Проект вирджиния апл. Головная подводная лодка типа "вирджиния" проходит ходовые испытания у берегов флориды

Изменение геополитической ситуации после ликвидации СССР привело к необходимости создания подводной лодки с меньшей стоимостью, чем у АПЛ типа "Морской волк". Изначально ставилась задача сохранить основные тактико-технические характеристики, реализовать новые технические решения в оснастке ходовой и боевой части и получить многоцелевую подлодку для решения широкого спектра боевых задач. В 1998 году флот США заказал первый экземпляр ПЛ новой серии. Заложили ее в 1999, а спустили на воду в 2003 году. Первая "Вирджиния" из этого проекта была принята на вооружение в 2004 году.

Корпус

Корпус подводной лодки "Вирджиния" имеет длину 113 м, ширину 10,2 м. Он включает в себя интегрированные блоки, при конструировании которых предусмотрена возможность быстрой их замены для ремонта или модернизации. Наружное покрытие имеет "глушащий" эффект, что делает уровень шумности АПЛ "Вирджиния" ниже, чем у подлодок ВМФ РФ четвертого поколения.

Силовая установка

Главное новшество, реализованное в атомной подводной лодке "Вирджиния", заключается в применении "одноразового" атомного реактора. Его ресурс рассчитан на весь срок жизни лодки - 30-33 года. Реактор не требуется перезаряжать и подвергать персонал и оборудование риску радиоактивного заражения. Во время перезарядки реактора лодка не может нести боевое дежурство и выполнять поставленные задачи. АПЛ "Вирджиния" и другие из ее серии лишены этого недостатка.

Вооружение

Субмарины флота США класса "Лос-Анджелес" оснащаются хорошо себя зарекомендовавшими себя в театре военных действий во многих конфликтах. Эти ракеты надежные, относительно дешевые и хорошо освоены. Более поздние по постройке подводные лодки типа "Вирджиния" получили на вооружение усовершенствованные КР "Томагавк" четвертого поколения. Эти ракеты имеют более гибкую систему управления и наведения: они способны в полете менять цель и барражировать в ожидании получения цели.

Оснащается "Вирджиния" четырьмя торпедными аппаратами, стандартный боекомплект торпед - 26 шт. типа Gould Mark 48. Они способны поражать надводные цели и скоростные подводные лодки. Система наведения имеет пассивную и активную составляющие:

  • при захвате цели торпеда производит наведение на курс с расчетом наименьшей траектории;
  • при потере цели производится самостоятельный ее поиск, захват и последующая атака;
  • система многократной атаки позволяет несколько раз производить поиск и захват цели при ее потере.

Дальность хода торпед Gould Mark 48 составляет 38 км при скорости 55 узлов или 50 км при скорости 40 узлов. Максимальная глубина погружения поражаемой цели - 800 м.

Также предусмотрено использование малых с фугасно-осколочной боевой частью массой 225 кг. Дальность действия ракет "Гарпун" составляет от 90 до 220 км в зависимости от их модификаций.

Гидроакустическое оборудование

Первоначально планировалось оснастить подводную лодку "Вирджиния" гидроакустическим комплексом AN/BQQ-10, прошедшим апробацию на подлодке "Морской волк". Но диаметр носовой части "Вирджинии" значительно меньше, чем у "Морского волка", из-за этого размещение указанного комплекса привело бы к сильной стесненности носового пространства.

Позднее была разработана модернизированная версия акустического комплекса под маркировкой AN/BQG-5A. Его акустические антенны имеют меньший диаметр и лучше подходят для подлодок класса "Вирджиния". Необходимость надежного определения местоположения мин на малой глубине привела к разработке и установке новой антенны, из-за чего подлодка приобрела во внешнем виде характерный "подбородок" в носовой части.

Высокая разрешающая способность данной антенны позволяет уверенно маневрировать на малой глубине и находить заякоренные мины, расположенные над грунтом в толще воды.

Из буксируемых антенн гидроакустической системы выбор пал на ТВ-16 (размещается в специальном ангаре по правому борту) и ТВ-29А. Вторая является более современной версией буксируемой антенны ТВ-29, которая была отклонена на стадии проектирования из-за ее высокой стоимости.

Адаптация подлодок

В 2010 году командование сняло запрет на службу женщин на подводных лодках. В связи с этим компания Electric Boat начала доработку подводной лодки "Вирджиния" и некоторых других ее класса для адаптации их под женские потребности. Будут реализованы следующие идеи:

  • увеличение числа душевых кабин;
  • раздельные гальюны;
  • раздельные спальные каюты;
  • более легкое управление с точки зрения прилагаемых физических усилий механизмами и элементами оборудования;
  • расположение информативных табличек несколько ниже;
  • установка лесенок возле многоярусных коек.

Следует отметить, что на данный момент во флоте США на подводных лодках проходят службу около 80 женщин офицеров и примерно 50 женщин матросов. И с каждым годом их количество увеличивается. Адаптация подлодок под женские потребности и особенности женского организма является вынужденной и необходимой мерой, хоть она и поддается критике со стороны мужчин подводников.

