«меркурий»: как егаис, только для товаров животного происхождения. Питер бойкотирует систему электронной сертификации "меркурий"

До официального введения обязательной электронной ветсертификации осталось 20 дней, о чем игрокам рынка напоминает счетчик на официальном сайте Россельхознадзора. Успеет ли Госдума РФ одобрить во втором чтении поправки к закону «О ветеринарии», предусматривающие перенос ЭВС на полгода? Скорее всего – да. Ведь даже такая небольшая отсрочка даст возможность не только участникам агропродовольственного рынка, но и Россельхознадзору, лучше подготовиться к процессу как технически, так и морально.

В презентации ФГБУ «ВНИИЗЖ» сказано, что над созданием ФГИС «Меркурий» Россельхознадзор работает с 2005 года. Официально разработка системы «Меркурий», призванной обеспечить прослеживаемость продукции от поля до прилавка началась в 2009 году. Согласно Постановлению Правительства от 07.11.2016 г. № 1140«О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии» Россельхознадзор признан оператором и разработчиком ФГИС. Казалось бы, даже с момента начала разработки системы прошло без малого восемь лет. Однако, за месяц до дня «Икс» рынок не готов к работе с ней полностью. Главными противниками ЭВС являются молочники, в частности, производители готовой молочной продукции.

Однако, острым остается вопрос ЭВС для подавляющего большинства переработчиков молока.

The DairyNews собрал в одном материале официальные мнения представителей предприятий и экспертов молочной отрасли о внедрении электронной ветеринарной сертификации на рынке. Отдельно представлено мнение лидеров рынка – Danone и PepsiCo, а также представителей данных компаний.

КОММЕНТАРИИ

Изначально ЭВС вводилась для обеспечения полной прослеживаемости продукции животного происхождения «от поля до прилавка», а также для борьбы с фальсификацией молочных продуктов (как произведенных внутри государства, так и импортируемых). Созданная система имеет разрешительную функцию, когда на каждом этапе в цепочке поставок выписывается новый сертификат и можно выяснить в режиме онлайн путь прохождения сырья и готовой продукции.

ЭВС, безусловно, нужно вводить - она позволит избавиться от бумажных сертификатов и идти в ногу со временем. Но, на мой взгляд, на данном этапе отрасль не готова к ее введению в полном объеме в том виде, в котором она сейчас существует. И это, в первую очередь, связано с тем, что на многих предприятиях молочной отрасли невысокий уровень автоматизации.

Одним из важнейших достоинств является уход от бумажных носителей, а также сокращение затрат на саму сертификацию и необходимость выезжать в региональные ветеринарные службы с целью оформления ВСД на бумаге. Также плюсом будет полная прослеживаемость сырого и сухого молока - в режиме онлайн можно будет проследить какие хозяйства и сколько закупают продукции, какой спектр продукции выпускается из этого объёма молока и какая часть остаётся внутри региона.

Ключевыми недостатками является то, что сегодня на ЭВС способны перейти только предприятия с высоким уровнем информационных систем. А у большей части средних и мелких хозяйств нет ни соответствующих специалистов, ни средств на внедрение и поддержание работы этой системы. Кроме того, система сегодня может давать сбои, что будет препятствовать отгрузке продукции и приводить к убыткам предприятий.

К полной прослеживаемости молочная отрасль, безусловно, не готова - это связано с тем, что большинство отечественных производителей не вели электронную систему учёта, которая обеспечивает автоматизацию информированных систем на предприятии в полном объеме. Более того, на данный момент ряд предприятий дописывает программы, сделанные на базе 1С и Microsoft, дорабатывая их под собственные потребности и ассортимент.

Но на данный момент речь идёт о внедрении на крупных предприятиях, которые участвуют в пилотных проектах. Что касается небольших производителей и переработчиков молока, то для них введение ЭВС осложняется не только необходимостью инвестиций в приобретение компьютеров и создание дополнительных рабочих мест, но и недостаточной степенью внутренней автоматизации.

На мой взгляд, самым логичным шагом в текущей ситуации было бы перевести хотя бы на год систему из разрешительного формата в информационный. Это, с одной стороны, позволило бы доработать систему, понять все сложности и пойти навстречу молочной отрасли, которая и так находится сейчас не в самых благоприятных условиях. И внедрение сейчас ЭВС приведет лишь к увеличению затрат на контроль, которые лягут на плечи производителей и переработчиков молока. А в итоге мы увидим не только рост цен на продукцию, но и ряд закрытых предприятий, которые не могут справиться с ситуацией в силу недостаточности финансовых и временных ресурсов, а также знаний и опыта в области автоматизации предприятий.

В перспективе, это будет хорошая система прослеживаемости, что увеличивает уровень безопасности животноводческой продукции для потребителя, но на данный момент молочная отрасль не готова, особенно по готовой продукции. По сырому молоку еще возможно введение системы в обозримом будущем.

Итоговое мнение следующее: по сырому молоку можно ввести в ближайший год и это реально должно заработать, по готовой продукции не раньше чем через 2-3 года, если вообще стоит вводить, так как готовая продукция проходит пастеризацию и безопасна. К слову, в Госдуме уже задумались на эту тему.

Достоинства:

  • Прослеживаемость от поля до полки, что увеличивает уровень безопасности животноводческой продукции
  • Экономия финсредств на специальных бумажных бланках для ветсвидетельств
Недостатки:
  • Частые технические проблемы в системе (подвисания и т.д.)
  • Все делается через интернет, а интернет есть не у всех и получается выпадает из бизнеса часть рынка
  • Увязка с госветврачами у которых график работы 8-17, пн-пт. для оформления ветсвидетельств, а отгрузки могут быть и ночью, и в выходные.
  • Для молочной отрасли очень сложно построить систему отслеживания и расчета от количества входного сырья до количества выпущенной гот. продукции.
Проще говоря нам сложно построить систему учета из серии «из скольких кг молока, какого хозяйства, сколько получилось готовой продукции, только у единиц построена эта система учета, и она требует больших капиталовложений в переустройство учета.
  • Допзатраты на автоматизацию создания ветсертификатов, дополнительный персонал, дополнительная техника.
  • Так же, плохая информированность участников товарооборота, кроме больших торговых сетей.
На данный момент молочная отрасль однозначно не готова к внедрению ЭВС

В ближайший год будет готова только по сырому молоку, по готовой же продукции через 2-3 года только, не раньше.

Необходимо следующее:

Внедрение ФГИС «Меркурий» разбить на 2 этапа:

а. внедрение системы электронной ветеринарной сертификации на сырое молоко;

б. внедрение системы электронной ветеринарной сертификации на готовую продукцию.

Установить разные даты внедрения системы

  • создать подробные, простые в восприятии инструкции по работе в ФГИС Меркурий
  • периодически собирать совещания между государством и бизнесом по теме внедрения, чтобы разбирать там проблемы и вопросы. Но совещания должны быть профильными. Каждый участник товарооборота в «Меркурии» должен отдельно собираться.
Фермы с фермами, заводы с заводами, розничные магазины с магазинами.
  • Субсидирование капиталовложений перерабатывающих заводов, которые перестраивают учетную систему сырья и готовой продукции
  • Организовать постоянные обучающие курсы в каждому регионе, так же отдельно по профилям (фермы, заводы, магазины)
  • Разработать универсальный штрих-код, чтобы он подходил всем торговым сетям.
По итогу, нужно время, чтобы все подготовить и план действия по внедрению от государства.

