Склонность к рискованному поведению. Понятие склонности к риску в психологии

Вопреки распространенному мнению, отождествля­ющему предпринимательство и риск, удачливые пред­приниматели рискуют умеренно, за смелым решением у них скрывается трезвый учет объективных возможно­стей и собственных сил. Предпринимателя никак нельзя уподобить безрассудному игроку. Удивительно другое. Как выяснил в 1980г. Р.Брокхаус, предрасположенность к риску присуща практически одинаково и предприни­мателям, и менеджерам. Во всяком случае в эмпиричес­ком исследовании значимой разницы между ними не об­наружено.

Исследования выявили несколько разновидностей риска: рисковать можно финансовым состоянием, карье­рой, социальными связями, эмоциональным благополучи­ем. Предприниматель, как удалось выяснить при помощи специальных тестов, склонен ко всем видам риска. Прав­да, он стремится оптимально сочетать субъективные и объективные факторы, обнаруживая завидную выдерж­ку и расчет, замечая то, чего не видят другие. Неудивитель­но поэтому, что, начиная дело, предприниматель убежден, будто он особо-то и не рискует. Когда несведующие в биз­несе люди ссылаются на отсутствие у себя деловых спо­собностей, это значит, что их воображение преувели­чивает уровень риска до такой степени, что они теряют веру в свои силы и в возможность достичь успеха.

Когнитивная теория и эвристика мышления

По мнению Дж.Ронена, Д.Канемана, А.Тверски, П.Фишбурна и некоторых других ученых, предприни­матели обладают избирательной эвристикой. Они не только умеют нестандартно решать обьганые задачи или активнее других людей сопротивляются давлению вне­шних обстоятельств, но, что еще важнее, они отбрасы­вают второстепенные и останавливаются ча главных задачах, а именно: проекты, благоприятствующие успе­ху, задумываются и осуществляются ими куда быстрее, чем нейтральные или содержащие опасность.

Поразительная черта подобной эвристики - умение моментально найти подходящее для данной ситуации дей­ствие и определить его темп, реализовать гибкую модель поведения при достижении цели, отыскать плодотворные идеи и выбрать нужную информацию.

Действия высококлассного предпринимателя напо­минают поведение высококлассного ученого: он умеет обнаружить в информации скрытый смысл Постоянный возврат с новых позиций к прежней цели, поиск альтер­нативных путей к ее достижению - важные аспекты мен­талитета предпринимателя. Б.Джилад, С.Кейш и Дж.Ронен называют среди качеств предпринимателя способность находить выход в безвыходной ситуации, действовать хо­лодно и расчетливо, в условиях риска и плотной конку­ренции умение отыскать «щель в заборе».

Результаты опросов показывают: умение прояснять для себя неясные ситуации, склонность немедленно при­норавливать информацию к процессу принятия решения, формирование механизма предотвращения ошибок - отличительные характеристики когнитивной структуры личности предпринимателя.

Таким образом, мотивация и поведение предприни­мателя изучаются не только в рамках теории атрибуции, но и с позиций когнитивной психологии, которая сегод­ня вышла на ведущие позиции в изучении предприни­мательства.

К.Макриммон и Д.Верунг, опросив в 1986 г. большое число канадских и американских бизнесменов, выдели­ли феномен неприятия риска, если он связан только с потерями. Они предложили модель, описывающую реак­цию на рискованную ситуацию, дифференцирующую процесс на пять стадий: допущение риска, оценивание ситуации, распределение (времени, информации, средств контроля), выбор и, наконец, слежение за исходом. Авто­ры концепции полагают, что изо всего процесса приня­тия риска доминирующей является стадия выбора одной альтернативы среди многих. Они предложили своеобраз­ный тест, названный ими «портфелем риска», который помогает любому человеку разобраться в своих способ­ностях принимать риск.

Тест может использоваться для изучения предпри­нимательства в самых разных странах, позволяя полу­чить весьма интересные и неожиданные результаты.

