Срок амортизации ккм. Если кассовый аппарат – основное средство

Из пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н следует, что контрольно-кассовая машина (ККМ) должна учитываться в составе основных средств, так как срок ее службы - более одного года:

4. Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В стоимость кассового аппарата включаются затраты на доставку, установку, ввод в эксплуатацию; стоимость голограммы «Сервисное обслуживание» и самоклеящихся пломб.

Каждый год организация обязана покупать в ЦТО новую голограмму, а каждый квартал - новые самоклеящиеся пломбы. Эти расходы относится на текущие затраты организации.

На основании договора организация перечисляет ЦТО плату (ежемесячно или за несколько месяцев вперед). Если организация сделала предоплату за техобслуживание, то данная сумма сначала включается в расходы будущих периодов, а затем равномерно списывается на затраты в течение периода, за который была сделана предоплата.

Стоимость ККМ различна - от несколько тысяч рублей до несколько тысяч долларов. ККМ стоимостью менее 10 000 руб. в бухгалтерском учете списывают сразу после ввода в эксплуатацию (пункт 18 ПБУ 6/01):

18. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство () по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Списав ККМ, организация заводит инвентарную карточку (форм ОС-6), на которой и продолжает учитывать аппарат. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 года № 7 утверждены формы первичной документации по учету основных средств.

В налоговом учете стоимостью меньше 10 000 руб. не включаются в амортизируемое имущество:

Статья 256. Амортизируемое имущество

1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Стоимость ККМ следует относить на материальные расходы организации:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 254. Материальные расходы

1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования , спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

Эти расходы уменьшают налогооблагаемый доход того отчетного периода, в котором кассовая машина начала работать.

Операция: ООО «Сервис» приобрело ККМ

В апреле 2003 года ООО «Сервис» купило новый кассовый аппарат за 8100 руб. (в том числе НДС – 1350 руб.). ООО «Сервис» заключило договор с ЦТО на техническое обслуживание. За голограмму для ККМ было заплачено 150 руб. (в том числе НДС - 25 руб.). Кроме того, были приобретены две самоклеящиеся пломбы. Их стоимость составила 81 руб. (в том числе НДС – 13,5 руб.). За техническое обслуживание ККМ в апреле-мае 2003 года ООО «Сервис» заплатило ЦТО 810 руб. (в том числе НДС - 135 руб.). 7 апреля ККМ была зарегистрирована в налоговой инспекции.

Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «Сервис» в апреле 2003 года:

Дебет /субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 6750 руб. (8100 руб.- 1350 руб.) - отражены затраты на покупку кассового аппарата;

Дебет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1350 руб. - учтен НДС;

Дебет /субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит – 192, 5 руб. (150 руб.- 25 руб. + 81 руб. – 13,5 руб.) - в стоимость ККМ включена стоимость голограммы «Сервисное обслуживание» и самоклеящихся пломб;

Дебет Кредит - 38,5 руб. (25 руб. + 13,5 руб.) - отражен НДС;

Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит – 675 руб. (810 руб.- 135 руб.) - учтены в составе расходов будущих периодов затраты на техническое обслуживание в апреле-мае 2003 года;

Дебет Кредит – 135 руб. – отражен НДС;

Дебет 01 «Основные средства» Кредит /субсчет «Приобретение объектов основных средств» - 6942,5 руб. (6750 руб. + 192,5 руб.) - введен в эксплуатацию кассовый аппарат;

Дебет Кредит «Расчетный счет» - 8100 руб. - оплачен кассовый аппарат;

Дебет Кредит - 1041 руб. (150 руб. + 81 руб. + 810 руб.) - оплачены голограмма «Сервисное обслуживание», самоклеящиеся пломбы и техническое обслуживание за апрель-май 2003 года;

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит – 6942,5 руб. - списана на расходы стоимость ККМ в момент ввода в эксплуатацию;

Дебет /субсчет «Расчеты по НДС» Кредит - 1227 руб. (1350руб. + 38,5 руб. + 135руб.) - возмещен из бюджета НДС по кассовому аппарату и услугам ЦТО.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость ККМ будет равна 6942,5 руб. Эта сумма включается в состав материальных расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в апреле 2003 года.

