Спрос на лакокрасочную продукцию. Куда чаще всего отправляем материалы? Как их классифицировать

Поисковые теги:

Сейчас перед нашими производителями и сбытовиками ЛКМ стоит очень ответственная задача: подхватить у зарубежных коллег «провисшие» ниши рынка


Сегмент лакокрасочных материалов - это целое «государство в государстве» строительных материалов. Лаки и краски используются везде: в быту, в промышленности, для работы по дереву, металлу, камню, пластику.

Современный рынок лакокрасочных материалов демонстрирует колоссальное разнообразие самых разных свойств красок и всевозможных художественных эффектов, которые можно создать с их помощью. В многообразии мира красок попыталась разобраться наш корреспондент.

Как их классифицировать

Безусловно, самый большой блок составляют архитектурные краски, которые используются для внутренних и внешних отделочных работ. Производители архитектурных красок сегодня решают крайне злободневную задачу: минимизировать вредные испарения летучих органических соединений из красочных консистенций. Достигается это за счет использования меньшего количества растворителей.

Вторую большую группу составляют индустриальные краски, представляющие собой защитные покрытия: антикоррозийные, морозоустойчивые, специальные покрытия при деревообработке и т.д. Кроме того, это краски для нанесения дорожной разметки, флюоресцентные краски, в которые добавляются специальные флюоресцирующие гранулы. Краски этих направлений в последнее время пользуются все возрастающим спросом.

Особняком стоят порошковые краски, которые используются только для окраски поверхностей в промышленных условиях. Порошковые красящие смеси применяются как в бытовом секторе - для окраски, например, всей белой бытовой техники, так и в промышленно-индустриальном - для окрашивания труб разного диаметра.

Наконец, по своей классификации краски делятся на водно-дисперсионные (когда в воде растворяется эмульсия полимера) и органо-растворимые (на основе растворителя).

Если же говорить собственно о краске, то она, как известно, состоит из связующего (полимера), растворителя (это может быть вода или органический растворитель), пигмента (например, диоксида титана) и наполнителя. Последний улучшает физико-химические свойства краски, за счет наполнителя достигается образование прочной и гладкой пленки на поверхности краски. Если состав краски качественный, то пленка не стирается и не трескается.

Дальше идут добавки, которые впрямую влияют на качество краски. Пеногаситель: при перемешивании в краску попадают пузырьки воздуха, образуется пена, и для того, чтобы выгнать воздух из смеси, как раз и используется пеногаситель. Загустители: они регулируют вязкость краски и пр. Добавки группы антипиренов придают краске огнезащитные и антикоррозийные свойства, а специальные стеклянные гранулы - свойства флюоресцирующие.

Достаточно серьезная проблема, с которой сталкиваются производители лакокрасочных материалов, - это стабильность цвета. Купив конкретную краску, чтобы, скажем, выкрасить стену, потребитель должен быть твердо уверен в том, что именно такой цвет он найдет в банке и завтра, и послезавтра. И здесь определяющую роль также играют добавки. К сожалению, отечественная промышленность выпускает крайне мало добавок для ЛКМ. Поэтому большую часть этих компонентов сегодня приходится покупать за рубежом.

Почуяв крупного российского производителя, китайцы демпингуют

Не секрет, что одними из основных поставщиков добавок для нашей ЛК-промышленности в последнее время стали азиатские страны - Китай, Корея, Индия.

Китай сейчас очень продвинулся в области строительной химии, - рассказала нам Ирина Булдыгина , коммерческий директор одной из фирм, занимающихся поставками сырья для производства лаков и красок из стран Азии. - Химическая промышленность здесь растет как на дрожжах. Смотришь и удивляешься: заводики, которые до недавнего времени представляли собой небольшую производственную площадку, буквально на наших глазах превратились в настоящих химических гигантов.

В чем секрет успеха китайских производителей? - поинтересовались мы у Ирины.

В Китае огромный рынок сбыта, он-то и стимулирует производство, - ответила наша собеседница. - Например, в Поднебесной выпускают краску для самолетов, морских судов, и все это крайне востребовано на внутреннем рынке. У нас же потребности в такого рода красках гораздо меньшие в силу того, что объемы строительства гражданских судов несравнимы с китайскими. А раз рынок «съежился», предпосылок для развития тех же ЛКМ маловато.

Кроме того, по словам Ирины Булдыгиной, если уж создавать у нас какие-то «громкие» производства, они должны быть конкурентны с теми же китайскими и по цене, и по качеству. А на поверку что получается? Как только китайцы понимают, что появился крупный производитель в России, их «ответ Чемберлену» прост: демпинг! И демпинговать наши коллеги могут достаточно продолжительное время - настолько долго, что у начинающего отечественного производителя появляются все предпосылки для разорения.