По информации зарубежных СМИ, новейшая российская атомная субмарина К-560 «Северодвинск» заслужила особую «честь». Глава американской программы по разработке подводных лодок Военно-морского командования США контр-адмирал Дэйв Джонсон разместил макет отечественной АПЛ у себя в офисе, объяснив это тем, что должен постоянно видеть ее и помнить, каким грозным противником выступает российская лодка, созданная по проекту 885 «Ясень». Субмарины этого проекта эксперты относят к четвертому поколению, как и американские подводные лодки типа «Вирджиния». Обе линейки АПЛ относятся к категории многоцелевых.«Если говорить, что «Вирджиния» - многоцелевая, то наши «Ясени» - супер многоцелевые. Российская лодка несет самое разнообразное вооружение, способное поражать наземные, надводные и подводные цели, ставить мины. По номенклатуре вооружений таких лодок в мире больше нет», - рассказал военный эксперт Александр Мозговой в интервью телеканалу «Звезда».Рождение многоцелевых АПЛ 4-го поколения Создание атомной подводной лодки четвертого поколения началось еще в Советском Союзе в 80-х годах. По замыслу разработчиков, новая АПЛ должна была атаковать авианосцы и ракетоносцы противника, уничтожать береговые цели, бороться с подводными лодками. Тогда хотели создать атомную лодку «универсал», чтобы избавиться от других типов субмарин и сократить расходы на их эксплуатацию. Строительство лодки проекта «Ясень» затянулось. Закладку провели на «Севмаше» в декабре 1993 года, а спуск на воду состоялся через 17 лет в июне 2010. Спустя еще три года субмарину получили военные. Всему виной стали политические катаклизмы в стране и развал СССР. Американцы создавали «Вирджинию» в конце 90-х и уже в 2004 первая субмарина проекта сошла со стапелей верфях Electric Boat в Гротоне.По оценке экспертов, стоимость лодок говорит в пользу российской субмарины.«Если брать ситуацию нашего долгостроя, когда цена «Северодвинска» составляет $1,5 миллиарда за 17 лет, против $3,1 миллиарда за пять лет за головную «Вирджинию», то это более чем приемлемо. Тем более, что российские производители сообщают - при улучшенных характеристиках, следующие «Ясени» обойдутся дешевле на треть, и вся кооперация предприятий по их постройке будет исключительно российской», - рассказывает военный эксперт Михаил Тимошенко телеканалу «Звезда».Общие характеристики АПЛ Проект «Ясень» - сочетание лучшего, из того что наработало отечественное подводное судостроение за последние несколько десятилетий. Известно, что лодка 885 проекта имеет не двойной (традиционный), а так называемый полуторный корпус, когда внешней дополнительной оболочкой прикрыта только носовая часть корабля для снижения его шумности. Корпус субмарины сделан из маломагнитной сверхпрочной стали, позволяющей погружаться на глубину в 600 метров. Дополнительное, специальное покрытие корпуса субмарины снижает ее заметность в радиочастотном и инфракрасном диапазоне. Максимальная скорость «Ясеня» 31 узел (чуть более 60 км в час).«Если сравнивать нашу и американскую лодку «Вирджиния», то у нас рабочая глубина больше. У них (американцев) 500 метров максимум, а наши 600 - это дополнительная скрытность и возможность уйти от многих видов современного противолодочного оружия», - отметил военный эксперт Александр Мозговой.Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что дало возможность разместить в носовой оконечности субмарины антенну нового гидроакустического комплекса АПЛ «Иртыш-Амфора-Ясень».«Большее время станция работает в пассивном режиме и принимает сигналы, по сути - это «уши» лодки. По бортам субмарины стоят конформные антенны, сам корпус состоит из блоков гидроакустических станций, которые слушают море по бортам», - пояснил военный эксперт Александр Мозговой.«Корабли проектов 885 («Ясень») и 885М («Ясень-М») обладают абсолютно новым для отечественного подводного кораблестроения смешанным архитектурно-конструктивным типом. В результате значительно увеличен поисковый потенциал мощного гидроакустического комплекса, обеспечивая превосходство корабля в дуэльной ситуации: он раньше «услышит» корабли противника» - цитирует агентство РИА Новости официального представителя Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» - разработчика проекта подлодки. По данным из открытых источников, «Ясень» имеет «чуткие уши», позволяющие ему распознавать корабли и подлодки противника на дальности около 250 км.По уровню шума лодки «Ясень» и «Вирджиния» примерно равны, уверен эксперт, хотя отечественные разработчики и применили особую систему демпферов, что снизило уровень шумности новой отечественной лодки десятикратно.Вооружение Ракеты - основное вооружение российской АПЛ. «Ясень» - подводный корабль, в котором размещены крылатые ракеты с вертикальным стартом. Они расположены в центральной части корпуса лодки, в каждой из 8 шахт можно разместить до 4 ракет. По данным экспертов, «Ясень» может атаковать противника сверхзвуковыми ракетами « и «Калибр», дистанция поражения сухопутных целей и кораблей неприятеля составляет около 500 километров. В дальнейшем, предполагают специалисты, на субмарину могут поставить стратегические ракеты Х-101 с дальностью до 5500 километров. На вооружении российской лодки есть и десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, боезапас которых составляет 30 единиц. По мнению экспертов, боевые возможности «Ясеня» в разы превосходят потенциал американской «Вирджинии».«Американская лодка несет 12 ракет типа «Томагавк» и 28 торпед для четырех торпедных установок, а у нас только ракет 32 штуки», - объясняет военный эксперт Александр Мозговой. Он отметил, что на американских субмаринах нет ракет, похожих на «Оникс» и способных атаковать корабли. «Вирджиния» с помощью «Томагавков» может уничтожить только береговые цели.Российский же «Ясень» уже получил прозвище «убийца авианосцев». По подсчетам экспертов, 4-5 ракет будет достаточно чтобы отправить на дно крупный боевой корабль.«Ясень» как фактор сдерживания Эксперты сходятся во мнении, что в современных условиях многоцелевые подводные лодки типа «Ясень» будут выступать фактором не ядерного стратегического сдерживания.«Зачем гоняться по океану за каким-то кораблем, можно выстрелить с дальней дистанции по танкеру-газовозу, последствия будут не меньше чем от ядерного взрыва. Да, по количеству мы пока отстаем, у американцев 11 лодок такого типа, у нас одна «Северодвинск», но они реально боятся, что наших «Ясеней» станет гораздо больше, не зря американские военные сообщают что новая русская лодка создаст проблемы в обеспечения зашиты США от российских крылатых ракет», - отмечает Мозговой.Эксперт напомнил, что американцы развернули программу по модернизации лодок типа «Вирджиния», они собираются установить на субмарины новый боевой модуль, чтобы увеличить количество крылатых ракет до 40 единиц. Россия же продолжает строительство новых многоцелевых лодок уже по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Корабли заложены и получили имена «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Планируется, что к 2020 году у России будет от 4 до 8 новых лодок проекта «Ясень».