Внедрение ветсертификации в том виде, в котором ее предлагает система «Меркурий», оцениваю крайне негативно . Считаю, что декларируемую главную задачу по защите потребителя от недоброкачественной продукции система «Меркурий» в существующем виде решать не в состоянии :

Ветсертификация возможна только для сырого молока, хотя ветсанэкспертиза проводится не ежедневно, ветеринар не исследует параметры каждой партии, и этот документ не гарантирует качество самого молока, он только подтверждает, что молоко из благополучного хозяйства;

Также, механизм регионализации, заложенный в систему, работает очень грубо, блокируя перемещение из области в которой обнаружена эпидемия, не обращая внимание на справку о безопасности, и даже если врач гарантирует, что животные здоровы, система не пропускает, хозяйство несет убытки, так как не может вывезти молоко, переработчик без сырья, население без продукции;

Практически у всех хозяйств отсутствуют средства измерения, в ветсертификате нужно указывать количество молока, что невозможно, так как точный учет будет только на предприятии-переработчике, а расхождения допускаются не более 5%, поэтому по каждому хозяйству нужно будет либо создавать возвратное ВСД, либо проводить инвентаризацию;

Одним из самых существенных недостатков системы является отсутствие механизмов контроля поступающего сырого молока по жиру и белку, что никак не защищает конечного потребителя от различных фальсификаций при выработке готовой продукции;

Выявлять фальсификацию сырья и продукции система «Меркурий» не может, система не гарантирует качество сырья;

Системой не решается еще одна важная декларируемая задача по прослеживаемости поступающего сырого молока «от коровы до стола», т.к. в России не существует повсеместно действующих механизмов идентификации коров.

Система очень сырая и совершенно не продумана. Систему создавали специалисты, далекие от понимания всего многообразия реальных процессов, происходящих на этапах транспортировки, приемки, переработки, отгрузки сырья и готовой продукции в молочной отрасли. Недостатков так много, что всех не перечислить. Но самое главное , и этого вполне достаточно, чтобы вообще больше ничего не говорить, состоит в том, что возможности системы ЗАВЕДОМО не соответствуют декларируемым задачам , которые она якобы решает. Т.е. система есть, но она бесполезна .

Кроме того, можно отметить следующие недостатки:

    архитектура системы не учитывает массу ситуаций, когда переработчик оказывается «без вины виноватый». Например, ветеринарный врач не выписал или неправильно выписал сертификат в результате чего сырое молоко невозможно принять в переработку. При этому ответственность ветеринарного врача отсутствует. Но в результате поставщик и переработчик молока либо несут убытки, либо подвергаются штрафным санкциям контролирующих органов. И такие ситуации с примерами можно перечислять и перечислять;

    убогий пользовательский интерфейс;

    постоянные как программные, так и логические ошибки и их очень много;

    неприемлемо низкая производительность (время отклика);

    скудные возможности API; при этом API постоянно находится на этапе бурной и «дикой» переработки «по просьбам телезрителей» (конечных пользователей), что ярко характеризует «продуманность» системы, т. к. по-настоящему продуманная система должна развиваться по заданиям специалистов-архитекторов, а влияние «телезрителей» должно быть минимально;

    отвратительная служба поддержки;

    отсутствие качественных методических материалов по работе с системой. Те что есть не дают никакой методики, а лишь отвечают на самые примитивные вопросы;

    даже не запустившись, система регулярно дает сбои, пропадают предприятия, появляются двойники.

Молочная отрасль будет готова к внедрению ЭВС при наличии следующих условий:

    будут предоставлены подробные методические материалы по внедрению системы для всех участников процесса оформления и учета ветсертификатов: от ветеринарных врачей до ответственных сотрудников торговых точек;

    будет применяться поэтапный процесс внедрения системы, обеспечивающий обратную связь от участников процесса, которая является важнейшим условием успешного внедрения;

    для производства и готовой продукции вряд ли система найдет применение, так как у каждого предприятия свои технологические особенности, рецептуры;

    основная трудность для внедрения ЭВС применительно к готовой продукции связана с введением партионного учета на всех этапах доставки готовой продукции до покупателя, для этого необходим высокий уровень автоматизации комплектования, загрузки и выгрузки товаров, в результате сбоев возможна пересортица по партиям, исправить ситуацию оперативно не получится, что также скажется на потребительском рынке.

В настоящее время молочные продукты не подлежат обязательной электронной сертификации, но с 1 января будущего года это входит в обязательный порядок: c начала года все производители молока и молочной продукции обязаны оформлять на все виды готовой продукцию электронные ветеринарные сертификаты. Молоко сырое как сопровождалось ветеринарными документами, так и сейчас сопровождается в обязательном порядке. И это правильно, так как оно является сельскохозяйственным продуктом и документ, который подтверждает безопасность стада в ветеринарном отношении, должен быть. При этом, если раньше документы были на бумажном носителе, то на сегодняшний день они все с 1 числа должны передаваться в электронной форме, используя либо шлюз, либо интерфейс. Ветеринарные документы на сырое молоко оформляются непосредственно в интерфейсе системы "Меркурий".

Если говорить о нашем заводе, то сегодня все поставщики сырого молока, которые привозят его к нам на завод, сопровождают его исключительно электронными ветеринарными сертификатами.

Многие молочные предприятия ожидают, что срок по обязательным требованиям к оформлению электронных ветеринарных сертификатов на молочный продукт перенесут с 1 января на 1 июля 2018 г. Пока нет никаких официальных документов о этом, и мы готовимся. Пилотный проект мы ведем давно и до сих пор, дорабатываем в любом случае, так как понимаем, что он будет в обязательным порядке. Мы сейчас пытаемся определиться с информацией от торговых сетей, какие требования есть в плане маркировки. Единых требований пока не представлено, и конечно есть немало вопросов, которые нужно дорабатывать.
severinfo.ru

DN: Как Вы оцениваете роль электронной ветсертификации для молочной отрасли? Нужна ли данная система в РФ:

(+)Электронная ветсертификация может дать положительный результат для отрасли, если её внедрение приведет к повышению прозрачности оборота сырого молока-сырья.

(-)Распространение ветсертификатов на готовую продукцию это фикция, не имеющая ничего общего с действительностью. Это приведет к дополнительному администрированию процессов для успокоения чиновников и некомпетентных покупателей. Распространять информацию в СМИ о том, что покупатель будет знать «в какой бутылке молоко именно от конкретной бурёнки» могут заявлять люди не знакомые с технологическими процессами производства в молочной отрасли.

