Опытный тактический истребитель Lavi (Израиль). Тактико-технические характеристики истребителя IAI «Лави»

IAI Lavi IAI Lavi

Всего было построено пять фюзеляжей, но полностью завершены только два опытных самолёта.

Остановка программы

Последний полет «Лави» совершил в 1990 году, в дальнейшем проект был свернут в пользу F-16 .

Последующее применение результатов программы

В 1990 году в Израиле было принято решение о модернизации состоящих на вооружении истребителей F-4E «Фантом» , до уровня «Фантом-2000». В ходе модернизации на самолёты устанавливали новое пилотажно-навигационное и прицельное оборудование с автоматизированным управлением от бортовой ЭВМ 1553B, а также новые системы предупреждения и РЭБ - часть оборудования была разработана в рамках работы над истребителем «Лави» .

В 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя МиГ-21 , переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования .

Летно-технические характеристики

См. также

Напишите отзыв о статье "IAI Lavi"

Примечания

Литература и источники

  • В. Кузьмин. Израильский тактический истребитель «Лави» // «Зарубежное военное обозрение », № 8, 1987. стр.36-38.
  • на сайте FAS (англ.)
  • Ruud Deurenberg. . - на сайте «Еврейской виртуальной библиотеки» (JVL) . Проверено 27 июня 2019. (англ.)

Отрывок, характеризующий IAI Lavi

Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с маленькой княгиней и m lle Bourienne. Когда она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки, мужчины и m lle Bourienne приподнялись, и маленькая княгиня, указывая на нее мужчинам, сказала: Voila Marie! [Вот Мари!] Княжна Марья видела всех и подробно видела. Она видела лицо князя Василья, на мгновенье серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся, и лицо маленькой княгини, читавшей с любопытством на лицах гостей впечатление, которое произведет на них Marie. Она видела и m lle Bourienne с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда, взглядом, устремленным на него; но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату. Сначала к ней подошел князь Василий, и она поцеловала плешивую голову, наклонившуюся над ее рукою, и отвечала на его слова, что она, напротив, очень хорошо помнит его. Потом к ней подошел Анатоль. Она всё еще не видала его. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатопь, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову, молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. Замолчи при первом знакомстве несамоуверенный человек и выкажи сознание неприличности этого молчания и желание найти что нибудь, и будет нехорошо; но Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. «Ежели кому неловко это молчание, так разговаривайте, а мне не хочется», как будто говорил его вид. Кроме того в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» Может быть, что он этого не думал, встречаясь с женщинами (и даже вероятно, что нет, потому что он вообще мало думал), но такой у него был вид и такая манера. Княжна почувствовала это и, как будто желая ему показать, что она и не смеет думать об том, чтобы занять его, обратилась к старому князю. Разговор шел общий и оживленный, благодаря голоску и губке с усиками, поднимавшейся над белыми зубами маленькой княгини. Она встретила князя Василья с тем приемом шуточки, который часто употребляется болтливо веселыми людьми и который состоит в том, что между человеком, с которым так обращаются, и собой предполагают какие то давно установившиеся шуточки и веселые, отчасти не всем известные, забавные воспоминания, тогда как никаких таких воспоминаний нет, как их и не было между маленькой княгиней и князем Васильем. Князь Василий охотно поддался этому тону; маленькая княгиня вовлекла в это воспоминание никогда не бывших смешных происшествий и Анатоля, которого она почти не знала. M lle Bourienne тоже разделяла эти общие воспоминания, и даже княжна Марья с удовольствием почувствовала и себя втянутою в это веселое воспоминание.

Многоцелевой истребитель

Экипаж 1 чел.

Разработка зтого самолета, предназначенного для замены истребителей «Кфир», началась фирмой IAI в 1980 г., а в октябре 1982 г. фирма приступила к техническому проектированию самолета. Предполагалось, что новый истребитель будет решать задачи завоевания господства в воздухе (дополняя истребители Макдоннелл-Дуглас F-15) и использоваться для нанесения ударов по наземным целям как на поле боя, так и в оперативной глубине В работах по программе значительное участие приняли авиастроительные фирмы США.


31 декабря 1986 г. состоялся первый полет опытного самолета «Лави» (двухместный вариант, самолет пилотировал летчик-испытатель М Шмуль). В марте 1987 г. поднялся в воздух второй прототип истребителя (также двухместный), но в августе того же года израильское правительство (во многом из-за нажима США, где были обеспокоены появлением нового сильного конкурента собственным истребителям F-16 и F/A-18, а также по финансовым соображениям) приняло решение о прекращении программы. Однако на этом история «Лави» не кончилась: в сентябре 1989 г. все же был достроен третий прототип самолета (и первый одноместный истребитель), использующийся в настоящее время фирмой IAI в качестве летающей лаборатории, а в 1992 г. было заключено секретное израильско-китайское соглашение о сотрудничестве в создании для КНР нового истребителя, известного как J-10, в основу проекта которого был положен самолет «Лави». Сообщалось, что изготовление первого опытного самолета будет производиться в Израиле, но его окончательную сборку планируется осуществить в Китае. Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя J-10 будет близко или аналогично БРЭО самолета «Лави».

Модификации:

В-1, В-2 и В-3 - опытный самолет;

«Лави» - одноместный серийный истребитель;

«Лави» - двухместный учебно-боевой самолет;

J-10 - китайский вариант истребителя «Лави».

Размеры. Размах крыла 8,78 м; длина самолета 14,57 м; высота самолета 4,78 м; площадь крыла 33,05 м2.

Массы и нагрузки, кг: пустого 6942, максимальная взлетная 19 277, топлива во внутренних баках 2721, топлива в ПТБ 4164, нагрузка на внешних узлах подвески 7257.

