Логистические издержки предприятия. Логистические издержки - это что такое? Классификация, виды и методы расчета затрат предприятия

ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

Логистика, обеспечивая оптимальное движение ресурсов с минимальными издержками, управляет экономическими потоками в отраслях народного хозяйства. При этом одним из методологических принципов логистики является критерий минимума общих логистических затрат.

Отсюда очевидна необходимость учета логистических издержек, связанная прежде всего с тем, что именно общие издержки являются основным интегральным понятием, лежащим в основе создания логистических систем .

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению сущности и содержания логистических издержек, проведем разграничение общих терминов, встречающихся как в экономической литературе, так и в нормативных документах, - «издержки», «затраты» и «расходы».

Неправильное определение этих понятий, на наш взгляд, может исказить их экономический смысл.

Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же - затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова для обозначения этих терминов приводятся следующие определения: «...издержки - израсходованная на что-нибудь сумма, затраты» (с. 208); «...затрата - то, что истрачено, израсходовано» (с. 193); «...расход - 1) затрата, издержки; 2) потребление, затрата чего-нибудь для определенной цели» (с. 580).

В учебном пособии для обозначения этих категорий мы будем оперировать следующими определениями.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций при производстве и реализации продукции, работ и услуг. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Явные (расчетные) издержки - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.

Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, но альтернативной цене, на альтернативном рынке и г.д. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В свою очередь издержки но сферам делятся на издержки производства и издержки обращения. В отношении издержек производства экономические понятия «затраты» и «расходы» зачастую в теории и практике используются как синонимы, хотя по экономическому содержанию они различаются.

Р. Энтони и Дж. Рис отмечают, что затраты - самое неопределенное слово в учете, которое употребляется во множестве различных значений. Такое определение затрат позволяет выделить ряд положений:

  • ? они определяются использованием ресурсов;
  • ? их величина представлена в денежном выражении;
  • ? затраты всегда соотносятся с конкретными целями и задачами.

А. Кизилов подразделяет затраты на два вида:

  • 1) затраты организации - выраженная в денежном эквиваленте величина различных ресурсов, средств, которые были приобретены, имеются в наличии, включая потребленную в процессе производства часть затрат, а также расходы организации, непосредственно не связанные с ее производственно-хозяйственной деятельностью;
  • 2) затраты на производство - стоимость части затрат, ресурсов организации, которые израсходованы па изготовление продукции, выполнение работ и услуг за отчетный период.

В соответствии с такими документами, как стандарт 18 МСФО «Выручка», а также отечественными ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации», расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива (денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательства, приводящего к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов но решению участников).

Поэтому расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы в течение определенного периода времени для получения дохода. Затратами является денежная оплата приобретенных товаров и услуг, которая со временем будет возмещена из прибыли. Таким образом, расходы - это часть затрат, которые понесло предприятие в связи с получением дохода в будущем.

В налоговом учете ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Отсюда затратами являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров и т.п. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями но определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми «расходами». С точки зрения техники учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы.

Резюмируя вышеизложенное, в учебном пособии иод затратами мы будем понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а иод расходами уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг, так как лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы.

В процессе сопоставления результатов и затрат различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Издержки производства являются одним из основных объектов управленческого учета. Появление такой науки, как логистика, способствовало исследованию логистических издержек в производстве и распределении. Термин «логистические издержки» является одним из наиболее употребимых в научных исследованиях по логистике, особенно при рассмотрении оптимизационного потенциала логистики в различных ее прикладных аспектах. В настоящее время не существует полной и четкой теории управления логистическими издержками.

Введенная впервые в 1950-х гг. Г. Льюисом, Дж. Каллитоном и Дж. Стилом концепция общих (тотальных) затрат стала основой для развития логистики. Основной смысл данной концепции заключается в том, что интегрирование логистических операций позволяет перегруппировать затраты различных видов и тем самым снизить общие издержки на продвижение товаров от производителя к потребителю. Эта концепция рассматривает соотношения между различными видами логистических затрат и показывает, как интеграция логистических активностей позволяет снизить общий объем затрат. В концепции общих затрат все логистические операции рассматриваются как единое целое, а все издержки, связанные с ними, оцениваются одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.

