В чем заключается социальный контроль. Социальный контроль: виды и функции

Подразделяется на два вида:

  • самоконтроль — применение санкций, совершаемое самим человеком, направленное на себя;
  • внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Внешний контроль бывает:

  • неформальный — основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции либо средства массовой информации;
  • формальный — основан на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации.

В современном обществе, в сложном социуме, в многомиллионной стране невозможно поддерживать порядок и стабильность неформальными методами, так как неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому он называется локальным. Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Его осуществляют агенты формального контроля — специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций лица, носители социальных статусов и ролей — судьи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, служители церкви и т.д. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. Например, в традиционной сельской общине писаных норм не существовало; в единую систему социального контроля органично вплеталась церковь.

В современном обществе основой социального контроля выступают зафиксированные в документах нормы — инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство — посредством системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — через милицию, секретную службу, государственные каналы телевидения, органы печати и радио.

В зависимости от применяемых санкций методы контроля бывают:

  • прямые жесткие; инструмент — политические репрессии;
  • косвенные жесткие; инструмент — экономические санкции международного сообщества;
  • прямые мягкие; инструмент — действие конституции и уголовного кодекса;
  • косвенные мягкие; инструмент — средства массовой информации.

В организациях осуществляется контроль:

  • общий (если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения);
  • детальный (если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет и т.п.); такой контроль еще называют надзором.

Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне.

На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство — полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Организация и общество в целом могут быть перегружены огромным количеством норм. В таких случаях население отказывается выполнять нормы, а власти не способны проконтролировать каждую мелочь. Однако давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем больше их издается. От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, можно считать, что норма мертва.

Люди обязательно не будут соблюдать нормы или обойдут закон:

  • если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;
  • если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.

Взаимовыгодные приказы, законы, постановления и вообще социальные нормы удобны тем, что исполняются добровольно и не требуют содержания дополнительного штата контролеров.

Каждая норма должна покрываться соответствующим числом санкций и агентов контроля.

Ответственность перед исполнением закона возникает у граждан при условии, если они:

  • равны перед законом, несмотря на статусные различия;
  • заинтересованы в действии данного закона.

Американский социолог австрийского происхождения П. Бергер предложил концепцию социального контроля, суть которой сводится к следующему (рис. 1). Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг — новая система контроля.

Круг 1 — внешний - политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Помимо нашей воли государство:

  • взимает налоги;
  • призывает на военную службу;
  • заставляет повиноваться своим правилам и установкам;
  • если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

Круг 2 — мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все:

  • полиция нравов — может посадить за решетку;
  • родители, родственники — употребляют неформальные санкции типа осуждения;
  • друзья — не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.

Круг 3 — профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность — потерей шансов найти новое место.

Рис. 1. Иллюстрация к концепции П. Бергера

Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность решают, что индивиду можно, а что нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.

Круг 4 — социальная среда , а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).

Круг 5 — ближайший к индивиду - частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Ядром частной жизни являются интимные отношения мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя.

Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем — от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа).

Общество всей своей громадой подавляет индивида.

Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит, и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие действиям, несовместимым со стандартами поведения, которые ведут к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99 % опрошенных признались, что хотя бы раз в жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего-то и общественными нормами и ценностями.

Роль механизма социального контроля — своеобразного «отвод но го клапана» — играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить контроль над ней со стороны старших и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Однако у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию.

Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды — для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия. Изолированные оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для преступников, содержащихся в тюрьмах. Еще один механизм социального контроля - обособление девианта от социальной среды ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, возможна реабилитация девиантов, когда для них создают искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т. п. Для заключенных такие обстоятельства складываются в условном освобождении, расконвоировании и т. п.

Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби, в виде: (а) вознаграждения (одобрение, повышение в должности и т. п.); (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т. п.); (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения); (г) переоценки культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способности к самооценке).

Формальный контроль осуществляется государственным аппаратом, который обеспечивает принуждение к соблюдению стандартов поведения и мотивацию такого соблюдения стандартов. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, подобный контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах. Он часто остается нелегитимным, порождая разные виды девиант- ной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или даже восстания. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии) — там главной ценностью считалось повиновение власти, а любое выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось.

В экономических и экономико-политических странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения дополняется контролем над полномочиями чиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного поведения. Идея свободы давно уже стала ценностью западных обществ, породившей инициативу, которая нарушает традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: в их числе правовое государство и представительное правительство, независимость судов и трибуналов, судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий государства, свобода слова и прессы, отделение церкви от государства.

