Подводная лодка «Народоволец. Подводная лодка «Народоволец Период Великой Отечественной войны

Первенцы советского подводного судостроения создавались двухкорпусными, клёпанной конструкции. Для корпусных работ выделили высококачественную сталь из дореволюционных запасов, предназначавшуюся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и лёгких крейсеров типа "Светлана".Впервые в отечественном кораблестроении корпус подводной лодки разделялся переборками на водонепроницаемые отсеки. Главный балласт размещался в шести бортовых и двух концевых цистернах. Кроме того, имелись палубные цистерны для плавания в позиционном положении. Прочная рубка имела форму цилиндра (диаметр 1,7 метра) со сферической крышей и вначале крепилась к прочному корпусу на фланце и бортах, которые впоследствии заменили заклёпками. Цистерны главного балласта имели кингстоны с ручным приводом. Также впервые ЦГБ заполнялись водой самолётом через шпигаты, а не с помощью насосов, что позволило сократить время срочного погружения с 3 минут у дореволюционных подлодок типа "Барс" до 40 секунд. Управление клапанами вентиляции дистанционное пневматическое, но имелись местные ручные приводы. Внутри прочного корпуса размещались цистерны уравнительная и быстрого погружения, рассчитанные на давление 9 кг/кв.см. Некоторые балластные цистерны могли использоваться как топливные.

В качестве главных двигателей для надводного хода на первых двух подводных лодках установили дизели германской фирмы "MAN", закупленных якобы для первых советских тепловозов, на последующих корпусах стояли четырёхтактные шестицилиндровые компрессорные нереверсивные дизели 42-Б-6 отечественного производства той же мощности.

Между дизелем и гребным электродвигателем была установлена фрикционная коническая муфта "Бамаг", а между гребным электродвигателем и гребным валом - кулачковая муфта. Для достижения максимально возможной дальности подводного хода создали двухъякорный электродвигатель: один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся для экономического хода. Аккумуляторная батарея располагалась в герметичных ямах.

Носовые горизонтальные рули были складывающиеся, все рули имели как электрическое, так и ручное управление. В приводе вертикального руля применялась электрическая схема Вард-Леонарда, а горизонтальные рули управлялись с помощью контроллера. Вертикальный руль имел особенность: ось его баллера наклонили на нос на 7 градусов. Предполагалось, что при перекладке на борт он будет одновременно действовать и как горизонтальный, переложенный на погружение, благодаря чему можно удержать подлодку от всплытия на подводном ходу во время циркуляции. Однако, на практике, это предположение не оправдалось, и такие рули на отечественных подлодках больше не применялись.

Для всплытия из позиционного положения в крейсерское применялись воздуходувки низкого давления фирмы "Броун-Бовери" типа V4-03, производительностью 45 куб.метро в минуту. Главный водяной балласт помимо продувания воздухом низкого давления (нормальное всплытие) и высокого давления (аварийное всплытие) мог также откачиваться за борт главными осушительными насосами.

Подводные лодки получили на вооружение 533-мм торпедные аппараты, стреляющие сжатым воздухом, но самих торпед такого калибра в данный момент не существовало, поэтому применялись 450-мм торпеды. Стрельба осуществлялась через вставленные в аппараты специальные решётки.

Артиллерийское вооружение первоначально предполагалось из двух 102-мм орудий, расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед и за ограждением рубки. Однако, в ходе обсуждения проекта высказались опасения снижения боеспособности лодки из-за заливания орудий волной. После этого приняли решение носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а кормовое орудие - 45-мм полуавтомат также установить в ограждении рубки. Впоследствии выяснилось, что такое размещение носового орудия неудачно, так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте, особенно, при швартовках.

Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в 1939-1942 годах носовое орудие вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового мостика. Всё это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки.