В виду того, что по своему экономическому содержанию логистические издержки совпадают с затратами, относимыми к сферам производства и обращения, следует определить уровень сопряжения экономических и технологических потоков внутри логистической системы, а также спроса и предложения на рынке и логистических издержек как результата логистической координации и способа его обеспечения.

Таким образом, логистические издержки можно определить следующим образом.

Логистические издержки - это денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов . Они связаны с выполнением логистических операций и функций, таких как размещение заказов, закупка, складирование, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка. Кроме того, к ним относятся затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, передачу информации о заказах, запасах, поставках.

Если такие операции и функции не выполняются внутри фирмы, то логистические издержки представляют собой плату за услуги специализированным организациям, осуществляющим складирование, транспортировку, экспедирование, грузопереработку и др.

В целом для логистических затрат характерны:

  • ? высокая доля в совокупных расходах предприятия;
  • ? изменчивость величины в различные периоды времени;
  • ? разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест;
  • ? трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества расчетных операций;
  • ? распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному).

Существующие методы управления затратами не предполагают выделения и отдельного рассмотрения логистических затрат. Более того, не учитывается время, которое затрачивается в производстве и распределении на логистические операции, в то время как продукт (сырье, полуфабрикаты и готовая продукция) пребывает собственно в производстве 2-5% общего времени, а остальное время (95-98%) пролеживает на складе или находится в пути, транспортируется.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В наиболее общем виде логистические издержки отдельной фирмы могут быть представлены в виде суммы трех основных составляющих: издержек снабженческо-транспортных цепей (I,), издержек производственно-технологических или операционных цепей (L,) и издержек транспортно-распределительных, сбытовых цепей (L р) 128J:

Издержки каналов снабженческо-транспортных цепей относятся к «внешней логистике» и состоят из следующих основных элементов:

где I., - издержки «ввозной» транспортировки;

L cl - издержки экспедирования ввозимых ресурсов;

3 - складские издержки в системе снабжения;

L ti - издержки грузообработки;

1,3 - издержки информационной поддержки снабжения;

L, 6 - издержки страхования;

L n - таможенные издержки для импортируемых товаров.

Издержки каналов производственно-технологических и операционных цепей относятся к «внутренней» логистике и состоят из следующих основных элементов:

где - издержки внутрипроизводственных перевозок;

L„ 2 - издержки внутрипроизводственного складирования;

L „з - издержки информационной поддержки производственной логистики;

L „4 - издержки прочих внутренних логистических операций.

Издержки каналов распределительно-транспортных цепей также относятся к «внешней» логистике и состоят из следующих основных элементов:

где - издержки «вывозной» транспортировки;

  • 2 - складские издержки в системе сбыта;
  • ?„ , - издержки экспедирования при сбыте продукции;
  • - издержки грузообработки в процессе сбыта;

jL (, 5 - издержки информационной поддержки распределения;

L ll6 - издержки страхования в системе сбыта;

Таможенные издержки для экспортируемых товаров;

L ,8 - издержки функционирования дилерской, торговой сети .

В составе этих логистических издержек целесообразно также учитывать затраты на осуществление финансовых операций, обеспечивающих движение материальных потоков, логистическое администрирование, потери от иммобилизации материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Логистические издержки составляют одну из крупнейших статей расходов деловых организаций; но своему объему они уступают только затратам на сырье, материалы и комплектующие. Согласно оценкам зарубежных ученых, общие расходы на логистику составляют до трети объема продаж различных фирм.

Подобная концепция логистических издержек предполагает:

  • ? распределение, разграничение производства и обращения в целом;
  • ? распределение, дифференциацию снабжения и сбыта как сфер коммерческой деятельности предприятия;
  • ? распределение соответственно снабженческих и сбытовых затрат (снабженческих между производственными издержками и общими накладными расходами, а сбытовых между сбытовыми расходами как таковыми и общими накладными расходами).

В соответствии с нормами русского языка слова "издержки" и "затраты" являются синонимами. В экономической терминологии, однако, чаще всего используют слово "издержки": издержки обращения, издержки производства, транспортные издержки. Что касается понятия "логистические издержки", то большинство авторов ставят знак равенства между терминами "логистические издержки" и "логистические затраты". Наряду с этой распространенной трактовкой существует и другая, когда логистические издержки рассматриваются как потери - последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства. В данном учебнике будет использован первый, традиционный вариант.

