Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс). План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"


1. Духовное состояние общества

2. Просвещение

3. Наука

4. Литература

5. Живопись

6. Скульптура. Архитектура

7. Музыка, балет, театр, кинематограф


Духовное состояние общества

Серебряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский

«Серебряный век» протекал

с 1880 до 1920х годов


Просвещение

  • городские и сельские

начальные школы постепенно

вытесняли

церковно-приходское

образование;

  • росло число гимназий

и реальных училищ;

  • возросло количество

средних специальных

учебных учреждений;

  • к 1914 году в России действовало

более 100 высших учебных

заведений

Сельская школа начала XX века



Пётр Николаевич Лебедев

выдающийся русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы

Константин Эдуардович Циолковский

русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики

Николай Егорович Жуковский

(1847-1921 гг.)русский механик, создатель аэродинамики как науки

Чертеж первого космического корабля Циолковского


Иван Петрович Павлов

русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


Историки

С.Ф. Платонов

В.О. Ключевский

А.А. Корнилов

Философы

П.А. Флоренский

В.С. Соловьев

Н.А. Бердяев

С.Н. Булгаков


Литература

Горький М. Куприн А.И.

Толстой Л.Н.

Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно

Есенин С.А. Бунин И.А.


Литературные направления

СИМВОЛИЗМ

  • ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России
  • Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.

АКМЕИЗМ

  • акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова
  • Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.

ФУТУРИЗМ

  • направление в авангардизме. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши.
  • Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

Живопись

Реализм

Модерн

Направления

Авангард

Символизм


Реализм

Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

Представители: Репин И.Е., Суриков В.И.,

Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.

Суриков. Автопортрет. 1902




Модерн

Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К

Бенуа. Свадебная прогулка, 1906



Символизм

Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей

и миром вещей

Представители: Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А.

Врубель. Демон сидящий, 1890


Врубель. Жемчужина, 1904

Врубель. Автопортрет, 1904-1905


Авангард

Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству

Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н


Шагал.

Ворота еврейского кладбища, 1917 Прогулка, 1917-1918


Скульптура

Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Трубецкой П.П. Портрет С.Ю. Витте, 1901

Коненков Т.С. Мыслитель, после 1915

(модерн)


Архитектура

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)


Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (Модерн)

Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (Модерн)


Композиторы: Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В.

Певцы: Шаляпин Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.

Рахманинов С.В. Композитор

Шаляпин Ф.И. Певец


Мейерхольд В.Э. Режиссер

Станиславский К.С. Режиссер

Вахтангов В.Э. Актер


Представители: балетмейстеры Горский А.А., Петипа М.И. и артисты балета Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф.

Балерина А.Т. Павлова


Кинематограф

1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы

1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г.

Мозжухин И.И.


Культура начала XX века переживала необычайный расцвет.

Это был Серебряный век русского искусства.

Спасибо за внимание!!!

Тема урока: «Духовная жизнь Серебряного века».

Цель урока: п ознакомить учащихся с достижениями русской культуры начала XX века.

Задачи урока

  • Раскрыть основные направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века. Выделить особенности каждого направления.
  • Повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
  • Расширить кругозор, способствовать развитию эстетических качеств детей.

Оборудование: «солнце», «лучи», записи Рахманинова, свеча, портрет А.Блока, плакат «Представители художественного слова», энциклопедия «Русская живопись», картина «Девочка с персиками»В.Серова, портреты З.Н. Юсуповой(В.Серов), портрет княгини О.К.Орловой(Серов), Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня», Картина Врубеля «Царевна-лебедь», «особняк С.П.Рябушинского», « Ярославский вокзал В Москве», надписи «22 июня 1897 г., Ресторан «Славянский базар»,технологическая таблица, «чемодан», ватман.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Изучение новой темы

1. Работа по технологической таблице (Приложение 1 )

2. Вводная беседа о значении и месте культуры в историческом процессе.

