Целевая прогулка средняя группа золотая осень. Формы организации совместной деятельности

Конспект прогулки осенью в средней группе ДОУ: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…»

Корякина Татьяна Александровна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 9 КВ» г. Богородицк
Анонс: Вашему вниманию предлагаю конспект прогулки который рассчитан на среднюю возрастную группу (дети 4-5 лет). Данный конспект будет полезен воспитателям средней группы. Конспект совмещает в себе интеграцию таких образовательных областей как познавательное развитие - ознакомление с миром природы, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. В своей работе данный материал использую согласно тематическому планированию «На нашем дворе осень», так же данный конспект входит в состав среднесрочного проекта «След листочка золотого».

Организатор: Воспитатель.
Материалы: Заранее подготовленный букет листьев разных деревьев расположенных у места проведения прогулки, комплект листьев трех цветов: желтых, красных, зеленых по количеству детей либо натуральные листья отсортированные по цветам в корзинки, три крупных листа из картона на держателе, канцелярская резинка для фиксации собранного детьми букета.
Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- знакомить детей с явлением осени – листопадом;
- знакомить с многообразием красок золотой осени;
- расширять словарный запас («Золотая осень», «Листопад», «Золотая кисть природы»);
- развивать наблюдательность, речь ребенка, внимание, двигательные качества;
- развивать двигательную активность детей;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать умение видеть красоту осенней природы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать интерес к подвижным играм и здоровому образу жизни.
Ход прогулки:
Воспитатель предлагает детям отправиться на спортивное поле \ лесополосу детского сада. Во время движения предложить детям повторить выученный накануне стих про осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.

Н. Нищева
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красота в нашем детском саду, посмотрите какие нарядные деревья! Подойдите поближе и послушайте загадку:
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины
И люблю я шум дождя,
Назови - ка ты меня!

Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно на нашем дворе – золотая осень! С приходом осени и похолодания листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать. Как грустный разноцветный дождь, осыпаются листья осенью. Такое явление в природе называется «листопад». Наблюдать листопад мы можем, когда становится холодно и дерево не может поглощать корнями много воды и питательных веществ, не может напоить все листочки, поэтому они постепенно отмирают, желтеют и опадают. Дерево как будто засыпает до весны, но оно живое и его нужно оберегать. Особенно сильно опадают листья после заморозка. Вы, наверное, обращали внимание по дороге в сад, что по утрам особенно много листвы под деревьями и зябкий ветерок разгоняет их по дорожкам и тропинкам.
Воспитатель: Дети давайте повторим, что такое листопад?
Дети: Листопад это осыпание листьев с деревьев осенью.
Воспитатель: Посмотрите ребята, под нашими ножками много-много листвы, какая она по цвету?
Дети: Желтая, красная, коричневая.
Воспитатель: Вот как много у осени красок, каждый листик неповторим, много цветов и оттенков можно разглядеть на них, значит листья какие?
Дети: Разноцветные.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Листопад» возьмите в каждую руку по листочку и становитесь в круг!
Мы - листочки, мы - листочки , Дети стоят кружком, держа в руках
листочек
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,

