Разработка и внедрение стандартов. Порядок разработки национальных стандартов российской федерации Порядок разработки государственных стандартов

1. Стадии разработки государственных стандартов

2. Изменения, пересмотр и отмена стандартов

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТР 1.2-92):

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку,

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия - издание стандарта

Особенности разработки других категорий стандартов (ОСТ, СТО, СТП) изложены в ГОСТ Р 1 4-93 с учетом специфики предприятий и организаций - разработчиков стандартов.

2. Государственный стандарт в процессе его применения может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен.

Изменения к стандарту составляют при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта.

Пересмотр стандарта означает замену его новым стандартом. В новом стандарте при этом указывают, взамен какого стандарта он вводится, обозначение стандарта при этом сохраняется с заменой цифр года принятия (утверждения) стандарта.

Отмена стандарта осуществляется Госстандартом (Госстроем) России, как правило, в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (услуг) по данному стандарту.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Вопрос 11 Международное сотрудничество России в области стандартизации

1. Важнейшие международные и региональные организации по стандартизации

2. Сотрудничество по стандартизации,

метрологии и сертификации в рамках СНГ

1. Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран становится в настоящее время невозможным без международной стандартизации.

Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т. е. согласование, увязка национальных стандартов с международными, региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Из общего числа четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.

Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.

В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Для достижения этой цели ИСО может:

Принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ним областей;

Разрабатывать и публиковать международные стандарты при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического комитета или подкомитета и против - не более четверти общего числа голосов;

Организовывать обмен информацией о работе комитетов - членов и технических комитетов;

Сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

Органами ИСО являются. Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета, технические комитеты (ТК) и Центральный секретариат.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО представляет Госстандарт России.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Поэтому главным структурным подразделением - рабочими органами этой организации являются технические комитеты, подкомитеты.

В соответствии с представленными Законом «О стандартизации» полномочиями Госстандарт России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и общественными объединениями участвует в работе ИСО. Представители России активно участвуют в работе 134-х ТК ИСО и возглавляют работы 52-х ТК ИСО.

Сегодня практически нет такой области, в которой не были бы разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.

2. Большая работа по стандартизации, сертификации и метрологии проводится в рамках СНГ - независимых государств, входящих в свое время в состав СССР. В марте 1992 г. представители этих государств подписали Соглашение о проведении единой политики в области стандартизации, метро-

логии и сертификации, которое является межправительственным и действует с 1992 г. Был создан Межгосударственный Совет стран - участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих государств. МСГ обладает правом принятия межгосударственных стандартов (ГОСТ).

Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в МГС. Основной рабочий орган МГС - постоянно действующий Технический секретариат с местом пребывания в Минске.

Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.

В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:

1) организация разработки стандарта;

2) разработка проекта стандарта (первой и после­дующих редакций);

3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

4) принятие и государственная регистрация стан­дарта;

5) издание стандарта.

Международные и национальные организации по стан­дартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобще­ния интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

С целью поддержания соответствия стандарта по­требностям населения, народного хозяйства и оборо­ны страны проводится его проверка. С учетом ре­зультатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действу­ющих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при заме­не, дополнении или исключении отдельных требова­ний стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабаты­вают при введении в него новых, более прогрессив­ных требований, которые не повлекут за собой нару­шение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действу­ющему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действую­щий стандарт отменяют, а в новом стандарте указы­вают, взамен какого он разработан. Новому стандар­ту присваивают обозначение старого стандарта с за­меной двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществля­ют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаи­мозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основ­ных показателей качества продукции.

Госстандарт (Госстрой России) принимает реше­ние об

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государ­ственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предпри­ниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закреп­ленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходи­мость разработки нормативного документа, не исключено так­же приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) фор­мирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на раз­работку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государствен­ного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки вы­полнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересован­ных потенциальных потребителей этого стандарта (государст­венные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие све­дения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержа­нию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организацион­ная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с чет­ким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой ста­дии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых норматив­ных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой ре­дакции касаются соответствия проекта законодательству Рос­сии, международным правилам и нормам, а также националь­ным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивно­сти этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение па­тентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на спе­циальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостове­риться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и поло­жениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявлен­ным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе получен­ных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окон­чательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, ор­ганами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследователь­скими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей чле­нов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстан­дарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного до­кумента.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологиче­ским стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 «ГСС. Общие требо­вания к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономи­ки в соответствии с достижениями научно-технического про­гресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, не­обходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление норматив­ного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта про­водится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Резуль­татом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандар­тов технические комитеты ведут постоянную работу по под­держанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в дейст­вующие нормативные документы. При необходимости об­новления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стан­дарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных тре­бований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяе­мость и совместимость продукции, производимой по обнов­ленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу явля­ется разработкой нового взамен действующего. Необходимость пе­ресмотра возникает в том случае, если вносимые изменения свя­заны со значительной корректировкой основных показателей ка­чества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаме­няемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заме­ной его новым, так и без замены. Причиной, как правило, слу­жит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пе­ресмотре и отмене государственных стандартов, а также соответ­ствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стан­дарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производ­ства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высоки­ми требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществля­ется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных дос­тижений, связанных с внедрением изобретений и научных от­крытий. Отмена этой категории нормативных документов свя­зана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предос­тавлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