(-) Электронная ветсертификация спровоцировала розничные сети, использующие в работе Распределительные центры к изменениям в существовавших системах хранения, складирования, комплектования и отгрузки товаров с РЦ. В связи с этим розничные сети, оказывая давление на производственные предприятия, предлагают противоречащие друг другу варианты маркировки групповых упаковок с готовой продукцией для поиска по штрих-коду партии продукции в ГИС «Меркурий». На практике одни сети, с целью удовлетворения своих интересов, связанных с процессами складирования, хранения, отгрузки, требуют в штрих-коде по 5-6 групп идентификаторов (от 48 до 53 символов), а другие сети ограничивают количеством символов в штрих-коде (до 48 символов), тем самым ставя в тупик производителя. Требования сетей по некоторым данным, которые должны быть «зашиты» в штрих-коде, например порядковый номер коробки в партии, приводит к необходимости работы с нестандартными форматами этикеток, трудностям при изготовлении и нанесению этикетки с штрих-кодом, что в несколько раз снижает производительность печати. Также сложным является вопрос по уникальности номера партии, к которому предъявляются разные требования. В общей практике, используемой производителями, номер партии состоит из 2-3-х знаков. Требование по уникальности к номеру партии без учета даты производства, приводит к том, что только номер партии должен состоять как минимум из 6 знаков. При этом общая длина штрих-кода получается более 10 см (более 56 знаков), что вынуждает производителей использовать дополнительные нестандартные этикетки и маркировочное оборудование, привлекать дополнительных работников, что ведет к увеличению себестоимости, а значит и цен. Нужен федеральный стандарт для всех участников процесса: производственные подразделения, логистические и предприятия торговли. Необходимо только в один цех (например творожный) дополнительно 5-6 человек в смену для оклеивания этикетками в ручном режиме коробки с продукцией.

Получается, что при производстве одной партии продукции, производитель должен оклеивать коробки разными этикетками со штрих-кодами, что может спровоцировать высокие риски ошибок при поставках в сети. Это будет являться нарушением обязательств со стороны поставщика и приведет к отказам в приемке товаров и как следствие - к штрафам.

Следует отметить, что такой вариант маркировки невозможен при автоматизированной работе, т.к. на переналадку оборудования уходит значительное время, что приводит к снижению производительности и производственным потерям (упаковки, сырья, трудовых затрат). Выполнение производителями указанных выше противоречивых требований сетей повлечет к дополнительному администрированию процессов печати и контроля отгрузки готовой продукции, что вкупе послужит причиной удорожания готовой продукции.

(+) Установление общих правил маркировки групповой упаковки штрих-кодом готовой продукции с кодированием партии, даты производства и срока годности позволит использовать их не только для идентификации в ГИС «Меркурий», но и для автоматизации логистических процессов.

DN: Какие достоинства и недостатки работы во ФГИС "Меркурий" Вы можете отметить?

(-) Тяжело идет запуск оборота ВСД даже на уровне поставщиков молочного сырья, ввиду разного уровня компьютерной грамотности и аппаратного обеспечения, наличия и качества интернета.

(-) Кроме розничных сетей существует большой спектр хозяйствующих субъектов, которые осуществляют в своей деятельности оборот подконтрольных товаров: мелкая розница, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и социального обслуживания населения, которые также сталкиваются с рядом проблем при ВСД.

Для реализации цели электронной ветсертификации - прослеживаемость «в какой бутылке молоко именно от конкретной бурёнки» необходимо, чтобы на каждом объекте, который принимает подконтрольную продукцию была возможность онлайн посмотреть ветеринарный сертификат партии продукции, привезенной на разгрузку.

Большинство указанных субъектов не имеют в местах приема товаров (торговые точки, столовые в учебных заведениях и медицинских учреждениях, т.п.) компьютеров и не планируют их устанавливать. При этом у сотрудников осуществляющих документооборот в ГИС «Меркурий» указанных предприятий торговли или учреждений не всегда есть возможность передать данные поступивших ВСД подразделениям принимающим продукцию из-за удаленности. Поэтому при приемках подконтрольной продукции, фактических проверок данных указанных на маркировке, поступившей от поставщика продукции, и полученных в электронном виде ветеринарных документов производиться не будет. Тем самым теряется смысл ввода ЭВС.

На настоящий момент каждое второе лицо, зарегистрированное в ГИС «Меркурий» не может сразу после получения логина и пароля начать работу в этой системе, так как данные, которые предоставляются по торговым площадкам для регистрации в ГИС «Меркурий», в системе отсутствуют. Местное территориальное управление по ветеринарии поясняет, что это происходит из-за частого обновления ГИС. Поэтому зачастую хозяйствующим субъектам приходится вновь обращаться к ветеринарам за внесением необходимой информации. Существующие на настоящий момент недоработки ГИС «Меркурий» не позволяют с 01.01.2018 г. бесперебойно оформлять ЭВД.

DN: Готова ли на Ваш взгляд, молочная отрасль к внедрению ЭВС? И что необходимо для оптимальной готовности к работе во ФГИС "Меркурий"?
Не готова! Последние полгода мы активно ведем работу по уведомлению наших клиентов (за исключением ФРС) о внедрении с 01.01.2018 г. электронной ветеринарной сертификации на готовую молочную продукцию. При этом не более 10 % клиентов зарегистрировались в ГИС «Меркурий» и готовы работать. Остальной части зарегистрироваться в течение месяца и начать работу в указные сроки будет сложно. Получается, что более 50 % наших клиентов, а это Новгородская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и т.д., а также мы и другие поставщики продукции с содержанием компонентов животноводства не сможем с 01.01.2018 г. производить поставку. И некоторые школы, детские сады, медучреждения, магазины, ларьки останутся не только без молочной продукции, но и без мясной и рыбной. Кто пострадает от этого?

Для запуска подобного уровня проектов нужно выбирать регион с максимально широким спектром участников рынка и не торопясь, спокойно доводить систему до ума, работая как на крупных производствах, торговых сетях, так и с мелкими участниками рынка. Вырабатывать необходимые рекомендации, принимать новые отраслевые стандарты, разрабатывать удобные мобильные приложения.

По результатам каждого внедрения нужно проводить анализ проблем и дорабатывать механизмы решений.

Пока зона охвата в регионе не достигнет хотя бы 50% говорить о стоимости внедрения и готовности механизмов несерьезно. После того как предприятия подсчитают свои издержки можно будет озвучить стоимость этого проекта для разного уровня участников рынка. Понятно, что обнародовать эти цифры не в интересах разработчиков проекта «Меркурий».

В конечном итоге, за все заплатят наши покупатели.

В настоящее время в системе работают несколько процентов от ожидаемого количества предприятий и недавние изменения в API v2.0 (конец октября 2017г.) разработчики интеграционных проектов только начинают воплощать в готовые решения.

Одно из самых трудновыполнимых мест во внедрении системы «Меркурий» - указание в производственных транзакциях количество списанного сырья. Если большие проблемы этот момент вызывает даже у лидеров молочного рынка, то у более мелких участников выльется в неподъемные финансовые и временные потери. Произойдет это не потому, что пытаются что-то скрывать – просто у большинства предприятий в учетных системах этой информации в оперативном режиме нет.

Прослеживаемость в «Меркурии» - это фактически введение онлайн- администрирования перемещения всего сырья и полуфабрикатов по всем технологическим операциям внутри производства.

Для обеспечения такого уровня администрирования есть 2 пути:

Первый: проведение масштабной реконструкции предприятия, внедрение систем управления производством, позволяющих с использованием объемно-массовых датчиков снимать информацию о движении сырья и полуфабрикатов в производстве. Затем интегрировать эту систему с ГИС «Меркурий» и учетной системой предприятия.

Второй: увеличение персонала администраторов, которые будут пытаться фиксировать перемещение сырья и полуфабрикатов по всем технологическим операциям.