Надводная непотопляемость обеспечивалась при плавании без топлива в балластных цистернах, при затоплении одного отсека прочного корпуса и прилегающей к нему одной цистерны главного балласта. Сферические переборки центрального поста и концевых отсеков (отсеков-убежищ) рассчитывались на давление 9 кг/кв.см. В качестве водоотливного средства использовался центробежный насос Р-130 производительностью 250 т/ч на глубине 9 метров и на глубине 85 метров - 25 т/ч. Кроме этого, имелись два трюмных насоса "Борец" производительностью 15 т/ч при давлении 9 кг/кв.см.

Впервые на отечественных подводных лодках реализовали целый комплекс технических решений, позволявших экипажу покинуть аварийную подводную лодку в подводном положении. Весь личный состав обеспечивался индивидуальными спасательными аппаратами и костюмами. Экипаж мог покинуть лежащую на дне лодку через торпедные аппараты, а также использовать шлюзовой камеры боевую рубку. Кроме того, носовой и кормовой выходные люки оборудовались опускаемыми тубусами. Это позволяло создать воздушную подушку под подволоком отсека и открыть люк для его покидания. Для связи с аварийной лодкой имелись два спасательных буя, отдаваемых изнутри корпуса. Предусматривалось продувание главного балласта водолазами, а также подача ими воздуха в отсеки. Лодка имела рымы для подъёма и шпигаты для прикрепления понтонов.

Д-2 «Народоволец»

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Д-2 «Народоволец» - (серия I, проект Д - «Декабрист» , заводской № 178) - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка . За период войны данная подводная лодка совершила четыре боевых похода. После войны, в 1946-1955 годах, лодка выполняла учебно-боевые задачи. С сентября 1994 является филиалом Центрального Военно-Морского музея.

Общие сведения

Д-2 «Народоволец» - пионер советского флота подводных лодок. Один из первых кораблей советской постройки и проектировки. Он принадлежал к подлодкам I серии , создателем которой был Борис Михайлович Малинин , в дальнейшем доктор технических наук, профессор, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, а так же лауреат Сталинской премии (1943 год).

Проектирование

В сентябре 1926 года, ещё до официального одобрения проекта рабочая документация была передана на завод № 189 в Ленинграде для начала производства. Корпуса кораблей производились из дореволюционных запасов стали высокого качества, предназначенных для производства линейных крейсеров типа «Измаил» и лёгких крейсеров типа «Светлана» . Создание подлодки было официально одобрено в морской программе 1926 года. Для проектной разработки было специально создано конструкторское бюро: «№ 4 Балтийского завода». Главными создателями проекта были К. И. Руберовский (позднее арестован и расстрелян) и Б. М. Малинин .

