСЗ Юрий Макаров, при котором был создан конвейер по производству авианесущих крейсеров, скептически оценивал перспективу возрождения строительства «повелителей океанов». Незадолго до своей смерти в интервью местному телеканалу он заявил: «Чтобы вновь запустить строительство авианесущих крейсеров, нужно вернуть назад плановую экономику, КПСС, ВЛКСМ, пионеров и октябрятскую звездочку… иначе ничего не будет…».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» николаевской сборки сегодня продолжает выполнять боевые задачи. А Новогодние праздники «Адмирал» провел в Атлантическом океане, выполняя задачи дальних походов…

(Ред. 2016) Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» российского Северного флота отправился к берегам Сирии. Авианосец войдет в состав российской группировки ВМФ в восточной части Средиземного моря.

Эту информации подтвердили в российском Минобороны. Ранее в субботу об отправке «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море сообщили корреспонденты нескольких российских агентств, в том числе непосредственно с базы Северного флота в Североморске.

В авиакрыло «Адмирала Кузнецова» включены корабельные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также палубные истребители четвертого поколения Су-33.

Сергей Гаврилов, журналист, via

Дымный след «Адмирала Кузнецова», ставший поводом для активных обсуждений в прессе и соцсетях, имеет долгую предысторию. «Лента.ру» продолжает рассказывать о единственном на сегодня действующем российском авианосце, создание которого стало итогом многих компромиссов и паллиативных решений.

Попытка № 3

21 июля 1970 года на стапеле крупнейшего в СССР Черноморского судостроительного завода в Николаеве был заложен головной корабль проекта 1143 - противолодочный крейсер с авиационным вооружением, получивший имя «Киев». Он должен был стать первым советским авианосцем, то есть кораблем, предназначенным для базирования, взлетов и посадок самолетов непосредственно с палубы. Характеристики этого проекта представляли собой плод трудного внутрисоветского компромисса, выражавшегося во всем, включая классификацию. Задним числом определение «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», затем поменявшееся на «тяжелый авианесущий крейсер», будут объяснять в том числе желанием избежать проблем с проходом Черноморскими проливами, однако эти объяснения ложны: во-первых, конвенция Монтре не содержит прямого запрета на проход проливов авианосцами причерноморских государств, а во-вторых, в западной классификации, которую использовала в том числе и контролирующая проливы Турция, в том числе и в классификации, используемой в приложениях к конвенции Монтре «Киев» и его наследники всегда четко обозначались именно как aircraft carriers - авианосцы.

Причина классификационных фокусов была чисто внутренней: прямо объявить о строительстве кораблей, которые одновременно клеймились прессой как «орудия агрессивной войны», в рамках советских идеологических реалий было невозможно.

В значительной части те же причины определили и характеристики корабля: через рогатки многочисленных противников авианосцев как класса кораблей прошел гибрид, предназначенный для базирования и полетов самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) и вертолетов, при этом с крейсерским ракетным вооружением и вполне «авианосных» размеров. 37 тысяч тонн стандартного водоизмещения и 273 метра длины при котлотурбинной энергетической установке мощностью в 180 тысяч лошадиных сил располагали Киев примерно посередине между французскими авианосцами типа «Фош» и «Клемансо», стандартное водоизмещение которых составляло около 30 тысяч тонн, а длина - 265 метров, и 45-тысячетонными американскими «Мидуэями».

В отличие от названных кораблей, «Киев» не располагал сплошной полетной палубой по всей длине корабля - его носовая часть была занята крейсерским вооружением, что ограничивало его авианосные возможности эксплуатацией СВВП, так же, как у значительно меньших по размеру британских кораблей типа «Инвинсибл», проектировавшихся в то время.

Наибольшие проблемы проекта 1143 были связаны именно с авиагруппой: СВВП Як-38, дозвуковой самолет со слабым вооружением и относительно небольшим радиусом действия странно смотрелся на корабле, оснащенном противокорабельными ракетами дальностью до 500 километров. Фактически Як-38, официально классифицируемый как штурмовик, не мог выполнять ни одну из актуальных задач: в качестве ударного самолета в действиях против флота он был бесполезен, не имея ракетного вооружения, позволяющего атаковать корабли, а как самолет ПВО соединения имел мало шансов в противостоянии с ударными машинами врага, действующими под прикрытием сверхзвуковых истребителей.

Недостатки «Киева» были очевидны, и альтернативы продолжали рассматриваться.

1160-1153

Главной альтернативой служил проект, получивший номер 1160. Также не обошедшийся без компромиссных решений в виде пусковых установок ПКР, это был тем не менее полноценный проект авианосца. Ядерная энергетическая установка, 72 тысячи тонн стандартного и 80 - полного водоизмещения, сквозная полетная палуба, авиационный технический комплекс, включающий угловую палубу, четыре паровые катапульты и аэрофинишер делали его полноценным функциональным аналогом американских суперавианосцев.

В составе авиагруппы планировалось использовать самолеты МиГ-23А «Молния» (палубный вариант новейшего на тот момент советского фронтового истребителя), бомбардировщики-ракетоносцы Су-24К (палубный вариант разрабатываемого на тот момент ударного самолета), специально созданные для авианосца самолеты противолодочной обороны П-42 КБ Бериева, а также «летающие радары» на их базе и вертолеты. По мере развития авиатехники планы менялись: в 1973 году в качестве перспективных машин предполагались уже палубные варианты разрабатываемых в то время Су-27 и МиГ-29.

Изображение: Невское ПКБ

Создание этого корабля требовало решения ряда технологических задач, главной из которых была разработка аэрофинишера и паровых катапульт - устройств, ранее советской промышленностью не производившихся. Относительно возможности создания этих систем в 1970-е годы сомнений нет - СССР к тому времени располагал всеми необходимыми технологиями.

Тем не менее детальная разработка проекта 1160 тоже не была начата. Вместо нового авианосца было решено продолжать серию 1143, заложив в 1972 году второй корабль проекта 1143 - тяжелый авианесущий крейсер «Минск», а в 1975-м - «Новороссийск».

