Каковы особенности содержания общения с детьми. Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Особенности общения дошкольников

Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это "безобразие". Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое "кривляние" имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование, драматизация, - так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою - отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое "Я" прежде всего посредством демонстрации своей собственности: "Смотри, что у меня есть!", "Это мое!". Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны - дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: "Ты прыгаешь, и я прыгаю", "У тебя зеленые тапочки - и у меня такие же". Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, - это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение - то есть игра. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. "Окружающими" для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет - и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

Старший дошкольный возраст

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители конечно же должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности. Однако, это уже тема следующих отдельного разговора.

Матрена Огоюкина
Консультация «Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте»

1.1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения » М. И. Лисина дает следующее определение понятия общения . Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется , то у дошкольника она уже становится одной из главных.

Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей общения со взрослыми .

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником , навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и. т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику , характеризуется значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения , то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность , ненормированность, незаданность никакими образцами : дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и. т. д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения . Однако нерегламентированность и раскованность общения , использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста .

Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог , который распадается из-за отсутствия ответственной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми , чем со взрослыми.

Таким образом, перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста . Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам .

В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками , в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом общении со взрослыми . Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника . Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником .

деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;

личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала» , т. е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;

познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.

В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов : положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.

В исследованиях М. И. Лисиной и А. Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками , качественно отличающих его от общения со взрослым .

большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;

сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику ;

нестандартность и нерегламентированность общения детей , характеризующиеся особой раскованностью , ненормированность, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения ;

преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить диалог , который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.

Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками : эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье . Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения, как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения.

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста . В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях : на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом , они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата . Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.

В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения . Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение » , не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе : одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками , среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития .

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного .

На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками. А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская. Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом:
Общение в дошкольном возрасте определяет , произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно познавательная и внеситуативно личностная.
Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно деловую и внеситуативно деловую формы общения со сверстниками.

Тема 1.4. Основы психологии группы.

Вопрос 2. Особенности общения и группового поведения в дошкольном и школьном возрасте.

Базовые понятия: общение, группа, статус.

Вопросы для изучения:

1. Особенности малой группы детского сада.

2. Особенности общения в дошкольном возрасте.

3. Развитие общения в школьном возрасте.

Особенности малой группы детского сада.

Рассмотрим специфику малой группы детского сада. Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.

Применительно к детской группе Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

1. поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

2. эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения.

3. когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки.

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.



В основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности. Анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста – дружескими отношениями.

Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.

Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации.

А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:

1. ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.

2. ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.

3. ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.

4. ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

a. наличие взаимных симпатий;

b. наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;

c. наличие сопереживания;

d. наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;

e. наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Особенности общения в дошкольном возрасте.

Рассмотрим, как изменяется общение детей друг с другом в дошкольном возрасте. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения. К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживанием имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений).

Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

В сфере общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.

В общении детей со сверстниками выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):

1. Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и само выражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-

мимические.

2. Ситуативно-деловая форма возникает примерно в 4 года. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.

3. Внеситуативно-деловая форма наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они "играют рядом, а не вместе". О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения.

1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

2. Ситуативно-деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

3. Внеситуативно-познавательное общение. С появлением первых вопросов ребенка: "почему?", "зачем?", "откуда?", "как?" - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее" как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

В этой статье:

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Это хорошо, если малыш легко может завязать дружбу на детской площадке или в садике.

В общения детей несколько важных моментов. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Кроме того, в процессе взаимодействия малышам проще развивать речь, выучивать новые слова.

Нельзя лишать ребенка возможности играть, разговаривать, дружить с другими детьми. Роль общения велика для всех детей. Для малышей с отклонениями в физическом или психическом развитии возможность дружить, играть вместе тоже значит очень много. Это помощь в социализации, возможность научиться быть членом общества даже вопреки своим проблемам. Не менее важным является здоровое общение малыша и его родителей.

Роль общения для психического развития

Конечно же, для всех малышей дошкольного возраста общение необходимо. Не только с точки зрения развития личности и обучения. Еще одна роль общения- снятие стресса, напряжения от занятий.