Дунул ветер - полетели. - Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок - Подули на свои листочки в руках
Все уселись в кружок. - Садятся на корточки, листочки держат над головой.
Ветер снова вдруг подул - Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул . - Подули на листочки
Все листочки полетели - Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели . - Садятся на корточки медленно.
Игру можно повторить несколько раз.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки по листку и расскажите каким они цветом?
Воспитатель: Ребята, какие Вы молодцы, какие красивые листики вы себе выбрали! А теперь предлагаю сделать салют, подбросить листочки высоко в небо!
«Покружу, покружу, как листочек получу!» (на слово «полечу» воспитатель и дети подбрасывают свои листочки вверх).
Воспитатель: А как падали наши листочки?
Дети: Медленно, кружась.
Воспитатель: Как вы думаете, почему листочки падают медленно?
Дети: Листочки падали медленно, так как они легкие.
Воспитатель: А теперь возьмите снова в руки по листику и потрогайте их, поводите пальчиками по жилкам листка, какие они на ощупь?
Дети: шершавые, холодные, сухие.
Воспитатель : Ребята, а у меня какие листья? Продемонстрировать разные листья детям. (предварительно подготовленный букет)
Дети: Разные!
Воспитатель: Давайте найдем и назовем деревья, которым принадлежит каждый лист. (Воспитатель поочередно демонстрирует детям листья клена, березы, рябины, яблони. Дети передвигаются по территории спортивного пол, либо лесополосы, ища деревья с похожими листьями, по нахождения нужного дерева проговаривается название дерева: Клен – кленовый, Береза – березовый и тому подобное)
Воспитатель: Молодцы ребята, назвали все деревья и все листочки! А теперь давайте соберем яркий букет и подарим его младшему воспитателю (дети собирают букет, зафиксировать канцелярской резинкой, после прогулки он заносится в группу и вручается младшему воспитателю)
Воспитатель: Теперь давайте проверим, какие вы внимательные!
Дидактическая игра: «Найди свой цвет»
Воспитатель и еще двое детей – ведущие берут в руки по листу – желтый, красный, зеленый (прячут за спиной цветные листья из картона большого формата на держателе,остальные дети не должны знать у кого какой цвет), остальные дети выбирают самостоятельно себе лист любого из трех предложенных цветов (обычные опавшие листья или комплект подготовленных из картона красного, желтого, зеленого цветов).
По команде воспитателя «Раз, два, три – листочек к Кате (называем имя ребенка) беги!» Ребенок - ведущий, чье имя прозвучало, поднимает руку с листком высоко над головой, показывая какой у него цвет, дети с соответствующим цветом листьев должны собраться вокруг, подняв свои листочки. Далее анализируем, правильно ли дети соотнесли свой лист с цветом листика «водящего».
Таким образом, игра проводится со всеми тремя цветами, можно в итоге назвать одновременно все три цвета, что бы сразу все дети собрались у своего водящего.
Воспитатель в завершении проводит краткую беседу: «С каким природным явлением мы сегодня познакомились? (листопад), «Каких цветов бывают осенние листья», «Какие деревья мы сегодня с вами нашли?»
По окончанию беседы дети свободно играют под наблюдением воспитателя.
Индивидуальная работа по развитию движений
Индивидуальные игры «Прыжки через дорожку из листьев», «Собери листочки определенного цвета или количества».
Подводя итог, можно сказать, что данный конспект можно адаптировать для старшего дошкольного возраста, например, увеличив количество дидактических игр или введя подвижную игру с более сложными правилами. Данная прогулка не требует особой подготовки педагога, вместо предварительно подготовленных материалов вполне можно воспользоваться «дарами природы» - настоящими листьями с участка.

Елена Шепилова
Конспект прогулки в средней группе «Здравствуй, осень золотая!»

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

Задачи:

Образовательная:

Учить детей наблюдать за погодой;

Учить называть сезонные изменения в природе;

Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.

Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Развивающая:

Развивать наблюдательность;

Развивать игровые умения и навыки;

Развивать речевые навыки;

Развивать умение работать в коллективе;

Развивать подвижность.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Воспитывать умение дружно играть.

Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские ведёрки, лопатки, веники, аудиозапись для музыкального сопровождения; лейка с водой для эксперимента.

Методические приёмы:

Художественное слово, загадка,

Дидактическая игра,

Экспериментирование,

Наблюдение,

Трудовая деятельность,

Индивидуальная работа по развитию движений;

Игры различной подвижности.

Предварительная работа:

Загадывание загадок;

Чтение художественной литературы;

Беседы об осени;

Спортивные игры и физические упражнения.

Место проведения: территория ДОУ.

1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Как такое время года зовётся? (осень)

Воспитатель: Да, это осень.

Художественное слово:

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны-темны ночи.

А кто из вас расскажет стихотворение об осени. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Беседа:

Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме) .

Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) . Почему? (ярко светит солнце, нет дождя) . Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

2. Дыхательное упражнение «Запахи природы»

Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

3. Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»

Цель: показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья).

Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят) . Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

Почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. (намочить часть листьев и «пошуршать»).

4. Игра малой подвижности «Осенние листочки»

Цель: Побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.

Ход игры: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю. (Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Словно опять закружиться хотят.

Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад) . На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.

5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

Воспитатель замечает на дереве кормушки.

Воспитатель: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (становится холодно и голодно)

Как называют таких птиц? (перелётные)

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

6. Подвижная игра: «Перелёт птиц»

Цель: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности птиц к изменениям в природе, явлениях природы.

Ход игры: На одной стороне участка находятся дети - птицы. На другой стороне - пособия, на которые можно взлететь - это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы полетели в теплые края!» - дети, размахивая руками как крыльями, разбегаются по всему участку, на сигнал: «Началась буря!»- птицы летят к возвышенностям (пособия). Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенностей и продолжают свой полет. Во время игры воспитатель в обязательном порядке страхует детей.

После игры воспитателю передают конверт с письмом

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.

“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться. Лесовик”

7. Трудовая деятельность.

Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы. Учить работать сообща, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки.

После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.

Воспитатель: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика! Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.

Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

8. Самостоятельные игры детей с выносным материалом по интересам

Рисование мелом на асфальте, прыгание через скакалку, игры с песком, игры с мячом, с обручами, катание на велосипеде.

Выносной материал: ведерки, лопатки, мячи, обручи, кегли, велосипед, цветные мелки, песочные наборы.

9. Индивидуальная работа

«Птички раз! Птички два!».

Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой; развивать ловкость.

«По ровненькой дорожке»

Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком; развивать равновесие.

10. Рефлексия. Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось.

Картотека

прогулок

средняя

группа

Сентябрь

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);

— учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;

Ход наблюдения

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны-темны ночи.

Воспитатель загадывает детям загадки.

Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)

Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

Почему сентябрь называют «златоцветником»?

Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо».

Цели: - совершенствовать координацию движений;

— развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Индивидуальная работа: «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Сентябрь

Прогулка 2

Наблюдение за цветником

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какими стали цветы на клумбе?

Почему они завяли?

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Трудовая деятельность

Сбор цветов в коробочки.

Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижные игры

«Утята», «Птицы и дождь».

Цели:

— упражнять в беге, лазании, прыжках;

— воспитывать ловкость, быстроту.

Подвижные игры

«Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано».

Цели:

— упражнять в бросании и ловле мяча;

— учить ориентировке в пространстве.

Индивидуальная работа

«Собери игрушки».

Цель: развивать внимательность.

Сентябрь

Прогулка 3

Наблюдение за вороной

Цели:

— расширять знания о вороне;

— воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит ворона?

Чем она питается?

Зимующая или перелетная эта птица?

Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Цель: развивать желание выполнять работу дружно.

Подвижные игры

«Птичка и кошка», «Цветные автомобили».

Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

Сентябрь

Прогулка 4

Наблюдение за погодой

Цель: з акреплять знания о сезонных изменениях в жизни расте¬ний.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое сейчас время года?

Как вы догадались?

А знаете, куда мы сейчас пойдем?

Что растет в огороде?

Как можно назвать все это одним словом?

Кто из вас знает загадки про овощи?

Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Трудовая деятельность

Коллективный труд по сбору урожая овощей.

Цель: учить работать сообща.

Подвижная игра

«Огуречик, огуречик».

Цели: - учить быстро выполнять действия по сигналу;

— улучшать координацию движений, умение придать броску силу

Индивидуальная работа

Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.

Сентябрь

Прогулка 5

Наблюдение за воробьем

Цели:

— углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;

— активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит воробей?

Чем он питается?

Как передвигается?

Как поет?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Трудовая деятельность

Сбор урожая свеклы.

Цели:

— приучать к труду;

— побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

«Найди себе пару».