Силовая установка. ТРДДФ Пратг-Уитни PW1120 (1 х 9350 кгс).

Летные характеристики. Максимальная скорость 1910 км/ч; максимальная скорость на малой высоте с боевой нагрузкой 1100 км/ч; боевой радиус действия (с вооружением, состоящим лишь из УР класса воздух- воздух) 1850 км; максимальная эксплуатационная перегрузка 9.

Особенности конструкции. Самолет выполнен по схеме «утка» с близкорасположенным к крылу ПГО. Приблизительно 22% массы планера приходится на КМ. Крыло стреловидное (угол стреловидности 54# по передней кромке). О дно килевое оперение и два развитых под фюзеляжных киля. Воздухозаборник подфюзеляжный нерегулируемый (подобен воздухозаборнику самолета F-16).

Оборудование. Самолет оснащен многофункциональной импульсно-доплеровской БРЛС Элта EL/M-2035, широкоугольным ИЛС с голографической оптикой, комплексом РЭП фирмы Элта. В кабине установлены три многофункциональных экранных индикатора (два монохромных и один на цветной ЭЛТ). БЦВМ Элбит АСБ-4 (128k) сопряжена с остальными системами самолета шиной данных, выполненной в соответствии со стандартом MIL/STD-1553B.

Имеется четырехканальная цифровая электроди-станционная система управления фирмы Лир Сиг л ер/ МВТ.

Вооружение. Встроенная 30-мм пушка (прицеливание осуществляется посредством нашлемного прицела), четыре подкрыльевых и семь под фюзеляжных узлов

внешней подвески.

Проект закрыт, но в некоторых программах по созданию истребителей в других странах возможно использованы результаты исследований, проведённых при создании «Лави».

Lavi

Lavi B-2, прототип
Тип многоцелевой истребитель
Производитель Israeli Aircraft Industries
Первый полёт 31 декабря
Статус программа закрыта 30 августа
Единиц произведено 5 прототипов
Медиафайлы на Викискладе

История

Программа создания «Лави» началась в феврале , когда правительством Израиля было дано указание ВВС Израиля создать технические спецификации для будущего истребителя. Исследовательские работы начались в октябре 1982. В качестве поставщика двигателей была выбрана американская фирма Pratt & Whitney . Программу исследований предполагалось завершить к 1990 году, в дальнейшем предполагалось серийное производство самолётов .

Всего было построено пять фюзеляжей, но полностью завершены только два опытных самолёта.

Остановка программы

Последний полет «Лави» совершил в 1990 году, в дальнейшем проект был свёрнут в пользу F-16 .

Документация была продана Китаю и использовалась при создании китайского истребителя Chengdu J-10

Последующее применение результатов программы

В 1990 году в Израиле было принято решение о модернизации состоящих на вооружении истребителей F-4E «Фантом» , до уровня «Фантом-2000». В ходе модернизации на самолёты устанавливали новое пилотажно-навигационное и прицельное оборудование с автоматизированным управлением от бортовой ЭВМ 1553B, а также новые системы предупреждения и РЭБ - часть оборудования была разработана в рамках работы над истребителем «Лави» .

В 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя МиГ-21 , переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования .

Летно-технические характеристики

См. также

Примечания

Литература

  • В. Кузьмин. Израильский тактический истребитель «Лави» // «Зарубежное военное обозрение », № 8, 1987. стр.36-38.
  • «США и программа создания LAVI» на сайте FAS (англ.)
  • Ruud Deurenberg. (неопр.) . - на сайте «Еврейской виртуальной библиотеки» (JVL) . Дата обращения 27 июня 2019. (англ.)

Являясь радикальной модернизацией китайских лёгких многоцелевых истребителей J-10A/B, более перспективный тактический истребитель-перехватчик J-10C разрабатывается в условиях строгой секретности. Своим появлением он обязан израильскому концерну IAI, который в 1987 году передал компании CAC всю технологическую документацию по своему опытному многоцелевому лёгкому истребителю «Лави», являющемуся более продвинутой версией F-16C. Удачно сложившиеся обстоятельства конфликта между IAI и «General Dynamics» за место на рынке вооружения Ближнего Востока и всей Передней Азии помогли Поднебесной создать уникальный в своём роде J-10C. Обладая малой радиолокационной сигнатурой и функциональностью истребителей поколения «4++», этот истребитель сегодня значительно превосходит своего самого передового «родоначальника» F-16C Block 60, обогнал он и другого конструкционного родича - японский многоцелевой истребитель F-2A/B. Конкурировать с ним частично смогут лишь истребители «Rafale» и EF-2000 «Typhoon» с новой БРЛС «Captor-E», но предсказуемо, что цена китайской машины будет примерно на 30-40% ниже, а поэтому превосходство уже очевидно. Если CAC разработает экспортную модификацию J-10C, «Локхид Мартин», «Дассо» и Eurofighter GmbH могут лишиться многомиллиардных контрактов со своими основными азиатскими заказчиками


Углубляясь в подробности разработки эскизов, макетов и цифровых моделей перспективных китайских сверхзвуковых стратегических ракетоносцев YH-X, уникальных сверхмалошумных ударных МАПЛ Тип 096 с внутренним водомётным движителем и различных версий тяжёлого тактического истребителя 5-го поколения J-20, мы стали реже обращаться к активно развивающейся программе модернизации лёгких многоцелевых истребителей ВВС Китая J-10A/B, которые, вслед за интеграцией в СУО новых мощных бортовых РЛС с АФАР, уже начинают приобретать конфигурацию истребителей следующего поколения. Все инновационные решения воплощаются сегодня в принципиально новой модификации «Стремительного дракона» - J-10C. Облик планера новой машины, а также «начинка» настолько приблизились к 5-у поколению, что китайские блогеры уже поспешили сравнить его вероятный боевой потенциал с американскими F-22A «Raptor», но обоснованы ли чем-либо подобные сравнения, нам предстоит выяснить в нашем обзоре.