Если стоимость ККМ окажется больше 10 000 руб., то ее необходимо включить в состав амортизируемых основных средств. Чтобы рассчитать сумму амортизации, нужно выбрать метод, которым ее станут начислять, и определить срок полезного использования ККМ. Если организация остановить свой выбор на линейном методе, то в бухгалтерском и в налоговом учете он будет один и тот же.

Для целей налогообложения срок службы ККМ устанавливают, руководствуясь Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1. В бухгалтерском учете срок службы объекта организация определяет самостоятельно, причем и в данном случае имеет право использовать указанную Классификацию. Можно установить одинаковый срок полезного использования ККМ в бухгалтерском и налоговом учете.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 кассовые аппараты (код 14 3010000) - это средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда, они входят в IУ амортизационную группу. Срок полезного использования ККМ - от пяти лет и одного месяца до семи лет включительно. Если организация приобретает ККМ, бывшую в эксплуатации, более чем за 10 000 руб., то на нее необходимо начислять амортизацию. Срок эксплуатации ККМ будет указан в документах, полученных от бывшего ее владельца. Организация уменьшит установленный срок полезного использования ККМ на период, в течение которого она служила своему прежнему владельцу.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации

12. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Операция: ООО «Витязь» приобрело кассовый аппарат бывший в эксплуатации

В апреле 2003 года ООО «Витязь» купило кассовый аппарат за 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.). С ЦТО был заключен договор на техническое обслуживание, которым предусмотрено, что предприятие будет платить за фактически выполненные работы. Услуги ЦТО (ввод в эксплуатацию, голограмма, самоклеящиеся пломбы) обошлись ООО «Витязь» в 810 руб. (в том числе НДС - 135 руб.). В апреле месяце ООО «Витязь» зарегистрировало ККМ в налоговой инспекции, и в этом же месяце аппарат был учтен в составе основных средств.

Контрольно-кассовая техника требует к себе повышенного внимания, как со стороны предпринимателей, так и со стороны проверяющих органов. Сегодня рынок подобной продукции изобилует разнообразием. Однако необходимо помнить, что не все аппараты можно свободно применять в работе. Подробности выяснил «Московский бухгалтер».
ККМ «в законе»

Организации и предприниматели, которые осуществляют наличные расчеты с клиентами, по закону обязаны при совершении денежных операций применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности (БСО). Как и любая норма, установленная государством, использование ККТ должно соответствовать ряду правил.

В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты имеют следующую классификацию: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Также следует помнить, что не все кассовые аппараты, которые можно сегодня купить, официально одобрены государством. За использование технических средств кассового контроля не надлежащего образца, то есть тех, которые не вошли в Государственный реестр подобной техники, налагается штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях.

Все кассовые аппараты, которые официально разрешается применять в работе, предварительно проходят специальную процедуру, рассказывает начальник отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по промышленности Анатолий Сурков:

— При включении сведений о моделях ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ использует материалы экспертиз, подтверждающие соответствие моделей кассового оборудования установленным техническим требованиям к кассовым машинам для конкретных сфер их применения.

Полный перечень кассовых аппаратов, разрешенных для использования, в свободном доступе можно найти на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Последними обновлениями госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».

Обновленные требования

Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдвигает три основных требования к подобному оборудованию. Во-первых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Во-вторых, ККМ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. В-третьих, аппарат должен иметь фискальную (контрольную) память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Расширенный список правил использования кассового оборудования изложен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же документе прописана процедура регистрации такого оборудования в налоговой инспекции.

Надо отметить, что с апреля этого года, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152, несколько изменилась форма бланка, который заполняется при постановке ККМ на учет. К примеру, теперь нет необходимости указывать данные о номерах расчетного, текущего и других счетов компании, в том числе и о том, в каких банках и когда они открыты. Также при оформлении регистрации не придется перечислять все имеющиеся у фирмы филиалы с указанием адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, совсем не обязательно заполнять бланк от лица головного офиса: теперь это сможет сделать и представитель подразделения. Достаточно в первой строке бланка указать все реквизиты основной организации и филиала, а во второй — фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя подразделения.

К заявлению также должны прилагаться: паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания (ЦТО). На то, чтобы налоговики внесли кассовый аппарат в книгу учета контрольно-кассовой техники, отводится пять рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов. После этого инспекторы должны выдать представителю компании карточку регистрации и внести в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.

Кстати, по новым правилам, чиновники больше не обязаны заблаговременно извещать предпринимателей об окончании срока использования их кассового оборудования. Налоговики теперь лишь ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а фирмам предписывается самим следить за тем, чтобы не был превышен лимит эксплуатации оборудования. По окончании указанного времени инспекторы должны снять кассовое оборудование с учета. Раньше чиновники предупреждали о конце срока амортизации кассовой машины за 30 дней, теперь они сообщают об этом не позднее дня, следующего за днем истечения «срока годности», то есть постфактум.

Немного проще дело обстоит с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассовой техники. Заявление, которое подается в налоговую, составляется в произвольной форме, к нему прилагается паспорт ККТ и регистрационная карточка. Когда оформляется перерегистрация, инспекторы должны проставить все необходимые отметки за пять рабочих дней и по истечении этого времени вернуть бумаги представителю компании. Если речь идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка фирме уже не возвращается.

Устраняем неполадки

Если в ходе проверки инспектор обнаружит нарушение в эксплуатации кассовой машины, он составит по данному факту соответствующий акт. В случае, если в компании в настоящий момент присутствует должностное лицо, проверяющий оформит также и протокол. В этих документах будет прописаны меры, которые должна предпринять провинившаяся компания. Далее представитель фирмы обязан явиться в налоговую для подписания протокола. Если в обозначенный срок он не придет, у инспекции будет повод для административного расследования и розыска. В общей сложности добиваться подписания этого документа можно не более двух месяцев. По истечении этого срока дело автоматически закрывается. Однако не стоит уповать, что вам простят выявленные оплошности: инспекторы возьмут компанию на заметку и будут применять другие методы воздействия. К примеру, сообщат о нарушении в торговый отдел местной администрации, который может просто не продлить разрешающие документы на право ведения торговой деятельности

Избегаем нарушений

При осуществлении денежных операций компаниям следует помнить, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники является грубым нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 6, в котором предусмотрена административная ответственность за неприменение ККМ. Если аппарат есть, но он не зарегистрирован в инспекции, это приравнивается к его отсутствию. То же самое касается предпринимателей, использующих кассовую технику, не включенную в Государственный реестр. Штрафы грозят и тем фирмам, которые эксплуатируют ККТ без фискальной памяти. Если у кассы отсутствует пломба ЦТО или на ней видны повреждения, свидетельствующие о том, что, вероятно, кто-то имел доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, которая меньше уплаченной покупателем, то за все эти нарушения компания отдаст от 30 000 до 40 000 рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассовом аппарате, который не подходит хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов, грозит денежное взыскание в размере от 3000 до 4000 рублей.

Штраф за одно нарушение налагается единожды. Пример приводит Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:

— Если кассир не пробил чек, он нарушил правила работы с наличностью и не применил ККТ. При этом инспекторы могут попытаться суммировать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается двумя и более статьями Кодекса, то накладывается только один штраф — тот, который больше.

Для того чтобы не бояться проверок налоговой инспекции, отслеживающих корректную работу кассовых аппаратов, и избежать неприятных последствий — достаточно всего лишь внимательно отнестись к соблюдению всех норм, предусмотренных законодательством в части применения ККМ.

В последнем номере Правоведа Вы пишете, что в случае исключения из Госреестра моделей кассовых аппаратов, амортизация по которым не начислялась, их дальнейшая эксплуатация не допускается. В декабре 2003г. мы приобрели ККМ "Меркурий 130ф" (который исключен с 01.10.04 из Госреестра ККМ) стоимостью 5000 руб. В соответствии с п.18 ПБУ 6/01 мы списали аппарат на затраты на производство.

В соотв. с п.5 ст.3 ФЗ от 22.05.03 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники", в случае исключения из Госреестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Подскажите, что нам делать в данной ситуации, мы все еще используем свой Меркурий 130ф, неужели нужно срочно покупать другой аппарат? Но ведь не каждая фирма может себе позволить менять ККМ раз в год.

Ответ:

"В случае исключения из Государственного реестра моделей кассовых аппаратов, амортизация по которым не начислялась, их дальнейшая эксплуатация не допускается."

Получается, что в том случае, если организация правомерно воспользовалась методом, предложенным ПБУ 6/01, и списала стоимость ККМ как малоценного основного средства единовременно, она должна нести дополнительные расходы по приведению кассового аппарата в соответствие новым требованиям (в случае с "Меркурием 130Ф" - к приобретению модуля ЭКЛЗ стоимостью, практически равной стоимости самой машинки)? А как быть, если машинка приобретена была в период применения упрощенной системы налогообложения , которая вообще не предусматривает амортизации основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы (пп.1 п.3 статьи 346.16 НК РФ)?

Нам представляется нелогичным увязывать срок применения ККМ с налоговым режимом, который применяет организация . Недаром в Законе N 54-ФЗ говорится именно о том, что эксплуатация исключенной ККМ "осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации ", а увязки с конкретным налоговым режимом или формой ведения бухгалтерского учета не производится.

Давайте рассчитаем нормативный срок эксплуатации контрольно-кассовой машины.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) машины контрольно-кассовые имеют код 14 301 0160. Нормативный срок амортизации, в свою очередь, установлен сейчас статьей 258 Налогового кодекса РФ, а в соответствии с ней конкретизирован Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года N 1.

Если искать кассовые аппараты в Постановлении N 1 "в лоб", их там найти нельзя. Однако в четвертой группе Классификатора основных средств, включаемых в амортизационные группы, содержится такая позиция: 14 301 0000 "Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда" . В соответствии с правилами построения ОКОФ кассовые аппараты в соответствии со своим кодом включены именно в данную группу.

Следовательно, нормативный срок амортизации кассового аппарата вне зависимости от применяемого налогового режима в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года (в ред. от 08.08.2003), применяемой с 1 января 2002 г., составляет от 5 до 7 лет, или от 60 до 84 месяцев с момента выпуска основного средства.

После окончания нормативного срока эксплуатации по правилам, установленным ПБУ 6/01, амортизация основного средства не начисляется.

Таким образом, на наш взгляд, в своем письме от 20 сентября 2004 г. N 33-0-11/593@ МНС РФ предупреждает налогоплательщиков, чтобы они не эксплуатировали ККМ, которые исключены из Госреестра и по которым истек нормативный срок эксплуатации. Например, в октябре 2004 года нельзя эксплуатировать, допустим, "Меркурий 130Ф", который был выпущен в сентябре 1997 года и нормативный срок эксплуатации которого истек в сентябре 2004 года. Однако для аналогичного кассового аппарата, который был введен в эксплуатацию в декабре 2003 года, нормативный срок эксплуатации истечет только в декабре 2010 года.

Вот точки зрения по данному вопросу, приведенные в популярных бухгалтерских изданиях:

"Вопрос: Если с 1 июля исключат из реестра используемые фирмой ККТ, то надо с того же числа покупать новые аппараты?

Ответ: В соответствии с п.5 ст.3 Закона "О применении контрольно-кассовой техники…" исключенные из реестра кассы можно использовать до истечения нормативного срока их амортизации.

Таким образом, эксплуатация контрольно-кассовой машины возможна, если не истек нормативный срок ее амортизации. Но иногда бывает, что недорогие кассы фирмы списывают сразу - в момент ввода в эксплуатацию. Однако это не значит, что сразу после исключения машины из реестра нужно покупать новый аппарат. В данном случае под нормативным сроком следует понимать срок, указанный в технических документах к машине."

"Московский бухгалтер", N 7, 2004

"Вопрос: В июле прошлого года мы купили новый кассовый аппарат и зарегистрировали его в налоговой инспекции. Но с 1 января 2004 г. купленная модель исключена из Госреестра ККМ, разрешенных к использованию. Следовательно, работать с ней мы теперь не сможем. Что нам делать?

Ответ: Повода для беспокойства у вас нет. Модели, исключенные из Госреестра, можно использовать до истечения нормативного срока амортизации. Такой порядок установлен п.5 ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники". Кассовые аппараты имеют срок полезного использования от пяти до семи лет (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1). Следовательно, с исключенными из Госреестра моделями ККМ можно работать в течение семи лет. Таким образом, свой кассовый аппарат вы можете использовать до июля 2010 г."

"Нормативные акты для бухгалтера", N 4, 2004

"Вопрос: Каким образом следует исчислять предельный срок использования контрольно-кассовой машины, исключенной из Государственного реестра: с даты выпуска контрольно-кассовой машины, с даты ее приобретения или с даты ввода ее в эксплуатацию? Каким документом следует руководствоваться при определении нормативного срока амортизации контрольно-кассовых машин?

Ответ: В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Продолжительность срока амортизации контрольно-кассовой машины определяется с учетом применения утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, но не более семи лет для каждой машины, считая с даты ее выпуска."

М.В.Матийкива, Советник налоговой службы РФ III ранга, 4 февраля 2004 г., для АО "КонсультантПлюс"

Налогового кодекса РФ). Если кассовый аппарат – основное средство Возможно, ваша организация приобрела дорогостоящую модель ККТ, которая отвечает всем критериям для признания ее основным средством. Такая ситуация наиболее вероятна для предыдущих периодов (до 2016 года), когда порог для включения объекта в состав амортизируемого имущества составлял 40 000 руб. Таким образом, с вступлением в силу новых требований федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» возможен вариант, когда старая модель ККТ, учтенная в составе амортизируемого имущества, станет непригодной для использования до истечения своего срока полезного использования.

Бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году

Компания (ОСНО) приобрела кассовый аппарат стоимостью 11 300 руб.

(ввод в эксплуатацию – 540 руб.). Также был уплачен аванс за техническое обслуживание контрольно-кассовой техники (ККТ) за 3 месяца – 1 950 руб.

Инфо

Каким образом отразить эти операции в учете? Бухгалтерский учет К бухгалтерскому учету активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте пунктом 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв.

Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01), и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации должен быть налажен контроль за их движением (п.


5 ПБУ 6/01).

Онлайн касса относится к основным средствам

Внимание

Ответы на распространенные вопросы Вопрос № 1: В учетной политике для целей бухгалтерского учета установлен лимит признания активов в качестве объектов основных средств 30 000 рублей.

Кассовый аппарат стоит 28 500 рублей. Следует ли признать такой кассовый аппарат основным средством? Ответ: Да, в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» лимит признания оборудования в качестве ОС может быть установлен и в сумме, меньшей, нежели 40 000,00 рублей.
В таком случае кассовый аппарат в бухгалтерском учете следует признавать ОС (если соблюдены основные критерии признания объекта основным средством).

Онлайн ккт. бухгалтерский учет при переходе на новые кассы

Ответ Контрольно-кассовые машины (ККМ) и иная контрольно-кассовая техника (ККТ) относятся к четвертой амортизационной группе. Соответственно, срок полезного использования Контрольно-кассовых машин может быть установлен в интервале от 5 лет и 1 месяца и до 7 лет.
Обоснование Контрольно-кассовые машины (ККМ) и иная контрольно-кассовая техника (ККТ) имеют код ОКОФ 330.28.23.13 (Машины счетные, аппараты контрольно-кассовые, машины почтовые франкировальные, машины билетопечатающие и аналогичные машины со счетными устройствами). Такие основные средства относятся к 4-й амортизационной группе.

Так, в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы к 4-й амортизационной группе относятся: Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования (код ОКОФ 330.28.23) Оборудование с кодом ОКОФ 330.28.23.13 входит в состав оборудования с кодом ОКОФ 330.28.23.

Отражение покупки ккм в бухгалтерском и налоговом учете

Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель. К какой амортизационной группе относятся контрольно-кассовые машины (ККМ) и иная контрольно-кассовая техника (ККТ)? Оборудование с кодом ОКОФ 330.28.23 .13 входит в состав оборудования с кодом ОКОФ 330.28.23 .

Код окоф-2: 330.28.23.13.120

Ситуация до 01.01.2017 Контрольно-кассовые машины (ККМ) и иная контрольно-кассовая техника (ККТ) имеют Код ОКОФ 14 3010020 «Машины счетные, аппараты кассовые билетные, аналогичное оборудование, включающее в себя счетные устройства, математические приборы и инструменты».

В Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы к 4-й амортизационной группе относятся — Код ОКОФ 14 3010000 Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (кроме 14 3010210, 14 3010440). Именно к этому классу основных средств и относятся контрольно-кассовые машины (ККМ).

Отнесение ККМ к 4-й группе подтверждено судебным решением — Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 06АП-2053/2011 по делу N А73-13531/2010 (Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 06.09.2011 N Ф03-4315/2011 оставлено без изменения).

Требования к амортизационным группам

  • Главная
  • Для ИП

В зависимости от стоимости приобретенного кассового аппарата, его можно либо в составе материально производственных запасов (МПЗ), либо принять на учет как основное средство (ОС). При этом необходимо учесть, что в первоначальную стоимость ОС включаются все затраты, связанные с его приобретением и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации. В статье рассмотрим как осуществить бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году. Основные виды кассовых аппаратов Условно кассовые аппараты можно разделить на две группы:

  1. Работающие самостоятельно (автономные кассовые аппараты). Такой кассовый аппарат может работать автономно, его не надо подключать к компьютеру или принтеру. Программное обеспечение, фискальный накопитель, принтер чеков входят в состав такого аппарата.
  2. Фискальный регистратор.

Кассовый аппарат как основное средство

Отметим, что НДС, предъявленный подрядчиком по работам, связанным с ликвидацией ОС, в том числе демонтажом, разборкой, вывозом ликвидируемого ОС и т.п., принимается к вычету в квартале, когда подписан акт о выполнении работ и получен счет-фактура подрядчика (п. 6 ст. 171 НК РФ). При этом остаточная стоимость основного средства на момент ликвидации, которую не успели самортизировать, также будет уменьшать налогооблагаемую прибыль. В зависимости от метода начисления амортизации по ликвидированному имуществу остаточная стоимость будет учитываться в расходах соответственно. Так, если организация начисляет амортизацию линейным методом, остаточная стоимость ликвидированного основного средства единовременно учитывается в составе внереализационных расходов (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Учет приобретенного кассового аппарата

Некоторые наименования, содержавшиеся в старом классификаторе, удалены, а в ОКОФ-2017 заменены обобщающими позициями. К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие». Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было.

К ним относится и оборудование, которого не существовало в прошлом веке.

В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе.

Это свидетельствует о введении для них других эксплуатационных сроков, а, следовательно, изменении периода списания их первоначальной стоимости в налоговом учете.

Новшества применяются только к ОС, вводимым в действие с 1 января 2018 года. Повторно определять амортизационную группу основных средств, имеющихся у предприятия, не требуется.

Кассовый аппарат группа основных средств

Вопрос № 2: При покупке кассового аппарата от поставщика получена накладная, в которой отражены фискальный принтер чеков, терминал, денежный ящик, источник бесперебойного питания, сканер штрих-кодов, кассовая программа, услуги по установке кассовой программы, услуги по подготовке ККТ к эксплуатации, обучение сотрудников работе с ККТ, услуги ОФД на год. Что из перечисленного можно включить в состав ОС при комплектовании кассового аппарата. Ответ: В состав ОС необходимо включить все те комплектующие, без которых функционирование кассового аппарата не возможно. То же оборудование, которое может использоваться с другим кассовым аппаратом, необходимо учесть отдельно, в составе МПЗ. Услуги по доведению кассового аппарата до состояния, в котором его можно будет начать использовать, следует также включить в первоначальную стоимость ОС. Прочие услуги учесть в обычном порядке.

Кассовые аппараты группа основных средств

Все ОС классифицируются на группы с отличительными особенностями в зависимости от срока полезной эксплуатации, под которым понимается время, в течение которого объект может служить достижению целей компании в хозяйственно-производственной деятельности.

В бухгалтерском и налоговом учете используется Классификация ОС.

Стоимость уже учтенного имущества, использование которого продолжается, в текущем году не пересматривается.

Как определить срок полезного использования Первоначально устанавливается амортизационная группа и срок полезного использования по Классификации, утвержденной Правительством РФ.

Пункт 2 статьи 258 НК РФ делит все основные средства на 10 групп.

Срок эксплуатации плательщик определяет самостоятельно в установленных для каждой группы пределах (письмо МФ РФ № 03-05-05-01/39563 от 2018 года). Расшифровка групп имеется в ОКОФ.
Таким образом, если ваша организация в соответствии с приказом по учетной политике учитывает контрольно-кассовый аппарат в составе материально-производственных запасов, то в бухгалтерском учете формируются записи: Дебет 10 Кредит 60 – получен актив (ККТ), учитываемый в составе МПЗ, отражена задолженность перед поставщиком (проводка формируется на сумму 11840, 00 руб. (11 300 руб./ стоимость КТТ + 540 руб./ сумма расходов на ввод в эксплуатацию); Дебет 19 Кредит 60 – отражен «входной» НДС по приобретенному ККТ; Дебет 68 Кредит 19 – «входной» НДС отнесен на расчеты с бюджетом; Дебет счета учета затрат Кредит 10 – ККТ введен в эксплуатацию; Дебет 60 Кредит 50, 51 – оплачена задолженность поставщику.

Федеральным законом № 51-ФЗ от 08.03.2015г. внесены следующие изменения: В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем ККТ, но не более 10 лет. Вопросы:1) ранее можно было использовать ККТ до истечения нормативного срока амортизации. Чем отличаются понятия "нормативный срок амортизации" и "срок использования, установленный изготовителем". Если в паспорте на ККТ не указан срок использования, а указан только нормативный срок амортизации, то это одно и тоже понятие. 2) данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу, или только нам ККТ введенную в эксплуатацию с момента вступления в силу данных изменений. Спасибо

О тличие нормативного срока амортизации от срока использования, который устанавливается изготовителем, заключается в том, что в соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации кассы - от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 16.03.12 № 03-01-15/2-56).

Если в паспорте указан нормативный срок амортизации, то Ваша организация может эксплуатировать такую ККТ до истечения срока ее полезного использования, но не более 10 лет.

Данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Справочники: Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2015 году

Применение исключенных из реестра ККТ

Если модель ККТ исключена из Государственного реестра, ее можно продолжать применять до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок полезного использования исключенной из реестра ККТ не может быть больше 10 лет. Об этом сказано в пункте 5 статьи 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Пример определения предельного срока эксплуатации ККТ, исключенной из Государственного реестра*

В декабре 2012 года ООО «Торговая фирма «"Гермес"» приобрело ККТ модели ОКА-102К (версия 01). В этом же месяце ККТ была введена в эксплуатацию. Срок службы, установленный изготовителем, – пять лет, то есть до декабря 2017 года (включительно).

С 7 октября 2014 года данная модель ККТ была исключена из Государственного реестра. Организация вправе продолжать эксплуатировать кассовый аппарат до декабря 2017 года (включительно).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ включены в государственный реестр

Государственный реестр ККТ ведет ФНС России (подп. 5.5.11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 , постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1168 , п. , и Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июля 2013 г. № 69н). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Актуальный список ККТ, включенной в Государственный реестр, представлен на сайте www.nalog.ru .*

Олег Хороший , начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Статья: Исключенную из госреестра модель ККТ можно использовать не более 10 лет

Получая наличные деньги за реализованные товары, работы, услуги, вы обязаны применять кассовую технику (ККТ). При этом модель используемой ККТ должна быть включена в государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее - Закон № 54-ФЗ).

Так вот, до недавнего времени, если модель вашего кассового аппарата исключали из госреестра, то вы могли пользоваться им до истечения нормативного срока его амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ в старой редакции). Согласно разъяснениям финансистов этот срок составляет от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124). Вообще же его устанавливает производитель, и теоретически он может быть сколь угодно большим.

Однако уже начиная с 9 марта 2015 года следует принимать во внимание новые правила использования ККТ, исключенной из госреестра. Так, если модель вашей ККТ исключили из реестра, то вы можете ее дальше эксплуатировать до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок не должен быть больше 10 лет. Соответствующие поправки законодатели внесли в пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ.*

5.Статья: Срок эксплуатации ККТ увеличился

Новая норма разрешает использовать кассовые аппараты, исключенные из Госреестра контрольно-кассовой техники, до истечения срока службы, указанного поставщиком, но не более 10 лет.*

С уважением,

Светлана Шарипкулова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».