Цель: учить быстро двигаться по сигналу, меняя направление движения.

«Поймай мяч».

Цели:

— продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить ходьбе по наклонной доске.

Сентябрь

Прогулка 6

Наблюдение за березой

Цели:

— продолжать знакомить с характерными особенностями березы,

по которым ее можно выделить среди других деревьев;

— воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан.

О каком дереве говорится в загадке?

Какой высоты береза?

Где ствол у березы широкий, а где — узкий?

Ветки у березы толстые или тонкие?

А листья можно достать?

Какого цвета ствол березы?

Какой ствол у березы?

Как можно сказать про березку?

Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Трудовая деятельность

Сбор урожая овощей.

Цели:

— приучать коллективно трудиться на участке;

— формировать навыки коллективного труда.

Подвижная игра

«Зайцы и волк».

Цели:

— приучать к самостоятельному выполнению правил.

Индивидуальная работа

«Самый быстрый».

Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Сентябрь

Прогулка 7

Наблюдение за собакой

Цели:

— формировать представление о внешнем виде собаки;

— воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

Как выглядит собака?

Где она живет?

Чем питается?

Кто ухаживает за собакой?

Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Трудовая деятельность

Сбор шишек и листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижная игра

«Лохматый пес».

Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Индивидуальная работа

Ходьба по короткой и длинной дорожке.

Цель: закреплять представления о длине.

Сентябрь

Прогулка 8

Наблюдение за собаками

Цели:

Расширять представления о породах собак;

— воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие породы собак вы знаете?

Какую пользу они оказывают людям?

Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные. И все они верно служат человеку. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец. Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак — пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.

Это — пес сторожевой,

Он может лаять как живой.

Но он не лает потому,

Что мы понравились ему.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от листьев.

Цель:

Подвижная игра

«Догони меня».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Сентябрь

Прогулка 9

Наблюдение за пожарной машиной

Цели:

— расширять знания о роли машин и их механизмах;

— воспитывать любознательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами""

Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

Почему пожарные работают в касках?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на территории.

Цели:

— вызывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Ловишки», «Подбрось — поймай».

Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр.

Индивидуальная работа

Ходьба на носках.

Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

Сентябрь

Прогулка 10

Наблюдение за воробьем

Цели: - продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье;

— обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память.

Ход наблюдения

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет «чик-чирик»!

(Воробей.)

Чик-чирик —

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

(Воробей.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует!

(Воробей.)

Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?

Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с людьми? Почему?

Кого боятся воробьи? Чем они питаются?

Какого они размера?

Как люди должны заботиться о птицах?

Трудовая деятельность:

Подметание дорожек.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры: «Птичка в гнездышке».

Цели: - учить по сигналу прыгать на двух ногах;

— развивать ловкость, внимательность, координацию движений.

«Лягушки».

Цели: — учить выполнять движения в соответствии с текстом; выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами, спрыгивать мягко; уметь занять свободное место на бревне.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Сентябрь

Прогулка 11

Наблюдение за березой

Цели:

— продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого;

— воспитывать бережное отношение к дереву.

Ход наблюдения

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые.

Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева. Воспитатель задает детям вопросы.

Какие изменения произошли с деревом?

Что произошло с листьями березы?

Какого они цвета?

Много или мало листьев на березе?

Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра

«Найди свой цвет».

Цель: искать свой цвет по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.

Сентябрь

Прогулка 12

Наблюдение за листопадом

Цели:

— знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;

— воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое?

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем. (Осень.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему осень называют золотой?

Какое явление называют листопадом?

Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на огороде.

Цель: закреплять навыки работы на огороде.

Подвижные игры

«Ловишки», «Найди свой домик».

Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Прыжки на месте на одной ноге.

Цель: развивать ловкость.

Сентябрь

Прогулка 13

Наблюдение за автомобилями

Цели:

— учить различать автомобили по их назначению;

— формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.

Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)

Какие функции выполняет та или иная машина?

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются... (автомобили).