Самые обычные дружеские разговоры, шутки, тайны – все это составляющие эмоциональной жизни малыша.

Общение с другом дает массу положительных эмоций даже в таком раннем возрасте, как 3-4 годика. Первое, с чего следует начать, это речевая функция.

Можно разделить две главные роли процесса общения у детей дошкольного возраста:

  • развитие и обучение;
  • социальная необходимость.
Дети не только делятся опытом, новыми словами, понятиями, развитии мышления и интеллекта. Им необходимо чувствовать свою принадлежность к обществу
. Социальный характер общения сейчас выражается в совместных играх и другой деятельности.

Речь и мышление

Рассмотрим коммуникацию с точки зрения речи. Речь относится к высшим психическим функциям человеческого мозга. Кроме того, это возможность выразить себя, показать миру собственную личность.

Речь участвует в развитии мышления. И, что очень важно,
речь, речевая деятельность имеет социальную значимость. Человек, способный выражать свои мысли на доступном и понятном языке, является частью общества.

Общаясь между собой, дети познают самих себя. Они могут высказать, что им нравится, что не нравится. Они формируют друг у друга представление о себе. Без слов это сделать возможно, но очень сложно. Речь несет в себе эмоции человека .

Речь и язык

Язык является средством общения и выражения мыслей. Это связь человека с внешним миром. Человек может различать и понимать множество языков. Чем лучше он знаком с языком,
тем проще на нем выражать свои мысли. Самое простое – родной язык. Родной язык принимает основное участие в развитии личности.

Существует множество альтернативных языков для тех, кто лишен возможности общаться вербально. Это помогает детям с физиологическими отклонениями сохранять возможность нормальной коммуникации.

Психическое развитие детей от 3 до 6 лет

Нормальное психическое развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) предусматривает следующие навыки:

  • научиться правильно использовать родной язык;
  • решать ситуационные задачи;
  • находить общий язык и общаться с другими детьми;
  • уметь общаться со взрослыми людьми (родителями, родственниками, воспитателями, посторонними);
  • правильно вести себя в обществе (детей, взрослых);
  • понимать эмоции других людей (эмпатия).
Во всех этих пунктах главную роль играет живое общение. Без него ничего не получится.
Социальные механизмы сами собой не открываются для человека. Взаимодействие с разными людьми, совместная деятельность, игры - все это дает возможность правильного психического развития.

Речевое развитие

Малыш к 3 годам знает больше 1000 слов. Этот объем будет стремительно увеличиваться, если у малыша будет возможность общения. Родители обязательно должны уделять
внимание занятиям с малышом.

Это не обязательно классические задания – хватит и простых разговоров, чтения вслух. От родителей дети учатся правильной родной речи. В развитии словаря, лексики, грамотного использования всех частей мама и папа принимают участие еще задолго до того, как ребенок начнет говорить.

Второй важный момент общения с родителями - правильное произношение звуков . Еще с 2 лет дети начинают повторять слова. К трем годам они уже строят простые фразы, могут что-то рассказывать, пересказывать тексты. Часто родители замечают речевые дефекты. Но не спешите обращаться к логопеду.

Для детишек младшего дошкольного возраста неправильное произношение многих согласных звуков - результат
отсутствия практики. Обратите внимание на те звуки, которые крохе не даются.

Старайтесь подобрать как можно больше слов с ними. Не нужно говорить «ты неправильно произносишь, это ошибка». Лучше просто спокойно повторите правильный вариант. Так, в процессе простого разговора, игры, общения, вы можете исправить большинство дефектов речи у маленьких детей.

Особенности общения у детей от 3 до 6 лет

По мере развития ребенка происходит и развитие потребности в общении. Роль живого общения становится все более важной – уже к 5-6 годам могут сформироваться прочные дружеские связи. С 3 лет родителям необходимо стимулировать интерес крохи к совместным играм с детьми.

Дети 3 лет

Начинаются ролевые игры. Сейчас общение стимулирует память, речь, дает малышу новые слова и понятия. Ускоряется общее развитие ребенка. Если сравнить малыша, который не посещает садик, имеет мало социальных контактов, и того, который посещает садик, то мы увидим следующее.