2.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов*

Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государ­ственный контроль и надзор за соблюдением обязательных тре­бований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

На современном этапе государственный контроль приобре­тает социально-экономическую ориентацию, поскольку основ­ные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и пра­вил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупре­ждение и пресечение нарушений обязательных требований го­сударственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйст­венной деятельности; предоставление информации органам ис­полнительной власти и общественным организациям по резуль­татам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Гос­стандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов гос­надзора, - государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор России - Председа­тель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации - руко­водители центров стандартизации и метрологии, т.е. террито­риальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государствен­ных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) про­водит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как со­вместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государ­ственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществ­ляет государственный экологический контроль. Государствен­ной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законода­тельства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежа­щая обязательной сертификации и импортируемая; услуги на­селению, виды работ, которые подлежат обязательной серти­фикации; техническая документация на продукцию; деятель­ность испытательных центров, лабораторий и органов по сер­тификации.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препят­ствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: сво­бодный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предпри­ятии технических средств, отбор проб и образцов* и т.п. Про­верка осуществляется как лично инспектором, так и создавае­мыми под его руководством комиссиями.

* Стоимость израсходованных образцов и материалов относится на издержки производства проверяемой организации.

Права и обязанности государственных инспекторов опреде­лены Законом «О стандартизации». Им предоставлены доста­точно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

· свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить от­бор проб и образцов, выдавать предписания об устране­нии выявленных отклонений, запрещать или приоста­навливать поставку (реализацию) продукции, не соответ­ствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;

· по результатам проверок облагать нарушителей обяза­тельных требований стандартов штрафами. Строгое нака­зание применяется и к невыполняющим запрет на реали­зацию - штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям рос­сийских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским за­конодательством;

· направить необходимые материалы в арбитражный суд, ор­ганы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием - объ­ектом госнадзора.

Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязан­ности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то не­сут ответственность в установленном законом порядке. Госин­спектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правона­рушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе про­верки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом «О стандартиза­ции» и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридиче­ским и физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, был обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой бы­ла запрещена.

В перспективе госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

Госнадзором названы основные причины, которые приво­дят к невыполнению обязательных требований стандартов: от­клонение от норм технологии производства, слабая измеритель­ная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния мет­рологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие крас­норечивые данные говорят, по-видимому, о том, что только же­сткость госнадзора и расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффек­тивность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опи­рается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе «О стандартизации» источники финансирования.

Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентиру­ются Законом «О стандартизации». Но некоторые права предос­тавлены Госстандарту России Законом РФ «О защите прав потреби­телей» (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных докумен­тов практически совпадают в обоих законах. Существенное от­личие состоит в том, что нормы Закона «О защите прав потре­бителей» относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон «О стандартизации» распространяется как на потреби­тельские товары, так и на продукцию производственного на­значения.

Правила проведения госнадзора. Основная форма государст­венного контроля и надзора - выборочная проверка. В про­цессе проверки проводятся испытания, измерительный кон­троль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его плани­ровании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информиро­вания Госреестра России о продукции, которая прошла серти­фикацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглав­ляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сер­тификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Планирование проверки включает обязательный подготови­тельный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими кон­тролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хо­зяйственной деятельности, в частности, результатов внутрен­него контроля за соблюдением требований стандартов.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продук­цию методикой. Идентификация и технический осмотр про­дукции проводятся государственным инспектором с привлече­нием специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйствен­ной деятельности под наблюдением государственного инспек­тора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабо­раториях (центрах).