Логистические издержки (logistical costs) - затраты на выполнение логистических операций; включают в себя издержки обращения и часть издержек производства. Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Вначале дадим основные определения, касающиеся издержек обращения как таковых. Издержки обращения (distribution costs) - выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. Они включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки обращения обусловлены существованием товарно-денежных отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи), они не увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся транспортные издержки и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель - объем издержек обращения - представляет собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительный показатель - уровень издержек обращения -рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему оптовой реализации продукции.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов: на оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) - совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость.

Транспортные издержки (transportation costs) - часть транспортно-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Эти издержки включают оплату тарифов транспорта и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения (storage costs) - разновидность издержек обращения и логистических издержек; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными их принято считать только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, административно-управленческие и др. расходы. Сокращение этих издержек можно достичь путем ускорения товарооборачиваемости, обеспечения сохранности материальных ценностей, внедрения современных складских технологий и др. Издержки хранения могут достигать 40% от затрат на формирование и хранение запасов.

В условиях обособления функций производства продукта и функций его обращения в самостоятельные сферы деятельности издержки производства и издержки обращения распределяются между производственными предприятиями, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими логистические операции над продуктом, его реализацию потребителям, - с другой. Па практике предприятия сферы материального производства, помимо производственной деятельности, могут выполнять и некоторые функции обращения, а предприятия сферы обращения, кроме собственно реализации продукции, могут осуществлять некоторые функции, являющиеся продолжением производственной деятельности. В денежной форме издержки производства выступают как себестоимость продукции.

Первоначально к логистическим издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию "полных издержек распределения". В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объясняя это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют на размер товарно-материальных запасов, которые необходимо, поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной стороны, с материально-техническим обеспечением производства, а с другой - с распределением готовой продукции различных отраслей промышленности, показал, что, вторые могут быть в два-три раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Другими словами, стал проводиться анализ общей величины затрат, получивший название "принцип одного зонтика".

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы ЛС, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке "миссий", т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках определенной ситуации "продукт - рынок". Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений но обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с внедрением понятия "миссия" одним из базовых принципов учета логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций, поэтому издержки по обслуживанию потребителей на рынке должны быть идентифицированы. Это дает возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такая система учета издержек позволяет определять общие затраты па логистику в соответствии с ее целями, а с другой - как сумму расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики.

Логистические издержки в масштабе отдельно взятой бизнес-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от стоимости чистой продукции; а в общенациональном масштабе - в процентах от валового национального продукта.

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек и анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность. В коммерческой практике экономически развитых стран учет логистических издержек интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по одному признаку или нескольким признакам одновременно может осуществляться и в методических целях - для разъяснения их существа, и в практических - для организации учета и анализа логистических издержек, а также для калькулирования себестоимости. В табл. 6.1 приведена классификация логистических издержек, необходимая собственно для целей логистического менеджмента.

Таблица 6.1 Классификация логистических издержек

Классификационный признак

Виды логистических издержек

По функциональному признаку

Издержки снабжения:

  • - закупок;
  • - транспортные;
  • - на содержание складских помещений и оборудования;
  • - хранения;
  • - грузопереработки;
  • - административно-управленческие. Производственные издержки:

управления производственными процедурами;

  • - внутризаводского перемещения;
  • - управления запасами незавершенного производства;
  • - контроля;
  • - грузопереработки;
  • - административно-управленческие. Сбытовые издержки:
  • - управления процедурами заказов;
  • - транспортные;
  • - управления запасами готовой продукции;
  • - содержания складского хозяйства;
  • - возврата готовой продукции

По операционному признаку

Издержки оформления заказа Издержки изготовления продукта Издержки погрузочно-разгрузочных работ Транспортные издержки

По видам затрат

Материальные издержки:

  • - амортизационные отчисления;
  • - материалы, топливо, энергия;
  • - сторонние материальные услуги;
  • - оплата труда. Нематериальные издержки:
  • - услуги;

привлечение стороннего капитала;

Денежные выплаты в виде налогов и платежей.