Галина Дорогова , магистр факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

Стремление к риску значимо и положительно влияет на уровень трудовой мобильности. Готовность рисковать сокращает текущий трудовой стаж на 43 дня и увеличивает вероятность нового трудоустройства в среднем на 10,5%, выяснила Галина Дорогова. Ее исследование «Отношение к риску и мобильность на рынке труда» - одна из первых попыток изучения этой темы.

Анализ основан на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 2006–2013 годы. Оценки предпочтений к риску получены из дополнительного модуля опросника RLMS «Стратегии выбора», составленного Центром трудовых исследований НИУ ВШЭ. В опросе приняли участие более шести тысяч человек в возрасте 25–65 лет.

Издержки неопределенности

Уровень трудовой мобильности, то есть любых перемещений человека на рынке труда, в России высок - в среднем ежегодно место работы меняют около 30% работников. Решившись на этот шаг, они рискуют - попадают в ситуацию неопределенности и несут издержки:

  • в затрачиваемом времени (составление и подача резюме, мониторинг вакансий);
  • в потере специфического человеческого капитала: уходит потребность в части накопленных навыков, появляется необходимость приобретения новых;
  • в утрате старых социальных связей: нужны силы и время для адаптации в новом коллективе.

Издержки не заканчиваются даже после того, как подходящий вариант найден. Реальность может преподнести сюрпризы в виде испытательного срока, вынужденных переработок, плохого коллектива и проч.

Таким образом, «мобильность оказывается процессом обмена стабильности на неопределенные будущие выгоды», поиск новой работы сопряжен с рисками, поэтому на него чаще решаются те, кто к риску склонен, считает автор исследования.

Кто предпочитает рисковать

Большинство людей не расположено к риску. По данным RLMS-HSE–2009, доля респондентов с наименьшим индексом риска составила 24,1%, а среднее значение индивидуальной готовности рисковать среди всех опрошенных - 3,99 балла (по шкале от 0 - полное неприятие риска до 10 - абсолютная готовность к нему).

Достаточно легко прослеживается связь между готовностью к риску и социально-демографическими характеристиками. Значение имеет практически все: пол, возраст, уровень образования, зарплаты, здоровья, семейное положение.

К риску в большей степени склонны:

  • мужчины (средняя оценка готовности - 4,5, у женщин - 3,4). Это объясняется как социальными ролями и гендерными стереотипами, так и врожденными отличиями;
  • холостые (средняя оценка – 4, оценка женатых/замужних – 3,8). Менее рискованные люди более консервативны и чаще вступают брак;
  • молодые (4,6 для респондентов в возрасте 26–35 лет и 3,3 в возрасте 45+). Объяснение зависимости от возраста исследователи находят в самом возрасте, в разнице поколений и попытке соответствовать социальным ролям.

Рынок ждет активных

Результаты мониторинга подтвердили основной вывод исследования: индивидуальная склонность к риску значимо и положительно влияет на уровень мобильности.

Рост склонности к риску на один пункт укорачивает текущий трудовой стаж на 7,3 дня и увеличивает вероятность смены работы на 4%. Готовность к риску при этом обеспечивает сокращение стажа на 43,8 дней. Изменение неготовности рисковать на готовность увеличивает вероятность смены работы в среднем на 10,5%.

Респонденты, предрасположенные к риску, более активны на рынке труда – чаще заявляют о намерении сменить работу и энергичнее ее ищут, чаще имеют дополнительную занятость и самозанятость.

У непредрасположенных к риску активность, наоборот, ниже, а желание искать новую работу меньше. Они чаще считают, что найти ее невозможно (27,12% против 19,29%) и направляют свои ресурсы на сохранение того, что имеют.

Рисунок 1. Динамика мобильности среди респондентов с разной склонностью к риску

Физиологические корреляты склонности к риску. А. Г. Евдокимов занялся поиском объективных показателей склонности к риску и обнаружил ее физиологические корреляты, согласовывались с психологическими коррелятами. Ими оказались вариабельность ритма сердца и кожно-гальваническая реакция.