Несколько дней назад военно-морские силы США получили новую многоцелевую атомную подлодку. В ближайшее время субмарина USS Illinois (SSN-786) должна пройти ряд необходимых процедур, после чего ее официально введут в боевой состав флота, и начнется полноценная эксплуатация. Ожидается, что введение в строй новой подлодки позволит дополнительно повысить потенциал подводных сил ВМС США, в составе которых уже служит большое количество субмарин-систершипов «Иллинойса». Кроме того, по разным оценкам, начало службы очередной многоцелевой АПЛ может иметь некоторые последствия для международной обстановки.

Новая субмарина USS Illinois (SSN-786) была построена по проекту Virginia Block III и является представителем самого нового и совершенного на данный момент семейства американских многоцелевых подлодок. Она стала третьей подлодкой версии Block III и 13-м кораблем класса «Вирджиния». Задачей «Иллинойса» в будущем станет патрулирование указанных акваторий с поиском различных подводных и надводных целей и, при получении соответствующего приказа, их уничтожение. Также имеется возможность атаки береговых объектов противника. Одной из главных целей подобной боевой работы подлодки станет поиск стратегических подводных ракетоносцев вероятного противника.

Решение о строительстве подлодки USS Illinois (SSN-786) и нескольких других субмарин было принято в середине прошлого десятилетия. 22 декабря 2008 года решение о строительстве привело к появлению договора между военным ведомством и предприятиями судостроительной промышленности. Контракт на строительство лодок новой серии получили компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard. Им заказали четыре и три подлодки соответственно. Строительство субмарины «Иллинойс» должно было проходить на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Гротон (шт. Коннектикут).

Многомиллиардный контракт на подлодки серии Block III подразумевал строительство нескольких субмарин одинаковой стоимости. По последним сообщениям, на постройку USS Illinois (SSN-786) военное ведомство Соединенных Штатов потратило 2,7 млрд долларов.

Церемония закладки АПЛ USS Illinois (SSN-786) состоялась 2 июня 2014 года. Попечителем нового корабля стала первая леди США Мишель Обама, уроженка штата Иллинойс, в честь которого названа подлодка. Благодаря налаженному производству, строительство субмарины заняло всего 14 месяцев. Уже 8 августа 2015 года лодку вывели из цеха и спустили на воду. После этого экипаж и специалисты промышленности приступили к проведению испытаний и прочих необходимых работ, предшествующих передаче подлодки заказчику.

Испытания и доводка новейшей многоцелевой АПЛ заняли около года, после чего представители военного ведомства подписали приемный акт. Очередная подлодка типа Virginia Block III была передана заказчику 27 августа. В ближайшее время военно-морские силы планируют провести некоторые необходимые работы, после чего подлодку официально включат в боевой состав флота. Церемония ввода лодки в эксплуатацию запланирована на 29 октября. В этот день подводные силы ВМС США официально пополнятся новой боевой единицей.


