За что учителей отправляли в «резиновые комнаты». Но этот опыт был задуман как пытка

В этой книге представлена методика избавления от нежелательных привычек с помощью повторения коротких ключевых фраз, напоминающих вам о ваших целях и решениях. Короткие фразы из этой книги работают, потому что они побеждают автоматическую систему и помогают вам сознательно понимать то, что вы сейчас делаете, они также служат вам коротким напоминаем о то, что вы хотите сделать в данный момент. Вы начинаете с одной фразы, повторяете ее до тех пор, пока она не «въедается» в вас настолько, что повторения становятся уже не нужны, затем беретесь за следующее изречение. С помощью этой методики вы сможете отказаться от «автопилота» и внедрять в свою жизнь сознательные изменения.

На русском языке публикуется впервые.

Книга:

Если вы что-то делаете, то что-то происходит. Если вы ничего не делаете, то ничего и не происходит

Иван пришел ко мне, когда оказался на серьезном жизненном перепутье. Он довольно быстро поднимался по должностной лестнице, и, глядя на него, все считали, что он сделал замечательную карьеру. Но была одна проблема: Ивану не нравилось то, чем он занимался. И еще: он был одинок. Пожертвовав личной жизнью ради работы, теперь, в сорок лет, он понял, что достигнутое благополучие не имеет для него особого смысла. В то же время он боялся перемен. Рискнуть привычным ради новой работы, нового человека? А что если это не оправдается? Может, лучше поостеречься? А вдруг он, бросив нынешнюю престижную должность, так никогда и не найдет дела своей жизни? Или так и не встретит настоящей любви?

Беседуя с Иваном, я произнесла фразу, которую вычитала в каком-то романе: «Если вы что-то делаете, то что-то и происходит. Если вы ничего не делаете, то ничего и не происходит». Ему очень понравилось. «Если бы вы сейчас захотели предпринять нечто серьезное, то что бы сделали?» – спросила я. «Взял бы отпуск на год и уехал в Таиланд, – ответил Иван. – Я слышал о программах, по которым отправляют волонтеров в разные страны для работы в сельских школах. Меня такая идея очень бы заинтересовала».

И Иван решился-таки на риск – не в последнюю очередь под влиянием этого девиза. В далекой азиатской стране он встретил американскую девушку, которая приехала туда по той же волонтерской программе. Сейчас они живут в счастливом браке.

Это перевод статьи Оливера Эмбертона (Oliver Emberton) «If you’re not pissing someone off, you probably aren’t doing anything important». Оригинал можно найти .

Невероятно, но ваши значимые действия склонны раздражать окружающих

Боретесь с лишним весом? - «Нужно принять и любить своё тело таким, какое оно есть!»
Спасаете детей в Африке? - «Свою страну спасать нужно!»
Нашли лекарство от рака? - «А где ты раньше был?»

Что бы вы ни делали, вы обязательно кого-нибудь разозлите, а это порой не так уж плохо. Позвольте я покажу, как полезно иногда быть козлом.

Правило №1: есть более важные дела, чем чьи-то чувства

Одна из причин, по которым успешных людей нередко считают козлами, заключается в следующем: они знают, что на этом свете есть вещи, гораздо более важные, чем мнение окружающих .

Это неприятная истина. Нас воспитывали быть любезными, и неспроста. Когда вы любезны, вы в безопасности. Эта стратегия прекрасна для сохранения status quo. Учтивые люди знают, чем могут вызвать у окружающих негодование и потому избегают этого.

Это заведомый проигрыш, если вы намерены достичь чего-либо значительного.

Если вашей целью является вести за собой других, что-то создавать или улучшать мир, то капитуляция перед чужими эмоциональными переживаниями парализует и уничтожит вас. Лидеры, которые не могут принимать жёстких решений, неспособны вести за собой. Артист, не оскорбивший ничьи чувства, так же никого не восхитит.