Внедрение на производстве подразумевает 2 схемы:

Полная прослеживаемость. По этой схеме на каждой трубе движения сырья нужно установить автоматические счетчики, информация от которых должна поступать в уже действующую автоматизированную систему управления производством. Также необходимо серьезное изменение технологических процессов, связанное с дополнительным администрированием каждой партии сырья в пределах продукции.

Прослеживаемость облегченная. ЭВС оформляются без тотальной прослеживаемости внутри производства.

Предлагаемый Россельхознадзором вариант прослеживаемости в виде производства, как «чёрный ящик» приведет к созданию параллельного учета оговоркой «лишь бы в Меркурии прошло» со своими нормами расхода.

Обеспечить такого рода администрирование задача крайне сложная, дорогая и у владельцев предприятий нет никаких гарантий о том, что переданные в ГИС «Меркурий» конфиденциальные данные обо всех технологических операциях не будут использованы в недобросовестных целях. У многих предприятий уникальные рецептуры.

У нас, например, 6 групп продуктов. В каждой группе от 4 до 15 продуктов, каждый со своими нормами расхода и потерь сырья, упаковки, компонентов. В системе Меркурий данные нюансы учесть невозможно.

Большая часть легальных предприятий проходят различные сертификационные процедуры по международным системам качества ХАССП, ИСО 9001 и т.д. подтверждая качество продукции и производства. Предприятия-фантомы, с которыми сейчас только началась борьба, не будут регистрироваться в Меркурии, потому что их продукция не поставляется в сети, она прямиком идет на рынки, в ларьки т д.

Получается, что федеральные структуры не доверяют международной сертификации и регулярным проверкам качества готовой продукции Роспотребнадзора.

Практика и результаты внедрения ЕГАИС не учтены. Система ЕГАИС не смогла побороть фальсифицированную продукцию, доля которой на рынке доходит до 60 процентов. Не смогла системы искоренить и подпольные предприятия с выпуском нелегальной продукции.

Пострадают только законопослушные производители.

Возможно, легче вернуться к лицензированию производства, что подстегнет и повышение уровня производства и качества продукции.

ТНК ОБ ЭВС

На 16 заводах у нас запущен тестовый режим ЭВС. И очень часто бывают ситуации, когда молоковоз заехал, бумажной формы нет, а электронную мы не видим. По закону мы должны отказаться от этого молока, потому что есть статья 10.8 КОАП, в соответствии с которой продукт без ВСД не подлежит приемке. И если завтра мы начнем переходить на электронную сертификацию в полном объеме и откажемся от бумажных носителей, это означает, что под вопрос будет поставлен очень большой объем молока. Ведь только в Чехов ежедневно поставляют молоко из более чем 50 хозяйств.

Есть еще проблемы.

Первое – мы получаем документы, которые оформлены хозяйствующим субъектом, а не врачом, как это положено по 589 приказу. И управляющие хозяйств очень часто допускают ошибки в оформлении. Что будет, если мы начнем разворачивать все эти машины с неправильно оформленными ВСД?

Для примера мы открываем появившийся в системе через полчаса после начала поиска документ – и сразу две ошибки: название хозяйствующего субъекта и вместо даты выработки указан период выработки. Вопрос: что делать? По закону, разворачивать машину.

Второе нарушение – реестры «Меркурия» очень далеки от совершенства. И зачастую, когда мы не видим машину в системе, связано с тем, что электронный документ был оформлен на другое юридическое лицо. Например, наш завод в Чехове – это «Данон Индустрия». А ветсертификат может быть оформлен на «Данон Россия». Реестры должны быть подвержены чистке и выверению.

Третье – самое больное – отметка о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. Мы повсеместно сталкиваемся с электронными ветеринарными документами, в которых указано, что ветсанэкспертизе данное сырье не подвергнуто, при этом продукция признается годной для переработки. Это прямое нарушение 33 регламента и пункта 7 приказа 589. Соответственно, если мы такое молоко принимаем, то последующие риски, помимо пищевой безопасности, это применение к нам кодекса об административных правонарушениях при последующем осуществлении государственного ветеринарного надзора. Запросить ветеринарную справку или протоколы исследований мы де юре не можем, мы имеем дело только с электронным ветеринарным документом, который сопровождает ту или иную машину. Сейчас все 16 заводов Danone работают в «Меркурии» в тестовом режиме по приему молока. Это значит, что ежедневно мы собираем статистику по нарушениям и проблемам, с которыми мы сталкиваемся при оформлении ВСД в электронном виде, и готовим обращение в Россельхознадзор об этих проблемах.

И коротко по бланкам: найдите 10 отличий. Здесь 5 степеней защиты, здесь – распечатка на принтере. Никакого труда ее напечатать нет.

Cистема не готова к учету переработанной молочной продукции, уровень готовности всех участников рынка: фермеров, производителей, представителей торговли - критический низкий, утверждает из PepsiCo, который также прогнозирует перебои с поставками по всей цепочке.

По словам главы Минсельхоза Александра Ткачева, система «Меркурий» нацелена на помощь честному бизнесу.

««У нас другая ментальность, у нас все можно, с этим трудно бороться, у нас могут налепить любой ценник, не зависимо от состава. Поэтому честным игрокам очень сложно, «Меркурий» нацелен как раз на помощь честным бизнесменам», - сказал Ткачев на Международном агропромышленном молочном форуме.

Министр подчеркнул, что власти намерены организовать систему контроля качества от поля до прилавка.

Электронная ветеринарная сертификация отложена до 2017 года. Однако время пролетит быстро, а многие в молочной отрасли еще не знают, чем это, на первый взгляд, прогрессивное нововведение может грозить. Об этом в нашей новой рубрике «Простыми словами».


Что это такое?

В России сейчас действует бумажная ветеринарная сертификация. По факту это просто осмотр документов и простая проверка продукции на безопасность и пригодность для употребленения. Россельхознадзор уже давно хочет заменить такую сертификацию на более современную электронную. Для этого будет использовано веб-приложение ГИС «Меркурий». Его можно будет открыть прямо в браузере и вписать все необходимые данные о товаре, чтобы получить сертификат.

В связке с «Меркурием» будут работать системы «Аргус», «Веста» и «Цербер». «Аргус» уже работает и используется для выдачи разрешений на ввоз. «Веста» нужна для регистрации лабораторных исследований, а «Цербер» - для отслеживания юридически значимых действий.

В теории это позволит уменьшить бюрократизм и упростить получение документов. К тому же больше не придется возиться с бумагой - достаточно будет иметь номер сертификата, по которому можно проверить, что за продукты перевозятся и каково их происхождение.

У многих в отрасли возникал подобный вопрос. Например, в ЕС сертификация сырья нужна, чтобы предотвратить занос заболеваний из других стран и появление на рынке опасных для здоровья продуктов. В ВТО считают, что такой документ нужен просто для защиты от инфекций. А вот в России нигде не написано, зачем надо получать такой сертификат. Нет и списка неблагонадежных поставщиков, регионов, где сейчас есть эпидемии у КРС. Фактически сертификация является сугубо бюрократической процедурой.

В мировой практике есть примеры стран, где действительно можно работать без сертификации. Более того, обязательной ветеринарной сертификации для молочной продукции нет ни в одной стране мира, включая страны-члены Таможенного союза (куда, кроме России, входит Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия). Это ставит российских переработчиков в менее выгодные условия, считают российские молочники.

