Студеникин николай. Николай Студеникин PR-защита бизнеса в корпоративных войнах: Практикум победителя

Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкв. Синод постановил включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг.

Члены Священного Синода постановили просить Святейшего Патриарха, в случае канонизации в будущем тех или иных членов Поместного Собора, давать подобающие указания о дополнении списка уже прославленных Отцев Поместнаго Собора.

К омментируя это сомнительное решение Священного Синода, диакон Владимир Василик в » отметил, что «сам Поместный Собор 1917-1918 гг. представлял собой достаточно сложное явление. В нем присутствовали разные элементы, в том числе революционные и радикальные, временами предлагавшие совершенно несусветные вещи, которые могли просто уничтожить Русскую Православную Церковь. Например, всерьёз предлагался женатый епископат, полная русификация и реформирование Богослужения. Выдвигались самые пылкие модернистские проекты, которые могли уничтожить нашу Церковь».

«Что касается практики, - заявил о. Владимир, - то, насколько я помню, до сих пор в Русской Православной Церкви не провозглашалась память каких-либо церковных Соборов. В истории было много серьёзных Соборов, которые способствовали процветанию Церкви и проводились святыми мужами. Например, Собор 1274 года, который принял "Кормчую книгу" святого Саввы Сербского, Стоглавый Собор, или ряд важных соборов XVII века, которые оградили Церковь от латинства, протестантства и старообрядчества».

«Что касается практики Вселенской Церкви, то прославлялись поместные Соборы, имеющие важное догматическое значение. Например, Собор 536 года, который ниспроверг ересь монофизитов. Но, честно говоря, я не помню, чтобы его членов соборно прославляли именно в лике святых. Это своего рода инновация, не имеющая аналогов», - считает о. Владимир Василик.

II.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и в соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви, одобрившего работу Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (журнал № 26 от 4 мая 2017 года), 28 августа с.г., в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, во всех храмах Русской Православной Церкви будет совершено молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора 1917-1918 гг., открытие которого пришлось в 1917 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы, и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора.

* * *

П риходится признать, что по повестке дня Поместный Собор 1917-1918 гг. не соответствовал церковной традиции, ибо состав участников и повестка дня были обусловлены главным образом революционно-демократическими тенденциями и революционной ситуации в стране. Главной идеей Поместного собора 1917 года была ставка на реформы, главным образом канонические и богослужебные, которые могли привести к обмирщению и постепенному отмиранию Русской Церкви. Напомним также, что на Руси все Большие Московские Соборы XVII века были архиерейскими . А после XVII века Соборы до 1917 года не созывались.


Только лишь на Поместном Соборе 1917-1918 гг. на волне революционно-демократического брожения в России в качестве соборян были выбраны и миряне. Но это либерально-демократическое новшество начала ХХ века можно по праву рассматривать как некий модернизм в области канонического права. Характерной особенностью состава Собора было то, что на нем преобладали миряне и пресвитеры: из 564 членов Собора российский епископат представляли только 80 архиереев, белое духовенство сильно преобладало над монашествующими. Как пишет протоиерей Владислав Цыпин, «часть членов Собора, главным образом церковно-общественные деятели из мирян, профессора Духовных академий, в особенности Петроградской, была увлечена революционной февральской фразеологией и смотрела на великое дело церковного строительства как на часть начавшихся в стране преобразований, которые кое-кому из соборян, даже в августе 1917 года, виделись еще в радужном свете. Из этих кругов шли попытки провести на Соборе далеко идущую модернизацию церковного устройства и богослужения» (Русская Церковь (1917-1925). М., 1996. С. 19-20). И как раз участие выбранных демократическим голосованием мирян и священников, часто к тому же зараженных революционно-обновленческими настроениями, подтверждает противоестественность введения в управление Церковью демократических принципов. Известно, что воодушевленные либерально-демократическими преобразованиями в Церкви участники Поместного Собора 1917-1918 гг., увлеченные парламентскими приемами, неуместными в церковном делании, очень скоро начали делиться на группы и фракции, одни из которых противились восстановлению патриаршества, другие ратовали за введение женатого епископата, третьи - за русификацию богослужения, введение органной музыки в храмах и другие радикальные модернистские новшества, которые очень скоро воплотили в жизнь обновленцы и живоцерковники.

Так, например, на Соборе был «реабилитирован» священник-революционер Григорий Петров, лишенный Святейшим Синодом в начале ХХ века священного сана за свою революционную деятельность.

Как и в многопартийном парламенте, на Соборе не утихала полемика по пустякам, проводилось голосование и переголосование, если что-то не устраивало одну из фракций.

Атмосфера на Соборе была до того накалена, что митрополит Тихон, будущий Патриарх, вынужден был сделать замечание: «Выступающие забывают, что у нас не митинг, не товарищеское собрание, а Священный Собор Православной Церкви» (Прот. В.Цыпин . Указ. соч. С. 29). «Мой отец писал мне, - пишет в одном из своих писем Святейший Патриарх Алексий (Симанский), - что был как-то на пленарном заседании Собора; впечатление - как от парламента, а не Собора в церковном смысле». Сам Собор, как вспоминает один из его участников, митрополит Евлогий (Георгиевский), «по пестроте состава, непримиримости, враждебности течений и настроений поначалу тревожил, печалил, даже казался жутким».

Вместо Соборного разума порядок принятия решений на Поместном Соборе 1917-1918 гг. напоминал работу светского законодательного органа, Государственной Думы, с ее комиссиями, отделами и подотделами. И хотя право окончательного решения по всем вопросам оставалось за епископами, но резолюции вырабатывались в обстановке, типичной для демократических говорилен: председатель, секретарь, доклады, прения по докладу, тезисы, голосование, протокол. Совершенно очевидно, что о Соборном разуме и изволении Святаго Духа в этих отделах и подотделах никто и не думал, желая высказать собственное мнение и настоять на нем.

Обсуждение на Поместном Соборе 1917-1918 гг. вопроса о языке богослужения, перемена которого для многих казалось всего лишь заменой одной «языковой оболочки» на другую, потянуло за собою целый шлейф кощунственных, чудовищных для сознания верующих людей предложений, прозвучавших на этом революционном Соборе. Приведем несколько таких предложений.

Кандидат права П.В. Попович: «Игнорировать интересы интеллигенции , забывшей Церковь, не посещающих богослужение из-за непонятности славянского языка, не следует».

Священник М.С. Елабужский: «Перевод богослужебных книг на русский язык необходим в силу нелепости славянского текста ... На непонятность славянского языка более жалуется интеллигенция , потому что они привыкли всегда относиться сознательно к делу».

Протоиерей А. Устьинский (Новгород) прислал на имя обер-прокурора А. В. Карташева тезисы «для обновления быта религиозной стороны жизни»:

Тезис 1 . «Необходимо без всякого промедления ввести русскую стихотворную речь в богослужение и в проповедь ... Почему бы иногда вместо чтения кафизм и шестопсалмия, не пропеть положенную на ноты оду "Бог" или что-либо подобное? Ведь у нас есть масса религиозных стихотворений, и все они гибнут без всякого употребления. По-настоящему следовало бы, как только у нас, на Руси, появился тонический стих, сейчас же первые опыты тонического стихосложения принести в дар Господу Богу, включив их в состав богослужения»...

Тезис 5. «Предоставить епископам право сочинять новые литургии ... Где русское религиозное вдохновение? Нужно создать что-нибудь свое, русское... создать новые, захватывающие и душу и сердце, чины литургии».

Наконец, протоиерей С. Щукин потребовал «открыть двери свободному творчеству священника» : «Следовало бы допустить в наше богослужение личное творчество священника и вообще свободное творчество родного русского слова. Да не убоятся религиозные люди».

Протоиерей, видимо, себя уже к таковым не относил, а потому уже ничего не боялся. Посему, милостиво согласившись оставить в прежнем виде литургию, вечерню и утреню, призвал «создать наряду с ними новую службу» и проводить ее вечером воскресного или праздничного дня. На этих молитвенных собраниях «допустить личное молитвенное творчество священника и исполнение религиозных поэтических песнопений на русском языке... Если почему-либо устройство таких собраний не будет разрешено в церкви, допустить их устройство в школе или в каком-либо другом здании».

На Поместном Соборе противники церковнославянского языка уже не стеснялись его защитников называть «эстетами». Священнослужители, одержимые ненавистью к «прежнему режиму», то есть к православной монархии, и «консервативному духовенству», то есть епископату и монашествующим, с ликованием встретили расправу над «режимом» и на Поместном Соборе позволили себе развернуться вовсю. Они выбрали тему богослужебного языка для того, чтобы на волне революционного безумия разрушить древнее здание православного богослужения, ворваться в него со своим «творчеством», этим бесовским наваждением окультуренного человечества, желающего доказать себе и окружающим независимость от истинного Творца. Культура ворвалась в храм и на Соборе заговорила на своем языке: «Наш век просвещенья и культуры... интересы интеллигенции... современный быт... русский народ идет гигантскими шагами... при прежнем режиме, при той консервативности духовенства... обновление быта религиозной стороны жизни... сочиним новые литургии... открыть двери свободному творчеству». «Будем сочинять новые литургии - каждый епископ свои! Каждому священнику дать право на сочинение гимнов и молитв! Долой эстетов-славянистов - переложим на музыку стихи Державина, Пушкина и других поэтов, несть им числа, и наполним ими храмы» (см.: Георгий Коробьин. Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917-1918 гг.).

Неизвестно, чем бы закончился такой модернистский Собор, если бы захватившие власть в стране большевики его не разогнали. И в этом был, вне всякого сомнения, благой Божий Промысл: если бы все решения Поместного Собора 1917-1918 гг. были приняты, то сейчас наша Церковь жила бы по новому стилю - западному григорианскому календарю, а богослужения проходили бы на русском языке. Да и на главное решение Поместного Собора - восстановление патриаршества и избрание Всероссийского Патриарха - соборяне решились только после долгих дебатов, когда 28 октября 1917 года в Москве загремели революционные залпы под стенами Кремля...

Николай Каверин

29 ноября 2017 г. в галерее Преображенской церкви Храма Христа Спасителя открылась выставка «Столетие Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. и восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви».

Поместный Собор в настоящее время известен именно последним событием, хотя, на самом деле, вопросов, обсуждавшихся на нем, было намного больше.

Выставка отразила самые разные направления деятельности этого важнейшего события в истории Русской Церкви.

Собор открылся в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1917 года. Делегатами Собора стали 564 человека: 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Сейчас трудно представить, но в начале ХХ в. сама идея созыва Собора имела противников, которые, к счастью, оказались в меньшинстве. В основном же архипастыри Российской Церкви задолго до его созыва приводили аргументы в защиту канонического строя, рассуждали о том, каким должен быть его состав. Стенды выставки содержат цитаты святых — как древних, так и новых, защищающих идею Собора.

Значительную часть экспозиции выставки занимают материалы, посвященные вопросу восстановления патриаршества. Изначально в повестку Собора этот вопрос не входил, со стороны противников этого предложения звучали возражения. Вопреки распространенному мнению, и среди сторонников, и среди противников патриаршества было немало достойных людей, некоторые из которых причислены ныне к лику святых. Участники Собора в ходе дискуссии приводили серьезные аргументы, как за, так и против. Так, например, высказывалось опасение, что избрание патриарха приведет к деспотизму, нарушит соборность. Однако аргументы сторонников восстановления патриаршества оказались сильнее, а начавшаяся смута заставила соборян согласиться с тем, что Церкви нужен единый глава.

В экспозиции выставки представлены и другие дискуссионные темы Собора. Среди них следует назвать вопрос о приходском управлении: в те месяцы вопрос о выборности духовенства был весьма популярен. Обсуждались вопросы о церковном суде, о церковном пении, о богослужении, о правовом положении Церкви в государстве, об участии женщин в жизни Церкви, о монастырской жизни и о миссионерстве. Бурное обсуждение вызвал вопрос о епархиальном управлении, а также о старообрядном (единоверческом) епископате. Стенды выставки отразили такие острые вопросы, как новый календарный стиль, перевод и исправление церковнославянских текстов.

На стендах не только представлены темы, обсуждавшиеся на Соборе, но и доводы, приводившиеся сторонами, а также статистические данные. Посетителям выставки будет интересно узнать, как распределялось число голосов по тем или иным вопросам.

Октябрьский переворот не воспрепятствовал работе Собора. Однако новая власть, развернувшая гонения на Церковь, не щадила соборян. Множество стендов посвящено делегатам Собора, засвидетельствовавшим свою верность Христу и Церкви даже до смерти.

Первым из пострадавших соборян стал митрополит Владимир (Богоявленский), 7 февраля убитый в Киеве группой революционно настроенных людей. Во время работы Собора погибли и некоторые другие его участники — священномученик Андроник (Никольский), преподобномученик Матфей (Померанцев), мученик Алексий Зверев. В мае 1918 г. был арестован и впоследствии расстрелян известный миссионер и борец с сектами мученик Николай Варжанский.

Некоторым участникам Собора было суждено принять мученический венец позже. В 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей был осужден и расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Один из защитников патриаршества архиепископ Иларион (Троицкий) умер от тифа в заключении в 1929 г. Немало делегатов Собора пострадало в годы атеистических гонений 1930-х гг. В большинстве своем члены Собора погибли в годы Большого террора 1937-1938 гг. Среди них священномученики Кирилл (Смирнов), Серафим (Чичагов), Никодим (Кротков), Николай (Добронравов), Серафим (Остроумов).

В послевоенные годы был в очередной раз арестован и приговорен к лагерному сроку протоиерей Петр Чельцов — известный подвижник и праведник. Лишь в 1955 г. вышел на свободу священноисповедник Афанасий (Сахаров) — автор службы всем святым, в земле Российской просиявшим.

Часть стендов выставки посвящена делегатам Собора, ушедшим в эмиграцию и хранившим в изгнании идею Святой Руси. Среди них один из претендентов на патриаршество митрополит Антоний (Храповицкий), возглавивший Русскую Зарубежную Церковь, митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший главой Русского Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, митрополит Платон (Рождественский), возглавивший Североамериканскую митрополию, и др.

Посетителям выставки будут интересны и представленные на ней экспонаты. Среди них — куколь и панагия Святейшего Патриарха Тихона, личные вещи и фотографии членов Собора, а также их богослужебные облачения.

Выставка рассчитана прежде всего на широкий круг общественности, но она будет интересна и познавательна и для церковных историков, и для специалистов по каноническому праву.

Архиерейский собор пройдет в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 29 ноября по 4 декабря 2017 года.

Архиерейский собор высший орган иерархического церковного управления, созывается патриархом и синодом не реже одного раза в четыре года.

Архиерейский собор откроется 29 ноября торжественным молебном, следующие четыре дня будут посвящены дискуссиям. Четвертого декабря в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы собор завершится богослужением, в котором примут участие предстоятели и представители православных поместных церквей (их в мире всего насчитывается 15, включая Антиохийскую церковь на территории Сирии и Ливана) — всего в Москве ждут более 60 гостей.

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках Архиерейского собора.

Предполагается, что в годовщину революционных событий на Соборе, скорее всего, будет поднята тема исследований останков семьи последнего российского императора Николая II, расстрелянной большевиками под Екатеринбургом. В 2000 году Русская православная церковь причислила Николая II и членов его семьи к лику святых. Осенью 2015 года расследование дела о гибели членов дома Романовых было возобновлено. На Соборе должны быть рассмотрены результаты проведенного расследования.

Одной из главных тем собора, по словам архимандрита Саввы (Тутунова), Заместителя Управляющего делами Московской Патриархии, станет прославление святых.

Собор должен будет осмыслить "всю палитру" того, чем жила РПЦ предшествующие четыре года и задуматься о назревших изменениях. Так, много лет в церкви готовили документы, регламентирующие монастырский уклад и положения о церковном браке.

Тема образования, как ожидается, станет одной из ключевых на Соборе. "Церковь и верующие люди обеспокоены уровнем образования в нашем обществе в целом. В РПЦ понимают, что учебный процесс в школах перегружен, но отказываться от преподавания в школе "Основ православной культуры" не намерены. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р.Легойда при обсуждении темы образования как одного из пунктов повестки дня работы Собора, обратил внимание на положительные стороны расширения преподавания предметов «Основы религиозной культуры и светской этики» в культурологическом и практическом аспекте, т.к. изучение дисциплин данного образовательного модуля позволяет усвоить важные базовые понятия, поэтому данный процесс сравним с освоением языка культуры, которое необходимо для ее восприятия. Таков культурологический аспект. «Второй момент — сугубо практический, т.к. знание традиционных религий является лучшей прививкой от экстремизма», — сказал В.Р. Легойда.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла, священник Александр Волков, отметил, что деятельность Архиерейского собора будет максимально открытой для всех, запланированы ежедневные брифинги для прессы.

Поместный собор Православной Церкви – первый Поместный собор Русской церкви, созванный с конца XVII века, открылся в Москве 28 августа 1917 года, в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. И первые его заседания проходили в стенах Успенского Собора Московского Кремля.

Главным вопросом Собора стал вопрос о восстановлении законной и канонически верной верховной власти в Церкви – патриаршества. 10 ноября 1917 года Собор проголосовал за восстановление патриаршества. После нескольких туров голосования были избраны три кандидата на первосвятительский престол: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон. Об этих кандидатах в патриархи соборяне говорили: «Самый умный из них – архиепископ Антоний, самый строгий из них – архиепископ Арсений, а самый добрый из них – митрополит Тихон». Было решено, что выбор патриарха нужно полностью доверить воле Божьей, поэтому окончательное избрание главы Церкви определял жребий.

Вот как описывает торжество избрания патриарха один из членов Собора: «В назначенный день огромный храм Христа Спасителя был переполнен народом. Вход был свободный. В конце литургии митрополит Киевский Владимир вынес из алтаря и поставил на небольшой столик перед иконой Владимирской Божьей Матери ковчег с именами кандидатов в патриархи. Затем из алтаря вывели под руки слепого старца – схииеромонаха Алексия , насельника Зосимовой пустыни. В чёрных схимнических одеждах он подошёл к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны. В храме стояла полная тишина. И в то же время чувствовалось, как нарастало общее напряжение. Молился старец долго. После он медленно поднялся с колен, подошёл к ковчегу, вынул записочку с именем и передал митрополиту. Тот прочёл и передал
протодиакону. И вот протодиакон своим могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. Кого назовёт?. «…Патриарху Московскому и всея Руси…» И сделав паузу для вдоха – «Тихону!» И хор грянул многолетие! Это были минуты, глубоко потрясшие всех, имевших счастье присутствовать. Они и теперь, через много лет, живо встают в памяти».

В самое жестокое время был избран самый «добрый» патриарх. На его долю выпали самые тяжёлые испытания из тех, что переживала Русская Церковь. Вера в то, что жребий действительно отражал волю Божию, и помогла патриарху пройти все лишения, на которые обрекла его новая власть.

Собор работал более года. На заключительном заседании 20 сентября 1918 года Собор постановил созвать очередной Поместный Собор весной 1921 года. Однако этому не суждено было сбыться. Начались гонения, которые показали твёрдость в вере православных христиан и их стремления пострадать за Христа.

Святые Отцы Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг.

  • святитель ТИХОН, патриарх Московский и всея Руси (†1925);
  • священномученик митрополит ВЛАДИМИР (Богоявленский; †1918);
  • священномученик архиепископ АНДРОНИК (Никольский; †1918);
  • священномученик архиепископ ВАСИЛИЙ (Богоявленский; †1918);
  • священномученик епископ ГЕРМОГЕН (Долганев; †1918);
  • священномученик епископ ЕФРЕМ (Кузнецов; †1918);
  • священномученик епископ ЛАВРЕНТИЙ (Князев; †1918);
  • священномученик архимандрит ВАРЛААМ (Коноплев; †1918);
  • священномученик архимандрит МАТФЕЙ (Померанцев; †1918);
  • мученик АЛЕКСИЙ Зверев (†1918);
  • мученик НИКОЛАЙ Варжанский (†1918);
  • священномученик архиепископ МИТРОФАН (Краснопольский; †1919);
  • священномученик епископ ПЛАТОН (Кульбуш; †1919);
  • священномученик архиепископ ТИХОН (Никаноров; †1920);
  • священномученик архиепископ СИЛЬВЕСТР (Ольшевский; †1920);
  • священномученик епископ СИМОН (Шлеёв; †1921);
  • священномученик митрополит ВЕНИАМИН (Казанский; †1922);
  • священномученик архимандрит СЕРГИЙ (Шеин; †1922);
  • преподобный АЛЕКСИЙ (Соловьев ; †1928);
  • священноисповедник митрополит АГАФАНГЕЛ (Преображенский; †1928);
  • священномученик архимандрит ВЕНИАМИН (Кононов; †1928);
  • священномученик архиепископ ИЛАРИОН (Троицкий; †1929);
  • священномученик епископ ВАСИЛИЙ (Зеленцов; †1930);
  • священномученик архиепископ ИОАНН (Поммер; †1934);
  • священномученик священник ВАСИЛИЙ Малахов (†1937);
  • священномученик протопресвитер АЛЕКСАНДР Хотовицкий (†1937);
  • священномученик протоиерей КОНСТАНТИН Богословский (†1937);
  • священномученик митрополит ЕВГЕНИЙ (Зернов; †1937);
  • священномученик митрополит ПЕТР (Полянский; †1937);
  • священномученик митрополит КИРИЛЛ (Смирнов; †1937);
  • священномученик архиепископ ПРОКОПИЙ (Титов; †1937);
  • священномученик протоиерей ИЛИЯ Громогласов (†1937);
  • священномученик архиепископ СЕРАФИМ (Остроумов; †1937);
  • священномученик архиепископ НИКОЛАЙ (Добронравов ; †1937);
  • священномученик архимандрит КРОНИД (Любимов; †1937);
  • священномученик митрополит СЕРАФИМ (Чичагов; †1937);
  • священномученик протоиерей СЕРГИЙ Голощапов (†1937);
  • священномученик архимандрит ИСААКИЙ (Бобраков; †1938);
  • священномученик архиепископ АЛЕКСАНДР (Трапицын; †1938);
  • священномученик митрополит АНАТОЛИЙ (Грисюк; †1938);
  • мученик ИОАНН Попов (†1938);
  • священномученик протоиерей ИОАНН Артоболевский (†1938);
  • священномученик протоиерей МИХАИЛ Околович (†1938);
  • священномученик архиепископ НИКОДИМ (Кротков; †1938);
  • священноисповедник епископ АФАНАСИЙ (Сахаров ; †1962);
  • священноисповедник протоиерей ПЕТР Чельцов (†1972).


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и в соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви, 28 августа 2017 года в нашей обители был совершен после Божественной Литургии крестный ход с молебным пением прославленным во святых членам Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора

Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския

Тропарь, глас 6
Днесь благодать Святаго Духа нас собра,/ прославити отцы Собора Церкве Русския/ с Первосвятителем Московским Тихоном,/ иже верныя люди земли нашея/ на подвиг исповедания правыя веры благословиша/ и страдании своими Церковь нашу прославиша.

Кондак, глас 3
Гонения и страдания даже до смерти претерпевающе/ и православнаго Царства Русскаго разорение обличающе,/ отцы Собора Церкве нашея/ к покаянию чада верныя призывают/ и стояти твердо за веру Христову благословляют.

Величание:
Величаем вас,/ святии отцы Собора Церкве Русския,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Ино величание:
Величаем вас,/ святителю, отче Тихоне,/ и святии отцы Собора Церкве Русския,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас/ Христа Бога нашего.

10 октября 2017 года в Москве в Российском государственном архиве социально-политической истории прошла научная конференция «Восстановление Патриаршества. К 100-летию начала работы Всероссийского Поместного Собора Российской Православной Церкви».

Организаторами мероприятия выступили Российский государственный архив социально-политической истории и Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством при участии Федерального архивного агентства.

В конференции приняли участие председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, ответственный секретарь комитета священник Тимофей Чайкин, а также руководители тематических направлений синодального учреждения И.А. Котина, Н.А. Селиванова, М.В. Павленко.

Вел конференцию директор РГАСПИ, кандидат исторических наук А.К. Сорокин. На конференции участники обсудили итоги исследований истории Всероссийского Поместного Собора (1917-1918 гг.) и его историческое значение для судьбы нашего Отечества. Впервые за последние десятилетия были рассмотрены свидетельства казачества и казачьего духовенства - участников Всероссийского Поместного Собора.

Приветствуя участников собрания в РГАСПИ, его директор А.К. Сорокин охарактеризовал нынешнюю конференцию как большой шаг к возвращению в научный и общественный оборот важной для понимания объективной истории государства Российского темы, связанной с восстановлением Патриаршества в Русской Православной Церкви и избранием Патриарха.