Для начала стоить вспомнить родословную самого продвинутого серийного китайского ЛФИ. Разработка однодвигательного истребителя, которая планировалась ещё с 1984 года для замены морально и технически устаревших J-6, J-7 и Q-5, набрала полные обороты в 1987 году, когда израильский концерн IAI («Israel Aerospace Industries») передал всю техническую документацию по опытному тактическому истребителю «Lavi» корпорации авиационной промышленности «Ченду» (CAC, «Chengdu Aircraft Industry (Group) Corporation»), которая довела до логического завершения программу израильтян по доводке переделанной версии многоцелевых F-16A/C. В 1986-м году IAI пришлось свернуть работы по проекту «Lavi», поскольку новый модернизированный планер и установка более мощной силовой установки оставляли бы американский «Фалькон» далеко позади в сравнении с детищем израильской корпорации: страдала конкурентоспособность и престиж технологий компании «General Dynamics», и со стороны Штатов началось серьёзное давление. IAI передавал документацию Поднебесной в обстановке полной секретности, поскольку были опасения ухудшения отношений с Вашингтоном. И уже в 1993-м году CAC изготовила первую продувочную модель будущего J-10A, которая очень сильно походила на планер «Lavi» с той лишь разницей, что китайский планер не имел стреловидности по задней кромке крыла, а ПГО было вынесено дальше от центра масс самолёта (ближе к носовой части), также отмечается большая площадь заднего вертикального стабилизатора и квадратная форма воздухозаборника (у «Лави» воздухозаборник овальный, как и у семейства F-16A). Переднее горизонтальное оперение способствует лучшей маневренности на критических углах атаки, а также увеличивает угловую скорость разворота в ближнем воздушном бою. Даже площадь крыла и масса пустого самолёта J-10A и «Лави» совпадает (33,05 кв. м и 9900 кг соответственно). Все параметры очень близки.

Заметьте, американцы не зря опасались выхода на арену «Молодого льва» (на ивр. «Лави»), поскольку передовой истребитель не только мог перехватить инициативу у F-16C в плане маневренности, но и опережал американского «Сокола» по боевому радиусу действия с ПТБ, составляющему 2130 км (у израильского F-16I «Sufa» - 1500 км, а у F-16C - чуть более 1000 км). Это могло не в лучшую сторону сказаться на контрактах, заключаемых между «Дженерал Дайнэмикс» (ныне «Локхид Мартин») и министерствами обороны государств Аравийского полуострова, которые предпочли бы более дальнобойную израильскую машину; да и контракты с Хель Хаавир по F-16A/B/C/D/E могли бы быть утеряны. А сегодня они означают службу в ВВС Израиля более 300 вышеуказанных модификаций американского истребителя, помощь в их обслуживании со стороны «Локхида», а значит, и прямую зависимость Хель Хаавир от американской оборонки. Осложняет положение Израиля также подписание и начало выполнения контракта по закупке 33-х американских малозаметных истребителей 5-го поколения F-15I.


До свёртывания программы тактического истребителя «Lavi», руководство IAI делало огромные ставки на новую многоцелевую машину, способную легко заменить все имеющиеся в ВВС Израиля А-4 «Skyhawk» и «Kfir C.2/7». Проектируемый «тактик» должен был выполнять функции ударного истребителя, а также истребителя для непосредственной поддержки войск с сохранением способности вести воздушный бой с современным противником. Для этого «Лави» оснащался многофункциональной импульсно-доплеровской бортовой РЛС EL/M-2032 со ЩАР. Дальность её работы по целям с ЭПР 3 м2 (цель типа «истребитель») составляет 90 км, по цели типа «мост» - около 85 км, надводный корабль водоизмещением около 10-15 тыс. тонн «ЭМ/крейсер» - около 300 км; введены режимы картографирования рельефа местности и обнаружения малоразмерных наземных целей, по энергетическим параметрам эта РЛС не уступает американской AN/APG-68 и в дальнем воздушном бою делала бы «Лави» не худшим истребителем, чем F-16C, а новая РЛС с АФАР EL/M-2052 (1500 ППМ и дальность 250 км) могла бы довести израильское изделие до уровня лучших западных машин. За время существования программы было построено 5 прототипов экспериментального истребителя. При очень компактных размерах, боевая нагрузка самолёта доходила до 7260 кг, а установка более мощного двигателя типа «Pratt & Whitney» F-100-PW-229 позволила бы достигать сверхзвуковой крейсерской скорости в 1,3М и практического потолка около 20000 м. Все прототипы получили весьма современную, по меркам боевой авиации середины 80-х, электронику: БЦВМ АСЕ-4 с тактовой частотой 600 кГц и накопителем на 128 Кб управляла ещё 17 микропроцессорами других подсистем истребителя, а связь а также передача тактической информации осуществлялись благодаря шинному протоколу передачи данных MIL-STD-1553B. Шина данных этого стандарта ещё в 80-х гг. могла осуществлять сетецентрическую увязку 31 абонента, каждый из которых имел возможность использования одного основного канала «Channel A», резервного канала «Channel B», либо одновременно 2-х каналов. Важнейшей особенностью шинного интерфейса обмена тактической информацией MIL-STD-1553B является возможность построения тактической сети иерархического типа, но с возможностью смены контроллера канала, которым может стать каждый из 31 абонента, потому что на каждом юните имеется как передающее, так и принимающее сигнал устройство. Как и в любой локальной сети, абоненты MIL-STD-1553B имеют свои 5-битные цифровые адреса. Передача данных в 2-х каналах защищена кодом «Манчестер-2», а типы радиосигналов данных каналов представлены информационным «SYNC D» (D,- DATA), командным/ответным «SYNC C» (C, COMMAND). Информационный канал может работать постоянно, а вот командно-ответный лишь в зависимости от тактической обстановки, на основе которой подбирается контроллер канала и оконечные устройства. Данный протокол нашёл применение в БРЭО ударных вертолётов «Апач», противолодочных патрульных P-3C «Orion», модификациях F-15C и других видов военной техники