Возьмем для примера развитые страны. В ЕС молочные товары при транспортировке в пределах союза не нуждаются в ветеринарных сертификатах. Вместо этого там нашли более простой способ обеспечения безопасности продукции: в товарно-сопроводительные документы вписывают информацию (идентификационные номера) о ветеринарной аттестации производства или поставщика сырья. Если же в регионе свирепствует какая-то болезнь КРС, то сертификат нужен.

У нас выдача сертификата - формальность. Методы исследований не аттестованы, а при неоднократном переоформлении документов неясно, какая местность благополучна по заболеваниям КРС. Благополучие местности подтверждается даже при признании территории неблагополучной. Поэтому не получить сертификат можно по сугубо бюрократической причине, а реальных нарушений по качеству продукции меньше 1%. Например, в 2013 году их было 0,7%. Это не значит, что все производители такие ответственные, а просто проверки формальные.

Для того чтобы получить сертификат, нужно «войти» в систему. Под «входом» для «Меркурия» подразумевают ввод необходимых данных о партии, если это продукция, произведенная в России. Чтобы получить сертификат для импортных товаров, нужно иметь ветеринарный сертификат, выданный в стране происхождения. Система не просто собирает информацию, но и отслеживает ее, чтобы каждый новый сертификат выдавался только при подтверждении всех ранее введенных данных. То есть обмануть систему будет непросто. Если кто-то найдет ошибку в выдаче сертификата, его можно будет моментально отозвать удаленно.

У «Меркурия» есть подсистемы. Главные из них для молочников - это «Склад временного хранения» и «Государственная ветеринарная экспертиза». Первая нужна для сертификации импортируемых грузов, а вторая - сопроводительных документов на товары, перемещающиеся внутри страны.

На словах все красиво и современно, но «Меркурий» ругают за то, что система все еще «сырая». Например, там нет некоторых важных модулей для внесения необходимой информации по сырью и продукции. Поэтому во время запуска пилотного проекта не смогли до конца определить, возможна ли интеграция системы и действующих молочных заводов, и в какие сроки это можно сделать. А в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) сообщали, что в молочной отрасли крайне низкий текущий уровень оснащения автоматизированными системами. Такая же проблема у региональных торговых сетей, не говоря уже о неорганизованной торговле.

Да, Минсельхоз выпустил 17 июля 2014 года приказ № 281. Называется он «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде».

Стоит отметить, что содержание этого документа сильно отличается от версии, которая прошла публичное обсуждение с бизнес-сообществом, а также процедуру оценки регулирующего воздействия. Во время обсуждения представители бизнеса высказывали много предложений, которые могли бы снять возникающие вопросы и опасения.

До сих пор ветеринарные сертификаты в молочной отрасли получали только на сырье. Переработчикам этот документ был не нужен. Однако с введением электронной сертификации предполагалось, что такой документ нужно будет получать и на партии молочной продукции. Это коснется и молока, и сыра, и творога, и сухого молока с маслом. В этом случае функции Роспотребнадзора и Россельхознадзора будут дублироваться. Как они будут решать вопрос разделения своих контрольных и надзорных функций - неизвестно.

Для переработчиков это не только плохо, но часто и невозможно. Дело в том, что для получения сертификата переработчикам надо будет указать источник сырья для каждой партии. Многие переработчики собирают сырое молоко у нескольких производителей. Часто у них сотни поставщиков, а если в регионе сильно фермерское движение, то это сотни мелких фермеров или даже личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Многие регионы стараются поддерживать ЛПХ и фермеров, поэтому переработчики, следуя пожеланиям руководства региона, собирают молоко у таких производителей. Соответственно, возить цистерну для каждого из сотен поставщиков по отдельности невыгодно, и уже на стадии сбора сырья оно смешивается. Получается, что указать источник сырого молока для каждой партии невозможно. Кроме того, партий у заводов очень много, и даже при незначительном количестве поставщиков придется собирать большой объем сертификатов на каждую партию.

Возьмем для примера фуру в 20 т. Это около 130 крупных партий, и на каждую нужен отдельный сертификат. Для доставки по городу используют трехтонные грузовики, в которых 30 партий. Наконец, для получения сертификата надо указать, где будет продаваться товар. Это тоже не всегда известно переработчику.

Это объясняют необходимостью отслеживать движение всей молочной продукции в системе. Переработчики на это отвечают, что сейчас прослеживать путь товара можно и по маркировке, на которой есть дата и время выработки, информация о производственной линии, адрес завода, номер производственной партии и многое другое. На заводах тоже знают, откуда пришло сырье и во что оно переработано. Следить за этим их обязывает специальный документ (п.12 ч.3 ст.10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Это полностью соответствует требованием Таможенного союза и ISO.

Формально - бесплатно. Ради этого электронная сертификация и задумывалась. Но в реальности многим переработчикам придется нанять специального человека (а крупным - даже десятки человек) только для того, чтобы они занимались оформлением этих сертификатов. По подсчетам различных заводов и компаний, это может увеличить себестоимость производства на 1-1,5%, а иногда и выше. Например, есть расчеты для завода с мощностью переработки в 200 т/сут. В год у него уйдет на введение электронной сертификации почти 10 млн рублей, что повысит себестоимость производства на 5%.

Если бы все проводилось на бумаге, издержки были бы еще выше. В случае проведения ветеринарной сертификации для переработчиков «по старинке» нужно будет свыше 25 тысяч человек, потому что каждый крупный переработчик должен будет оформлять более 6 млн сертификатов ежегодно. Крупному переработчику это обойдется в 8 млрд рублей, что повысит себестоимость примерно на 7%. Издержки всей молочной отрасли в связи с проведением ветеринарной сертификации на бумажных носителях можно оценить в 30 млрд рублей.

Перед развертыванием системы электронной сертификации она «обкатывалась» на производителях молока. У переработчиков должны были пройти пилотные проекты на двух заводах, но они были свернуты Минсельхозом. Известно, что сложности в работе с электронной сертификацией для переработки были отражены в многочисленных обращениях переработчиков во все инстанции. Так что да, о всех сложностях чиновникам сообщили.

Возможно - никогда. Введение электронной ветеринарной сертификации на практике отложено на 2018. Но это не значит, что переработчикам в итоге придется заняться бумажной работой. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев уже намекнул, что переработчиков могут освободить от необходимости получать такой документ. «Хочу сказать объективно и честно, решения пока нет, но решение будет выгодным прежде всего для наших производителей молока», - заявлял министр. При этом он часто отмечал, что само предложение сделать ветеринарную сертификацию обязательной для переработчиков является спорным.

С 1 января 2018 года на всей территории России и Таможенного союза вводится обязательная электронная ветеринарная сертификация (ЭВС) , внедрять электронную систему « Меркурий » должны как сельхозпроизводители и переработчики, оптовые и розничные магазины, предприятия общественного питания, так и детсады, школы, больницы получающие продукты.

Все документы ветеринарного контроля будут действовать только в электронном виде оформляются на продукцию животного происхождения всего цикла «от поля до тарелки», на всей цепи от происхождения (производства, переработки) до точки реализации, включая пути перемещения. .

Новая система позволит вести автоматический учёт поступившего и убывшего объёма продукции на предприятии (холодильнике, складе, МПП и т. д.), вводить и хранить информацию об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции, отслеживать перемещение партии груза по территории РФ с учётом её дробления до конечного потребителя: торговые предприятия и общепит.