Малыш из садика более коммуникабельный, самостоятельный. Он уже не бежит по любому поводу за помощью к маме, а пытается сам решить поставленную задачу. В его психическом развитии наступает переломный момент. Малыш уже готов многие вещи делать сам.

Дети 4 лет

Роль общения в развитии малышей 4 лет приобретает важный социальный характер. Дети научились получать обратную связь от общества. Теперь они учатся быть его частью. Многие из них даже дома следуют каким-то его правилам. У девочек появляются понятия о красоте, моде. Они формируются спонтанно.

Например, девочка просит маму завязывать ей обязательно два хвостика в садик, потому что «все так ходят» . Для нее важную роль играет принадлежность к сообществу. Нельзя сейчас обвинять детей в том, что они хотят быть «как все». Этот период очень важен. Просыпается социальная составляющая личности. Малыш стремится следовать правилам общества, в котором находится.

Дети 5 лет

У детей 5 лет уже начинается период, когда дружба становится необходимой . Нужен человек, контакты с которым будет приносить удовольствие. Обычно более крепкие дружеские отношения сейчас завязываются между

девочками. Мальчикам проще, ведь их игры и общение не носят настолько эмоциональный характер. Роль общения теперь меняется. Разговор становится потребностью. Детям теперь нужны дружеские связи, возможность общаться с тем, с кем есть общие интересы.

Дети 6-7 лет

В этом возрасте детишки идут в школу. Тут начинается общение совсем другого уровня, нежели в детском саду. Хотя в нем все еще остается компонент обучения, обмена опытом . Сейчас укрепляются старые дружеские связи, а завязать новые значительно легче.

Теперь общение – необходимый элемент в правильном волевом и эмоциональном развитии. Начинается период,
когда дети соперничают друг с другом. Каждому хочется лучше учиться, чтобы учитель похвалил его перед другими.

В учебе, спорте, творчестве нужны, с одной стороны, друзья, а с другой - соперники.

Роль общения все более важная. Теперь дружба завязывается не ради лишь совместных игр, а ради взаимодействия. С другом делятся проблемами, вместе решают их. А вот у детей с проблемной эмпатией этот процесс замедляется. Для построения крепких дружеских отношений необходимо чувствовать эмоциональное состояние партнера.

Благоприятный климат

Нормальное общение между детьми нуждается в благоприятном климате, в котором дети будут готовы дружить, общаться. У них есть игрушки, кто-то из взрослых находится рядом. Все спокойно, безопасно, никто не проявляет признаков агрессии. Конечно, идеальной среды не бывает нигде, будь то садик, двор, дом друга…

Задача родителей и воспитателей – обеспечить как можно более комфортную атмосферу для общения и совместных игр детей.

У детского сада есть, конечно, свои негативные стороны. Но по сравнению с пользой для малыша они несущественны. Здесь дети в простой форме постигают важнейшие социальные механизмы. Что дает им общение в детском коллективе:

  • развитие речи;
  • совершенствование психической деятельности;
  • самостоятельность (до определенной степени);
  • умение отстаивать свою точку зрения или соглашаться с другим (развитие социального компонента общения);
  • возможность понимать эмоциональные состояния других людей (эмпатия, сопереживание).

Для детей дошкольного возраста детский сад – отличная возможность научиться всему этому без проблем.

Детский сад

Некоторые родители очень негативно отзываются о детских садах, так как :

  • в саду родители не могут быть рядом;
  • там невкусно кормят;
  • много детей, мало игрушек;
  • воспитатель не может уследить за всеми;
  • кроха в 3 годика еще не готов к саду и т.д.

Возможно, это и так. Многие малыши жалуются на садовскую еду, им не нравится рано вставать… Но у детского сада есть одно огромное преимущество: это настоящая школа общения. Для детей дошкольного возраста это идеальные условия, чтобы научиться социальному взаимодействию.

В садике дети знакомятся, находятся вместе весь день. Тут начинает активно формироваться социальное «я». Создается свое маленькое общество. У него свои нормы поведения, правила и социальные роли.

Дома с мамой или бабушкой всегда можно договориться. Игра, разговоры, еда - все по правилам, которые нравятся детям. Тут же придется отстаивать свои интересы, мириться с желаниями других детей. Кроха быстро учится общению, улаживанию конфликтов. Конечно, все это безопасно. Воспитатель поможет помириться тем, кто поссорился.

Роль взаимодействия и общения в детском саду первостепенная. Дети учатся самостоятельности, перенимают друг от друга новые навыки. Тут активно развивается устная речь. Дети выучивают до 20 новых слов в неделю.

Адаптация в садике

Первый и самый важный урок малыш получает во время периода адаптации. Не будем сейчас рассматривать физические аспекты этого процесса –остановимся лишь на психологических. Гораздо проще в саду тем детям, которые быстро идут на контакт. Тут-то впервые можно увидеть, как малыш чувствует себя в обществе других детей.

Кто-то занимает активную позицию - знакомится, пытается играть с другими, разговаривает. Другие дети
сидят в сторонке, ждут, пока что-то другой заговорит с ним первый. Конечно, воспитатели помогают всем подружиться посредством совместных игр.

Психологическая адаптация длится дольше, чем физическая. Для родителей очень важно сейчас не «дергать» ребенка и дать ему самому разобраться в ситуации.

Все дети во время адаптационного периода плачут, просятся домой, не хотят в садик. Придется проявить некую жесткость. Забирать его на несколько дней домой, потом снова отводить в садик, ругаться - это не лучший вариант. Так адаптация будет длиться дольше. Дайте ему возможность приспособиться. Как только он заведет себе приятелей, привыкнет к стилю жизни в саду, ему будет гораздо проще.

Здесь роль общения очень высока. Приходится искать себе место в социальной группе. Малыш почувствует себя на своем месте, когда привыкнет к взаимоотношениям в садике и возможностям для игр.

Совместные игры детей

Лучший способ обучения детей младшего дошкольного возраста – это игра. Играя вместе, дети узнают очень многое:

  • новые слова и понятия;
  • новые имена, профессии, города;
  • расширяют свой кругозор;
  • моральные ценности, правила поведения;
  • учатся решать конфликтные ситуации;
  • учатся эмпатии и сопереживанию.

Игра - простое представление реальной ситуации. В ней дети «примеряют» на себя профессии, отношения внутри семьи.

Эмпатия

Важный этап в развитии психики ребенка - появление эмпатии. Человечек учится чувствовать эмоциональное состояние другого и, как следствие, сопереживать. Нормальная коммуникация подразумевает, что один человек понимает другого, когда тому грустно, он переживает или радуется.

Это возможно благодаря тому, что мы улавливаем и запоминаем мимику, жесты людей и соотносим их со своими . Конечно, у каждого проявления эмоций немного отличаются, но в общем мы все в этом похожи.

Мы знаем, что улыбка означает радость, хорошее настроение, что-то приятное. Вместе с тем мы отличаем грустную улыбку от улыбки истинной радости. Эти нюансы невозможно усвоить, находясь в отрыве от общества. У ребенка есть первые 3 года, чтобы постичь азы этой науки. Он научился понимать настроение родителей по мельчайшим деталям . Дальше - посторонние люди.

Так мы учимся понимать эмоции, строить близкие отношения с
людьми. Человек не осознает, как происходит это запоминание. Тут уже работает его мозг, подсознание .

Эта информация накапливается первые 3-5 лет, и затем мы уже знаем все необходимое. Это еще одна причина, по которой общение и социальная жизнь детей очень важны. Ограничивая детей в таких контактах, мы лишь отдаляем для них возможность нормально влиться в общество .

Воображение

Еще одна важная роль общения для психического развития - активизация воображения. Все начинается с игр. Чем сложнее игра, тем активнее работает воображение. В развитии человека этот момент один из важнейших.

Без воображения невозможно качественно решать ситуационные задачи. Кроме того, хорошо развитое воображение в дальнейшем поможет добиться креативного мышления.

Детские кружки и секции

У них несколько назначений. Кроме общего развития и получения знаний, это еще и место для общения. На фоне совместной деятельности общение здесь становится мотиватором для волевого развития.

В спортивных секциях дети не только сопереживают друзьям, но и хотят сами добиться успеха. Они сравнивают себя, оценивают свои достижения. Общаясь с другими, малыш учится правильно реагировать на свои победы и поражения. Кроме того, у товарища можно чему-то научиться.

Необходимость общения для развития

Возможность общаться должна быть предоставлена всем детям. Особенно тем, кто от природы ограничен в возможностях. Для них иметь друзей, разговаривать (во всех смыслах), понимать, испытывать близость с кем-то крайне важно.

Дети с проблемной коммуникацией

Для детей с ограниченными возможностями и проблемами развития контакты необходимы для нормального психического состояния. Они испытывают сильное давление со стороны окружающих. Без нормального общения образуется масса комплексов, которые могут лишь усугубить состояние и ввести ребенка в затяжную депрессию.

Тут на первое место встает общение – не как обучающий инструмент, а как средство для контакта. Чем больше
проблем, тем более закрытым становится малыш. Во многом он живет жизнью внутренней, уходит в себя.

Это значит, что к жизни в обществе он не приспособится . Важная роль коррекционной педагогики - подготовить детей к общению, взаимодействию, самостоятельной жизни.

Не стоит прятать малыша дома – лучше проводите больше времени на улице, ходите в развивающие центры для «особенных» детей. Там точно появятся друзья, с которыми можно будет и учиться вместе, и поиграть, да даже просто поболтать. Это и есть нормальное взаимодействие людей, которое дает человеку интерес к жизни.

Физиологические патологии

У детей с психологическими патологиями часто наблюдается отсутствие коммуникативных навыков. Проблема в том, что родители ограждали их от общения. С их точки зрения это защита ребенка, ведь над ним могут смеяться, обижать, оскорблять. На самом деле так родители лишь тормозят развитие детей, мешают им социализироваться.

Существуют центры помощи и развития для таких малышей – там они могут найти компанию . Конечно,
гораздо больше пользы для них в дружбе с детьми без патологий. Это дает им возможность развиваться, учиться, становиться заметно самостоятельнее. Особенно это относится к детям дошкольного возраста.

Для детей с нарушением слуха и речи важно видеть других людей. Это помогает им нормализовать эмоциональный план. Одна из особенностей глухих людей - умение точно подмечать мельчайшие перемены настроения человека. У них склонность к эмпатии. Конечно, без «тренировки» этого не добиться. Для того чтобы они могли лучше понимать других людей, влились в общество, им необходимо общаться, играть с другими, взаимодействовать.

Патологии психического развития

Для детей со сниженным интеллектом полезно находиться в компании других детей. Для них существуют специальные школы коррекционного типа, дефектологические классы.

Большая опасность для них лежит в развитии так называемого психологического инфантилизма. Если отсутствуют эмоции, впечатления, нормальное общение, то любой достигнутый прогресс сводится к нулю. Общение активизирует у них мышление, воображение, желание развиваться.

Для детей, страдающих аутизмом, возможность находиться среди людей очень важна. Да, они редко идут на контакт, предпочитают играть самостоятельно, не разговаривают. И все же для того, чтобы состояние ребенка не ухудшалось, ему необходима связь с миром . Родители, знакомые, врачи и медсестры стараются разговаривать с ними как можно чаще, предлагать книги, читать вслух.

Вопросы к детскому психологу

Многие родители теряются, не зная, как помочь своим малышам . Рассмотрим несколько вопросов, которые сами психологи признают распространенными. Ответы на них могут помочь родителям сориентироваться в воспитании ребенка.

Малышу уже 2 года, но он абсолютно не хочет играть с другими детьми. Тянется только к членам семьи. Что делать?

У ребенка, видимо, очень сильная связь с родителями, а братьев и сестер нет. Он много времени проводит в компании мамы, бабушки? Тогда ситуация вполне нормальная.

Ему вполне хватает общения с вами, а другие дети кажутся не настолько интересными. Маленький опыт общения с другими детьми перекрывается большим опытом общения со взрослыми.

Давайте ему больше самостоятельности, насколько это возможно. Не нужно всегда принимать участие во всех играх малыша. Кроме того, приглашайте в гости друзей с маленькими детьми – пусть он учится общаться и играть с ними на «своей территории». Все приходит с опытом.

Мой мальчик (3 года) не умеет знакомиться, завязывать дружбу. А у других детей это без труда получается. Что же делать?

Самое простое, что вы можете сделать, это научить его. С помощью игрушек разыграйте сценки знакомства. Нужны самые простые слова. Поиграйте в знакомство, предложите вашему малышу выбрать, чем куклы займутся после этого (игра, разговор…). У детей младшего дошкольного возраста во время игры отлично получается перенимать социальные механизмы. Такая новая ролевая игра ему точно понравится, так что скоро можно будет поэкспериментировать на площадке или в парке.

Второе – присмотритесь: в чем именно проблема? Малыш стесняется, плохо разговаривает? Его не принимают в игры? Причин может быть масса.

Мы не ходим в садик. Что же теперь – мой малыш не научится общаться и ладить с другими детьми?

Здесь практически все зависит от родителей. Не ходите в садик - ну и что? Есть детские площадки, куда можно ходить по 1-2 раза в день. Вы там точно найдете товарищей для крохи. Посещайте кружки творчества, спортивные секции, развивающие группы. Приглашайте к себе друзей с детьми, сами ходите в гости. У малыша масса возможностей общаться, дружить, даже если он не ходит в садик.

В садике у моей дочери (4 годика) совсем нет друзей.

Советую вам поговорить об этом с воспитателем. Он наблюдает за малышами, их играми, участвует во многих из них. Попросите воспитателя понаблюдать за вашей дочкой – что с ней происходит? Отстраненность от группы ,
отсутствие интереса к совместным играм может говорить о некоторых психических или психологических особенностях у детей.

Если она ходит в садик совсем недавно, то пока еще рано переживать. Идет адаптация. Возможно, она только присматривается к детям, пытается ориентироваться в этом новом месте. Конечно, если такое поведение сохраняется долго (2-5 месяцев), то стоит волноваться. Неплохо бы сходить с малышкой к детскому психологу.

В 4 годика дети уже хорошо разговаривают. Возможно, психологу она расскажет, почему не хочет играть и дружить с другими малышами.

Мой сын очень агрессивный, а ведь ему всего 3 года. Может ударить другого малыша, укусить, отнять игрушку. Что с ним происходит?

Агрессия в этом возрасте, как бы странно ни звучало, – это нормально. Малыш еще не умеет выражать свои негативные чувства. Что он может сделать, когда сильно раздражен или недоволен? Разве что укусить, ударить, поцарапать. Нельзя за это наказывать детей дошкольного возраста, а тем более бить. Агрессия вызывает еще большую агрессию. Вы только закрепите его представление о том, как решаются такие ситуации.

Лучше говорите с ним, объясняйте, что он сделал больно своему другу или вам, другим родственникам. Нужно показать крохе, как решать проблему без агрессии. Он быстро перенимает вашу модель поведения.

У сына была проблема с шипящими согласными. После того как он пошел в садик, она вроде бы исчезла. Так бывает?

Все, что касается развития речи у детей, очень сложный механизм. Бывает часто, что кроха не может правильно выговорить слово. Иногда из-за того, что родители тоже произносят его нечетко. После
похода в садик все исправляется.

Воспитатель говорит громко, медленно, и малыш хорошо слышит, как произносить звук.

Даже из общения между детьми он может усвоить правильное произношение. Не переживайте: если исправление произошло, то неправильное произношение не вернется. При наличии неопасных дефектов речи даже логопед не станет назначать терапию . Считается, что до 6-7 лет слабые дефекты исправляются сами собой.

Моей дочке уже 2 года, а она почти не разговаривает. Что делать?

Тут главный вопрос к родителям: вы разговариваете с дочкой? Читаете ей? Обсуждаете что-то? Если да, то все должно было быть нормально в психическом плане. Тогда лучше всего с этой проблемой обратиться к дефектологу, пройти обследование у ЛОР-врача . Иногда дефекты носоглотки мешают детям начать разговаривать вовремя.

Есть еще одна проблема, которая мешает развитию речи: когда дома слишком много телевизора, мультиков, компьютера. У ребенка тогда нет мотивации к разговору, общению. Родители оставляют телевизор – малыш сам себя развлекает. Активное слушание - это хорошо, но этого мало для нормального речевого развития. Нужно обязательно общаться с живыми людьми – детьми и взрослыми. Тогда все наладится.