Трудовая деятельность

Сбор и вынос в определенное место сухих листьев, подметание дорожек.

Цели:

— приучать к чистоте и порядку;

— закреплять умение трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Цветные автомобили».

Цель: продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (рулями).

«Лиса в курятнике».

Цели:

— совершенствовать умение быстро действовать по сигналу;

— развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Цель: развивать ловкость.

Октябрь

Прогулка 1

Наблюдение за березой

Цели: - продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;

Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к березе для беседы.

Какое это дерево?

Покажите ствол березы.

Какой он — толстый или тонкий?

Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?

Погладьте ствол березы.

Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

Какие изменения произошли с березой?

Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?

Где лежат листочки?

Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

Какое время года?

Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Найди себе пару».

Цель: выбирать себе по сигналу разные пары.

«Беги к березе».

Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа:

«С кочки на кочку».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах.

«Перейди речку».

Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Октябрь

Прогулка 2

Наблюдение за погодой

Цели:

— обращать внимание на то, как изменилась природа;

— учить сравнивать природные изменения;

— развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится —

Ничего не останется.

Блестит под солнцем после стужи

На асфальте сером... (лужа).

Какие произошли в природе изменения?

Какое стало небо?

Как часто светит солнце?

Идет ли дождь?

Трудовая деятельность

Уборка осенних листьев.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Догони».

Цели:

Учить быстро действовать по сигналу;

Индивидуальная работа

«Догони меня».

Цель: учить бегать в нужном направлении.

Октябрь

Прогулка 3

Наблюдение за состоянием погоды

Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча НИЗКО-НИЗКО,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое небо во время тумана?

Как вам дышится?

Какой воздух — влажный или сухой?

Густой ли туман?

Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры: «Кто быстрее», «Коршун и наседка».

Цели: - совершенствовать умение бегать, лазать, прыгать; развивать реакцию.

Индивидуальная работа:

«Изобрази настроение».

Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения

Октябрь

Прогулка 4

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

— расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;

— воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие птицы улетают в теплые края?

Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Воробей маленький, а журавль... (большой).

Утка серая, а лебедь... (белый).

Трудовая деятельность

Сбор семян деревьев.

Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.

Подвижная игра

«Собачка и воробей».

Цели:

— закреплять знания о характерных движениях птиц;

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.

Октябрь

Прогулка 5

Наблюдение за осенними работами на огороде

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как изменились погода, природа?

Что изменилось в огороде?

Когда наступают холода, как вы одеваетесь?

Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилками, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

Трудовая деятельность

Засыпка грядок опилками.

Цели:

— учить работать парами;

— воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Пробеги — не задень».

Цель: добиваться улучшения техники бега, хорошей осанки, естественной работы рук.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы, бега.

Октябрь

Прогулка 6

Наблюдение за воробьями

Цели:

— расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;

— воспитывать внимание и наблюдательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Чем все воробьи похожи друг на друга?

В чем их различие?

Чем питаются воробьи?

Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распустил.

Трудовая деятельность

Предложить детям собрать песок в песочницу.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Подвижные игры

«Цветные автомобили», «Зайцы и волк».

Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Индивидуальная работа

Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

Октябрь

Прогулка 7

Наблюдение за рябиной

Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

У рябины листопад —

Под ветвями листьев клад.

Облетели листья,

Но остались кисти

Красные, яркие —

Снегирям подарки.

Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек.

Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Подвижные игры

«Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;

— развивать глазомер, быстроту бега.

Октябрь

Прогулка 8

Наблюдение за птицами

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Ход наблюдения

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей

Вылетай-ка, не робей.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какая птица больше — голубь или воробей?

Как передвигается воробей?

Как передвигается голубь?

Как кричат воробей, голубь?

Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.

Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».

Трудовая деятельность

Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цели: упражнять в подлезании и лазанье;

— воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: формировать умение катать обручи друг другу.

Октябрь

Прогулка 9

Наблюдение за сорокой

Цели: — формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;

— воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход наблюдения

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу.

Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит сорока?

Чем она питается?