Как и «Lavi», серийный китайский J-10A с самого первого полёта, состоявшегося 28 июня 2002 года, относится к поколению «4+» благодаря установленной БРЛС «Жемчуг», работающей как по воздушным, так и по морским/наземным целям. При средней цене в 25 млн. долларов, китайский ЛФИ обладает высочайшими лётно-техническими качествами, достигнутыми с помощью установки российского ТРДДФ АЛ-31Ф от НПО «Сатурн». Тяга в 12500 кгс поддерживает тяговооружённость при нормальном взлётном весе в пределах 0,95-1,0, что поднимает маневренность до уровня «Рафалей» и «Тайфунов»; высокая угловая скорость разворота по крену и тангажу обеспечивается как на «вертикалях», так и на «горизонталях». Максимальная и форсажная тяга на мидель составляет 1600 и 2575 кгс/кв.м соответственно, что позволяет достигнуть сверхзвуковой крейсерской (около 1,15М) без подвесок, а также набирать скорость от 600 до 1200 км/ч значительно быстрее, чем F/A-18E/F «Super Hornet».

Высокий коэффициент аэродинамического качества планера (10,3 единицы) даже выше, чем у «Рафаля» и F-15C/E/SE и находится на уровне МиГ-29С/СМТ и МиГ-35. Здесь дело в несущей поверхности планера и типе расположения крыла: низкорасположенное треугольное крыло формирует практически 100%-ю несущую поверхность планера, где слегка выпуклая часть планера также имеет несущие качества (наиболее точный пример такой конструкции - французские многоцелевые истребители «Mirage-2000C/-5/-9», обладающие уникальной «проворностью» в БВБ, что подтвердилось в боях греческих «Миражей» с турецкими «Фальконами» над Эгейским морем). Эффективная поверхность рассеяния J-10A составляет 2,8 кв.м, после применения в конструкции радиопоглощающих материалов, это число может уменьшиться до 1 кв. м.

Подфюзеляжные хвостовые аэродинамические гребни-стабилизаторы поддерживают стабильный полёт при больших углах атаки. J-10B - машина совершенно иного «сорта», к «четвёрке» можно смело добавлять «два плюса». Истребитель получил новый китайский двигатель WS-10A (с тягой около 14200 кгс), но хоть его ресурс и меньше, чем у «сатурновского» АЛ-31Ф, возросшая на 14% тяга резко увеличивает все вышеописанные качества истребителя версии J-10A. РЛС с АФАР позволяет вступать в дальний воздушный бой с такими машинами, как палубные «Супер Хорнеты», японские F-2A/B и южнокорейские F-15K, выполнять картографирование рельефа местности и обнаружение морских/наземных целей в режиме синтезированной апертуры, а также эффективно перехватывать высокоточное . Воздухозаборник с изменяемой геометрией, называемый вихреобразующим «клыком», позволяет дополнительно снизить ЭПР J-10B, но самые важные изменения произошли в проекте J-10C, который является главным героем нашего обзора.


На фото запечатлено обслуживание опытного образца многоцелевого китайского ЛФИ J-10B. Вы можете видеть овальное полотно перспективной БРЛС с АФАР, которая впервые устанавливается на тактический истребитель ВВС Китая национальной разработки. Несмотря на общее сходство по конструкции с предыдущей версией J-10A и израильским многоцелевым истребителем «Лави», J-10B принципиально отличается от последних почти по всем известным параметрам. Это первый китайский истребитель поколения «4++», для которого корпорация «Chengdu» приняла решение максимально снизить радиолокационную сигнатуру при сохранении ЛТХ, чего добились благодаря новой конструкции регулируемого воздухозаборника типа «вихреобразующий клык». Новый двигатель WS-10A позволил этой промежуточной машине догнать в тяговооружённости, «установившейся» маневренности и скороподъёмности известные западные и даже российские истребители. Принято решение о начале установки оптико-локационных прицельных комплексов для ведения БВБ и скрытного выхода на противника с выключенной БРЛС

Ещё в январе 2013 года на ресурсе baomoi.com появилась занимательная публикация о развитии поколений линейки J-10A/B. В ней было размещено 4 компьютерных изображения перспективного многоцелевого истребителя с хищной «акульей» внешностью, не похожего ни на один из существующих истребителей поколения «4++» и «5». На изображениях видно, что планер новой машины должен быть собран по схеме «утка» с типом расположения крыла «среднеплан», видно привычное цельноповоротное ПГО, один вертикальный стабилизатор и два подфюзеляжных гребня. Наплыв у корневой части крыла характеризуется плавным аэродинамическим переходом, непосредственно перед которым находятся задние кромки ПГО. Само переднее горизонтальное оперение установлено почти вплотную к крылу для создания единой несущей плоскости планера без потерь и срывов потока. Носовой радиопрозрачный обтекатель БРЛС максимально зауженный, что говорит о возможной установке АФАР с определённым углом наклона полотна относительно продольной оси истребителя (от 25 до 35 град) для максимального снижения радиолокационной сигнатуры. Если исходить из того, что J-10C создан для выполнения задач по завоеванию превосходства в воздухе, то АФАР наклонена полотном с целью уменьшения заметности для РЛС истребителей и самолётов ДРЛОиУ противника.