Описание конструкции

Период Великой Отечественной войны

  • В свой первый боевой поход лодка вышла только 23 сентября 1942 года. На следующий день Д-2 попала в противолодочной сеть установленную немцами и сильно ударилась о грунт, повредив вертикальный руль. Освободиться от сети удалось только через четыре часа; еще сутки ушли на ремонт повреждений. Д-2 не была атакована противолодочными средствами противника только потому, что погода не благоприятствовала их действиям.
  • Исправив повреждения, подводная лодка 29 сентября форсировала Финский залив и заняла указанный район у мыса Ристна.
  • Ночью 30 сентября Д-2 получила приказ сменить район патрулирования и утром 6 октября прибыла на позицию у острова Борнхольм, по пути 3 октября в районе маяка Хегбю атаковав конвой. Через минуту после выпуска торпед на Д-2 услышали взрыв, но зарубежных данных по результатам этой атаки нет. Советская сторона, со ссылкой на сообщение стокгольмского радио, претендует на потопление транспорта в 11 500 брт.Преследованию подводная лодка не подвергалась. Еще четыре атаки (7, 8, 10 и утром 14 октября) по транспортам противника Д-2 провела неудачно.
  • 7 октября Д-2 после выстрела вынырнула на поверхность. Транспорт, заметив торпеду, уклонился от нее. В зарубежных источниках данных по этой атаке нет. На следующий день был безуспешно атакован шведский транспорт «Гуннар».
  • 10 октября так же безрезультатно атакован пароход «Тимандара». Торпеда пускалась вслед уходящему судну.
  • Утром 14 октября в момент залпа субмарина из-за ошибки рулевого-горизонтальщика ушла на глубину.
  • Боевой счет был открыт вечером 14 октября, когда торпеда с Д-2 отправила на дно немецкий транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen) (4.090 брт) с грузом угля.
  • 19 октября 1942 года к югу от Треллеборга Д-2 вышла в атаку на конвой.Шведский паром «Конунг Густав V» сумел уклониться от торпеды, а паром «Дойчланд» (Deutschland) (2.972 брт), перевозивший отпускников норвежского легиона, получил попадание в корму. При взрыве погибло 24 человека, ранено 29 человек, судно ремонтировалось до февраля 1943 года. Корабли сопровождения конвоя безуспешно сбросили на подводную лодку 16 глубинных бомб.
  • 29 октября при возвращении на базу Д-2 в 10 милях восточнее острова Богшер была обнаружена силами ПЛО противника и в течение четырех часов преследовалась сторожевым кораблем, который сбросил на лодку 48 глубинных бомб.
  • В ночь на 7 ноября Д-2 благополучно прибыла в Кронштадт.
  • В 1943 году лодка в море не выходила. В свой следующий поход Д-2 отправилась только 2 октября 1944 года. Практически сразу же после выхода лодку начала преследовать череда поломок, продолжавшихся все время боевого патрулирования.
  • 6 октября 1944 года в результате неисправности вертикального руля Д-2 вынуждена была всплыть, и в течение получаса в светлое время суток она находилась в надводном положении, устраняя неисправность.
  • 8 октября в районе Либавы лодка неудачно атаковала транспорт.
  • 26 октября 1944 года Д-2 в районе маяка Паппензее атаковала конвой. По словам командира, он наблюдал гибель атакованного транспорта в перископ, но со стороны противника подтверждения успеха Д-2 нет. Корабли сопровождения контратаковали субмарину, сбросив на нее 5 глубинных бомб. Подводную лодку дважды ударило о дно, в результате чего вышел из строя вертикальный руль. Устранить повреждения в море было невозможно, и субмарине пришлось вернуться на базу. Результатом последней атаки многие отечественные источники называют уничтожение норвежского транспорта «Нина» (1.371 брт), который погиб на британской донной мине у датского города Орхус 27 октября 1944 года.
  • Следующий боевой поход прошел безрезультатно. Лодка трижды (23, 29 декабря 1944 и 3 января 1945 года) атаковала неприятеля, и, хотя командир заявил о потоплении 29 декабря 1944 года в районе Либавы транспорта, со стороны противника подтверждения этому нет.
  • День Победы Д-2 встретила в море, находясь в своем четвертом боевом походе. 18 мая 1945 года она благополучно вернулась на базу.
  • 9 июня 1949 года субмарина получила обозначение Б-2. 20 июня 1956 года лодка исключена из боевого состава, разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6.

Ф.И.О Годы службы
1 Воробьев Владимир Семенович 1 ноября 1928 - 1 октября 1929
2 Назаров Михаил Кузьмич 1 января 1930 - 26 января 1933
3 Рейснер Лев Михайлович 26 января 1933 - 13 июня 1937
4 Датченко Гавриил Григорьевич 13 июня 1937 - 17 мая 1938
5 Жуков Аркадий Алексеевич 24 июня 1938 - 1 сентября 1939
6 Зайдулитт Измаил Магигулович 29 октября 1939 - 25 ноября 1940
7 Линденберг Роман Владимирович 20 ноября 1940 - 14 сентября 1945
8 Александров Валентин Петрович 1945 - 1947
9

Д-2 на берегу. Идут последние работы по превращению корабля в музей.