Так, в группе охранников с высоким уровнем риска низкочастотный компонент ВРС в состоянии покоя оказался в среднем в 2 раза больше. Показатель высокочастотного компонента спектра в покое был больше на 40%. Показатель симпато-вагусного отношение и общая суммарная мощность также были больше, чем в группе низкого риска, на 14 и 8% соответственно, что подтверждает заметное преобладание симпатического тонуса вегетативной нервной системы у охранников из группы высокого риска.

По данным спектрального анализа вариабельности ритма сердца, по данным А. Г. Евдокимова, моделирование эмоциогенного нагрузка вызывает специфические функциональные изменения вегетативной нервной системы у лиц, имеющих склонность к риску. Ведущими параметрами, позволяющими дифференцировать физиологические особенности таких лиц, следует считать усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы при достаточном тонусе парасимпатического, что выражается увеличением вклада низкочастотного компонента спектральной мощности кардиоритма (на 7% и более) и показателя отношения низкочастотного компонента к высокочастотного (на 33% и более) .

Склонность к риску и личностные качества. Склонность к риску представляет собой достаточно устойчивую, но вторичную характеристику индивидов, так как обуславливается наличием у человека других личностных особенностей - стремление к поиску новых ощущений, упорства, экстраверсии, нейротизма и психотизму, импульсивности, эгоцентризма, тревожности, самоэффективности.

По данным А. Г. Евдокимова, для лиц с высоким уровнем склонности к риску характерны более высокие показатели импульсивности, эмоциональной лабильности, некритичности, а также истерии, психопатии и гипомании, чем для лиц с низкой склонностью к риску.



Хотя склонность к риску и уровень притязаний имеют много общего, это не одно и то же. Идти на экзамен без подготовки - это риск, но не показатель высокого уровня притязаний. Однако две данные концепции могут вполне закономерно использоваться как взаимозаменяющие в ситуации, когда человек должен принять определенное решение или зафиксировать свой уровень притязаний там, где результат сильно зависит от случая .

В дальнейшем были выделены две независимые тенденции, которые существуют в рамках данного мотива. Они характеризуют два типа людей: кто-то стремится к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции сказываются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает, прежде всего, о достижении успеха. Вторая заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, осуждение, наказание. Для такого индивида ожидания негативных последствий становится определяющим .

Исследования, выполненные Д. МакКлелланда, выявили три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.

Эти люди:

1) предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении различных проблем брать ответственность на себя;

2) проявляют склонность к заранее «просчитанном» риска и преследуют реальные и достижимые цели;

3) постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают .

Как показано Аткинсоном, люди, нацеленные на успех, выбирают задачи средней сложности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу - задача или слишком легкие, или повышенной трудности. Относительно целей, достижение которых зависит от случайности, ориентированные на успех предпочитают наименее рискованные ставки, а мотивированные на неудачу - наиболее рискованные, так как они считают, что достижение результата от их способностей не зависит.

По данным А. Г. Ниазашвили, склонность к экстремальному риска положительно связана с мотивом достижения, но только у молодых. В зрелом возрасте такая связь отсутствует. Относительно склонности к рациональному риска связь с мотивом добычи не выявлено независимо от возраста.

Согласно Н. А. Герасимовой, чем значительнее мотив достижения, тем чаще ему соответствуют такие типологические особенности свойств нервной системы: сильная нервная система, подвижность возбуждения и торможения и преобладание возбуждения по внешнему и внутреннему балансам. Это означает, что у тех, кто имеет выраженный мотив достижения является типологический комплекс свойств нервной системы, связанный с решимостью человека, а следовательно, и со склонностью к риску.

Склонность к риску связана и с другими личностными чертами, такими как независимость, агрессивность, стремление к успеху, склонность к доминированию и самоутверждению, импульсивность.

По данным Т. В. Корниловой, склонность к риску положительно связана с самостоятельностью и отрицательно - с рациональностью . Положительная связь склонности к риску с самостоятельностью обнаружена и С. А. Ермолин на женской выборке. Кроме того, он обнаружил положительную связь склонности к риску со склонностью к инновационному мышлению.

Чем выше IQ, тем больше склонность к риску? «Вам предлагают два варианта: взять 100 евро сейчас или 150, но через год. Какой вы выберете? »- Такой вопрос задали исследователи из Боннского университета одной тысячи немцев. После того как респондент выбирал наиболее интересный ему вариант, ученые просили его пройти тест на IQ. Результаты этого исследования позволили научным путем доказать, что интеллектуальный уровень человека коррелирует с терпеливостью относительно получения прибыли: чем выше был IQ респондента, тем больше он был склонен выбирать отдаленную перспективу получения денег, если ожидания обещает ему большие прибыли.

Т. В. Тулупьева и А. П. Исакова обнаружили отрицательная связь между склонностью к риску и таким типом психологической защиты, как реактивное образование. Это означает, что лица, склонные к риску, ориентируются на мнение и одобрение окружающих - отсюда демонстративность, вычурность их поведения вследствие желания понравиться другим людям. Склонность к риску негативно связана и с такой чертой личности, как дипломатичность. Поэтому таким людям быстрее присущие безыскусность и простота, чем соответствие социальным ожиданиям. По данным указанных исследователей, склонность к риску положительно коррелирует с поиском ощущений. Очевидно, это и толкает людей на опасные поступки и авантюры.

Склонность к риску зачастую имеет генетическую основу. Об этом свидетельствует тот факт, что лица с сильной нервной системой более склонны к риску, чем лица со слабой нервной системой. Это может служить объяснением того, почему в первых при управлении автотранспортом отмечается больше аварий, чем во второй.

Внутренняя склонность индивидуума к риску представляется врожденной личностной характеристикой. Эта склонность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимаем мы ситуацию как перспективную или угрожающую. Исследователи обнаружили важный элемент личности, относится к риску, - склонность к поиску сенсаций, новых впечатлений. В этот личностный аспект входят четыре элемента: поиск острых ощущений; поиск опыта; чрезмерная деятельность; склонность к скуке.

В ходе исследований установлена ​​связь между поиском сенсаций и некоторыми типами рискованного поведения, такими как принятие финансовых решений, азартные игры, экстремальные виды спорта, социально опасное поведение и неосторожное вождение. Здесь часто проявляется склонность к умалению риска: по мнению многих, любой риск бледнеет рядом с возможными приобретениями, которые с ним связаны. Люди же, имеющим склонность к поиску сенсаций выражена не так ярко или имеет неконкурентной ориентирования (путешествия, наука, творчество) и которые по природе своей более подвержены негативным переживаниям, часто больше думают о возможных потерях. Они считают, что никакие приобретения не стоят того, чтобы попытать счастья, так как их перевешивают возможные убытки. Для таких людей ценность - покой.

Однако склонность к риску может возникнуть из-за привыкания к риску, что формирует «вкус к опасности», потребность в риске (что, по рассказам, наблюдается у летчиков-испытателей, альпинистов и вообще людей, связанных с экстремальными видами деятельности).

В одном из исследований изучались условия возникновения склонности к риску в раннем детстве и был сделан вывод, что относительная непредсказуемость поведения матери в Сензитивный период доречевого развития ребенка может обладать «импринтиговим» эффектом для него .

В значительной мере определяет его поведение, как на бытовом, так и на профессиональном и экономическом уровнях. Даже находясь в равных условиях, разные люди выбирают разные стратегии поведения, которые могут быть более или менее рискованными, в зависимости от личных предпочтений. В связи с этим существует насущная необходимость в оценке склонности к риску индивидов: руководителей компаний, конкурентов, контрагентов, клиентов и других лиц, с которыми организация сталкивается в процессе своего функционирования. Учет склонности к риску дает возможность повышать эффективность управления риском.

Склонность к риску представляет собой сложную личностную характеристику, которая состоит из множества компонент, что усложняет ее оценку. При оценке склонности к риску в экономических и финансовых ситуациях необходимо принимать во внимание характеристики, связанные с экономическим и финансовым поведением, в то время как «традиционные» опросники, нацеленные на определение склонности к риску, фокусируются на «склонности к риску как таковой», понимаемой в основном как склонность рисковать жизнью и здоровьем. Хотя можно предположить, что склонность к «риску вообще» и склонность к экономическому и финансовому риску связаны между собой, они очевидно не тождественны. Так, человек, любящий экстремальные виды спорта, совершенно не обязательно будет рискованным инвестором или бизнесменом. Скорее наоборот, удовлетворяя свою потребность в «адреналине», которую несут горные лыжи, прыжки с парашютом и т.д., он может не испытывать необходимости в риске в сфере финансов, особенно личных. Аналогично, не каждый рискованный инвестор имеет склонность рисковать в других сферах своей жизнедеятельности. Можно даже предположить, что каждый склонный к риску человек, для которого риск сам по себе несет определенную полезность, является привлекательным, имеет определенные предпочтения и в сфере риска. Возможно, это также зависит и от степени склонности к риску, и максимально склонный к риску индивид будет испытывать потребность рисковать в максимальном количестве жизненных ситуаций и сфер жизнедеятельности, однако очевидно, что такое встречается нечасто. Кроме того, интерес представляет оценка склонности именно к экономическому риску, поскольку в данной области ощущается недостаток методик.

Это можно делать с использованием специального опросника, включающего элементы психологических опросников (оценка склонности «к риску вообще») и ряд добавлений, позволяющих оценить компоненту склонности к экономическому (или, более узко, финансовому) риску.

Для оценки склонности к экономическому риску можно использовать вопрос, основанный на «классическом» понимании склонности/несклонности индивида к финансовому риску, базирующемся на теории полезности фон Неймана-Моргенштерна. Считается, что если индивиду предложить на выбор участие в игре (лотерее) с некоторыми выигрышем и проигрышем, и получение гарантированной суммы, равной среднему выигрышу в игре (лотерее), то склонный к риску индивид с большей вероятностью предпочтет игру, несклонный – гарантированную сумму. Нейтральному к риску индивиду оба варианта безразличны. Поэтому можно сформулировать вопрос таким образом, чтобы суммы выигрыша и проигрыша были не слишком большими, но, тем не менее, привлекательными для респондентов, что позволит получить нужную оценку с достаточной достоверностью.

Также полезно дополнить опросник вопросами, позволяющими оценить отношение респондента к деньгам, поскольку оно также в значительной мере связано с риском.

Помимо вопроса, основанного на теории полезности, остальные вопросы рекомендуется формулировать в виде утверждений, с которыми респонденту предлагается согласиться или не согласиться. Это повышает спонтанность ответов и, следовательно, их достоверность.

Литература

  1. Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Лагоши. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  2. Ниворожкина Л.И., Синявская Т.Г. Концепция статистической оценки рисков вовлечения клиентов финансовых институтов в схемы по отмыванию денег // Terra Economicus, Том 10, №4, 2012 – с. 30-36.
  3. Ниворожкина Л.И., Синявская Т.Г. Статистическая методология оценки рисков финансового поведения: Монография / под науч. ред. А.У. Альбекова. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) – Ростов-на-Дону, 2016. – 143 с.
  4. Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов – физических лиц (на примере Юга России) Монография / под ред. д.э.н., проф. Е.Н. Алифановой, д.э.н., проф. Н.Г. Кузнецова, д.э.н., проф. Л.И. Ниворожкиной, Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д: Донской издательский дом. 2013 – 368 с.

Девиантное поведение у подростков является глобальной проблемой современного общества. В настоящее время изучением его природы занимается множество исследователей в области психологии, педагогики, медицины, социологии и т.д.

Под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам (С.Ю. Головин). Являясь следствием внешних и внутренних факторов, рост данного явления усугубляется сложностью, а иногда и невозможностью, определить истинные причины девиантного поведения и выстроить эффективную систему превентивных мер.

Обращаясь ко внутренним факторам девиантного поведения, хотелось бы отметить, что в своей книге о девиантном поведении среди множества внутренних факторов делинквентного (преступного), которое выделяют как один из типов девиантного поведения, выделяет склонность к риску .

Данный вывод требует, на наш взгляд, более пристального внимания, поскольку далеко не все исследователи выводят данный фактор в описании причин отклоняющего поведения. Однако, необходимо отметить, что среди современной молодежи, рискованное поведение набирает невероятную популярность, провоцирующую подростков на нарушение норм поведения, требований, правил, а иногда несущую опасность для жизни.

Таким образом, целью нашего исследования является теоретическое и эмпирическое обоснование склонности к риску как фактора девиантного поведения подростков.

В отечественных и зарубежных исследованиях нет единого мнения, позволяющего констатировать, является ли склонность к риску естественной для человека или же это патологическое состояние. Так психоаналитики начала 20 века, последователи З.Фрейда отмечали, что тяга к преодолению естественных человеческих страхов не может являться нормой, и что люди, склонные к риску имеют патологию мозга. При этом И.С. Кон отмечал, что риск является нормальной чертой человека, помогающей ему развиваться и познавать новое. Рискованное поведение многие определяют как неотъемлемую черту лидерства (И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных) . Причина такого расхождения во многом исходит от неоднозначности самого понятия «риск», его понимания и определения видов. Что требует от нас более глубокого анализа терминологии.

Единого понятия риска быть не может. С одной стороны риск выступает как ответственность за принятые решения, с другой стороны риск может быть неоправданным и даже нежелательным. Для кого-то риск это необходимое умение в рамках жизни в социуме, для кого-то риск это смысл жизни, зависимость, а кто-то рискует лишь по той причине, что не умеет предсказывать результат тех или иных поступков, которые он совершает. Все это зависит от субъекта, к которому мы относим данный феномен.

Кроме этого риск может выступать как характеристика деятельности, так и возможными последствиями этой деятельности.

В лингвистике существует следующее, определение риска - «это действия наудачу в надежде на счастливый исход».

В психологии термину «риск» соответствуют три основных взаимосвязанных значения:

1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.

2) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом).

3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, номенее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями).

Как мы видим, в любом случае, риск (оправдан он или нет) созвучен с неопределенностью. Рискуя, индивид всегда действуем наугад. И иногда это, обуславливается необходимостью, в расчете на положительный исход того или иного поступка. Но неоправданный риск, присутствует в жизнедеятельности подростков намного чаще. Так, например, в погоне за популярностью юноши и девушки рискуют жизнью ради красивой фотографии, прыгают с моста, ставят огромные деньги на ту или иную команду и т.д.

В своих исследованиях С.А. Ермолин (2011) выявил среди взрослых обоего полa 22,2% лиц с высоким уровнем склонности к риску, 46,5 - со средним уровнем и 31,3% - с низким уровнем. Предположительно, доля подростков с высокой склонностью к риску будет намного больше, данное предположение требует дополнительного эмпирического исследования. У подростков показатели склонности к риску значительно выше, причиной тому являются следующие особенности подросткового возраста .

Подростковый период является переходным из детства во взрослость. Обычно он соотно-сится с хронологическим возрастом с 10-11до14-15лет. В это время у подростка формируется способность к рефлексии, которая направлена на самого себя. При ощущении себя взрослым подросток стремится к самостоятельности и хочет, чтобы окружающие признали его самостоятельность. К основным психологическим потребностям данного возраста относятся: стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к са-мостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей .

В такой период межличностных и внутриличностных конфликтов, когда происходит перестройка сознания человека, он особенно подвержен опасности стать жертвой той или иной девиации. Поскольку в данном возрасте у подростка меняются авторитеты, что может стать причиной девиантного поведения ради завоевания авторитета среди сверстников. Помимо этого меняется и функционирование всего организма, происходит половое созревание, гормональные изменения и, при недостаточном педагогическом воздействии, подростки могут вступать в беспорядочные половые связи и т.д.

Не исключением становится и проявление склонности к риску у подростков.

Так, в исследованиях возрастной динамики склонности к риску Цуккермана В.С. (2000) сказано, что жажда острых ощущений нарастает в возрастной период от 9 до 14 лет, а после 20 лет снижается.

Башкина Ю.Д., Посохова С.Т. в своих исследованиях замечают, что подросткам свойственно переживание склонности к риску. Склонность к риску у них может проявится в виде двух противоположных тенденций. Иными словами в двух формах: конструктивной и деструктивной. К конструктивной относятся занятия спортом с повышенным риском, что, по мнению данных исследователей, способствует самораскрытию и самореализации подростка и деструктивной, например, употребление психоактивных веществ, при которой риск становится причиной балансирования между жизнью и смертью .

