Лев кассиль что такое счастье. Лев кассиль - про жизнь совсем хорошую

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему:

«Обращение».

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе;

ЗАДАЧИ:

Обучающие : развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи;

Развивающие : показать способы использования обращений в различных стилях речи;

Воспитательные : учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Оборудование: классная доска, мультимедийные средства, учебник.

Методы: частично-поисковые, развивающие, объяснительно-иллюстративные.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

БЛИЦОПРОС:

  1. Что такое обращение?
  2. Какие функции выполняет обращение в речи?
  3. Какова основная интонация обращений?
  4. Какова синтаксическая функция обращений?
  5. Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Давайте вместе вспомним «волшебное» правило.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Повторение орфографии (индивидуальное задание на доске).

С..кретарь, л..гендарный, об..лиск, д..легат, к..ндидат, ф..нтазия, ..ттестат, т..лантливый, тр..диция, пр..датель, пр..вилегия, пр..оритет, пр..зидент, пр..следовать, пье(с,сс)а, коми(с,сс)ия, режи(с,сс)ёр, конгре(с,сс), реп..тиция, ф..стиваль.

Дать характеристику предложения. (1 человек у доски).

По мнению Николая Рериха, отсутствие книг в доме – красноречивое свидетельство пустоты духа и сердца. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., осложн. ввод. сл.).

Синтаксическая разминка (индивидуальное задание на карточке).

Задание: в текст вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок.

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые , - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему , настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем , человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю , никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное , это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно,

Слова для справок

  1. Углублённая работа над новым материалом.
  1. На доске написаны предложения с пропущенными знаками препинания. Прочитайте их про себя и скажите, что в них общего. (В каждом есть слово «друзья»).

Спишите эти предложения, расставляя пропущенные знаки и обозначая синтаксическую роль слова « друзья ». (Ученики работают самостоятельно)

Проверим работу. Один ученик идет к доске, расставляет знаки с объяснением.

Другой ученик подчеркивает в каждом предложении слово «друзья» в соответствии с его синтаксической ролью.

(Все друзья Олега: Люба, Сережа и Ульяна – пришли вечером.

Дерево сильно корнями, а человек – друзьями.

Друзья мои, прекрасен наш союз.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.)

А почему обращение не является членом предложения? (Не связано ни сочинительной, ни подчинительной связью со словами предложения, к нему нельзя задать вопрос).

  1. Вспомним, что мы уже изучали об обращении в форме цифрового диктанта.

Если «да», то ставим цифру 1, если «нет» - 0.

(Учитель диктует вопросы, дети ставят цифры. Можно текст диктанта распечатать на каждого.)

1) обращение может состоять из нескольких слов (да – 1)

2) обращение всегда выражается именем собственным (нет – 0)

3) обращение может быть выражено именем прилагательным (да – 1)

4) обращение может находиться в конце предложения (да – 1)

5) обращение на письме выделяется только запятыми (нет – 0)

6) обращения употребляются только в разговорном стиле речи (нет – 0)

7) обращение всегда употребляется в форме именительного падежа (да – 1)

Проверим получившиеся ответы. (Учитель вывешивает на доску лист с ответом 1 011 001 ). У кого в какой цифре ошибки? (Учащиеся разбирают ошибки.)

  1. Действительно, обращения употребляются в форме именительного падежа, но если углубиться в историю языка, то мы узнаем, что в древнерусском языке был особый падеж, который использовался для обращений. Сейчас он отсутствует, но некоторые существительные сохранили форму этого особого падежа. Вспомните, как обращалась золотая рыбка к старику в сказке А. С. Пушкина?

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

(После ответа детей учитель вывешивает карточку со словом «старче»)

─ Как обращаются православные люди в своих молитвах к Богу? (Вывешиваются карточки со словами «боже», «отче»)

─ В книгах можете встретить обращения к князю – «княже», к батюшке – «батюшко». Это звательный падеж, он сохранился в некоторых славянских языках, например, в украинском.

  1. Упражнение 594 (1в. – 1 предложение, 2 в. – 2 предложение).

Упражнение 595 (Одну пару предложений).

Проверка упражнения 590. Дома вы выписали предложения с обращениями из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Прочитайте свои примеры и определите, как они характеризуют взаимоотношения между героями произведения.

5. Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии.

Кто из вас может сказать, какие традиционные обращения используются в Польше, Италии, Франции, Англии. (Пан-пани, синьор-синьора, мадам-месье, сэр-леди и т д.)