Если контроль касается продукции, которая подлежит обя­зательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, пра­вильность применения знака соответствия до начала испыта­ний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабора­торий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицен­зии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории), со­ответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, со­блюдение программы и методик испытаний. Если проверяется ра­бота органа по сертификации, то комиссия прежде всего убежда­ется в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продук­цию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

По результатам испытаний оформляется протокол испыта­ний, а проведенные проверки заканчиваются составлением ак­та. Акт проверки - весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписа­ния или постановления о применении мер воздействия за на­рушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штраф­ных санкций).

В 1998 г. с целью совершенствования работы госнадзора вве­дена система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие. Каждая из них может быть подсчитана по данным автоматизиро­ванной информационной системы АИС «Госнадзор».

Социальный эффект характеризуется следующими пока­зателями:

· предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения опасных и недоброкачественных товаров (млн. руб.),

· защита жизни и здоровья людей от применения опасной продукции (натур, ед.),

· количество потребителей, защищенных от опасных и не­доброкачественных продукции и услуг (чел.).

Экономический эффект определяется:

· поступлением средств в доходную часть федерального бюд­жета - штрафы (млн. руб.),

· компенсацией затрат из федерального бюджета на проведе­ние госнадзора,

· упущенной выгодой (млн. руб.), которая определяет доход или иное благо, не полученное лицом вследствие причине­ния ему вреда либо нарушения его права неисполнением обязательства, по которому оно было кредитором. Обычно представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков или безвозврат­ных потерь.

По российскому законодательству в состав убытков включают недополученные кредитором доходы, которые были бы получены при исполнении должником обязательства.

Этот показатель относится непосредственно к субъектам хо­зяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандар­тов, а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с кредитованием производственной деятельности.

Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной деятельности на исправление брака (несоответствий), которые, по данным зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объе­ма запрещенной к реализации продукции.

Технологический эффект характеризуется тремя показателями:

· уровнем выявления нарушений (%),

· уровнем устранения нарушений (%),

· интенсивностью надзора (количество проверок на одного инспектора в год).

Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.

В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:

1) организация разработки стандарта;

2) разработка проекта стандарта (первой и после­дующих редакций);

3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

4) принятие и государственная регистрация стан­дарта;

5) издание стандарта.

Международные и национальные организации по стан­дартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобще­ния интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

С целью поддержания соответствия стандарта по­требностям населения, народного хозяйства и оборо­ны страны проводится его проверка. С учетом ре­зультатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действу­ющих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при заме­не, дополнении или исключении отдельных требова­ний стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабаты­вают при введении в него новых, более прогрессив­ных требований, которые не повлекут за собой нару­шение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действу­ющему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действую­щий стандарт отменяют, а в новом стандарте указы­вают, взамен какого он разработан. Новому стандар­ту присваивают обозначение старого стандарта с за­меной двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществля­ют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаи­мозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основ­ных показателей качества продукции.

Госстандарт (Госстрой России) принимает реше­ние об отмене стандарта:

В связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявших­ся по данному стандарту;

В других обоснованных случаях.

Особенности разработки ОСТ, СТО, СТП изло­жены в ГОСТ Р 1.4-93.

Информация о нормативных документах по стандартизации

Информация об НД по стандартизации - необ­ходимое условие их применения и соблюдения. В це­лях обеспечения доступности для пользователей, в том числе и зарубежных, информации об НД Гос­стандарт:

1) организует публикацию официальной инфор­мации о: а) государственных стандартах; б) общерос­сийских классификаторах технико-экономической и социальной информации; в) международных, регио­нальных стандартах и национальных стандартах дру­гих стран; г) правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации;

2) создает и ведет Федеральный фонд государст­венных стандартов и общероссийских классификато­ров технико-экономической и социальной информа­ции (далее - ОК ТЭСИ).

Поскольку ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные документы) принимаются государственными органа­ми управления, то они являются документами офи­циальными.

Исключительное право официального опублико­вания ГОСТ, ГОСТ Р, ОК ТЭСИ принадлежит госу­дарственным органам, принявшим эти НД - Гос­стандарту России, а в области строительства - Гос­строю России.

Так, на первой странице всех официальных изданий ГОСТ Р и ГОСТ должна помещаться надпись: «Насто­ящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта или Госстроя России».

На первой странице титульного листа и на первой странице ГОСТ Р (ГОСТ) помещается надпись: «Из­дание официальное». При нарушении этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с ви­новной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стан­дарты Российской Федерации».

Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществля­ют принявшие их органы, соответственно СТП - предприятия, их утвердившие.