Попытка № 4 и 5

Сторонники авианосцев, пользуясь поддержкой министров обороны и судостроительной промышленности, а также вниманием главкома ВМФ, продолжали предлагать варианты. В 1973 году на основе наработок по проекту 1160 в Невском проектно-конструкторском бюро началась разработка проекта 1153, так же, как и 1160, атомного авианосца схемы CATOBAR (Catapult Take-off But Arrested Recovery) - с катапультами и аэрофинишером, но меньшего по размерам и более дешевого, с двумя катапультами вместо четырех. Этот проект, однако, также должен был нести ПКР, а состав авиагруппы при стандартном водоизмещении в 60 тысяч тонн должен был достигать 50 машин.

Строительство корабля предполагалось начать в 1978 году, однако в 1976-м авианосное лобби лишилось двух основных фигур: 26 апреля умер министр обороны Андрей Гречко, а 11 июля - министр судостроения Борис Бутома. По настоянию нового главы военного ведомства Дмитрия Устинова серия 1143 была продолжена четвертым кораблем - ТАВКР «Баку».

Тем не менее флот не оставлял попыток получить корабль, способный поднимать самолеты обычного взлета и посадки. Невское ПКБ начало разработку нового проекта авианосца, максимально близкого к проекту 1143 по общекорабельным системам, - для устранения как минимум барьера в виде цены разработки нового корабля.

1 сентября 1982 года на стапеле Черноморского ССЗ был заложен пятый корабль проекта 1143 - тяжелый авианесущий крейсер «Рига». Он стал плодом компромисса между желанием получить наконец нормальный авианосец и давлением «противоавианосного» лобби, соглашавшегося максимум на модификации проекта 1143. Технически проект корабля 1143.5 представлял гибрид наработок по проекту 1153 и научно-исследовательской работе (НИР) «Ордер», которые были внедрены на исходную базу проекта 1143.

По размерам 1143.5 со стандартным водоизмещением в 55 тысяч тонн не сильно уступал 1153, будучи ощутимо крупнее предшественников. Большая площадь палубы и подъемников позволяла использовать тяжелые и габаритные машины на основе Су-27, но катапульты из проекта ушли - вместо них на корабле должен был использоваться трамплин, также позволяющий взлетать с укороченной дистанцией разбега.

Ушла и ядерная энергетическая установка - вместо нее «Рига», вскоре после закладки переименованная в «Леонида Брежнева» в связи со смертью генсека, получила котлотурбинную установку в составе четырех турбозубчатых агрегатов семейства ТВ-12 и восьми паровых котлов КВГ-4 суммарной мощностью в 200 тысяч лошадиных сил. Этот вариант силовой установки и определил будущее ТАВКР, после спуска на воду в 1985 году переименованного в «Тбилиси», а в 1990-м, на фоне приближающегося распада СССР, - в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Флот времен распада

«Кузнецов» не мог не быть проблемным кораблем - его ввод в строй, пришедшийся на период распада страны, был сопряжен с серьезными организационными проблемами, не последней из которых была неясность судьбы корабля: осенью 1991 года командование ВМФ всерьез рассматривало угрозу захвата корабля в Севастополе украинскими сепаратистами, пользовавшимися определенной популярностью в том числе и на Черноморском флоте.

Итогом стал скрытный и спешный уход «Кузнецова», на котором еще не были в полном объеме завершены работы, в том числе и по энергетической установке, из Черного моря на Северный флот.

Размещение корабля в Кольском заливе позволяло не беспокоиться за его государственную принадлежность, но нормальному вводу в строй не способствовало: на Черном море осталась подавляющая часть технических специалистов, без которых обслуживание авианосца представляло значительные проблемы. Отчасти эти проблемы решало то, что в составе Северного флота были ТАВКР «Киев» и «Адмирал Горшков» (до 1990 года именовавшийся «Баку»), имевшие почти идентичные «кузнецовской» силовые установки, однако резкое сокращение военных расходов и вывод этих кораблей из первой линии в резерв с сокращением экипажей не улучшали ситуацию.

В 1993 году первые три корабля проекта 1143 - «Киев» и тихоокеанские Минск и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ окончательно. В 1994 году флот лишился и «Адмирала Горшкова», к тому времени поставленного на ремонт после пожара в кормовом машинно-котельном отделении. В Николаеве прекратились работы на систершипе «Кузнецова» - тяжелом авианесущем крейсере «Варяг» (заложенном в 1985 году под именем «Рига» и переименованном в 1990-м). Последний корабль семейства 1143 - 1143.7, получивший имя «Ульяновск», в 1993 году был разрезан на стапеле в Николаеве в 20-процентной готовности. В дальнейшем судьба этих кораблей сложится по-разному, и наиболее интересной окажется участь «Горшкова» и «Варяга»: первый после длительной перестройки в Северодвинске будет в 2013 году передан Индии как авианосец «Викрамадитья», второй в 1998 году будет продан Украиной в Китай по цене металлолома, чтобы полтора десятка лет спустя стать авианосцем «Ляонин».

«Ульяновск» же, заложенный в 1988 году, когда из советского военного строительства уже начали уходить идеологические догмы, максимально приближен к полноценному авианосцу - комбинированная схема с одновременным использованием трамплина в носовой части корабля и катапульт на угловой палубе, большие размеры и атомная энергетика делали его близким по возможностям к нереализованным проектам 1160 и 1153, а также атомным авианосцам ВМС США. Впрочем, противокорабельные ракеты должен был нести и он.

В 1995 году «Адмирал Кузнецов» решили послать в Средиземное море: дальний поход приурочили к предстоявшему на следующий год трехсотлетию российского флота. Первый поход мог оказаться и последним - поломка энергетической установки едва не привела к потере корабля в шторм. Авианосец благополучно завершил поход и вернулся в Кольский залив, однако состояние технических средств электромеханической боевой части остается головной болью и сегодня.

Недостаток средств на полноценный ремонт в 1990-х - начале 2000-х годов в сочетании с дефицитом подготовленных специалистов сделали проблемы корабля хроническими. Отчасти их удавалось решать каннибализацией, снимая нужные детали с эсминцев проекта 956, использовавших аналогичные главные турбозубчатые агрегаты и котлы, но системным решением проблемы это не было. Проблемы с энергетикой серьезно снижают ходовые возможности корабля, что влияет на возможности его самолетов - для взлета с максимальным взлетным весом (то есть наибольшим запасом топлива и боевой нагрузкой) необходимо, чтобы корабль развивал как можно большую скорость хода. Имеющиеся эксплуатационные ограничения приводят к сокращению запаса топлива и боевой нагрузки, что влияет на ударные возможности самолетов. Внешне проблемы с корабельной энергетикой проявляются в том числе и излишним дымлением в ряде режимов - по словам некоторых специалистов, непосредственной причиной дыма может быть неисправность автоматики управления ГЭУ, что не позволяет использовать оптимальные режимы сжигания топлива.

Проблемы с энергетикой стали лишь частью общих недостатков «Кузнецова». Долгое время продолжавшаяся деградация инфраструктуры, так и недоукомплектованная до конца авиагруппа и общее состояние флота, который до 2000-х годов не имел средств на полноценную боевую подготовку, привели к утрате значительной части наработанного на предшествовавших кораблях опыта эксплуатации авианосцев. Сейчас этот опыт по сути приходится получать заново, но единственный российский корабль-авианосец за это время отнюдь не помолодел.

Радикально решить проблемы «Кузнецова» должны запланированные на ближайшие годы модернизация и ремонт корабля, но для сохранения палубной авиации как системы этого недостаточно. ВМФ России по-прежнему нуждается в самолетах, способных прикрыть его развертывание вдали от побережья, - в первую очередь для защиты собственных морских границ в Арктике и на Тихом океане. Но для того, чтобы создание авианосцев нового поколения стало возможным, флот должен сохранить и отремонтировать «Адмирала Кузнецов». Другого источника кадров и технологий в этой сфере в России нет.


Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - корабль проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе, спущен на воду в 1987 году. В 1990 году назван в честь Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Начало. Предыстория

1945 год Согласован руководством СССР стратегия дальнейшего развития Военно-морского флота страны. В планы руководства министерства обороны не входило строительство авианосцев.

Категорически против такой позиции выступал Н.Г.Кузнецов (главнокомандующий ВМФ), который понимал важность, и необходимость наличия в строю авианосцев – оружия будущего, как он считал.

Благодаря усилиям адмирала, эти корабли были внесены в планы проектирования

1953 год Кузнецов смог добиться понимания и его усилиями был утвержден план разработки легкого авианосца (кодовое название «проект 85»). Основная цель авианосца прикрытие от атак самолетами противника кораблей на море

Проект предполагал строительство 8-ми легких авианосцев. Первые два должны были приняты на вооружение к концу 1960 года

1955 год Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов был отправлен в отставку. Его место занял С.Г.Горшков, который не видел необходимости в развитии авиа несущих кораблей. Ведь руководством страны авианосцы были названы «оружием западного империализма»
60-е годы XX века «Проект 1123» – пробное использование противолодочных крейсеров для авианосного флота. Один крейсер мог размещать на своей палубе до 14 вертолетов КА-25. Проведя полноценные испытания проекта, стало понятно, что вертолеты не могут в полной мере обеспечить защиту кораблей в случае воздушной атаки
Вторая половина 60-х годов XX века Согласован и утвержден план, в основе которого лежало проектирование новых кораблей с возможностью размещение на борту самолетов с возможностью вертикального взлета.

В итоге появились корабли, разработанные по проекту 1143 («Киев»), скомплектовав самолетами ЯК-38.

Но, к сожалению, самолет ЯК-38 не был оснащен техническими и летными характеристика, позволявшими в полной мере осуществлять патрулирование зоны вокруг кораблей и при необходимости обеспечить прикрытие от воздушных атак противника.

В итоге, три боевых корабля типа «Киев» вместе с ТАКР (тяжёлый авианосный крейсер) проекта 114342 «Баку» который, по сути был улучшенным их вариантом, так и остались в составе вооруженных сил СССР крейсерами, чем авианосцами

1977 год Начало разработки авианосных кораблей проекта 11435. Один из кораблей в итоге получил название ТАКР «Адмирал Кузнецов»

История и боевые походы ТАКР

20 января 1991 года Авиакрейсер «Адмирал Кузнецов» приписан для несения службы в штат Северного флота. В этот день на борту корабля поднят военно-морской флаг СССР
Май 1991 года Атомный авианосец «Адмирал Кузнецов» зачислен в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота
Декабрь 1991 года Крейсер «Кузнецов» отбыл в пункт прописки в поселок Видяево Мурманской области. Маршрут был произведен из Черного моря, обойдя вокруг Европы
1993 год Ознаменовался поступлением в состав авиационной группы корабля истребителей СУ-33
Декабрь 1994 — февраль 1995 год Проведение ремонтных работ главных котлов ТАКР «Кузнецов»
19 октября 1995 года При подготовке к полетам на борту «Адмирала Кузнецов» потерпел аварию вертолёт Ми-8. Во время рейда из-за сильных ветров летательный аппарат был опрокинут. Повреждений корабля не зафиксировано
23 декабря 1995 года Во главе отряда из двенадцати кораблей ТАКР (Тяжёлый авианесущий крейсер) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море. На борту крейсера находилась авиагруппа в составе 15 самолётов Су-33, одного Су-25УТГ и 11 вертолётов Ка-27. Во время похода проверены заявленные ТТХ авианосца «Адмирал Кузнецов».

Пролив Гибралтар был пройден через 10 суток похода

7 января 1996 года Крейсер ТАВКР «Адмирал Кузнецов» встал на якорь у берегов Туниса. За время этой стоянки — продолжавшейся до 17 января — был совершён обмен визитами с флотом США, в ходе которых совершались посадки как российских вертолётов на американский авианосец, так и американских вертолётов на палубу «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова».

Кроме того, был проведён провоз российских пилотов на двухместных палубных самолётах США. В числе других иностранных гостей 7 января 1996 года борт крейсера посетил командующий 6-м флотом США адмирал Дональд Пиллинг

Август 2000 года Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» принимал активное участие в крупных военных учениях, впоследствии включившись в операцию по спасению экипажа затонувшей подводной лодки К-141 «Курск». В результате этой трагедии был отменён второй поход на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года
С 2001 по 2004 год Крейсер находился на плановом среднем ремонте. Во время которого доработаны ТТХ «Адмирала Кузнецова»
27 сентября 2004 года В составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей в себя тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», БПК «Североморск» и «Адмирал Левченко», атомную подводную лодку К-335 «Гепард» и суда обеспечения, авианосный крейсер вышел в Северную Атлантику.

Одной из основных задач учений была отработка взаимодействия кораблей при отражении атак условного противника и тренировка корабельных лётчиков при проведении полётов с палубы. Во время этого похода также проводились лётно-конструкторские испытания многоцелевого палубного самолёта Су-27КУБ

18 октября 2004 года Во время похода произошла авария с учебным самолетом Су-25УТГ. При посадке, было, произведено была неправильна рассчитана траектория и произошло сильный удар шасси с посадочной палубой.

В результате сломалось одно из шасси самолета, самолет смог зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег

5 сентября 2005 года Крейсер-авианосец «Николай Кузнецов» во время похода в Северной Атлантике потерпел две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра.

Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик — подполковник Юрий Корнеев — успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе.

Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов.

Находясь в Средиземном море, российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» действовал совместно с флагманом «Пётр Великий».

За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов

15 ноября 2016 года Авиагруппа ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» начала боевые вылеты против ИГИЛ в Сирийской республике
6 января 2017 года Официально решено об уменьшении числа вооруженных сил России на территории Сирийской республики. Это означало и возвращение домой ТАКР «Адмирал Кузнецов».
8 февраля 2017 года Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» остановился на своем порете прописке — Североморска, завершив дальний боевой поход. Этот боевой поход длился около 4-х месяцев, пройдя около 18 тыс.морских миль.

Окончив боевой поход тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и ТАКР «Адмирал Кузнецов» сделали настоящий морской салют из 15 артиллерийских выстрелов


По данным Минобороны Российской Федерации во время несения боевой службы авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» совершила около 1200 вылетов, из них более 400 для выполнения боевого задания.

Имелись некоторые трудности с доставкой на корабль боевых запасов во время нахождения в открытом море.

вылетов совершила авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» во время несения боевой службы

Причина, в том, что обеспечение боеприпасами занимался корабль комплексного снабжения «Березина», но его списали и аналогов в составе ВМФ России не оказалось. Выполнение задачи по снабжению было поставлено плавкрану СПК-46150 — и задача была выполнена.

Проектирование и постройка

Проектирование

Командование министерство обороны утвердило план о начале строительства авианосных кораблей, которые могли бы принимать самолеты как вертикальным взлётом и посадкой, так и с традиционным.

В 1977 году задание по выполнению проектных работ было дано Невскому проектно-конструкторскому бюро.

1980 год. Закончены работы по подготовке эскизов будущего корабля. Для представления руководству работ было выполнено 10 проектов, в том числе и с атомным двигателем.

Пройдя все этапы, проект корабля и получил код «проект 11435».

Проект 11435 во многом отличался от кораблей ранних проектов, но к основным отличиям можно отнести:

  • Главный ракетный комплекс, по новому проекту, располагался внутри корабля;
  • Башенный корпус был построен с правой стороны с сильным выступом за обводы корабля.

Эти конструкторские решения дали возможность расширить площадь палубы, позволив тем самым осуществлять взлеты самолетов с традиционным методом взлета.

Май 1982 года. Проект 11435 согласован и утвержден в окончательном варианте.

Сентябрь 1982 года. Начало строительство первого авианосца на Черноморском судостроительном заводе № 444 в украинском городе Николаев.

Постройка и испытания

1 сентября 1982 года. На одном из стапелей Черноморского судостроительного завода произошла закладка будущего авианосца «Адмирал Кузнецов», получивший на тот момент название «Рига».

«Адмирал Кузнецов» был пятым по счету среди строящихся кораблей.

Именно при строительстве этого корабля была разработана и апробирована новая технология, суть которой заключался в том, что корпуса корабля изготавливались из крупных листовых блоков весом от 1200 до 1380 тонн.

26 ноября 1982 года. В этот день корабль был переименован, получив название «Леонид Брежнев», как дань и уважение после смерти генерального секретаря.


4 декабря 1985 года. В этот день корабль «Николай Кузнецов», в торжественной обстановке, спустили на воду.

8 сентября 1989 года . На авианосце круглосуточно стал нести дежурство экипаж, хотя и в неполном составе.

21 октября 1989 года. Авианосец «Тбилиси» (название на то время), готовый на 85% вышел в открытое море с целью определения готовности к лётно-конструкторским испытаниям: проводились испытательные полеты закрепленных за авианосцем кораблей, а также тестирование всех систем крейсера.


1 ноября 1989 года. В этот день состоялась первая посадка самолета на палубу крейсера. Самолет СУ-27К пилотировал летчик В. Г. Пугачев. Также 1 ноября произошел первый взлет самолета Миг-29К, пилотом был Т.О.Аубакиров. В связи с окончанием тестирования и контроля работ всех систем корабля в различных условиях он вернулся завод для достройки.

1 августа 1990 года. Крейсер приступил государственным испытаниям, которые длились около 5-ти месяцев. В результате государственных испытаний корабль проплыл более 16 тысяч морских миль, общее количество взлетов самолетов составляет около 450 раз.

25 декабря 1990 года. Объявлено о готовности авианосца к боевому дежурству в составе военно-морских сил и получив название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был передан от министерства промышленности министерству обороны.