Функции системы социального контроля

Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида:

1. внутренний контроль, или самоконтроль . когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;

2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.

Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).

Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют личность в социальное окружение;
  • служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
  • контролируют отклоняющееся поведение. Принято выделять два вида социальных норм:

1. Формальные, на основе права:

  • формально определены;
  • закреплены в нормативных актах;
  • подтверждены принудительной силой государства.

2. Неформальные у на основе морали:

  • не закреплены официально;
  • поддерживаются общественным мнением.

Сущность социальных норм заключается в следующем:

  • они позволяют личности вступать во взаимоотношения с другими людьми;
  • выполнение норм строго контролируется сложным механизмом, который соединяет усилия контроля и самоконтроля посредством системы санкций и поощрений.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции , которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида:

  • неформальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны неформального окружения, т.е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т.д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т.п.);
  • формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т.п.);
  • неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.);
  • формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.).

Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:

  • через социализацию. Суть его состоит в том, что социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе;
  • через групповое давление. Каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен при этом разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом. В противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, применяемые в широком диапазоне, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием изданной первичной группы;
  • через принуждение. В ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все.

Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты.

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Чаще всего основанием для деления социального контроля на различные виды является субъективность его осуществления. Субъектами здесь являются работники, администрация, общественные организации трудовых коллективов.

В зависимости от субъекта обычно различают следующие виды социального контроля:

1. Административный контроль. Осуществляют представители администрации предприятия, руководители различных уровней в соответствии с нормативными документами. Этот вид контроля называется также внешним, поскольку его субъект не включен в непосредственно контролируемую систему отношений и деятельности, находится вне этой системы. В организации подобное возможно благодаря управленческим отношениям, поэтому здесь внешним является контроль, осуществляемый администрацией.

Преимущества административного контроля обусловлены прежде всего тем, что он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, от контрольных функций, с другой -- способствует осуществлению этих функций на профессиональном уровне.

Недостатки административного контроля проявляются в том, что он не всегда может быть всеохватывающим и оперативным; вполне вероятна и его необъективность.

2. Общественный контроль. Осуществляется общественными организациями в рамках, предусмотренных уставами или положениями об их статусе. Эффективность общественного контроля обусловлена организованностью, структурированностью и сплоченностью соответствующих общественных организаций.

3. Групповой контроль. Это взаимный контроль членов коллектива. Различают групповой контроль формальный (рабочие собрания и конференции, производственные совещания) и неформальный (общее мнение в коллективе, коллективные настроения).

Взаимный контроль возникает тогда, когда носителями социально-контрольных функций оказываются субъекты организационно-трудовых отношений, имеющие одинаковый статус. Среди преимуществ взаимного контроля отмечают прежде всего простоту механизма надзора, поскольку нормальное или отклоняющееся поведение наблюдается непосредственно. Это не только обеспечивает относительно постоянный характер контрольных функций, но и снижает вероятность ошибок при нормативной оценке, связанных с искажением фактов в процессе получения информации.

Вместе с тем взаимный контроль также имеет недостатки. Прежде всего это субъективизм: если отношениям между людьми свойственны конкуренция, соперничество, то они, естественно, предрасположены несправедливо приписывать друг другу какие-то нарушения дисциплины, предубежденно оценивать организационно-трудовое поведение друг друга.

4. Самоконтроль. Представляет собой осознанное регулирование собственного трудового поведения на основе самооценок и оценок на соответствие существующим требованиям и нормам. Как видим, самоконтроль -- это специфический способ поведения субъекта организационно-трудовых отношений, при котором он самостоятельно (независимо от фактора внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам.

Основное преимущество самоконтроля -- ограничение необходимости специальной контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, самоконтроль позволяет работнику ощутить свободу, самостоятельность, личную значимость.

Самоконтроль имеет два основных недостатка: каждый субъект в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, более либерален к себе, нежели к другим; самоконтроль в значительной мере случаен, т. е. плохо предсказуем и управляем, зависит от состояния субъекта как личности, проявляется только при таких его качествах, как сознательность и моральность.

В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).

В зависимости от характера осуществления социального контроля, выделяют следующие его типы.

1. Сплошной и избирательный. Сплошной социальный контроль носит непрекращающийся характер, надзору и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений, все индивиды, входящие в организацию. При избирательном контроле его функции относительно ограничены, они распространяются только на самые значимые, заранее определенные, стороны трудового процесса.