Еще в далеком 1967 году группа подводников-ветеранов, написали письмо в редакцию газеты «Красная Звезда» с предложением переоборудовать Д-2 в музей. Но власти восприняли данную инициативу без должного энтузиазма. Результатом обращения ветеранов стала лишь установка мемориальной доски в передней части ограждения рубки корабля. Второй раз ветераны флота обратилась с подобной инициативой уже в 1977 году к тогдашнему Главкому Военно-Морского Флота, Адмиралу Сергею Георгиевичу Горшкову, но и в этот раз успеха не добились. В то время лодка все еще эксплуатировалась в качестве учебно-тренировочной станции для практической подготовки подводников. Внешний вид подлодки заметно изменился, основная часть оборудования находящегося внутри демонтировали. При переоборудовании были разгерметизированы балластные цистерны. Второй отсек субмарины был превращен в бассейн для водолазов, ограждение боевой рубки переделано в башню для имитации «столба воды», который преодолевали подводники при эвакуации из затонувшей подлодки. Лишь с третей попытки удалось установить Д-2 на пьедестал. В 1984 году в борьбу за подлодку включились специалисты ЦКБ морской техники «Рубин», Балтийский завод, командование Ленинградской военно-морской базы, объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ, Центральный военно-морской музей и другие организации. Судьба подводной лодки решалась на самом высоком уровне. 18 августа 1986 года было подписано постановление, разрешающее переоборудовать Д-2 музей. Подлодка Д-2 5 марта 1987 года исключена из списков окончательно. Начался капитальный ремонт и восстановление лодки. Д-2 оказалась в доке, где была проведена экспертиза корпуса и проверены опорные фундаменты. Было установлено, что корпус очень сильно проржавел, и подводная лодка с большим трудом удерживалась на плаву. Для дальнейшей работы с Д-2 был выделен плавучий док. Начались работы по восстановлению корабля. Было решено установить подводную лодку, с весом порядка 800 тонн, на берегу. Для этого был разработан специальный проект, в месте выхода был специально углублен фарватер. 8 июля 1989 года Д-2 была установлена в Шкиперском протоке неподалеку от площади Морской Славы в Санкт Петербурге, а 2 сентября 1994 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие филиала Центрального военно-морского музея – подводной лодки Д-2 «Народоволец». Ремонт Д-2 был завершен спустя восемь лет. На митинге присутствовали так члены экипажа подводной лодки «Д-2», участники Великой Отечественной войны: Г.П. Якупчик, Н.И. Купин, В.А. Дудкин, К.И. Радионов, С.С. Шахов и Б.П. Гущин. Сегодня на борту Д-2 открыта музейная экспозиция.

Питер | Подводная лодка Д-2 «Народоволец» | V и IV отсеки.

Продолжаем осматривать подводную лодку Д-2 «Народоволец». Сегодня на повестке пятый и четвертые отсеки. Несмотря на то, что пятый отсек необходим и там стоит важное оборудование, внешне он проигрывает четвертому - центральному посту лодки. В пятом у нас находятся четвертая группа аккумуляторов, маслянные цистерны и, сверху, жилое помещение старшин. В четвертом же у нас сосредоточено все управление лодкой: погружение и всплытие, управление по курсу и управление стрельбой. Так же находится зенитный перископ. Сверху отсека находится боевая рубка, откуда командир лодки управляет ею во время атаки (если атака происходит в подводном положении), используя боевой перископ.

Подписи к оборудованию я пишу по памяти и могу ошибаться. Если что, не стесняйтесь меня поправлять.

Краткое содержание предыдущих серий:
VI отсек
VII отсек
Краткая справка:
Большая дизель-электрическая торпедная подводная лодка I серии «Декабрист» была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 19 мая 1929 года. Вступила в строй 11 октября 1931 года. Главный конструктор серии Б. Д. Малинин.
При закладке получила имя «Народоволец». 21 августа 1934 года была переименована в Д-2. 7 августа 1956 года — переименована в УТС-6.