Учитель: Культура во многом обусловливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Чтобы понять механизм влияния культуры на человека, попробуем прежде всего разобраться, «что такое культура». Что оно обозначает?
В Японии, услышав слово «культура» люди подумывают в первую очередь об оранжировке цветов. В США оно связано с понятием «культурное разнообразие». А вы о чем подумали, услышав слово «культура»? (Ответы детей.)
В России это понятие связывают с театром, музыкой или манерой поведения. Ныне существует более 250 определений культуры. Самое распространенное принадлежит американскому культур-антропологу Херсковицу, чьи слова мы взяли эпиграфом нашего урока:
«Культура…часть человеческого окружения, созданная самими людьми».
Как вы понимаете его слова? (Ответы детей)
В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в нашем сознании.
Культура всегда находиться в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. К резкому изменению культуры приводят войны, революции, экономические и общественные потрясения, переживаемые народом. Какие потрясения и изменения были в жизни россиян в начале XX века? Почему после таких потрясений происходит расцвет культуры? (Ответы детей)
Проведя исследования, такой процесс, взрыв накопленных эмоций, британский антрополог Джефри Горер образно связал с некоторыми чертами русского национального характера. По его мнению: «Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
В русском искусстве такая депрессия и кризис были после «Золотого века» русской культуры (это эпоха Пушкина, Некрасова), а в начале XX века после долгой депрессии снова происходит расцвет русской культуры, названный Серебряным веком.

3. Раскрытие сути социокультурного феномена Серебряного века и создание проблемной ситуации.

Вступая XX век Россия менялась. Менялся мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. У всех возникают растерянность, чувство надвигающей катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предки стали несостоятельными.
В развитии культуры в начале XX века сыграл и социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Почему период развития русской культуры в начале XX века назван Серебряным веком?

4. Решение проблемной ситуации. Анализ основных направлений культуры

Философские поиски

Философия, наука, литература, искусство искали ответ на не имевшие очевидных решений вопросы.
Ситуация в России в начале XX века стимулировала философские поиски, целью которых являлась выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теория народности» утратила свою ценность, поиски возглавила группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». В составе этой группы выделялись П.Б.Струве, С.А.Булгаков, А.И.Изгоев. в своих исканиях эти мыслители исходили из признания следующих положений: (Приложение 2 . Слайд)
Идеи «веховцев встретили дружную критику, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции всех направлений. Они считали, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. леворадикализм по своей сути не может решить поставленные задачи, т.к. в нем было очень много утопического, и разрушительного начала. Таким образом, общенациональная идея в первые десятилетия XX века так и не была найдена.

Наука и образование

В начале века наблюдался подъем образования: увеличилось число средних учебных заведений (гимназий, реальные училищ), выросло количество грамотных, были ликвидированы сословные перегородки. В 1913 году прошел первый Всероссийский съезд учителей, на котором, в частности, был поставлен вопрос о введении на национальных окраинах обязательного преподавания на родном языке. Развивается и высшее образование.

Конец XIX–начало XX века отмечены новыми достижениями в науке:

  • проводились исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев);
  • в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов);
  • была создана теория иммунитета (И.И.Мечников);
  • заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский);
  • разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский);
  • изобретено радио (А.С.Попов)

Плодотворно развивалась исследовательская деятельность в области металлургии, военного дела, географии, геологии, истории.

Литература

Выступает литературовед.

– Новая культура проявляется прежде всего в новом поэтическом слове.
В 20-е годы были величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. (Плакат «Представители художественного слова».)
Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры «человеческим садом»
Поэзия начала XX века – это множество литературных школ, групп, течений. В чем же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны.
Явлением в русской поэзии на рубеже веков был символизм. Символизм это движение романтиков, воодушевляемых философией идеализма, утверждающих, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства.
Символисты жаждали обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль, преображающую земное бытие.

Звучит музыка Рахманинова. Гаснет свет. Зажигается свеча на столике с портретом А.Блока.Чтение стиха «Вхожу я в темные храмы». Звучит романс на стихи Марины Цветаевой.