3. Открытый и скрытый. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется состоянием осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях объекта контроля. Скрытый контроль осуществляется при помощи технических средств, либо через посредников.

Социальный контроль - это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их.

Основные средства социального контроля заключаются в следующем:

1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

2. Воспитание - процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.

4. Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.

Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются:

1. Изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму).

2. Обособление - ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу).

3. Реабилитация, т.е. подготовка девиантов к нормальной жизни (например, в группах анонимных алкоголиков).

Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

Социальный контроль, при всем разнообразии средств, методов и видов, призван руководствоваться в демократическом обществе несколькими основополагающими принципами.

Во-первых, реализация функционирующих в обществе правовых и иных норм должна стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредные, а тем более социально опасные поступки.

Во-вторых, санкции должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывая ни в коем случае пути к социальной реабилитации индивида.

В-третьих, какая бы санкция ни применялась по отношению к девианту, она ни в коем случае не должна унижать достоинство личности, следует соединять принуждение с убеждением, воспитывать у индивидов, допустивших отклоняющееся поведение, позитивное отношение к закону, к нравственным нормам общества.


Таким образом, социальный контроль - это специфическая деятельность, направленная на поддержание поведения индивида, группы или общества в соответствии с принятыми нормами посредством социального воздействия.

Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации жизнедеятельности общества, в частности производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).

Конкретными функциями социального контроля в сфере труда являются:

Стабилизация и развитие производства (поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности и т.д.);

Экономическая рациональность и ответственность (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и оптимизацией затрат труда);

Морально-правовое регулирование (организационно-трудовая дисциплина - соблюдение морали и права во взаимоотношениях субъектов трудовой деятельности);

Физическая защита человека (соблюдение техники безопасности, нормативов рабочего времени и т.д.);

Моральная и психологическая защита работника и др.

Таким образом, в сфере труда социальный контроль преследует как собственно производственно-экономические, так и социально-гуманитарные цели.

Социальный контроль обладает сложной структурой, которую составляют три взаимосвязанных процесса: наблюдение поведения, оценка поведения с точки зрения социальных норм, реакция на поведение в форме санкций.

Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях. В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (льготы, поощрения, взыскания) и моральный (демонстрация уважения, презрения, симпатий). В зависимости от контролируемого субъекта могут быть выделены различные виды социального контроля - внешний, взаимный и самоконтроль.

При внешнем контроле его субъект находится вне контролируемой системы отношений и деятельности: это контроль, осуществляемый администрацией в трудовой организации.

Административный контроль обладает рядом преимуществ. Прежде всего он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает от контрольных функций персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, с другой - способствует осуществлению контрольных функций на профессиональном уровне.

Административный контроль имеет свою специфическую мотивацию, отражающую особенности отношения именно администрации к вопросам дисциплины в сфере труда. Он основывается как на материальном, так и на моральном интересе, свойственном управляющим.

Во-первых, организационно-трудовой порядок рассматривается как обязательное условие социально-экономического существования и благополучия организации. В случае распада или банкротства трудовой организации рядовой наемный работник лишается всего лишь рабочего места, управленческий же слой, собственники теряют при этом свой капитал, авторитет, престижное занятие и социальное положение.

Во-вторых, каждый руководитель как представитель института администрации морально ответствен за персонал, требует от подчиненных соблюдения установленных норм в их же собственных интересах, проявляя при этом своеобразное патерналистское отношение к людям.

В-третьих, моральный интерес со стороны администрации к организационно-трудовой дисциплине заключается в том, что само конструирование порядка является творческой стороной управленческого труда, усиливающей его привлекательность.

В-четвертых, любой контроль - это способ поддержания власти, подчинения: ослабляется контроль, - ослабевает и влияние на людей.

Взаимный контроль возникает в ситуации, при которой носителями социально-контрольных функций оказываются сами субъекты организационно-трудовых отношений, обладающие одинаковым статусом. Тем самым либо дополняется, либо замещается административный контроль. Контролировать друг друга с точки зрения дисциплины в сфере труда способны не только отдельные индивиды (данный опыт довольно широко распространен на Западе), но и целые группы, если они достаточно сплочены на основе материального и морального интереса. Существуют различные формы взаимного контроля - коллегиальный, групповой, общественный.

Самоконтроль - это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно (без внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам. Основное преимущество самоконтроля - сокращение контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, он дает работнику чувство свободы, самостоятельности, личной значимости. В некоторых случаях самоконтроль более компетентен.