Стоит ли ожидать падения рынка ЛКМ

Несмотря на негативные тенденции в экономике последних месяцев, производители лакокрасочных материалов и поставщики сырья для ЛКМ надежды на лучшее не теряют.

Статистика вроде бы отмечает некоторое падение сбыта ЛКМ, - констатирует генеральный директор компании «Русские краски» (г. Ярославль) Валерий Абрамов . - Но говорить о том, что рынок ЛКМ стагнирует, думаю, неправильно. Здесь все время что-то происходит.

По словам нашего собеседника, при анализе различных сегментов рынка лакокрасочных материалов хорошо видно, что везде ситуация разная.

Есть ниши, которые, действительно, имеют тенденцию к падению, - поясняет топ-менеджер одной из старейших российских компаний. - Это, например, все, что связано с дорожной разметкой. Общеизвестно, что расходы на дорожное строительство в этом году урезали где-то на 20%. Следовательно, и потребление краски у дорожников снизится примерно на столько же.

Если же говорить о лакокрасочной «индустриалке» в целом, то здесь, по словам Валерия Абрамова, безусловно, стоит ожидать некоторого падения. Инвестиционная активность в строительстве упала - а значит, стройка будет потреблять меньше металлоконструкций, которые, как правило, окрашиваются. Соответственно, машиностроительные предприятия также получают меньшее финансирование, поэтому и здесь может быть провал.

Может «просесть» и рынок порошковых красок, поскольку сегодня из соображений экономии многие компании-потребители переходят на жидкие краски. Правда, теплится надежда, что достаточно скоро начнется строительство крупного газопровода («Турецкий поток»). Он потребует колоссального количества труб, и они, по словам нашего эксперта, будут окрашиваться преимущественно красками отечественных поставщиков.

Вряд ли стоит надеяться и на рост спроса в сегменте бытовых красок. Делая покупки, население сейчас очень осторожно тратит свои сбережения. А вот сектор авторемонта, по мнению Валерия Абрамова, продемонстрирует стабильность. Машины ремонтировали, ремонтируют и будут ремонтировать. А значит, и красить.

Ряд экспертов рынка ЛКМ сходятся во мнении, что сейчас у отечественных производителей и сбытовиков очень ответственная задача: подхватить у зарубежных коллег те ниши рынка, которые по каким-то причинам «провисли». В это непростое время многие импортеры не смогли вовремя сориентироваться и обеспечить потребителя всем необходимым. А тут вот он - локальный (то бишь наш, местный!) производитель. Так сказать, собственной персоной.

Умирать никто не собирается - все намерены выжить

А вот у меня ощущение, что объемы производства лакокрасочных материалов снизятся не сильно, - признался управляющий химическим бизнесом группы компаний «Единая Торговая Система» Григорий Балмасов . - Правда, импортные поставки, тут я согласен, упадут значительно.

Поэтому местным производителям сейчас самое время задуматься над тем, куда они двигаются и какую дорогу выбирают, считает эксперт.

Это ведь не первый кризис на нашей памяти, и мы всегда как-то находили выход из положения, - напоминает наш собеседник. - Поэтому в нашей подотрасли, собственно, никто умирать не собирается - все намерены выжить и остаться на плаву.

Григорий Балмасов отмечает ценовые тенденции в отношении ЛКМ: за рубежом цены на лакокраску часто даже снижаются за счет перехода на более дешевые сырье и материалы, а у нас в России из-за девальвации курса рубля цены на импортные ЛКМ, понятное дело, растут, причем весьма бурно.

Впрочем, с точки зрения здравого смысла, по мнению эксперта, вряд ли стоит ожидать чего-то катастрофически драматического.

Отечественные ЛКМ тоже подорожают

К слову, о ценах. Сейчас везде только и слышно: импортозамещение, импортозамещение! Пока в сегменте ЛКМ это худо-бедно работало. Существовали какие-то «удешевляющие» программы, которые нужно было закрыть в конце года. Ряд производителей экспериментировал с латексом: меняли импортный на российский. Естественно, цены за счет этого снижались, и довольно значительно.

Но тенденция к снижению цены за счет импортозамещения, думаю, не сохранится, - прогнозирует Олег Кузин , генеральный директор компании «Акрилан» (г. Владимир). - И в итоге отечественные цены сравняются с импортом - здесь никаких иллюзий быть не должно. Причина проста: наши производители и поставщики российского сырья тоже не хотят терять деньги. И если на внешнем рынке за счет девальвации рубля сегодня можно хорошо зарабатывать на экспорте, то и на внутреннем никто не захочет продавать продукцию значительно дешевле.