Подлодка USS Illinois (SSN-786) во время строительства. Фото Ussillinois.org

АПЛ USS Illinois (SSN-786) была построена по самой новой из существующих версий проекта «Вирджиния» и является подлодкой четвертого поколения. Использованный проект основывается на базовых наработках предыдущих проектов, однако имеет ряд характерных отличий, связанных с необходимостью повышения тех или иных параметров. В первую очередь, подлодки типа Block III отличаются от предшественников гидроакустическим комплексом и пусковыми устройствами для ракетного вооружения. В остальном проект является улучшенным вариантом предыдущих разработок. Конструкторские работы по проекту Virginia Block III начались в 2009 году, уже после подписания контракта на постройку серии новых субмарин.

В соответствии с проектом, субмарина «Иллинойс» имеет длину 114,9 м, ширину 10,3 м и нормальную осадку 9,8 м. Полное водоизмещение достигает 7900 т. Лодка имеет характерный внешний вид с обтекаемым цилиндрическим корпусом большого удлинения, в носовой части которого имеются горизонтальные рули. На верхней поверхности корпуса предусматривается сравнительно небольшое ограждение рубки. На сужающейся кормовой части находится набор рулей и гребной винт, помещенный внутри кольцевого канала.

В центральном отсеке прочного корпуса лодки располагается водо-водяной ядерный реактор типа S9G, обеспечивающий выработку электроэнергии для всех систем. В качестве силовой установки для перемещения проектом предусматривается электромотор мощностью 30 тыс. л.с. Используется одновальная схема с единственным гребным винтом.

В рамках проекта Block III значительным изменениям подвергся носовой отсек легкого корпуса, вмещающий в себя вооружение и гидроакустическую станцию. Основными задачами при переделке отсека было повышение характеристик лодки, а также снижение стоимости ее производства и эксплуатации. За счет отказа от некоторых ранее применявшихся решений, а также при помощи применения унифицированных агрегатов, заимствованных из существующих проектов, удалось решить обе поставленные задачи.


Подлодка в сухом доке, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

Было решено изменить конструкцию главной антенны гидроакустического комплекса. Вместо ранее использовавшейся системы, состоявшей из большого числа отдельных элементов, закрепленных на общей основе в виде отсека с воздухом, было решено использовать сферическое устройство, полностью окруженное водой. Такой вариант комплекса получил обозначение LAB (Large Aperture Bow). Отсутствие необходимости в создании герметизированной основы, заполненной воздухом, позволило заметно сократить стоимость производства носовой части лодки. Переделка конструкции позволила дополнительно сократить стоимость корпуса на 11 млн долларов.

В составе системы LAB имеется два основных компонента. Первый представляет собой пассивную станцию повышенной производительности, а второй является активной системой, работающей в среднем диапазоне частот. В составе комплекса LAB применяются гидроакустические датчики, ранее применявшиеся на подлодках типа Seawolf. Обеспечен максимально возможный ресурс комплекса, равный ресурсу всей субмарины.

Первые версии проекта Virginia предлагали использование 12 вертикальных пусковых установок, помещенных перед прочным корпусом в носовой части лодки. Проектом модернизации Block III был предложен иной вариант транспортировки и запуска ракетного вооружения. С целью упрощения конструкции и удешевления производства новые многоцелевые АПЛ должны оснащаться пусковыми установками, заимствованными из проекта модернизации стратегических подлодок типа Ohio. При помощи такого решения удалось улучшить экономические параметры проекта без каких-либо проблем иного рода.

Заимствованная у Ohio пусковая установка представляет собой цилиндрический агрегат, по габаритам вписывающийся в шахту баллистической ракеты Trident II. Установка вмещает шесть шахт сравнительно малого диаметра, каждая из которых может транспортировать по одной крылатой ракете. Также в корпусе установки имеется различное специальное оборудование, необходимое для использования ракетного вооружения.


Схема нововведений проекта Block III. Рисунок Defenseindustrydaily.com

В случае с проектом Virginia Block III имеет место удаление старых раздельных пусковых установок, вместо которых устанавливается некое подобие шахт стратегических лодок «Огайо». На корпусе помещаются две откидные крышки пусковых установок, под которыми находятся две вертикальные пусковые установки. Таким образом, модернизированные субмарины, как и лодки предыдущих версий, способны перевозить и запускать до 12 крылатых ракет.

Несмотря на замену пусковых установок, обновленные «Вирджинии» сохраняют прежнюю номенклатуру вооружений. Основным ударным этих кораблей остаются крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, способные поражать цели, в зависимости от модификации, на расстояниях до 2500 км.

В остальном «Иллинойс» почти не отличается от лодок своего проекта предыдущих серий. За исключением комплекса вооружения и гидроакустических средств, все имеющиеся изменения незначительны и направлены на исправление ранее выявленных недостатков, упрощение эксплуатации техники и т.д. Это позволило улучшить требуемые параметры, а также обойтись без неприемлемого удорожания строительства и заметно сэкономить на эксплуатации унифицированной техники.