Стоит оговориться, что сама по себе стратегия мудака не сделает вас успешным. Но нежелание время от времени быть мудаком - безоговорочный путь к провалу.

Правило №2: злость - побочный эффект воздействия

Чем больше ваш круг воздействия на людей, тем меньше людей вас поймут:

Представьте разговор лицом к лицу и его мотивы:

По мере распространения простое сообщение истолковывается по-разному:

И абсолютно искажается:

Это происходит, когда люди читают одни и те же слова с экрана. Мы просто делаем это у себя в голове.

Единственное, чего не хватает - побольше людей. Если вы каким-либо образом влияете на большое количество людей, кто-нибудь обязательно истолкует вас превратно и подростки будут писать гневные твиты.

Вы можете это избежать, не делая ничего значительного. Если вашим важнейшим решением в жизни является смена обоев рабочего стола - не вопрос. Но если вы хотите написать бестселлер или покончить с бедностью, или изменить мир в том или ином смысле, будьте готовы мириться с неожиданно раздражёнными людьми.

Правило №3: если кто-то оскорблён, это ещё не значит, что он прав

Вспомните, как вас что-то не так давно разозлило - например, подрезали в пробке. Насколько разумны вы были в момент злости?

Гнев является эмоциональной реакцией и неописуемо безмозглой. Он практически всегда несоизмерим с раздражителем, да и не всегда оправдан. Это скоротечный импульс, как мысли о том, что прохожий симпатичен, или один цвет интереснее другого.

И как нередко бывает с другими импульсами, гнев провоцируется отождествлением. Кто-то ненавидит Apple, другие не могут терпеть Google. Кто-то в левом крыле, кто-то в правом. Скажите доброе слово об одной группе и вы разожжёте ярость других групп, прежде чем они успеют задуматься. Прискорбно, но большинство людей мыслят именно так, если не приложат серьёзных усилий.

Что ведёт нас к очень важному заключению: отвечать на чужой гнев значит снисходить до самой тупой части их существа .

Будьте козлом и не обращайте внимание на этих, эм, козлов.

Единственный способ никого не приводить в бешенство - не делать ничего важного. Что ставит вас перед выбором, хотите вы того или нет: какую чашу весов предпочтёте вы?

Большинство из нас боятся расстроить других людей. Когда мы кого-то расстраиваем, нас тянет оправдаться. Мы хотим переубедить своих критиков. Мы добиваемся всеобщего одобрения. И всего одна критика среди сотни комплиментов жжётся в нашем мозгу подобно сигарете.

На самом деле, это добрый знак. Это значит, вы не такой уж козёл. Только не забывайте им быть, когда потребуется.

ФОТО Getty Images

Что бы вы ни делали, ваши действия обязательно будут кого-то раздражать.

Худеете? «Нет бы радоваться своему телу!»

Спасаете детей в Африке? «Спасал бы лучше свою страну!»

Боретесь с раком? «Почему так долго?!»

Но негативная реакция – далеко не всегда признак чего-то плохого. Давайте посмотрим, что же хорошего в том, чтобы время от времени становиться «мерзавцем», вызывающим раздражение.

Правило 1: Существуют вещи поважнее, чем чувства других людей

Успешные люди иногда могут вести себя как мерзавцы. Одна из причин, по которой они так делают, – они знают, что в мире существуют более важные вещи, чем чувства других людей.

И это горькая правда. Нас с детства учат быть любезными, потому что по объективным причинам это безопасно. Любезный человек избегает действий, которые могли бы расстроить других.

Подобная учтивость губительна для важных достижений.

Если ваша цель в жизни – руководить, творить или делать мир лучше, не стоит слишком переживать из-за того, что заденете чужие чувства: это будет вас только сковывать и в итоге погубит. Лидеры, которые не могут принимать жестких решений, не могут вести за собой. Художник, который боится вызвать чье-то раздражение, никогда не вызовет ни у кого восхищения.