Недостатками самоконтроля являются в основном два обстоятельства: каждый работник в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, проявлять либеральность в отношении себя; кроме того, самоконтроль плохо предсказуем и управляем, зависим от субъекта, проявляется только при таких его личностных качествах, как сознательность, нравственность, порядочность и т.д.

В рамках классификации социального контроля можно выделить не только его виды, но и типы. Последние различают социальный контроль с точки зрения не субъектов, а характера его осуществления.

1. Сплошной и избирательный. Социальный контроль может быть неодинаков в таких важных характеристиках, как интенсивность, объект, содержание поведения. При сплошном социальном контроле постоянному наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений и деятельности; объектом внимания в равной степени оказываются все индивиды и микрогруппы, составляющие трудовую организацию.

При избирательном контроле его функции относительно ограничены, распространяются только на самое главное. Например, наблюдаются и оцениваются только конечные результаты, самые ответственные задачи и функции или периоды их осуществления, самые «больные точки» в дисциплине согласно статистике предприятия, только определенная (вызывающая сомнение) часть персонала и т.д. Выбор типа социального контроля определяется многими факторами: индивидуальными особенностями субъекта контроля, модой, традициями в стиле управления, качеством и состоянием персонала, объективной спецификой контролируемого поведения (например, спецификой труда и его организации).

На степень и масштаб социального контроля оказывают влияние фактическая статистика организационно-трудовых нарушений, а также оценка их вероятности. Если серьезные нарушения не отмечаются достаточно длительное время, это способствует либерализации контроля, его избирательности; если же на относительно нормальном фоне вдруг происходят нарушения, то контрольные функции вновь пробуждаются, принимая «на всякий случай» сплошной характер.

Понятие «содержательный» отражает глубину, серьезность, действенность контроля, а понятие «формальный» - его поверхностность, видимость, непринципиальность. В случае формального контроля наблюдению и оценке подвергается не качество организационно-трудовых отношений и деятельности (их смысл), а внешние признаки, способные создавать эффект правдоподобности, нормальности. Наиболее явные признаки формального контроля в трудовой организации: пребывание на рабочем месте, а не действительное участие в процессе работы; внешняя активность, а не действительные результаты; исполнительность, а не качество исполнения.

Формальный контроль стимулирует так называемое имитативное (в жизни довольно распространенное) поведение, когда человек как работник и экономический деятель не соблюдает требований дисциплины, а имитирует такое соблюдение; определенными действиями он лишь воспроизводит внешние признаки отношений и деятельности в той мере, в какой это удовлетворяет окружающих и его самого. При достаточном анализе проблемы оказывается, что в организационно-трудовой сфере потенциально велики возможности имитации активности, добросовестности, принципиальности, исполнительности, обдуманности и других составляющих дисциплины.

3. Открытый и скрытый. Несмотря на кажущуюся простоту и конкретность, эти типы отражают достаточно сложные явления в организационно-трудовой сфере. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется степенью осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях тех, кто оказывается объектом этих функций. Скрытый контроль в трудовых организациях обеспечивается наблюдением с помощью технических средств, неожиданного появления формальных или неформальных контролеров, сбора информации через посредников.

Важный аспект социального контроля - определенность требований и санкций. Наличие такой определенности предотвращает неожиданность социального контроля, что способствует его открытому характеру.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что правилами поведения, регулирующими взаимодействие работников, выступают социальные нормы - совокупность ожиданий и требований трудовой организации к своим членам относительно трудового поведения, - регулирующие их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. В нормах, как правило, фиксируются типичные, обязательные и допустимые варианты трудового поведения. Социальные нормы выполняют две функции: предписывающую, когда они задают должное поведение, выступают мерой допустимых его вариантов, и оценочную, когда они являются эталоном, с которым сравнивается действительное поведение.

Действие социального контроля сводится главным образом к применению санкций. Санкция -предохранительная мера, применяемая к нарушителю социальных ограничений и имеющая для него определенные неблагоприятные последствия. Санкции бывают формальные — применяемые администрацией в соответствии с установленными критериями и законодательством, и неформальные -спонтанная реакция членов трудовой организации (коллективное осуждение, отказ от контактов и т.д.). Санкции и поощрения, противодействуя нежелательным поведенческим актам и побуждая работников к соответствующему трудовому поведению, способствуют формированию у них сознания необходимости соблюдения определенных норм и предписаний.