А есть ли традиционное обращение в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, парень, мужчина и т.д. Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» - и т.д.

В 90-х годах, когда в нашей стране началась перестройка, некоторые депутаты предлагали вернуть обращения сударь и сударыня, но они уже не соответствуют времени и поэтому не прижились.

Итак, в русском языке отсутствуют единообразные формы обращения к женщине и мужчине. Как вы думаете, это недостаток нашего языка или его достоинство?

«… при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками говорящего, так и его собеседника…» - Н.И.Формановская

Н.И.Формановская в своей книге «Вы сказали: «Здравствуйте!» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имеем, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!»

6. Употребление обращений связано с общей культурой человека. Сейчас использование обращений является актуальной проблемой современного общества, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми.

А теперь попробуйте сами составить небольшой диалог в парах, используя формы вежливого обращения, на одну из тем: «В театре», «В автобусе», «В магазине». (Учащиеся составляют диалоги)

─ Прочитайте по ролям получившиеся диалоги. (Учитель спрашивает 2-3 пары учеников).

7. Решение задачи – человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач и т.д.

8. Заполните таблицу, согласно своему варианту, расставив знаки препинания в данных предложениях.

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Упражнение 586, 591.

I вариант

Предложения с обращениями

Его состав

Где стоит?

Знаки препинания

Схема

Эй, фольклорный элемент,

У меня есть документ!

Распространённое

В конце предложения

[…, О, …]!

Я твоё Марусь меню

Исключительно ценю!

Что молчишь мил-друг Федот

Как воды набравши в рот!

II вариант

Предложения с обращениями

Его состав

Где стоит?

Знаки препинания

Схема

Эй, фольклорный элемент,

У меня есть документ!

Распространённое

В конце предложения

[…, О, …]!

А теперь честной народ

Вынь-ка лица из бород!

Сколь папаша ты не ной -

Право выбора за мной.

Что молчишь, мил-друг Федот,

Как воды набравши в рот!

Распростр

В середине предложения

[…, О,...]!

II вариант

Сказка Л.А.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Задание: переписать, вставляя подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок.

…, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, …, - это богатство, деньги. Но ведь, … - , настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, …, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, … , немного не по себе. Совесть, … , точит. А от совести, …, никакими деньгами не откупишься. Счастье, …, это не только иметь, брать, получать. Счастье, … , в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок : говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…


Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. Что такое счастье?


Человек создан для счастья,

как птица для полета.

В. Г. Короленко.




Что такое счастье?

Много я слышал разных споров о счастье.

Одни утверждают, что счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящее счастье и верной дружбы за деньги не купишь.

Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для других. Кто любит людей, и кого они уважают и любят.

Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Счастье в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.

Лев Кассиль.


1. На какую тему размышляет Лев Кассиль?

2. Какие две точки зрения на счастье выражены в тексте?

3. Какую точку зрения на счастье Кассиль отвергает, почему?

4. Какую точку зрения на счастье Кассиль считает верной, почему?

5. Каков стиль текста?

6. К какому типу речи следует отнести текст?

7. Из каких двух частей состоит текст? Как построена каждая часть?


Счастье =

отдавать + помогать + делиться радостью.

(Л. Кассиль).


Работа.

Единое счастье – работа,

В полях, за станком, за столом,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета,-

Часы за упорным трудом.

Великая радость- работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета,-

Все счастье земли – за трудом1

В. Брюсов.


Человеку нужен человек,

Чтоб душе в общении раскрыться,

И вобрать чужих сокровищ свет

Человеку нужен человек.

Наталья Коноплева.

Нет на земле несчастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,

Кто самого не понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей!

М. Раджабов.


Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Ф. Тютчев.

« Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть».

Ф. Дзержинский.


Что такое счастье? Соучастье

В добрых человеческих делах,

В жарком вздохе разделенной страсти,

В жарком хлебе, собранном в полях.

Н. Асеев.


Счастье = соучастье + сочувствие +

благодать общения.



План.

1. Счастье как состояние души человека.

2. Лев Кассиль рассуждает о счастье.

а) Счастье – это богатство?

б) Счастье – отдавать, а не брать.

3. Мое мнение о том, в чем счастье человека.


Домашнее задание:

записать текст изложения и сочинение.

ГЛАВА 1. Счастье с честью

ГЛАВА 2. Своими руками

ГЛАВА 3. "Хочу", "нельзя" и "надо"

ГЛАВА 4. Чужими руками

ГЛАВА 6. Великий поворот

ГЛАВА 8. Семилетним шагом

ГЛАВА 9. Огонь добрый и злой

ГЛАВА 10. Насчет конфет

ГЛАВА 11. Как все это будет?

ГЛАВА 12. Устав доброй воли

ГЛАВА 13. Удобства, радости, заботы

ГЛАВА 14. Делу - время, потехе - час

ГЛАВА 15. Как быть с лентяями?

ГЛАВА 16. По старой привычке

ГЛАВА 17. По великому почину

ГЛАВА 18. Все и некоторые

ГЛАВА 19. Веселое время подходит

А жизнь, товарищи... совсем хорошая! А р к. Гайдар

Счастье с честью

Эта книжка написана для тех, кто хочет вырасти счастливым и помочь всем стать счастливыми.

Значит, она и для тебя. Уверен я: и ты, дружок, мечтаешь, чтоб у тебя и у других людей жизнь была совсем хорошая. Правда ведь? Кто этого не хочет?

Много я слышал разных споров о счастье. Одни говорили: "Сила, здоровье - в них все счастье". Другие не соглашались: "Богато жить, все иметь - вот что такое счастье!" Третьи спорили: "Счастье - это слава: чтоб все тебя знали!" "Дело свое в жизни хорошо знать - значит счастливым быть",- утверждали многие. А иные добавляли: "Главное для счастья - это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть".

И еще немало всяких рассуждений о счастье приходилось мне слышать.

Не слышал я только, чтобы кто-нибудь говорил: "Не желаю я счастья. Не хочу хорошей жизни! Хочу быть несчастным".

Не встречались мне такие чудаки.

Все люди хотят быть счастливыми.

Но как понимать счастье? В чем оно?

Вот лежит передо мной письмо, которое пришло из Белоруссии. Написал его один школьник. Его зовут Виталий Колядич.

"Прошу Вашего совета, что надо делать, чтобы стать очень счастливым, и как разобраться, кто счастливый, а кто нет". Да, нелегко ответить сразу на такое письмо! Вот, говорили некоторые, счастье - это богатство, деньги. Конечно, богатым всегда жилось лучше, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, например верной дружбы, за деньги не купишь. Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, обделил кого-то, отнял у других, а людям вокруг живется плохо и они его клянут, то как ни богат человек, а ему немножко не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься.

Конечно, очень важно быть здоровым, сильным, справляться с любым делом. Но вот как быть, если не может найти человек себе дела, не дают ему работы для его сильных, умелых рук? А ведь так происходит с миллионами людей в Америке, во всех капиталистических странах. Значит, не в одной силе счастье!

Ошибаются и те, которые считают, что все счастье в славе; будто счастлив тот, кого все знают. Слава славе рознь. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться... Слава о плохих делах человека тащится за ним везде по пятам, позорит его, попрекает. Какая уж тут радость?! Нет, значит, не всякая слава - счастье. Человеку надо жить, работать и относиться к людям так, чтобы честно заслужить настоящую славу.

Находятся еще и такие, что верят в счастье случайное, слепое, которое достается без разбору тем, кому просто, как они говорят, везет в жизни. Но ведь это же неверное, короткое и непрочное счастье. Сегодня случайно удалось что-то человеку, но, если он вслепую набрел на удачу, завтра счастье может изменить ему...

Да, не на всякое счастье мы с тобой согласны. Не годится нам счастье нечестное, жадное, слепое, бессовестное, одинокое. Ну, например, разве можно быть по-настоящему счастливым, если вокруг тебя все другие несчастны? Если ты из-за лени, страха или жадности не сделал в жизни того, что должен был сделать?..

Мы за счастье с честью!

По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Кто любит людей и кого они уважают и любят. Кто чувствует, что у него хватает сил, знаний и умения, чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше. Радуется жизни тот, кто знает и любит свое дело, смело думает о завтрашнем дне, не боится трудностей, чувствует себя нужным человеком среди других людей и отдает им все свои силы. Ведь счастье - это не только иметь, брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу или подруге, как-то помочь им? Значит, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью. Тот только и счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: "Мое счастье - частичка нашего большого общего счастья".

Но была ли когда-нибудь на земле совсем счастливая жизнь?

И может ли она вообще быть?

Давай потолкуем обо всем этом!

В этой книжке говорится о том, как люди тысячи лет искали дорогу к счастью. Как поняли они, наконец, что мешает им быть счастливыми. Как взялись они смело делать жизнь совсем хорошей. И какова она будет, эта совсем хорошая жизнь.

Чтобы заглянуть в будущее и увидеть эту уже близкую совсем хорошую жизнь, надо знать, что было с людьми в старые времена, что происходит в наши дни. Вот давай и разберемся во всем по порядку.

Своими руками

Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь все, что окружает тебя, все, что построено, возведено, добыто на свете,- и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и все, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь,- все, решительно все сделали человеческие руки. Они управляются с пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки, чтобы могучей силой воды, ринувшейся на турбины, гнать сильный ток на тысячи и тысячи километров окрест. Руки человека, вооруженные всемогущим знанием его, научились подсчитывать невидимые и невесомые частички, в тайных недрах любого вещества освобождать таящуюся в природе сокрушительную и всемогущую энергию атома. Руки человека по зову его сердца создали удивительной красоты картины и статуи, которыми будут вечно любоваться люди.

Всё могут, всё умеют, со всем справляются человеческие руки.

Только надо приучить их к хорошему делу. Чтобы стали они сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму.

И чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека и никогда не изменял "чувству локтя" - то есть тому чувству верного братства, которое хорошо знает каждый боец, когда в тесном строю, локоть к локтю с соседом, сердцем своим ощущает, что во всем оа заодно с товарищами.

"Хочу", "нельзя" и "надо"

Можно, пожалуй, сказать, что "взяться за ум" человеку помогли его же собственные руки. Именно труд их помог миллионы лет назад человекоподобной обезьяне постепенно превратиться в сознательное существо. Обезьяна лишь чесалась, хватала пищу лапами, цапалась да карабкалась ими. Но уже пещерный человек, работая, своими руками приспосабливая для себя природу, землю, растения, не только беря, но и обрабатывая предметы, стал понемногу сознавать себя.

Три основных понятия жили в первичном сознании человека.

Сначала появилось "хочу".

Потом - "нельзя".

И, наконец, пришло "надо".

"Хочу" ощущает и зверь - ему хочется есть, пить, спать, рождать детенышей и оберегать их. Природа подсказала ему и "нельзя": больно, горячо, колется, опасно... Но вот пришло в сознание первобытного человека "надо". Оно и вырастило человека. Через понятие "надо" человек уже начал заранее представлять себе, как он собирается поступить, что он должен сделать.

Великий ученый и революционер Карл Маркс восхищался замечательной способностью трудовых пчел создавать из воска шестигранные ячейки сот, очень крепкие и наиболее экономные. Но он говорил, что все-таки даже самый плохой архитектор несравнимо выше самой работящей пчелы: пчела действует, побуждаемая инстинктом, врожденной потребностью, которая постепенно вырабатывалась в миллионах поколений пчел из рода в род.

А человек-архитектор обязательно заранее представляет себе, держит у себя в голове то, что он собирается соорудить, то, что ему надо построить.

Так пробужденный трудом в человеке разум стал уже опережать руки, точно управлять их действиями. Из бездумного слуги своих звериных привычек и врожденных потребностей человек превратился благодаря труду в сознательного деятеля-труженика. И с тех бесконечно далеких от нас древних лет, когда человек осознал себя, он захотел быть...

Повторительно-обобщающий урок в 8 классе

по теме:

«Вводные слова, предложения и вставные конструкции».

Эпиграф урока : То, что мы знаем, - ограниченно, а то, что мы не знаем, - бесконечно. (П. Лаплас)

Девиз урока : Мы много знаем о вводных словах и предложениях, но хотим знать больше.

Оборудование : Компьютер (презентация), таблички, карточки с заданиями, схемы.

Цели урока :1) Обобщить сведения о предложениях с вводными словами и предложениями, закрепить навыки: а) нахождения предложений с вводными словами, предложениями, вставными конструкциями. б) определения пунктуационных, интонационных и стилистических особенностей предложений с вводными словами. в) различения вводных слов от омонимичных членов предложения.

2)Развивать устную и письменную речь, орфографическую и пунктуационную зоркость.

3) Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к изучаемой теме, желание узнать больше по теме.

Ход урока.

I .Организационный этап.

1.Учитель: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

(Н. В. Гоголь)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах и предложениях.

Эпиграф нашего урока: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то, что мы не знаем, - бесконечно». (П. Лаплас)

Девиз урока: Мы много знаем о вводных словах и предложениях, но хотим знать больше.

На уроке мы должны повторить и закрепить свои знания и научиться правильно использовать вводные конструкции в устной и письменной речи.

2. Постановка целей урока.

Что такое вводные слова и предложения.

Каковы их роли в предложениях.

Значение вводных слов.

Знаки препинания и интонация при вводных словах.

Вводные слова и омонимичные члены предложения.

Стилистическая принадлежность вводных слов.

Какие слова всегда являются вводными, а какие не являются вводными словами.

Зависят ли вводные слова от других членов предложения в предложении.

II .Проверка домашнего задания.

Учитель: Вам дано было задание пронаблюдать за текстами разных стилей. Выписать из них предложения с вводными словами.

а) 1 группа – из художественной литературы. (Дети зачитывают) Вывод: В художественном стиле вводные слова нужны для выражения чувств, мыслей, переживаний, эмоций героев, авторов художественных произведений.

б) 2 группа – из публицистического стиля. (Дети зачитывают) Вывод: В публицистическом стиле вводные слова указывают на источник сообщения, помогают логически связать темы сообщений между собой, делают нашу речь более простой и понятной публике.

в) 3 группа – из разговорной речи. (Дети зачитывают)Вывод: В разговорной речи мы часто используем вводные слова, указывающие на различную степень уверенности, порядок мыслей и их связь. Взрослые часто используют слова: следовательно, значит, итак, одним словом, а дети – конечно, кажется, наверное, может быть.

Учитель: Спасибо! Надеюсь, что на живом примере вы поняли, что такое вводные слова. Вывод: Вводные слова разделены на группы по значению (вот они на доске), от других членов предложения отделены запятыми.

III . Работа с тренажёром на интерактивной доске.

IV .Задание: сравнить предложения и определить: в каких предложениях выделенные слова являются членами предложения, а в каких - вводными словами . (В тетради)

1. Кажется шепчут колосья друг другу.

2.Мир кажется мне книгой бесконечной.

3.Вы верно едете в горы.

4.Задача решена верно .

5 . Правда в огне не горит.

6. Правда с годами мои стихи делались лучше.

Вывод: В предложении можно умело вводить и убирать вводные слова без ущерба для смысла предложения. Могут быть вводные слова в предложении везде.

Физкультминутка.

V . Работа по карточкам. Задание: в текст вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Определить их значение.

….. ……… ……. ….. …… , ………, точит. А от совести, ………. ……….. …….,

Слова для справок

Проверка.

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые , - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему , настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем , человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю , никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное , это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок : говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

Выводы. Итоги. Презентация для повторения теоретического материала.

В русском языке есть слова, которые показывают отношение говорящего к высказываемому. Эти слова, а также словосочетание и целое предложение так и называются – вводные. Они не связаны грамматически с другими членами предложения и выделяются на письме запятыми, тире или скобками. Нередко они показывают воспитанность или невоспитанность того, кто говорит.Среди таких слов едва ли чаще других употребляется « пожалуйста». Как мы уже убедились, оно используется в качестве вежливого обращения. При выражении просьбы или согласия.Значение вежливости, деликатного привлечения внимания собеседника присуще и другим вводным словам, которыми каждый из нас должен пользоваться как можно чаще: извините, простите, позвольте, видите ли… С помощью таких слов можно даже в чем-то отказать собеседнику, но так вежливо, что он не обидится.Вводное словосочетание скажите, пожалуйста, употребляется для выражения удивления, возмущения, негодования, насмешки, иронии. «Пожалуй» выражает предположение, неуверенность, так же как и слова очевидно, вероятно, кажется, может быть, по-видимому, наверное, должно быть и другие.

Стихотворение А. Кушнера.

«Вводные слова».

Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь. И замедляют нашу речь, И все ж удобно потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. Мне скажут «К счастью»…И потом …Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова «Во-первых», «Во-вторых», Они, начав издалека, Давали повод не смеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа.

Домашнее задание. Найти текст научного стиля с употреблением в нём вводных слов и вставных конструкций. Подготовиться к диктанту.

ГЛАВА 1. Счастье с честью

ГЛАВА 2. Своими руками

ГЛАВА 3. "Хочу", "нельзя" и "надо"

ГЛАВА 4. Чужими руками

ГЛАВА 6. Великий поворот

ГЛАВА 8. Семилетним шагом

ГЛАВА 9. Огонь добрый и злой

ГЛАВА 10. Насчет конфет

ГЛАВА 11. Как все это будет?

ГЛАВА 12. Устав доброй воли

ГЛАВА 13. Удобства, радости, заботы

ГЛАВА 14. Делу - время, потехе - час

ГЛАВА 15. Как быть с лентяями?

ГЛАВА 16. По старой привычке

ГЛАВА 17. По великому почину

ГЛАВА 18. Все и некоторые

ГЛАВА 19. Веселое время подходит

А жизнь, товарищи... совсем хорошая! А р к. Гайдар

Счастье с честью

Эта книжка написана для тех, кто хочет вырасти счастливым и помочь всем стать счастливыми.

Значит, она и для тебя. Уверен я: и ты, дружок, мечтаешь, чтоб у тебя и у других людей жизнь была совсем хорошая. Правда ведь? Кто этого не хочет?

Много я слышал разных споров о счастье. Одни говорили: "Сила, здоровье - в них все счастье". Другие не соглашались: "Богато жить, все иметь - вот что такое счастье!" Третьи спорили: "Счастье - это слава: чтоб все тебя знали!" "Дело свое в жизни хорошо знать - значит счастливым быть",- утверждали многие. А иные добавляли: "Главное для счастья - это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть".

И еще немало всяких рассуждений о счастье приходилось мне слышать.

Не слышал я только, чтобы кто-нибудь говорил: "Не желаю я счастья. Не хочу хорошей жизни! Хочу быть несчастным".

Не встречались мне такие чудаки.

Все люди хотят быть счастливыми.

Но как понимать счастье? В чем оно?

Вот лежит передо мной письмо, которое пришло из Белоруссии. Написал его один школьник. Его зовут Виталий Колядич.

"Прошу Вашего совета, что надо делать, чтобы стать очень счастливым, и как разобраться, кто счастливый, а кто нет". Да, нелегко ответить сразу на такое письмо! Вот, говорили некоторые, счастье - это богатство, деньги. Конечно, богатым всегда жилось лучше, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, например верной дружбы, за деньги не купишь. Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, обделил кого-то, отнял у других, а людям вокруг живется плохо и они его клянут, то как ни богат человек, а ему немножко не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься.

Конечно, очень важно быть здоровым, сильным, справляться с любым делом. Но вот как быть, если не может найти человек себе дела, не дают ему работы для его сильных, умелых рук? А ведь так происходит с миллионами людей в Америке, во всех капиталистических странах. Значит, не в одной силе счастье!

Ошибаются и те, которые считают, что все счастье в славе; будто счастлив тот, кого все знают. Слава славе рознь. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться... Слава о плохих делах человека тащится за ним везде по пятам, позорит его, попрекает. Какая уж тут радость?! Нет, значит, не всякая слава - счастье. Человеку надо жить, работать и относиться к людям так, чтобы честно заслужить настоящую славу.

Находятся еще и такие, что верят в счастье случайное, слепое, которое достается без разбору тем, кому просто, как они говорят, везет в жизни. Но ведь это же неверное, короткое и непрочное счастье. Сегодня случайно удалось что-то человеку, но, если он вслепую набрел на удачу, завтра счастье может изменить ему...

Да, не на всякое счастье мы с тобой согласны. Не годится нам счастье нечестное, жадное, слепое, бессовестное, одинокое. Ну, например, разве можно быть по-настоящему счастливым, если вокруг тебя все другие несчастны? Если ты из-за лени, страха или жадности не сделал в жизни того, что должен был сделать?..

Мы за счастье с честью!

По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Кто любит людей и кого они уважают и любят. Кто чувствует, что у него хватает сил, знаний и умения, чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше. Радуется жизни тот, кто знает и любит свое дело, смело думает о завтрашнем дне, не боится трудностей, чувствует себя нужным человеком среди других людей и отдает им все свои силы. Ведь счастье - это не только иметь, брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу или подруге, как-то помочь им? Значит, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью. Тот только и счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: "Мое счастье - частичка нашего большого общего счастья".

Но была ли когда-нибудь на земле совсем счастливая жизнь?

И может ли она вообще быть?

Давай потолкуем обо всем этом!

В этой книжке говорится о том, как люди тысячи лет искали дорогу к счастью. Как поняли они, наконец, что мешает им быть счастливыми. Как взялись они смело делать жизнь совсем хорошей. И какова она будет, эта совсем хорошая жизнь.

Чтобы заглянуть в будущее и увидеть эту уже близкую совсем хорошую жизнь, надо знать, что было с людьми в старые времена, что происходит в наши дни. Вот давай и разберемся во всем по порядку.

Своими руками

Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь все, что окружает тебя, все, что построено, возведено, добыто на свете,- и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и все, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь,- все, решительно все сделали человеческие руки. Они управляются с пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.