В частности, без значительных изменений осталось дополнительное вооружение подлодок в виде торпед. USS Illinois (SSN-786) имеет четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. В торпедном отсеке может перевозиться до 27 торпед нескольких типов. Подобное оружие, в первую очередь, предназначается для защиты от подлодок противника.


USS North Dakota (SSN-784) - головная подлодка серии Block III. Фото US Navy

Сохранен ранее использовавшийся подход к сбору информации об окружающей обстановке. В частности, Block III по-прежнему не использует традиционный перископ, вместо которого лодка получает мачту с оптико-электронным оборудованием, связанным с экранами на центральном посту. Также предусматривается использование других средств наблюдения, основанных на современных технологиях и элементной базе.

Любопытной особенностью подлодок типа Virginia была возможность перевозки боевых пловцов. Актуальный проект сохраняет специальный шлюзовый отсек, позволяющий субмарине перевозить и высаживать в заданном районе до девяти бойцов с вооружением и специальным оборудованием. Также субмарина может нести сравнительно крупные аппараты, необходимые водолазам.

Собственный экипаж лодки состоит из 134 человек, в том числе 14 офицеров. При необходимости, в зависимости от типа поставленной боевой задачи, состав экипажа может меняться тем или иным образом. В ходе автономного плавания обеспечивается максимально возможный комфорт работы и быта.

Подлодки типа Virginia, независимо от серии и конкретного состава оборудования, способны погружаться на предельную глубину 488 м и развивать скорость не менее 26 узлов. По некоторым данным, максимальная подводная скорость таких субмарин превышает 30-32 узла. Дальность плавания ограничивается только запасом продовольствия и боекомплектом. Реакторы последних моделей, применяемые на лодках новых серий, позволяют не менять ядерное топливо в течение всего срока службы.


Вторая субмарина серии USS John Warner (SSN-785) в ходе церемонии сдачи заказчику, 1 августа 2015 г. Видна открытая крышка одной из пусковых установок. Фото US Navy

К настоящему времени военно-морские силы США получили и ввели в строй 12 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния». В соответствии с первым заказом от 1998 года были построены четыре субмарины первой серии. Их служба началась в 2004-2008 годах. В 2003 году Пентагон заказал строительство кораблей второй серии (Block II), в результате чего в 2008-13 годах получил еще шесть подлодок. Строительство субмарин Block III ведется с 2012 года. В позапрошлом и прошлом годах в строй вступили АПЛ USS North Dakota (SSN-784) и USS John Warner (SSN-785) соответственно. В октябре боевой состав подводных сил США пополнится еще одной подлодкой, USS Illinois (SSN-786).

После получения 13-й лодки серии ВМС США намерены приобрести еще полтора десятка аналогичных субмарин. В течение нескольких следующих лет компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard должны будут достроить и передать заказчику пять следующих лодок Virginia Block III. Еще десять субмарин будут строиться позже. Они должны будут относиться к новой версии проекта с обозначением Block IV. Контракт на их строительство был подписан в апреле 2014 года. Сроки поставок техники по этим контрактам должны быть уточнены позже.

Многоцелевые АПЛ типа Virginia всех серий рассматриваются в качестве замены для остающихся в строю субмарин аналогичного назначения, созданных и построенных в течение нескольких последних десятилетий. Помимо «Вирджиний» задачи поиска подводных и надводных целей решаются лодками типов Los Angeles и Seawolf. На данный момент в строю остается 39 подлодок первого типа и 3 второго. Примечательно, что изначально планировалось построить серию из трех десятков «Сивулфов», но по причине высокой стоимости проект подвергся значительному сокращению. Со временем все имеющиеся подлодки должны будут уступить свое место более новым кораблям типа Virginia трех существующих и одной планируемой к строительству серии.

Как и другие многоцелевые атомные подлодки различных типов, эксплуатируемые несколькими странами мира, новейшая USS Illinois (SSN-786) должна будет решать достаточно широкий круг боевых задач, связанных с поиском и уничтожением различных целей. Предусматривается возможность скрытного слежения за надводными, подводными и береговыми целями с последующим их уничтожением при помощи наиболее эффективного в имеющейся ситуации оружия. Основным вооружением «Иллинойса» и его систершипов при этом являются крылатые ракеты BGM-109. При необходимости могут использоваться торпеды нескольких типов.


USS Illinois (SSN-786) на испытаниях, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

В контексте слежения за подводными целями подлодки типа Virginia прежде всего являются «охотниками» за стратегическими подводными ракетоносцами. В такой роли американские субмарины представляют определенную опасность для российских подлодок, осуществляющих дежурство в интересах стратегических ядерных сил. Количественные и качественные особенности подводных сил США, а именно их составляющей, основанной на многоцелевых АПЛ, могут быть серьезным поводом для беспокойства. Имея в боевом составе флота более полусотни таких субмарин, Соединенные Штаты могут разворачивать сравнительно мощную группировку, следящую за различными районами Мирового океана. Как следствие, имеется определенная вероятность вскрытия районов и маршрутов патрулирования.