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия. Представители символизма: Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, Анненский, М.Цветаева, Добролюбов, Волошин, М.Горький, Замятин.
Мистические устремления символистов отрицали акмеисты. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе. Представители акмеизма: Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Чтение стиха А.Ахматовой «Молитва».

Футуристы вошли на литературную арену несколько раньше, чем акмеисты. Они объявили классику и всю старую литературу нечто мертвое, отжившее, не соответствующее современности. Футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество.

Стих Крученых: (на листе крупным планом)

Дыр бун щин
Уоещур
Окум
Р, л, зз

Музыка

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. На небосклоне загораются две звезды – Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Их творчество трудно отнести к какому-либо определенному течению, и это доказательство зрелости русской музыкальной культуры.
(Звучит музыка Рахманинова.)
Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. На творческий почерк композитора серьезное влияние оказал фольклор. После 1917 года он был вынужден жить за границей – США и Швейцарии. Россия для Рахманинова – идеальный образ, воспоминания о котором и питают душу и причиняют боль. Давайте вслушаемся в звуки рахманиновской музыки. Это – исповедь бесконечно одинокой души, ищущей понимания, мечущейся в жизненном хаосе. Музыкальный гений конца XIX – начала XX века – Сергей Рахманинов – один из немногих, остался верен классическим, реалистическим тенденциям.

Изобразительное искусство.

Выступают искусствоведы

1-й: На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Законодателем моды в живописи стал модерн. Он повлиял на творчество Константина Коровина, Валентина Серова. Сторонники нового стиля (Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере) объединились в творческом обществе «Мир искусства». Задача «мирискуссников» – привносить красоту в жизнь людей.

2-й: Искусство Валентина Александровича Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нем слышны отголоски многих живописных традиций: от реализма до импрессионизма и модерна. Сам же художник в юности довольно просто и ясно сформулировал одну их своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 году в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери С.И.Мамонтова Веры. Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей-живописцев – в мастерских (портреты З.Н. Юсуповой, портрет княгини О.К.Орловой). В 1899 году Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием он заинтересовался исторической темой и написал картину «Петр I».

1-й: В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в ней приняли участие 16 художников, тесно связанных с поэтами-символистами.

2-й: Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня». В этой картине, одной из замечательных, художник только с помощью символического понимания цвета выразил предчувствие больших перемен.

1-й: В начале XX века художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывающие, как правило, бурные дискуссии в прессе. Основные течения европейского искусства – фовизм, кубизм, футуризм, и другие – получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые уникальные варианты.

2-й: «Царевна-лебедь» один из наиболее поэтических женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Главной особенностью творческого метода Врубеля является слить в нерасторжимом единстве реального и фантастического.

Архитектура и скульптура

В начале XXвека на смену аклетизма в архитектуре и скульптуре пришел модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образом в скульптуре. С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, здания, банки и даже бани. Классическим образцом русского модерна считается особняк С.П.Рябушинского, построенный Шехтелем. В том же стиле в 1902–1904 годах перестроен Ярославский вокзал В Москве. В прошлом году я была в Москве. Через этот вокзал поехали в Пушкино. Постройка этого вокзала очень удивила меня и напоминала сказочный терем с башенками, украшенными резьбой по мотивам древнерусских былин.

Кинематография

Просмотр фильма «Иллюзион», созданного ученикам этого класса.

Историческая задача

22 июня 1897 г. Ресторан «Славянский базар».Выходят артисты и разыграют встречу в ресторане.
Что за встречу они разыграли? (Встреча драматурга и театрального критика Владимира Немирович Данченко и Константина Сергеевича Алексеева(псевдоним Станиславский)
Никто даже не мог предположить, что эта встреча откроет новую эру в искусстве сцены. После долгого разговора решено было организовать новый театр – художественный общедоступный театр. Современное название этого театра МХТ (Московский художественный театр). МХТ открыл для России А.П.Чехова. многие из вас слышали о системе Станиславского.

