Положение об аттестации прокурорских работников. Проведение аттестации прокурорских работников

Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеет изучение и адекватная оценка кадров ор­ганов прокуратуры. Комплексным средством выполнения этой задачи, определения соответствия работников занимаемой дол­жности является аттестация.

Следует рассматривать аттестацию как комплексную про­цедуру - средство установления такого соответствия проку­рорского работника занимаемой должности, а не только как документ, в котором фиксируются все юридически и факти­чески значимые признаки (аттестационная характеристика).

Аттестация также рассматривается и в качестве средства адаптации прокурорского работника к изменяющимся полити­ческим, социально-экономическим, правовым и организацион­но-структурным условиям его деятельности.

Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону о прокуратуре порядок и сроки проведения аттестации уста­навливаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74 утверждено Положение об аттестации работников орга­нов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. В По­ложении подчеркивается, что аттестация призвана способство­вать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалифи­кации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Она может проводиться и досрочно при выдвижении работника на вышестоящую должность, при наличии существенных упу­щений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника. Работники, имеющие надлежащие образование и стаж службы (работы) в занима­емой должности (прокуроры и следователи, научные и педа­гогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации - не менее шести меся­цев, специалисты с высшим, незаконченным высшим и сред­ним специальным образованием - не менее одного года, спе­циалисты со средним образованием - не менее трех лет), подлежат первичной аттестации.

До истечения шести месяцев службы в занимаемой дол­жности с учетом стажа работы по специальности и квалифи­кации подлежат первичной аттестации работники, имеющие определенный стаж и опыт работы. К ним относятся лица, пе­решедшие на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специаль­ности, занимаемых ими в других правоохранительных органах, а также адвокатуре, нотариате, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуп­равления, образовательных учреждениях высшего юридичес­кого образования, научных юридических учреждениях, правовых службах предприятий, учреждений и организаций, органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если пе­рерыв между увольнением и поступлением на службу в орга­ны и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.

Аттестацию работников органов и учреждений прокурату­ры проводят соответствующие аттестационные комиссии. Дей­ствуют: Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Генеральной прокуратуры РФ под председательством заместителя Гене­рального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генераль­ной прокуратуры РФ под председательством начальника уп­равления кадров; аттестационная комиссия второго управле­ния Генпрокуратуры РФ под председательством заместителя начальника управления; аттестационная комиссия Главной военной прокуратуры под председательством первого замести­теля Главного военного прокурора; аттестационная комиссия прокуратуры субъекта Российской Федерации под председа­тельством, как правило, первого заместителя прокурора; ат­тестационные комиссии научных, образовательных учрежде­ний прокуратуры РФ под председательством заместителей (проректоров) директоров (ректоров) по научной и учебной работе.

По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ аттес­тационные комиссии могут создаваться в прокуратурах круп­ных городов с районным делением.

В состав аттестационных комиссий входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, ко­торыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения, или лица, их замещающие.

Комис­сия вырабатывает для руководителя органа, учреждения про­куратуры предложения по вопросам прохождения службы. В этих целях она заслушивает объяснения и ходатайства, изу­чает материалы аттестации. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.

Материалы в аттестационную комиссию представляются через кадровое подразделение не позднее чем за две недели до ее заседания (аттестация, отзыв, представление, справки и другие).

В Положении об аттестации указываются требования к содержанию аттестации (документа). В ней должны быть так­же выводы и рекомендации: о соответствии занимаемой дол­жности; о неполном служебном соответствии занимаемой дол­жности; о несоответствии занимаемой должности; об освобож­дении от занимаемой должности и увольнении из органов, уч­реждений прокуратуры; об увольнении в связи с достижением прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; о зачислении в резерв на выдвижение; о назначении на вышестоящую дол­жность; о направлении на учебу (стажировку); о присвоении первоначального классного чина; о присвоении классного чина или очередного воинского звания досрочно; о присвоении классного чина (воинского звания) выше положенного по за­нимаемой должности; об ином поощрении; о распространении положительного опыта работы. При наличии оснований указы­вается, какие недостатки по службе и в поведении необходи­мо устранить аттестуемому лицу. В нормативном порядке ус­тановлено, кем и на работников каких категорий подписыва­ется аттестация. Также определено, к ведению какой аттеста­ционной комиссии относится рассмотрение аттестаций на прокурорских работников различных категорий. Например, к ведению Высшей аттестационной комиссии Генеральной про­куратуры РФ относится рассмотрение аттестаций на советни­ков и помощников по особым поручениям Генерального проку­рора РФ; помощников по особым поручениям заместителей Ге­нерального прокурора РФ; на начальников главных управле­ний, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры и их заместителей; старших помощников Генерального прокурора РФ (на правах начальников управлений); первого заместителя и заместителей Главного военного прокурора; прокуроров субъектов Федера­ции и приравненных к ним прокуроров и их заместителей; директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей (проректоров), кро­ме заместителей (проректоров) по общим вопросам.