В исследованиях американского психолога Лоуренса Стайнберга был проведен эксперимент, в котором испытуемым предлагалось сыграть в видеоигру, симулирующую вождения автомобиля. При этом сначала они должны были играть в присутствии своих сверстников, а затем в одиночестве.

В ходе эксперимента выяснилось, что в присутствии сверстников подростки намного чаще выбирают рискованные комбинации, на поведение взрослых присутствие наблюдателей никак не повлияло.

Похожий эксперимент был проведен им и в естественных условиях. При вождении настоящей машины на дороге. Исследование показало, что подростки вели машину быстрее и допускали опасные маневры, чем взрослые, а в присутствии другого подростка эта склонность намного увеличивалась.

Таким образом, существуют следующие объяснения повышения склонности к риску и подростка:

1) биологические особенности (обменные и гормональные особенности организма);

2) психологические особенности данной возрастной группы: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, экстраверсия. Иногда склонность к риску связана с эмоциональным неблагополучием. Она отражает напряженность, тревожность, агрессивность, стремление доказать собственную самостоятельность, повысить авторитет в глазах сверстников.

Таким образом, теоретический анализ научных источников позволил сделать вывод, что девиантное поведение зачастую сопровождается желанием подростка рисковать, испытать острые ощущения и оказаться в ситуации выбора, что подкрепляется неустойчивостью гормональной системы и внешними факторами.

При изучении феномена риска и рискованного поведения нами было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязи склонности к риску и девиантного поведения у подростков. В исследовании приняли участие школьники города Краснодара, учащиеся в 7-8 классах в количестве 60 человек.

Исследование проходило в 3 этапа:

  1. Подбор диагностического инструментария
  2. Проведение исследования
  3. Выявление взаимосвязи, с помощью математического метода обработки данных, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

На первом этапе исследовательской работы мы подобрали методики, необходимые для диагностики исследуемых качеств:

Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман);

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

Методика М. Цуккерамана позволяет определить склонность человека к экстремально-рискованному поведению согласно своей оценке.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

На втором этапе было проведено исследование, которое выявило следующие результаты.

Методика Цуккермана «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» показала, что больше половины подростков (53,3 %) стремятся к поиску острых ощущений, при этом у 13,3% школьников данный показатель находится на среднем уровне.

Почти треть выборки (23,3 %) не могут переносить однообразия повседневной жизни и только у 6 % человек в подростковом возрасте однообразие не вызывает отторжения. У остальных 56,7 % данный показатель ярко не выражен, а находится на среднем уровне.

Значительно ниже показатели по шкале «поиск новых впечатлений». Данный показатель ярко выражен лишь у 10% подросток, у большинства (53,3%) он находится на среднем уровне и у 36,7 % не выражен вовсе.

В шкале «неадаптивное стремление к трудностям» у основной массы подростков (73,3 %) выявлен средний уровень выраженности. Ярко выражен данный показатель у 10% человек и у 16,7 % находится на низком уровне.

Проанализировав методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел), которая помогает увидеть нам к какому типу отклоняющегося поведения есть предрасположенность у того или иного человека, мы получили следующие результаты.

У 20 % школьников выражена тенденция к преодолению норм и правил, что говорит о склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Более 10 % испытуемых предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

Особое внимание необходимо уделить шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», поскольку данный фактор выражен у 43,3 % подростков, что говорит о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Шкала склонности к агрессию и насилию позволила выявить, что у 26,7 % подростков присутствуют агрессивные тенденции. Также с помощью методики СОП удалось выяснить, что для 20 % испытуемых характерен слабый волевой контроль эмоциональной сферы. Это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений, еще у 20 % волевой контоль находится на среднем уровне и сформирован не полностью. При анализе шкалы склонности к делинквентному поведению выяснилось, что 3,3 % испытуемых обладают высокой готовностью к реализации деликвентного поведения, 20 % имеют деликвентные тенденции и обладают низким уровнем социального контроля.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее характерно для подросткового возраста саморазрушающее поведение, агрессивные тенденции, а также слабый волевой контроль.

На третьем этапе мы определили взаимосвязь склонности к риску и склонности к отклоняющемуся поведению по двум методикам, методике «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман) и методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел). Взаимосвязь выявлялась с помощью ранговой корреляции Спирмена.

Для определения корреляционной связи мы использовали результаты по каждой из четырех шкал опросника и соотнесли ее с результатами каждой шкалы опросника СОП. После чего присвоили каждому значению ранг по двум колонкам значений, провели подсчет разности между двумя колонками значений, возвели каждую разность d в квадрат и подсчитали сумму квадратов, произвели расчет коэффициента ранговой корреляции r s по формуле , определили критические значения и получили результаты.

По итогам корреляции удалось выявить, что уровня статистической значимости достигла взаимосвязь между следующими признаками:

Поиск острых ощущений и склонность к преодолению норм и правил с результатом r s = 0.574 при критическом значении для 0.05=0,36.

Поиск острых ощущений и склонность к аддиктивному поведению с

результатом r s = 0.68 при критическом значении для 0.05=0,36.

Поиск острых ощущений и склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению с результатом r s = 0.805 при критическом значении для 0.05=0,36.

Поиск острых ощущений и склонность к агрессии и насилию с результатом r s = 0.719 при критическом значении для 0.05=0,36.

Поиск острых ощущений и сниженный волевой контроль эмоциональных реакций с результатом r s = 0.688 при критическом значении для 0.05=0,36.

Поиск острых ощущений и склонность к делинквентному поведению

с результатом r s = 0.644 при критическом значении для 0.05=0,36.

Таким образом, потребность в острых ощущениях наиболее связана с саморазрушающим поведением, а также с агрессией и насилием.

Следующая шкала, непереносимость однообразия по итогам корреляции имеет связь с тремя проявлениями девиантного поведения.

1) Агрессия и насилие (с результатом r s = 0.479 при критическом значении для 0.05=0,36).

2) Сниженный волевой контроль эмоциональных реакций (с результатом r s = 0.448 при критическом значении для 0.05=0,36).

3) Делинквентное поведение (с результатом r s = 0.524 при критическом значении для 0.05=0,36).

Кроме этого мы выяснили, что такое качество, как потребность в новых впечатлениях не имеет взаимосвязи с девиантным поведением. В то время, как показатель «неадаптивное стремление к трудностям» по итогам корреляции связано со следующими шкалами опросника СОП:

1) Аддиктивное поведение (с результатом r s = 0.445 при критическом значении для 0.05=0,36).

2) Агрессия и насилие (с результатом r s = 0.514 при критическом значении для 0.05=0,36).

3) Сниженный волевой контроль эмоциональных реакций (с результатом r s = 0.515 при критическом значении для 0.05=0,36).

4) Делинквентное поведение (с результатом r s = 0.408 при критическом значении для 0.05=0,36).

Результаты корреляции позволили нам констатировать, что шкалы опросника М. Цуккермана по выявлению склонности к риску, такие как, «поиск острых ощущений», «непереносимость однообразия», «неадаптивное стремление к трудностям» взаимосвязаны с различными видами и проявлениями девиантного поведения, выделенными в опроснике СОП. При этом особое внимание следует уделить такому качеству, как поиск острых ощущений, присутствующем у 67 % опрошенных подростков и коррелирующий со всеми шестью шкалами опросника по выявлению склонности к отклоняющемуся поведению.

Таким образом, результаты теоретического и эмпирического исследования позволяют нам сделать вывод о том, что склонность к риску является фактором девиантного поведения подростков. Это позволяет констатировать о необходимости учета данного фактора в построении профилактических программ и реализации девиантопревентивных мер. Одним из направлений в данной работе, может стать активизация самостоятельности ребенка (Д.Б. Бережнова) . Это будет способствовать развитию внутреннего самоконтроля, способности концентрировать внимание, способности ориентироваться в пространстве, окружающей естественной и социальной среде и в свою очередь поможет растущему человеку определять и учитывать риски.