Вывод

– В начале XX века происходит небывалый расцвет русской культуры, появляются новые направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века и новые произведения искусства.

Ответ на проблемный вопрос урока

– Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?(в этом периоде рождаются новые жанры и тематика, происходит отказ от старого. Созидание нового, споры, бурления, великие тексты, удивительные тайны, сломанные судьбы, интригующие события – вот из чего состояла русская культура минувшего века.

III. Закрепление темы урока

– Как мы с вами видим, сегодня, культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Само понятие «Серебряный век» появилось в 60-х прошлого столетия, когда все крупнейшие представители культуры ушли из жизни. Авторами этого понятия являются Маковский и Николай Бердяев, которые в своих воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века» назвали так этот период. Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Не зря тему и план урока отобразили на доске «солнцем», так как искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне.
И хотя мы называем это «Серебряным», а не «золотым веком», может быть именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
И мы открываем эго для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого – счастья открытия и познания культуры «Серебряного век»
Какие достижения искусства и науки русской культуры начала XX века вы для себя открыли?

IV. Подведение итогов урока

Рефлексия

«Багаж» (Представьте, что до этого урока ваш чемодан был пуст. А что же в нем появилось после урока? Какой багаж вы собрали?)

– Спасибо всем за урок. Обратите внимание, на двери ватман, при выходе из класса оставьте свои пожелания, свою оценку занятий.

План изучения Состояние духовной жизни российского общества Состояние духовной жизни российского общества Образование, просвещение, наука. Образование, просвещение, наука. Литература Литература Скульптура Скульптура Живопись Живопись Архитектура Архитектура Театр и музыка Театр и музыка






Образование1897 год – Всероссийская перепись населения Средний уровень грамотности 21% Мужчины-29,3% Женщины- 13,1% высшее образование- 1% 16 высших технических учебных заведений Рост числа студентов Сер.90-х г. – 14 тыс.чел г. 35,3 тыс. чел 1911 год – право женщин на образование


Просвещение Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные общества дома общества дома Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф г. – 1263 газеты 1890 г. – 100 газет 1000 типог. 1,2 тыс. типографий 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек


Суворин Алексей Сергеевич Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно- художественного кружка» (1895). В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно- художественного кружка» (1895).


Сытин Иван Дмитриевич Российский издатель-просветитель. К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим в России.


«Иллюзион» - кино 1914 г. 400 кинотеатров г. снято 2 тыс. новых фильмов В.А. Старевич создал объемные мультипликации В.А. Старевич создал объемные мультипликации


НАУКАДостижения Д.И. Менделеев 1869 г. В.И. Вернадский - биохимия, Периодич. система хим. элем. биогеохимия, радиогеология А.Г. Столетов И.И. Мечников – микробиология, А.Г. Столетов И.И. Мечников – микробиология, законы фотоэффекта иммунология законы фотоэффекта иммунология И.П. Павлов – иссл. нервной И.П. Павлов – иссл. нервной системы системы И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования головного мозга» ультразвука головного мозга» ультразвука К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский- русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский- растений основы авиации растений основы авиации П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания


Павлов И.П.() В 1904году- удостоен Нобелевской премии за труды по высшей нервной деятельности


Мечников И.И В 1908 г. удостоен Нобелевской премии за исследования в области иммунологии


ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.О. Ключевский С.Ф. Платонов С.А. Венгеров история экономика литературоведение В.С. Соловьев Основы религиозного философского Ренессанса Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков Д.С. Мережковский Г.П. Федотов П.А. Флоренский развитие культуры философии этики


Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (1909 г). Н.А.Бердяев () С.Н.Булгаков () М.О.Гершензон () П.Б.Струве () С.Л.Франк ()


Литература Толстой Лев Николаевич Наиболее известные произведения «Война и мир» «Анна Каренина» «После балла» «Воскресенье»


Чехов Антон Павлович Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара


Бунин Иван Алексеевич В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни. В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни.