Рассмотрение аттестации проводится, как правило, в при­сутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно прово­дится в его отсутствие. Обязательно присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также обжало­вавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности.

Результаты аттестации представляются руководителю не позднее чем через семь дней после ее проведения и до их утверждения носят конфиденциальный характер.

Положением об аттестации работников органов и учреж­дений прокуратуры РФ определен круг должностных лиц - руководителей, к компетенции которых относится утвержде­ние результатов аттестации (Генеральным прокурором РФ - на работников, аттестации которых рассматривались Высшей аттестационной комиссией Генеральной прокуратуры РФ, за­местителем Генерального прокурора РФ - на решения дру­гих аттестационных комиссий Генпрокуратуры и т.д.). Решение аттестационной комиссии до его утверждения может быть об­жаловано соответствующему руководителю органа и учрежде­ния прокуратуры, а после утверждения - вышестоящему прокурору или в суд.

Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии. Утвержденная руководителем орга­на, учреждения прокуратуры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу.

Еще по теме § 3. Аттестация прокурорских работников:

  1. 11.9. Аттестация государственных служащих и перемещение по службе
  2. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
  3. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
  4. АТТЕСТАЦИЯ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  5. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности
  6. Порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Статья 41. Аттестация прокурорских работников. Классные чины прокурорских работников

Комментарий к статье 41

1. Прохождение службы в органах прокуратуры регламентировано настоящим ФЗ и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58-ФЗ от 27 мая 2003 г.

Эти документы предписывают государственным служащим, которыми являются сотрудники прокуратуры, проходить аттестацию для определения их соответствия занимаемой должности, в целях повышения квалификации и укрепления служебной дисциплины. Аттестование — это управленческая кадровая процедура, осуществляемая в соответствии с требованиями закона и специальных нормативных правовых актов, издаваемых Генеральным прокурором РФ, по установлению квалификационной оценки работников прокуратуры на основе изучения их профессиональных и моральных качеств в целях определения их служебного соответствия, перспектив должностного продвижения и принятия на этой основе управленческих кадровых решений.

Аттестация прокурорских работников призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров. Она определяет уровень профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, создает резервы кадров на выдвижение. Аттестация решает вопросы по присвоению работникам первоначальных классных чинов, досрочному присвоению классных чинов, а в органах военной прокуратуры — воинских званий, а также классных чинов (воинских званий) выше положенных по занимаемой должности.

2. Прокурорские работники подлежат аттестации. Для сотрудников прокуратуры, имеющих классные чины либо занимающих должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, установлен особый порядок аттестации.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры — и воинских званий.

2.1. Первичной аттестации подлежат работники, имеющие соответствующее образование и следующий стаж службы (работы) в занимаемой должности:

— прокуроры и следователи, научные и педагогические работники системы прокуратуры Российской Федерации (включая директоров (ректоров), их заместителей (проректоров), начальников отделов и подразделений научных и образовательных учреждений) — не менее шести месяцев;

— специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием — не менее одного года;

— специалисты со средним образованием — не менее трех лет.

Работники, имеющие высшее юридическое образование и перешедшие на работу в органы прокуратуры из представительных и исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, адвокатуры, нотариата, юридических служб предприятий, могут быть представлены к аттестованию по истечении трех месяцев работы (до истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев).

Аттестация работника проводится досрочно в межаттестационный период:

— при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка;

— по просьбе самого работника.

Аттестации не подлежат:

— беременные женщины и работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (аттестация указанных лиц проводится не ранее чем через год после их выхода из отпуска);

— офицеры органов военной прокуратуры, находящиеся в запасе (отставке) и поступившие на службу в органы и учреждения прокуратуры — при присвоении первоначального классного чина.