Подводные лодки I серии были двухкорпусными, клёпаной конструкции. В отличие от всех предыдущих типов русских лодок, прочный корпус «Декабристов» разделялся прочными водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, сообщающимися между собой лазами и быстрозадраивающимися дверьми.

I отсек (носовой): казённые части торпедных аппаратов (6), запасные торпеды к ним (6), торпедно-заместительная и дифферентная цистерны, погрузочный люк.
II отсек: первая группа аккумуляторов и радиостанция.
III отсек: вторая и третья группы аккумуляторов, над ними жилые помещения командного состава. Здесь же находились камбуз, кают-компания, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны.
IV отсек: был отведён под центральный пост с главным командным пунктом. Здесь же находились уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения. Сверху крепилась к прочному корпусу через специальный комингс прочная рубка цилиндрической формы.
V отсек: четвёртая группа аккумуляторов и масляные цистерны. Над аккумуляторами находилось жилое помещение старшин.
VI отсек: дизельный.
VII отсек: главные гребные электродвигатели с их станциями, казённые части кормовых торпедных аппаратов (2) без запасных торпед, торпедно-погрузочный люк и дифферентная цистерна.

Ссылки для изучения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Д-2
http://www.morskoe-sobranie.ru/?page=d2
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/d%20I/d-2/d-2.htm

23 фотографийи, общий вес 2,9 мегабайт


Эрдва-дэдва на самом деле не он, а корпус гирокомпаса.

«Телефон» явно более позднего периода.

Люк в дизельный отсек.

Люк задраен!


Сигнализация клапанов вентиляции и, кажется, станция погружения.

Торпедный телеграф.

Привод горизонтальный рулей. Помимо электрического управления из рубки, рулями аварийно можно управлять механически из первого и седьмого отсека.

Слева и справа указатели кормовых и носовых рулей. Между ними указатель тангажа лодки (я не знаю как это правильно называется в этом случаи. В авиации это тангаж). Внизу по центру два глубиномера. Точный до 40 метров и грубый до 160.

Переговорные трубы.

Место рулевого. Слева указатель положения руля, справа показометр гирокомпаса.

Общий вид. Сверху торчит зенитный перископ.

Зенитный перископ.

Щит сигнализации клапанов вентиляции.

Вид в сторону носа.

Люк в боевую рубку.

Станция погружения.

Слева указатель положения руля, справа показометр гирокомпаса.

В боевой рубке находятся повторители всех важных приборов и показометров. Что за экран с козырьком для меня загадка.

Повторитель гирокомпаса.

Боевой перископ. Он работает, в него можно посмотреть и покрутить различные ручки.

(с) Russos, 2007

Мемориальный комплекс «ПЛ Д-2 "Народоволец"» - это официальное название подводной лодки-музея, установленной в 1994 г. на вечную стоянку на Васильевском острове в С.-Петербурге. В принципе, "Народоволец" (или то, что от него осталось, об этом см. далее) - настоящий ветеран и одна из первых ПЛ советской постройки.


Так выглядела ПЛ Д-2 "Народоволец" 31 июля 1933 г., после перехода на Север. Видно, что орудие сначала было установлено в ограждении рубки:


Фото взято отсюда .

Интересные факты из жизни этой ПЛ и людей, с ней так или иначе связанных:
Официальная закладка ПЛ Д-2 (типа "Декабрист", I серии) состоялась на Балтийском заводе 5 марта 1927 г. На тот момент существовал лишь неполный комплект чертежей (т.н. "закладочный" - эскиз общего расположения, теоретический чертеж и чертежи средней части корпуса ПЛ без переборок, цистерн, надстроек и оконечностей), который был представлен в феврале. А сам проект был разработан менее чем за год - в 1926 г. на Балтийском судостроительном заводе для проектирования ПЛ было создано новое техническое бюро №4, которое возглавил Б. М. Малинин (работавший в своё время под началом И. Г. Бубнова - одного из первых проектировщиков и строителей ПЛ в России). В новом Техбюро №4 было всего 3 инженера, имевших опыт конструирования (но не постройки!) ПЛ, а также 4 чертёжника-конструктора.