Здесь может возникнуть вопрос: а какой же сектор обзора у этой бортовой РЛС в верхней полусфере (по уже приблизившимся истребителям и ракетам-перехватчикам противника)? Ведь находящиеся над головой ближние цели с таким положением зеркала РЛС может и не обнаружить. Здесь огромную роль играет оптико-электронный прицельный комплекс национальной китайской разработки, аналогичный нашему ОЛС-35, который устанавливается перед фонарём кабины пилота. Китайские специалисты утверждают, что дальность обнаружения этого ОЛПК составляет 40 км в переднюю полусферу и 100 км в заднюю полусферу (по инфракрасному «свечению» двигателей), также, вполне может быть интегрирован ТВ-канал видимого диапазона с матрицей высокого разрешения, способный обнаруживать и захватывать силуэт цели. В таком случае, идея с наклоном полотна АФАР очень разумная. В своё время она была успешно воплощена в многорежимной бортовой РЛС с ПФАР AN/APQ-164 американского стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-1B «Lancer».


Полотно пассивной фазированной антенной решётки (PESA) бортовой РЛС AN/APQ-164 стратегического ракетоносца B-1B наклонено на 30 градусов вниз относительно крена самолёта: это даёт возможность получать более чёткое радиолокационное изображение рельефа местности и объектов на ней во время применения режима синтезированной апертуры, а также снизить ЭПР при облучении с воздуха. Вертикально ориентированное эллиптическое зеркало ПФАР хорошо снижает радиолокационную заметность машины при облучении наземными радиолокационными станциями средств ПВО, расположенными в углах +/-50 - 80 градусов относительно курсового направления B-1B. AN/APQ-164, созданная на базе всё той же AN/APG-68, представлена 1526 передающими и приёмными модулями, работающими Х-диапазоне сантиметровых волн; зеркало может механическим приводом доворачиваться на углы +/-90 градусов, что создаёт сектор обзора по азимуту 240 градусов: картографирование и обнаружение наземных целей может производиться даже в задней полусфере

Теперь об «акульей» внешности J-10C. Здесь, со всё той же целью уменьшения радиолокационной заметности, разработчики из CAC предпочли вернуться от крупного прямоугольного воздухозаборника к меньшему овальному. Но его кромки и передняя часть воздушного канала не выдаются на 20 см от нижней части кабины пилота, как это сделано в J-10A, а сопрягаются с ней, что в итоге снижает мидель истребителя и РЛ-заметность. Регулируемый воздухозаборник позволяет максимально эффективно использовать всю мощь двигателя WS-10A «Taihang» и его модификаций как на дозвуковых, так и на высоких сверхзвуковых скоростях. Для снижения заметности J-10C имеет «сглаженное» треугольное сечение носовой части фюзеляжа, большой процент композиционных материалов среди несиловых элементов конструкции планера, а также отсутствие выступающих из планера антенн СПО, РЭБ и других сенсоров, включая датчики давления. Всё скрыто в миниатюрных отверстиях на планере истребителя. Массо-габаритные размеры лишь немного превышают показатели «Миражей -2000-9», что при новом ТРДДФ способствует высокоэффективному ближнему бою с энергетическим маневрированием, а также высокой скороподъёмности (до 290 м/с) и скорости до 2300 км/ч. На фоне фюзеляжа выделяется лишь неубираемая штанга системы дозаправки в воздухе.

Многоцелевой истребитель J-10C можно свободно причислять к поколению «4++», а после установки конформных отсеков вооружения можно прибавить ещё один «+», поскольку частично машина уже в 5-м поколении. На это указывают и очень компактные подкрыльевые пилоны подвески ракетно-бомбового вооружения. Но сможет ли J-10C эффективно противостоять современным западным истребителям переходного и 5-го поколений?

J-10C В ДАЛЬНЕМ И БЛИЖНЕМ ВОЗДУШНЫХ БОЯХ ПРОТИВ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ

Китайские блогеры восхищённо утверждают, что счёт воздушного противостояния между J-10C и F-22A может составить 1:3 в пользу американского истребителя (для J-10A это соотношение составляло ничтожные 1:50). В ту же очередь, никаких весомых доводов не приводится, что заставляет нас подробней рассмотреть суть вопроса. Учитывая наклонное полотно АФАР и небольшую площадь сечения носового обтекателя, перспективная китайская БРЛС сможет обнаружить цель с ЭПР 0,07 («Раптор») на удалении не более, чем 100 км, «Раптор» обнаружит J-10C (ЭПР около 1 м2) на удалении 200-220 км, и с расстояния в 150 - 180 км уже сможет выпустить по нём пару AIM-120D AMRAAM (даже в условиях РЭП). Если пуск будет производиться в режиме «LPI» либо по целеуказанию, то J-10C сможет обнаружить атаку лишь тогда, когда будет захвачен АРГСН AIM-120D. Времени на сканирование воздушного пространства у китайских пилотов не останется: они будут вынуждены совершить противоракетный манёвр. За это время дальность между J-10C и F-22A может либо снизиться до менее, чем 100 км, либо остаться прежней, если американский лётчик выберет тактику изматывания противника, полагаясь на более мощную бортовую РЛС AN/APG-77, и будет удерживать свою машину более, чем в 120 км от J-10C. Если истребители пойдут на сближение, ситуация начнёт резко меняться в сторону J-10C: на расстоянии 90-100 км китайский лётчик сможет применить ракеты дальнего воздушного боя PL-12C или PL-21. Первая оснащается АРГСН и имеет дальность 70 км, максимальная перегрузка в 38 ед. позволяет перехватывать любые цели с перегрузкой до 12 ед. Очень важным фактом является установка АРГСН на базе российской 9Б1348, установленной на ракетах Р-77 (РВВ-АЕ), её эффективность и помехозащищённость остаётся на очень высоком уровне. Вторая представляет собой дальнобойную ракету класса «воздух-воздух» с АРГСН. PL-21 является китайской версией ракеты MBDA «Meteor», а поэтому оснащается прямоточным воздушно-реактивным двигателем, разгоняющем её до скорости в 4,5М при максимальной дальности в 150 км.