Как стрекочет?

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Трудовая деятельность:

Сбор осенних листьев.

Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Подвижные игры:

«Ворона и собачка», «Поймай мяч».

Цели: - учить подражать движениям и звукам птиц;

— ловить мяч двумя руками.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.

Подвижные игры: «Лошадки», «Кот и мыши».

Цель: учить бегать врассыпную, соблюдать равновесие.

Индивидуальная работа:

«Летят снежинки».

Цель: развивать пластику движений.

Ноябрь

Прогулка 1

Наблюдение за погодой

Цели:

— продолжать формировать представления о сезонных изменениях;

— развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

Трудовая деятельность

Подвешивание кормушек для птиц.

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

Ноябрь

Прогулка 2

Наблюдение за птицами

Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.

Ход наблюдения

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

Воспитатель задает детям вопросы.

Сколько лап у птиц?

Чем они отличаются от лап животных?

Для чего нужны птицам лапы?

Чем заканчиваются лапы у птиц?

Сколько пальцев на их лапах?

Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

Трудовая деятельность

Уборка участка от мелких камешков и сухих веточек.

Цель: побуждать работать в коллективе.

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Брось и поймай».

Цель: упражнять в подлезании, бросании и ловле мяча двумя руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках через два предмета.

Ноябрь

Прогулка 3

Наблюдение за рябиной

Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Ход наблюдения

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.

Уже клич отзвенел журавлиный,

Давно уж осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Все также, свисая, горят.

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.

Подвижные игры

«Самолеты», «Воробушки и кот».

Цели: - учить быстро выполнять движения по сигналу воспитателя и бегать в указанном направлении;

— воспитывать дружелюбие.

Индивидуальная работа

«Попади в корзину».

Цель: развивать меткость, глазомер.

Ноябрь

Прогулка 4

Наблюдение за трудом шофера

Цели:

— продолжать формировать представление детей о труде шофера;

— воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие это машины?

Как вы догадались?

Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

Для чего нужны фары?

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Листопад».

Цели:

— продолжать развивать двигательную активность детей;

— поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых.

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: способствовать развитию двигательных навыков.

Ноябрь

Прогулка 5

Наблюдение за елью

Цели:

— закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному-двум признакам;

— знакомить с особенностями ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.

Трудовая деятельность

Сбор мелкого мусора (веточки, камешки) в ведерки.

Цель: формировать умение работать сообща.

Подвижные игры

«Найди свой домик», «Вороны и гнездо».

Цель: упражнять в беге, умении быстро находить свой домик (обруч).

Индивидуальная работа

«Чье звено скорее соберется?», «Доползи до флажка».

Цель: упражнять в умении строиться в круг, ползать на четвереньках.

Ноябрь

Прогулка 6

Наблюдение за трудом почтальона

Цели:

— закреплять конкретные представления о сезонных изменени¬ях в природе;

— формировать представления о труде почтальона;

— воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Ходит человек везде

С толстой сумкой на ремне.

(Почтальон.)

Для чего нужна такая профессия?

Какая у него сумка?

Что в ней лежит?

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке в определенное место.

Цели: - научить работать сообща, добиваться выполнения дела общими усилиями;

— воспитывать чувство взаимопомощи.

Подвижные игры

«Листопад».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Беги к тому, что назову».

Цели: - учить быстро бегать по сигналу воспитателя;

— закреплять название деревьев.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: создавать эмоциональный настрой от прогулки.

Ноябрь

Прогулка 7

Наблюдение за трудом дворника

Цели:

— продолжать наблюдение за работой дворника;

— способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса;

— воспитывать интерес и уважение к работе дворника;

— прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Сентябрь засыпал все тропинки

Листвою желтой, как всегда.

И тоненькие паутинки

Развесил, словно провода.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое время года на улице?

По каким признакам вы это определили?

Посмотрите, как много листьев на дорожках и полянах. А кто убирает эти листья? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Трудовая деятельность

Сбор мусора с участка в определенное место.