Для борьбы с подобной угрозой требуются соответствующие меры. Защита корабельных соединений и подводных ракетоносцев может осуществляться самыми разными средствами. Эта задача может возлагаться как на противолодочные корабли, так и на авиацию. Кроме того, весьма эффективным средством для выслеживания подлодок, угрожающих нашим кораблям, должны стать существующие и перспективные многоцелевые АПЛ, прежде всего, новых проектов.

На фоне общей численности многоцелевых атомных подлодок в подводных силах Соединенных Штатов передача новой субмарины USS Illinois (SSN-786) смотрится не слишком угрожающе. Тем не менее, даже одна лодка, оснащенная самым новым оборудованием и вооружением, может заметно повысить потенциал всех подводных сил в целом. Кроме того, необходимо помнить, что в планах Пентагона имеется строительство еще полутора десятков лодок типа Virginia, большая часть которых будет относиться к новой версии проекта с условным обозначением Block IV.

Последние достижения и планы американского военного кораблестроения представляют определенный интерес с технической точки зрения, а для США также являются настоящим поводом для гордости. Для других стран, в свою очередь, они могут быть поводом для беспокойства и материалом для анализа и прогнозирования. Существующее и планируемое развитие подводных сил Соединенных Штатов может затруднять модернизацию флотов других стран, или даже представлять для них серьезную угрозу. Поэтому радостные для зарубежных военных должны получить требуемую оценку, а также учитываться другими странами, в том числе и нашей, при планировании своих действий в обозримом будущем.

По материалам сайтов:
http://flot.com/
http://sudostroenie.info/
http://janes.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://ussillinois.org/
http://public.navy.mil/
http://history.navy.mil/
http://military.com/
http://military-today.com/

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения.

Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Помимо стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций - необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», которые выпускались с 1976 года по 1996 год. С самого начала планировалась замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

«Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении самых различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года закончено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания во время которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. Во время испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что значительно снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 "Калифорния" ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был заключён контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на постройку десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

Состав серии

Название
Верфь
Заказан
Начало
работ
Заложен
Спущен
В строю
Порт
приписки
1.
SSN-774 «Вирджиния»

GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2.
SSN-775 «Техас»

NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3.
SSN-776 «Гавайи»

GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4.
SSN-777 «Норт Кэролайн»

NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
5.
SSN-778 «Нью-Гемпшир»

GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6.
SSN-779 «Нью-Мексико»
NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7.
SSN-780 «Миссури»
GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8.
SSN-781 «Калифорния»

NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9.
SSN-782 «Миссиссиппи»

GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 13.10.2011 02.06.2012 Гротон
10.
SSN-783 «Миннесота»

NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 03.11.2012 07.09.2013 Гротон
11.
SSN-784 «Норт Дакота»

GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 29.08.2013 29.08.2014 Гротон
12.
SSN-785 «Джон Уорнер»
NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015
13.
SSN-786 «Иллинойс»
GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 11.10.2015
14.
SSN-787 «Вашингтон»
NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014
15.
SSN-788 «Колорадо»
GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015
16.
SSN-789 «Индиана»
NNSB 22.12.2008 22.12.2008 16.05.2015
17.
SSN-790 «Южная Дакота»
GDEB 22.12.2008
18.
SSN-791 «Делавэр»
NNSB 22.12.2008
19.
SSN-792 «Вермонт»
GDEB
20.
SSN-793 «Орегон»
GDEB
21.
SSN-794 «Монтана»
NNSB
22.
SSN-795 «Хайман Джордж Риковер»
GDEB
23.
SSN-796 «Нью-Джерси»
GDEB
24.
SSN-797 «Айова»
GDEB

Конструкция

Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» применяются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне), глубиною примерно соответствующем диаметру винта.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер применяется в качестве дальномера.

Для обнаружения мин применяется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см.

За рубкой располагается шлюзовая камера, через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов.

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок III», примерно на 20% переработана для снижения цены и повышения эксплуатационных характеристик. Изменения коснулись носовой части, где двенадцать индивидуальных ракетных пусковых установок были заменены на две установки большого диаметра револьверного типа, каждая из которых способна запустить до шести крылатых ракет типа «Томагавк». Подобная схема пусковых установок уже применяется на АПЛ «типа Огайо», переоборудованных под крылатые ракеты «Томагавк».

