В чем смысл общих функций управления. Функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

  1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

    Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

    Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

    Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

    Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

    Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.


Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
"В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
  2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
  3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
  4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
  5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
  6. Ориентация на будущее.

Управление означает руководство чем-либо, кем-либо.

· управление - это функционально-организованная система (биологическая, социальная, техническая), обеспечивающая их целостность;

· служит интересам взаимодействия какой-либо системы элементов;

· внутреннее качество целостной системы основными элементами которой являются субъектоуправляющий и объектоуправляемый;

· предполагает внутреннее взаимодействие составляющих систему субъектов и взаимодействие целостных систем различного иерархического уровня;

· управление есть управляющее воздействие субъекта на объект;

· реально только тогда, когда на лицо подчинение объекта субъекту управления.

Общие управленческие функции:

· прогнозирование;

· планирование;

· нормативное регулирование;

· методическое руководство;

· работа с кадрами;

· контроль.

Общие функции - это всеобщие личные взаимодействия между субъектами и объектами управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности. Каждая функция объективно необходима.

Общие функции управления конкретны, персонифицированы в функциях отдельных органов, структурного подразделения и должностей. Этим определяется компетенция структурных единиц.

1. Ориентирование системы:

прогнозирование;

планирование;

нормативное регулирование;

методическое руководство.

2. Обеспечение системы:

кадровое;

материально-техническое обеспечение;

финансирование;

организационно-структурное обеспечение;

информационное.

3. Оперативное управление системой:

непосредственное регулирование деятельности;

контроль;

оценка деятельности.

Тема 8
Государственное управление

Это специфический вид государственной деятельности, разновидность социального управления с функционированием которого связано формирование административного права.

Термин государственного управления широко используется в законодательстве стран. Конституция1993 г. внедрила новый термин - исполнительная власть.

Основные признаки:

1. Конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти.

2. Деятельность исполнительно-распорядительного характера, основным путем является исполнение, то есть проведение в жизнь законов.

3. Деятельность специальных субъектов - органы государственного управления.

4. Исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства различными сферами жизнедеятельности общества.



5. Деятельность подзаконная, осуществляемая на основе и во исполнение закона.

Специфические признаки:

1. Вертикальность, субординационность, иерархичность.

2. Реализация юридически властных полномочий в административном порядке, то есть внесудебном.

3. Возможность административного правотворчества.

4. Включение в механизм государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата.

Принципиальные обстоятельства:

1. Государственное управление и реализующие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти.

2. Государственное управление связано с исполнительным его назначением.

Тема 8 : Административно-правовые основы теории государственного управления
Исполнительная власть

В механизме государственной власти определяется переход от разделения труда к разделению властей. С принятием Конституции Российской Федерации провозглашен принцип разделения властей, который ранее игнорировался.

Государственная власть едина в своих проявлениях:

1. Законодательная власть.

2. Исполнительная власть.

3. Судебная власть.

Государственная власть должна строиться на определенной функционально-компетенционной специализации. Это означает, что именно власть в ее государственном правовом выражении служит единой основой функционирования субъекта.

Основные черты исполнительной власти.

1. Относительно самостоятельная разновидность государственной власти.

2. Самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле.

3. Существует наряду с законодательной и судебной властями, т.е. является непременным атрибутом государственно- властного механизма.

4. Это есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей. Отличительным признаком является то, что власть реализуется к различным субъектам.

5. Не тождественна исполнительной деятельности, так как исполнительная деятельность не власть, а форма ее практической реализации.

6. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией.

7. Организуется и осуществляется на началах федерализма.

Два основных аспекта исполнительной власти.

· юридический - право и возможность субъекта управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организаторскую работу;

· политический - включает в себя комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат государственного управления, компетенцию его органов и служащих.

Органы исполнительной власти.

К органам исполнительной власти РФ относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, образующие единую систему.

Современный правовой статус органов исполнительной власти характеризуется общими позициями:

1. Представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

2. В большинстве своем органы исполнительной власти формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти РФ.

3. Органы исполнительной власти не подотчетны и не контролируются органом представительной власти

4. Органы получили значительную возможность влиять на правотворческую деятельность представительных органов.

5. Органы исполнительной власти самостоятельны в пределах, очерченных правом.

6. Обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации.

7. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти.

8. Органы исполнительной власти обладают гражданской правоспособностью.

Виды органов исполнительной власти.

Для деления их на виды существуют различные критерии:

1. В зависимости от государственного устройства:

· федеральные;

· субъектов РФ.

2. По организационно-правовым формам:

· правительства;

· советы министров, имеющие статус правительства;

· министерства;

· государственные комитеты;

· комитеты;

· службы;

· главные управления и управления;

· инспекции;

· агентства;

· департаменты;

· администрации;

· отделы и другие.

Эти параметры закреплены в нормативно-правовых актах, определяющих их статус.

Органы исполнительной власти создаются и действуют на различных уровнях. По общему правилу правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты образуются на уровне республик, но в настоящее время допустимо их образование и на уровне субъектов РФ.

Федеральные органы образованы в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В Указе определено функциональное назначение, компетенция и организация работы федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное министерство - орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности и межотраслевую координацию.

Федеральная служба – орган специальной компетенции, осуществляющий функции контрольно-надзорные и функции по охране общественной безопасности и правопорядка.

Федеральное агентство - исполняют специальные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

Данный нормативный правовой акт дополнен Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

3. По характеру компетенции делятся на:

· Органы общей.

· Отраслевой.

· Межотраслевой.

· Внутриотраслевой.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

· коллегиальные.

· единоначальные.

Тема 8 : Административно-правовые основы теории государственного управления
Органы исполнительной власти субъектов РФ

По отношению к единой системе исполнительной власти различают 2-е группы органов исполнительной власти субъектов РФ.

1. Органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют ее единую систему.

2. Органы исполнительной власти субъектов федерации, образуемые по предметам ведения не отнесенным к ведению РФ.

Субъекты РФ формируют свои исполнительные органы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также нормативными актами самих субъектов РФ, устанавливающими их статус.

Система органов исполнительной власти различных субъектов федерации имеют существенные различия в количестве и формах, составляющих их органов.

Системы и формы исполнительной власти в республике определяются их Конституциями, а также законами и иными актами.

В других субъектах федерации - уставами, принимаемыми в соответствии с законами и Указами Президента РФ.

Органы общей компетенции:

Советы министров или правительства республик. Они образуются либо представительными органами (возглавляются председателями), либо Президентом (возглавляются Президентом);

Администрации краев, областей, автономных округов, автономных областей, то есть субъектов РФ.

Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

В республиках - министерства, государственные комитеты, комитеты и главные управления;

В других субъектах РФ - главные управления, управления. комитеты, отделы;

На нереспубликанском уровне - департаменты.

Имеются особенности организации исполнительной власти городов республиканского значения. Действуют в отношении Москвы. И в систему органов исполнительной власти г. Москвы входят: мэрия, правительство Москвы, отраслевые и территориальные управления городом и иные органы, создаваемые мэром. При этом вводится понятие городская московская администрация, что тождественно мэрии. Для Санкт-Петербурга схема такая же, но исключено понятие мэрии как исполнительный орган государственной власти.

Тема 9 : Формы и методы управления
Понятие административно-правовых форм

В общенаучном понимании форма тесно связана с понятием содержание, под формой понимается этот или иной вариант выражения содержания.

Применительно к исполнительной власти, форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, то есть всех юридических качеств как ветви власти.

С другой стороны, действия исполняемые субъектами исполнительной власти по своему характеру различны, значит должны быть различны и варианты их внешнего выражения.

Исполнительные органы власти осуществляют многие действия, не связанные с управлением. Для определения форм важно сочетание этих методов, выполняемые органами исполнительной власти.

Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, в других нет. Первые и есть де действия, которые выражают управляющее воздействие как на внеаппаратные, так и внутриаппаратные отношения. Формы управления могут выступать:

· в качестве форм реализации исполнительной власти;

· в качестве реализации управленческой деятельности;

Форма управления - внешне выраженное действие исполнительного органа, должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме.

Государственно-управленческая деятельность может быть выражена в правовой и неправовой форме.

Система действий исполнительных органов, которые образуют административно- правовую форму:

1. По степени юридического выражения:

· основные (издание правовых актов);

· основанные на них (действия, имеющие юридическую направленность регистрации).

2. По достигаемым результатам:

· позитивное регулирование;

· реакция на негативное явление в сфере государственного управления.

3. По направленности:

· воздействующие на общественные отношения (внешняя направленность);

· воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя).

4. По объему:

· обязательные, конкретизированные.

5. По адресату:

· государственное управление (деятельность всей системы исполнительной власти);

· самоорганизация (внутри данного исполнительного органа).

6. По характеру и методам решения вопроса:

· процедурные действия;

· процессуальные.

7. По юридическому содержанию:

· дозволительные;

· запретительные;

· предписывающие.

Исполнительная власть имеет только юридические формы своего выражения в их системе.

Главенствующая роль отводится правовым актам управления.

Тема 9 : Формы и методы управления
Правовые акты управления

Это важное средство практической реализации целей и функций административной власти. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства различными сферами общественной жизни.

Основные черты, определяющие юридическую природу правовых актов управления.

1. Правовые акты управления являются формой исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Подзаконность правового акта управления.

3. Правовые акты управления издаются от имени определенной структурной единицы государственного аппарата.

4. Правовые акты управления являются односторонними властными волеизъявлениями их авторов.

5. Правовые акты управления всегда оформлены надлежащим образом. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование) и соблюдении необходимых мер делопроизводства (номер, дата, автор), его подписании и утверждении, регистрации или опубликования.

6. Все правовые акты управления влекут юридические последствия. В зависимости от этого их делят на:

которые устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

влекут возникновение, изменение, прекращение отношений, которые служат юридическими фактами.

Правовые акты управления - особый вид подзаконных официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

Тема 6

Функции управления

В настоящей теме заинтересованный читатель найдет ответы на следующие вопросы:

    понятие и значение функции управления;

    место функции управления среди категорий менеджмента;

    виды функций управления;

    общие (основные) функции управления;

    конкретные (специфические) функции управления;

    специальные функции управления;

    планирование как функция управления;

    организация как функция управления;

    руководство как функция управления;

    мотивация как функция управления;

    контроль как функция управления;

    носители общих и конкретных функций управления;

    взаимосвязь функций управления;

    роль конкретной функции управления при создании органа управления;

    функция управления как объект экономического анализа управляющей системы.

В производственно-хозяйственной практике (и в экономической литературе) мы нередко встречаем выражения: такой-то специалист хорошо выполняет свои функции, специалист не справляется с выполнением должностных обязанностей, отдел кадров выполняет функции (разработка текущих и перспективных планов комплектования предприятия кадрами, изучение деловых качеств специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение вакантных должностей руководителей, выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников и т. д.).

Выходит, что определенные функции выполняет и специалист, и отдел. Кроме того, в одном случае работник аппарата управления выполняет функции, а в другом случае – должностные обязанности. Что это, неточность выражения или какое-то противоречие? Попробуем разобраться, для чего рассмотрим понятийный аппарат изучаемой категории.

6.1. Понятие и значение функции управления

Прежде чем перейти к понятию функции управления, рассмотрим понятие функции вообще.

Функция (от лат functio – исполнение, осуществление) имеет ряд значений

    деятельность, обязанность, работа;

    работа, производимая органом, организмом (функция печени, слюнной железы);

    обязанность, круг деятельности (должностные обязанности экономиста по труду);

    назначение, роль того или иного элемента конструкции (функция шасси самолета, коробки перемены передач автомобиля);

    роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к целому (функция государства, семьи в обществе);

    зависимая переменная величина (в математике, физике).

Из рассмотрения понятия функции вытекает, что любую работу, выполняемую отдельным работником или подразделением, можно назвать функцией вполне обоснованно. Но в силу установившихся норм и правил при оформлении организационных документов (положений о подразделениях и должностных инструкций работников) принято перечень работ, выполняемых подразделением, называтьфункциями, а перечень работ, выполняемых работником – должностными обязанностями. В последнем случае подчеркивается наделение должностного лица кругом обязанностей, за выполнение которых работник несет ответственность, поскольку должностная инструкция определяет правовой статус работника.

Теперь о функции управления как об особенном изучаемой категории, общее понятие которой нами уже дано. Остается только подчеркнуть специфику управленческого труда, где реализуются функции управления.

Функция управления – вид управленческой деятельности, с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект.

Все функции, выполняемые работниками предприятия, делятся на две группы (рис. 6.1.1.):

Рис. 6.1.1.