В общем, как полагает Олег Кузин, в сегменте производства ЛКМ программа импортозамещения пока еще окончательно не «созрела». Сами по себе призывы переходить на все отечественное - это замечательно. Но когда речь идет о коммерческих интересах, то тут все складывается не по велению сердца, а по законам рынка. А коммерческий интерес подсказывает: цены на отечественное также придется повысить.

Хочешь остаться на рынке - «обезвредь» свою краску

Вот тут жалуются на падение спроса. А у нас аншлаг! - рассказала на недавней конференции в рамках выставки «ИНТЕРЛАКОКРАСКА-2015» представительница крупного отечественного производителя лакокрасочных материалов. Причем секрет здесь, по ее словам, прост: предприятие, которое она представляет, сделало ставку на продвижение более дорогих, но и более качественных материалов. И выиграло! Те, кто раньше пользовался импортными декоративными красками и привык к высокому европейскому качеству, теперь выбирает премиальный отечественный бренд. У нашего производителя цены чуть-чуть пониже, а качество - почти европейское. Словом, богатые сейчас тоже считают деньги.

Ведущие российские предприятия сейчас решают проблему снижения в краске доли вредных летучих веществ, - сообщилаконсультант крупной компании-дилера, продающей краски непосредственно в магазины. - Поэтому предпочтение отдается безопасным акриловым краскам на водной основе. Но у акриловых красок есть один недочет: они менее прочные, чем алкиды. Поэтому химики-лакокрасочники сейчас работают над тем, чтобы придать акриловым краскам прочность алкидов.

Как рассказала наша собеседница, в Германии производство уже чуть ли не на 90% переведено на акрил. И даже те производители, которые издавна выпускали эмали, сегодня переходят на водные краски.

Чтобы выделиться, нужно быть разным

Еще один важный момент, над которым работают лакокрасочники, - ассортиментная линейка. Если хочешь выделиться на рынке, она должна быть широкой. Поэтому ведущие предприятия строительной химии стараются выпускать практически весь комплекс красок. Индустриальных (антикоррозийных, «разметочных»), флюоресцентных, архитектурных, с различными художественными эффектами (например, с «молотковым» эффектом, когда краска наносится как бы мазками), витражных (красок по стеклу), красок-кракле (со состаренным эффектом) и даже красок для иконописи.

Нас, например, очень интересуют необычные, эксклюзивные краски, - рассказывает представитель дилера. - Например, краски для досок, на которых можно писать мелом (школьные доски, доски для меню в ресторанах). Еще одна ниша - краски для иконописи. Они тоже должны быть особыми: потребители здесь очень требовательные и к качеству краски, и к ее маркировке.

Словом, проблем в лакокрасочной отрасли много. Впрочем, как и везде. Но проблемы эти, убеждены производители и поставщики ЛКМ, вполне решаемы.

Елена МАЦЕЙКО

Фото korabley.net, polihim-voronezh.ru, r93.ru, vseokraskah.net

В начале зимы на рынке лакокрасочных материалов России объемы предложения значительно превышают спрос. Объемы продаж продолжают снижаться. Более того, сокращение реализации происходит весьма непропорционально по регионам. Сейчас максимальная активность потребителей отмечается в ЦФО страны. В СЗФО объемы реализации несколько ниже, чем в центре РФ. На всей остальной территории России спрос очень низкий. Более того, сейчас даже в ЮФО продажи очень низкие. Это стало результатом того, что в 2011 году в этом районе слишком ранние заморозки, и, следовательно, продажи уменьшились.

В декабре спрос на лакокрасочные материалы в России сезонно низкий. Причем в последний месяц года сокращаются продажи лакокрасочных материалов всего ассортиментного ряда. Потребители декоративных материалов и ЛКМ промышленной группы резко снижают объемы закупок перед новогодними праздниками. Падение активности компаний, закупающих ЛКМ промышленного назначения, будет отмечаться во второй половине декабря. Как правило, период низкого спроса на эти материалы продолжается до середины января. А затем объемы закупок растут. Вероятно, январь 2012 года не станет исключением.

Продажи ВД ЛКМ незначительные

Объемы продаж водно-дисперсионных ЛКМ, начиная со второй половины ноября, стали уменьшаться. И сейчас – в декабре – объемы сбыта этой группы ЛКМ минимальные а на рынке востребована краска только для внутренних работ. ЛКМ для наружной отделки не пользуются спросом вследствие сезонности использования этой продукции. Сейчас максимальные объемы ВД ЛКМ приходятся на крупные города центрального и северо-западного регионов страны. В более отдаленных от центральной части России районах объемы продаж водной краски очень низкие, причем реализуются преимущественно базовые марки ВД ЛКМ для внутренних работ. Вопреки тому, что спрос на ВД ЛКМ в целом достаточно низкий, в ЦФО объемы сбыта этой группы материалов выше, чем в начале декабря прошлого года. Во всех остальных регионах страны реализация ВД ЛКМ соответствует показателям прошлого года.

Невысокий спрос стал причиной того, что поставщики краски не стали менять его стоимость, и сейчас, ВД ЛКМ реализуются по ценам ноября. Более того, несмотря на то, что поставщики этой группы ЛКМ сократили поставки еще в октябре, на рынке сохранился профицит. И поэтому во второй половине прошлого месяца поставщики продукции начали предоставлять скидки при реализации некоторых позиций ассортиментного ряда, представленного на российском рынке. Дисконтная программа распространяется на ту продукцию, запасы которой на складах значительны. В целом же прайсовые цены до начала следующего года не изменятся.

На рынке ЛКМ на кондсмолах РФ цены стабильны

На российском рынке ЛКМ на конденсационных смолах объемы продаж после резкого снижения в октябре установились на стабильных показателях в середине ноября. Но при этом они демонстрируют очень низкие отметки. Спрос на органорастворимую краску в региональном разрезе более устойчивый, чем других групп ЛКМ. Даже сейчас в отдаленных от центральной части РФ регионах алкидную краску приобретают частные лица. В центральных регионах страны объемы реализации этой продукции хоть и демонстрируют нисходящую динамику, тем не менее остаются достаточно высокими. Более того, в отличие от отдаленных регионов, спросом пользуется краска, расфасованная не только в потребительскую, но и в промышленную тару.

Тем не менее спрос, отмечающийся на рынке в это время на рынке, не способствовал ликвидации профицита на рынке страны. Оздоровить рыночную ситуацию не помогло даже резкое сокращение производства этой группы продукции осенью. Поскольку сезон закончился, объемы продаж вряд ли вырастут до конца года, и на рынке этой краски сохранится профицит.

Описание

Маркетинговое исследование `Рынок ЛКМ в России - 2017. Показатели и прогнозы` содержит комплексный анализ российского рынка ЛКМ и прогноз развития рынка до 2021 года по негативному, инерционному и инновационному сценарию.

Выдержки из исследования:
- Российский рынок ЛКМ в последние годы показывает отрицательный тренд.

- В структуре рынка ЛКМ в 2016 году внутреннее производство превышало объем импортных поставок в раз, а сальдо торгового баланса было отрицательное и составляло т.
- Лучшие производственные показатели показывает Московская область с объемом выпуска продукции, составляющим 223,1 тыс.т. продукции.
- Лидером по импортным поставкам в 2016 году является Польша (более 17%).
- Большую часть продукции российских экспортеров покупает Казахстан (более 37%).

Период исследования:
2012-2016 гг., 2017-2021 гг. (прогноз)

Производители ЛКМ:
В отчете содержатся данные по российским производителям ЛКМ: ООО `ТИККУРИЛА`, ЗАО `САН КЕМИКЭЛ` , ЗАО `ЭМПИЛС` , ООО `БАСФ ВОСТОК` , ЗАО `АКЗО НОБЕЛЬ ДЕКОР` , ЗАО `НПК ЯРЛИ` , ООО `ЛАКРА СИНТЕЗ` , ОАО `РУССКИЕ КРАСКИ` , ООО `ПЕТРОКОМ - ЛИПЕЦК` , ООО `АКЗО НОБЕЛЬ ЛАКОКРАСКА`

Единицы измерения:
Количественные показатели в отчете рассчитаны в тоннах, стоимостные - в долларах

География исследования:
Российская Федерация и регионы РФ, страны мира

Развернуть

Содержание

АННОТАЦИЯ ОТЧЕТА

СПИСОК ТАБЛИЦ, ГРАФИКОВ, ДИАГРАММ И СХЕМ

1. ПОКАЗАТЕЛИ ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Выручка от продаж продукции

Себестоимость продукции

Прибыль от продаж продукции

Рентабельность продаж продукции

Рентабельность активов

Численность работников

Среднемесячная заработная плата

2. КЛЮЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛКМ

Объем рынка ЛКМ в России в 2012-2016 гг., [тонн]

Сравнение производства и импорта на российском рынке ЛКМ в 2012-2016 гг., [тонн]

Сальдо торгового баланса рынка ЛКМ в России в 2012-2016 гг., в натуральном [тонн] и стоимостном [тыс.долл] выражении

3. ПРОИЗВОДСТВО ЛКМ В РОССИИ

Динамика объемов производства ЛКМ в России в 2012-2016 гг., [тонн]

Распределение производства ЛКМ по федеральным округам РФ, [%]

ТОП регионов РФ по объемам производства ЛКМ в 2016 г., [тонн]

Структура российского производства ЛКМ по регионам РФ, [%]

Полные данные объемов производства ЛКМ по всем регионам РФ в 2012-2016 гг., [тонн]

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ЛКМ В РОССИИ

Общие производственные мощности по выпуску ЛКМ в России в 2012-2015 гг., [тонн]

Распределение общих производственных мощностей ЛКМ по ФО в России в 2012-2015 гг., [тонн]

Уровень загрузки производственных мощностей по выпуску ЛКМ в России в 2012-2015 гг., [%]

Уровни загрузки производственных мощностей ЛКМ по ФО в России в 2012-2015 гг., [%]

5. ВЕДУЩИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОТРАСЛИ В РОССИИ

6. ЦЕНЫ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЛКМ

Динамика цен российских производителей ЛКМ по месяцам в 2012-2016 гг., [руб/кг]

7. РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА ЛКМ В РОССИИ

Динамика розничных цен ЛКМ в России по месяцам в 2012-2016 гг., [руб/кг]

Полные данные по розничным ценам ЛКМ по всем регионам РФ в 2012-2016 гг., [руб/кг]

8. ИМПОРТ ЛКМ В РОССИЮ

Динамика российского импорта ЛКМ в 2012-2016 гг.

Структура российского импорта ЛКМ по регионам получения в РФ, [%]

Цены импорта ЛКМ в Россию по регионам получения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

Доли крупнейших стран в российском импорте ЛКМ, [%]

Цены импорта ЛКМ в Россию по странам происхождения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

9. ЭКСПОРТ ЛКМ ИЗ РОССИИ

Динамика российского экспорта ЛКМ в 2012-2016 гг.

В стоимостном выражении, [тыс.долл]

В натуральном выражении, [тонн]

Структура российского экспорта ЛКМ по регионам отправления, [%]

Цены экспорта ЛКМ из России по регионам отправления в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте ЛКМ, [%]

Цены экспорта ЛКМ из России по странам назначения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

10. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ

Выручка от продаж продукции, произведенной в России, в 2012-2016 гг., [руб]

Себестоимость продукции, произведенной в России, в 2012-2016 гг., [руб]

Валовая прибыль от продаж продукции, произведенной в России, в 2012-2016 гг., [руб]

11. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛКМ

Прогноз объема рынка ЛКМ в России в 2017-2021 гг., [тонн]

Негативный сценарий

Инерционный сценарий

Инновационный сценарий

Прогноз соотношения производства и импорта на российском рынке ЛКМ в 2017-2021 гг. в натуральном выражении

Прогноз сальдо торгового баланса рынка ЛКМ в 2017-2021 гг., [тонн]

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ TEBIZ GROUP

Развернуть

Иллюстрации

Список графиков:

1. Динамика объема рынка ЛКМ в России в 2012-2016 гг., [тонн]
2. Сальдо торгового баланса рынка ЛКМ в России в 2012-2016 гг., в натуральном [тонн] и стоимостном [тыс.долл] выражении
3. Динамика объемов производства ЛКМ в России в 2012-2016 гг., [тонн]
4. ТОП регионов РФ по объемам производства ЛКМ в 2016 г., [тонн]
5. Динамика общих производственных мощностей по выпуску ЛКМ в России в 2012-2015 гг., [тонн]
6. Динамика уровня загрузки производственных мощностей по выпуску ЛКМ в России в 2012-2015 гг., [%]
7. Динамика цен российских производителей ЛКМ по месяцам в 2012-2016 гг., [руб/кг]
8. Динамика розничных цен ЛКМ в России по месяцам в 2012-2016 гг., [руб/кг]
9. Динамика российского импорта ЛКМ в 2012-2016 гг., [тыс.долл]
10. Динамика российского импорта ЛКМ в 2012-2016 гг., [тонн]
11. Динамика российского экспорта ЛКМ в 2012-2016 гг., [тыс.долл]
12. Динамика российского экспорта ЛКМ в 2012-2016 гг., [тонн]
13. Выручка от продаж продукции, произведенной в России, в 2012-2016 гг., [руб]
14. Себестоимость продукции, произведенной в России, в 2012-2016 гг., [руб]
15. Валовая прибыль от продаж продукции, произведенной в России, в 2012-2016 гг., [руб]
16. Прогноз объема рынка ЛКМ в России в 2017-2021 гг., [тонн]
17. Прогноз сальдо торгового баланса рынка ЛКМ в 2017-2021 гг., [тонн]

Список диаграмм:

1. Сравнение производства и импорта на российском рынке ЛКМ в 2012-2016 гг., [тонн]
2. Распределение производства ЛКМ по федеральным округам РФ в 2014 г., [%]
3. Распределение производства ЛКМ по федеральным округам РФ в 2015 г., [%]
4. Распределение производства ЛКМ по федеральным округам РФ в 2016 г., [%]
5. Структура российского производства ЛКМ по регионам РФ в 2014 г., [%]
6. Структура российского производства ЛКМ по регионам РФ в 2015 г., [%]
7. Структура российского производства ЛКМ по регионам РФ в 2016 г., [%]
8. Структура российского импорта ЛКМ по регионам получения в РФ в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
9. Структура российского импорта ЛКМ по регионам получения в РФ в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
10. Структура российского импорта ЛКМ по регионам получения в РФ в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
11. Структура российского импорта ЛКМ по регионам получения в РФ в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
12. Структура российского импорта ЛКМ по регионам получения в РФ в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
13. Структура российского импорта ЛКМ по регионам получения в РФ в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
14. Доли крупнейших стран в российском импорте ЛКМ в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
15. Доли крупнейших стран в российском импорте ЛКМ в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
16. Доли крупнейших стран в российском импорте ЛКМ в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
17. Доли крупнейших стран в российском импорте ЛКМ в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
18. Доли крупнейших стран в российском импорте ЛКМ в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
19. Доли крупнейших стран в российском импорте ЛКМ в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
20. Структура российского экспорта ЛКМ по регионам отправления в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
21. Структура российского экспорта ЛКМ по регионам отправления в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
22. Структура российского экспорта ЛКМ по регионам отправления в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
23. Структура российского экспорта ЛКМ по регионам отправления в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
24. Структура российского экспорта ЛКМ по регионам отправления в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
25. Структура российского экспорта ЛКМ по регионам отправления в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
26. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте ЛКМ в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
27. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте ЛКМ в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
28. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте ЛКМ в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
29. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте ЛКМ в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
30. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте ЛКМ в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
31. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте ЛКМ в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
32. Прогноз соотношения производства и импорта на российском рынке ЛКМ в 2017-2021 гг. в натуральном выражении

Развернуть

Таблицы

1. Выручка химической отрасли и ее секторов в России в 2012-2015 гг., [млрд.руб]
2. Темпы роста выручки химической отрасли и ее секторов в России в 2013-2015 гг., [%]
3. Себестоимость продукции химической отрасли и ее секторов в России в 2012-2015 гг., [млрд.руб]
4. Темпы роста себестоимости продукции химической отрасли и ее секторов в России в 2013-2015 гг., [%]
5. Прибыль от продаж продукции химической отрасли и ее секторов в России в 2012-2015 гг., [млрд.руб]
6. Темпы роста прибыли от продукции химической отрасли и ее секторов в России в 2013-2015 гг., [%]
7. Рентабельность продаж в химической отрасли и ее секторах в России в 2012-2015 гг., [%]
8. Рентабельность активов в химической отрасли и ее секторах в России в 2012-2015 гг., [%]
9. Численность работников в химической отрасли и ее секторах в России в 2012-2014 гг., [%]
10. Среднемесячная заработная плата в химической отрасли и ее секторах в России в 2012-2014 гг., [%]
11. Сводные показатели рынка ЛКМ в России в 2012-2016 гг., [тонн]
12. Полные данные объемов производства ЛКМ по всем регионам РФ в 2012-2016 гг. , [тонн]
13. Структура размещения производственных мощностей ЛКМ по ФО в России в 2012-2015 гг., [тонн]
14. Уровни загрузки производственных мощностей ЛКМ по ФО в России в 2012-2015 гг., [%]
15. Рейтинг производителей отрасли в России по выручке от продаж в 2015 г., [руб]
16. Рейтинг производителей отрасли в России по прибыли от продаж в 2015 г., [руб]
17. Рейтинг производителей отрасли в России по рентабельности продаж в 2015 г., [%]
18. Рейтинг регионов РФ с наибольшими и наименьшими розничными ценами ЛКМ в 2016 г., [руб/кг]
19. Полные данные по розничным ценам ЛКМ по всем регионам РФ в 2012-2016 гг., [руб/кг]
20. Импорт ЛКМ по регионам получения в РФ в 2014 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
21. Импорт ЛКМ по регионам получения в РФ в 2015 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
22. Импорт ЛКМ по регионам получения в РФ в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
23. Цены импорта ЛКМ в Россию по регионам получения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
24. Импорт ЛКМ в РФ по странам мира в 2014 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
25. Импорт ЛКМ в РФ по странам мира в 2015 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
26. Импорт ЛКМ в РФ по странам мира в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
27. Цены импорта ЛКМ в Россию по странам происхождения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
28. Экспорт ЛКМ по регионам отправления из РФ в 2014 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
29. Экспорт ЛКМ по регионам отправления из РФ в 2015 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
30. Экспорт ЛКМ по регионам отправления из РФ в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
31. Цены экспорта ЛКМ из России по регионам отправления в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
32. Экспорт ЛКМ из РФ по странам мира в 2014 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
33. Экспорт ЛКМ из РФ по странам мира в 2015 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
34. Экспорт ЛКМ из РФ по странам мира в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
35. Цены экспорта ЛКМ из России по странам назначения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
36. Прогноз объема рынка ЛКМ в России в 2017-2021 гг., [тонн]