Цели: - формировать умение собирать мусор в определенное место;

— воспитывать желание помочь взрослым;

— в индивидуальном порядке рассмотреть орудия труда дворника.

Подвижные игры

«Листопад», «Птички и дождик».

Цели: - поддерживать совместные игры детей;

— развивать умение взаимодействия с партнерами по игре;

— поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания, полученные в ходе ознакомления с трудом дворника.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве и времен; чувство равновесия, ритмичность, глазомер

Ноябрь

Прогулка 8

Наблюдение за сорокой

Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на ее вопросы

Конспект прогулки в средней группе
«Поздняя осень»Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. Но прежде чем идти в гости давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы?
Дети называют правила.
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться. Итак, в путь!
Дети выходят на территорию детского сада.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какой период?
Дети: Сейчас поздняя осень.
Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
Воспитатель загадывает загадку.
Снег идёт и тут же таит,
Зима упорно наседает,
Твердеет на стволе кора,
И можно встретить снегиря!
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?
Дети: Ранняя осень, золотая и поздняя.
Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?
Дети: Идут холодные дожди со снегом. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме. Опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче. На улице становится все холоднее.
Игра «Зайка»
Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)
И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)
Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)
Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)
Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)
Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)
Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)
Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).
Воспитатель: А какие вы знаете народные приметы? А пословицы и поговорки?
Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Осенняя пора – птицы со двора.
Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.
Предлагает вспомнить как листочки падали на землю и подвигаться под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь» Дети свободно двигаются в такт музыке.
Наблюдение за погодой, отмечаем состояние погоды на календаре, повторение условных обозначений.
Беседа о значении подкормки для зимующих птиц
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Устроив кормушки). Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек.
Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц.
Воспитатель: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края осенью?
Дети: Перелетные.
Педагог показывает иллюстрации «Перелетные птицы», вместе с детьми повторяет названия птиц.
Д/И «Кого не стало?»
Цель: развивать память, внимание.
Педагог показывает 3-4 картинки перелетных птиц, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают, какой птички не стало.
Подвижная игра «Птицы и осень»
Из играющих выбирают «осень». Остальные – «птицы». Каждый из детей говорит, какая он(она) птица. После этого игроки произносят такие слова:
«Птицы» (хором):
Осень, осень золотая,
Собираемся мы в стаи,
Улетаем в теплый край,
Говорим тебе: Прощай!
«Осень»:
Что ж! Счастливого пути,
Стайка быстрая, лети,
Вместе с юною весной
Возвращайся в край родной.
«Птицы» (хором):
Улетаем в теплый край,
Ты нас, осень, догоняй!
После этих слов «птицы» убегают, «осень» пытается их догнать.
Организация труда на площадке: очистка площадки от снега.


Приложенные файлы

Светлана Вовк
Конспект проведения прогулки в средней группе «Осень золотая, в гости к нам пришла»

Цель : конкретизировать и закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, расширять словарный запас, формировать умение видеть красоту осенней природы , совершенствовать двигательные навыки.

Задачи :

Образовательные :

Учить детей замечать изменения, происходящие осенью ;

Закреплять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, происходящих осенью ;

Учить детей на ощупь отыскивать и называть различные плоды;

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах;

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

Развивающие :

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;

Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас;

Развивать вестибулярный аппарат, координацию движений.

Воспитательные :

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать выдержку, дисциплинированность;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа : заморозки, перелетные, зимующие, спячка, желудь, каштан.

Предварительная работа : сбор природных материалов, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке , ведение календаря природы, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Оборудование и материалы : семена деревьев – клен и рябина; листья; плоды – шишки, желуди, каштаны; мешочек; кормушка для птиц; корм для птиц; венок из листьев; ободки для «птиц» ; корзинки; муляжи овощей и фруктов; выносной материал для свободных игр.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки : наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная деятельность, дидактическая игра, трудовая деятельность, игры различной подвижности.

Место проведения : территория участка.

Ход прогулки:

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой сегодня осенний денёк . Послушайте мою загадку :

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое?

