Пустякам и легче переносить жизненные неприятности. Как пережить неприятности, кризисы и проблемы

Галигузова Л. Н.

С того момента, как ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше - уже на первом году жизни: малыши с любопытством разглядывают сверстников в колясках и на руках у взрослых, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, лица ровесника. Однако, в младенческом возрасте детские контакты ограничены во-первых, из-за опасения взрослых, что дети могут нанести друг другу увечье или заразить какой-либо болезнью, во-вторых, потому что свобода малышей во время прогулки ограничена стенками коляски. Но вот ребенок впервые оказался рядом с другими детьми, и сразу же у него и у взрослых возникает масса проблем. Попытаемся разобраться в них, ответим на вопросы, которые чаще всего задают психологу родители.

Ровесник: человек или игрушка?

"У моей подруги такой же маленький ребенок, как и у меня. Нашим детям чуть больше года. Иногда мы приходим друг к другу в гости, разговариваем, а дети устраиваются рядом и тоже общаются. Только вот общение это какое-то странное. То они улыбаются друг другу, а то вдруг начинают дергать за волосы, кусаться, не обращая внимания на плач. Почему так происходит? Они что, не понимают что рядом с ними живой человек? Или это жестокость?"

Мама подметила очень важную черту во взаимодействии маленьких детей. Она заключается двойственно отношени детей к ровесникам, которое продолжается примерно до полутора лет жизни. С одной стороны, как правильно заметила мама, дети адресуются друг к другу как к живым людям, таким же как они сами и взрослые: улыбаются, смеются, лепечут, протягивают игрушки. Эти действия они усваивают в общении со взрослыми и переносят на сверстника.

С другой стороны, дети этого возраста чрезвычайно любознательны и все мало знакомые объекты стремятся исследовать характерными для них практическими способами: потрогать, повертеть, поковырять, попробовать на вкус. Сверстник для малыша пока еще не только живое существо, но и интересный объект для изучения Попробуйте провести такой эксперимент: посадите рядом с годовалым ребенком сверстника и куклу. Вы можете увидеть очень интересную картину: малыш будет обращаться с другим ребенком и с куклой практически одинаково: поковыряет глаз у куклы - и попытается проделать то же самое с ровесником, похлопает куклу по голове - и повторит то же самое со своим соседом, поднимет и опустит ногу куклы - и сразу же проделает то же самое с живой игрушкой. Такое обращение со сверстником не имеет ничего общего с жестокостью, оно связано исключительно с познавательной активностью детей, которая на данном этапе часто заслоняет чисто человеческие качества сверстника, выдвигая на первый план знакомство с ним как с новым, интересным предметом. Дети ощупывают одежду, тело друг друга, дергают за волосы, пытаются попробовать на вкус пальчики ровесника. Довольно часто приходится наблюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет, наступает на туловище сидящего рядом ребенка, не обращая внимания на его протесты. В данном случае сверстник является лишь физической помехой к цели. Так, на протяжении первых полутора лет в контактах детей переплетаются человеческие и предметные отношения друг к другу, затрудняя их полноценное общение. Оно неустойчиво еще и потому, что общаться друг с другом как со взрослыми дети еще не умеют, да это и невозможно, а навыков равноправного взаимодействия у них пока нет. Они не умеют согласовывать свои действия, плохо понимают чувства и желания друг друга. Так что же делать?

Первые уроки общения.

"Если дети ничего кроме вреда не причиняют друг другу, может, нужно держать их подальше от сверстников и подождать, пока они подрастут и поумнеют?"

Психологи считают, что организовывать детские контакты можно и полезно с того момента, когда дети начинают проявлять интерес к сверстникам. Чем раньше они откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем богаче станет их жизнь, тем легче для них в будущем окажется вхождение в детский коллектив. Из сказанного выше ясно, что основная задача взрослых - помочь ребенку увидеть в ровеснике не столько интересный предмет, сколько живого человека, с которым можно общаться. Как это МОЖНО сделать?

Прежде всего нужно поддерживать Зрительные контакты детей. Это один из важных компонентов общения. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно выразить глазами: и любовь, и ненависть, и радость, и боль... "Разговор" взглядов не менее важен, чем речевое общение. Психологи заметили, что наименее популярными и среди ровесников, и среди взрослых являются дети, избегающие смотреть в глаза, опускающие или отводящие взгляд от собеседника. Привлечение внимания малыша к лицу, глазам другого ребенка, называние его по имени, ласковое поглаживание с помощью взрослого - один из способов установления личностного контакта между детьми, положительной направленности друг на друга. Для организации таких контактов не нужно особого времени. Вы можете использовать для этого прогулку. Выделите несколько минут из своего общения с соседкой и познакомьте своих детей, помогите им завязать разговор на их детском языке. Вы увидите, какой радостью озарятся их лица, как потянутся они друг к другу.

После такого знакомства можно организовать совместные игры малышей, которые, конечно же, сначала будут концентрироваться вокруг вас. Посадите детей рядом с собой, так чтобы вы оказались между ними. Закройте свое лицо руками или салфеткой. Вы, конечно, догадались: я предлагаю вам поиграть с детьми в прятки. После того, как вы поиграете с каждым малышом на виду у другого, организуйте эту же игру между ними. Здесь потребуется ваше вмешательство, так как дети сами не смогут этого сделать. Организуйте игру по кругу, принимая в ней активное участие в качестве равноправного партнера, иначе интерес детей к игре может угаснуть. Точно так же можно затеять игру в "сороку-ворону", в "ладушки", "догонялки" и другие игры-забавы. Не пожалейте на это время, и вы увидите, какое совершенно особое удовольствие испытывают малыши от игры с ровесниками.

Посмотри, какой Я!

"К нам в гости часто приходят друзья с такими же маленькими детьми, как и наш ребенок. Мы не раз замечали, что они любят вместе прыгать, бегать, кувыркаться и так заразительно веселятся, что их с трудом удается успокоить. Не вредно ли такое переутомление для нервной системы ребенка? Может быть лучше избегать такого общения?"

Поведение детей, описанное в этом письме, характерно для второй половины раннего возраста и продолжается как минимум до 3-х лет. В этот период происходит заметный перелом в отношениях малышей. Идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, бурно вырастает инициатива в контактах, в которых дети стремятся привлечь к себе внимание друг друга. Одновременно обостряется и чувствительность малышей к отношению других детей: их обращения становятся более деликатными, внимательными. Из интересной игрушки сверстник все больше превращается в партнера по общению. К концу второго года жизни можно уже говорить о полноценном общении ровесников. Правда, характер этого общения совсем не похож на то, что происходит между ребенком и взрослыми. Основное содержание детских контактов в этом возрасте можно назвать эмоционально-окрашенной игрой. Она основывается на стремлении продемонстрировать себя другому ребенку самым непосредственным образом: дети весело прыгают друг перед другом, падают, визжат и совершают целый ряд подобных им действий, казалось бы, не связанных друг с другом. Однако при этом сейчас взрослый начнет с ним играть. Опыта такого рода общения со свер тниками у маленьких детей еще нет. Координировать свои действия с действиями другого ребенка они не умеют, а по опыту знают, что отдав игрушку сверстнику, назад ее не получат.

Такое поведение не следует рассматривать как прявление жадности. Игрушки, принадлежащие ребенку - это часть его личного пространства, такая же как его кроватка, тарелка, одежда обладание ими дает ему чувство уверенности, безопасности, надежности, постоянства окружения.

Все родители хотят, чтобы их дети умели ладить с людьми. "Хорошие мальчики и девочки делятся друг с другом",- говорят они малышам. Если они не слушаются, взрослые расстраиваются или даже наказывают их. Однако, как правило, это средство оказывается негодным. Насилие никогда не доводит до добра. Разделение игрушек должно стать собственным желанием ребенка. Оно возникает не сразу и требует терпения и усилий со стороны взрослого.

Для того, чтобы уменьшить вероятность конфликтов, дети должны иметь достаточное количество игрушек. Лучше всего, если некоторые из них имеются в нескольких экземплярах, например, две лопатки, две машинки, два ведерка. Малыши очень любят подражать действиям сверстников с т предметами, которые ВИДЯТ в ИХ руках, поэтому они и стремятся завладеть ими во что бы то ни стало. Если у детей есть несколько одинаковых игрушек, это облегчит обмен и поможет без лишних ссор играть рядом. Вы можете предложить им поменяться игрушками, покатать друг к другу машинки или мячики. Покажите, как это можно сделать и сами поиграйте вместе с ними, координируя их действия. Если конфликт все же возник, постарайтесь спокойно, без излишних порицаний отвлечь детей.

Как помочь обиженному?

"Мою дочку все время тянет туда, где играют старшие дети. Они сильнее ее и часто отбирают игрушки, а она совсем не умеет постоять за себя, все отдает. Мне больно смотреть на это, я боюсь, что ее всю жизнь будут обижать. Как помочь моей девочке?"

Этот вопрос иногда звучит прямо противоположным образом: родители жалуются, что их дети растут агрессивными, обижают сверстников. Чем это объясняется и как следует вести себя взрослым в подобных ситуациях?

Занятие 20 С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА?

11.11.2011 11549 1447

Цель занятия: расширять представления о дружбе, друзьях; развивать умение оценивать свои поступки и поступки других; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим людям.

Методы: беседа, игра, упражнение, объяснение.

Ресурсы: альбом, хрестоматия, мяч, кегли, кубики (прямо­угольники, квадратики).

Круг радости «Доверяем друг другу»

Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впе­ реди стоящих и идут по кругу с закрытыми глазами. Дружно все идем по кругу, И надеемся на друга.

Плечо другу подставляйте И друг другу доверяйте!

Побеседуем

-В одном детском саду Оля подошла к Майе и сказала: «Да­ вай с тобой дружить!»

Майя спросила: «Оля, а почему ты хочешь дружить со мной?»

-Как вы думаете, что ответила Оля?

Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба? (Рассуждения детей).

Блиц- игра «Да и нет»

Воспитатель бросает ребенку мяч со словами: Дружба начинается, если улыбнешься кому-то? Дружба начинается, если защищаешь кого-то? Дружба начинается, если рвешь яблоки из чужого сада с кем-то? Дружба начинается, если делишься игрушками с кем-то? Дружба начинается, если подставишь подножку кому-то? Дружба начинается, если помогаешь отремонтировать ма­шинку?

Дружба начинается, если плюешься жвачкой?

Дружба начинается, если толкаешься?

Дружба начинается, если дерешься?

Дружба начинается, если обзываешься?

Дружба начинается, если говоришь вежливые слова?

И т. д.

Упражнение «Паровозик»

Дети делятся на «вагончики» и «паровозики» по следующему принципу.

В шкатулке или мешочке у воспитателя равное количество прямоугольников - «паровозиков» и такое же количество квад­ ратиков - «вагончиков». Детям предлагается взять по одной фигуре и разделиться на «паровозики» - вагончики» в зависимо­ сти от доставшейся фигуры. Причем «паровозик» становится позади «вагончика» и кладет руки ему на талию.

«Вагончик» чувствует поддержку друга. Главное условие - тот ребенок («вагончик»), который стоит впереди, закрывает глаза. А ребенок, который стоит позади («паровозик»), управ­ляя первым, движется к цели. Ребенок, выполняющий роль «па­ ровозика», направляет «вагончик» движением руки на талии, подбадривает товарища словами.

Целью может быть место, обозначенное кубиком или дру­ гим предметом, а стартом - место, напротив, на расстоянии 4-5 метров.

На пути следования можно поставить препятствие (сту­ лья, кегли и т.д.).

Маршрут следования можно обозначить цветной нитью. Играют все дети, а затем меняются. Тот, кто был «вагончи­ком», становится «паровозом» и наоборот.

- Что вы чувствовали, когда были «паровозиками»?
Что чувствовали «вагончики»?

Хотелось вам - «вагончикам» - открыть глаза? Доверяли вы своему товарищу? Как вы думаете, что такое доверие? (Рассуждения детей).

Побеседуем

-Сережа обещал воспитательнице принести в детский сад интересную книгу, чтобы почитать ее всем ребятам, но забыл
про свое обещание. Утром он пришел в группу, подошел к сво­ ему другу Алику и сказал: «Если Галина Ивановна будет спра шивать, принес ли я книжку, я ей скажу, что я дал ее тебе по­смотреть, а ты забыл книгу дома. Если ты так не сделаешь -
значит, ты мне не друг».

- Согласился ли Алик поддержать своего друга?
(Рассуждения детей).

- Можете вы назвать себя хорошим другом? Почему?
(Рассуждения детей).

Обобщаем

-Очень важно для каждого человека иметь друзей и уметь Дружить. Еще важнее научиться дорожить дружбой и быть хо рошим другом.

Круг «От сердца к сердцу»

Воспитатель предлагает детям встать парами по кругу лицом друг к другу. Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний круг остается на месте. При этом пары меняются, и дети в каждой паре произносят, соединив ладони,: «Ты и я, мы - друзья!».

Домашнее задание

Раскрась картинку, на которой нарисованы друзья.

Дополнительный материал к занятию Елена Шаповалова «Где мои друзья?»

Я готов дружить и в школе

За подсказку даже с Олей.

Если даст списать Оксана,

Обижать её не стану.

И, конечно, дам я сдачу

Если кто обидит Сашу,

И за это он легко,

Мне подарит эскимо.

Я хочу дружить со всеми

Только отвернулся Женя,

Паша, Саша и Володя

Без меня играют тоже.

Убегает от меня

Даже младшая сестра.

И обходят стороной

Все девчонки до одной.

Объясните почему

Я один сижу в углу?

Ведь дружить же я хочу.

Николай Варавин «О дружбе»

Бобик шел к Полкану в гости, Нес в подарок ему кости

У Полкана день рожденья,

Будет славным угощенье.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

?
для детей старшей группы

Характеристика проекта:

тип: исследовательский проект

по количеству участников проекта : парный

по продолжительности проекта : краткосрочный (1 занятие)

характер контактов : среди детей одной группы

предметно-содержательная область : ребенок и социальный мир

Проблема : что надо делать, чтобы дружить?

Цель : выяснить с чего начинается дружба.

Задачи:

Выявить способы поведения для поддержания дружеских взаимоотношений.

Развивать умение высказываться и слушать высказывания собеседника.

Предполагаемый результат:

рисование знаков, дружбы и общения;

выставка детских работ «подарок другу».

Презентация проекта: сочинение писем принцессе Карамельке.

Описание этапов проекта.

Воспитатель: Вчера я получила СМС от принцессы Карамельки из страны Карамелии. Послушай его:

«Карамельная страна вас приветствует, друзья!
Знаки дружбы покажите и в рисунках их пришлите.
Если любите сюрпризы, позабудьте про капризы
Вам на память сладкий приз – это будет мой сюрприз»

Сюрприз ждет тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть веселым и дружелюбным. Хотите, чтобы с вами подружилась принцесса Карамелька? Хотите получить сладкий приз из страны Карамели? Тогда давайте вспомним правила дружбы, узнаем новые и отправим Карамельке знаки дружбы и общения.

2. Осуществление проекта.

Воспитатель: Какие правила, мы уже знаем? (ответы детей)

Проводится игра «Да-да-да – нет-нет-нет»:

Воспитатель: Ребята, Вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим . Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Да-да-да!» или «Нет-нет-нет!» Попробуем?

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Друга стоит обижать (Нет-нет-нет)
Ну а споры разрешать? (Да-да да) Молодцы!

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка»

Воспитатель: С чего начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Тогда улыбнитесь друг другу.

Беседа – провокация:

Воспитатель: Встречаются ли вам ребята, с которыми иногда трудно общаться и дружить? Почему? Как вы думаете? (ответы детей ) Важно ли для дружбы и общения уметь действовать вместе, играть по правилам. Уметь договариваться? Давайте это проверим.

Проводится игра «Карандашик» (на столе один карандаш и два листа бумаги на двоих ):

Воспитатель: Нарисуйте любой предмет, который увидите в группе, но сосед не должен знать ваших намерений (звучит музыка, дети рисуют, проверка результатов).

Воспитатель: Что получилось? Легко ли было рисовать не договариваясь? (высказывания детей )

А теперь нарисуйте на новом листе бумаги любой предмет, какой – договоритесь с соседом (дети рисуют под музыку ).

Воспитатель: Какое правило дружбы и общения дает нам этот опыт?

Дети: Умение договариваться.

Воспитатель: Наверное, ваши ручки устали крепко держать карандаш? Давайте встанем и поиграем.

Проводится игра «Ладошки»:

Воспитатель: Ребята, как ладошки помогают нам дружить и общаться?

Дети: Мы можем приветствовать друг друга (покажите ), прощаться (кивают рукой ), показать, что у нас все хорошо (поднимают палец вверх ), наоборот плохо (машут рукой ).

Воспитатель: Верно, а ещё ладошки помогают нам играть с друзьями, быть радостными и нескучными.

Аутотренинг «Игра с другом»

Воспитатель: Нужно повернуться друг к другу лицом и повторить за мной.

Вот у нас игра, какая: хлоп ладошка, хлоп другая,


Правой правую ладошку мы похлопаем немножко,
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом, левой правую
Вверх ладошки – хлоп-хлоп-хлоп, по коленкам – шлеп-шлеп-шлеп.
По бокам себя пришлепай, по плечам теперь похлопай.
Можешь хлопнуть за спиной, а теперь перед собой.

(Дети повторяют движения за воспитателем )

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам сейчас было весело? Как вы думаете, а со скучным ребенком приятно дружить? Итак, какое важное правило дружбы и общения вы узнали?

Дети: Не быть скучным!

Ситуативная игра с элементами театрализации «Заяц и еж на качелях»,

Беседа с постановкой проблемных задач:

Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают эти ссоры? (ответы детей )

Итак, самая частая причина ссор – когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и тоже.

Представьте, что вы два друга. Ежик и Зайчик. Каждый из которых хочет покачаться на качелях. Как помочь им не поссориться?

Дети одевают шапочки-маски зверей. Роль качелей выполняет стул. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения:

В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга: Зайчик и Ежик.


Заяц: «Я первый!», а Ежик: «Нет, Я!», не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит, ты, Еж, мне как товарищ, совсем не хорош!»

Обсуждение проблемы, поиск её решения:

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком?

Дети: Ежик не уступил ему качели.

Воспитатель: Как вы считает, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Заяц и Ежик договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга: Зайчик и Ежик.


Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул, заяц качели к себе потянул,
«Я уступлю, покачаю тебя, мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

Воспитатель: Итак, что надо делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уметь уступать.

3. Переход к самостоятельным творческим работам.