Прочие издержки

По месту возникновения

Отдел снабжения Отдел сбыта

Производственные подразделения Транспортные подразделения Склады

По возможности отнесения на носители

Издержки на изделие Издержки па заказ Издержки на операцию

По динамике потокового процесса

Постоянные издержки

По периодичности вложений

Текущие издержки Единовременные издержки

По основным компонентам логистических процессов

Издержки на физическое продвижение

материального потока

Издержки на сопутствующие процессы

По отношению

к производственному

процессу

Производственные издержки Непроизводственные издержки

По степени агрегирования

Общие издержки

Издержки на единицу логистического процесса

По отражению в отчетности

Явные издержки Неявные издержки

По степени регулируемости

Полностью регулируемые издержки Частично регулируемые издержки Слабо регулируемые издержки

По частоте возникновения

Регулярные издержки Разовые издержки

По возможности охвата планом

Планируемые издержки Непланируемые издержки

По возможности влияния на управленческие решения

Релевантные Нерелевантные

По экономическому содержанию

Прямые издержки:

  • - на использование производственных факторов и оплату труда;
  • - финансовые издержки. Форс-мажорные издержки

Издержки усушенной выгоды

По способу получения данных логистические издержки делятся на фактические, нормальные, плановые.

Фактические логистические издержки - затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий. Нормальные логистические издержки - средние затраты, приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий. Плановые логистические издержки - затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.

По способу отнесения к логистическим процессам логистические издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Очень важными для практического использования являются группировки издержек по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических издержек. Состав и содержание элементов затрат может в методическом плане определяться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.

Группировка по калькуляционным статьям связана с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет свое значение во внутрипроизводственном управлении, в организации контроля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.

Существенное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам кроется в наличии статей, объединяющих элементы по своему экономическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видами обслуживания (прямые и косвенные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).

По характеру описания экономического оборота выделяют трансформационные и трансакционные издержки.

Трансформационные издержки - это издержки экономического оборота, обусловленные натуральными характеристиками, прежде всего затратами непосредственно производственного процесса. Трансакционные издержки - издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге - теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

В качестве классификационного признака трансакционных издержек часто используется время их возникновения: выделяют предконтрактные, контрактные и постконтрактные трансакционные издержки.

Предконтрактные трансакционные издержки - затраты, возникающие до того, как выбран контрагент, с которым будет совершаться сделка. Контрактные трансакционные издержки - затраты, которые возникают во время оформления сделки. Постконтрактные трансакционные издержки - затраты, возникающие, когда контракт вступит в действие.

Проблема учета трансакционных издержек становится особо актуальной, когда организационные трудности приобретают значение, сопоставимое с технологическими ограничениями. Материальной предпосылкой для этого, в частности, служит постепенное вытеснение человека из непосредственного участия в производственном процессе.

Издержки также делят на эксплицитные и имплицитные.

Эксплицитные издержки - это затраты, которые принимают или могут принять форму денежных платежей поставщикам ресурсов, т.е. они отражаются или могут быть отражены па бухгалтерских счетах предприятий, поскольку хозяйствующий субъект сам даст им оценку, произведя платеж в адрес поставщиков ресурсов.

Имплицитные издержки - это неявные затраты, субъект экономических отношений явно не оплачивает, и поэтому статистически учесть их очень сложно, и если возможно, то косвенным образом. Имплицитными издержками выступают затраты всевозможных ресурсов, принадлежащих предприятию. Оцепить их возможно, например, методом сопоставления платежей за пользование аналогичными ресурсами, которые осуществляют прочие участники рыночных отношений.

В современной экономической практике существует деление издержек на эффективные и реальные.

Эффективные издержки - затраты, сопряженные с наиболее эффективной совокупностью сделок при осуществлении данного вида деятельности при данной системе общественных институтов. Реальные издержки - затраты, сопряженные с фактически имеющей место совокупностью сделок.

Величина отклонения реальных издержек от эффективных показывает, насколько эффективно общество использует установленные экономические связи и институты. Отклонение реальных издержек от эффективных обусловлено, с одной стороны, асимметрией информации, циркулирующей между экономическими агентами, а с другой - возможностью получения отдельным экономическим агентом большего выигрыша в том случае, когда он откажется соблюдать установленные правила и нормы.