Д-2 была спущена на воду 19 мая 1929 г. и вступила в строй осенью 1931 г. - с крупными недостатками (как и другие ПЛ этой серии). По традиции того счастливого времени, Б. М. Малинин внезапно оказался шпионом, контрреволюционером и, кроме того, организатором всех этих преступлений (ст. 58, пп. 6, 7 и 11). Он был сначала приговорён к ВМН, через некоторое время приговор был заменён на 10 лет лагерей. Сейчас в интернетах (и не только) можно встретить мнение, что так оно всё и было, что враги были везде - ну что ж, идиотам выход в интернет пока не запещён, будем мириться с этим фактом:) В результате Малинин был отправлен в "шарашку" при ГПУ ("Особое техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе") на том же Балтийском заводе. Там уже трудились и другие члены проектного коллектива, тоже заядлые шпионы, вредители и контрреволюционеры. В том же году постановлением ОГПУ срок был засчитан условно и Б. М. Малинин был освобождён из-под стражи, полный веры в справедливость молодой социалистической родины. Разумеется, никого не удивило, когда бывший шпион и вредитель Малинин получил в 1943 г. Сталинскую премию. От многих радостей сердце его износилось, и уже с 1940 г. он полностью перешёл на преподавательскую работу, а 27 сентября 1949 г., после своего пятого инфаркта, он скончался.

Но вернёмся к музею. ПЛ стоит на берегу, к ней пристроено небольшое вспомогательное здание, где так же размещена часть экспозиции и вспомогательные помещения типа гардероб и туалеты:


Когда до входа в музей оставалось каких-то 100 м, пошёл ливень, от которого меня не спасли ни зонтик, ни куртка. В итоге, преодолев эти метры, я зашёл в музей промокшим до нитки. Персонал оказался приветлив, зонтик поставили, а куртку - повесили на просушку. Техника (в составе телефона и часов) не пострадала. Наружние фотографии в итоге были сделаны уже после осмотра отсеков ПЛ, когда дождь уже прекратился.

Так выглядит окружение музея при довольно хмурой погоде. Самый конец апреля - трава уже зеленеет, но листьев ещё нет:

ПЛ типа "Декабрист" имели двойной корпус, клёпаной конструкции. Подлодки считались прочными, поскольку для их постройки была выделена сталь повышенного качества, изготовленная ещё до революции и предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Неплохую сталь делали при "прогнившем" царском режиме, однако! Впрочем, прочность оказалась подтверждена и практически - когда при дифферентовке (в 1938 г.) Д-2 нырнула ниже своей предельной глубины погружения - и обошлась при этом без каких-либо повреждений.

Часть элементов "лёгкого" корпуса держится на заклёпках, а часть - сварена:

Это следы восстановления ПЛ. "Восстановительный ремонт" начался в 1987 г. на Кронштадтском морзаводе, затем, в плавдоке, ПЛ была переведена на Балтийский завод. В 1989 г. основные работы по ремонту и восстановлению были закончены, и ПЛ была установлена там, где она и находится по сей день. Примечательно, что ПЛ была открыта для посещения лишь 2-го сентября 1994 г. - сказались "лихие 90-е". Кстати, на торжественном открытии подлодки-музея, среди прочих, присутствовал некто Путин В.В. - один из главных персонажей "лихих 90-х" в "бандитском Петербурге", если кто не знал или запамятовал:


В пристройке, сбоку от кассы и гардероба можно увидеть первые экспонаты музея:

Д-2 показывает, что у неё внутри:

Свинцово-кислотный аккумулятор марки 46-СУ. Напряжение 2 В, вес 650 кг. Ёмкость 1100 Ампер-часов. Для получения необходимого для электромотора напряжения их соединяли в группы по 112 аккумуляторов:

Обход ПЛ начинается с седьмого (кормового) отсека, в глаза сразу бросаются 2 кормовых торпедных аппарата (№7 и №8):


Любопытно, что 533 мм торпеда, которая должна была применяться на "Декабристах", к моменту постройки ПЛ Д-2 ещё не существовала - появилась она позже, а поначалу торпедные аппараты были оборудованы своего рода "переходниками" для старых 450 мм торпед.