Я не говорю, что обязательно быть мерзавцем, чтобы добиться успеха. Но нежелание хотя бы периодически становиться таковым почти наверняка приведет к провалу.

Правило 2: Ненависть – побочный эффект влияния

Чем больше людей вы затронете своими действиями, тем меньше эти люди будут понимать вас.

Представьте себе такую беседу с глазу на глаз:

По мере распространения это простое сообщение приобретает новые толкования:

И наконец, полное искажение смысла исходного сообщения:

Это происходит даже тогда, когда люди читают одни и те же слова на экране. Так уж устроен наш мозг.

Для запуска «испорченного телефона» вам просто понадобится достаточное количество участников цепочки. Если вы как-либо затронете интересы определенного числа людей, смысл ваших слов извратят до неузнаваемости за доли секунды.

Всего этого можно избежать, только если ничего не делать . У вас не будет проблем с отрицательной реакцией окружающих, если в вашей жизни нет более важных решений, чем то, какие выбрать обои для рабочего стола. Но если вы пишете бестселлер, или боретесь с мировой нищетой, или еще каким-то образом меняете мир, вам придется сталкиваться с раздраженными людьми.

Правило 3: Тот, кто раздражен, не обязательно прав

Вспомните ситуацию, в которой вы выходили из себя: например, когда вас кто-то подрезал на дороге. Насколько разумны вы были в тот момент?

Злость – эмоциональная реакция. Более того, исключительно глупая реакция. Она может вспыхнуть совершенно необоснованно. Это всего лишь мимолетный порыв – как симпатия к человеку, которого вы едва знаете, или любовь к одному цвету и нелюбовь к другому.

Этот порыв может возникнуть из-за ассоциаций с чем-то неприятным. Одни ненавидят Apple, другие – Google. Люди могут придерживаться противоположных политических взглядов. Скажите что-то хорошее об одной группе, и вы разожжете первобытную ярость у других. Как ни печально, почти все люди ведут себя похожим образом.

Отсюда главный вывод: приспосабливаться к гневу других людей – значит уступать самой глупой части их сущности.

Итак, не делайте ничего важного, и вы не будете никого не раздражать. Хотите вы того или нет, от вашего выбора будет зависеть, где вы окажетесь на шкале «раздражения – влияния».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Представьте: вы целыми днями в течение рабочего времени сидите в комнате и ровным счетом ничего не делаете, при этом вам платят зарплату в полном размере. Если в вашей голове пронеслась мысль: «Как это здорово!», не спешите с выводами. Например, американских учителей, обвиняемых в неправомерных действиях или некомпетентности, до 2010 года помещали на время дисциплинарных слушаний в распределительные центры . Они проводили там месяцы, а то и годы без удобной мебели, без выхода в интернет, без права заниматься сколько-нибудь полезными общественными делами.

AdMe. ru расскажет, какие подводные камни для человеческой психики таит в себе привлекательное на первый взгляд оплачиваемое ничегонеделание. Можно ли назвать происходившее в американских школах счастьем или пыткой?

Что такое «резиновые комнаты»

Распределительные центры, более известные под названием «резиновые комнаты», или «комнаты с мягкими стенами», напоминали боксы в психиатрических клиниках, обитые матрасами. Отстраненный от работы преподаватель приходил в комнату, как на работу, проводя в помещении по 6–8 часов в день. На это время он лишался телефона и каких-либо контактов с внешним миром. Пользоваться ноутбуками не воспрещалось, однако интернет отсутствовал.

За что учителей отправляли в «резиновые комнаты»

«Ты за что тут?» - мог спросить один учитель другого. Этот разговор больше походил на диалог заключенных под стражу преступников. Поводом для отстранения от работы могло послужить как нелепое недопонимание, так и серьезный проступок: некомпетентность, помощь в списывании, избиение ребенка, сексуальные домогательства и пр.

Создаваемые системой условия походили во многом на пытку : длительное пребывание преподавателей в комнате специально делали невыносимым, побуждая увольняться по собственному желанию.

Отстранение и принудительное заточение могли тянуться годами. Средний срок пребывания в центре в ожидании рассмотрения дела учителя составлял около трех лет . Были и те, кто провел в комнате 10 и даже 12 лет.

Что происходило в «резиновых комнатах»

Нередко скука оказывала на заточенных учителей разрушающее воздействие. Драки и крики могли негативно отразиться на результатах проверок, когда до их дела наконец доходила очередь.

Чтобы поспать в предложенных обстоятельствах, учителям приходилось проявлять недюжинную смекалку. Так, они приноровились связывать пронесенные на себе несколько свитеров, создавая некое подобие спального места. После того как «надзиратели» пронюхали, в чем подвох, сон в комнате превратился в увлекательную игру по занятию наиболее удивительной позы. Засыпали под столом или облокотившись на картотеку. Верхом мастерства было уснуть над тарелкой с едой, чтобы при падении лица раздался смачный хлопок.

Келли, одна из побывавших в центре, делилась наблюдениями:

  • «Одна женщина записывала длинные ряды цифр - по одной по прошествии каждой минуты пребывания в центре. Отлучившись, она возвращалась со словами: «Вот и еще пять минут прошли!», а далее вычеркивала пять чисел. Сделав отжимания, например, перечеркивала еще с десяток. Оставшееся время в течение дня она таращилась на часы, зачеркивая поочередно цифры одну за другой.
  • Среди «заточенных» был поклонник писателя Тома Клэнси . Свой срок заключения он посвятил составлению списка персонажей и созданию фанатских теорий.
  • Другая женщина души не чаяла в телесериале «Остаться в живых» и, по ее собственному мнению, отлично проводила время в распределительном центре. Дома она распечатывала снимки героев, а будучи в комнате, делала с их помощью двусторонние тематические открытки.
  • Одна из учительниц как-то пронесла ингредиенты для приготовления черничных кексов. Замесив тесто на столе, она отправила их запекаться прямо под лампочку. Другое ее изыскание - создание солнечной плиты из фольги для хот-догов. Не то чтобы ей так хотелось готовить, скорее ее действия имели методологическую подоплеку. Ее целью было раздражение сотрудников. Она надеялась, что безумные выходки ускорят рассмотрение ее ситуации.
  • После своего «освобождения» проведшая в центре 1 год и 2 недели Келли говорила, что нахождение в комнате только звучит неплохо. На деле же обольщаться не стоит. Да, первые пару недель вы действительно можете отдохнуть и расслабиться, поиграть во что-то. Но вскоре безделье вам надоест: захочется работать и делать что-либо значимое.

Это реальная история, которая случается с реальными работниками по всему миру, и то, воспримете ли вы это как каникулы или как ад кромешный, вероятно, много говорит о вашей личности. Например, такое происходит со школьными учителями. В некоторых местах (к примеру, в Нью-Йорке), если учителя обвинят в каком-то нарушении, он сидит в пустом помещении до завершения процесса… который обычно занимает годы.

День за днем, неделю за неделей, человек приходит и в тишине сидит за пустым столом.

Мы поговорили с Келли - учительницей, которую на срок более года приговорили к одной из таких комнат, и выяснили, что на практике все еще более безумно.


4. Да, вы можете получать зарплату за ничегонеделание (или сон, но уснуть не так просто)

Чтобы было понятно, на такое никогда нет действительно разумной причины. В случае нью-йоркских учителей им можно было дать другое задание или просто отправить домой.

Но этот опыт был задуман как пытка. Телефон запрещен. Учителям разрешают пользоваться ноутбуками, но в помещении нет интернета - а когда учителя начали воровать Wi-Fi из соседней кофейни, было введено правило запрета на соцсети.

Цель, по мнению издания The New Yorker , - сделать ситуацию настолько невыносимой, чтобы человека все достало и он уволился.

Некоторые, может, и увольняются, отказываясь от своих зарплат и экономя городу приличную сумму. Но если бы бюрократы, авторы этой идеи, проводили столько же времени в классах, как сами учителя, они знали бы, что заскучавший за партой человек скорее будет делать следующее.

Спать прямо за столом - стандартная процедура, и некоторые учителя в комнате Келли проявляли невероятную смекалку. Они приносили четыре или пять свитеров, связывали при помощи пуговиц их в одеяло, а затем сдвигали вместе пять мягких стульев, чтобы вышло некое подобие койки. «Было довольно прикольно, - рассказывает Келли. - Пока администраторы не положили этому конец». Со временем сон превратился в игру, в которой учителя соревновались, кто уснет в наиболее странной и удивительной позе. Сначала - под столом, затем - склонившись. После этого - на боку за картотекой. Потом - над тарелкой запеканки, чтобы, когда ты упадешь вперед, лицо издало звук шлепка.

Вам кажется, что это похоже на то, как люди постепенно сходят с ума? Ну, собственно, именно это там и происходило.


3. Некоторые сходили с ума

Популярное прозвище таких комнат - «комнаты с мягкими стенами». Потому что жизнь в них похожа на обитый матрасами бокс в психушке. Учителя совершенно теряли голову с течением времени, до такой степени, что Келли начала опасаться, что их действия могут быть использованы против них, когда их дела наконец станут рассматривать.

Дело почти доходило до драк, говорит она. Часто кричали. Скука оказывала на людей разрушительное действие.

Женщина, сидевшая рядом с Келли, следила за ходом времени, записывая длинные ряды цифр, на каждую минуту дня. После перерыва на посещение уборной она восклицала: «Ну вот и еще пять минут прошли!» и перечеркивала пять цифр. Проделав ряд отжиманий, вычеркивала еще десять.

«А затем она пялилась на часы и перечеркивала цифру каждую минуту», - рассказывает Келли. У нее была целая папка этих чисел.

Один из учителей сумел выйти в интернет и зарегистрировался в фейсбуке под именем одного из своих учеников. Он добавил еще ряд других учеников в качестве друзей, а затем… начал спамить их запросами на участие в играх. Особенно часто он отправлял приглашение в игру Vampires vs. werewolves, потому что она нравилась тому мальчику. Когда школьники осознали, что аккаунт фейковый, он начал изображать другого мальчика: «Когда это занятие учителю наскучило, он начал переписывать „Википедию“, добавляя фальшивые факты».

Некоторые учителя проносили музыкальные инструменты, и всякий раз, когда заходил сотрудник, начинали громко играть «Имперский марш» из «Звездных войн».

Еще одна учительница принесла все необходимые ингредиенты и стала замешивать прямо на своем столе черничные кексы, после чего запекла тесто под лампочкой. Она же с помощью фольги создала солнечную плиту для приготовления хот-догов.

Для нее безумие несло методический смысл. Она хотела стать настолько раздражающей, чтобы администраторы начали скорее рассматривать ее дело и выпустили из комнаты. «Лично я полностью за. Но остальные считали, что выведение их из себя до рассмотрения дела - не лучший план», - комментирует Келли.


2. Другие старались извлечь пользу из сложившейся ситуации

Комната, Где Ты Ничего Не Делаешь, была во многом местом, о котором Кафка бы мечтал. Для людей определенного склада это было довольно приятным времяпрепровождением. Некоторые из тех, кого перевели в комнату, преподавали в течение нескольких десятилетий и мечтали о выходе на пенсию. В комнате они получили возможность делать именно то, чем занимались бы целыми днями на пенсии, - только за это еще и платили.

«В карты часто играли. Шитье и макраме пользовались популярностью… Делали зарядку. Читали», - рассказывает Келли.