В научной литературе также выделяются альтернативные, невозвратные и дифференциальные издержки.

Альтернативные издержки - это издержки неиспользованных возможностей. Они отражают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает выбор другого действия. Невозвратные издержки - это затраты, которые сделаны в прошлом. Дифференциальные затраты - это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений.

Планирование и учет логистических затрат в соответствии с такими классификациями даст возможность оценить их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру.

Укрупненный анализ структуры логистических издержек осуществляется по следующим группам затрат: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.

Затраты па производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.

Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.

Состав логистических затрат зависит от следующих факторов:

  • - специфика предприятия;
  • - масштаб деятельности предприятия;
  • - вид транспорта, используемый в основной деятельности;
  • - наличие транспортных средств в собственности или в аренде;
  • - вид, масса и размер перевозимого груза;
  • - тара перевозимого груза;
  • - маршрут и вид сообщения: международные, междугородние или городские перевозки;
  • - расстояние перевозки;
  • - организация складирование: наличие собственного склада, аренда места на складе и др.;
  • - способы погрузки и выгрузки, используемые в основной деятельности;
  • - налоги;
  • - таможенные правила и т.д.

Комплексный характер и сложность определения логистических издержек обусловлены влиянием большого числа факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия.

Систему факторов, влияющих на формирование логистических затрат, можно представить в следующем виде:

  • 1) позитивные и негативные;
  • 2) внутренние и внешние;
  • 3) управляемые и неуправляемые;
  • 4) поэлементные и комплексные;
  • 5) организационно-экономические и организационно-технические;
  • 6) интенсивные и экстенсивные;
  • 7) структурные и управленческие.

Влияние фактора на логистические издержки может быть как положительным, так и отрицательным. Если в результате воздействия того или иного фактора уровень логистических издержек повышается, то его влияние признается отрицательным. Если же издержки снижаются под воздействием какого-либо фактора, то его влияние признается положительным.

Рост значения фактора может влиять как на увеличение, так и на снижение величины логистических издержек. В табл. 6.2 представлены основные факторы, влияющие на величину логистических издержек. Факторы, с ростом которых величина издержек уменьшается, выделены курсивом.

Разнообразие и большое число факторов, влияющих на логистические издержки, свидетельствуют о том, что при управлении ими необходимо введение целостной системы измерений и оценки ситуации но множеству параметров, а не только размеров затрат.

Таблица 6.2. Факторы, влияющие на формирование логистических издержек

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

Количественные факторы

Качественные факторы

Поступление, обработка и оформление заказа

Величина и другие условия заказа Количество заказов Доля затрат на один заказ

Масштаб применения современных информационных технологий

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

Количественные факторы

Качественные факторы

Планирование производства

Изменение объемов хозяйственной деятельность

Материалоемкость продукции

Требования к качеству продукции

Концентрация, специализация, координация и интеграция Инновационные технологи и

Закупка и поставка продукции

Размер и частота заказа

Производственная программа

График запуска-выпуска продукции

Цены на сырье и материалы, эффект масштаба в закупках

Ограниченность собственного и заемного капитала

Кредитно-денежная и налоговая политика

Методы поставки и обслуживания Диапазон деловой активности и финансовое положение предприятия

Складирование и хранение продукции

Размер заказа Складские площади Уровень и состояние запасов

Уровень оборудования складов

Оборачиваемость оборотных средств

Использование современных концепций управления

Сбыт продукции

Территория внешних и внутренних рынков Сезонные колебания потребности в продукции Темпы инфляции

Конкурентоспособность предприятия на рынке Концентрация потребителей

Деятельность предприятий-конкурентов Прогноз конъюнктуры рынка

Доставка

продукции

потребителю

Характер грузов

Тарифные ставки транспортировки, скидки Маршрутизация перевозок

Требования к условиям

транспортировки

Загруженность

и сбалансированность

Анализ структуры логистических затрат в развитых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%). В последнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование. За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ИНН (для страны в целом) или к объему продаж готовой продукции предприятия.

Издержки в логистике классифицируют по различным при­знакам (рис. 26).