Вид "в нос", виден люк в шестой отсек, внизу под настилом: один из двух электромоторов:

Ещё один вид седьмого отсека - он был электромоторный, жилой и торпедный. Так же там размещалась главная щитовая станция и аварийный буй:

При проектировании серии "Декабристов" значительное внимание было уделено безопасности экипажа. Так, был создан комплекс средств спасения для личного состава, ставший последствии стандартным: аварийные буи с телефонами для связи с поверхностью (в первом и последнем отсеках), тубусы для создания воздушной подушки при затоплении отсека, индивидуальные спасательные аппараты (ИСА), специальные наружние крепления для подъёма затонувшей ПЛ, наружние клапаны для продувания балластных цистерн и клапаны для подачи воздуха в отсеки с надводного корабля.

Шестой отсек - машинный, с двумя дизельными установками:


Отечественных дизелей такого класса тогда ещё не производилось, поэтому на первые две ПЛ этой серии установили немецкие, производства фирмы "МАН", проданные в качестве тепловозных, мощностью в 1100 л.с. Потом их скопировали и производили на Коломенском заводе им. Куйбышева под названием 42Б6.

Вид на машинный (шестой) отсек со стороны пятого:

Пятый отсек был жилым, так же в нём были размещены вспомогательные механизмы и часть аккумуляторов:

Четвёртый отсек - центральный пост, сосредоточение приборов управления кораблём и т.н. отсек-убежище. В трюме отсека был расположен погреб арт. боезапаса.

В ЦП так же находился "зенитный" перископ:

Над отсеком — боевая рубка (очень тесная) с перископом атаки:

Внутри рубки:

Третий отсек - аккумуляторный, присутствует кают-компания, каюты командира и комиссара.
Капитан (похожий, скорее, на штурмана) в раздумьях: "А не утопить ли нам комиссара?"

Кают-компания:

Под палубой, где раньше были аккумуляторы, теперь дополнительно размещены и информационные стенды (надо спуститься вниз по трапу):

Второй отсек: опять аккумуляторы, радиорубка, камбуз и гальюн.

Самое важное помещение на ПЛ:

Первый отсек (носовой) - самый большой отсек в ПЛ. Что логично - в нём расположены шесть носовых торпедных аппаратов вместе с боезапасом - ещё шесть запасных торпед:

На крышке торпедного аппарата №6 хорошо читается его производитель:

Ещё в первом отсеке находилось торпедопогрузочное устройство, носовой аварийный буй. В трюме теперь расположена оставшаяся часть инфостендов.
Современное оборудование музея - радиатор...

И котёл (справа).

Немного истории: начало войны Д-2 встретила в Ленинграде, где с 1939 г. стояла на ремонте. Было принято решение включить ПЛ в состав Балтийского флота. Первый боевой поход состоялся осенью 1942 г. и стал самым успешным для ПЛ. Всего за войну Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт "Якобус Фрицен" и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт "Нина", а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром "Дойчланд". В общем, результат значительно "выше среднего" для советского ВМФ. Одно преодоление минных полей в Финском заливе - для выхода на позиции - чего стоит...

После войны ПЛ продолжила службу на Балтийском флоте, в 1949 была переименована в "Б-2", а с 1956 г. использовалась в качестве учебно-тренировочной станции "УТС-6" для практической подготовки экипажей ПЛ. При этом, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована, а второй отсек был переделан в бассейн для водолазов. Внешний вид ПЛ так же изменился, т.к. боевая рубка была переделана для имитации "столба воды", который надо преодолеть при выходе из затонувшей ПЛ: