Внутренний аудит процесса управления персоналом. Аудит системы управления персоналом в крупной компании

Все ли у нас хорошо? Сколько нам нужно поставить за работу - "пятерку" или "троечку"? Наверное, зависит от того, как оценивать работу менеджера по персоналу и по каким критериям. Есть ли у нас проблемы, работаем ли в соответствии с планом, достигаем ли целей, правильно и оптимально ли работаем, и вообще, те ли задачи мы перед собой ставим? На эти вопросы должен ответить пока еще экзотический для нашей страны аудит функции управления персоналом организации.

Аудит функции (системы) управления персоналом - это процесс анализа системы управления персоналом компании с целью выявления проблем и определения путей их решения, поиска возможностей повышения результативности и эффективности работы компании.

Кому нужен аудит?

  • В первую очередь нам - тем, кто работает в сфере управления человеческими ресурсами - для того, чтобы развиваться, видеть свои проблемы и вовремя их решать;
  • Не меньше он нужен топ-менеджеру для контроля над нами и тем, чем мы занимаемся;
  • И, естественно, он нужен всем нашим внутренним клиентам - персоналу, с которым мы работаем.

Практика проведения аудита в различных компаниях отличается: его могут проводить сами же сотрудники службы управления персоналом, руководители компании или привлеченные эксперты (консультанты). Последние дают наиболее незаинтересованную, независимую, но иногда и наименее качественную информацию, поскольку они не всегда способны достаточно глубоко вникнуть в то, что творится в компании - не все в компании документируется и не вся документация соответствует действительности. Аудит проводится периодически - раз в несколько лет, раз в год или раз в квартал, в зависимости от того, насколько динамично развивается компания.

Цели аудита:

  1. Определить соответствие системы управления персоналом целям компании - способствует ли система достижению целей?
  2. Определить оптимальность работы системы - не тратим ли мы слишком много времени, денег и усилий на достижение этих целей? Есть ли проблемы, ошибки, злоупотребления?
  3. Оценить работу функции и отдельных исполнителей - да-да, и нас тоже!
  4. Найти пути оптимизации системы управления персоналом и определить перспективы развития.

Как определить соответствие?

  • Сравните ключевые факторы успеха компании, ее стратегию и принципы, описанные в кадровой политике;
  • Сравните стратегию и сформулированные ценности компании с критериями отбора персонала - если мы стремимся стать N1 в отрасли или регионе, отбираем ли мы самых лучших? Если для компании важна гибкость, инновативность, инициативность, предъявляем ли мы эти требования при отборе персонала;
  • Сравните цели и провозглашенные ценности компании с системой стимулирования: стимулируем ли мы предприимчивость, новые идеи или платим за "присутствие на работе с 9 до 18?
  • Проанализируйте все, что Вы делаете, определите последствия - желаемые ли это последствия для компании и направлены ли они на достижение целей компании?

Как определить оптимальность?

С помощью бенчмаркинга - сравнения себя с коллегами, соседями, региональными, отраслевыми и мировыми лидерами. Сравните свои временные и финансовые затраты на отбор, обучение, аттестацию с затратами конкурентов.

Как оценить работу?

Нашу работу оценить довольно сложно: мы ничего не продаем и не производим. В то же время следующие критерии помогут нам в этом:

  • Организационная эффективность - если компания достигает целей, успешно работает и не имеет проблем - значит, и мы работаем хорошо, если же компания не успешна и в работе много проблем - значит и наша работа тоже неэффективна;
  • Денежный критерий - вписываемся ли мы в рамки утвержденных бюджетов, экономим ли мы для компании деньги, оптимально ли мы расходуем деньги компании (в сравнении с компаниями-бенчмарками);
  • Временной критерий - "все ли мы делаем вовремя" - выполняем ли мы наши планы, а также сколько времени у нас уходит на выполнение той или иной работы. Здесь нас тоже можно сравнить с предприятиями-бенчмарками;
  • Подробный количественный критерий - нашу работу тоже можно измерять количеством обслуженных внутренних клиентов, количеством принятых на работу или уволенных, количеством проведенных интервью, опубликованных мемо, проведенных тренингов или совещаний, показателями текучести кадров. Иногда количественные критерии показывают эффективность работы - например, соотношение количества проведенных интервью и количеством принятых на работу;
  • Бенчмаркинговый критерий - просто сравниваем себя с компанией-бенчмарком - ТАК ли мы выполняем функции и лучше мы или хуже их по выбранным количественным показателям;
  • Достижение поставленных целей - если перед нами ставятся или мы перед собой ставим цели, соответствующие критериям "СМАРТ", значит, цель является измеримой, то есть уже содержит в себе какую-то меру, по которой можно оценивать достижение цели. Например, если мы должны были принять на работу 10 человек и приняли 10, мы достигли цели, а если приняли 8, то мы достигли цели на 80%;
  • Оценка эффекта - даже если не была сформулирована СМАРТ-цель, все наши действия имеют какой-то результат, по которому они могут оцениваться. Если в результате проведенного тренинга для торговых агентов объем продаж компании вырос на 1,5%, мы можем оценить эффект от обучения, если в результате изменения системы стимулирования текучесть персонала уменьшилась с 22% в год до 3%, мы тоже можем оценить эффект от нашей работы;
  • Реакция или оценка стейкхолдеров - наверное, самый важный критерий, так как все мы работаем с внутренними клиентами. С помощью этого критерия мы оцениваем нашу работу по ее восприятию нашими внутренними клиентами (работниками, менеджерами), по их удовлетворенности, наличию жалоб, отзывам и т.п.

Как видим, ничего необычного и сложного в аудите функции управления человеческими ресурсами нет. Причем, проводить аудит могут и должны все, в том числе, и малый бизнес, иногда даже не имеющий такой штатной единицы, как менеджер по персоналу.

С целью выработки эффективных решений при аудиторской проверке системы управления персоналом необходимо исследовать весь спектр управленческих функций. Ключевые направления аудита по базовым функциям системы управления персоналом представлены в таблице 9.2.

Таблица 9.2

Функции системы управления персоналом Содержание аудита системы управления персоналом
Отбор и набор персонала Оценка эффективности методов профотбора и набора персонала. Оценка деятельности рекрутских фирм для набора персонала. Оценка применяемой стратегии набора персонала. Стоимость набора, отбора, направления сокращения затрат. Оценка эффективности сотрудничества с профилирующими учебными заведениями и службами трудоустройства.
Профориентация и трудовая адаптация Оценка эффективности используемых методов проведения профориентационной работы, увеличение числа конфликтов среди персонала, оценка числа увольняемых сотрудников, отработавших короткий период. Оценка результатов адаптационных мероприятий.
Обучение и развитие персонала Анализ целей развития персонала общестратегическим целям организации. Анализ применяемых форм обучения. Оценка эффективности обучения. Исследование продолжительности обучающих программ.
Карьеропродвижение персонала и работа с кадровым резервом Анализ системы карьеропродвижения, оценка применяемых моделей карьерного роста. Анализ ведущих управленческих должностей и потенциала менеджмента. Анализ кадрового резерва. Наличие системы планирования деловой карьеры. Анализ наличия схем замещения должностей.
Мотивация и стимулирование персонала Анализ структуры мотивов персоналов. Формы и методы стимулирования, взаимосвязь с результативностью труда и потребностями сотрудников. Политика предприятия в области стимулирования персонала.
Продолжение табл. 9.2
Организация труда Оценка условий труда, состояния нормирования, формируемые направления совершенствования организации труда, организация рабочего места, применение современных тенденций в области организации труда.
Оценка персонала Методы оценки персонала. Регулярность проведения оценки и качество получаемых результатов. Использование результатов оценки при принятии управленческих решений в области развития организации, переподготовки, карьеродвижении, мотивации.
Формирование кадровой стратегии в области персонала Оценка существующей стратегии в области кадров. Оценка преемственности стратегических, тактических и оперативных целей развития.
Персонал-маркетинг и планирование Оценка имеющихся кадровых ресурсов. Определение будущих потребностей в кадрах для всех подразделений предприятия. Оценка плановых мероприятий по наращиванию кадрового потенциала. Проверка и корректировка штатного расписания, обоснование новых требований к должностям.


Аудит персонала последовательно проходит следующие этапы, рисунок 9.1.

На подготовительном этапе. Происходит формализация самой идеи аудиторской проверки системы управления персоналом. Также рассчитывается предполагаемая эффективность для организации, подбирается состав участников – аудиторов, намечаются сроки, охват и объект проверки. После определения целей, задач, сроков и состава исполнителей проводится общий инструктаж. Утверждается план сбора информации и программы рассмотрения анализируемой информации.

2. Сбор информации


Рис. 9.1. Этапы аудита системы управления персоналом предприятия

На этапе сбора информации. Происходит проверка предоставленной документации и уже имеющейся отчетности. Производится мониторинг, анкетирование, беседы с сотрудниками – объектами аудита. На данном этапе также происходит предварительная обработка статистических данных, необходимых данных статистической отчетности. Вырабатываются критерии аудита системы управления персоналом (рисунок 9.2). Целесообразно применение специальных программных продуктов.


Рис. 9.2. Критерии аудита системы управления персоналом

На этапе обработки и анализа информации. Информация, полученная на предыдущем этапе обрабатывается и заносится в специально разработанные формы, таблицы, формируются графики. При наличии специального ПО автоматически, при помощи ранее сформированных алгоритмов, осуществляется анализ данных о системе управления персоналом. На данном этапе следует проводить сопоставление полученных результатов с данными по ведущим предприятиям. Также исследуется соответствие применяемых нормативов мировым стандартам.

На этапе обобщения и предоставления результатов аудита. Формируется итоговый материал, включающий отчет о результатах анализа аудиторской проверки. В формируемом отчете рассматриваются пути совершенствования системы управления персоналом, улучшения существующих процедур управления и применяемой документации. Помимо оценки системы управления персоналом проводится анализ эффективности самого аудита с позиции произведенных временных и финансовых затрат, затрат человеческих ресурсов. Особую сложность на заключительном этапе представляет объективность оценки, поскольку зачастую аудит проводится силами сотрудников предприятия.

Контрольные вопросы по теме 9

1. Что такое аудит персонала?

2. Какие виды аудита системы управления персоналом Вы знаете?

3. В чем заключается анализ кадрового потенциала организации?

4. Определите особенности процесса аудита персонала?

5. Назовите критерии аудита системы управления персоналом организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время подготовка бакалавров в области управления не является полной без детального изучения вопросов, связанных с управлением человеческими ресурсами организации. Девиз советского времени, согласно которому «кадры решают все», остается актуальным и на сегодняшний день. Человеческие ресурсы являются главным и самым ценным активов любой организации. Несмотря на некоторые противоречия, существующие в науке и практике управления, лишний раз доказывают интерес к проблемам управления человеческими ресурсами.

Рассмотрение отдельных аспектов управления человеческими ресурсами и определение направлений решения имеющихся проблем в этой области невозможно без переосмысления отечественного опыта и изучения зарубежного опыта с целью формирования принципиально новой системы управления человеческими ресурсами современной организации.

Применение инновационных подходов в управлении человеческими ресурсами будет способствовать эффективности управления отдельными направлениями кадровой работы и повышению эффективности функционирования организации в целом.

И. С. Богданович, Е.Г. Осташенко

Структура центров затрат и ответственности сетевого предприятия

Таким образом, для целей регулирования системы учета и калькулирования полной себестоимости энергии, полезно отпущенной потребителю, электросетевое предприятие должно организовать аналитический учет с выделением следующих групп аналитических счетов - центров ответственности: ВН (110кВ и выше), СН (6-35 кВ), НН (0,4 кВ).

Достоинством и преимуществом внедрения управленческого учета является то, что он направляет производственно-хозяйственную деятельность непосредственно на оптимизацию процесса и на выполнение задач предприятия, развивает сферу собственной компетенции там, где это возможно, контролирует, управляет, координирует и стимулирует деятельность предприятия, подготавливает стратегию предприятия и обеспечивает ее осуществление.

Е.А. Вишневская

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, г. Москва

It is unquestionable that human resources management influence the efficiency of organization on the whole. In it’s turn a condition of organization efficiency is an adjusted operating control system. Audit as one of the controlling forms is the socially necessary institution which provides the independent nature of the controlling.

Неоспорим тот факт, что деятельность по управлению персоналом влияет на эффективность организации в целом. В свою очередь, условием эффективности организации является налаженная система текущего контроля.

Аудит как одна из форм контроля выступает в качестве общественно необходимого института, обеспечивающего независимый характер контроля. Наибольшее распространение аудиторская деятельность получила в финансовой сфере, где аудиторы осуществляют проверки бухгалтерской или финансовой отчётности, платёжно-расчётной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Однако метод аудита может найти своё применение не только в финансовой сфере. О прогрессивном характере эволюции аудита свидетельствует то, что происходит усложнение и расширение аудиторских услуг. Это находит выражение, например, в развитии экологического и управленческого аудита. Последний представляет собой всеобъемлющий аудит в масштабах экономического субъекта.

В рамках управленческого аудита особое место занимает аудит персонала. Объективная потребность в развитии подобных услуг обусловлена усложнением системы управления персоналом на предприятиях и возрастающей ролью «человеческого фактора» в системе производства. Другой предпо-

© Е.А. Вишневская, 2003

Аудит персонала в системе управления организацией

сылкой развития аудита персонала является необходимость выживания организации в условиях жёсткой конкурентной борьбы. Деятельность персонала - наиболее значимый при этом фактор, так как именно люди делают работу и позволяют организации существовать и развиваться.

Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.

Так что же такое аудит персонала? Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает буквально «он слышит». Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учёта даёт следующее определение аудита: «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определённому критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям». В трудовой сфере аудит не является новой идеей, однако его определение ещё не устоялось и находится в развитии.

В ряде европейских стран аудит в трудовой сфере носит название «социальный аудит». В странах Северной Америки используется термин «аудит человеческих ресурсов»: «Комплекс услуг по систематическому, формализованному и обширному осмотру (оценке) системы управления персоналом организации», «Оценка осуществляемой в организации деятельности по управлению персоналом».

В отечественной литературе новейшие работы в области аудита персонала принадлежат специалистам кафедры управления человеческими ресурсами РЭА им. Г.В. Плеханова. Доктор экономических наук, профессор Ю.Г. Одегов даёт такое определение понятия: «Аудит персонала - это периодически проводимая экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающая систему мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности организации использования трудового потенциала и регулированию социально-трудовых отношений».

Поскольку в России аудиторская деятельность практически ограничена финансовой сферой, целесообразно привести основные характеристики аудита персонала в сравнении с аудитом финансовым (см. таблицу). Управление персоналом в современной организации представляет собой сложную систему, состоящую из различных элементов. Деятельность по управлению персоналом может осуществляться на стратегическом, функциональном и линейном уровнях. Поскольку управление персоналом в организации должно быть единым, аудит персонала призван удовлетворять и долгосрочные интересы высшего руководства, и более специфичные и краткосрочные потребности специалистов по управлению персоналом и линейных руководителей. Поэтому аудит персонала должен осуществляться с точки зрения трёх уровней: стратегического, функционального и линейного.

Стратегический уровень - аудит выявляет степень согласования политики управления персоналом с целями организации, её глобальной стратегией. Осуществляется по инициативе высшего руководства организации. Аудиторы изучают стратегию организации путём интервьюирования руководителей, просмотра бизнес-планов, выявления внутренних и внешних факторов управления. Проводится всесторонняя оценка окружающей фирму среды, сильных и слабых сторон, рисков и возможностей.

Операционный уровень - проверка деятельности функционального подразделения по управлению персоналом. Аудит должен охватить главные функции отдела человеческих ресурсов:

■ планирование персонала;

■ отбор и найм;

■ обучение и ориентация;

■ развитие карьеры;

■ оценка исполнения;

■ трудовые отношения;

■ работа администрации (зарплата, компенсации, социальные льготы и пр.)

Управленческий уровень - предполагает проверку соответствия деятельности линейных руководителей со стратегической и функциональной деятельностью в области управления персоналом. Аудит должен раскрыть ошибки таким образом, чтобы можно было предпринять корректирующие действия. Особенно важным является согласованность их с действующими законами.

Таким образом, метод аудита призван служить решению проблем управления персоналом. Он позволяет сформировать целостную картину состояния эффективности системы управления персоналом. Выгоды для организации от аудита персонала следующие: аудит даёт представление линейным менеджерам о вкладах их подразделений в успех фирмы; формирует профессиональный образ менеджеров и специалистов отдела человеческих ресурсов; помогает прояснить роль отдела человеческих ресурсов, что приводит к большей стабильности внутри фирмы; раскрывает проблемы и гарантирует согласованность с различными законами.

Е.А. Вишневская

Сравнение основных характеристик финансового аудита и аудита персонала

Критерии Финансовый аудит Аудит персонала

Определение Аудиторская деятельность, аудит -предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных пред-принимателей1 Аудит персонала - это периодически проводимая экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающая систему мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности организации использования трудового потенциала и регулированию социально-трудовых отношений

Цель аудита Установление в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» достоверности финансовой и бухгалтерской отчётности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормам законодательства РФ Повышение эффективности функционирования системы управления персоналом

Задачи аудита На основе предоставленной информации дать заключение о достоверности или недостоверности финансовой отчётности экономического субъекта Нахождение проблем в области управления персоналом; обеспечение соответствия требуемых результатов, объема и направлений осуществляемых усилий по управлению персоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий

Функции аудита Поставщик достоверной (проверенной) финансовой информации пользователю; гарант финансовой деятельности экономического субъекта Контроль эффективности системы управления персоналом; диагностическое исследование системы управления персоналом для принятия управленческих решений

Объект аудита Финансово-экономическая деятельность экономического субъекта Объектом аудита персонала является персонал (труд) организации как социотехнической системы. Конкретизируется объект аудита персонала в форме системы управления персоналом

Предмет аудита Методы работы проверяемого экономического субъекта и его персонала, а также основные характеристики деятельности экономического субъекта Эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации или эффективность системы управления персоналом

Методы Фактическая проверка, подтверждение, документальная проверка, наблюдение, опрос, аналитические тесты, выборка, экспертная оценка Интервью, анкетирование, анализ документов, сравнение, экспертные оценки, статистические методы, МВО подход

Правовое регулирование Указы Президента РФ, законы; нормативные акты правительства; документы Комиссии по аудиторской деятельности; документы Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ Регулируется на уровне внутриведомственных инструкций и положений

Эти выгоды объясняют увеличение интереса к аудиту персонала во многих странах. К сожалению, российские предприятия значительно отстают от западных в применении современных методов управления персоналом. В то же время аудит в России - самый молодой среди аудита других стран

Аудит персонала в системе управления организацией

мира, и его становление характеризовалось целым рядом трудностей: отсутствием законодательной базы, методических материалов, научной литературы, квалифицированных кадров и пр. Тем не менее весьма вероятно, что в скором времени аудит персонала на отечественных предприятиях как универсальный метод исследований станет такой же необходимостью, как и аудит финансовый. Большая роль при этом будет принадлежать руководителям организаций, которые осознают важность подобных услуг.

Аудит персонала, как любой другой вид аудита, заканчивается написанием аудиторского заключения (отчёта), содержащего описание выполненных аудиторских процедур, их результаты, недостатки, обнаруженные в ходе проверки, рекомендации по совершенствованию политики и практики управления персоналом в организации.

Цель аудиторского заключения - баланс сильных и слабых сторон в работе с персоналом, а также определение угроз и выявление возможности их предотвращения.

Написание аудиторского заключения - основной аудиторский метод совершенствования текущей ситуации эффективности управления персоналом.

Поскольку в настоящее время аудит персонала не имеет законодательной основы, не контролируется и не регулируется государством, нам представляется возможным использовать жесткую форму написания аудиторского заключения, соответствующую положениям действующих нормативных актов и правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Наиболее важное свойство аудиторского заключения - возможность его использования для определения направлений усилий в будущем.

В заключение отметим, что аудит персонала формирует стратегическое преимущество организации в сфере управления персоналом, позволяет построить конкурентоспособную организацию, которая может быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде и быть лидером в своей области деятельности.

Р.Г. Смелик

Омский государственный университет

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В АРМИИ РОССИИ

Military labor is considered as the integral part of the aggregated society labor, its specific subsystem which has common physiological basis with labor, refers to the service rendering sphere, and indicates the expediency and social needs. The state always is an indirect consumer of the military labor.

Рассматривая контрактную систему в армии, мы исходим из того, что военная служба является воинским трудом. Воинский труд понимается как неотъемлемая часть совокупного общественного труда, его специфическая подсистема, которая имеет общую с трудом физиологическую основу, относится к сфере производства услуг, характеризуется признаками целесообразности и общественной потребности. Опосредованным потребителем воинского труда всегда выступает государство.

В условиях современной российской действительности, государство удовлетворяет свой спрос на воинский труд путем привлечения потенциальных субъектов к занятию этим видом труда. При этом привлечение к воинскому труду государство осуществляет двумя путями. Первый путь - принудительный, в виде всеобщей воинской обязанности по призыву. Главные преимущества и недостатки этого пути - относительная дешевизна воинского труда, возможность создания массовой армии, относительно низкая квалификация воинского труда, серьезные проблемы с дисциплиной. Второй путь -привлечение в армию на добровольной основе, в виде службы по контракту. Мировой опыт доказал существенные преимущества данного способа. Это высокий профессионализм воинского труда, компактность и мобильность вооруженных сил. В связи с этим, в проекте «Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» предусматривается разработка программы перехода к комплектованию воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу в основном по контракту .

Современные тенденции в деятельности организаций связаны с повышением роли и значимости научного управления персоналом. Руководство крупных и средних компаний начинает отчетливо понимать, что без грамотных специалистов и мотивированных работников добиться успеха в бизнесе практически невозможно. В результате стала наблюдаться тенденция повышения статуса специализированного подразделения, отвечающего за персонал, - службы управления персоналом. Весьма актуальными для руководства компаний являются вопросы результативной и эффективной работы данных подразделений. В этой статье нами поставлена цель исследовать основы организации контроля деятельности службы управления персоналом, сформировать набор критериев и показателей для проведения специального аудита.

В настоящее время в практике управленческой деятельности широко известна такая форма контроллинга, как аудит финансово-хозяйственных операций, который проводится аудиторами для выявления отклонений от принятого законодательства, установленных правил ведения бухгалтерского учета, а также для выявления внутренних ресурсов в повышении прибыльности организаций. Чаще всего аудит осуществляют внешние по отношению к организации субъекты (налоговые инспекции, аудиторские фирмы), но информация, получаемая в ходе аудита, представляет большой интерес и для руководителей организации, ее собственников, акционеров.
С переходом к рыночным отношениям хозяйствования все чаще целью аудита становится поиск внутренних резервов роста результативности и эффективности деятельности организации, поэтому в сферу интересов внутренних аудиторов (руководителей, менеджеров по персоналу) попадают вопросы эффективного использования человеческих ресурсов как важнейшего фактора производства.

Цель аудита службы управления персоналом

Основные направления аудита конкретизируются для каждой отдельной организации, поскольку определяются интересами субъектов управления и зависят от поставленных ими целей. Очень часто субъекты управления не отделяют организацию работы в службе управления персоналом от результатов координации человеческой деятельности, на которую направлено управленческое воздействие всех субъектов управления организацией. Бывает так, что трудовые успехи работников все руководители спешат присвоить себе, а возникшие социально-трудовые проблемы оставить специалистам службы. Наша задача в данной статье изложить свой взгляд на проведение аудита этого специализированного подразделения организации.
Начнем с определения: служба управления персоналом - это специализированное структурное подразделение в системе управления компанией (фирмой), призванное организовать работу с персоналом в соответствии с избранной политикой и стратегией. Как правило, она включена в систему общего руководства компании, ее нельзя рассматривать изолированно от управленческой структуры. Но специфика деятельности службы управления персоналом заключается в том, что, с одной стороны, она поддерживает реализацию общих управленческих действий и решений, а с другой стороны, самостоятельно выдвигает идеи и принимает решения, направленные на развитие бизнеса за счет наилучшего управления персоналом.

Словарь управления персоналом. Цель аудита службы управления персоналом - определение уровня эффективности и качества организации работы с персоналом в соответствии с целями и стратегией управления персоналом и бизнесом.

Основанием для проведения аудита данного подразделения является тот факт, что функции управления персоналом объективны и присущи любой компании (фирме), но управленческая деятельность по реализации этих функций выполняется по-разному, что существенным образом влияет на результативность работы, поэтому при проведении аудита нужно учитывать:
1. Тип кадровой службы (прогрессивный, адаптивный, переходный, традиционный). Тот или иной тип говорит об уровне организационного развития службы, составе ее основных функций и степени их реализации, а также определяет отношение руководства к деятельности по управлению персоналом в организации. Знание этого позволяет судить об общем уровне развития системы управления персоналом. Например, традиционный тип кадровой службы обычно представлен в организации отделом кадров, который часто подчинен заместителю директора по общим вопросам. Такой отдел выполняет ограниченное число функций управления персоналом, связанных с приемом и увольнением работников, их учетом, а также предоставлением информации о персонале внешним субъектам. Это говорит о невысоком уровне развития данной подсистемы управления организацией и существенных резервах роста ее эффективности и развития.

2. Уровень эффективности управленческой деятельности службы , под которой мы понимаем выполнение функций общего управленческого характера, а именно: планирования, организации, координации и контроля работы по управлению персоналом. От того, как организовано выполнение данных функций, зависит результат управленческой деятельности.
Например, часто руководство компании стремится контролировать работу по управлению персоналом, но при этом сталкивается с трудностями в выборе критериев оценки, норм и стандартов управления персоналом. Такое положение свидетельствует об отсутствии концепции и стратегии управления персоналом, а также планирования работы в этой подсистеме управления организацией.

3. Качество проектирования внутренней структуры службы, степень ее централизации .
Например, некоторые крупные предприятия практикуют закрепление функций управления персоналом за различными подразделениями (отделом кадров, отделом труда и заработной платы, центром подготовки рабочих, социологической службой и др.), необъединенными в единую службу, что часто приводит к неисполнению или дублированию функций управления персоналом, разобщенности и бессистемности действий, а также дополнительным затратам.

4. Уровень квалификации специалистов, работающих в службе управления персоналом.
При проведении аудита службы управления персоналом следует учесть, что в практике работы современных организаций существует несколько вариантов (ролей) ее деятельности. По мнению американских исследователей, таких вариантов можно выделить четыре .

Подразделение по управлению персоналом является равным партнером высшего и линейного руководства и осуществляет решение как стратегических, так и тактических задач (ролевая функция - партнер).

Данное подразделение является экспертом в вопросах, связанных с организацией и выполнением работы по управлению людьми, при этом добивается эффективного администрирования для сокращения затрат на персонал и повышения качества его работы (эксперт).

Подразделение выполняет функцию защитника работников перед руководством организации, при этом энергично представляет их интересы в вопросах улучшения условий труда, регулировании заработной платы, оказании социальных услуг (защитник).

Служба является инициатором постоянных преобразований в деятельности по управлению персоналом, при этом многое делается для формирования внутренней культуры, которая помогала бы организации изменяться (инноватор).

Несмотря на различные роли, выполняемые службами управления персоналом и их целевые приоритеты, обеспечение работы по управлению персоналом является их основной задачей, поэтому в основу оценки деятельности можно положить ряд общепринятых принципов:
обеспечение уровня реализации функций управления персоналом, который требуется конкретной фирме;
стратегическая ориентированность работы службы на цели организации;
готовность к сотрудничеству со всеми лицами, заинтересованными в справедливом и эффективном управлении персоналом;
постоянство работы в области управления персоналом;
стремление к достижению социальной и экономической эффективности мероприятий по управлению персоналом.

Критерии и показатели аудита

Исходя из вышеизложенного, можно выделить критерии и показатели аудита службы управления персоналом. Формирование и группировку критериев оценки деятельности службы управления персоналом целесообразно осуществлять по направлениям, изложенным выше.

Первое направление аудита службы управления - определение типа кадровой службы на основе оценки ее статуса и места в организационной структуре организации, отношения к ней высшего руководства и работников.
Установить тип кадровой службы можно с помощью показателей:

1. Уровень централизации управления персоналом.
Количество самостоятельных подразделений, выполняющих отдельные функции управления персоналом (уровень изолированности и разрозненности). Например, в крупных компаниях в управлении персоналом участвуют такие структурные подразделения, как отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, учебные центры, отделы социального развития и др.
Наличие (отсутствие) единого центра управления отдельных специализированных субъектов управления персоналом. В отдельных случаях на предприятиях функционируют целевые подразделения, но под единым руководством службы управления персоналом.

2. Наличие стратегии и политики управления персоналом, которое оценивается в данном случае с точки зрения формального закрепления и доведения до всех руководителей и работников организации. Например, в организациях малого бизнеса политика и стратегия управления персоналом редко бывают описаны и закреплены в специальных документах, но и руководители, и работники знают об основных целях фирмы в отношении ее персонала и согласны с ними.

3. Количество выполняемых функций управления персоналом. Например, чем больше специальных функций включено в сферу деятельности специалистов по управлению персоналом, тем сложнее системные взаимосвязи, тем больше объем выполняемых работ, выше квалификация специалистов и выше статус службы.

4. Отношение к службе управления персоналом высшего руководства и работников организации. Оценка деятельности службы высшим руководством целесообразна по следующим критериям:
а) степень участия в достижении целей организации:
качество взаимодействия с внешними субъектами управления персоналом (службой занятости, инспекцией по труду, отраслевыми профсоюзами, кадровыми агентствами, учебными заведениями и т.п.);
величина вклада в полученные результаты работы организации за период;
б) качество информации выдаваемой службой высшему руководству (ее достоверность, скорость предоставления, полнота);
в) эффективность использования кадрового бюджета;
г) мнение высшего руководства об эффективности деятельности службы.

Оценку деятельности службы работниками организации можно провести, используя следующие критерии:
- количество обращений в службу работников;
- быстрота выполнения запросов, адресуемых службе работниками организации;
- качество консультаций по вопросам карьерного и профессионального роста и др.;
- доверительность взаимоотношений с работниками;
- готовность службы к сотрудничеству с работниками при решении кадровых проблем и др.

5. Статус и место службы в организационной структуре:
- уровень иерархии, занимаемый службой управления персоналом в организации;
- статус подразделения (лица), которому подчиняется служба;
- объем фактической власти и полномочий;
- соответствие роли службы УП уровню развития организации.

Второе направление аудита службы управления персоналом - оценка уровня реализации функций планирования, организации, координации и контроля работы по управлению персоналом.
Сгруппировать критерии и показатели оценки целесообразно по указанным функциям:

1. Уровень организации планирования работы по управлению персоналом, который может быть оценен с помощью следующих показателей:
- наличие концепции и планов по управлению персоналом, степень их увязки с общефирменными планами развития;
- закрепление обязанностей по планированию кадровых мероприятий за отдельными сотрудниками;
- количество участников в процессе планирования работы по управлению персоналом, их статус и объем полномочий;
- участие высшего руководства организации в разработке планов по управлению персоналом;
- фактический уровень исполнения планов и бюджетов.

2. Уровень организации работы службы управления персоналом можно оценить с помощью следующих показателей:
- наличие и качество должностных инструкций специалистов службы;
- уровень развития материально-технической базы службы управления персоналом;
- уровень организации труда, технической вооруженности труда сотрудников службы;
- уровень организации коммуникаций между подразделениями фирмы по вопросам управления персоналом (количество обращений в службу руководителей структурных подразделений, качество принимаемых решений и др.);
- трудоемкость реализации функций управления персоналом;
- меры по оптимизации кадровых технологий, методов, процедур и др.

3. Уровень координации действий внутри службы управления персоналом можно оценить с помощью показателей:
- уровень разделения обязанностей и ответственности за выполнение работы между специалистами службы;
- уровень согласования совместных действий специалистов службы, высших и линейных руководителей.

4. Уровень организации контроля работы службы по управлению персоналом:
- наличие положения об организации контроля деятельности службы управления персоналом, определяющего сроки, исполнителей, сферы контроля;
- виды контроля, используемые службой управления персоналом (предварительный, текущий, заключительный);
- наличие графиков контрольных мероприятий;
- наличие разработанных инструментов контроля (формально закрепленных критических точек контроля, стандартов, планов, технологий аудита и др.);
- закрепление обязанностей по контролю функций за отдельными исполнителями;
- факты проведения заседаний экспертных комиссий, специальных социологических исследований;
- наличие отчетов о состоянии управления персоналом в организации, факты информирования работников о результатах контроля.

Третье направление аудита службы управления персоналом
- оценка уровня и качества проектирования и развития службы управления персоналом.

Это состояние можно оценить с помощью следующих критериев:
- соответствие типа организационной структуры службы управления персоналом специфике деятельности организации, ее размерам, уровню организационного развития. Это соответствие можно определить путем сравнения типа организационной структуры предприятия с типом структуры службы;
- уровень распределения прав и ответственности по выполнению функций управления персоналом между подразделениями службы;
- соответствие численности специалистов службы трудоемкости выполняемых ими работ;
- наличие иерархии в службе и соответствие объема полномочий отдельных подразделений службы уровню иерархии;
- наличие планов развития службы управления персоналом и др.

Четвертое направление аудита - установление уровня профессионализма специалистов данной службы, который существенным образом влияет на качество выполнения работы.

Для этого можно использовать следующие критерии и показатели:
1. Образовательный уровень специалистов службы:
- соответствие профиля образования выполняемой работе;
- соответствие уровня образования выполняемой работе.
2. Стаж работы в организации.
3. Возрастная структура работников службы.
4. Наличие у работников службы специфических качеств, определяемых профессиональными особенностями. Например, отзывчивость, способность к сотрудничеству, ответственность, знание методов мобилизующего воздействия на коллектив, техника публичного выступления и т.д.
5. Частота повышения квалификации сотрудниками, направления специализации знаний.
6. Уровень мотивации труда сотрудников службы и др.

Таким образом, мы обозначили основные направления аудита, систематизировали критерии и показатели оценки. Для реализации аудита важно разработать его технологию и применить в конкретных условиях деятельности компании.

Библиография

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Пер. с англ. / Под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2004. 832 с.



Читать также

  • Оценка экономической эффективности деятельности службы управления персоналом

    Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и кандидата экономических наук, директора Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права, доцента кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань) - Руслана Евгеньевича Мансурова. Последние…

Статьи этого раздела

  • Независимая оценка квалификации

    В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены изменения в Налоговый кодекс. А поправки в Трудовой кодекс предоставляют гарантии и компенсации работникам в период прохождения независимой оценки квалификации.

  • СанПиН для рабочих мест

    Утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81). Новые СанПиН устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и…

  • Внедрение профессиональных стандартов в организации

    Вот уже несколько месяцев в некоторых случаях необходимо применять профессиональные стандарты. В связи с этим компании следует четко представлять порядок внедрения профессиональных стандартов, а также последствия и ответственность за их неприменение.

  • Что такое психотип?

    HR, в особенности не обременённые психологическим образованием, любят слово «психотип». «Этот кандидат не подходит нам по психотипу!». Когда спрашиваешь, что это такое, и какие психотипы бывают, обычно слышишь в ответ что-то про интравертов и экстравертов. Ещё вспоминают холериков и сангвиников. На вопрос, к какому психотипу относится данный кандидат, и какие психотипы в компании предпочтительны, вразумительного ответа обычно не бывает.

  • Как создать модель компетенций в своей компании, без серьёзных затрат

    Одним из наиболее эффективных способов создания действенной системы управления персоналом является разработка компетенций. Подобная работа проводится для того, чтобы стратегические цели компании можно было правильно сформулировать и достаточно легко осуществить. Благодаря правильной разработке компетенций руководитель сможет правильно озвучить стандарты работы персонала и повысить эффективность его работы.

  • Системный подход в организации и проведении Assessment Center в компании

    В настоящее время Центр Оценки Assessment Center чаще всего проводится как разовый проект для решения конкретных кадровых задач. Такими задачами могут быть отбор лучших при приеме на работу, оценка соответствия должности руководителей или продавцов, формирование кадрового резерва, проведение внутреннего конкурса на новую вакансию, выявление чему учить ключевых сотрудников.

  • Определяем, насколько загружена бухгалтерия

    Как разобраться, почему сотрудники не справляются с работой? Может быть, они перегружены и требуется дополнительный персонал, или же они недостаточно эффективно работают? При грамотном распределении нагрузки можно сократить штат, не снижая при этом эффективности работы.

  • Оценка и аттестация персонала

    Понятия оценка и аттестация персонала часто путают. Для специалиста отдела кадров очень важно уметь отличать оценку - один из важнейших инструментов работы с персоналом - от аттестации. Ведь последняя является строго формализованной процедурой, регламентированной трудовым законодательством.

  • Метод "360 градусов": что нужно знать для эффективного проведения оценки?

    В некоторых ситуациях требуется быстро и точно оценить личные и деловые качества сотрудника. Например, в компании второй год действует утвержденная модель компетенций работников, и служба по работе с персоналом озадачилась вопросом: как…

    Впервые Assessment Center (далее – Центр Оценки) как процедуру кадровой работы применили в компании АТ&Т в 1954 году в рамках исследовательской программы, а уже в 1958 году его стали постоянно использовать для оценки готовности к управленческой деятельности. В 60-70 годы многие американские фирмы создали у себя Центры Оценки персонала (IBM, «Стандарт ойл оф Огайо», «Сирс Робакс» и др.). В 1970 году Центрами Оценки располагали 100 фирм, а в 1980 году – уже около 2-х тысяч.

    Примерно с 1998 года данная технология начала активно адаптироваться и развиваться российскими консалтинговыми компаниями, а с 2001-го – повсеместно применяется в России.

  • Когда организации нужна комплексная оценка?

    Система аттестации и оценки персонала - важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.

Роль аудита в управлении мотивацией к труду

Кароч, будешь плохо работать и аудитор об этом прознает – мигом вылетишь с работы. Мотивирует.

Целью аудита службы управления персоналом является определение уровня эффективности и качества организации работы с персоналом в соответствии с целями и стратегией управления персоналом.

Основной объект аудиторского анализа – служба управления персоналом – это специализированное структурное подразделение в системе управления организацией, призванное организовать работу с персоналом в соответствии с избранной политикой и стратегией. Как правило, она включена в систему общего руководства организацией, ее нельзя рассматривать изолированно от управленческой структуры. Но специфика деятельности службы управления персоналом заключается в том, что, с одной стороны, она поддерживает реализацию общих управленческих действий и решений, а с другой стороны, самостоятельно выдвигает идеи и принимает решения, направленные на развитие бизнеса за счет наилучшего управления персоналом.

Аудит службы управления персоналом включает четыре основных направления и проводится в несколько этапов.

1. Оценка типа кадровой службы на основе оценки ее статуса и места в организационной структуре организации, отношения к ней высшего руководства и работников и др.

При проведении аудита службы управления персоналом следует учесть, что в практике работы современных организаций существует несколько вариантов ее деятельности. Принято различать прогрессивный, адаптивный, переходный, традиционный типы кадровой службы . Тот или иной тип говорит об уровне организационного развития службы, составе ее основных функций и степени их реализации, а также определяет отношение руководства к деятельности по управлению персоналом в организации. Знание этого позволяет судить об общем уровне развития системы управления персоналом. Например, традиционный тип кадровой службы обычно представлен в организации отделом кадров, который часто подчинен заместителю директора по общим вопросам. Такой отдел выполняет ограниченное число функций управления персоналом, связанных с приемом и увольнением работников, их учетом, а также предоставлением информации о персонале внешним субъектам. Это говорит о невысоком уровне развития данной подсистемы управления организацией и существенных резервах роста ее эффективности и развития.

Установить тип кадровой службы можно с помощью следующих показателей:

1. Уровень централизации управления персоналом :

количество самостоятельных подразделений, выполняющих отдельные функции управления персоналом (уровень изолированности и разрозненности), например, в крупных компаниях в управлении персо-налом участвуют такие структурные подразделения, как отдел труда и за-работной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, учебные центры, отделы социального развития и др.;



наличие (отсутствие) единого центра управления отдельных специализированных субъектов управления персоналом, в отдельных случаях на предприятиях функционируют целевые подразделения, но под единым руководством службы управления персоналом.

2. Наличие стратегии и политики управления персоналом , которое оценивается в данном случае с точки зрения формального закрепления и доведения до всех руководителей и работников организации; например, в организациях малого бизнеса политика и стратегия управления персоналом редко бывают описаны и закреплены в специальных документах, но и руководители, и работники знают об основных целях фирмы в отношении ее персонала и согласны с ними.

3. Количество выполняемых функций управления персоналом . Например, чем больше специальных функций включено в сферу деятельности специалистов по управлению персоналом, тем сложнее системные взаимосвязи, тем больше объем выполняемых работ, выше квалификация специалистов и статус службы.

4. Отношение к службе управления персоналом высшего руководства и работников организации .

Оценка деятельности службы высшим руководством проводится по следующим критериям:

степень участия в достижении целей организации (качество взаимодействия с внешними субъектами управления персоналом (службой занятости, инспекцией по труду, отраслевыми профсоюзами, кадровыми агентствами, учебными заведениями и т.п.); величина вклада в полученные результаты работы организации за период);

качество информации, выдаваемой службой высшему руководству (ее достоверность, скорость предоставления, полнота);

эффективность использования кадрового бюджета;

мнение высшего руководства об эффективности деятельности службы.

Оценку деятельности службы работниками организации можно провести, используя следующие критерии:

количество обращений в службу работников;

быстрота выполнения запросов, адресуемых службе работниками организации;

качество консультаций по кадровым вопросам;

доверительность взаимоотношений с работниками;

готовность службы к сотрудничеству с работниками при решении кадровых проблем и др.

5. Статус и место службы в организационной структуре :

уровень иерархии, занимаемый службой управления персоналом в организации;

статус подразделения (лица), которому подчиняется служба;

объем фактической власти и полномочий;

соответствие роли службы управления персоналом уровню развития организации.

2. Оценка уровня эффективности управленческой деятельности службы управления персоналом , под которой понимается выполнение функций общего управленческого характера (планирования, организации, координации и контроля работы по управлению персоналом).

От того, как организовано выполнение данных функций, зависит результат управленческой деятельности. Например, часто руководство компании стремится контролировать работу по управлению персоналом, но при этом сталкивается с трудностями в выборе критериев оценки, норм и стандартов управления персоналом. Такое положение свидетельствует об отсутствии концепции и стратегии управления персоналом.

На этом этапе необходимо проанализировать:

1. Уровень организации планирования работы по управлению персоналом , который может быть оценен с помощью следующих показателей:

наличие концепции и планов по управлению персоналом, степень их увязки с планами развития организации;

закрепление обязанностей по планированию кадровых мероприятий за отдельными сотрудниками;

количество участников в процессе планирования работы по управлению персоналом, их статус и объем полномочий;

участие высшего руководства организации в разработке планов по управлению персоналом;

фактический уровень исполнения планов и бюджетов.

2. Уровень организации работы службы управления персоналом можно оценить с помощью следующих показателей:

наличие и качество должностных инструкций специалистов службы;

уровень развития материально-технической базы службы управления персоналом;

уровень организации и технической вооруженности труда сотрудников службы;

уровень организации коммуникаций между подразделениями по вопросам управления персоналом (количество обращений в службу руководителей структурных подразделений, качество принимаемых решений и др.);

трудоемкость реализации функций управления персоналом;

меры по оптимизации кадровых технологий, методов, процедур и др.

3. Уровень координации действий внутри службы управления персоналом можно оценить с помощью показателей:

уровень разделения обязанностей и ответственности за выполнение работы между специалистами службы;

уровень согласования совместных действий специалистов службы, высших и линейных руководителей.

4. Уровень организации контроля работы службы по управлению персоналом :

наличие положения об организации контроля деятельности службы управления персоналом, определяющего сроки, исполнителей, сферы контроля;

виды контроля, используемые службой управления персоналом (предварительный, текущий, заключительный);

наличие графиков контрольных мероприятий;

наличие разработанных инструментов контроля (формально закрепленных критических точек контроля, стандартов, планов, технологий аудита и др.);

закрепление обязанностей по контролю функций за отдельными исполнителями;

факты проведения заседаний экспертных комиссий, специальных социологических исследований;

наличие отчетов о состоянии управления персоналом в организации, факты информирования работников о результатах контроля.

3. Оценка уровня и качества проектирования и развития службы управления персоналом . При этом оценивается качество проектирования внутренней структуры службы, степень ее централизации. Например, некоторые крупные предприятия практикуют закрепление функций управления персоналом за различными подразделениями (отделом кадров, от-делом труда и заработной платы, центром подготовки рабочих, социологической службой и др.), которые не входят в единую службу, что часто приводит к неисполнению или дублированию функций управления персоналом, разобщенности и бессистемности действий, а также дополни-тельным затратам.

Это состояние можно оценить с помощью следующих критериев:

соответствие типа организационной структуры службы управления персоналом специфике деятельности организации, ее размерам, уровню организационного развития; это соответствие можно определить путем сравнения типа организационной структуры предприятия с типом структуры службы;

уровень распределения прав и ответственности по выполнению функций управления персоналом между подразделениями службы;

соответствие численности специалистов службы трудоемкости выполняемых ими работ;

наличие иерархии в службе и соответствие объема полномочий отдельных подразделений службы уровню иерархии;

наличие планов развития службы управления персоналом и др.

4. Оценка уровня квалификации специалистов, работающих в службе управления персоналом , который существенным образом влияет на качество выполнения работы. При анализе используются следующие критерии и показатели:

1. Образовательный уровень специалистов службы:

соответствие профиля образования выполняемой работе.

соответствие уровня образования выполняемой работе.

2. Стаж работы в организации.

3. Возрастная структура работников службы.

4. Наличие у работников службы специфических качеств, определяемых профессиональными особенностями, например, таких качеств, как способность к сотрудничеству, ответственность, знание методов мобилизующего воздействия на коллектив, техники публичного выступления и т.д.

5. Частота повышения квалификации сотрудниками, направления специализации знаний.

6. Уровень мотивации труда сотрудников службы.

Аудит кадрового делопроизводства направлен на проверку соответствия ведения кадровой документации организации нормам трудового законодательства и иных правовых актов, обязательных для исполнения на территории РФ, выявление и исправление допущенных нарушений, а также предотвращение негативных последствий этих нарушений. Помимо этого проверяется качество основных документов, регламентирующих работу персонала.

Заключительный этап кадрового аудита – оформление отчета о его проведении . Отчет составляется в свободной форме, разработанной аудитором или непосредственно организацией. В нем должны быть отражены данные о текущем состоянии кадрового делопроизводства, о выявленных недостатках, о рекомендуемых мерах для их устранения и установлено, достигнуты ли цели аудита.