Развитие добычи нефти в китае. Добыча нефти в китае продолжает падать

15:34 — REGNUM Падение нефтепроизводства в Китае продолжается. Согласно данным Государственного статистического управления КНР за май 2017 года, добыча черного золота упала здесь до минимума за последние шесть лет.

Отмечается, что добыча нефти в Китае сократилась на 3,7% в мае этого года по сравнению с тем же периодом 2016 года. Таким образом, нефтепроизводство уменьшилось на 3,83 млн баррелей в сутки и составило 16,26 млн тонн. Последний раз такой низкий показатель был зафиксирован в 2011 году. По мнению аналитика SCI International Гао Цзяня , сокращение нефтепроизводства в Китае обусловлено в настоящее время тем, что на самых крупных месторождениях страны стали с самого начала года сокращать добычу.

«Темпы падения добычи будут ослаблены в этом году из-за высоких цен на нефть», — считает Цзяня.

Небольшая стабилизация мирового нефтяного рынка привела к тому, что цена на черное золото не выходит за рамки $48−55 за баррель. Это, в свою очередь, способствует увеличению инвестиций в нефтяную отрасль. В результате чего падение добычи китайской нефти немного замедлилось.

С добычей собственного природного газа в Китае похожая история. В мае этот показатель упал до 12 млрд кубометров, если сравнивать объемы добычи газа с апрелем 2017 года. Это самый низкий уровень с октября прошлого года. Однако если сравнивать добычу газа в КНР в мае 2017 года с аналогичным периодом прошлого года, то этот показатель, напротив, вырос на 10,5%.

Напомним, что последние 15 лет добыча нефти в Китае стабильно росла, в 2015 году эта страна стала пятым по величине производителем черного золота в мире, однако в течение первых восьми месяцев 2016 года объем его добычи снизился на 5,7%. Крупные китайские госкомпании все больше стали снижать свои объемы добычи и сворачивать работы на дорогостоящих месторождениях после того, как мировые цены на нефть упали в 2016 году до минимальных отметок с 2003 года.

ИА REGNUM ранее передавало, по итогам 2015 года добыча нефти в КНР достигла 4,3 млн баррелей в сутки. По мнению экспертов, это производства энергоносителя, после чего китайская нефтяная отрасль вошла в фазу долгосрочно снижения. В результате чего Пекину пришлось наращивать импорт нефти, чтобы обеспечить растущий внутренний спрос на углеводородное сырье, притом, что еще несколько лет назад Китай хотел максимально сократить свою зависимость от импортной нефти и поэтому поддерживал субсидиями свою нефтяную отрасль. Эта ситуация с Китаем, как ожидали многие аналитики рынка, должна была способствовать повышению цен на нефть на мировом рынке.

В июле 2016 года производство черного золота в КНР сократилось на восемь процентов, достигнув отметки в 3,95 млн баррелей в день, что является минимальным показателем за последние пять лет. В августе среднесуточная добыча нефти упала до минимума с декабря 2009 года, составив 3,89 млн баррелей в день. Это произошло сразу по нескольким причинам. Во-первых, потому, что старые месторождения больше не могут увеличивать добычу, а новые крупные месторождения пока не открыли. Во-вторых, многие китайские нефтяники были вынуждены закрыть свои низкорентабельные скважины, чтобы оптимизировать производство. Так, по данным опубликованной отчетности за первое полугодие 2016 года, чистая прибыль Sinopec значительно снизилась, PetroChina показала минимальную прибыль, а СNOOC получила убыток.

Однако эксперты еще летом 2016 года обращали внимание на то, что Китай, когда падают цены на нефть, наращивает импорт энергоносителя. Зато, когда цены повышаются, то собственная добыча в стране активизируется, поэтому стабилизация рынка может способствовать тому, что Китай в скором времени вновь выбьется в лидеры по нефтепроизводству.

«Мир вздрогнет, когда Китай проснется»
Наполеон Бонапарт

Основные нефтегазовые провинции Китая
Политика правительства Китая направлена на экономическое развитие регионов в рамках программы «Стабилизация Востока - развитие Запада». Западные и северные районы Китая менее развиты, чем восточные и юго-восточные приморские провинции.
В настоящее время почти 3/4 сырой нефти в Китае добывается на трех месторождениях северо-восточного побережья, запасы которых значительно сократились (Дацин, Даган, Цзидун, Цзилин, Шэнли и Ляохэ).

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ояохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн. т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются. Падание добычи составляет в среднем 12% в год, если в начале 1980-х гг. добыча составляла 55-56 млн т в год, то в середине – уже 50 млн т в год.
К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млнт т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин, Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае, которое в конце 1980-х-начале 1990-х гг. давало 3-3,5 млн т нефти в год.
В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу Гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу. В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинжун, где в 1990 году добыча нефти составляла 5 млн т.
Добыча на восточных месторождениях Китая неуклонно снижается, если в 1990-х гг. объем добычи составлял более 105 млн. т в год, то в 2004 г. - 75 млн.т в год, что на 1,6 % меньше, чем в 2003г. Естественно, в условиях неизбежного снижения добычи нефти на большинстве истощенных восточных нефтепромыслах возлагаются большие надежды на северо-западные районы, обладающими крупными запасами нефти и газа.
В связи с этим китайское руководство объявило ориентацию на развитие нефтедобычи в западных районах страны основным направлением государственной нефтяной политики.
Северо-западный регион Китая в основном охватывает две провинции - Цинхай и Ганьсу и два автономных района - Синьцзян и Тибет. Территория этого региона составляет 40% всей суши Китая, но там проживает всего лишь 4 % населения. Доля региона составляет в добычи нефти страны -13,9%, потреблении нефти- 5,8%, а мощность НПЗ - 10,0%. Более 90% площади региона занимают горы, высокие плато, безлюдная пустыня Гоби и другие пустынные территории. Территория сравнительно богата полезными ископаемыми, однако из-за удаленности, суровых климатических условий и плохой инфраструктуры регион является одним из слабо-развитых в Китае.
В Северо-западном регионе находятся шесть нефтегазовых провинций, где сосредоточено 30% от общих запасов по стране.
Добыча в Синьцзяне и Цинхае увеличивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. В пяти из этих нефтяных зон на северо-западе, за исключением Юймыня, старейшего нефтепромысла Китая, прогнозируется увеличение добычи в ближайшие 10-20 лет. Объем добычи нефти в 2004 г. на западных месторождениях составил более 30 млн. т в год, что на 6,0% больше, чем в 2003 г.
В поисках новых месторождений Китай большое внимание уделяет проведению геологоразведочных работ в районах самых крупных нефтяных бассейнов - Таримского, Джунгарского и Цайдамского.
Бассейны Тарим, Джунгар и Турпан-Хами находятся в Синьцзяне. Добыча нефти по этим трем бассейнам в 1998 году составляла около 15,5 млн.т/г, достигла более 20 млн. т/г в 2000-2005 г. и возможно 29,6 млн.т/г к 2015 г.
Таримский бассейн является крупнейшим малоисследованным нефтяным месторождением в мире площадью 560 тыс. км2. За восемь лет его освоения было обнаружено 27 крупных нефтеносных пластов, открыто 10 нефтегазовых полей мощностью 600 млн. т, на пяти из которых уже ведется промышленная добыча сырья. По некоторым оценкам, потенциальные запасы нефти в Таримском бассейне достигают 20 млрд. т и 9,8 трлн. м3 натурального газа, что превышает совокупные уже разведанные запасы Китая более чем в шесть раз.
В северной части Таримской впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-й, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном (Карато, Башэтопу). Добыча нефти растет небольшими темпами: в 1996 г. - 3,5 млн. т, в 1999 г. - 4,7 млн т, в 2000 г. – 5 млн т, а к 2010 ожидается рост до 14 млн. т в год.
Разработка в Таримском бассейне обещает быть наиболее масштабной и капиталоемкой в истории развития нефтяной отрасли Китая. Потребности в капиталовложениях для данного месторождения оцениваются в несколько миллиардов долларов. Другая проблема состоит в том, что у Китая в настоящее время отсутствуют технические возможности для проведения разведки и разработки столь сложного бассейна. Скважины здесь - самые глубокие в мире (5000 м и более). Геологические образования также отличаются высокой сложностью (имеются многочисленные разрывы), что существенно усложняет поиски залежей нефти. Эти факторы делают бурение в Таримском бассейне очень дорогостоящим (по оценкам CERA, 2-3 тыс. долларов за метр). Значительные трудности с материально-техническим обеспечением, а также недостаток производственных и транспортных мощностей, в свою очередь, способствуют повышению стоимости геологоразведочных работ.
С 1993 года Китай провел 3 раунда по лицензированию добычи нефти в Таримском бассейне, так как район нуждался в сейсмической разведке или разведочном бурении. Однако впоследствии иностранные компании не были допущены к развитию месторождения. Развитие бассейна Тарим замедлено в силу отдаленности и суровыми условиями в регионе.
Следует отметить, что высокие издержки железнодорожного транспорта серьезно подрывают стоимость франко-скважины таримской нефти и таким образом, не способствуют интенсивному ведению разведки и разработки месторождения Тарим.
Кроме того, чтобы доставить нефть к основным промышленным центрам, которые расположены на побережье, необходимо построить нефтепровод протяженностью около 3 000 км. Его потенциальная стоимость оценивается в 10 млрд. долларов. Это связано с тем, что он должен пересечь Таримский бассейн в районе, который является одним из самых высокогорных в мире. Но если все вышеперечисленные трудности удастся преодолеть, то Таримский бассейн станет самым крупным источником сырой нефти в Китае.
По оценкам Международного Энергетического Агентства (IEA) полное развитие бассейна Тарим и строительства нефтепровода произойдет только, если размер подтвержденных резервов будет достаточен для поддержания добычи на уровне, по крайней мере от 25 до 50 млн. т в год, тем самым обеспечив соответствующий прирост добычи, достаточный для строительства трубопровода.
На территории Джунгарского бассейна, расположенного на севере СУАР, находится одно из крупнейших китайских месторождений Карамай, разведанного еще 1987 году. Запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай - Урумчи и Карамай - Шаншань. В 2004 г. объем добычи на этом месторождении составил более 11 млн. в год. Кроме того, важное значение придается месторождениям Кайман и Шиси.
Разведочное бурение в Цзидамском бассейне, северо-западнее провинции Цинхай, началось в середине 50-х годов. Но до начала 80-х годов, когда работы по разведочному бурению и освоению были расширены, регион обладал довольно ограниченными возможностями нефтедобычи.
По данным Министерства нефтяной промышленности КНР, за последнее время китайские геологи обнаружили 72 новых нефтеносных пласта на севере Цайдамского бассейна. По мнению китайских экспертов, район Наньбасянь станет еще одним перспективным источником углеводородного сырья в Китае. Площадь бассейна составляет 240 тыс. км2. Ежедневно в нем добывается 4 300 т нефти и газового конденсата (в эквиваленте 1000 м3 газа на одну тонну нефти). Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.
В 1998 г. в этом бассейне добывали более 1,7 млн.т нефти, но в последнее годы там были обнаружены новые запасы нефти и газа. В 2000 г. отбор с месторождений возрос до 2 млн.т в год, а к 2015 возрастет до 5 млн.т в год.
Чанцинское нефтяное месторождение расположено в бассейне Шэнь-Ган-Нин, простирающемся на территории провинции Ганьсу Нинся-Хуэйского автономного района и провинции Шэньси. Несмотря на то, что к разведочному бурению в этом бассейне приступили в 50-х годах, промышленное освоение месторождения до 70-х так и не начиналось. Недавнее открытие и освоение крупного газового месторождения, запасы которого оцениваются более чем в 20 трлн.куб.футов, намного повышают перспективность этого бассейна. Добыча там нефти в 2004 году составила более 8 млн. т и может возрасти к 2015 г до 11 млн.т/г.
Юймынь - старейшее и обладающее промышленными запасами месторождение Китая - называют колыбелью нефтяной промышленности страны. В конце 50-х годов добыча нефти там достигла 1,5 млн.т в год и с тех пор по мере истощения и старения промысла она снижается. В настоящее время объем нефтедобычи в Юймыне составляет около 0,5 млн. т в год и будет год от года снижаться.
В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше. Однако параллельно с разработкой новых месторождений на западе Китай активизировал геологическую и геофизическую разведку на континентальном шельфе в Бохайском заливе, в южной части Желтого моря, а также в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т. В районе Южно-Китайского моря в 1990-х годах добывалось 150-200 млн т нефти в год (все страны региона), из этого объема на всем шельфе Китая - более 16 млн т.
К проведению работ на континентальном шельфе активно привлекаются крупнейшие зарубежные нефтяные компании. Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай или комплекс Бочжун. Нефтяные поля здесь разделены на блоки, и с 1997 года разрабатываются иностранными компаниями (Chevron, Agip, Samedan, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia (совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т в год.
Общие запасы на шельфе Китая оцениваются в 20-25 млрд т, из них разведано пока менее 1/10. На сегодняшний день пробурено 280 скважин и ведется разведка 42 нефтяных структур. При этом наличие нефти и газа пока показали 84 скважины.
До последнего времени объемы добычи нефти на континентальном шельфе росли наиболее высокими темпами (в 1996 г. они увеличились сразу с 9 до 15 млн т и составили 10% от общего производства в стране). Однако в последующем (примерно до 2010 г.) достигнутый уровень добычи нефти предполагается стабилизировать. По оценкам зарубежных специалистов, получение нового столь же существенного прироста производства нефти связано со значительными финансовыми расходами и может быть достигнуто только в течение довольно продолжительного отрезка времени.

Нефтеперерабатывающие мощности Китая
Суммарная мощность нефтеперерабатывающий заводов в настоящее время составляет порядка 315 млн т в год и занимает по большому счету второе месторождение в Азии после Японии.
Значительная часть мощностей по переработке нефти размещена на северо-западе и севере страны, где находятся крупнейшие нефтепромыслы страны. Бурный рост экономики и возросшая необходимость в импорте нефти дали импульс для строительства новых НПЗ и расширения существующих мощностей в юго-восточных прибрежных регионах, а также в дельте реки Янцзы. В начале 1990-х гг. коэффициент использования производственных мощностей на большинстве китайских НПЗ не достигал и 70% от проектной и повысился лишь в результате политики запрета импорта на бензин и газойля в конце 1990-х гг.
По мнению экспертов, национальные компании КННК и СИНОПЕК столкнулись с необходимость проведения технической модернизации действующих НПЗ и повышение их производительности. В основном, расширение производственных мощностей, как полагают, произойдет в юго-восточных приморских регионах, хотя в юго-западном регионе, где нет крупных центров переработки нефти, планируется строительство новых НПЗ. Например, в Даньяжоу провинции Хайнань недавно был сооружен самый крупный и современный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого составляет около 2,2 млрд. долларов. Рост общих производственных мощностей НПЗ страны прогнозируется довести к 2010 г. до 360 млн.т в год и 400 млн т в год к 2015 г. (См. таблицу 1).
Таблица 1

Прогнозируемый рост мощностей нефтепереработки в Китае, млн. т/г

Район 2000 2005 2010 2015
Северо-восточный 80 73 84 88
Северо-западный 25 25 34 39
Северный и Центральный 60 69 80 88
Восточный 69 83,5 99 105
Южный 35 44 53 65
Юго-западный 1 1,5 10 15
Всего 270 296 360 400

В северо-западном регионе имеется пять нефтеперерабатывающих заводов, а также два нефтехимических завода в Ланьчжоу и Урумчи мощностью до 1 млн т в год. НПЗ в Ланьчжоу, Душаньцзы и Юймыне располагают довольно прогрессивными установками вторичной переработки нефти и способны удовлетворять спрос на разные нефтепродукты на внутреннем рынке. Другие НПЗ относительно просты и в своих схемах установок для сложных технологических процессов не имеют (См. таблицу 2).

Таблица 2
Мощности нефтепереработки на северо-западе Китая, млн. т в год

НПЗ Мощность
Душаньцзы 6,0
Карамай 3,6
Урумчи 2,7
Ланьчжоу 5,7
Юймынь 4,0
Голмуд 1,0
Всего 23

Транспортная инфраструктура
Китай располагает вполне достаточной сетью нефтепроводов для транспорта нефти, добываемой в настоящее время. Эта система протяженностью 11 тыс. км позволяет транспортировать более 90% сырой нефти, добываемой на нефтепромыслах. Однако, несмотря на то, что объемы добычи нефти не увеличиваются, охват нефтепроводной сетью на некоторых территориях оказывается недостаточным.
Большинство существующих нефтепроводов уложены на северо-востоке и севере страны для доставки нефти на расположенные в этом же регионе НПЗ. Большинство НПЗ, расположенных на юге и в бассейне реки Янцзы, получают нефть морским путем, и лишь незначительное число заводов в центральной части Китая все еще ориентированы на доставку сырья железнодорожным транспортом.
В стране отсутствует трубопроводная инфраструктура для транспорта нефтепродуктов, за исключением линии малого диаметра, соединяющий Голмуд в провинции Цинхай с Лхасой в Тибете. Все требуемые объемы нефтепродуктов поставляют потребителям железнодорожным, водным или автомобильным транспортом.
Транспортная инфраструктура на западе и северо-западе неразвита по сравнению с другими районами страны, и общая протяженность системы во всем регионе составляет около 5 000 км. (См. таблицу 3).

Таблица 3
Нефтепроводный транспорт на западе и северо-западе Китая

Наименование Протяженность, км Пропускная способность, млн т/г
Карамай-Урумчи 370 4
Кармай-Душаньцзы 322 4
Ланьчжоу-Голмуд 438 3
Голмуд-Лхаса/нефтепродукты/2 лупинга 1 143 1
Ланьчжоу-Юймынь 628 3
Мэйлинь-Чжоннинь 315 6
Тачжон-Луннань 330 6
Луннань-Корла 103 10
Корла-Шаньшан 475 10

Урумчи с центральным Китаем соединяет только одна крупная железная дорога и несколько железнодорожных линий имеются в Синьцзяне, Цинхае и Ганьсу.
Наряду с освоением ресурсов в северо-западном регионе построено несколько местных трубопроводов для транспортирования сырой нефти на НПЗ и к центрам потребления. Основные нефтепроводы соединяют Карамай с НПЗ в Урумчи и Душаньцзы в провинции Синьцзян, а с месторождения Ленху проложены нефтепроводы до НПЗ в Голмуде (провинция Цинхай) и в Юймыне (провинция Ганьсу). Нефть с промысла Чэнцин по трубопроводу поступает до Чжонниня в Нинся-Хуэйском автономном округе и затем перегружается в железнодорожные цистерны для доставки в Ланьчжоу. В последние году было также построено несколько местных нефте и газопроводов в Таримском бассейне для отгрузки нефти из этого региона.
Вследствие того, что добыча нефти в Сицзяне превышает мощности НПЗ в Урумчи и Душаньцзы, избыточную нефть вывозится на юг и восток страны. В настоящее время объем синьцзянской нефти, перевозимой железно-дорожным транспортом в восточном направлении, составляет более 10 млн. т в год.
Как отмечалось выше, требуемый объем нефти из Синьцзяна должен достигнуть по меньшей мере 25 млн т в год и выше для загрузки магистрального нефтепровода внутри страны - сначала до Ланьчжоу, Центральный Китай (1 800 км) и затем далее на восточное побережье Китая в провинцию Сычуань (1 000 км).
Проект строительства магистрального нефтепровода из Синьцзяна до Ланьчжоу в КННК неоднократно лоббировался в целях более эффективного обеспечения нефтеперерабатывающих заводов на юге и востоке страны. Однако ограничения в потенциальных объемах добычи нефти в Тариме поставили экономическую состоятельность строительства нефтепровода под сомнение. Только подписав с Казахстаном в 1997 г. пакет нефтяных соглашений, в том числе о строительстве трубопровода из Западного Казахстана в Китай, Китай решил проблему реализации внутреннего трубопровода на восток своей страны.
Строительства первого этапа нефтепровода Атасу (Казахстан)- Алашанькоу (Китай) в 2005-2006 гг., а также реализация второго этапа Кенкияк-Кумколь-Атасу (Казахстан) в 2009-2010 гг. мощностью 20 млн т в год позволит обеспечить загрузку нефтепровода «Запад-Восток» в Китае.

Фото Reuters

КНР входит в первую пятерку ведущих производителей нефти. Однако залежи истощаются, затраты на эксплуатацию скважин и транспортировку топлива из Синьцзяна в прибрежные провинции растут. Поэтому госкорпорации сокращают добычу. Но они ответственны не перед частными инвесторами, а перед правительством, которое не позволит увольнять массу рабочих. Убыточные месторождения будут продолжать эксплуатироваться. По прогнозам экспертов, потребности Поднебесной в импорте «черного золота» тоже будут расти.

Некоторые аналитики считают, что нефтедобыча в Китае достигла своего пика. Главные корпорации приходят к выводу, что разумней оставить больше нефти в земле, чем вести разработки, пишет Wall Street Journal. В подтверждение газета приводит данные о производстве, обнародованные этими корпорациями.

China Petroleum & Chemical Corp., более известная как Sinopec, сообщила, что у нее производство сырой нефти упало в прошлом году почти на 5%. Ее конкурент - гигант PetroChina Co, находящийся в собственности государства, информировал, что добыча упала на 1,5% за первые три квартала 2015 года. Вместе на Sinopec и PetroChina приходится примерно 75% производства нефти в Китае. Cnooc Ltd. – третья по добыче китайская компания. Она добывает нефть, в основном, на морском шельфе. Эта фирма объявила, что ожидает снижения добычи на 5% в этом году.

Питер Ли, аналитик по энергетике в группе Fitch ,комментирует: «В Китае знают, что под землей большие ресурсы, но дешевле импортировать».

В последние месяцы рынки сосредоточили внимание на противоречиях между США, Россией и членами ОПЕК. Брокеры ждут, когда крупный производитель начнет сокращать производство, чтобы поднять цены. Но пока сокращение добычи было минимальным. Тем не менее аналитики прогнозируют, что добыча в Китае в этом году снизится в размере от 100 тыс. до 200 тыс. барр. в день. В 2015-м она достигла рекордного показателя в 4,3 млн барр. в день. По словам Нельсона Вана, специалиста по нефти в брокерской фирме CLSA в Гонконге, сокращение производства в Китае приведет к тому, что избыток предложения на глобальном рынке уменьшится.

В беседе с «НГ» партнер компании «Русэнерджи» Михаил Крутихин отметил, что в «западных районах Китая есть нефтеперерабатывающие мощности. Но запасы там стали истощаться. Они давно находятся в производстве. Поэтому нефть приходится ввозить, в том числе из соседнего Казахстана. Там даже есть нефтепровод, который можно использовать для получения нефти из России. Сейчас он не используется, Казахстан занимает эти мощности». А на востоке Китая нефть получают сразу из нескольких источников, но не из Средней Азии. Это собственная добыча, нефть морем и из России по контракту с «Роснефтью».

Касаясь перспектив китайского импорта, Крутихин сказал: «В последнее время стало очевидно, что статистике китайских государственных органов доверять нельзя. Неизвестно, прирастает или перестал прирастать ВВП Китая. Поэтому и оценить рост импорта нефти трудно. Можно предположить, что рост будет, но не такой объемный, как ожидалось раньше». По словам эксперта, Китай заполнил свои стратегические хранилища, но все еще не начал строить вторую очередь хранилищ. Поэтому пока нефти ему требуется не так много.

Предельные издержки производства на некоторых самых дорогих месторождениях составляют примерно 40 долл. за баррель. Это выше 30 долл. за баррель, по которой нефть продавалась в последние недели. Продолжать добычу китайским компаниям становится невыгодно. Однако снижения добычи в Китае будет недостаточно для достижения равновесия на мировых рынках. Предложение, вероятно, превысит потребность примерно на 1,5 млн барр. в первой половине этого года, предсказывает Международное энергетическое агентство.

МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова . Торговый конфликт с США вынудил Китай отказаться от покупки американской нефти. По словам президента China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлиня, китайские импортеры прекратили закупку сырья в сентябре.

Поставки нефти из США в Китай составляют всего 2% из общего объема импорта, поэтому КНР легко сможет найти замену американскому сырью, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. К тому же, последние несколько месяцев Китай наращивал нефтяные запасы и планомерно снижал импорт из США.

Новым поставщиком для Китая может стать Иран. Не исключено, что он предложит китайским потребителям скидки в обмен на большое количество импорта. В целом, ни США, ни Китай сильно не пострадают от такой меры, однако она ставит под удар глобальные товарные рынки.

НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ

Китаю не составит больших проблем заместить импорт нефти из США поставками из других стран, к тому же КНР в последние годы наращивает запасы нефти, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. "Доля поставок нефти в Китай из США невелика — около 2%. Поэтому больших проблем заместить этот объем за счет того же Ирана будет несложно. Не стоит забывать и о запасах нефти, которые Китай в последние годы наращивает", — отмечает она.

По ее словам, ситуация не спровоцирует дефицита на рынке, однако временно может осложнить работу НПЗ, которые полагались на эту нефть.

Новак: РФ продолжит программу "нефть в обмен на товары" с Ираном, несмотря на санкции США

Возможно, китайские импортеры сейчас максимально переориентируются на иранскую нефть, соглашается старший аналитик по нефти и газу "Уралсиба" Алексей Кокин. "Трудно сказать, какую роль в этом сыграл риск введения Китаем импортных пошлин на нефть из США и были ли прямые указания властей отказаться от американского импорта. Так или иначе, Китай, видимо, станет основным покупателем иранской нефти с ноября, поскольку все другие импортеры - Япония, Корея, Индия, крупные европейские компании - с большой вероятностью прекратят все закупки", — рассуждает он.

Не исключено, что Иран предложит китайским компаниям скидки в обмен на максимально возможные объемы импорта нефти и конденсата, полагает Кокин, добавляя, что в такой ситуации китайские импортеры вполне могут отказаться от поставок из США. В то же время американская нефть может уйти на рынки, куда иранская нефть перестанет поставляться, говорит аналитик.

Экспорт нефти из США в КНР действительно небольшой и составляет около 9,7 миллиона баррелей в месяц, утверждает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

"Для Поднебесной не составит труда заместить эти объемы, да и в структуре экспорта США поставки в Китай занимают лишь шестую часть", — отмечает она.

Объемы поставок нефти в КНР из Штатов снижались несколько месяцев подряд. "Для самых бдительных сообщение о прекращении поставок не стало неожиданностью", — считает она.

По словам главного аналитика "БКС Премьер" Антона Покатовича, экспортные позиции США на мировом рынке все еще сравнительно слабы, несмотря на активный рост производства и экспорта в течение 2017-2018 годов. Экспорт сырой нефти США в Китай по итогам июля составлял порядка 380 тысяч баррелей в сутки, или 18,3% от общего объема американских экспортных поставок нефтяного сырья. В то же время в составе нефтяного импорта Поднебесной на долю США приходится всего 3%.

"Данные объемы поставок для Китая смогут возместить страны-участники ОПЕК+, РФ в данном случае получит очередной шанс еще сильнее укрепить свои экспортные позиции в азиатском регионе", — не исключает он. В свою очередь, американское нефтяное предложение может найти покупателей среди стран, которые откажутся от иранской нефти под угрозой американских санкций.

КТО КОГО

Китайские импортеры беспокоились, что потенциальное повышение таможенных пошлин в отношении нефти из США может привести к росту издержек импорта нефти, говорит заместитель главы постоянного комитета исследовательского центра России и Средней Азии при Китайском нефтяном университете (Пекин) Лю Цянь "Поэтому в июне этого года начали постепенно сокращать импорт американской нефти", — сказал он.

Новак: Россия не достигла пика добычи нефти, способна нарастить ее

По его словам, прекращение закупок американской нефти не создаст проблем для Китая, он может компенсировать это за счет увеличения поставок из России, Ирана и других стран. В этом году Россия почти вдвое увеличила по сравнению с прошлым годом поставки нефти в Китай по трубопроводу, напомнил он.

Негативным является сам факт дальнейшего обострения отношений между двумя странами, который отражается на товарных рынках, говорит Кокорева.

"Чем ответит Пекин на действия Вашингтона, пока не известно, нет уверенности, что КНР вообще будет предпринимать какие-либо действия", — рассуждает она.

Данная ситуация оказывает более негативное влияние на США, чем на Китай, полагает Покатович. "Планомерное сведение на нет торговых отношений между двумя державами в рамках конфликта торговых интересов рано или поздно должно было затронуть и нефтяные поставки", — считает он. По его оценке, действия США в данном случае в очередной раз носят характер жесткого торгового давления.

Торговая война между Китаем и США началась после того, как 6 июля этого года в силу вступили взаимные повышенные таможенные пошлины между государствами. США ввели пошлину в 25% на импорт 818 наименований товаров из Китая общим объемом поставок в 34 миллиарда долларов в год. В качестве контрмеры Китай в тот же день ввел пошлину в 25% на импорт равнозначного объема американских товаров.

В конце сентября вступили в силу новые пошлины США в размере 10% на товары из Китая объемом импорта в 200 миллиардов долларов в год. Китай в ответ ввел пошлины в размере 10% и 5% на американский импорт объемом 60 миллиардов долларов. При этом нефть не подпадает под эти пошлины.

Многие знают, что Китай – это страна, явившая миру порох, фаянс, компас, шелк и бумагу. Сейчас эти сведения стали чем-то обыденным и не вызывающим удивления. Но ведь эти изобретения – еще далеко не все. Если говорить о нефтегазовой отрасли, то и здесь Китай обладал передовыми технологиями.

Как это делали в Китае

В глубокой древности, еще до нашей эры, в Китае уже освоили добычу нефти и газа с помощью бурения скважин. Изобретение ударно-канатного способа бурения принадлежит китайскому строителю Ли Бину, который возводил дамбу на реке Миньцзянь в 250 г. до н.э. Изначально так получали соляной раствор, а позже стали использовать для извлечения из недр нефти и газа.

Для получения нефти сначала выкапывался колодец. В него вставляли трубу из дерева, сверху накрытую камнями – одним или нескольким, но так, чтобы оставалось небольшое отверстие. Далее в трубу опускали металлический груз весом около двухсот килограмм (так называемая «баба»). Груз крепился на канате из тростника и служил сверлом. Силой людей или животных его поднимали и вновь роняли в колодец, разрушая силой удара горную породу. Время от времени «бабу» вытаскивали, содержимое колодца вычерпывали, а скопления воды выкачивали своеобразным насосом из бамбуковой трубы с клапаном. Таким методом китайцы бурили скважину примерно по 60 см в день. Глубокие скважины разрабатывались не один год.

Что касается природного газа, то китайская нация считается первой, кто открыл миру широкие возможности его применения. Уже во II веке до н.э. добыча газа бурением велась систематично. Китайцы изобрели первый в мире трубопровод из бамбука для транспортировки газа из месторождений. И, что поражает еще больше, научились контролировать его горение. Для этого была придумана сложная конструкция из деревянных камер конусообразной формы. Самую большую из них вкапывали в землю на глубину трех метров – в нее из скважины подавали газ. От большой камеры шли трубы к нескольким камерам меньшего размера, установленным над землей. В маленьких камерах были сделаны отверстия для подачи воздуха и смешивания его с газом. Таким образом, рабочие могли постоянно регулировать состав смеси газа с воздухом и избежать взрывов. Избыток газа направляли в трубы, «смотрящие» вверх.

Известно, что в древности добыча газа велась в провинциях Сычуань, Шэньси и Юньнань. Надо ли говорить, что китайский народ прикладывал много усилий для охраны своих технологий. Ведь во всех других частях света нефть все еще добывали примитивными способами – собиранием, копанием вручную колодцев и ям. А природный газ считался чем-то потусторонним или божественным и был, в основном, для людей предметом поклонения и трепета.

Сферы применения

В эпоху правления династии Сун (с 960 по 1270 гг. н.э.) известно об использовании нефти в переносных бамбуковых трубах, которые в ночное время использовались как факелы. Хотя нефть и применяли для освещения жилищ в Китае, но широкого распространения она не получила, может быть, из-за ее неприятного запаха. Тем не менее, у китайцев были в обиходе глиняные горшки с фитилями из тростника, пропитанные нефтью.

Великий китайский ученый Шэнь Ко назвал нефть «каменным маслом» и отметил, что запасы ее в стране огромны и это может оказать влияние на весь мир. Предсказание получилось как нельзя точным. В 1080 –1081 гг. Шэнь Ко применил сажу, образованную при сжигании нефти, в изготовлении туши для живописи и каллиграфии. Его способ стал заменой производству туши от сжигания сосновой смолы.

Китайцы использовали нефть в качестве смазочного материала, в кожевенном деле и медицине для лечения кожных заболеваний.

В 347 году н.э. китайский географ Чжан Цюй в своих записках упоминал, что в месте слияния рек Хуоцзинь и Бупу есть «огненный колодец». Так он назвал место выхода природного газа на поверхность. По его словам, жители этого района приносят сюда головешки из домашних очагов и получают огонь, поднеся их к колодцу. Для поддержания света люди пользуются трубами из бамбука, с их помощью газ можно перенести из одного места в другое на довольно большое расстояние – день пути от колодца.

Газ использовался и для подогрева котлов, в которых выпаривалась добытая из скважин соль.

В справочнике эпохи династии Цин (1644-1912) говорится, что для получения света и тепла, необходимо сделать отверстие в кожаной емкости, наполненной газом, и поджечь.

Война и «китайский греческий огонь»

Нефть, благодаря своим горючим свойствам, использовалась многими народами не только в мирных целях. Так, «греческий огонь», по мнению многих ученых, включал в свой состав нефть, серу, битум и другие горючие вещества. Греки и византийцы с успехом применяли его в сражениях и побеждали, даже если противник имел численное превосходство. В Византии состав «греческого огня» составлял государственную тайну, и продолжал использоваться даже тогда, когда на смену зажигательным смесям пришел порох.

Китайцы познакомились с «греческим огнем» относительно поздно — около 300 года до н.э., но смогли успешно применить его в военном деле. Горючий состав на основе нефти они соединили с другим своим изобретением – «огненной трубой», которая могла извергать непрерывную струю огня. Это древнее устройство имело два впускных клапана – воздух всасывался с одной стороны трубы и выталкивался другой. Рецепт держался в строгом секрете, известно только, что в списке ингредиентов, помимо прочих, были нефть и сера.

В X веке в Китае были изобретены «огненные копья» — трубы из бамбука (или железа), которые наполнялись горючей смесью и привязывались к копьям. Такое копье могло гореть 5 минут и считалось очень грозным оружием. В XIV веке применялись уже передвижные огнеметные батареи на колесах, и, по словам одного из китайских авторов военного руководства, одна такая батарея стоила десятка храбрых солдат. В то время в Китае порох стал постепенно вытеснять нефть в военном деле, а огнеметные батареи позже сменились пушками.

Остается только догадываться, как могла бы развиваться нефтегазовая отрасль в Китае, если бы не маньчжурское завоевание, начавшееся в 1644 году. Многие отрасли в стране, раздираемой войной, деградировали, а технологии забылись. Китай оказался изолирован от внешнего мира, а феодальные отношения укоренились в нем почти на три столетия. Только к середине XIX века здесь снова стали появляться зачатки капитализма.