2.2. Аттестация должна содержать краткие сведения о работнике:

— год рождения, образование, стаж работы в прокуратуре, наличие наград;

— данные о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, деловитости, ответственности за выполнение служебного долга;

— повышение профессионального уровня (самостоятельная учеба, прохождение стажировок, обучение в региональных учебных центрах, институтах повышения квалификации, аспирантуре);

— морально-психологические качества, черты характера, наклонности, отношение к коллегам, умение опираться в работе на подчиненных, обучать и воспитывать их;

— способность принимать ответственные решения;

— готовность служить в отдаленных регионах, местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в зонах вооруженных конфликтов;

— состояние здоровья, работоспособности;

— факты упущений и ошибок в работе, причины неправильного поведения;

— устранение недостатков, отмеченных при предыдущей аттестации, сведения о которой представляются в аттестационную комиссию.

В аттестации должны содержаться выводы и рекомендации:

— о соответствии занимаемой должности; о неполном служебном соответствии занимаемой должности;

— о несоответствии занимаемой должности; о назначении на должность с понижением; об освобождении от занимаемой должности;

— об увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения работника на службе в органах и учреждениях прокуратуры либо пребыванием на военной службе;

— о зачислении в резерв на выдвижение;

— о назначении на вышестоящую должность; о направлении на учебу (стажировку); о присвоении первоначального классного чина;

— о присвоении классного чина или очередного воинского звания досрочно;

— о присвоении классного чина (воинского звания) выше положенного по занимаемой должности; о поощрении; о распространении положительного опыта работы.

При необходимости может быть отражено, какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому.

2.3. Аттестованию с целью зачисления в резерв на выдвижение либо для назначения на вышестоящую должность не подлежат работники в случае отказа от перевода к новому месту службы в отдаленные регионы, местности с неблагоприятными климатическими условиями, в зоны вооруженных конфликтов.

Работник должен быть заблаговременно ознакомлен с аттестацией для предоставления возможности высказать свои замечания по содержанию и выводам аттестации, которая представляется комиссии не позднее чем за месяц до ее рассмотрения. При несоответствии аттестации предъявляемым требованиям она возвращается для пересоставления с конкретными указаниями об устранении недостатков.

Аттестации подписывают и утверждают категории руководителей, которые определены п. 11 и 15 Положения об аттестации работников прокуратуры.

3. Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ утверждено Приказом Генерального прокурора РФ N 74 от 30 октября 1998 г.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Аттестация работников, достигших предельного возраста нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры, проводится по инициативе соответствующего руководителя органа и учреждения прокуратуры (далее — руководителя) при возникновении объективной необходимости, вызванной существенным снижением служебной активности или недостатками в личном поведении работника.

3.1. Для проведения и подготовки аттестации в органах и учреждениях прокуратуры РФ образуются аттестационные комиссии. Они состоят из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения или лица, их замещающие. Состав комиссии утверждается приказом соответствующего руководителя органа, учреждения прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре образуется Высшая аттестационная комиссия под председательством заместителя Генерального прокурора РФ, комиссия по аттестованию работников Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров Генеральной прокуратуры РФ и во Втором управлении — комиссия по аттестованию соответствующих специализированных прокуроров.

Высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ может заслушивать на своих заседаниях отчеты председателей других аттестационных комиссий.

3.2. Комиссия является совещательным органом. На заседании комиссии обсуждаются и вырабатываются для руководителя предложения по кадровым и другим вопросам, связанным с прохождением службы в органах прокуратуры. Комиссия заслушивает объяснения и ходатайства, обменивается мнениями и путем голосования принимает решение простым большинством голосов.

Работа комиссии планируется. Основу ее составляют указания соответствующего руководителя, план работы, предложения структурных подразделений, руководителей подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

Перед утверждением протокола заседания лица, в отношении которых принято решение комиссией, в необходимых случаях могут быть заслушаны руководителем. По его решению может быть проведено повторное рассмотрение вопроса на заседании комиссии.

Решение комиссии докладывается руководителю и, в случае утверждения, реализуется установленным порядком.

3.3. Для проведения аттестации:

— утверждаются график проведения аттестации, повестка дня заседания комиссии;

— составляются списки работников, подлежащих аттестации;

— подготавливаются необходимые документы и справочные материалы.

График проведения аттестации утверждается руководителем и доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

Не позднее чем за две недели до начала проведения в аттестационную комиссию через кадровое подразделение представляются на работников материалы (аттестация, отзыв, представление, справки и другие), содержащие характеристику служебных и личных качеств, краткие сведения о них.

Во всех случаях аттестации предшествует изучение деятельности работника, его деловых и моральных качеств, истребуются отзывы отраслевых (структурных) подразделений.