В зависимости от поведения издержек при изменении объ­ема работ с материальным потоком они подразделяются на по­стоянные и переменные. Постоянные издержки - не изменя­ются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельно­сти. Переменные издержки - изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

Рис.26. Классификация издержек в логистике

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам разли­чают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки - расходы, которые непосредственно связаны с объек­том затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредствен­но с объектом затрат. Например, объект затрат - грузовой авто­мобиль. Прямые издержки - зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т. п., косвенные - содержание резерва обору­дования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспорт­ного отдела, а также административные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческому вли­янию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулиру­емые. Регулируемые издержки - издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности

Нерегулируемые издержки - издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.

В зависимости от вида логистической функции издержки под­разделяют на транспортные, издержки хранения и т. п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах.

Вопросы для контроля знаний

1.С какой целью составляется отчет по логистическим из­держкам?

2. Для кого предназначен отчет по логистическим издержкам?

3.Что является критерием качества отчета по логистиче­ским издержкам?

4. Как классифицируют издержки в логистике:

По признаку изменения в ходе процесса;

По признаку отношения к процессу;

По признаку восприимчивости к управленческому влиянию.

5.Укажите основные требования, предъявляемые к систе­мам учета издержек в логистике.

Раздел II. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ



Глава 7. Функциональные области логистики

7.1. Характеристика функциональных областей логистики

Материальный поток, продвигаясь к конечному потребителю, последовательно проходит цепь звеньев товародвижений. Звенья эти могут представлять собой отдельные предприятий а могут являться участками, подразделениями этих предприятий . На пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готового продукта периодически повторяются звенья цепи товародвижения, обладающие схожими функциями.

Перечислим основные функции логистики, которые перио­дически повторяются на пути движения продукции от первич­ного источника сырья к конечному потребителю:

а) участие в снабжении;

б) участие в производстве (в торговле - организация хра­нения и складской обработки товаров);

в) участие в сбыте (распределении) готовой продукции;

г) транспортировка;

д) информационное обеспечение материальных потоков.

Каждая из перечисленных групп функций обладает определённой спецификой, в связи с чем выделяют соответствую­щие функциональные области логистики: закупочную,производственную, сбытовую (распределительную ), транспорт­ную и информационную, которые подробно изучаются в следующих главах учебника. В настоящем параграфе кратко охарактеризуем каждую функциональную область.

1.В процессе снабжения предприятия материальными и товарными ресурсами решается множество задач: принимаются решения, что и сколько следует купить, изучаются рынки, вы­бираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, организуются доставка и приемка закупленной продукции, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Часть из перечисленных задач решается службой логистики. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемый в процессе доведения материального потока от складов продавца до складов и цехов предприятия - покупателя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обосо­бленного раздела логистики - закупочной логистики.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Материальный поток продвигается не в результате договоров, заключенных данным предприятием с его поставщиками или покупателями, а в результате внутренних решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и сбыта готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления работ внутри предприятия, производственного или торгового.

3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи сбытовой или распределительной логистики. Уточним содержание этих часто встречающихся в отечественной литературе терминов.

Доведение материального потока силами и средствами поставщика до получателя, являющегося следующим звеном в цепи товародвижения, относится к области сбытовой логистики. Если же в процессе сбыта системой логистического менеджмента охвачено управление материальным потоком на протяжении нескольких звеньев цепи товародвижения, то используют термин "распределительная логистика".

Например, мебельная фабрика, расположенная в Москве имеет склад готовой продукции, также расположенный вМоскве. Один из региональных оптовых складов этой фабрики расположен в Уфе. Региональные дилеры, работающие с московской фабрикой и получающие мебельную продукцию со склада фабрики в Уфе, расположены в Бугульме, Магнитогорске, Оренбурге и Орске. Рассмотрим два варианта организации товародвижении

Вариант 1. Служба логистики мебельной фабрики организует доставку мебели на региональный оптовый склад в Уфе, поддерживает на этом складе запас в соответствии с заданным уровнем обслуживания дилеров. Дилеры самостоятельно приезжают на региональный склад, получают мебельную продукцию и доставляют в свои магазины или покупателям. Логистика дилеров практически никак не связана с логистикой московской фабрики. В этом случае имеет место сбытовая логистике московской фабрики.

Вариант 2. Задача службы логистики московской фабрики не ограничивается поддержанием запаса мебели на складе в Уфе. По заранее налаженным каналам связи служба логистики московской фабрики получает от дилеров информацию о заказах их клиентов (конечных покупателей мебели), на основе чего обеспечивает продвижение заказанной мебели в соответствующий город по наиболее рациональной схеме. Совместно с дилерами выбирается правильный вид и тип транспорта, согласуются маршруты и графики, разрабатываются схемы укладки групп кузове автомобиля, а также решается множество других задач логистики. Создаваемая совместно с дилерами логистическая система обеспечивает доведение мебели от фабрики, расположенной в Москве, до конечного потребителя, расположенного в регионе. В этом случае имеет место распределительная логистика.

Распределительная логистика включает обширный круг задач, решением которых службы логистики производственных и торговых предприятий занимаются совместно со службами сбыта и продаж. Перечислим некоторые из этих задач: какой канал использовать для доведения товара до покупателя, где в цепи товародвижения сконцентрировать запасы, в какую тару упа­ковать отгружаемую покупателю продукцию, как ее промарки­ровать, как организовать отгрузку и по какому маршруту доста­вить товар покупателю.

В дальнейшем по тексту учебника используется единый термин распределительная логистика.

4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполня­емой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две примерно равные группы:

Работы, выполняемые транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

Работы, выполняемые собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Ме­тоды транспортной логистики могут применяться при организа­ции любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. Результаты движения ма­териальных потоков находятся в прямой связи с рациональной организации информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощ­ными информационными потоками позволила ставить и решать задачи сквозного управления потоками материальными. Высо­ким значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики.

Объектом исследования информационной логистики являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, свя­занные с организацией информационных потоков (сопряжен­ных с материальными).

Информационная логистика тесно связанна с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассма­тривает организацию информационных потоков внутри пред­приятия, а также обмен информацией между различными участ­никами логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).

Производственная деятельность предприятий и фирм является процессом многосложным. Она состоит из разных этапов. Это, например, создание, хранение, распространение, транспортировка товаров. Каждое из этих звеньев товарно-производственной цепи сопряжено с рядом целым рядом трудностей, рисков и затрат. Как правило, их нужно выразить в денежном эквиваленте. Полученные цифры и называются логистическими издержками. Это показывает все финансовые аспекты функционирования фирмы, и по ним определяется рентабельность деятельности организации. Рассмотрим тему подробнее.

Логистические издержки

Эту тему лучше начать с понимания того, что подразумевает данный термин. Логистика насыщена профессиональными терминами, понимание которых позволит легче ориентироваться в теме. Итак, логистические издержки - это денежное выражение использованной рабочей силы, предметов труда, расходных материалов и сопутствующих средств, а также финансовые затраты, включающие в себя разнообразные нежелательные последствия из-за форс-мажорных ситуаций. К подобным затратам относятся также средства, которые тратятся для поддержания необходимого количества запасов на складе.

Характеристики затрат

Для более подробного анализа логистических издержек предприятия нужно понять, чем они выражены:

  • распределением по категориям затрат, которые классифицируются по видовым и количественным аспектам;
  • изменчивостью показателей величин в разные сезоны года;
  • распределением обязанностей за контролем их возникновения между звеньями предприятия и рабочими позициями;
  • трудоемкостью мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций.

В итоге все затраты распределяются по трем целевым направлениям:

  • на подсчет себестоимости, оценки запасов инструментария и материальных ресурсов, а также промежуточной продукции, в том числе ее составных частей, готовых изделий для определения прибыли;
  • принятия управленческих решений: планирование, прогнозирование, просчет рисков;
  • надзор и регулирование.

Группы затрат предприятий

К первой группе системы относятся, конечно, прямые затраты. Они отражаются при учете производственных затрат, но для их выделения необходима аналитическая работа, так как их роль очень важна.

Все производственные затраты, формирующие себестоимость продукции, делятся на следующие категории: материальные затраты; амортизационные затраты; финансы, выделяемые на оплату труда; социальные отчисления. Также сюда могут быть включены другие расходы, которые возникают у фирмы в процессе изготовления, доставки и реализации товаров и услуг.

Финансовые затраты на заработную плату сотрудников учитывают все виды заработных выплат, которые рассчитываются исходя из тарифных ставок, сдельных или иных принятых на заводе принципов оплаты труда. Сюда также добавляются все доплаты за переработку; бонусы и премии; работу в выходные и/или праздничные дни, которая начисляется по двойному и даже тройному тарифу; северные, южные и иные надбавки; совместительство.

Структура затрат по экономическому содержанию

В первую очередь нужно уточнить, что входит в структуру затрат. За отчисления на социальные нужды принимаются обязательные взносы по установленным законодательным нормам. А также форс-мажорные затраты, которые входят в структуру расчета логистических издержек, относящихся к позициям, связанным с финансовыми показателями деятельности предприятия.

Также учитывается вся упущенная прибыль, которая не отражается в балансе предприятия, но имеет значение для формирования торговой политики, расчета потенциальных рисков и возможной выгоды.

Затраты обращения

Кроме производственных затрат, которые возникают в процессе воспроизводства услуги или товара, важно учитывать еще и затраты на обращение. Это такой вид финансовых издержек, сопровождающих движение товара от места производства до места реализации или конечного потребления. К таким затратам причисляют:

  • затраты на выполнение операций, связанных с транспортировкой, хранением, доработкой, фасовкой, упаковкой товаров и их мерчандайзингом;
  • затраты на заработную плату торговых работников, включая отчисления в государственные внебюджетные фонды и фонды социального назначения;
  • амортизацию фондов и нематериальных активов.

Переменными логистическими издержками называют такие траты, которые возрастают или уменьшаются пропорционально с увеличением или снижением объемов товарооборота. К этой категории относятся затраты на перевозку товаров, хранение, сортировку, фасовку, упаковку, перепаковку и так далее. Если влияние от изменения объемов товарооборота оказывается минимальным, то такие издержки называют условно-постоянным. К ним, например, относятся амортизационные отчисления; расходы на содержание и ремонт зданий и сооружений; на выплату зарплат административно-управленческому аппарату и персоналу.

Связь логистических издержек и себестоимости товара/услуги

Термин "себестоимость" указывает на денежное выражение затрат на производственные факторы, необходимые для осуществления предприятием коммерческой и производственной деятельности, которая связана с выпуском и реализацией продукции и/или оказанием услуг.

Место логистических издержек в себестоимости товара понятно уже из приведенного выше определения. Так как подобные затраты будут напрямую влиять сначала на базовую производственную стоимость продукта, а затем и на его конечную цену. Так, например, процесс передвижения продукта от склада поставщика или самого предприятия (завода, фермерского угодья и т. д.) будет связан с определенными рисками, которые автоматически закладываются в цену товара.

Как формируется себестоимость?

Для Российской Федерации основными факторами формирования себестоимости продукта являются следующие категории:

  • расходы, связанные с производством и дальнейшей реализацией товаров и услуг;
  • затраты на персона-л, заработную плату, обучение, повышение квалификации;
  • расходы на содержание, управление и обслуживание самой организации и ее дочерних предприятий;
  • выплаты организациям, которые оказывают услуги, сопутствующие созданию продукции;
  • затраты на разработку и подготовку макетов новой продукции, пробников и освоение новых ниш и рынков.

Виды себестоимости

В зависимости от учтенных в себестоимости продукции категорий затрат, она может быть следующих видов:

  1. Цеховой, в которую включены все основные затраты и общие производственные расходы (показывает затраты на изготовление готовой продукции в нужном объеме).
  2. Производственной, которая формируется из цеховой себестоимости и общих хозяйственных расходов, но свидетельствует уже о затратах самого предприятия на выпуск продукции.
  3. Полной, которая, по сути, является той же производственной себестоимостью, с той лишь разницей, что она увеличена на размер коммерческих и сбытовых затрат. Этот показатель объединяет в себе и общие затраты предприятия, связанные как с созданием, так и все прочие затраты, без которых нельзя обойтись в процессе доставки товара до точки дальнейшего сбыта или конечного потребления.

Все это складывается в или услуги, которая, в свою очередь, зависит от общих логистических издержек. Это и будет ключевым фактором для формирования финансовой и товарной политики предприятия.