На средних дистанциях существует около 50% вероятности, что «Раптор» будет уничтожен вышеуказанными ракетами, но в «собачьей свалке» фортуна опять переходит к F-22A. «Раптор» оснащён 2 двигателями «Pratt & Whitney» F119-PW-100 c суммарной тягой 31752 кгс и отклоняемым по тангажу вектором тяги. Это обеспечивает тяговооружённость в 1,2, предельные углы атаки до 60 град, а также возможность выполнения некоторых элементов сверхманевренности, одним из которых является «Кобра Пугачёва». В ближнем бою это позволяет легко «перекручивать» даже гипершустрый «Рафаль», что подтвердило видео учебного боя, выложенное на «Youtube». J-10C, не оснащённый ОВТ, исключением не является. Единственное, что может сделать китайский пилот, применить систему нашлемного целеуказания, синхронизированную с ОЛПК, а также с ИКГСН управляемой ракеты ближнего радиуса действия PL-9C. Данная ракета имеет большие шансы на перехват «Раптора» в БВБ, так как её G-лимит может достигать 40 ед. Но и «Рапторы» вскоре получат нашлемную систему целеуказания, называемую HMD («Helmet-mounted display»), которая будет выдавать целеуказание на ИКГСН не менее продвинутой ракеты AIM-9X, поэтому превосходство F-22A здесь на лицо. Так что прогнозируемый китайцами счёт почти соответствует действительности, но как показывает сравнение, он может ещё больше измениться в пользу «Раптора», в зависимости от вспомогательных радиолокационных средств воздушной разведки, которыми будут располагать ВВС США. Другое дело - палубная авиация ВМС США, другие истребители 4-го поколения, а также F-35A/B/C. Здесь J-10C сможет проявить все свои наилучшие качества.

Как известно, палубные F/A-18E/F, являющиеся главной воздушной компонентой американских АУГ, рассматриваются командованием НОАК в качестве основной тактической угрозы неядерного характера, исходящей от США. Против «Томагавков» противовоздушная оборона КНР легко найдёт ответ в виде десятков дивизионов С-300ПМУ-1, С-400 и HQ-9, а вот против пилотируемых «Супер Хорнетов» в количестве 400 - 500 истребителей необходимо аналогичное противодействие, поскольку машины эти многоцелевые, и всего одна эскадрилья может быть разбита на 3 звена выполняющие совершенно разные функции (от закрытия воздушного пространства над ТВД до подавления ПВО противника или уничтожения ВПП авиабаз). J-10A для противодействия американским F/A-18E/F над Южно-Китайским и Восточно-Китайским морями уже совершенно не приспособлены.

Их бортовые РЛС «Жемчуг» оснащаются щелевой антенной решёткой (ЩАР), которая обнаруживает «Супер Хорнет» на дистанции около 60 км (ЭПР = 1,5 м2), зато американский истребитель обнаружит J-10A на расстоянии 170 км и сразу сможет обстрелять ракетами AIM-120D. Теперь допустим, что J-10A смог приблизиться к F/A-18E/F на 55 км; здесь роль начинает играть пропускная способность радиолокационных комплексов противостоящих друг другу самолётов. У «Жемчуга» 20 каналов по «завязке трасс целей» и всего 4 канала по «захвату» (обстрелу), у AN/APG-79 28 и 8 каналов соответственно, плюс в несколько раз лучшая помехозащищённость. Как здесь не крути, китайские лётчики оказываются в очень опасной ситуации, реально поправить которую могут только новые J-10C.

Эти самолёты смогут конкретно поменять расстановку сил в регионе. Радиус действия в 1000 км обеспечит выполнение любых воздушных операций в пределах первого рубежа концепции «трёх цепей», разработанной НОАК. Именно здесь необходима ПВО от палубных истребителей США, а также ВВС Тайваня и Японии. J-10C могут быть противопоставлены и будущим палубным F-35B/C: скоростные, разгонные и маневренные качества новых «Стремительных драконов» значительно более высокие, чем у любого из стоящих на вооружении американских палубников: безопасность на ближних подступах будет гарантирована.

Работа над многообещающим проектом J-10C не случайна. Военно-воздушным силам Китая необходимо как можно скорее заполнить низкотехнологическую нишу из 250 J-10A модернизированными истребителями, а также истребителями 5-го поколения J-31, и их количество должно превышать 250 самолётов, ведь все «Сушки» и их китайские аналоги J-11B и J-15S будут выполнять более узконаправленные функции.


Плотное расположение к поверхности планера подвесных топливных баков, контейнеров с оптико-электронными прицельными комплексами, а также ракетного вооружения достигнуто малой длиной пилонов, за счёт чего уменьшается РЛ-заметность самолёта при различных углах облучения РЛС противника

В частности, после замены РЛС Н001ВЭП на более передовые станции с ПФАР и АФАР, «Сушки» вместе с J-20 скорее всего будут сформированы в специализированные смешанные авиаполки, в задачи которых будет входить ПВО от американских F-22A и ещё более малозаметных перспективных японских истребителей ATD-X «Shinshin». Так, для обнаружения последних китайским ВВС могут потребоваться мощнейшие БРЛС типа «Ирбис-Э», причиной чему стала информация о ЭПР нового японского самолёта, которая составляет около 0,04 м2; для J-10C эти самолёты станут практически недосягаемыми. J-20 же будут обеспечивать противокорабельную оборону от американских АУГ на средних подступах, а также отгонять от будущей идентификационной зоны ПВО Китая разведывательные самолёты ВВС США типа «J-STARS» и E-3C, а также дальние противолодочные самолёты нового поколения P-8A «Poseidon». Благодаря большому радиусу действия с ПТБ (около 2000 км без дозаправки), J-11B, J-15S, J-20 и Су-35С будут задействованы в эскортировании тяжёлых военно-транспортных самолётов Y-20, разрабатываемых малозаметных стратегических бомбардировщиков YH-X, самолётов ДРЛОиУ KJ-2000, а также новых противолодочных патрульных самолётов Y-8GX6.