Защитные покрытия находят широкое применение в разных отраслях промышленности, и в каждом сегменте есть свои ключевые факторы, влияющие на развитие рынка. Однако есть общие макроэкономические показатели, воздействующие на рынок, к которым относятся: государственная политика в области инвестиций в развитие инфраструктуры, мировые цены на нефть, газ, металлы, гармонизация мировых нормативно-правовых требований и местных законов, ресурс эксплуатации и требования по охране окружающей среды, налагающие ограничения, например, на материалы для защиты от коррозии.

В мировом потреблении индустриальных ЛКМ по-прежнему доминируют органоразбавляемые материалы, занимающие 81% рынка из них: 36% со средним и 45% с высоким сухим остатком. Далее следуют водно-дисперсионные материалы (15%) и порошковые краски (4%).

Хотя рынок продолжает двигаться в сторону водно-дисперсионных и не содержащих тяжелые металлы ЛКМ, традиционные краски все еще находят место в продуктовом портфеле компаний.

По данным недавнего маркетингового исследования компании Frost & Sullivan «Стратегический анализ защитных и судовых покрытий и рынок смол», в 2013 г. доход от продажи защитных и судовых ЛКМ составил 2,03 млрд долларов в Северной Америке и 2,40 млрд долларов в Европе. По прогнозу, к 2017 г. эти показатели возрастут и достигнут 2,40 и 2,72 млрд долларов соответственно. Основное влияние на этот рост окажут оффшорные предприятия по добыче нефти и газа.

Поскольку защитные ЛКМ широко используются для окраски хранилищ и танкеров для нефти и газа, а добытые из более глубоких скважин эти продукты обладают повышенной коррозионной активностью, требования к техническим характеристикам покрытий многократно увеличиваются. А с другой стороны, государственные органы надзора принуждают собственников объектов использовать высококачественные и экологически безопасные ЛКМ. Поэтому перед разработчиками этих материалов стоит трудная задача – увеличения стойкости покрытий и уменьшения содержания растворителей и других вредных веществ, влияющих на окружающую среду. Наилучшую защиту обеспечивают эпоксидные и полиуретановые материалы, в некоторых случаях по-прежнему используют алкиды. В судовых материалах большое значение имеют противообрастающие ЛКМ, в производстве которых применяют акриловые и фторсиликоновые смолы. Лидирующие позиции на мировом рынке защитных покрытий удерживают компании AkzoNobel, PPG, Jotun и Hempel.

У российских производителей судовых и защитных покрытий есть надежда, что власти обратят внимание на отчет Счетной палаты и примут соответствующие меры. По итогам проверки использования средств на господдержку внутреннего водного транспорта в России степень износа речного транспорта достигает 83%. Согласно отчету, удельный вес пригодных к эксплуатации гидротехнических сооружений составляет 24%. Большинство действующих на внутренних водных путях России судоходных гидротехнических сооружений были введены в эксплуатацию 50–70 лет назад.

В последние годы на рынок индустриальных ЛКМ в сильной степени влияли неопределенность экономики и нестабильный спрос, но в некоторых сегментах, например в сельхозмашиностроении и строительной технике, есть признаки роста. Совершенно очевидно, что мировое потребление энергии будет расти, а это потребует расширения сопутствующих структур, например трубопроводов, что открывает радужные перспективы на ближайшие 5–10 лет.

Хотя стоимость покрытия обычно невысока и составляет 2–10% от стоимости всего изделия, это первое, что видит потенциальный покупатель, и если покрытие повреждено, все изделие требует ремонта или замены.


Источник: Frost & Sullivan

Рассмотрим некоторые сектора промышленности.

Автомобильная промышленность

Этот сектор характеризуется высокой конкуренцией и локализацией производств. Конкуренция будет усиливаться из-за дальнейшей консолидации и вхождения новых игроков на развивающиеся рынки.
Прогнозируется, что к 2020 г. 15 компаний обеспечат 80% мирового выпуска. Локальное производство автомобилей будет расти следующими темпами: 60 млн шт. в 2010 г., 80 млн к 2015 г. и 90 млн к 2020 г.

В России, по данным Discovery Research Group, на рынке автомобильных ЛКМ существует большое количество товарных групп. В связи с этим ни дистрибьюторы, ни потребители не могут выделить пустующие ниши. По их мнению, сейчас чаще появляются новые бренды, а не новые материалы. Отсюда можно сделать вывод, что рынок автомобильных ЛКМ еще не достиг своей зрелости и есть место для будущего роста и насыщения.

Мировой рынок авторемонтных ЛКМ продолжает расти. Традиционные нитроцеллюлозные и алкидные ЛКМ естественной сушки все еще применяются в Китае и Индии. Однако возрастающее внимание к охране окружающей среды вынуждает использовать ЛКМ с низким содержанием ЛОС и шире использовать водоразбавляемые материалы.

По мнению аналитиков российского автомобильного рынка, в частности рынка автоэмалей, о его развитии можно судить по емкости автосервисов различных сегментов. В настоящее время продолжается развитие рынка ЛКМ B-сегмента (бюджетные краски), начавшееся в кризисный период. Однако рост продаж новых автомобилей, ремонтом которых занимается преимущественно дилерский сегмент авторемонтного бизнеса, по-прежнему дает стимул для роста сегмента ЛКМ класса «премиум».

Рыночные доли автоэмалей А-, В- и С-сегментов составили в 2012 г. 25, 45 и 30% соответственно, по данным агентства Discovery Research Group. По мнению экспертов, рынок автомобильных ЛКМ до сих пор выходит из кризиса, в будущем есть потенциал роста его объема, который будет вызван увеличением потребления ЛКМ премиум и среднего сегмента.

В грунтовочных и базовых конвейерных ЛКМ используются сложные комбинации пигментов, поскольку цветовой гамме уделяется повышенное внимание.

Материалы, применяемые в окраске мотоциклов мало чем отличаются от конвейерных и авторемонтных ЛКМ. Для окраски небольших двухколесных моделей в основном служат однотоновые органоразбавляемые акрилмеламиновые ЛКМ и почти не используются водоразбавляемые материалы. На дорогие модели наносят два слоя базовой краски и верхнее прозрачное покрытие, особенно широко распространены металлики и перламутры.

Органоразбавляемые ЛКМ горячей сушки в основном акриловые, полиэфирные, или гибридные – акрилполиэфирные. Они отверждаются меламином или блокированным изоцианатом. Водоразбавляемые ЛКМ базируются на акриловых или полиуретановых дисперсиях, сшиваемых меламином или блокированным изоцианатом в случае горячей сушки, или на связующих воздушной сушки. В качестве финишных прозрачных покрытий в основном используют органоразбавляемые ЛКМ, поскольку водные материалы пока не соответствуют требуемому внешнему виду.

В окраске грузовиков и автобусов происходят изменения. Хотя большинство их комплектующих сделаны из металла, быстро развивается, особенно в США и Европе, тенденция использовать композиты и пластмассу.
Лакокрасочная индустрия может ожидать положительные сдвиги от перехода с металла на пластмассу в ближайшие 10 лет. Установлено, что детали из пластмассы потребляют около 40% от общего потребления ЛКМ для стандартных кабин, в зависимости от модели.

Железнодорожный транспорт

По прогнозу PRA на 2015 и 2020 гг. рынок подвижного состава будет расти, а вместе с ним и потребление ЛКМ. Основанием для такого утверждения служат претворение в жизнь проектов по улучшению инфраструктуры, замена устаревшего парка вагонов и локомотивов, модернизация железных дорог на локальных рынках. Например, в России и США требуется замена грузовых вагонов, которые служат более 30 лет. Эти две страны также планируют вводить в оборот высокоскоростные поезда. Наиболее широко используемой системой покрытий для вагонов является двухкомпонентная эпоксидная грунтовка, на которую наносят двухкомпонентное полиуретановое покрытие. Некоторые спецификации требуют нанесения промежуточного грунтовочного слоя, на который опять-таки наносится двухкомпонентное полиуретановое покрытие.
Финишное покрытие может быть однослойным, а если требуется защита от граффити, на пигментированное покрытие сверху наносится прозрачное.

В промышленно развитых странах для снижения веса вагонов используют более легкие, чем сталь, металлы. Доля алюминия, используемого в транспортных средствах, находится в районе 30%. В Северной Америке использование алюминия позволило повысить грузоподъемность грузовых вагонов и увеличить пропускную способность железных дорог на 25%. А в России опыт внедрения алюминиевых сплавов для производства кузовов грузовых вагонов пока оказался неудачным. Единичные попытки создания опытных полувагонов на ОАО «НПК «Уралвагонозавод» и ОАО «ВАСО» не увенчались успехом. Но специалисты над этим работают и надо быть готовыми к тому, что для окраски подвижного состава придется использовать ЛКМ для цветных металлов.
По материалам журнала «ЛКМ Лакокрасочные материалы и их применение»