Или иначе функции управления выполняются в управляющей системе, а функции производства – в управляемой системе.

Функция управления отвечает на вопрос, кто что делает или должен делать в системе управления производством.

Функции производства – это деятельность производственного персонала по производству продукции и услуг.

Значение функции управления. В теории управления производствомвопрос о функциях управления является одним из центральных. Он раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Возникновение функций управления – результат дифференциации целенаправленных воздействий, разделения и специализации труда в сфере управления. Содержание управления связано с содержанием производства, определяется им и вытекает из него.

Место функции управления в ряду основных категорий науки управления определяется следующей схемой (рис. 6.1.2.):

Рис 6.1.1

Судя по схеме распределения (см. рис 6.1.1.) функция управления занимает ключевое место среди основных категорий науки управления. Это говорит о том, что разработку структуры, применение методов и средств управления, подбор и расстановку кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.

Функция управления – особый вид деятельности, выражающий направления осуществления целенаправленного воздействия на управляемый объект.

Два направления реализации функции управления . Формирование управляющей системы и воздействие на управляемую систему – два направления реализации функции управления.

Рис. 6.2.1.

Эти два направления находятся в постоянной связи и взаимодействии, ихединство характеризует устойчивость и соотносительность процесса производства и процесса управления.

Определение объекта управления. В общем видеобъектом управления может служить любая специфическая совместная производственно-хозяйственная деятельность. Но так как виды деятельности в отдельной производственной системе весьма многообразны, а их число велико, то в качестве объекта управления целесообразно выделять только структурно обособленные производственные звенья.

Объект управления представляет собой структурно обособленное производственноезвено, осуществляющее одну из стадий или часть стадии производственно хозяйственного процесса и являющееся приемником целенаправленного управляющего воздействия.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия может быть подразделена на три стадии и восемь этапов (объектов):

1. Подготовительная стадия содержит три этапа (объекта):

1) научно-техническая подготовка производства;

2) экономическая подготовка производства;

3) социальная подготовка производства;

2. Производственная стадия содержит три этапа (объекта):

1) основное производство;

2) вспомогательное производство;

3) обслуживающее производство.

3. Заключительная стадия содержит два этапа (объекта):

1) реализация продукции;

2) финансовая деятельность.

Этапы производственно хозяйственной деятельности структурно обособляются и представляют собой объекты управления.

В свою очередь, каждый из этапов можетраспадаться на более мелкие структурно обособленные объекты управления в соответствии с различными уровнями системы управления.

Например, на этапе научно-технической подготовки производства можно выделить следующие объекты управления:

Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

Разработку технологии изготовления изделий;

Опытное производство.

6.3. Классификация функций управления

Все функции управления делятся на три группы (рис. 6.3.1.):

Рис. 6.3.1.

Общие (основные) функции управления. К ним относятся:

1) планирование;

2) организация;

3) руководство;

4) мотивация;

5) контроль.

В литературе по вопросам управления нет единой классификации общих (основных) функций управления. Различные авторы по-разному называют эти функции и насчитывают их от четырех до семи. Так, функцию «руководство» называют координированием и регулированием, а функцию «мотивация» – стимулированием. Кроме того, к общим функциям нередко относят учет и анализ. Но учет, как мы далее убедимся есть конкретная функция, а анализ – один из методов исследования экономических процессов.

Все пять общих (основных) функций управления располагаются в логической последовательности.

Общие функции управления выполняют руководители управленческих подразделений (отделов, служб) вместе с подчиненными им специалистами, а также руководители производственных подразделений со своими штабами. Иными словами, все без исключения руководители и управленческие подразделения выполняют общие (основные) функции управления.

Конкретные (специфические) функции управления. Содержание конкретных функций управления на различных предприятиях отражает специфику производства (тип, сложность производства и продукции, специализацию, масштабы и т. п.).

Каждая конкретная функция тесно связана с выделенным объектом управления. Поэтому установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций управления, соответствующих каждому выделенному объекту управления.

Конкретные функции и наделяемые ими органы управления образуются по следующей логической цепочке (6.3.2.):

Рис. 6.3.2.

Число конкретных функций управления на предприятии будет столько, сколько окажется сфер (видов) производственно-хозяйственной деятельности, которые служат объектами управления. Для управления той или иной сферой деятельности создается орган управления (отдел, служба, бюро).