Один из учителей был большим поклонником Тома Клэнси. Он использовал свой срок в заточении как возможность для написания списков героев и фанатских теорий. Ему всегда не хватало на это времени, а теперь оно у него появилось. Другая учительница очень любила сериал «Остаться в живых». «Вечером накануне она печатала фото персонажей и делала из каталожных карточек двусторонние открытки. Говорила, что отлично проводит время», - вспоминает Келли.

Другие преподаватели действовали с умом и использовали время для обучения новой профессии - предположительно такой, которая не приведет их к безумию в темнице скуки. Они брали уроки, ночью или в интернете, а в комнате делали домашнее задание.

«Это было как посещать школу и получать стипендию». Одна из учительниц за время пребывания в комнате почти получила магистерскую степень.

Да, некоторые учителя провели в этой комнате много времени. Шли годы в ожидании того, что представители департамента образования рассмотрят их дело. Средний срок пребывания в комнатах составлял три года. Некоторые провели там 12 лет.


1. Старожилы вводили в курс новичков - примерно как в фильмах про тюрьму

«Ты за что тут?» - мог спросить один учитель другого. Келли говорит, что ее несправедливо обвинили в том, что она помогала детям списывать. «Других отправляют туда за реально серьезные проступки - например, битье детей и сексуальные домогательства . При этом возникало впечатление, что каждый узник мог объяснить свое обвинение как какое-то нелепое недопонимание - от учителя, которого наказали за «нетрадиционный способ преподавания» (подробностей не давали), до парня, который божился, что оказался в туалете для девочек просто потому, что там было гораздо чище и спокойнее, чем в учительской уборной.

Однако если кино и научило нас чему-то о тюрьме, так это то, что в каждом тюремном сроке фигурирует хмурый, но добрый наставник, который расскажет тебе, что к чему. Келли зовет таких людей «старая гвардия». Когда она пришла в комнату впервые, она даже не знала, как приступить к самым простым занятиям в таком помещении (типа сна), потому что в комнате были запрещены подушки (а также матрасы и шезлонги). Но затем один дед ей поведал, что не запрещено проносить в сумочке свитшоты, из которых можно делать импровизированные подушки. Вооруженная этим советом, Келли спокойно проспала много часов, подсунув под голову свитер и накинув на себя куртку.

Этот представитель старой гвардии провел там пять лет. Он знал, кто из надзирателей (простите, мы имели в виду «сотрудников здания») разрешал выходить из комнаты для срочного звонка, кто не выпускал никогда, а кто позволял быстро выйти почти во всех случаях. Он запомнил расписание проверяющих.

Другие старожилы настолько свыклись с рутиной, что наблюдать за ними было завораживающе. Один выработал сложный спортивный режим с перерывом на обед и начинал сворачиваться ровно за 15 минут до окончания учебного дня.

Келли выпустили из комнаты через год и две недели, так что сама она к старой гвардии присоединиться не успела. А затем всех дедов тоже освободили, потому что в 2010 году информация о комнатах наконец дошла до общественности благодаря нескольким репортажам и документальному фильму . Народ был возмущен тем, что ежегодно более 65 миллионов долларов шли на учителей, которые не преподавали, и власти Нью-Йорка сообщили о том, что эта практика больше применяться не будет.

И хотя несколько лет спустя комнаты вернулись немного в другом обличье , в основном Нью-Йорк перешел к тому, чтобы отправлять таких учителей на административную работу вместо того, чтобы держать их в заточении. Чтение и сон, разумеется, не такая сложная работа, как перекладывание бумажек в каком-нибудь чулане. Однако именно это и делает пребывание в комнате таким чудовищным, говорит Келли.

«Это может звучать отлично, но не ведитесь. Это весело первую неделю или две, потому что вы можете посидеть в интернете, поиграть во что-то. Но вскоре это превращается в ничто. Вы хотите работать. Вы хотите делать что-то значимое».

В мире много людей, которые счастливы ничего не делать при наличии необходимого количества денег, но лишь немногие из них решают стать учителями.