Сопроводительные ветеринарные документы потребуются и для перевозки товаров животного происхождения (включая рыбу). Магазины в районах области и оптовые базы также должны будут использовать подключение к системе « Меркурий » для электронного гашения оформленных документов.

Электронные сертификаты должны быть оформлены при приеме и перемещении продукции до розничных магазинов и объектов общепита.

С 1 января 2018 года за отсутствие электронных сопроводительных документов нарушители будут платить штрафы, а также вводится ограничение доступа животноводческой продукции в торговые сети.

Каждое предприятие, в зависимости от категории, входящее в сферу производства пищевой продукции обязано иметь уполномоченное лицо и/или аттестованного специалиста, которые могут осуществлять ветеринарную сертификацию некоторых групп товаров наряду с сотрудниками госветслужбы.

Система электронной ветеринарной сертификации « Меркурий » должна защитить потребителя от некачественной и небезопасной продукции и сделает действия надзорных органов эффективными в борьбе с мошенничеством и исключения неблагонадежных поставщиков

С одной стороны благая вещь - усиливается контроль за качеством продуктов, и отменяются бумажные ветеринарные сертификаты, но.......

Поневоле вспомнишь слова Черномырдина: Хотели как лучше, а получилось как всегда!

Вы надеюсь прекрасно помните идеи, которые я озвучивал в цикле статей на АШ: Россия – как всегда впереди планеты: от капитализма к компьютерному капитализму, а возможно и к компьютерному социализму

я утверждал, что

в РФ государство последовательно строит Общую Интегрированную Государственную Систему (ОИГС), которая будет содержать всю информацию по экономической деятельности в РФ – все отгрузки, оплаты, транспортные накладные, выпуски до единицы всех товаров, все зарплаты и выплаты дивидендов.

В том числе, параллельно идет процесс отказа от наличных денег. Как результат это приведет к значительному уменьшению теневого сектора, серых зарплат, увеличению налоговой базы и возможности контроля ценовых сговоров и применения откатных систем в госзакупках.

1) Как я и говорил, повсеместно все ведомства внедряют свои системы - получается пока огород: одну систему строят промышленники, другую систему Россельхознадзор, третью банковская система, четвертую налоговики.

Пока, что нет единого руководящего органа в Правительстве, чтобы свести все эти разрозненные системы в единую базу. Такой орган пока что в планах (у меня будет статья про это).

2) Так как все системы вводятся параллельно, то для бизнеса получается не благо, а одна головная боль. Ведь одну и ту же операцию они вынуждены проводить по разным информационным системам. Это не снижает нагрузку на бизнес, а наоборот увеличивает.

3) Бизнесу уже начинает надоедать этот бюрократический беспредел - зачем многократно дублировать одну и ту же информацию в разных информационных системах. Мало того, бюрократия пытаясь заработать на "модной" цифровой теме, экономит на самом качестве внедрения, в результате бизнес должен работать с "сырым" и некачественным продуктом, с невозможностью осуществления операций, требуемых по закону через "кривые" компьютерные системы.

4) Во внедрении "цифры" нужна государственная программа, а не хаотичные действия отдельных министерств. Единый орган по внедрению автоматизации в России.

Сегодня поговорим о системе "Меркурий" (ЭВС) вот последние новости с полей: Коммерсант Еда без цифры (Регионы не спешат с электронной ветсертификацией продуктов)

Минсельхоз проинформировал правительство о трудностях с внедрением электронной ветеринарной сертификации (ЭВС), которая станет обязательной для продуктов животноводства с 2018 года. Среди вопросов - недостаток финансирования процесса в регионах, отсутствие персонала и проблемы с доступом в интернет. Поспешный ввод системы может вызвать рост цен на продовольствие и остановить работу предприятий, опасаются участники рынка.Отчет о подготовке к введению ЭВС, которая должна стать обязательной с 1 января 2018 года, Минсельхоз направил в правительство на прошлой неделе. Как сказано в документе (есть у “Ъ”), анализ мнений должностных лиц субъектов РФ показывает, что в нескольких регионах есть «определенные трудности», осложняющие повсеместное использование системы ЭВС в указанный срок. К ним относятся низкое финансирование процессов внедрения ЭВС в регионах, отсутствие доступа к интернету, недостаток персонала для работы государственной информационной системы «Меркурий» (предназначена для электронной сертификации поднадзорных грузов и отслеживания их перемещения) у небольших предприятий. Также в отчете отмечается сложившееся негативное мнение участников рынка, связанное с «техническим несовершенством» «Меркурия», и нежелание финансировать техническое оснащение процесса ЭВС до 2018 года. В 13 регионах, включая Санкт-Петербург, в «Меркурии» сейчас зарегистрировано менее 100 участников, пишет Минсельхоз.

Обязательная ЭВС вводится для товаров животного происхождения, включая молоко, мясо, рыбу. Она должна распространяться как на сырье, так и на готовую продукцию. Оператором «Меркурия» выступает Россельхознадзор. По его данным, в августе 2017 года через систему в добровольном порядке было оформлено 8,29 млн электронных сертификатов. Из них 1,12 млн документов было выдано на мясо и мясные продукты, 1,39 млн - на мясо птицы, 173,7 тыс.- на сырое молоко, 817,7 тыс.- на рыбу и морепродукты, 4,29 млн - на готовую продукцию.

Приведенные Минсельхозом данные показывают, что уровень готовности отрасли для перехода на ЭВС невысок и очевидно, что с 1 января 2018 года система в полном режиме работать не сможет, отмечает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. По его словам, только для распространения ЭВС на сырое молоко к системе должны подключиться десятки тысяч предприятий и хозяйств, «очевидно, что они не успеют этого сделать». Перенос сроков обязательного перехода на ЭВС в текущей ситуации был бы оправданным, согласен президент ассоциации «Ветбезопасность» (объединяет ветврачей, сотрудников профильных НИИ) Лилия Сургучева. «Сегодня для обеспечения обращения подконтрольных товаров идет оформление документов в бумажном виде, эта система отработана и доказала свою эффективность. При одномоментном переходе на электронную форму любой технический сбой может привести к остановке процесса и, как следствие, к финансовым потерям участников рынка»,- объясняет она.

«За три месяца до ввода в эксплуатацию система, по сути, не работает. Ее введение с января 2018 года в любом виде приведет к остановке работы крупнейших пищевых компаний по всей стране»,- беспокоится собеседник “Ъ” в крупном производителе продуктов. Он считает, что поспешное внедрение ЭВС на пищевом рынке может привести к сложностям, аналогичным вводу ЕГАИС в алкогольной отрасли в 2006 году, и вызовет рост цен на продукты. Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов ранее признавал, что введение ЭВС может отразиться на себестоимости продукции, но подчеркивал, что речь идет о «сотых или даже тысячных долях процента».

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, напротив, не считает нужным переносить срок внедрения ЭВС. Он уверен, что от новой системы контроля выиграет весь рынок. «Сегодня до сих пор существуют десятки, если не сотни производителей, особенно в регионах, которые используют небезопасное сырье неизвестного происхождения»,- отмечает господин Юшин.

В Минсельхозе заявили, что внедрение ЭВС идет во всех регионах с разной интенсивностью в плановом режиме. Представитель Россельхознадзора говорит, что перенос сроков внедрения ЭВС руководство страны не считает целесообразным. «Процедура длится уже несколько лет, хозяйствующим субъектам было дано достаточно времени для осуществления перехода. Более того, многие уже давно работают в новых условиях»,- отмечает он. По словам источника “Ъ” в отрасли, вопрос о внедрении ЭВС будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в следующий понедельник, 18 сентября. Представитель господина Дворковича Алия Самигуллина не стала это комментировать.

1) Чувствуется бизнес уже начал уставать от излишней и криво проводящийся автоматизации госконтроля.

2) Требуется единый центр и единая, понятная бизнесу государственная программа автоматизации.

Меркурий - это государственная информационная система по учету электронных ветеринарных сертификатов (эВСД). С 2018 года работать в ней обязаны все, кто участвует в обороте товаров животного происхождения, в том числе и розница. Бланки заявлений на регистрацию в Меркурии и ответы на главные вопросы о системе - на этой странице.

Как подключиться к Меркурию?

Для регистрации в Меркурии заполните бланк заявления и подайте его в Россельхознадзор:

Заявление можно подать в Россельхознадзор (или его территориальное управление) на бумаге или отправить по электронной почте. При этом:

  • Индивидуальные предприниматели должны заверить заявление в электронном виде простой электронной подписью и отправить на адрес [email protected] .
  • Для ООО другие правила: заявление подписывается электронной подписью руководителя и направляется на адрес [email protected] .

Когда заявление будет обработано, вы получите на указанный в нем e-mail письмо с данными для входа в систему Меркурий.

Кто обязан подключиться и когда?

Согласно последним поправкам в ФЗ от 13.07.2015 № 243 «О внесении изменений в Закон РФ «О ветеринарии», с 1 июля 2018 года все ВСД должны оформляться в электронном виде через ФГИС Меркурий. Таким образом, до 1 июля 2018 года подключиться к системе обязаны все, чья деятельность связана с каким-либо этапом оборота товаров животного происхождения. Это касается всех производителей и дистрибьюторов поднадзорных Госветконтролю товаров: розничных магазинов, оптовых баз, молочных заводов и мясокомбинатов, птицефабрик и производителей морепродуктов, ферм, племенных хозяйств, а также общепита, торговых сетей и логистических центров. Также зарегистрироваться должны государственные ветврачи, обслуживающие названные предприятия.

На какую продукцию нужно оформлять электронные ВСД?

В системе Меркурий необходимо учитывать все товары, подлежащие ветеринарному контролю, а именно:

  • все виды мяса, субпродуктов и жиров;
  • колбасы, готовые и консервированные продукты из мяса;
  • рыба в любых видах, в том числе консервированная (кроме рыбного филе и мяса рыбы по товарной позиции 0304 ТН ВЭД);
  • макаронные изделия с начинкой из мяса, колбасы, рыбы или морепродуктов;
  • ракообразные, моллюски, водные беспозвоночные;
  • все виды молочных продуктов;
  • сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты;
  • творог и сыры, включая плавленые;
  • яйца птиц;
  • мед натуральный;
  • дрожжи неактивные;
  • супы и бульоны готовые и заготовки для их приготовления;
  • мороженое, кроме выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда.
  • фуражное зерно: пшеница твердая и мягкая, рожь, ячмень, овес, кукуруза;
  • прополис, воск пчелиный и воски других насекомых, спермацет;
  • комбикорма;
  • удобрения растительного и животного происхождения;
  • необработанные шкуры, охотничьи трофеи, чучела.

Что надо делать в системе розничному магазину?

В течение 1 рабочего дня с момента поставки и приемки розничный магазин должен погасить в системе ВСД на транспортную партию. Если вы приняли товар частично, при гашении нужно указать расхождения. Автоматически будет оформлен возвратный ВСД.

Важно! Если вам привезли груз, но на него в системе Меркурий не оформлен ВСД, принимать товар нельзя.

А если у нас нет интернета? Можно ли продолжать работать с бумажными ВСД?

Возможно два варианта: либо вы просто еще не подключились к интернету, либо работаете в местности, где такой возможности нет.

  • В первом случае вы не можете использовать бумажные ВСД. И поскольку электронная сертификация с 1 июля 2018 года для вас обязательна, вы должны наладить и проверить подключение к интернету до этой даты. Если вы не хотите подключаться, то можете предоставить доступ в систему своему уполномоченному представителю, который будет за вас гасить ВСД и делать возвраты. Закон не устанавливает требований к такому представителю: им может стать поставщик (если согласится) или сторонняя компания.
  • Во втором случае - если вы работаете в местности, где нет доступа к средствам связи и поэтому подключиться к интернету невозможно, - вы можете продолжать работать с бумажными ВСД.

Будьте внимательны! Перечень мест, где нет точки доступа к интернету, утверждают субъекты федерации.

Возможна ли отсрочка старта системы Меркурий?

Запуск системы Меркурий уже был отложен: с 1 января 2018 его перенесли на 1 июля 2018 года. До этого дня оформление электронных ВСД не обязательно, но рассчитывать на дальнейшую отсрочку после 1 июля 2018 года - неправильно и опасно для розницы: тогда в первые дни июля не успевшие зарегистрироваться уже не смогут отправлять и принимать грузы.

До 1 июля еще есть время, но мы рекомендуем не откладывать переход на электронную сертификацию. Обработка вашего заявления на регистрацию в системе Меркурий займет какое-то время. А потом вам потребуется еще осваивать сложную систему, привыкать в ней работать и, возможно, обучать сотрудников. Поэтому важно зарегистрироваться как можно скорее. Не откладывайте это на последний день - , заполните его и отправьте в Россельхознадзор прямо сейчас.

Будут ли штрафы?

Штраф за несоблюдение требований ФЗ от 13.07.2015 № 243 предусмотрен ст. 10.8 КоАП. Так, если машину с подконтрольным Госветнадзору грузом остановят для проверки, экспедитор должен будет предъявить информацию об эВСД: QR-коды или уникальные идентификаторы UUID (главный реквизит электронного ВСД), которые можно проверить в общедоступном сервисе системы Меркурий. При отсутствии ВСД будет назначен штраф: от 3000 руб. на водителя или от 10000 до 20000 руб. на юридическое лицо, согласно ст. 10.8 КоАП. Для юрлица мерой ответственности также может стать приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Все компании, которые участвуют в обороте товаров животного происхождения, обязаны перейти на электронную ветеринарную сертификацию через федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Меркурий». Это производители и дистрибьюторы товаров, поднадзорных Госветконтролю — мясокомбинаты, птицефабрики, молочные заводы, производители морепродуктов, а также логистические центры, торговые сети и . Сейчас они могут выбирать, как им оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД): в электронном виде или на бумаге. С 1 июля 2018 года они будут обязаны делать это только через ФГИС «Меркурий». Некоторые группы товаров до 1 июля 2018 вообще не нуждались в сопровождении ветеринарными документами.

Как это будет работать?

Разберем на примере мясокомбината.