В условиях усиления американского давления на КНР, а также попыток выбить из под ног у Поднебесной геостратегическую основу влияния в АТР методами милитаризации региона, Пекин вынужден разрабатывать всё более изощрённые стратегии противодействия этим угрозам, важнейшим звеном чего станет верное целевое распределение имеющихся в ВВС «Сушек» и перспективных J-10C.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Программа создания истребителя Lavi началась в 1980 году. Он разрабатывался как многоцелевой тактический истребитель для выполнения следующих типовых задач: непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция района боевых действий, борьба с воздушными целями и обеспечение ПВО. Основным подрядчиком являлась фирма «Исраэль эркрафт индастриз». Однако осуществление этой программы, самой амбициозной из всех когда-либо проводившихся в Израиле, было бы невозможно без решающей финансовой и технической помощи США. Так американцы предоставили на разработку Lavi денежные субсидии в размере 1,8 млрд. долларов. Израиль заключил с 80 американскими фирмами, в том числе с такими, как «Грумман», «Лир Сиглер», «Пратт энд Уитни», более 150 контрактов общей стоимостью 800 млн. долларов на разработку и начальное производство отдельных узлов, агрегатов и систем самолета. Кроме того, по подписанному в 1983 году соглашению новая технология США свободно передается Израилю, что в значительной степени способствует повышению возможностей его авиастроительной, радиоэлектронной и других отраслей промышленности.

Самолет Lavi специально сконструирован для прорыва плотной ПВО противника при выполнении боевой задачи и имеет мощное ракетно-бомбовое вооружение. Командование ВВС Израиля планировало до 2000 года заменить им состоящие на вооружении тактические истребители «Кфир» и штурмовики А-4 «Скайхок», а также самолеты ТА-4 и F-4E «Фантом», используемые в качестве учебно-боевых для повышенной летной подготовки. Всего было намечено построить 300 истребителей Lavi, в том числе 60 в двухместном варианте. Первый испытательный полет Lavi состоялся в декабре 1986 года, в апреле 1987-го начались полеты второго опытного образца.

Тактический истребитель Lavi представляет собой моноплан с низкорасположенным дельтовидным в плане крылом (стреловидность по передней кромке 54°) со срезанными законцовками, перед нерасположенным и аэродинамическими поверхностями управления, однокилевым хвостовым оперением и трех-стоечным убирающимся шасси. Воздухозаборник двигателя размещен под фюзеляжем. До 25 проц. конструкции истребителя, включая крыло, передние поверхности управления, киль, носовой обтекатель, створки шасси, подфюзеляжные кили, выполнены из композиционных материалов. Крыло оснащено двумя парами элевонов (внешние и внутренние) и предкрылками. В хвостовой части фюзеляжа установлены аэродинамические тормозные щитки. Крыло и киль разработала и в настоящее время осуществляет начальное производство 20 комплектов американская фирма «Грумман», а затем они будут выпускаться в Израиле.

Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) PW1120 американской фирмы «Пратт энд Уитни» тягой на форсаже 9360 кгс. Этот ТРДД разработан на базе двигателя F100, созданного для самолетов F-15 и F-16, имеет до 70 проц. общих с ним узлов и агрегатов. Однако благодаря конструктивным усовершенствованиям у PW1120 улучшенные характеристики при работе на больших высотах и скоростях полета, а также меньший (на 12 проц.) удельный расход топлива на форсажном режиме. Его летные испытания начались летом 1986 года на самолете F-4. Согласно контракту американцы поставят около 40 двигателей для всех опытных образцов самолета и первой партии серийных, а их производство по лицензии должна осуществлять израильская фирма «Бет - Шемиш энджинс».

В частности, первые десять двигателей поступят полностью собранными, следующие десять - частично собранными, а остальные - в виде отдельных составных компонентов и узлов. Вместе с тем сообщалось, что фирма «Бет - Шемиш энджинс» находилась в трудном финансовом положении и, возможно, не сможет выполнить заказ по производству данных двигателей. В этом случае планировалась их поставка из Соединенных Штатов.

На Lavi установлено катапультируемое кресло Mk10 английской фирмы «Мартин-Бейкер», позволяющее осуществлять безопасное покидание самолета летчиком на земле и в воздухе на индикаторных скоростях до 1100 км/ч. В состав основного бортового оборудования входят многофункциональные импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2035, центральная ЭВМ АСЕ-4, иНерциальная навигационная система, обнаружительный приемник SPS-200, средства РЭБ, радиосвязная аппаратура, система электродистанционного управления с четырехкратным резервированием (механическое резервирование не предусмотрено). На самолете широко используется микропроцессорная техника (20 больших и 60 малых микропроцессоров различного назначения). Отмечается, что вся бортовая аппаратура выполнена по модульному принципу и обладает высокой помехозащищенностью.

РЛС EL/M-2035 3-см диапазона волн разработана израильской фирмой «Элта» на базе станции EL/M-2021, которая прошла летные испытания на самолете F-4, но не была запущена в серийное производство. EL/M-2035 имеет повышенную разрешающую способность, дальность обнаружения воздушных целей составляет около 55 км. Она работает в двух переключаемых режимах захвата воздушных целей в ближней зоне и в одном режиме сопровождения воздушных целей, а также обеспечивает полет на малых высотах и картографирование земной поверхности.