3.4. Заседание аттестационной комиссии проводится по мере необходимости, и ее решение считается правомочным при присутствии на заседании не менее 2/3 ее состава.

Рассмотрение аттестации проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательно присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также обжаловавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности.

По результатам аттестации работника аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя мотивированные предложения. Результаты аттестации представляются руководителю не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Решения комиссии носят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению до их утверждения руководителем.

Решение комиссии, утвержденное руководителем, незамедлительно доводится до исполнителей секретарем комиссии.

3.5. В случае утверждения решения комиссии о признании работника не соответствующим занимаемой должности он подлежит в срок не более двух месяцев переводу с его согласия на другую работу либо увольнению в порядке, установленном законодательством о труде.

При принятии решения о неполном соответствии занимаемой должности руководителем могут быть даны рекомендации работнику по улучшению его работы и установлен срок до шести месяцев для устранения недостатков, после чего должна быть проведена повторная аттестация.

Решение аттестационной комиссии до его утверждения может быть обжаловано соответствующему руководителю органа и учреждения прокуратуры, а после утверждения — вышестоящему прокурору или в суд. Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии.

Утвержденная руководителем органа и учреждения прокуратуры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу.

4. В Главной военной прокуратуре аттестационная комиссия действует под председательством первого заместителя Главного военного прокурора.

В прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратурах комиссии образуются под председательством, как правило, первого заместителя прокурора. По согласованию с Генеральным прокурором РФ аттестационные комиссии могут создаваться в прокуратурах городов с районным делением.

В научных, образовательных учреждениях системы прокуратуры РФ комиссии образуются под председательством заместителей (проректоров) директоров (ректоров) по научной и учебной работе.

5. Классный чин — это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Классные чины присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ. Классные чины прокурорским работникам РФ присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации.

К присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники РФ, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и следующий стаж работы в занимаемой должности:

— прокуроры и следователи, научные и педагогические работники (включая директоров, их заместителей, начальников отделов и подразделений) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ — не менее шести месяцев;

— специалисты, заведующие канцеляриями с высшим, незаконченным высшим или средним специальным образованием — не менее одного года;

— специалисты, заведующие канцеляриями со средним образованием — не менее трех лет.

Досрочно или без соблюдения последовательности классный чин присваивается:

— при выдвижении на вышестоящую должность;

— за примерное исполнение служебного долга или особые отличия в работе.

При этом очередной классный чин может быть присвоен выше положенного по занимаемой должности (но не выше чем на два чина), за исключением классных чинов государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса.

Прокурорские работники Российской Федерации, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Прокурорские работники РФ, осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, могут быть лишены классного чина по приговору суда.

6. Указом Президента РФ N 659 от 30 июня 1997 г. утверждено Положение о классных чинах прокурорских работников РФ.

6.1. Согласно Положению в системе прокуратуры РФ устанавливаются следующие классные чины (от низшего к высшему): младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса; действительный государственный советник юстиции.

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Генеральному прокурору РФ Президентом РФ. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам РФ, имеющим высшее юридическое образование. Заместителям Генерального прокурора присваиваются классные чины государственного советника юстиции 1 класса. Прокурорам субъектов РФ по должности присваиваются классные чины государственного советника юстиции 2 и 3 класса.

6.2. Первоначальный классный чин, классные чины старшего советника, советника, младшего советника юстиции присваиваются Генеральным прокурором РФ всем работникам органов прокуратуры. Классные чины в порядке поощрения и классные чины сотрудникам научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ присваивает Генеральный прокурор РФ.

Другие классные чины присваиваются прокурорами субъектов Федерации. Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине: младшего юриста — один год или до получения высшего юридического образования, юриста 3 класса — два года, юриста 2 класса — два года, юриста 1 класса — три года, младшего советника юстиции — три года, советника юстиции — четыре года. Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса не устанавливаются.

6.3. Порядок присвоения классных чинов детализирован Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 1997 г. N 6-11 «О классных чинах прокурорских работников, знаках различия и форменном обмундировании прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины» (в редакции от 13 февраля 1998 г. N 6-11). В нем указано, что представление о присвоении очередного классного чина необходимо вносить соответствующему прокурору не позднее чем за две недели до истечения установленного срока пребывания работника в предыдущем классном чине и рассматривать в тот же срок.

В представлении к присвоению классного чина указываются краткие биографические данные работника, даты назначения его на занимаемую должность, присвоения ему последнего классного чина (и по какой должности), а также даются оценка работы и характеристика его личных и деловых качеств.

При присвоении первоначального классного чина указывать дату аттестования, прежнее место работы (службы, учебы).

Время пребывания работника в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет не засчитывается в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина (кроме отпуска по беременности и родам).

Работников, имеющих дисциплинарное взыскание, не прошедших аттестование, а также в отношении которых возбуждены уголовные дела или проводится служебное расследование, к присвоению классного чина не представляют до снятия взыскания, признания их в аттестационном порядке соответствующими занимаемой должности, до окончания служебного расследования, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям.

Причины задержки указываются в представлении к присвоению классного чина, письменно уведомляют о них работника, а уведомление приобщают к личному делу.

Несоблюдение сроков представления работников к присвоению классного чина рассматривается как нарушение служебных обязанностей, влекущее привлечение виновных к ответственности.

Выписки из приказов о присвоении классных чинов вручают работникам, а также приобщают к личному делу и передают в бухгалтерию для начисления доплаты за классный чин.

Утверждено

Приказом Генерального прокурора

Российской Федерации

12. Аттестационные комиссии рассматривают аттестации:

12.1. Высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации - на советников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации; помощников по особым поручениям заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; на начальников главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры и их заместителей; старших помощников Генерального прокурора Российской Федерации (на правах начальников управлений); первого заместителя и заместителей Главного военного прокурора; прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров и их заместителей; директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей (проректоров), кроме заместителей (проректоров) по общим вопросам.

12.2. Аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации - на старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших следователей и следователей по особо важным делам и их помощников, старших прокуроров - криминалистов, прокуроров - криминалистов, специалистов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

12.3. Исключен. - Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.07.2006 N 45.

12.4. Аттестационная комиссия прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней прокуратуры - на работников аппарата этой и подчиненных прокуратур, кроме лиц, указанных в пункте 12.1 настоящего Положения.

12.5. Аттестационные комиссии Главной военной прокуратуры и военной прокуратуры округа и приравненной к ней военной прокуратуры - на всех работников органов военной прокуратуры в соответствии со своей компетенцией, за исключением лиц, указанных в пункте 12.1 настоящего Положения.

12.7. Исключен. - Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.07.2006 N 45.

12.8. Аттестационные комиссии научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации - на заместителей (проректоров) директоров (ректоров) по общим вопросам и других работников, кроме руководителей этих учреждений и их заместителей.

13. Заседание аттестационной комиссии проводится и ее решение считается правомочным при присутствии на заседании не менее 2/3 ее состава.

13.1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

Повестка дня утверждается председателем. Секретарь комиссии по поручению председателя заблаговременно извещает членов комиссии об очередном заседании, рассматриваемых вопросах, времени и месте его проведения. Руководителем соответствующего кадрового органа определяются докладчики. При необходимости члены комиссии знакомятся у секретаря с материалами по вопросам, выносимым на рассмотрение очередного заседания комиссии.

Секретарь организует работу с документами, поступившими в комиссию, докладывает их председателю, знакомит с ними членов комиссии, ведет протокол заседания комиссии, в котором указывает решение по каждому аттестуемому, а также особое мнение членов комиссии.

13.2. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на аттестацию без уважительных причин или его отказа от аттестации работник привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится.

В исключительных случаях по решению аттестационной комиссии аттестация может быть рассмотрена в отсутствие работника, если он не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным обстоятельствам (длительная служебная командировка, территориальная отдаленность и другие факторы, препятствующие прибытию на заседание аттестационной комиссии) и дал на это письменное согласие, за исключением аттестаций на работников, впервые аттестуемых, обжаловавших аттестацию, либо работников, в отношении которых сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности.

14. По результатам аттестации работника аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение Руководителя мотивированные предложения по реализации выводов и рекомендаций, предусмотренных пунктом 10.2 настоящего Положения.

Результаты аттестации представляются Руководителю не позднее чем через семь дней после ее проведения.

14.1. Решения комиссии носят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению до их утверждения Руководителем.

14.2. Выполнение запланированных мероприятий и реализация решений комиссии должны быть завершены в установленном порядке.

Комиссией устанавливается срок, по истечении которого на заседании может заслушиваться лицо, ответственное за реализацию предложений комиссии.

Решение комиссии, утвержденное Руководителем, незамедлительно доводится до исполнителей секретарем комиссии.

14.3. Контроль за исполнением решений комиссии осуществляет председатель комиссии.

14.4. О проделанной работе за истекший год председатель комиссии отчитывается на оперативном совещании при Руководителе.

15. Аттестации утверждаются:

15.1. Генеральным прокурором Российской Федерации - на работников, аттестации которых рассматривались высшей аттестационной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

15.2. Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - на работников, аттестации которых рассматривались аттестационной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

15.3. Заместителем Генерального прокурора - Главным военным прокурором - на работников, аттестации которых рассматривались аттестационной комиссией Главной военной прокуратуры.

15.4. Прокурорами субъектов Российской Федерации и прокурорами приравненных к ним прокуратур - на работников, аттестации которых рассматривались аттестационными комиссиями этих прокуратур.

15.5. Руководителями научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации - на работников, аттестации которых рассматривались аттестационными комиссиями этих учреждений.

16. В случае утверждения решения комиссии о признании работника не соответствующим занимаемой должности он подлежит в срок не более двух месяцев переводу с его согласия на другую работу либо увольнению в порядке, установленном законодательством о труде.

17. При принятии решения о неполном соответствии занимаемой должности работнику могут быть даны Руководителем рекомендации по улучшению его работы и установлен срок до шести месяцев для устранения недостатков, после чего должна быть проведена повторная аттестация.

18. По согласованию с руководителем органа и учреждения прокуратуры назначается ответственное лицо (как правило, непосредственный начальник работника), на которое возлагается контроль за реализацией высказанных на заседании комиссии замечаний и предложений в адрес аттестуемого. В предлагаемый аттестационной комиссией срок ответственное лицо и аттестуемый заслушиваются на заседании комиссии о выполнении этих рекомендаций.

19. Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано соответствующему руководителю органа и учреждения прокуратуры, а после утверждения - вышестоящему прокурору или в суд.

20. Утвержденная руководителем органа и учреждения прокуратуры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу.

21. Высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации может заслушивать на своих заседаниях отчеты председателей других аттестационных комиссий, указанных в пункте 6 настоящего Положения.

Управление кадров

В целях обеспечения единого порядка проведения аттестаций и сдачи квалификационных экзаменов в органах прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур».

л) подготовку материалов аттестации, квалификационного экзамена для доклада представителю нанимателя.

3. Организация проведения аттестации

3.1. Аттестация гражданских служащих проводится один раз в три года.

3.2. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в замещаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, с которыми заключен срочный служебный контракт;

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

3.3. До истечения трех лет после проведения аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Внеочередная аттестация может проводиться по решению представителя нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации после принятия в установленном порядке решения:

а) о сокращении должностей гражданской службы;

б) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

3.4. Для проведения аттестации гражданских служащих представителем нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации ежегодно утверждается график проведения аттестации федеральных государственных гражданских служащих ().

В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование органа прокуратуры Российской Федерации, его структурных подразделений, гражданские служащие которых подлежат аттестации;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих структурных подразделений органов прокуратуры Российской Федерации.

Не менее чем за месяц до начала аттестации график проведения аттестации доводится кадровыми подразделениями до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего под роспись.

3.5. Не позднее чем за две недели до 1-го числа месяца, в котором запланировано проведение аттестации, в кадровое подразделение представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации федеральным государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный непосредственным руководителем аттестуемого и утвержденный вышестоящим руководителем ().

Ответственными за своевременное представление отзыва и прилагаемых к нему документов являются непосредственные руководители структурных подразделений, в которых подлежащие аттестации гражданские служащие замещают должности гражданской службы.

3.6. Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

е) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие за предшествующие три года;

ж) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3.7. К отзыву прилагаются сведения о выполненных аттестуемым федеральным государственным гражданским служащим поручениях и подготовленных проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего ().

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

3.8. Каждый аттестуемый гражданский служащий не менее чем за неделю до начала аттестации должен быть ознакомлен кадровым подразделением с представленным отзывом. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за обозначенный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

3.9. Аттестация проводится с приглашением на заседание аттестационной комиссии аттестуемого гражданского служащего и при необходимости его непосредственного руководителя. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а его аттестация переносится на более поздний срок.

О невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка, проведение организационно-штатных мероприятий и другие объективные причины) аттестуемый гражданский служащий должен до начала аттестации уведомить секретаря аттестационной комиссии.

3.10. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности аттестуемого. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационной период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание аттестационной комиссии.