Ферма отправляет поставку мясокомбинату — оформляет электронные ВСД на партию. Мясокомбинат при получении делает отметку в «Меркурии», что эту партию он принял с ветеринарным свидетельством под таким-то номером — гасит. Из данного сырья мясокомбинат произвел колбасу, сосиски и фарш и отправляет их в различные торговые точки — на каждую позицию своей поставки он создает новые ВСД. Когда магазин принимает товар — соответствующие ВСД ему нужно погасить в «Меркурии» .

Таким образом, с помощью системы можно будет проследить, откуда на прилавке взялась конкретная колбаса и какие фермы поставили для нее мясо. Планируется, что такая система работы с ветеринарными сопроводительными документами не даст шанса и фальсификату.

В чем разница?

Бумажный ВСД - это документ на официальном бланке с подписью и печатью. Можно оформить один на всю накладную, а можно — на отдельные позиции в ней. Отправитель сохраняет у себя корешок документа, экспедитор везет документ с собой и при необходимости предъявляет. Если в пути товара предусмотрены промежуточные получатели, например дистрибьютор, то бумажный ВСД передается по цепочке из рук в руки, пока не дойдет до конечного получателя, который хранит его у себя до истечения срока годности продукции.

Электронный ВСД - это электронный документ, сформированный во ФГИС «Меркурий», главный реквизит которого — уникальный идентификатор UUID. Электронный ВСД создается на каждую позицию накладной. Бывает производственным и транспортным. В производственных фиксируется факт того, что из определенного сырья произведен такой-то товар. Их не нужно гасить. Транспортные отражают факт перемещения продукции, причем как со сменой собственника, так и нет, например с производства на склад. Получатели, в том числе и промежуточные, обязаны гасить такие ВСД и оформлять новые, когда отправляют товар для дальнейшей реализации.

Как работать с ВСД в Контур.Меркурии

Контур Меркурий имеет три решения:

  • Интеграционный модуль для 1С
  • Мобильная версия для гашения ВСД

Веб-версия и мобильное приложение

Веб-версия и мобильное приложение Контур.Меркурий разработаны для розничных магазинов, кафе и муниципальных учреждений. Решения созданы для тех, кому нужно только принимать подконтрольный товар и отмечать получение в “Меркурии”. Чтобы начать работать в веб-версии и мобильном приложении — нужно только устройство с выходом в Интернет.

В веб-версии и мобильном приложении пользователь может:

  • получать автоматические оповещения о входящих ВСД;
  • гасить ВСД за принятый товар полностью или частично;
  • формировать возвратные ВСД;
  • считывать информацию с QR-кода на упаковке товара с помощью сканера;
  • находить ВСД по накладной и объединять их для более быстрого гашения.

Модуль для 1С

Подходит любой конфигурации 1С: 7.7, 8.Х, для обычных и управляемых форм.

Он помогает пользователям, которые создают производственные и транспортные ВСД:

  • работать в режиме единого окна прямо в своей базе 1С, а не переходить из 1С в «Меркурий» и обратно;
  • избегать ошибок и расхождений: данные автоматически подтягиваются из 1С;
  • забыть о потерях документов, они всегда будут в системе;
  • получить доступ к возможностям, недоступным при работе через веб, например к моментальному созданию ХС и площадок ваших клиентов;
  • автоматически формировать ВСД по каждой накладной за несколько секунд.

Как зарегистрироваться во ФГИС «Меркурий»?

Регистрироваться в «Меркурии» нужно согласно порядку, утвержденному : либо подать заявление в Россельхознадзор или его территориальное управление на бумаге, либо отправить по электронной почте. Во втором случае требования разные для индивидуальных предпринимателей и организаций.

В веб-интерфейсе сотрудники организации могут зарегистрироваться с разными правами: делать заявки на ВСД, формировать их, гасить, объединять эти функции. Ветеринары, являющиеся уполномоченными лицами органа или учреждения, входящего в систему Госветслужбы РФ, регистрируются от него.

Веб-интерфейсу «Меркурия» свойственны минусы любого веб-интерфейса: все данные — категория товара, производитель, откуда получен, дата выработки и др. - нужно вводить вручную. При этом, во-первых, есть риск ошибок, во-вторых, это долго, поэтому IT-компании уже предлагают решения, которые позволяют автоматизировать и ускорить работу с ВСД.

Как подготовиться?

  • Уже сейчас зарегистрироваться в «Меркурии» и освоить его веб-интерфейс: завести список продукции, свои торговые точки, юридические лица и т.д.
  • Понять, какие именно действия с электронными ВСД предстоит осуществлять вашей организации: формировать, гасить или и то и другое. Если создавать, то какого типа: производственные или транспортные, а также кто вправе это делать. Права на формирование ВСД разграничивают Приказы Минсельхоза РФ от 18.12.2015 № 646, 647, 648. Исходя из этого, зарегистрировать своих сотрудников с соответствующими правами в «Меркурии».

Чтобы оформлять электронные ВСД на продукцию из перечня по Приказу № 647, специалистам необходимо пройти аттестацию. Ее проводят комиссии, которые создаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии. Заседания аттестационной комиссии проводятся ежемесячно. График ее работы утверждается уполномоченными органами и размещается на их официальных сайтах. Реестр аттестованных специалистов уже ведется.

Подробнее об этом — в Постановлении Правительства РФ от 09.11.2006 № 1145 «Об утверждении правил аттестации специалистов в области ветеринарии» и в Приказе Минсельхоза РФ от 03.05.2017 № 212 «Об утверждении формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии и порядка проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов».

  • Ознакомиться с правилами работы в «Меркурии». Они находятся в Приложениях 1 и 2 к вышеупомянутому (обратите внимание, что запущена процедура внесения изменений в этот Приказ).
  • Оценить объем работы с ВСД. Если вам потребуется создавать более 300 пакетов в месяц (помните, что один ВСД — на одну позицию в накладной, на его оформление уходит три-пять минут), — выбрать интеграционное решение, внедрить и освоить его до 1 июля 2018 года.
  • Если вы работаете с торговыми сетями, внимательно изучите их требования по оформлению ВСД в их адрес, после чего попробуйте выполнить эти требования хотя бы в веб-интерфейсе. Не забудьте о них при выборе интеграции.

Муниципальным учреждениям, несетевой рознице и общепиту также нужно подготовиться. Компании, которые только принимают подконтрольную продукцию, должны зарегистрироваться во ФГИС «Меркурий», создать площадки и проконтролировать, что все поставщики корректно отправляют сопроводительные документы. Таким предприятиям придется освоить массивный государственный портал, даже если они только гасят входящие ВСД. Оптимальное решение для таких организаций — подобрать сервис для упрощенной работы с Меркурием .

Чем грозит несоблюдение требований?

Если машину с грузом в пути остановят для проверки, экспедитор должен показать UUID или QR-код конкретных ВСД. UUID можно проверить в общедоступном сервисе . Если просканировать QR-код, то он поведет на этот же ресурс, но с уже введенным UUID. Как именно экспедитор будет предъявлять эти данные: в виде распечатки из «Меркурия» или на мобильном устройстве — решать поставщику.

Отсутствие ВСД повлечет штраф. Согласно , штраф составит от 3 000 руб., если будет выписан на водителя как должностное лицо, либо от 10 000 до 20 000 руб. — на юридическое лицо. В последнем случае наказанием также может стать приостановление деятельности на срок до 90 суток. В настоящее время предложены изменения в эту статью.

Павел Большаков , ведущий разработчик решения