Как уже отмечалось, впервые попытки классификации управленческих функций были предприняты представителем классической школы управления – Анри Файолем, который распределил все операции, имеющие место в организации, на шесть групп:

1. технические (производство, изготовление, переработка);

2. коммерческие (покупка, продажа, обмен);

3. финансовые (изыскание капиталов и управление ими);

4. страховые (по охране имущества и лиц; связанные с безопасностью);

5. учетные (бухгалтерские; инвентарь, баланс, издержки, статистика);

6. управленческие (административные), состоящие из элементов планирования, организации, руководства, координации и контроля

Как видно из предложенной классификации, функции управления появляются в рамках административных операций в организации, которые и составляют сущность управления.

Однако с позиции классической школы , управленческие функции рассматривались независимо друг от друга. Процессный подход к эволюции менеджмента решает указанную проблему и позволяет рассматривать управление как процесс взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей организации.

Согласно процессному подходу , управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями (функциями управления). Каждая управленческая функция представляет собой процесс, потому что тоже состоит из взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

П. В. Шеметов определяет функцию управления как определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

Процесс управления – необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив, т.е. воздействие управляющей подсистемы на управляемую.

Содержание управления раскрывается в его функциях . Е. П. Михалева считает, что функции как таковые представляют собой совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией. Функции (управления) – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат управления) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

П. В. Шеметов определяет функции управления в общем виде как совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.

Несмотря на разнообразие, функции делятся на общие и конкретные (частные). Общие функции – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности. П. В. Шеметов считает, что общие функции – это виды деятельности, не связанные с особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.

По мнению М. Мескона, М. Альберта, Р. Хедоури, общими функциями являются планирование, организация, мотивация и контроль.

По мнению И. Н. Герчиковой, работа менеджера заключается в выполнении управленческих функций, к которым относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

Специалисты в области менеджмента также выделяют такие общие функции , как:

Целеполагание,

Планирование,

Прогнозирование,

Организация,

Координация и регулирование;

Мотивация, активизация, стимулирование,

Руководство,

Контроль, учет и анализ.

Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Особенностью функций является их взаимное проникновение друг в друга.

По мнению Э. М. Короткова, указанные функции являются основными (общими), поскольку они реализуются в управлении любым объектом и составляют содержание управления объекта как такового независимо от особенностей объекта и условий управления.

Конкретные функции (специальные) определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса. Конкретные функции управления могут иметь следующую классификацию:

1. По признаку воздействия на все сферы деятельности организации в целом: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, организация работы по стандартизации, учет и отчетность и экономический анализ

2. По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса : управление технической подготовкой производства, организация производства, управление технологическим процессами, оперативное управление производством, организация метрологического обеспечения, технический контроль и испытания, маркетинг

3. По признаку воздействия на отдельные факторы производства управление персоналом, управление организацией труда, организация творческой деятельности трудового коллектива, МТС, капитальное строительство, финансы

Специальные функции – это подфункции конкретной функции управления.

Функции планирования, целеполагания

Особым видом деятельности является управление. Оно осуществляется на разных уровнях и направлено на развитие системы. Существуют разные виды управления. Это позволяет направлять движение объекта в нужном направлении для достижения поставленных целей. Об особенностях, видах и функциях управления пойдет речь далее.

Признаки управления

Прежде чем начать изучение темы об организации производственных, социальных, государственных процессов, нужно рассмотреть понятие и виды управления. Это понятие подразумевает процесс воздействия на определенную систему. В результате получается достигнуть ее упорядоченности, направлении движения в требуемую сторону. Управляемая система достигает поставленных целей, развивается и совершенствуется.

Подобное воздействие имеет ряд признаков. Обязательно наличие субъекта и объекта управления. При этом воздействие является качественным. Оно позволяет придать целостности, организованности системе.

Еще одним признаком управления является наличие четкой направленности действий руководства для достижения поставленной цели. Этот процесс преследует определенный, четко сформированный результат. Деятельность руководства обязательно служит общим интересам системы. Управление требует определенных ресурсов.

Разновидности

Существуют разные виды управленческого процесса. Их классифицируют по определенным признакам. В первую очередь следует рассмотреть основные виды управления. По показателю участия человека в этом процессе различают технический, безмашиннный, тип воздейсвия. Оно также может распространяться на организационные или природные системы. Во втором случае имеются в виду группы биологических организмов. Организационными системами называют социальные группы, коллективы, общество. Масштаб такого воздействия может быть разным.

Внутри организационных систем выделяют такие виды управления, как прямое воздействие и координацию. В первом случае процесс осуществляется в приказном режиме при помощи издания директив установленной формы. Координация позволяет согласовать действия разных, отделенных друг от друга групп.

Также виды управления различают по степени сосредоточения. По этому признаку воздействие на систему может быть централизованным, частично централизованным и децентрализованным. В этом случае руководящие органы находятся либо в одном центре, либо рассредоточены внутри системы (например по областям).

Прочие виды классификаций

Рассматривая, какие виды управления существуют сегодня, нужно уделить внимание иным подходам к классификации подобных воздействий. По характеру взаимодействия управляемой системы и окружающей средой бывает осуществление действий в конфликтной или неконфликтной ситуации. Также различают виды управленческой деятельности в зависимости от подчиненных объектов. Воздействие на систему может быть внутренним или внешним. Например, на предприятии деятельность руководства осуществляет внутреннее управление. Однако государство при помощи законодательных актов проводит внешнее управление этой системой.

Руководство может преследовать разные цели. Они могут быть долгосрочными или краткосрочными. Действия руководителей будут отличаться в зависимости от этого фактора. Методология воздействия может быть прямой, косвенной или смешанной. Кратность управленческих воздействий может быть одношаговой или многошаговой. Существуют и иные классификации. Однако они применяются реже.

Социальное управление

Рассматривая виды управления, следует отметить такую разновидность, как социальное воздействие. В первом случае под системой подразумевается все общество либо определенная его социальная группа, а также отдельные индивидуумы. Управление производится для упорядочивания их действий, сплочения, повышения организованности коллектива.

Социальное управление имеет несколько характерных признаков. Оно возможно там, где существует совместная деятельность группы людей. Они должны быть единым коллективом. Воздействие на подобные социальные группы должно быть упорядоченным и последовательным.

Еще одним признаком социального управления является направленность на достижение конкретных целей. Субъекты управления наделяются определенной властью. Объекты управления подчиняются приказам руководящих органов. Они имеют определенную степень свободы действий. Однако при создании определенных указаний руководителем, все составляющие системы должны подчиняться изданным приказам. При этом команды и приказы должны быть реализованы в рамках единого механизма.

Составные части социального управления

Существуют разные виды структур управления социальными группами. К ним относятся государственное, муниципальное, общественное самоуправление. Между объектами и субъектами таких систем существуют управленческие связи. Они могут быть прямыми и обратными.

К субъектам управления относятся отдельные индивидуумы, коллективы, а также общество в целом. Под прямыми связями подразумевают целенаправленное воздействие руководителя на подвластную ему систему. Обратной связью называется информационный канал, при помощи которого объекты управления передают отчет о выполнении поставленных перед ними задач.

Стадии процесса

Социальное управление включает в себя такое понятие, как цикл. Это несколько взаимозависимых стадий воздействия на систему, которые позволяют выполнить определенные задачи участниками группы.

Процедура социального управления проводится в несколько стадий. Сначала анализируется сложившаяся ситуация, вырабатываются и принимаются решения относительно ее улучшения. Перед участниками группы ставятся конкретные задачи. Они их исполняют. Руководитель контролирует выполнение процесса достижения поставленной цели, при необходимости проводит корректировки. Заключительным этапом является подведение итогов.

Функции

Рассмотрев виды управления организацией и обществом, нужно уделить внимание функциям подобных воздействий. Они обусловлены назначением этого процесса для общества. Это наиболее типичные, стандартные направления деятельности руководящих органов.

Основными признаками функций управления социальной группой является обусловленность социальной направленностью и стабильностью процесса. Это внешнее проявление определенных свойств системы. Также признаком функций управления является направление активного действия руководства, которые предопределяются поставленными ранее целями, задачами.

Функции могут быть общими, которые характерны для всех типов систем, а также специальными. Второй вариант присущ только конкретной социальной группе. Также функции могут быть обеспечивающими. Они подготавливают почву для выполнения поставленных руководством задач. Это, например, может быть обеспечение требуемыми ресурсами, кадрами и т. д.

Разновидности функций

Существуют разные подходы к классификации видов функций управления. В соответствии с направлением влияния они бывают внешними и внутренними. Если учитывать время действия, то выделяют постоянные и временные функции. При их разработке учитывают особенности системы.

Общими для всех социальных групп функциями управления являются следующие воздействия:

  • прогнозирование - позволяет предвидеть перспективы в будущем;
  • обеспечение информацией - получение, обработка и анализ, хранение нужной для принятия решений информации;
  • моделирование - создание модели поведения всех элементов системы в определенных обстоятельствах;
  • организация - создание системы управления, ее принципов;
  • планирование - выбор направлений и темпов их достижения;
  • координация - согласование действий всех объектов;
  • распорядительство - формирование краткосрочных заданий исполнителям;
  • регулирование - создание общих требований;
  • контроль - определение соответствия действий объектов управления поставленным задачам.

После проведения перечисленных функций руководство фиксирует всю информацию за период. Учет ведется в количественных выражениях. На основании этого подводятся результаты.

Государственное управление

Рассматривая виды систем управления, нужно отметить такой вид деятельности, как государственное воздействие на систему. В узком понимании оно представляет собой подвластную законодательству работу органов исполнительной власти страны. В широком понимании такая деятельность представляет собой воздействие на систему всех органов государства для реализации своих полномочий.

Существуют определенные признаки государственного управления. Такое воздействие носит исполнительно-распорядительный, юридически властный характер. Подобная деятельность осуществляется непрерывно, планово и постоянно. Работа управленцев обусловлена действующим законодательством и направлена на его исполнение.

Также признаком государственного управления является наличие иерархических (вертикальных) и горизонтальных связей внутри системы. Деятельность может осуществляться как в правовых, так и неправовых формах. Она обеспечивается системой гарантий. При нарушении установленных законодательством принципов управленческой деятельности следуют негативные последствия. Имеется в виду ограничение прав и свобод.

Цели государственного управления

Существующие виды государственного управления преследуют четко установленные цели. Они могут быть разными. Социально-экономические цели направлены на создание порядка в жизни общества, что позволяет удовлетворить публичные интересы. Этот вид управления ведет к достижению экономического благосостояния, а также созданию и регулировке определенных экономических отношений внутри государства.

Политические цели управления направлены на привлечение к процессу всех главных политических сил в стране. Это способствует рассмотрению разных точек зрения, принятия позитивных предложений, которые способствуют совершенствованию всех структур, а также развитию всех людей в обществе.

Обеспечительные цели направлены на защиту прав и свобод граждан. Это нужно для достижения высокого уровня общественной безопасности, законности.

Организационно-правовые цели способствуют формированию правовой системы и реализации функций управленческих структур при помощи демократических институтов.

Общие принципы

Все существующие виды государственного управления базируются на общих фундаментальных принципах. Они делятся на общие и организационные основополагающие идеи. К первой группе относятся такие принципы:

  • законность;
  • демократизм;
  • объективность;
  • научность;
  • конкретность;
  • разделение видов власти;
  • федерализм;
  • эффективность.

Перечисленные принципы являются общими для всех уровней государственной власти. Пренебрежение ими влечет наступление ответственности руководителем перед законом.

Организационные принципы

Разные виды управления государством основываются также на организационных принципах. Это позволяет в точности выполнять общие задания и цели, установленные для системы. Организационные принципы бывают следующими:

  • отраслевой;
  • территориальный;
  • линейный;
  • функциональный;
  • двойного подчинения;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия.

Эти принципы выполняют на местах и на каждом уровне управления.

Эффективность управления

Существующие виды методов управления подчиняются единым требованиям. Это обеспечивает эффективность процесса. Управление должно быть устойчивым и оперативным. Руководители должны быстро реагировать на изменения, производящие внутри и снаружи вверенной им системы.

Реализация поставленных целей и задач путем правильного управления должна поводиться непрерывно. Все стадии проходят последовательно, без перерывов и пауз. Управление должно быть эффективным. Это главное требование, которое выдвигается к этому процессу.

Рассмотрев виды управления, его функции и составляющие, можно понять важность этого процесса. Поэтому к подобной деятельности выдвигаются высокие требования. Без грамотного управления невозможно гармоничное развитие системы.