Дети : Осень .

Воспитатель : Да, это осень . Кто знает стихи об осени , расскажите нам (дети рассказывают знакомые стихотворения)

Воспитатель : Ребята, какие приметы осени , вы знаете?

Ответы детей : Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, улетают птицы на юг, насекомые и животные готовятся к зиме.

Воспитатель : Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки . Деревья сбросили листву. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям, звери готовятся к спячке.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? Почему? Давайте подышим свежим, осенним воздухом .

Опытно-экспериментальная деятельность :

Воспитатель : Раздаю детям семена клена с крылышками и предлагаю их подбросить и проверить , смогут ли они летать. Такое же исследование проводим с нелетающими семенами (рябина) . Предлагаю сравнить летающие и нелетающие семена по весу : какие из них тяжелее? (далее идет обсуждение и делается вывод – тяжелые семена не могут летать, а легкие могут.

Дыхательное упражнение :

Положим листик на ладошку и подуем на него. У нас получился листопад.

Воспитатель : Давайте представим, что мы осенние листочки . Покажем, как они упали на землю.

Игра малой подвижности «Листопад»

Листопад, листопад, Дети кружатся на месте

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят. Присаживаются на корточки

Воспитатель : Утром я шла на работу и собрала по дороге плоды с разных деревьев, а с каких деревьев, забыла. Подскажите мне, с какого дерева плод.

Дидактическая игра «С какого дерева плод?»

Воспитатель : У меня есть волшебный мешочек, туда мы положим все плоды, и сыграем еще в одну игру.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Шишку, каштаны, желуди кладу в мешочек и предлагаю по очереди отгадать на ощупь разные плоды «Миша, опусти, пожалуйста, руку в мешочек и вынь шишку» и т. п.

Воспитатель замечает на дереве кормушку.

Воспитатель : Что это, ребята? (кормушка)

Для чего она нужна? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Какие птицы улетают в теплые края? (ласточки, утки, журавли)

Зачем они это делают? (исчезают насекомые, начинают замерзать водоёмы)

А какие птицы живут с нами круглый год? (воробьи, голуби,

Чем мы можем им помочь?

Давайте насыплем в кормушку корм и повесим её на место. Птицы скажут нам спасибо.

Воспитатель : Ребята, у меня есть интересная осенняя игра «Птицы и осень » . Давайте поиграем.

Подвижная игра «Птицы и осень »

Из играющих выбирают «осень » . Остальные – «птицы» . Каждый из детей говорит, какая он (она) птица. После этого игроки произносят такие слова :

«Птицы» (хором) :

Осень , осень золотая ,

Собираемся мы в стаи,

Улетаем в теплый край,

Говорим тебе : Прощай!

«Осень » :

Что ж! Счастливого пути,

Стайка быстрая, лети,

Вместе с юною весной

Возвращайся в край родной.

«Птицы» (хором) :

Улетаем в теплый край,

Ты нас, осень , догоняй!

После этих слов «птицы» убегают, «осень » пытается их догнать.

Воспитатель : А у меня есть еще одна интересная игра.

Подвижная игра «Кто скорее соберет»

Выбираются две бригады : овощеводов и садоводов (по два-три человека) . По сигналу (хлопку) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки (картинка «яблоко» , картинка «огурец» на корзинках). Выигрывает та бригада, у которой меньше ошибок. Игра продолжается с другими участниками.

Воспитатель : Ну что же, мои ребята, я думаю, мы славно потрудились, поэкспериментировали, увидели и рассказали об изменениях в природе, положили корм в кормушку, поиграли. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

Список использованной литературы :

1. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами » Пособие для педагогов дошк. учрежд. –М.: Мозаика-Синтез, 2008

2. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» . – М.: ТЦ Сфера, 2008

4. Вороневич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2008

5. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду . Младшая и средняя группы – М .: ТЦ Сфера, 2010

6. О. С. Ушакова «Придумай слово» - М.: ТЦ Сфера, 2009