Центральная ЭВМ АСЕ-4 разработана с учетом американского стандарта программирования 175А израильской фирмой «Элбит». Объем ее памяти 128 тыс. слов, быстродействие 600 тыс. опер./с, масса около 5 кг, наработка на отказ 2500 ч.

В кабине летчика устанавливаются широкоугольный электронно-оптический индикатор с отображением данных на фоне лобового стекла и три универсальных индикатора, один из которых с цветным экраном. В полете на индикаторах в графической и табличной формах будет отображаться только информация, имеющая непосредственное отношение к выполняемой в данный момент боевой задаче. Летчик может свободно считывать информацию при полной дневной освещенности.

Фирма «Элта» разрабатывала для истребителя Lavi систему РЭБ, которая должна обеспечить круговое обнаружение электромагнитного излучения радиолокационных средств противника в диапазоне 2-18 ГГц и принятие необходимых ответных мер в автоматическом режиме с использованием пассивных и активных помех. На самолете намечается устанавливать как встроенную, так и подвесную аппаратуру РЭБ.

Ракетное и бомбовое вооружение на истребителе размещается на четырех подкрыльевых узлах подвески, на двух на концах консолей крыла (только для УР типа «Шафрир», «Питон-3» и «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух») и шести подфюзеляжных. Последние расположены по схеме тандем тремя парами, бомбы на них полуутоплены в фюзеляж, что существенно снижает их лобовое сопротивление. Кроме того, на самолете устанавливается одноствольная 30-мм пушка «Дефа».

Было запланировано изготовить шесть опытных образцов самолета для летных испытаний (в том числе четыре в двухместном варианте) и один для наземных. Первые две опытные машины, выполняющие полеты с интенсивностью 2 раза в неделю, использовались в основном для исследований аэродинамики самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета, в испытаниях на флаттер, определении взлетно-посадочных характеристик. Кроме того, второй образец Lavi оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

Летные испытания третьего образца планировалось начать в конце 1987 года, а остальных - в 1988-1989 годах. На третьей и четвертой машинах планировалось установить неполный комплект радиоэлектронного оборудования, и только пятую и шестую намечалось оснастить полным комплектом (на первом и втором образцах использовалось главным образом оборудование с истребителя «Кфир»), В течение трех лет фирма рассчитывала закончить в основном все работы, связанные с летными испытаниями.

Серийное производство Lavi предполагалось начать в 1990 году. По оценке израильских специалистов, темп производства сначала составил бы 12, а к середине 90-х годов - 30-36 самолетов в год. Однако вокруг программы Lavi развернулись острые дебаты. Хотя уже совершались полеты опытные машины, тем не менее в США и в самом Израиле росло сопротивление осуществлению данного проекта якобы ввиду его чрезмерной стоимости. Так, если в 1981 году было определено, что стоимость этого самолета будет только незначительно превышать стоимость американского истребителя F-16, то к 1987 году она уже превзошла ее почти на 50 проц. Стоимость же всей программы разработки и производства 300 машин могло достичь 15 млрд. долларов.

Но такое сопротивление проекту вызвано не только слишком высокой ценой, но и опасениями военно-промышленного комплекса США, что Lavi сможет составить серьезную конкуренцию американским самолетам на международном рынке. В качестве альтернативных вариантов прекращения работ по программе Lavi предлагалось следующие. Совместное производство истребителя с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой AV-8B, закупка в США или производство в Израиле основных узлов для 250 самолетов AV-8B и закупка 50 истребителей-бомбардировщиков F-15E, производство по лицензии в Израиле истребителя F-16C «Файтинг Фалкон», производство в Израиле F-16C и оснащение их электронным оборудованием «Lavi», приобретение в США или совместное производство в Израиле 300 тактических истребителей F-18 «Хорнет».

В результате в августе 1987г., после выполнения опытными самолетами 82 полетов, израильское правительство лишившись американской финансовой поддержки, приняло решение отказаться от дальнейшего осуществления программы самолета Lavi. Однако история Lavi на этом не завершилась. Израиль сумел достроить третий (двухместный) опытный самолет, который был впервые поднят в воздух 25 сентября 1989г. и с тех пор используется в качестве летающей лаборатории TD (Technology Demonstrator) для доводки бортового электронного оборудования и других перспективных самолетных систем израильской разработки.

Масса, кг:
максимальная взлетная - 19 200
максимальной нагрузки на наружной подвеске - 7250
топлива во внутренних баках - 2700
топлива на наружной подвеске - 4150
Максимальная скорость полета на высоте 11 000 м без наружных подвесок, число М - 1,8
Скорость прорыва ПВО. км/ч:
с 2 УР класса «воздух-воздух» и 8 бомбами Мк117 калибра 750 фунтов - около 1000
с 2 УР класса «воздух-воздух» и 2 бомбами калибра 2000 фунтов - 1100
Угловая скорость установившегося разворота, град/с - 13.2
Максимальная угловая скорость разворота, град/с. - 24.3
Максимальная скорость крена, град/с - 300
Радиус действия, км:
с 2 УР класса «воздух-воздух» и 8 бомбами калибра 750 фунтов при полете на малой высоте - около 500
с 2 УР класса «воздух-воздух». 2 бомбами Мк84 калибра 2000 фунтов или 6 бомбами Мк82 калибра 500 фунтов при полете с переменным профилем - 2100
Геометрические размеры:
длина самолета, м - 14,6
высота, - 4,8
размах крыла, м - 8,8
площадь крыла, м 2 - 33
база шасси, м - 3.9
колея шасси, м - 2,3
Диапазон расчетных эксплуатационных перегрузок - от -3 до +9