3.11. Обсуждение профессиональных и личных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

3.12. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего основывается на определении:

а) его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;

б) его участия в решении поставленных перед структурным подразделением задач;

в) сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, его профессиональные знания и опыт работы, соблюдение им ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

3.13. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

3.14. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

3.15. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

3.16. Результаты аттестации в течение пяти рабочих дней после ее проведения заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110.

Аттестационный лист гражданского служащего подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

3.17. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.

3.18. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.

3.19. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

3.20. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации не позднее чем через семь дней после ее проведения.

3.21. В течение одного месяца после проведения аттестации издается организационно-распорядительный документ представителя нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

3.22. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя органа прокуратуры Российской Федерации вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

4. Проведение квалификационного экзамена

4.1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, гражданской службы.

4.2. Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

4.3. В случаях, предусмотренных и настоящего Положения, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

4.4. Квалификационный экзамен проводится по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

4.5. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией на основании организационно-распорядительного документа представителя нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации, издаваемого не позднее чем за 2 месяца до его проведения, в котором указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

4.6. Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена письменно доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

4.7. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в аттестационную комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина ().

4.8. Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) год, число и месяц рождения;

в) сведения о профессиональном образовании;

г) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

д) стаж государственной гражданской службы;

е) сведения об имеющемся классном чине гражданской службы и дате его присвоения;

ж) классный чин гражданской службы, возможность присвоения которого рассматривается;

з) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие за период с момента приема на гражданскую службу в органы прокуратуры Российской Федерации, назначения на должность, присвоения очередного классного чина;

и) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4.9. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена под расписку.

Гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.

4.10. Аттестационная комиссия при проведении квалификационного экзамена оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

4.11. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации методом оценки профессиональных качеств гражданских служащих является экзамен.

Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, связанным с проверкой знаний законодательства Российской Федерации (ответы на вопросы экзаменационных билетов) и выполнением должностных обязанностей.

Экзаменационные билеты разрабатываются Главным управлением кадров и утверждаются председателем аттестационной комиссии.

Экзамен заключается в устном ответе гражданского служащего на 2 теоретических вопроса билета, касающиеся федерального законодательства и организационно-распорядительных документов органов прокуратуры Российской Федерации, а также на дополнительные вопросы членов аттестационной комиссии.

На подготовку ответа гражданским служащим предоставляется не менее 20 минут.

В ходе экзамена не допускается использование гражданскими служащими специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации.

4.12. Аттестационная комиссия выносит решение о результате квалификационного экзамена в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

4.13. По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

4.14. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111.

Экзаменационный лист гражданского служащего подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на экзамене.

Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.

4.15. Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации не позднее чем через семь дней после его проведения для принятия решения о присвоении классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо о направлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации представления для присвоения гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

К представлению прилагаются отзыв и экзаменационный лист гражданского служащего, которые после присвоения ему классного чина возвращаются в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную или специализированную прокуратуру для дальнейшего хранения в личном деле гражданского служащего.

4.16. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

5. Порядок обжалования результатов аттестации и квалификационного экзамена

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации и квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

_______________________________________________________

(должность начальника структурного подразделения,

прокурора города или района)

__________________ ____________________ ____________________

(классный чин) (подпись) (инициалы и фамилия)

"__" _____________ 20__ г.

С отзывом ознакомлен. Информирован о праве представить в

аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с представленным

____________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

"__" _____________ 20__ г.

_____________________________

* Отзыв на федерального государственного гражданского служащего главной группы должностей гражданской службы для присвоения ему классного чина, представляемый в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, утверждается прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным или специализированным прокурором.

Обзор документа

Определен порядок проведения аттестации госслужащих органов прокуратуры и сдачи ими квалификационного экзамена.

Для реализации мероприятий создается специальная комиссия. Урегулированы вопросы ее деятельности.

Аттестация проводится 1 раз в 3 года. Возможна организация испытания во внеочередном порядке. Например, если решено произвести сокращение должностей госслужбы.

Определены основания для проведения квалификационного экзамена. Он организуется по инициативе госслужащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через 3 месяца после дня подачи письменного заявления. Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, связанным с проверкой знаний законодательства и выполнением должностных обязанностей.

Определены документы, подготавливаемые к аттестации, квалификационному экзамену.

Страница 3 из 7

§ 3. Аттестация прокурорских работников

Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеет изучение и адекватная оценка кадров органов прокуратуры. Комплексным средством выполнения этой задачи, определения соответствия работников занимаемой должности является аттестация.
Следует рассматривать аттестацию как комплексную процедуру - средство установления такого соответствия прокурорского работника занимаемой должности, а не только как документ, в котором фиксируются все юридически и фактически значимые признаки (аттестационная характеристика).
Аттестация также рассматривается и в качестве средства адаптации прокурорского работника к изменяющимся политическим, социально-экономическим, правовым и организационно-структурным условиям его деятельности.
Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону о прокуратуре порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. В Положении подчеркивается, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий.
Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Она может проводиться и досрочно при выдвижении работника на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника. Работники, имеющие надлежащие образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности (прокуроры и следователи, научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации - не менее шести месяцев, специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием - не менее одного года, специалисты со средним образованием - не менее трех лет), подлежат первичной аттестации.
До истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации подлежат первичной аттестации работники, имеющие определенный стаж и опыт работы. К ним относятся лица, перешедшие на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности, занимаемых ими в других правоохранительных органах, а также адвокатуре, нотариате, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, образовательных учреждениях высшего юридического образования, научных юридических учреждениях, правовых службах предприятий, учреждений и организаций, органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.
Аттестацию работников органов и учреждений прокуратуры проводят соответствующие аттестационные комиссии. Действуют: Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Генеральной прокуратуры РФ под председательством заместителя Генерального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров; аттестационная комиссия второго управления Генпрокуратуры РФ под председательством заместителя начальника управления; аттестационная комиссия Главной военной прокуратуры под председательством первого заместителя Главного военного прокурора; аттестационная комиссия прокуратуры субъекта Российской Федерации под председательством, как правило, первого заместителя прокурора; аттестационные комиссии научных, образовательных учреждений прокуратуры РФ под председательством заместителей (проректоров) директоров (ректоров) по научной и учебной работе.
По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ аттестационные комиссии могут создаваться в прокуратурах крупных городов с районным делением.
В состав аттестационных комиссий входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения, или лица, их замещающие. Комиссия вырабатывает для руководителя органа, учреждения прокуратуры предложения по вопросам прохождения службы. В этих целях она заслушивает объяснения и ходатайства, изучает материалы аттестации. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.
Материалы в аттестационную комиссию представляются через кадровое подразделение не позднее чем за две недели до ее заседания (аттестация, отзыв, представление, справки и другие).
В Положении об аттестации указываются требования к содержанию аттестации (документа). В ней должны быть также выводы и рекомендации: о соответствии занимаемой должности; о неполном служебном соответствии занимаемой должности; о несоответствии занимаемой должности; об освобождении от занимаемой должности и увольнении из органов, учреждений прокуратуры; об увольнении в связи с достижением прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; о зачислении в резерв на выдвижение; о назначении на вышестоящую должность; о направлении на учебу (стажировку); о присвоении первоначального классного чина; о присвоении классного чина или очередного воинского звания досрочно; о присвоении классного чина (воинского звания) выше положенного по занимаемой должности; об ином поощрении; о распространении положительного опыта работы. При наличии оснований указывается, какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому лицу. В нормативном порядке установлено, кем и на работников каких категорий подписывается аттестация. Также определено, к ведению какой аттестационной комиссии относится рассмотрение аттестаций на прокурорских работников различных категорий. Например, к ведению Высшей аттестационной комиссии Генеральной прокуратуры РФ относится рассмотрение аттестаций на советников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ; помощников по особым поручениям заместителей Генерального прокурора РФ; на начальников главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры и их заместителей; старших помощников Генерального прокурора РФ (на правах начальников управлений); первого заместителя и заместителей Главного военного прокурора; прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров и их заместителей; директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей (проректоров), кроме заместителей (проректоров) по общим вопросам.
Рассмотрение аттестации проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательно присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также обжаловавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности.
Результаты аттестации представляются руководителю не позднее чем через семь дней после ее проведения и до их утверждения носят конфиденциальный характер.
Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ определен круг должностных лиц - руководителей, к компетенции которых относится утверждение результатов аттестации (Генеральным прокурором РФ - на работников, аттестации которых рассматривались Высшей аттестационной комиссией Генеральной прокуратуры РФ, заместителем Генерального прокурора РФ - на решения других аттестационных комиссий Генпрокуратуры и т.д.). Решение аттестационной комиссии до его утверждения может быть обжаловано соответствующему руководителю органа и учреждения прокуратуры, а после утверждения - вышестоящему прокурору или в суд.
Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии. Утвержденная руководителем органа, учреждения прокуратуры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу.