Взаимодействие управление конфликтами. Управление конфликтами в организации: кратко

Понятие и формы брака. Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и же ны, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d. 23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) - брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).

Брак sine manu - это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака - конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.

Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опе куна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца - у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия - с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики - между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.

В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

Способы заключения брака. Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Брак совершался в Риме тремя способами:

1) путем совершения религиозного обряда;

2) путем покупки женихом невесты;

3) путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Приданое и предбрачный дар. С появлением и распространением брака sine manu возник обычай давать мужу особый дар при женитьбе - приданое (dos). Размер приданого определялся самой женщиной (если она была sui iuris), главой ее семьи или третьим лицом. Полученное от отца называ лось «приспевшим» (dos profecticia), а полученное от других лиц со стороны dos adventicia. Приданое заключается во внесении вкладов имущественного характера в виде движимого и недвижимого имущества, для того чтобы облегчить мужу предстоящие расходы, связанные с семейной жизнью. Регулирование осуществлялось обычным правом, но в позднюю эпоху можно было принудить отца дать приданое, если он отказывался это сделать с целью препятствовать браку.

Приданое устанавливалось следующим образом:

Обещание приданого в форме стипуляции (promissio dotis). Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;

Также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме (dictio dotis). Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фраза ми, звучит вопрос и ответ (Даешь? Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, - глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется. Для выполнения обещания мог предъявляться иск, если речь шла о деньгах, или, с другой стороны, если в качестве приданого передавались вещи;

Не обещание, а непосредственная передача имущества (datio dotis): могло совершаться любым актом вхождения мужа во владение приданым (mancipatio, traditio).

Первоначально считалось, что муж может полностью распоряжаться приданым. Однако в классическом Риме во избежание фиктивных браков с целью получения приданого были приняты законы, ограничивающие мужа в его правах относительно полученного имущества. Теперь приданое не переходило под власть мужа. Так как целью приданого являлось облегчение несения тягот брака (sustinere onera marimonii), супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. По закону мужу было запрещено без согласия жены отчуждать земельную собственность, обременять ее ипотекой (во времена Юстиниана запрещалось отчуждать земельную собственность в Италии даже с согласия жены).

Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины.

С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.

Правила возврата приданого в случае расторжения брака:

В случае смерти жены «приспевшее» приданое возвращалось отцу женщины (с удержанием 1 / 5 части приданого на каждого рожденного в этом браке ребенка), а приданое, полученное от других лиц, оставалось у вдовца;

В случае смерти мужа приданое возвращалось женщине или ее отцу. На случай своей смерти муж обычно оставлял приданое посредством «прелегат приданого» (praelegatum dotis);

В случае развода по вине женщины возврат приданого ограничивался.

Муж имел право удержать 1 / 6 приданого на каждого ре бенка, но в целом не более 1 / 2 приданого. Если развод происходил вследствие неверности женщины, то удержива лась еще 1 / 6 приданого, а если вследствие других проступков, то 1 / 8 ;

Если брак расторгался по инициативе мужа или по его вине, то при даное им возвращалось.

Предбрачный дар (donatio ante nuptia) - это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы. Запрет на дарения между супругами не относился к дарению до свадьбы, и во времена императора Юстиниана распространился заимствованный с Востока обычай дарить некоторую часть своего имущества будущей жене. Обычно размер предбрачного дара составлял1 / 2 от стоимости приданого. Однако свадебный дар лишь фиктивно поступал в собственность жены. Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое. Если муж умирал, то предбрачный дар наследовался детьми, но жена могла продолжать пользоваться им и получать с имущества плоды.

Если же происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым. Таким образом, предбрачный дар был своего рода гарантом и компенсацией при разводе.

При Юстиниане стоимость предбрачного дара была уравнена со стоимостью приданого, а также стала применятся норма, что размер дара может быть увеличен во время брака (donatio proper nuptias), несмотря на существовавший запрет дарения во время брака.

Расторжение брака и его виды. Римский брак прекращался по нескольким основаниям.

1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими род ственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

5. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

6. Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

Формами развода являлись объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

По вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

Без вины супруга (repudium sine ulla causa), т. е. неправильное одно стороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санк циями - от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

Развод по взаимному согласию супру гов (divortium communi consensu);

Развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой раз вод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (D.23.2.1);

союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь ( 1 . 1 . 9 . 1 ).

Очевидно, что христианское, а следовательно, и европейское понимание брака, несмотря на все проклятия христиан в адрес Рима, основывается на римском праве.

II. В римском праве впервые в истории юриспруденции были детальным образом регламентированы условия, которые необходимо было соблюдать при вступлении в брак. В противном случае брак считался ничтожным. Основными условиями действительности брака было ледующее.

1. Согласие лиц, вступающих в брак и их родителей. Согласие родителей было обязательным, однако они не могли отказывать без должного и справедливого основания:

Те, которые несправедливо запрещают своим детям, находящимся в их власти, жениться или выходить замуж... принуждаются проконсулами и наместниками провинций женить и выдавать своих детей (D.23.2.19 ).

  • 2. Вступающие в брак должны были иметь status libertatis. Браки с рабами были недействительны.
  • 3. Достижение брачного возраста. Девушки - 12 лет, юноши - 14.
  • 4. Серьезность намерений и желание лиц вступить брак, понимаемое прежде всего как стремление иметь семью и детей.

Поэтому ни при каких условиях не может быть признан фиктивный брак.

  • 5. Отсутствие родственной или тесной человеческой связи. Брак не мог быть заключен между:
  • 1) родственниками по прямой и по боковой линиям 1 ;
  • 2) усыновителями и усыновленными, с мачехой, падчерицей, тещей и невесткой;
  • 3) с лицами, между которыми существует свойство, например, «между мной и невестой моего отца», однако «я могу жениться на дочери сестры по усыновлению» (D.23.2.12).
  • 6. Физическое и психическое здоровье вступающих в брак. Не могли вступать в брак, в частности, безумные, скопцы.
  • 7. Отсутствие внешней зависимости между брачующимися, например между опекуном и подопечной, а также, «если кто- либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство» (D.23.2.38).
  • 8. Брак должен соответствовать добрым нравам, поскольку нужно:

Принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. Не будет брака, если дочь, внучка или правнуч-

ка сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника или за лицо, служащее для забавы других (актер) (D.23.2.42. § 1). Если кто-либо, состоящий в сенаторском сословии, будет иметь женой вольноотпущенницу, то хотя она не является его женой, но если он утратит (сенаторское ) достоинство, то она станет его женой (D.23.2.27 ).

III. Принципиальное отличие римского брака от брака других античных народов состояло в том, что было два вида брака. Брак мог быть заключен либо с властью мужа, так называемый cum manu mariti (кум ману марити), либо без власти мужа - sine manu mariti (сине ману марити).

В браке cum manu жена полностью переходила во власть мужа, который приобретал относительно нее право «жизни и смерти». Жена, таким образом, уподоблялась дочери. Кроме того, она фактически утрачивала всякую юридическую связь со своим родом и семьей.

Это, безусловно, делало подобный брак крайне обременительным как для будущей жены, так и для ее родителей. Однако только дети от брака cum manu могли занимать высшие должности в религиозной иерархии. Особенно это относится к девушкам, которым в подобной ситуации открывался путь к обязанностям жриц, а значит, к почету и уважению, в аристократическую и правящую элиту.

Брак sine manu, в отличие от cum manu, предполагал сохранение самостоятельности жены и ее юридических связей со своей семьей и близкими. Жена, насколько это было предусмотрено для женщин, сохраняла свою юридическую самостоятельность и дееспособность.

IV. Браки с властью и без власти мужа имели разные способы заключения.

А. Брак cum manu заключался при помощи следующих способов.

  • 1. Usus (узус, пользование) - фактическое сожительство мужа и жены в течение года, но при условии, что подобное сожительство было непрерывным. Как только истекал год совместной жизни, жена «избавлялась» от власти pater familias и переходила под власть мужа.
  • 2. Совершение священного (религиозного) обряда конфареацио (confarreatio), в котором помимо брачующихся и их родителей обязательно должны были участвовать десять свидетелей и жрецы-фламины. Брачная церемония предполагала вкушение вступающими в брак хлеба из полбы (panis farreus) и произнесения специальных словесных формул.
  • 3. Символическая покупка (coemptio) женихом невесты посредством манципации (§ 52, IV).

В. Брак sine manu устанавливался достаточно просто и без всяких обременений при помощи пользования (usus). Но, в отличие от пользования брака cum manu, сожительство мужа и жены в течение года должно было быть прервано на три ночи : жена не должна была ночевать в доме мужа. Считалось, что она возвращается в дом отца, тем самым подтверждая его власть над собой и не давая возникнуть власти мужа.

V. Брак, заключенный любым из рассмотренных способов, являлся законным. Потомство, рожденное в любом из них, считалось законнорожденным, наследующим римскую правоспособность с момента рождения.

Браку, как правило, предшествовала спонсалия (сговор) - «предложение и обещание будущего брака» (D.23.1.1).

Спонсалию нередко называют и сравнивают с современной помолвкой жениха и невесты. Это не совсем точно, так как в современном праве помолвка не является юридическим фактом, она не порождает юридических последствий. Спонсалия же - это не что иное, как вербальное обязательство. Отсюда и участники именуются как стороны в обязательственном соглашении - контрагентами, а также значение приобретает характер выражения воли сторон:

Сговор, как и брак, совершается в силу согласия контрагентов, и поэтому нужно, чтобы дочь семейства выразила свое согласие как при совершении брака, так и при разводе, но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие (D.23.1.11-12 ).

VI. Среди целей, преследуемых спонсалией, было обсуждение размеров и содержания имущественного предоставления со стороны жены - приданое (dos) и жениха - предбрачный дар (donatio propter nuptias).

Приданное и предбрачные дары характерны для всех народов, но только римляне придали им правовой статус. В Дигестах правовому статусу приданного и предбрачного дара посвящено несколько специальных титулов 1 , которые подробно определяют их статус, порядок распоряжения, а также в случае необходимости и возращение.

Предбрачный дар - это не столько имущественное предоставление, сколько дань уважения родителям невесты, а также незначительная имущественная компенсация, в случае если брак был с властью мужа. В случае вдовства или развода по вине мужа предбрачный дар переходил к бывшей супруге.

Предоставление приданного рассматривалось, без какого-либо преувеличения, как дело государственной важности:

Для государства важно, чтобы женщины имели приданное в полном порядке, с тем чтобы они могли выходить замуж (D.23.3.2 ).

Наличие приданного означало, во-первых, определенную экономическую независимость и самостоятельность жены, во-вторых, являлось фактически имущественной гарантией и обеспечением прочности брака, определяя еще одну ключевую особенность римской семьи (§ 27).

VII. Характерной особенностью римского брака была невиданная простота его прекращения. В чем-то даже более простая, чем в большинстве современных стран мира. Помимо не зависящих от воли сторон обстоятельств (а) смерть, Ь) плен 1 , с) рабство, е) умаление правоспособности), брак прекращался при помощи развода.

Развод был возможен как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и в результате желания одного из них (repudium). Ограничения были связаны только с браком cum manu: брак мог быть расторгнут только по воле мужа и только в форме, противоположной уже заключенной: confarreatio - diffareatio, coemptio - remancipatio.

Согласно Гаю, развод сопровождался словами: а) уходящей жены в адрес мужа: «Имей у себя твои вещи (твои вещи тебе - я ухожу)» и Ь) словами мужа: «Возьми с собой твои вещи (я изгоняю тебя)»:

Слово «развод » происходит от различия или того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны... Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ; в этом деле принято такое выражение: «Яне следую твоей участи». Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему (супругу) или (заявление делается) посредством лица, состоящего под властью (супруга), или лица, в чьей власти состоит супруг (D.24.2.2 ).

Если в разводе был виновен муж, то в пользу жены он терял предбрачный дар; если жена, то муж мог рассчитывать оставить себе имущество из приданного, но только частично.

Количество повторных браков не регламентировалось. Единственное, что считалось обязательным, - траур вдовы (10 месяцев).

VIII. В правление императора Августа была предпринята попытка серьезно ограничить процедуру развода. Были установлены наказания за измену супругов (adulterium) и за разврат. В частности, интересен тот факт, что Август наказал за разврат собственную дочь и внучку.

Законодательство Августа впервые в истории устанавливало ответственность за бездетность (могли получить только часть наследства) и безбрачие (лишение наследства). Были предусмотрены льготы тем, кто имел трех и более детей 1 .

IX. Помимо брака римское право признавало так называемый конкубинат - законное сожительство. Конкубинат в современном понимании весьма близок к понятию гражданского брака: стороны состоят в длительном незарегистрированном сожительстве, при этом никто из них не состоит в другом зарегистрированном браке.

Главное отличие конкубината от брака, и прежде всего брака, заключенного посредством usus, - это отсутствие намерения у сторон заключить брак.

Как правило, конкубинат существовал между лицами разного социального положения, например сенатором и вольноотпущенницей.

Конкубина имела статус сожительницы. Это означало, что она не является частью семьи мужа, не может требовать его официальной защиты. Дети, рожденные в конкубинате, считались незаконнорожденными.

X. Отдельную категорию составляли отношения, связанные с адюльтером (adulterium) - сожительство мужчины с замужней женщиной. Дети от подобного сожительства являлись незаконнорожденными и составляли особую категорию - спурии.

Сожительство мужчины с незамужней женщиной называлось ступрум (stuprum); дети от подобного сожительства также назывались спуриями.

  • «Дозволено брать жену из третьей степени родства, но, однако, только дочь брата,а не дочь сестры, или сестру матери, хотя они и относятся к той же степени родства»(Ulp.5.6).
  • Книга 23, титулы 3-5; Книга 25, титул 1.
  • «Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающиеположение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйтизамуж за других. И следует дать общее определение: пока известно, что находящийсяв плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружест-во, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака. Если же не из-вестно,находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть,то по истече-нии пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступитьв другое супружество, но с тем, од-нако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами и каждый (из бывших суп-ругов) сохраняет свое право безвсякого ущемления; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) общине,а жена захвачена в плен» (D.24.2.6).

Брак как союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава. Историография семьи в Древнем Риме. Формы заключения и прекращения брака. Его основы у римлян по законодательству Августа. Брак в системе римского права.


Введение

1.1. Брак у римлян до возникновения права

1.2. Брак в системе римского права

1.3. Брак у римлян по законодательству Августа

2. 1. Формы заключения брака

2.2. Формы прекращения брака

Заключение

Введение

Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Брак (matrimonium) - “союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава”. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований “человеческого права” брачный союз подчиняется установлениям гражданского нрава (в равной степени публичного и частного), как проявление требований “божественного права” брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческого нраву. В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше - отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами, и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Вплоть до образования Римской империи римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

1. Историография семьи и брака в Древнем Риме

1.1. Брак у римлян до возникновения права

Память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего установлению семьи. С тех пор как мы знаем что-нибудь о римлянах, мы находим у них уже прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого (первоначально носящая общее название manus ) объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое Покровский И.А.. История римского права. - СПб., издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.С.449- 458 .

Эта патриархальная семья cum manu над женой устанавливалась посредством брака в троякой форме.

Первая из этих форм - confarreatio . Это акт религиозный; совершается он в присутствии 10 свидетелей, которых считают за представителей 10 курий, при участии жрецов (pontifex maximus и flamen Dialis) и состоит в целом ряде различных сакральных обрядов, сопровождаемых «certis et solemnibus verbis» «ясными и торжественными словами». Среди этих обрядов центральное место занимает освящение и вкушение женихом и невестой особого хлеба - panis farreus , откуда и самая форма получила свое название.

Вторая форма - coёmptio , т. е. покупка жены у ее paterfamilias или у ее опекуна. Как и всякая покупка в то время, она совершается в форме mancipatio: в присутствии 5 свидетелей и весовщика (libripens) с весами жених произносит соответствующую формулу и затем передает металл домовладыке невесты. Но, по-видимому, этому акту mancipatio предшествовал обмен вопросов о согласии; сначала жених спрашивал невесту «an tu mihi materfamilias esse velis» «желаешь ли ты быть у меня матерью семейства?» и получал от нее утвердительный ответ; затем такой же вопрос предлагала она. Вероятно, эти обоюдные ответы о согласии давались также в известных, обрядами санкционированных словах; по-видимому, обычной фразой невесты было: «ubi tu Gajus, ibi ego Gaja» . Но, во всяком случае, юридический момент акта лежал не в этих брачных обрядах, а в акте mancipatio. Весьма возможно, что в более раннее время coёmptio была подлинной реальной покупкой жены, но уже очень рано она стала простой формой - imaginaria venditio (воображаемая продажа).

Историческое соотношение этих двух форм между собой неясно; многие ученые считают confarreatio формой специально патрицианской, а coёmptio формой, возникнувшей у плебеев и лишь впоследствии ставшей общей. Думают даже, что confarreatio навсегда осталась для плебеев недоступной.

Помимо этих двух форм, manus над женщиной, а следовательно и семья, могла быть установлена usu «пользованием», т. е. фактическим брачным сожительством в течение года. Мы имеем здесь применение к семейственным отношениям вещно-правового института давности: подобно тому, как владение вещью в течение двух лет для недвижимости и одного года для ceterae res превращалось в собственность, так и здесь сожительство в течение года давало мужу manus над женой. В древнейшем своем применении usus имел, вероятно, своею целью санкционировать брак, заключенный с каким-нибудь пороком в форме, или брачное сожительство, возникнувшее вовсе бесформально, например, путем похищения.

Брак, возникнувший одним из указанных способов, есть брак cum manu : жена, как в личном, так и имущественном отношении подпадает под власть мужа (или его paterfamilias), занимает место дочери - filiae locum optinet (Gai. I. 111). Она входит всецело в состав его familia, делается агнаткой как его самого, так и всех его родственников. Вместе с тем она окончательно порывает все агнатические связи со своей прежней семьей, делается для своих родителей, братьев и т. д. юридически чужой со всеми последствиями такого отчуждения (теряет права наследования и т. д.). Как filia, она подлежит власти своего мужа со всеми атрибутами ее абсолютности.

Только такой строго патриархальный брак cum manu был известен римлянам в древнейшее время.

1.2. Брак в системе римского права

В эпоху создания римского права стал намечаться брак иного характера . Законы XII таблиц, санкционируя установление manus посредством usus, говорят в то же время, что жена может воспрепятствовать установлению manus, прервать течение давности удалением из дома мужа на три ночи - usurpatio trinoctio XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 - 272. .

Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь, с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, будет юридически для него чужой, сохраняя свое прежнее положение в старой семье.

Конечно, со строго юридической точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком; тем не менее, римское право уже ранней эпохи признало его за matrimonium justum «законный брак»: дети от такого сожительства считаются не внебрачными детьми, а детьми законными; они подлежат власти (patria potestas) отца, входят, как агнаты, в его семью и т. д. Жена, мать этих детей, есть uxor своего мужа, а не наложница, но только она не подлежит manus mariti, стоит в брачном сожительстве рядом с мужем, как существо свободное и самостоятельное.

Появление этого нового брака знаменует собою в римской истории крупнейший поворотный пункт. В непроницаемом единстве староримской патриархальной семьи была пробита первая брешь: если прежде paterfamilias закрывал собою всех членов своей семьи, над которыми он властвовал со всею юридической неограниченностью, то теперь в браке sine manu жена вышла из этой патриархальной оболочки и стала рядом с мужем, как личность самостоятельная. Вместе с тем впервые возник вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя самостоятельными личностями. Если ранее, в браке cum manu, семейственные отношения представляли лишь разновидность вещных (manus принципиально равна dominium), то только в браке sine manu появились впервые отношения особенного, семейственного характера.

Появление брака sine manu не уничтожило сразу брака cum manu; новая форма сначала стоит только рядом со старой и лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба вида брака существуют рядом, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим. Старые формы установления manus постепенно вымирают.

Но уже в начале Римской империи в этом отношении встречаются большие затруднения: круг возможных кандидатов суживается все более и более; очевидно, manus mariti отпугивает жен от этой формы.

Ввиду этого в 23 г. н.э. издан был закон, освобождающий confarreatio от этого цивильного последствия, и в таком виде (без manus) confarreatio продолжала встречаться вплоть до полного исчезновения язычества. Наконец, coёmptio сохраняется также еще в эпоху классических юристов (Гай говорит о ней, как о форме практической), но уже не как способ установления настоящего брака, а как coёmptio fiduciarea в целях приобретения женщиной некоторых льгот - напр., для освобождения от законных опекунов и для замены их опекуном по избранию (tutelae evitandae gratia: женщина выходит фиктивно замуж, вследствие чего опека агнатов над ней прекращается; вслед за тем ее фиктивный муж ремансипирует ее тому, кого она желала бы иметь своим опекуном; этот последний эмансипирует ее в свою очередь, но, как manumissor, остается ее опекуном.

Однако, с IV столетия н.э. coёmptio уже и в этом искусственном виде не встречается.

Таким образом, уже в эпоху классических юристов единственным видом настоящего брака является брак sine mani . Его историческое происхождение объясняет и всю его юридическую природу . Возникнув из простого брачного сожительства для избежания manus, новый брак заключается и в позднейшее время путем простого брачного соглашения , за которым следует привод жены в дом мужа - deductio in domum , - сопровождаемый, конечно, различными бытовыми обрядами, но все эти обряды юридического значения не имеют.

Полная бесформальность брака, при формальности целого ряда других, менее важных юридических актов, представляется, конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением брака sine manu. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена необходимость церковного венчания.

1.3. Брак у римлян по законодательству Августа

В конце республики, под влиянием общего морального распада, семейная жизнь пережила особенно острый кризис. Разврат вне семьи и в семье приобрел ужасающие размеры; отношения брачные стали сплошь и рядом уродливыми; супруги старались избежать детей; свободой разводов стали злоупотреблять, преследуя при этом чисто спекулятивные цели.

Для борьбы со всем этим император Август издал ряд весьма решительных законов. Такова прежде всего lex Julia de adulteriis , закон 18 г. до н.э, устанавливающий наказания за прелюбодеяния (relegatio); наказанию подвергаются не только непосредственные виновники, но и попустители; в качестве таковых подлежат наказанию муж и отец виновной жены, если они не возбуждают преследования.

В связи с этим находится другой закон либо того же 18 г. до н.э., либо 4 г. н.э. - lex Julia de maritandis ordinibus , внесший целый ряд весьма существенных положений в область брачного права. Этот закон был дополнен затем в 9 г. н.э. по предложению консулов Папия и Поппея, причем эти дополнения у позднейших юристов объединяются с предыдущим законом под общим именем lex Julia et Papia Poppaea . Вся совокупность брачного законодательства Августа наложила свой отпечаток на всю дальнейшую историю римских семейственных отношений и вызвала к жизни целый ряд весьма существенных юридических явлений.

Карая adulterium и stuprum, Август изъял от наказания тот случай, когда сожительство имеет внебрачный характер вследствие препятствий, полагаемых самим законом - напр., вследствие запрещения браков между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенницами. Сожительство при таких условиях, если оно сопряжено с брачными намерениями обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке, не подлежит наказнию - extra poenam legis est «не подпадает под кару закона». Такое сожительство называется конкубинатом и отличается от всех прочих случайных связей; дети, рожденные от конкубината, хотя и не являются законными, но зато отличаются и от незаконных (spurii или vulgo concepti); они - liberi naturales . С течением времени им предоставляются даже известные ограниченные права наследования, право быть известным образом узаконенными и т. д. Вследствие этого на конкубинат начинают смотреть, как на некоторый суррогат брака. Так рядом с браком в истинном смысле слова возникло брачное сожительство, так сказать, низшего порядка - некоторые inaequale conjugium . Но оно является, конечно, только редким исключением.

Борясь, далее, с наклонностью к безбрачию и бездетности, Август прибег к следующей чрезвычайной мере. Lex Julia et Papia Poppaea устанавливает прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 л. и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 л. состоять в браке и иметь детей . Лица, не выполняющие этой обязанности, подвергаются известным и весьма существенным ограничениям: не состоящие в браке (coelibes ) не могут вовсе ничего получать по завещаниям, а состоящие в браке, но не имеющие детей (orbi ), могут получать только половину. Все то, что они получить не могут (incapaces), является caducum и идет или в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, или же в казну. При этом Август определяет даже количество детей, которое необходимо иметь, чтобы не считаться за бездетных: для мужчин достаточно одного ребенка, а для женщин нужно три (для вольноотпущенниц даже четыре). Женщины, удовлетворяющие этому требованию, имеющие т. н. jus trium liberorum «право трех детей», помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользуются и другими преимуществами. - Но этот столь решительный закон, разумеется, своей цели достигнуть не мог, и если впоследствии положение дела в этом отношении улучшилось, то в зависимости от некоторого общего улучшения в состоянии римского общества, а не от кар закона. Своими постановлениями о caduca lex Julia et Papia Poppaea вызвал только разнообразные средства для своего обхода и большую путаницу. Тем не менее, правила эти существовали в течение всего классического периода и были отменены только Константином.

Вступление во второй брак по прекращении первого (хотя бы путем развода) в течение всего республиканского и классического периода не встречало никаких препятствий со стороны закона и не навлекало на вступившего в новый брак супруга никаких ограничений. Даже напротив, lex Julia et Papia Poppaea лиц, не вступивших в новый брак по прошествии известного времени после прекращения первого, подвергал правилам об incapacitas (неспособность наследовать по завещанию).

В послеклассическом праве, однако, появляются уже известные ограничения, имеющие своей целью оградить интересы детей от первого брака: parens binubus лишается права распорядиться всем тем, что он получил от первого брака (так называемым lucra nuptialia); он может только этим имуществом пользоваться; после же его смерти оно должно во всяком случае перейти к его детям от первого брака. Кроме того, своему новому супругу он не может ни подарить, ни завещать более того, что он оставляет каждому из своих детей от первого брака.

Вдова, вступающая во второй брак, должна сверх того соблюсти т. н. траурный год , т. е. промежуток в 10 месяцев со времени прекращения первого. Целью этого ограничения является, с одной стороны, соблюдение известного пиетета к покойному мужу, а с другой стороны, устранение т. н. turbatio sanguinis , т. е. затруднений в определении того, кто должен считаться отцом ребенка, если таковой родится в течение 10 месяцев по прекращении первого брака.

2. Формы заключения и прекращения брака

2.1. Формы заключения брака

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus) Омельченко О. А. Основы римского права. - М., 1994. С.137. .

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. Эти события могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обязательно предшествует браку: одновременность делает ничтожными оба события и весь брак в целом.

Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов - их родителями, опекунами и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время -- присутствием свидетелей).

Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.

По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.

Существовало три способа заключения брака:

* торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 7 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался "конферрацией"

* мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н.э. превращается в фикцию и затем исчезает;

* брак " sine manu ", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.

С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М., 1996. С.178. .

2.2. Формы прекращения брака

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. .

Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, брак sine manu может быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

И в этом отношении должна быть отмечена глубокая разница между двумя видами брака. Брак cum manu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены); единственным ограничением служила только необходимость соблюдения принципа contrarius actus: брак, заключенный посредством confarreatio, мог быть расторгнуть посредством такого же сакрального акта diffarreatio , брак коэмпционный - посредством remancipatio . Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены (repudium ). Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.

Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).

В вопросе о разводе Август, не затрагивая самого принципа свободы разводов, в lex Julia de adulteriis предписал, чтобы расторжение брака было объявляемо в присутствии семи свидетелей, причем обыкновенно это делалось в виде вручения разводного письма - libellus repudii . За этим чисто формальным ограничением, свобода разводов сохранилась в римском праве до самого конца. Правда, вопрос о причинах развода не остается вовсе безразличным; развод без основательной причины (sine justa causa) влечет за собой для стороны виновной известные имущественные штрафы : если жена подала повод к разводу своим поведением или если она дала развод без всякого повода со стороны мужа, она теряет в пользу последнего свое приданое; если в том же повинен муж, он теряет в пользу жены т. н. donatio propter nuptias. Но этим исчерпывается все: брак даже при полном отсутствии причин будет расторгнут; какой-либо проверки основательности причин со стороны суда или какого-нибудь иного учреждения римское право до конца не знало.

Заключение

Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя - идеей главенства мужа в общесемейных делах.

Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu mariti); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости - то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) - к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

Такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.

Библиографический список литературы

Источники

1. XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 - 272.

2. Институции Гая // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 - 281.

3.Памятники римского права: Законы ХІІ таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М.: Зерцало, 1997.

Литература

1. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юрид. лит. 1986.

2. Новицкий И. Б. Римское право.- М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.

3. Омельченко О. А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.

4. Покровский И.А.. История римского права. - СПб., Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.

5. Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М.: Юристъ 1996.

6. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву.- М.: Юрид. лит. 1991.

Подобные документы

    Правовая сущность брака в римском праве. Виды брака и формы его заключения. Характеристика условий вступления в брак. Личные и социальные качества партнеров для признания их союза правовым. Отличие брака от конкубината. Способы совершения брака в Риме.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия. Сущность брака, порядок его заключения. Фиктивное состояние брака - фиктивный брак, основания, по которым брак признается недействительным.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2009

    Брак - союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке; права и обязанности сторон. Понятие прекращения брака, социальные причины разводов. Правовые основания для государственной регистрации расторжения брака.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Брак как равноправный союз мужчины и женщины. Личные и имущественные права и обязанности, направленный на создание семьи. Основные признаки брака. Порядок заключения брака в органах записи актов гражданского состояния: правила и исключения из них.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Семейное право регулирует семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Брак – свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением закона, направленный на создание семьи.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2008

    Характеристика предпосылок всеобщей кодификации права. Кодекс Феодосия как официальный сборник императорских конституций. Рассмотрение способов заключения брака в Древнем Риме. Понятие выморочного наследства. Особенности формирования римского права.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2012

    Основные цели заключения брака. Право на вступление в брак, порядок его заключения. Определение разновидностей брачных отношений. Особенности признания брака недействительным. Имущественные права и обязанности супругов. Основания расторжения брака.

    презентация , добавлен 28.03.2016

    Понятие и формы брака. Способы заключения и расторжения брака по римскому праву. Защита субъекта права от неправомерных действий заранее известного лица. Действие института лишения всех прав гражданина. Давность владения в отношении земельного участка.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2015

    Брак - важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины. Политика государственной власти на повсеместное распространение гражданской формы заключения брака.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2013

    Изучение условий и порядка заключения брака, союза мужчины и женщины, направленного на создание семьи и порождающего у них взаимные права и обязанности. Анализ расторжения брака в судебном порядке и прекращения брака в случае смерти одного из супругов.

Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Виды законного римского брака:

cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

16. Понятие вещи и ее классификация.

Юридическая классификация вещей частного права

1. "Вещь - означает все то, что представляет собой некоторое

единство и имеет имущественную ценность" (Д.50.16.1.23). "Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения" (Д.50.16.23).

2. "Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого" (Д.1.8.1).

Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в состав чьего-либо имущества.



"Священные вещи - те, которые посвящены богам обществом" (Д. 1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умершего на своей земле. К данному виду вещей относятся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т п.

Святым являлось то, что защищалось от противоправных действий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией" (Д. 1.8.9). В число таких вещей входят, например, городские стены.

Вещи человеческого права разделялись на публичные и частные.Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, апри-надлежали некоей совокупности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политической (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

3, "Вещи частного права ~ это те, которые принадлежат отдель

ным лицам" (Д.1.8.1).

Главным делением вещей по римскому праву было различение

телесных и нетелесных вещей.

Нетелесные вещи - "те, которые не могут быть осязаемы; та-ковыте вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие какнаследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либообразом" (Д. 1.8.1.1).

Телесные вещи - "те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля,раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи"(Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которых может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

Недвижимые вещи - земельные участки и все то, что с ними

неразрывно связано и не может быть отделено без существенного повреждения. Сюда относятся здания, растения. Движимыми вещамимогут быть любые вещи, не отнесенные

к числу недвижимых. Среди них в римском праве выделялись

вещи, осуществлявшие движение собственной силой. К делимым вещамотносятся те вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте). Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе ихис-пользования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в гражданском обороте, а их износ происходит постепенно, растягиваясь во времени.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме - в виде манципации.

Манципация проходила в строго установленной форме с обяза-тельнымучастием не менее пяти свидетелей. Пропуск какоголибо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки не-действительной, даже если она была уже исполнена.

Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.

Вещи, находящиеся в обороте, Вещи, изъятые из оборота.

Главная вещь самостоятельно участвует в обороте, принадлежность же следует судьбе главной вещи; если последняя передается, то вместе с ней передается и ее принадлежность.

a. находящиеся в обороте – res in commercio (частные лица могут совершать сделки)

b. изъятые из оборота – res extra commercium (сакральные, публичные, общие – воздух…)

5. Самостоятельный вид вещей – плоды (fructus):

a. цивильные – fructus civiles – тот доход, который вещь приносит ее собственнику (раб: по договору найма приносит доход = цивильный плод собственника вещи)

b. натуральные – fructus naturales – то, что дает сама вещь (молоко, шерсть, любой приплод от домашних животных.

Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Правильный брак - союз, заключенный мужчиной и женщиной единого правового качества; это брак заключался в специальных, призванных законами формах, это брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз - союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между пелегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Брак характеризовал:

    Взаимностью: в него вступают два партнера. При чем, безусловно, равенство сторон не является обязательным условием брака;

    Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;

    Согласием партнера;

    Наличием полой связи между партнерами в браке;

    Стремление патеров заключить именно брачный союз;

    Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т.п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий стало под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

    Matrimonium justum - законный римский брак между лицами, имеющими ius conubil;

    Matrimonium juris gentium - брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

    Cum manu mariti - брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж быд подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступление в брак cum mfnu она становится persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

    Sine manu mariti - брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым наименованием основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпала под его власть - по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов.)

Способы заключения брака cum manu :

    Религиозный свадебный обряд;

    Путем покупки жены;

    Признание брака по истечении давности пребывания жены в доме в течении 1 года без каких либо претензий со стороны родственников.

Способы заключения брака sine manu :

    Увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера.

    Совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Заключению брака обязательно должно быть предшествовать обручение . Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отделены руг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов - их родителями, опекунам и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более ранее время - присутствие свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обстоятельства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием в заключение других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Условия заключения брака:

    Достижения брачного возраста (для мужчин - 14, для женщин - 12 лет);

    Согласие домовладыки для жениха и невесты, если они состояли под властью домовладыки. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

    Согласие вступающих в брак;

    Отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе 5(6) степени по боковой линии) или свойства;

    Если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке;

    Право вступать в полноценный, признанный законом брак.

Брачные препятствия:

    Не достижение брачного возраста;

    Отсутствие согласие домовладыки или вступающих в брак;

    Наличие отношений родства или свойства;

    Душевная болезнь;

    Отсутствие права вступать в полноценный, призванный законом брак;

    Если партнеры является субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства перегрины и т.п.)

    Несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистром и женщиной, подпадающей под его должностную власть;

    Религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

Брак, заключенный по всем требованиям права, мог быть прекращен только по правовым основаниям.

Способы прекращения брака

    Смерть одного из супругов;

    Утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства. По возращении из плена брак восстанавливался;

    Развод - заявление от отказе от брачного союза.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускал как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению от брачной жизни.

Односторонние заявление о разводе были допущены в случае, если другой супруг:

    Нарушил верность;

    Покушался на жизнь первого супруга;

    Допустил какое-то другое виновное действие.

Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.