ТТХ

Основные характеристики

Тип корабля: МПЛАТРК
-Кодификация НАТО: Virginia
-Скорость (подводная): полного подводного хода - 34 узла.
-Предельная глубина погружения: до 1600 футов (488 метров)
-Экипаж: 100-120 человек в зависимости от решаемых задач

Размеры

Водоизмещение надводное: 7800 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 114,9 м
-Ширина корпуса наиб.: 10,5 м

Силовая установка

Атомная типа GE S9G,
-две турбины,
-гребной винт в кольцевом обтекателе (фенестроне)

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 4 торпедных аппарата, 26 торпед
-Ракетное вооружение: 12 вертикальных ПУ КР «Томагавк» (лодки серии Block I и Block II); 2 ПУ револьверного типа по 6 КР «Томагавк» (лодки серии Block III)


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA (США)
NUCLEAR MULTIPURPOSE SUBMARINE VIRGINIA (USA)


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA


11 мая 2011 года на американском предприятии General Dynamics Electric Boat в Куонсет-Пойнт (штат Род-Айленд) состоялась церемония официальной закладки первой атомной многоцелевой подводной лодки типа Virginia новой серии Block III – SSN 784 North Dakota. Данный корабль должен стать одиннадцатой подводной лодкой типа Virginia. Сама лодка строится на предприятии General Dynamics Electric Boat в Гротоне (штат Коннектикут), а в Куонсет-Пойнт изготавливаются корпусные секции.
Программа строительства ПЛАТ типа «Вирджиния» принята вместо программы SSN-21. В 1997 г. компания «Ньюпорт ньюс шипбилдинг» получила заказ на строительство лодок этого типа. Головная ПЛАТ SSN-774 «Вирджиния» вступила в строй в 2004 г. На октябрь 2012 г. построено 9 ПЛАТ (SSN-774 – 782), ведется строительство еще 9 ПЛАТ (SSN-783 – 791). Стоимость серийного корабля оценивается в 2 млрд дол.
ПЛАТ типа «Вирджиния» предназначены для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям с применением крылатых ракет морского базироваения (КРМБ), обеспечения противолодочной обороны (ПЛО) боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника, скрытного проведения специальных операций, в том числе и в мелководных районах и т.д.

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 года по 1996 год. Первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

На двух старейших судостроительных верфях США, принадлежащих «Дженерал Дайнемикс Электрик Бот» в Гротоне (шт.Коннектикут) и «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» (подразделение «Хантингтон ингаллс индастриз») в Ньюпорт-Ньюс (шт.Вирджиния), последовательно совершенствуя боевые возможности, планируется построить 30 атомных подводных лодок (АПЛ) класса «Вирджиния».
Программа создания ударных многоцелевых АПЛ класса Virginia была запущена в 1998 г., в настоящее время в боевой состав подводных сил ВМС США входят 5 лодок данного класса, еще 6 единиц находятся на различных этапах строительства. График реализации программы предусматривает строительство лодок тремя сериями, первая и третья из которых дополнительно разделены на две подсерии.

Новейшая атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) SSN-783 Minnesota (10-я ПЛАТ типа «Вирджиния») в мае 2013 года успешно завершила первые ходовые испытания. ПЛАТ построена на судостроительной верфи Huntington Ingalls Industries (HII), где строительство Minnesota велось почти 5 лет, начиная с ее закладки в феврале 2008 г. В ходе испытаний ПЛАТ впервые выполнила подводное погружение и развивала высокие скорости как в надводном, так и в подводном положении. В процессе испытаний производилась проверка всех бортовых систем и агрегатов лодки. «Миннесота» проведет еще два этапа испытаний в море, в одном из которых на ее борту будут представители комиссии по инспектированию и приемке кораблей ВМС США INSURV (Board of Inspection and Survey). Передача лодки ВМС США ожидается в конце текущего месяца, с 11-месячным опережением срока, указанного в контракте. Водоизмещение ПЛАТ «Миннесота», которая является завершающей лодкой типа «Вирджиния» в варианте «блок II» (Block II), составляет 7800 тонн.

Контракт на постройку ПЛА SSN 784 был выдан ВМС США корпорации General Dynamics в августе 2003 года. В последующем финансирование строительства этой подводной лодки было включено в выданный корпорациям General Dynamics и Northrop Grumman в декабре 2008 года пятилетний контракт стоимостью 14,011 млрд. долл. на постройку для ВМС США восьми ПЛА Virginia Block III (SSN 784 – SSN 791). Фактическое строительство лодки было начато в 2009 году. Спуск на воду North Dakota ожидается в 2013 году, а передача американскому флоту – в 2014 году. Все восемь подводных лодок по контракту 2008 года должны быть закончены постройкой к 2019 финансовому году.

фото: http://ussnd.com/
Многоцелевая атомная подводная лодка North Dakota 31 мая 2014 года вошла в состав ВМС США, сообщает The Associated Press со ссылкой на заявление министра ВМС США Рэя Мабуса. Торжественная церемония крещения АПЛ прошла 2 ноября 2013 года на верфи Electric Boat в Гротоне, штат Коннектикут. Атомная подводная лодка SSN-784 получила имя «Северная Дакота» (North Dakota). Лодка «Северная Дакота» является 11-й ПЛАТ типа «Вирджиния» и первой ПЛАТ этого типа в варианте «блок III» (Block III).

Основными отличиями подводных лодок серии Virginia Block III (также известны как Batch 2) от лодок серий Block I и II (Batch 1) станут замена носовой сферической антенны ГАК на новую антенну Large Aperture Bow (LAB), и замена 12 вертикальных носовых пусковых установок крылатых ракет Tomahawk на два универсальных носовых модуля Virginia Payload Tubes (VPT) диаметром 2,1 метра, способных использоваться для размещения каждый как шести крылатых ракет Tomahawk, так и другой целевой нагрузки.