Ф. К. Сологуб З. Н.Гиппиус Д.Мережковский А. А. Блок Символизм - если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений подчас противоположных, разнонаправленных Символизм - если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений подчас противоположных, разнонаправленных


Акмеизм - провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.освобождениевозврат С. М. Городецкий Н. С. Гумилев А. А. Ахматова О. Э. Мандельштам


Футуризм - Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать "раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Елена Гуро В. Маяковский СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович)


Скульптура Трубецкой Павел Петрович Русский скульптор Представитель импрессионизма Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).


Андреев Николай Андреевич Российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России


Живопись Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. В живописи импрессионизма мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. В живописи импрессионизма мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.


Васнецов Аполлинарий Михайлович В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала


Исаак Ильич Левитан Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное".


Константин Алексеевич Коровин К.А. Коровин – самый яркий представитель русского К.А. Коровин – самый яркий представитель русскогоимпрессионизма. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз». Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».


Модерн (от фр. «современный») Зародился в конце XIX – начале XX в. Проявился в творчестве художников, входивших в группу «Мир искусства» (А.Н.Бенуа (), Е.Е.Лансере (), К.А.Сомов ()), а так же к этому стилю тяготели М.А.Врубель() и К.С.Петров-Водкин ().


А.Н.Бенуа Итальянская комедия Выезд на охоту Эскиз костюма к балету «Петрушка»


Е.Е.Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе Прогулка на молу


М.А.Врубель Демон сидящий Роза Воскресение Розы и лилии




Абстракционизм Характерные черты: Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. В.В.Кандинский (1866 – 1944) К.С.Малевич () Б.М.Кустодиев ()


Казимир Северинович Малевич Малевич Казимир Северинович (), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма.. Малевич Казимир Северинович (), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма..


Архитектура Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники.


Федор Осипович Шехтель Русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве. Русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве.




Евгений Багратионович Вахтангов Российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова. Российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова.
41 ШАЛЯПИН Федор Иванович Среди лучших партий Борис Годунов, Мефистофель, Фауста Иван Грозный. Он являлся Камерным певцом, режиссером, художником.


Заключение Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Слайд 2

Просвещение

Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

Слайд 3

Наука

В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

  • П.Н.Лебедев
  • Н.Е.Жуковский
  • Слайд 4

    В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

    • В.Ключевский
    • Н.Бердяев
  • Слайд 5

    • К.Э.Циолковский
    • С.А.Чаплыгин
    • В.И.Вернадский

    Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

    Слайд 6

    Нобелевские лауреаты

    • И.Мечников
    • И.Павлов

    И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

    Слайд 7

    Литература

    Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

    Слайд 8

    Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

    • А Ахматова
    • С.Гумилев
  • Слайд 9

    Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

  • Слайд 10

    Живопись

    Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст,Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.

    • В.Суриков «Боярыня Морозова»
    • И.Репин «И.Грозный и сын его»
  • Слайд 11

    В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

    • М.Врубель «Царевна Лебедь»
  • Слайд 12

    Скульптура. Архитектура.

    В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру IIIА.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова.

    • С.Коненков бюст Чехова.
  • Слайд 13

    В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

    • Гостиница «Метрополь»
    • Особняк Рябушинского
    • Ярославский вокзал
  • Слайд 14

    Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.

    В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов.

    • Композитор С.Рахманинов.
    • Певец Ф.Шаляпин
  • Слайд 15

    В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

    • К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»
    • Е.Вахтангов и одна из его ролей.
  • Слайд 16

    В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

    • Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г
    • Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.
  • Посмотреть все слайды

















    1 из 16

    Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс)

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

    № слайда 10

    Описание слайда:

    № слайда 11

    Описание слайда:

    В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    № слайда 13

    Описание слайда:

    В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    № слайда 15

    Описание слайда:

    В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры