Наличный расчет между юр лицами. Лимит оплаты наличных расчетов между организациями

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии ,ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.

Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А.Н. Леонтьев).Личностью не рождаются – личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

47. Отношение «я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.

Отношения «Я-Ты» – это целиком взаимные отношения, включающие в себя полное переживание другого. Они отличаются от эмпатии (рассмотрения в воображении ситуации с точки зрения другого), потому что это больше чем "Я", пытающееся отнестись к «другому». «Не существует "Я" как такового, а есть лишь фундаментальное Я-Ты». Это понятие было введено Мартином Бубером.

Бубер полагает, что мир для человека двойствен и это определяется двойственностью отношения человека к миру. Человек может принимать отношение рационалистически-сциентистского типа, которое автор называет также «функциональным», или «ориентирующим». В этом случае мы смотрим на мир только как на скопление безличных предметов и орудий, которые так или иначе могут служить нашим целям и интересам. Такое отношение нам необходимо, чтобы нормально ориентироваться в мире. Для того чтобы пользоваться предметом, следует обозначить его место среди других предметов, т.е. поместить его в то или иное пространство и время, в те или иные причинно-следственные связи.

Т.о. мы познаем Нечто. Там, где есть Нечто, есть и другое Нечто наряду с ним. При этом, считает Бубер, мы подчиняемся установке Я–Оно и используем соответствующий ей язык. Когда человек познает мир как объект, как Оно, мир остается непричастным процессу познания. Он лишь позволяет изучать себя, но не откликается, не соучаствует, ведь с ним ничего не происходит. Подход Я–Оно возможен в отношении предметов, людей и даже Бога. Мир Оно не есть зло сам по себе. Но, будучи единственным, он ущербен и уродлив, поскольку человек здесь отчужден от другого человека, от Бога и от самого себя.

Диалог означает, что мы можем обращаться к чему бы то ни было и к кому бы то ни было как к Ты, как обращаются к личности, к собеседнику, другу, к единственному в мире и неповторимому. Я и Ты при этом вступают в онтологический диалог, и мир предстает совершенно отличным от мира Оно и несоизмеримым с ним. Пространство, время и причинность здесь исчезают (Бубер в духе кантианства рассматривал их как априорные формы чувственного созерцания). В том случае, когда мы хотим понять два бытия, две субстанции в отношении Я–Ты, эти субстанции «изымаются» из отношения Я–Оно. Объект фактически перестает быть таковым и становится тоже субъектом – равноправным партнером и собеседником в диалоге.

Социализация - это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?

Немного о социализации

Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.

Разница между мариганалами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.

Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую

Этапы социализации личности

Есть три личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.

Дотрудовая социализация

Для данного этапа характерно активное усвоение социальных норм, а также постепенная интеграция в ряд обществ, которые в данный момент актуальны для человека. В случае с дотрудовой социализацией это школа, разнообразные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.

Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности - социализация и есть.

Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.

Послетрудовая социализация

Последним этапом социализации является послетрудовая, которая сопряжена обычно с наступлением пенсионного возраста. Но поскольку существует огромное количество работающих пенсионеров, то можно сказать о том, что данный этап начинается уже после того, как человек перестал активно трудиться. Для пенсионного возраста характерно постепенное ослабевание социальных навыков. С социально-психологической точки зрения, старость дана человеку, чтобы нормы и устои передавались другим людям, чтобы их жизненная база становилась значительно лучше еще в молодом возрасте. Вот поэтому бабушки так любят поучать. Правда, не всегда это принимается, но бывают и обратные случаи.

Этапы профессионального становления личности

Стоит еще затронуть такую тему, как этапы становления личности как профессионала. Их достаточно много, поэтому можно рассмотреть вопрос только вкратце.

  1. Новичок. Это этап, когда человек только знакомится со своей профессиональной деятельностью.
  2. Ученик. Человек начинает осваивать практические навыки и потихоньку получает опыт в этом деле и уверенность в себе.
  3. Специалист. Стандартные операции отработаны, но ничего нового человек придумать не может.
  4. Профессионал. Специалист с творческим подходом. Очень гибок и нестандартно подходит к самым сложным ситуациям.
  5. Мастер. Человек, для которого его работа - это все. Именно поэтому его подходы настолько оригинальны, а результаты деятельности появляются так быстро, что кажется, человек даже и не работал. Это же представляется и самому мастеру.

Вот такие пять этапов. Они достаточно интересны, не так ли? Мы разобрались, какие этапы проходит личность в процессе становления. Они достаточно понятны и легки для восприятия. Процесс становления личности человека все же является очень сложным, но при этом данная информация поможет несколько увеличить читателю свою копилку знаний и наполнить ее полезной информацией.


Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека


Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Расчеты наличными между юридическими лицами в 2019 году ограничен лимитом. Это предельный размер денежной суммы, в размере которой могут использовать живые деньги между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Журнал "Упрощенка" подготовил таблицу, которая поможет разобраться в вопросе.


На что можно / нельзя тратить наличные в 2019 году

В 2019 году ограничение для ЮЛ в пределах одного договора составляет 100 тыс. рублей. Если сумма, указанная в договоре, превышает ограничение расчетов, ее остаток необходимо перечислить на счет контрагента в безналичном порядке.

Возникает вопрос: является ли правомерной ситуация, когда организация в один день осуществляет оплату с одним и тем же контрагентом по нескольким договорам, общая сумма которых превышает установленное ограничение? Да, является правомерной, в случае, если отдельная сумма по каждому договору не превышает 100 тыс. руб.

Отметим, что при заключении договора с физическим лицом, организация вправе не соблюдать ограничение.

Для ИП тоже лимит 100 тыс. руб. Если компания заключила договор с ИП, то для них обоих действует ограничение расчета наличными 100 000 руб. Расчеты живыми деньгами между ИП и ИП тоже ограниченны данной суммой.

Ограничений по оплате бумажными деньгами с физлицами не установлено. Обратите внимание,

Статьи про кассовые операции малого бизнеса:

Ограничение расчетов бумажными деньгами при выдаче денег под отчет

Организация вправе выдать своему сотруднику под отчет любую сумму. И работник имеет право потратить эту сумму без учета ограничения. Например, на командировочные расходы.

Если же организация выдает подотчетную сумму для оплаты товаров, работ или услуг по договорам, заключенным самой организацией, расчет бумажными деньгами не должен превышать 100 тыс. руб.

Такой же подход применяется к ситуации, когда сотрудник осуществляет расчеты от имени организации по доверенности.

Применяется ли ограничение при выплате дивидендов

Организации-учредителю. Акционерные общества не вправе выдавать дивиденды наличностью из кассы.

Что касается ООО - они могут выплачивать дивиденды наличными, но только не из средств торговой выручки.

Компания выплачивает дивиденды на основании протокола собрания учредителей. Так как ограничение расчетов наличными распространяется только на расчеты между контрагентами в рамках заключенного между ними договора, можно сделать вывод что на выплату дивидендов это правило не распространяется.

Однако, как показывает практика, при выездных налоговых проверках налоговые инспекторы могут посчитать иначе и оштрафовать компанию за выдачу дивидендов из кассы свыше 100 тыс. руб.

Поэтому безопаснее осуществлять выплату дивидендов либо в безналичной форме, либо в пределах ограничения.

Уучредителю-физическому лицу. Если учредителем является физическое лицо, выплачивать ему дивиденды из кассы можно без ограничений по суммам.

На какие цели юридические лица могут тратить выручку из кассы

  1. На выплату заработной платы и платежи социального характера (например, на оплату больничных или материальную помощь).
  2. На личные (не коммерческие) нужды ИП.
  3. На выдачу сотрудникам подотчетных сумм.
  4. На оплату товаров, работ и услуг (кроме ценных бумаг).
  5. На возврат денежных средств за оплаченные ранее из кассы товары, работы или услуги.
  6. На выплату страховых сумм (если есть договоры страхования с физическими лицами).

Все выше перечисленные операции могут быть осуществлены только из денежных средств, поступивших в кассу организации в результате продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

На какие цели юридические лица могут тратить наличность, поступившую в кассу с расчетного счета

  1. На оплату арендодателю.
  2. На выдачу займов.
  3. На возврат займов.
  4. На погашение процентов по займам.
  5. На выплату дивидендов

На эти цели организация не вправе потратить торговую выручку, образовавшуюся в кассе организации.

На какие цели юридические лица могут тратить деньги из кассы без ограничений

  1. На личные нужды ИП.
  2. На заработную плату и выплаты социального характера.
  3. На выдачу денег сотрудникам под отчет (кроме случаев, когда подотчетные суммы будут потрачены на оплату товаров или услуг для организации).
  4. На таможенные платежи.

Все остальные цели расходования бумажных денежных средств ограничены.

Штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины

В случае превышения ограничения расчетов бумажными деньгами между юридическими лицами ответственность ложится как на продавца, так и на покупателя.

Штраф, предусмотренный административным кодексом РФ за данное правонарушение, обойдется компании в сумме от 40 до 50 тысяч рублей.

Руководителю - от 4 до 5 тыс. руб.

На какие цели можно / нельзя расходовать наличную выручку в 2019 году

Памятка: На что можно / нельзя тратить

Цели

Правила расчета

Цели, на которые можно расходовать наличную выручку из кассы

Выдача зарплаты (иных выплат)

Выплата стипендий

Командировочные расходы

Оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг

Перечисление страховых возмещений

Выплата сумм за оплаченные ранее и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги

Оплата личных (потребительских) нужд предпринимателя, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности

Выплата работникам денег под отчет

Выдача наличности при осуществлении операций банковским платежным агентом

На что нельзя тратить наличные деньги из кассы

Аренда недвижимости

Выдача и возврат займов (процентов по ним)

Операции с ценными бумагами

Организация и проведение азартных игр

Лимит расчетов наличными между ЮЛ и ЮЛ, ИП и ИП, ЮЛ и ИП

100 000 руб. - в отношении платежей по одному договору.

Лимит в 100 000 руб. работает как в период действия договора, так и после того, как срок контракта закончится.

Ограничение не распространяется на выдачу сумм работникам под отчет, выплату зарплаты (иных выплат соцхарактера) и трату предпринимателями денег на личные (потребительские) нужды, также на расчеты ЮЛ и ИП с физлицами

Ограничения на трату наличной выручки

В 2019 году действуют ограничения на расход кассовой выручки. В частности, Указанием № 3073-У разъяснено, что на операции с ценными бумагами, выдачу и возврат займов (процентов по ним), оплату аренды недвижимости нельзя тратить кассовую выручку. Прежде необходимо снять деньги с расчетного счета.

Пример 1. Как отразить в учете выдачу и возврат займа, а также оплату аренды недвижимости наличными деньгами

ООО «Успех» применяет УСН. В июне 2019 года были совершены следующие хозяйственные операции:

  1. 2 июня ООО «Успех» оплатило арендну недвижимости (60 000 руб.) наличными;
  2. 9 июня - выдала беспроцентный заем сотруднику А.Е. Ермолаеву наличными - 20 000 руб.;
  3. 27 июня вернула краткосрочный заем ООО «Рига» «наличкой» в сумме 40 000 руб.

Все средства предварительно снимались с расчетного счета. Посмотрим, как эти операции отражаются в бухучете:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 51

60 000 руб. - поступили в кассу деньги с расчетного счета на выплату арендной платы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

60 000 руб. - выдана представителю арендодателя сумма арендной платы из кассы;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 51

20 000 руб. - поступили в кассу средства с расчетного счета на выдачу займа работнику компании;

ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по предоставленным займам» КРЕДИТ 50

20 000 руб. - предоставлен беспроцентный заем сотруднику А.Е. Ермолаеву;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 51

60 000 руб. - поступили в кассу суммы с расчетного счета для возврата займа, полученного от ООО «Рига»;

ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 50

60 000 руб. - погашена задолженность по договору займа, заключенному с ООО «Рига».

Перечень целей, на которые можно выдавать деньги из кассы

Перечень целей, на которые можно тратить бумажные деньги: выдача зарплаты и иных выплат работникам, стипендий, командировочных, страховых возмещений, оплата товаров, работ и услуг.

Помимо этого наличную выручку можно тратить на такие цели, как:

1) оплата личных нужд предпринимателя, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2) выдача сотрудникам денег под отчет.

Пример 2. Как предпринимателю потратить деньги из кассы на личные нужды

Индивидуальный предприниматель Л.Д. Барсуков работает на «упрощенке». Бизнесмен решил купить автомобиль для личного пользования. Может ли он оплатить авто за счет кассовой выручки, полученной от деятельности на УСН?

Да, коммерсант может потратить бумажные деньги из кассы на собственные нужды, в том числе на покупку машины. Такое право гарантировано ему пунктом 1 статьи 861 ГК РФ, где сказано, что бизнесмены как собственники могут изымать денежные средства, в том числе кассовую выручку, на свои нужды без ограничений. Кроме того, такая возможность предусмотрена абзацем 6 пункта 6 Указания № 3073-У.

При изъятии средств из кассы коммерсанту нужно оформить расходный кассовый ордер на себя. Формулировка может быть такой: «Передача предпринимателю дохода от текущей деятельности» или «Выдача средств предпринимателю на личные нужды». Поскольку это автомобиль не для бизнеса, отчитываться об истраченных суммах предпринимателю Л.Д. Барсукову не нужно. В налоговом учете при УСН стоимость машины также не отражается.

Ограничение расчетов между юридическими лицами, а также между ИП

Максимальный размер расчетов наличными деньгами - 100 000 руб. по одному договору.

Этот ограничение расчета бумажными деньгами распространяется на расчеты между фирмами, организациями и индивидуальными предпринимателями, а также только между индивидуальными предпринимателями. Он будет действовать по одному договору и после того, как срок контракта закончится. Например, у фирмы-арендатора истек договор аренды, она освободила помещение, но у нее числится долг перед арендодателем. Так вот, даже после истечения срока этого договора погасить долг наличными деньгами компания сможет только в пределах 100 000 руб.

Кроме того, ограничение в 100 000 руб. применять не нужно на выдачу средств работникам под отчет, выплату зарплаты и иных социальных выплат, а также на трату денег на личные (потребительские) нужды предпринимателями.

Пример 3. Как сотруднику тратить подотчетные суммы

ООО «Вика» применяет УСН. В июне 2019 года фирма выдала сотруднику под отчет 300 000 руб. Нужно ли ему соблюдать ограничение - 100 000 руб. при расходовании подотчетных средств?

Ответ на вопрос зависит от того, на какие цели сотрудник будет тратить полученные деньги. Если за счет этих сумм он оплатит оказанные лично ему услуги (например, во время командировки), то ограничение в 100 000 руб. соблюдать не нужно. А если же работник рассчитается подотчетными суммами по договорам, заключенным от имени компании, с другими юрлицами или предпринимателями, то ограничение - 100 000 руб. следует учитывать в пределах расчетов по одному контракту (письмо Банка России от 04.12.2007 № 190-Т).