Две атомные многоцелевые подводные лодки ВМФ США 19 марта 2014 года приступили к ледовым учениям Ice Exercise 2014 (ICEX 2014) в Северном Ледовитом океане. В учениях принимают участие USS New Mexico (SSN 779) класса Вирджиния и USS Hampton (SSN 767) класса Лос-Анджелес.
Командование ВМС США в апреле 2014 года заключило с американскими компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding контракты на строительство десяти атомных подводных лодок типа «Вирджиния». Сумма сделки составила 17,6 миллиарда долларов. Эти предприятия будут заниматься строительством новых подводных кораблей вплоть до 2019 года. Контракт подписан на условиях фиксированной цены. Подлодки будут построены в модернизированной версии Block IV. По условиям соглашения, американские предприятия должны будут строить для американских военных по два корабля в год на протяжении пяти лет. В рамках соглашения будут построены подлодки с бортовыми номерами с SSN 792 по SSN 801. Строительство первой подлодки начнется 1 мая; включение же последней в состав американского флота запланировано на 2023 год. В настоящее время в составе ВМС США находятся десять подлодок типа «Вирджиния»; кроме того, ведется строительство еще четырех кораблей такого типа.
В августе 2014 года противолодочные силы Северного флота обнаружили и «выдворили» из приграничных вод России иностранную подводную лодку. Речь, предположительно, идет о субмарине класса «Вирджиния» ВМС США.

6 сентября 2014 года в США будет проведена церемония крещения 12-й атомной ударной подлодки USS John Warner (SSN-785) класса Virginia. Субмарина названа в честь сенатора Джона Уорнера (John Warner, родился 18 февраля 1927 года) и построена на крупнейшей в стране военной верфи компании Huntington Ingalls Industries в Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния).

22 ноября на верфи Newport News Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюсе (шт. Вирджиния) компании Huntington Ingalls Industries прошла официальная церемония закладки атомной подводной лодки USS Washington (SSN 787) класса Virginia.

Первоначально этот график выглядел следующим образом:
1-я серия, 1-я подсерия: 4 единицы, 1998-2008 гг.;
1-я серия, 2-я подсерия: 6 единиц, 2003-2014 гг.;
2-я серия, 3-я подсерия: 7 единиц, 2009-2019.гг.;
3-я серия, 4-я подсерия: 9 единиц, 2014-2023 гг.;
3-я серия, 5-я подсерия: 4 единицы, 2019-2025 гг.

ВВЕДЕНЫ В БОЕВОЙ СОСТАВ ВМС США

Подсерия I

SSN 774 VIRGINIA
SSN 775 TEXAS
SSN 776 HAWAII
SSN 777 NORTH CAROLINA

Подсерия II

SSN 778 NEW HAMPSHIRE
SSN 779 NEW MEXICO
SSN 780 Missouri
SSN 781 CALIFORNIA
SSN 782 MISSISSIPPI
SSN 783 MINNESOTA

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПЛАНАХ

Подсерия III

SSN 784 NORTH DAKOTA
SSN-785 JOHN WARNER
SSN-786 ILLINOIS
SSN-787 WASHINGTON
SSN-788 COLORADO
SSN-789 INDIANA
SSN-790

Подсерия IV

SSN-791 SSN-792 SSN-793 SSN-794
SSN-795 HYMAN G. RICKOVER
SSN-796 SSN-797 SSN-798 SSN-799

Подсерия V.

SSN-800 SSN-801 SSN-802 SSN-803

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 7800 – 7925 тонн;
Длина: 114,8 – 115 метров
Ширина: 10,4 м
Главная энергетическая установка – ядерная, ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость подводного хода- 32 узла;
Глубина погружения:
– рабочая более 250 м;
– предельная более 400 м.
Экипаж: 113 чел.

ВООРУЖЕНИЕ:

Крылатые ракеты «Tomahawk» -12 ракетных шахт;
Торпедных аппаратов 533 мм – 4
Боезапас: торпеды Mk 48 ADCAP и ПКР «Гарпун» (общий боезапас – 26 торпед и ракет). Могут приниматься мины Mk 60 CAPTOR
БИУС C3I (Command, Control, Communication and Intelligence)
Навигационная РЛС BPS 16
Гидроакустический комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10
Бортовые широкоапертурные гидроакустические антенны AN/BQG-5A
Буксируемые гидроакустические антенны: ТВ-16,ТВ-29А
Приемники системы Acoustic Threat Detection System (акустическая система обнаружения угрозы)
Система акустичекого противодействия AN/WLY-1
Транспортирует: палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подразделений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового аварийно-спасательного люка)

Источники: www.modernarmy.ru, ru.wikipedia.org, ship.bsu.by, www.morbox.ru, Военное обозрение, Defense News, Лента.ру, wvec.com и др.