Чертеж ТАКР «Адмирал Кузнецов»


Конструктивные особенности

Корпус

Для прочности с большим запасом корпус корабля изготовлен из цельных листов из сварной стали. Корабль в своем составе имеет 7 палуб и 2 платформы. По всему периметру корпуса оснащен вторым дном.


Помещение, где хранятся самолеты, оборудован разборными огнеупорными перегородками. Эти перегородки делят его на 4 отсека.

Помещение (так называемый ангар) оборудован комплексом, позволяющим за счет цепной передачи осуществлять транспортировку самолетов. Благодаря такому конструкторскому решению появилась возможность отказаться от применения внутри корабля больших тяговых тракторов.


При формировании технического задания к «проекту 11435» была поставлена задача увеличить площадь на авианосце для использования ими для взлетов и посадок как традиционным способом так и с вертикальным взлетом.

В итоге площадь была увеличена до 14,8 тыс.м 2 , что примерно в 2,6 раза больше, чем у тяжелых авианесущих крейсеров более ранних проектов. Размеры помещения для хранения летательных аппаратов был увеличен (153,2×26,4×7,1 м против 130,4×22,7×6,7 м на авианосце «Минск»).

Для оказания поддержки при взлете палубной авиации традиционным способом установлен трамплин с углом подъема примерно в 14,3 градуса.

Защита корпуса

Решения по защите корпуса корабля от атак противника является уникальной для своего времени. Отсеки для хранения и использования и помещения с боеприпасами имеют защиту в виде коробчатой брони.

Защита корабля от торпед кораблей противника состоит из трех продольных переборок, средняя оснащена несколькими слоями. Общая ширина защиты составляет 4,52 м.

Площадки для взлёта и посадки

Для помощи пилотам при посадке самолетов разработаны и установлены:

  • комплекс аэрофинишеров;
  • уникальная система оптическая система посадки «Луна».

Площадки для традиционного взлета

Поверхность полетной палубы была обработана специальным составом, которая не позволяем самолетам скользить при взлете и посадке, а также это покрытие является термостойким, позволяющая выдерживать нагревание до 500 градусов. Это покрытие получила наименование «Онега».


Площадки для СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки)

Отдельно на полетной палубе выделены 3 площадки для самолетов вертикального взлета и посадки. Площадь каждой площадки около 100 м2 (10×10). Поверхность настелена специальными плитками АК-9ФМ, позволяющие выдерживать нагрев до 745 градусов.


Чтобы обеспечить защиту обслуживающего персонала и технического состава от сильных выхлопов двигателей самолетов на палубе смонтированы отклоняемые щитки - дефлекторами. Кроме того, стартовые позиции оборудованы гидравлическими упорами (задержниками), удерживающими самолет на месте перед стартом, и утапливаемыми по команде оператора.

Для обеспечения посадки на корабле установлены аэрофинишёры «Светлана-2»: четыре металлических троса, натянутые поперек посадочной палубы с интервалом 12 метров.

«Надежда»

система подъема аварийного подъема, установленная на авиакрейсере

Тросы связаны с тормозными гидравлическими машинами, обеспечивающими полную остановку самолета через 90 метров пробега с перегрузкой не более 4,5 g. Трос четвёртого аэрофинишёра (четвёртый от кормы) также связан с системой подъёма аварийного барьера «Надежда».

В походном положении тросы утоплены в специальных выемках в палубе, и поднимаются в рабочее положение с помощью гидравлики непосредственно перед посадкой самолёта.

Силовая установка и ходовые качества

Силовая установка «Адмирала Кузнецова» с небольшими изменениями в полной мере скопирована с более ранних проектов. К большим изменениям можно отнести полная замена котлов ранних модификаций на новые, с улучшенными характеристиками.

После модернизации 4-х вальная паротурбинная энергоустановка может развить мощность 200 тыс.л.с. (у предыдущих проектов до — 180 тыс. л.с.).

Питают турбины восемь котлов КВГ-4 с паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см 2 и температура 470°С. Движители - 4 бронзовых с 5-ю лопастями малошумных винта.

Экипаж

Корабли, разработанные по проекту 11435 по плану должны быть оснащены составом:

  1. Всего экипаж - 1980 человек

В том числе:

  • офицеры – 520;
  • мичманы – 322;
  • матросы — 1138;
  1. Авиагруппа - 626 человек.

В итоге получается на корабле предполагается — 2606 человек. А если в походе крейсер является флагманом, то на корабле дополнительно будут расположены 55 человек (командиры и штаб).


Места для сна и отдыха экипажа являются довольно приемлемыми и удобными, чтобы провести длительные морские командировки.


Вооружение

Главный ударный комплекс

Противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Гранит» с 12-ю крылатыми ракетами в шахтах. Тяжёлые ракеты способны доставлять 750-кг боевую часть на расстояние до 550 км.


П-700 «Гранит» (3М45) — противокорабельный ракетный комплекс на ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Зенитное вооружение

  • 4х2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик». Боекомплект 256 ракет и 48 000 30-мм снарядов, дальность поражения: ракетами 1500-8000 м; пушками 500-4000 м;
  • 24 модуля ЗРК «Кинжал», боезапас каждого модуля — 8 ракет в барабане, так что в целом боекомплект составляет 192 ракеты. Дальность поражения 1500-12000 м;
  • 6 башенных шестиствольных 30-мм установок АК-630М (48 000 снарядов).

Противоторпедное вооружение

  • 2 бомбомёта РБУ-12000 комплекса «Удав» (60 реактивных глубинных бомб).

Авиационное вооружение


В соответствии с заданием Минобороны, создан авианосец «Адмирал Кузнецов», характеристики которого обеспечили размещение палубной авиации, состоящей из:

  • 26 самолётов Як-141, МиГ-29К и Су-27К(Су-33);
  • 18 противолодочных вертолётов Ка-27 или транспортно-боевых Ка-29;
  • 4 вертолёта радиолокационного дозора Ка-27РЛД (Ка-31);
  • 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС.

По факту, из-за нехватки средств авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», характеристики которого допускают размещения большего числа самолетов, несет на себе авиагруппу сокращённого состава:

  • 14 истребителей Су-33;
  • 2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ;
  • 2 истребителя МиГ-29К;
  • 2 учебно-боевых МиГ-29КУБ;
  • 15 вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС;
  • 2 вертолёта Ка-31 радиолокационного дозора.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • навигационный комплекс «Бейсур»;
  • 1 радиолокационный комплекс «Марс-Пассат»;
  • 1 радиолокационная станция МР-750 «Фрегат-МА»;
  • 2 радиолокационных станции МР-360 «Подкат»;
  • 3 радиолокационных станции «Вайгач»;
  • боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб»;
  • комплекс связи «Буран-2»;
  • гидроакустический комплекс «Полином-Т»;
  • гидроакустическая станция «Звезда-М1»;
  • комплекс РЭБ «Созвездие-БР».

Кормовой участок полётной палубы «Адмирала Кузнецова» во время боевого похода 1995-1996 год

Технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

Водоизмещение, т:

Основные размерения, м:

Мощность, л.с. (кВт):

Скорость хода, уз:

Дальность плавания, миль:

Экипаж по проекту, чел:

Вооружение

Авиационное, ЛА 50…52
Истребителей Су-33 и МиГ-29К или штурмовики Су-25УТГ 26…28
Вертолёты РЛД Ка-34 4
Вертолёты Ка-27 и Ка-29 (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»

Радиоэлектронное вооружение

БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Командиры

С момента спуска на воду и по настоящее время тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был под командованием следующих офицеров:

Фотография ФИО и воинское звание Годы командования кораблем

Капитан 1 ранга Виктор Степанович Ярыгин 1987-1992 гг

Капитан 1 ранга (контр-адмирал) Иван Фёдорович Санько 1992-1995 гг
Контр-адмирал Александр Владимирович Челпанов 1995-2000 гг
Капитан 1 ранга Александр Васильевич Турилин 2000-2003 гг
Капитан 1 ранга Александр Петрович Шевченко 2003-2008 гг
Капитан 1 ранга Вячеслав Николаевич Родионов 2008-2011 гг
Капитан 1 ранга Сергей Григорьевич Артамонов С 2011 года

Начало проектных работ по созданию крейсера проекта 1143.5 - 1978 год. Работы ведутся ленинградским ПКБ. Первый вариант – усовершенствованный аванпроект тяжелого авианесущего крейсера 1143. Проектирование ведется согласно научно-исследовательской работе под названием «Ордер», являющейся военно-экономическим обоснованием авианесущего крейсера с ядерной установкой проекта 1160.


Проектирование велось на основе следующих проектов:
- аванпроект 1160 – авианосец водоизмещением 80 000 тонн;

Проект 1153 – большой крейсер с авиационным вооружением (50 ЛА), водоизмещением 70 00 тонн. Заложенных и построенных кораблей нет;
- проектный авианосец, рекомендованный Минсудпромом, водоизмещение 80 000 тонн, самолетов и вертолетов до 70 единиц;
- проект 1143М – авианосец, имеющий на вооружении сверхзвуковые самолеты типа Як-41. Это третий авианосный корабль проекта 1143 – 1143.3. Был заложен с 1975 году, принят в 1982 году, выведен из состава в 1993 году;
- проект 1143А – авианосец проекта 1143М с увеличенным водоизмещением. Четвертый построенный авианесущий крейсер. Заложен в 1978 году, принят в 1982 году. С 2004 года проходила модернизация корабля для индийских ВМС. Принят в состав ВМС Индии в 2012 году.
- тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 – это следующая пятая модификация проекта 1143 и пятый, построенный авианесущий крейсер.

В октябре 1978 года, постановлением Совета Министров СССР Министерству Обороны было поручено разработать тактико-техническое задание на проект корабля 1143.5, Министерству судостроительной промышленности выдать эскизный проект и технический проект к 1980 году. Предположительное начало серийного строительства кораблей проекта 1143.5 – 1981 год, окончание – 1990 год. Закладка и строительство кораблей - стапель «О» николаевского судостроительного завода.

Эскизный проект подготовили к 1979 году, в этом же году его одобрил главнокомандующий ВМФ С.Горшков. Через несколько месяцев, в 1980 году, глава военного ведомства Д.Устинов подписывает директиву Генерального штаба, в которой говорилось о необходимости изменения проекта 1143.5. Теперь срок готовности технического проекта отодвигался на 1982 год, строительство на 1986-91 годы. В апреле 1980 года, главнокомандующий ВМФ С.Горшков утверждает тактико-техническое задание с внесенными изменениями проекта. Летом 1980 года все задействованные стороны – министерство судостроительной промышленности, министерство авиационной промышленности, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот признают разработку проекта корабля 1143.5 полностью выполненной.

Однако изменения проекта продолжаются. Использование на корабле проекта 1143.5 авиационного вооружения прорабатывалось согласно постановлению Совета Министров СССР. В конце 1980 года ЦНИИ военного кораблестроения корректирует тактико-техническое задание на проект корабля 1143.5. Тогда же принимается решение о постройке второго корабля проекта 1143.4 (1143А) вместо корабля проекта 1143.5. Однако в дальнейшем проект снова дорабатывают - технический проект 1143.42. В начале весны 1981 года от ГУК ВМФ на николаевский судостроительный завод поступает договор на производство заказа 105. Осенью 1981 года в проект корабля внесли изменения – водоизмещение увеличили на 10 тысяч тонн. Далее в проект вносятся следующие изменения:
- установка на борт корабля ПКР «Гранит»;
- увеличение авиационного вооружения до 50 единиц;
- трамплинный взлет самолетов без использования катапульты;

Окончательный технический проект 1143.5 был готов к марту 1982 года. Принят постановлением Совета Министров СССР № 392-10 от 7.05.1982 года.

1 сентября 1982 года корабль проекта 1143.5 заложили на модернизированном стапеле «О» николаевского судостроительного завода и присвоили название «Рига» с заводским номером 105. Через два месяца корабль переименовывают в «Леонид Брежнев». В декабре 1982 года началась установка 1-го блока корпусной конструкции. Кстати, это был первый корабль, состоящий из 24-х блоков корпуса. Блоки шириной корпуса, длиной 32 метра, высотой 13 метров, весом до 1.7 тыс. тонн. Надстройки корабля также устанавливались в виде блока.

Все двигательные и энергетические системы были заказаны на 1983-84 год. Их монтаж и установка велась на уже частично собранном корпусе, что привело к вскрытию палуб и некоторых переборок и сильно замедлило весь процесс строительства. Первые фотографии нового корабля, сделанные со спутника, появились во французской прессе в 1984 году, готовность ТАКР на этот год составляла 20 процентов.

Корабль спущен со стапеля в конце 1985 года, вес корабля не превышал 32 тысяч тонн, готовность корабля оценена на 35.8 процентов. В 1986 году главным конструктором проекта 1143.5 назначают П.Соколова. В середине 1987 года корабль снова переименовывают – теперь он стал называться ТАКР «Тбилиси», готовность корабля оценивается в 57 процентов. Идет задержка постройки корабля (ориентировочно на 15 процентов) из-за срыва поставок различного оборудования. На конец 1988 года готовность ТАКР оценивается на 70 процентов. Ориентировочная стоимость корабля на 1989 год составила около 720 миллионов рублей, из них почти на 200 миллионов идет задержка поставок оборудования и систем. В этом же году был назначен новый главный конструктор Л.Белов, готовность корабля оценена на 80 процентов. На корабле установлено около 50-ти процентов радиоэлектронного оборудования и систем, большая часть оборудования прибыла на корабль в 1989 году.

Первый выход корабля в море произвели 20.10.1989 года. Его разрешили официально все участники проекта. Из готовых решений на корабле, была готова к применению авиагруппа. Выход корабля был завершен 25.11.1989 года. Испытания авиагруппы начинаются 1.11.1989 года – Су-27К первым совершил посадку на палубу. Сразу после посадки произвел взлет с палубы ТАКР МиГ-29К.

Укомплектование корабля вооружением и радиоэлектронным оборудованием закончено к 1990 году, полная готовность корабля оценивается на 87 процентов. Ходовые заводские испытания были проведены весной-летом 1990 года. В октябре 1990 года корабль последний раз меняет свое название, которое носит и поныне – ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». За время 1-го этапа проводимых испытаний корабль успешно прошел более 16 тысяч миль, более 450 раз взлетали самолеты с палубы корабля. Госиспытания первого ТАКР проекта 1143.5 окончены 25.12.1990 года, после которых его принимают в состав ВМФ. Дальнейшие испытания корабля проходили до 1992 года на Черном море, после которых он уходит в состав Северного флота.

Проектное развитие корабля:
- усовершенствование проекта 1143 – было предложено пять вариантов, основные прорабатываемые узлы: катапульта, аварийный барьер, аэрофинишеры, КТУ. Водоизмещение до 65 000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит»;

Проект 1143.2 – следующий вариант усовершенствования корабля. Основные прорабатываемые узлы: две катапульты, увеличенный ангар, летная палуба. Водоизмещение до 60 000 тонн. Основное вооружение: авиагруппа в составе 42 ЛА (часть из которых возможно вертолеты);
- эскизный вариант проекта 1143.5 – предложенный вариант прорабатывали по возможности докования. Водоизмещением до 65 000 тонн. Вооружение – авиагруппа из 52 машин (30 самолетов и 22 вертолета) и 12 пусковых ПРК «Гранит»;
- проект 1143.5 (Устинова-Амелько) – изменения проекта корабля под требования министерства обороны. Прорабатываемы узлы: трамплин, КТУ или АЭУ проектов 1143.4/1144. Водоизмещение до 55 000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит» и авиагруппа из 46 самолетов типа Як-41;
- проект 1143.5 (ЦНИИВК) – подкорректированный проект ЦНИИ военного кораблестроения. Водоизмещение до 55 000 тонн. Прорабатываемые узлы: добавлена катапульта резерва, уменьшена конструкция корпуса, уменьшен запас авиационного топлива. Основное вооружение: авиагруппа в составе 46-ти ЛА (самолёты укороченного и вертикально взлета типа Як-41).
- проект 1143.42 – подкорректированный проект в пользу второго корабля проекта 1143.4. Водоизмещение до 55 000 тонн. Прорабатываемые узлы: увеличение палубы, катапульта. Основное вооружение: авиагруппа в составе 40 ЛА (присутствуют самолеты ДРЛО), ПКР «Базальт»;
- проект 1143.42 (корректировка МО) – откорректированный проект по решению военного ведомства. Водоизмещение - до 65 000 тонн. Прорабатываемые узлы: трамплин. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит», авиагруппа в составе 50 ЛА.

Устройство и конструкция ТАКР проекта 1143.5
Конструктивно корабль состоит из 24-х блоков, весом около 1.7 тысячи тонн. Корпус сварного исполнения с 7 палубами и 2 платформами. При строительстве корабля использовали два крана «Кане» финского производства, грузоподъемность каждого 900 тонн. Корпус корабля покрыт специальным радиопоглощающим покрытием. Если условно поделить корабль на этажи, то их количество составит 27 этажей. Всего внутри корабля выполнено 3857 помещений различного назначения, из которых отметим: каюты 4-х классов – 387 помещений, кубрики – 134 помещений, столовые – 6 помещений, душевые – 50 помещений. При строительстве корабля было использовано более 4 тысяч километров кабельных трасс, 12 тысяч километров труб различного назначения. Корабль получил сквозную палубу площадью более 14 000 м2 с трамплином под углом 14.3 градуса в носовой части корабля. На трамплине и кромках углов палубы установлены профилированные обтекатели. На взлетную палубу самолеты доставляются 40-тонными подъемниками (правый борт) на нос и корму корабля. Ширина палубы – 67 метров. Участок посадочной полосы длиною 205 метров и шириной 26 метров расположен под углом 7 градусов. Поверхность палубы покрыта специальным противоскользящим и термостойким покрытием «Омега», а участки вертикального взлета/посадки покрыты термостойкими плитами «АК-9ФМ». С левой и правой стороны от пусковых идут две взлетные полосы (длина разбега 90 метров), которые сходятся в верхнем окончании трамплина. Третья взлетная полоса длиной 180 метров (левый борт ближе к корме). Для обеспечения защиты обеспечивающего персонала и ЛА от взлетающих самолетов на палубе используют дефлекторы с охлаждением. Для посадки ЛА на палубу используют аэрофинишеры «Светлана-2» и аварийный барьер «Надежда». Посадку самолета осуществляют с помощью радиосистемы ближней навигации и оптической системы посадки «Луна-3». Закрытый ангар длиною 153 метра, шириною 26 метров и высотою 7.2 метра вмещал 70 процентов штатной авиагруппы. В нем так же хранятся тягачи, пожарные машины специальный комплекс средств для обслуживания ЛАК. В ангаре выполнена цепная полуавтоматическая система транспортировки штатных ЛА, транспортировка ЛА на палубе производится с помощью тягачей. Ангар разделен на 4 отсека складными огнеупорными шторами с электромеханическим управлением, для обеспечения противопожарной безопасности. Конструктивная защита надводной части корабля экранированного типа, внутренние защитные преграды – композитные конструкции по типу сталь/стеклопластик/сталь. Основным материалом выбрали высокопрочную сталь (предел текучести 60 кгс/мм2). Цистерны авиатоплива, топлива и боезапаса защищены с помощью локального коробчатого бронирования. Впервые при строительстве отечественных кораблей применяют подводную конструктивную защиту. Глубина ПКЗ около 5 метров. Из 3-х продольных перегородок, вторая была бронированной многослойного типа. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении 5-ти смежных отсеков, длиной не более 60 метров.

Силовая – котлотурбинного типа, состоящая из 8 новых паровых котлов, 4 главных турбозубчатых агрегатов ТВ-12-4, обеспечивающих общую мощность 200 000 л.с. Движители – 4 винта с фиксированным шагом.

Энергетика – 9 турбогенераторов, общей мощностью 13500 кВт, 6 дизельных генераторов общей мощностью 9000 кВт.

Вооружение и оснащение ТАКР проекта 1143.5
12 подпалубных ПУ ударного ПКР «Гранит» размещены у самого основания трамплина. Пусковые прикрыты бронекрышками заподлицо с палубой. Системы постановки помех 4 ПУ ПК-10 и 8 ПУ ПК-2М с боекомплектом 400 выстрелов (СУ "Терция").

Зенитное вооружение корабля – 4 модуля зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» с боезапасом 192 ракеты, 8 модулей ЗРАК «Кортик» с боезапасом 256 ракет, 48 000 снарядов. Модули установлены побортно, обеспечивая круговой обстрел воздушных целей.

Артиллерийское вооружения корабля – три батареи АК-630М с боезапасом 48 000 боеприпасов.

Противоторпедное вооружение корабля – две 10-ствольные установки РБУ-12000, установленные в корме побортно. Боезапас 60 РГБ.

Авиагруппа – по проекту 50 ЛА. На 2010 год в его составе находились 18 Су-33, 4 Су-25Т, 15 Ка-27 и 2 Ка-31.

Радиотехническое вооружение и оборудование корабля – 58 систем и комплексов, основные из них:
- БИУС «Лесоруб»;
- СОИ «Тройник»;
- комплекс дальнего целеуказания «Коралл-БН»;
- многофункциональный РЛК «Марс-Пассат» с фазированной антенной решеткой;
- трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА»;
- двухкоординатная РЛС «Подкат» обнаружения низколетящих воздушных целей;
- комплекс навигации «Бейсур»;
- оборудование связи «Буран-2»;
- станции активных помех МП-207, МП-407, ТК-Д46РП;
- РЛС управления полетами «Резистор»;
- комплекс радиоэлектронной борьбы «Кантата-1143.5»;
- комплекс гидроакустики «Полином-Т»;
- станции гидроакустики «Звезда-М1», «Амулет», «Алтын»;
- навигационные радиолокационные станции «Наяда-М», «Вайгач-У»;
- станция звукоподводной связи «Штиль»;
- система космической связи «Кристалл-БК»;
- система боевого управления ЛА «Тур-434»;
- телевизионная система посадки «Отведок-Раскрепощение»;
- станция наведения «Газон»;
- система автоконтроля «Контроль»;

Антенные устройства большинства систем и комплексов размещены на надстройке корабля. Радиосредства приемо-передачи - более 50 единиц. Это 80 трактов приема-передачи информации и данных, большая часть которых может работать одновременно.

Вспомогательное оборудование насчитывает более 170 наименований и состоит из 450 отдельных единиц.

Спасательные средства корабля – командирский катер проекта 1404, два катера проекта 1402-Б, два 6-весельных яла (проект ЯЛ-П6), 240 ПСН-10М (спасательные плотики в контейнерах).

Основные характеристики ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»:
- длина – 304.5 метра;
- ширина КВЛ/палуба – 38/72 метра;
- осадка – 10.5 метра;
- высота трамплина над водой – 28 метров;
- водоизмещение стандарт/полн/макс – до 46000/59000/67000 тонн;
- скорость эконом/макс – 18/32 узла;
- дальность эконом/макс хода – 8000/3800 миль;
- автономность – 1.5 месяца;
- личный состав корабля экипаж/летный состав – 1533/626 человек.

В этом году ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»:
- 08 января – в составе корабельной авианесущей группы ВМФ РФ вошел с Сирийский порт Тартус с официальным дружеским визитом;

16 февраля – в составе корабельной авианесущей группы ВМФ РФ завершил поход по Средиземному морю и возвращается в базу приписки Североморск;
- 2012-17 гг – должна начаться модернизация корабля, работы будут проводиться производственным объединением «Севмаш».

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-5.html
http://flot2017.com/item/opinions/55248
http://www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/01_takr_11435/0_11435_1.htm
http://www.youtube.com/watch?v=163tmz19FQI