Малые ракетные корабли проекта 1234. Как недочет стал преимуществом российской промышленности

в Избранное в Избранном из Избранного 0

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.

Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции – корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.


Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.

На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства.Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта – «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.

Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

1 – 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 – 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 – четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 –обтекатель навигационной РЛС; 5 – обтекатель антенны РЛСцелеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 –носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 – обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 – антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 – станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

«БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

«САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

Стандартное - 850

Полное- 1.050

Основные размерения , м

Длина наибольшая (по КВЛ) - 63,9

Ширина наибольшая (по КВЛ) - 17,2

Осадка на ходу на воздушной подушке - >1

Осадка на ходу в водоизмещающем режиме- 3,3

Главная энергетическая установка :ДГТУ

2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 36.000 (26.500)

2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 20.000 (14.700)

2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 6.600 (4.850)

Газотурбогенераторы, мощность, кВтн/д

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

Скорость хода, уз:

Наибольшая - 53

Экономическая- 12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)2500 (12)

800 (45)

Автономность, сут.10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)68 (9)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» - 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn»)- 8

Зенитное ракетное:

ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» - 1 Х 2

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko»)- 20

Артиллерийское:

76,2-мм АУ АК-176- 1 Х 1

30-мм ЗАК АК-630М-2 Х 6

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения1 х «Позитив» (Cross Dome)

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

НРЛС 1 х н/д

средства РЭБ «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

комплексы выстреливаемых помех2 Х 16 ПУ ПК-16

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

2 Х(Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

средства связи «Буран-7» комплекс

РЛС госопознавания «Нихром» (Square Head; Salt Pot)

Возможная модернизация.

Спуск на воду и прием в боевой состав Российского Флота нового корабля - это всегда событие. Чем больше водоизмещение, разнообразнее системы вооружений и внушительнее мореходные качества, тем ярче освещается торжественная церемония средствами массовой информации. В 2014 году к празднованию Дня Военно-Морского Флота была приурочена сдача оборонному ведомству двух новых единиц, усиливающих Каспийскую флотилию. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», получившие в название имена старинных русских городов «Углич» и «Град Свияжск», на первый взгляд, не внушают такого почтения, как атомные крейсера и подводные ракетоносцы. Но их роль в обороноспособности России еще предстоит оценить по достоинству.

Корабль для закрытых морей

Проект «Буян-М» изначально задумывался как тип корабля, предназначенного не для океанских просторов, а для действий в закрытом море. Об этом сегодня известно из открытых источников, но специалисту по судам и так ясно, что водоизмещение в 950 тонн при довольно низких бортах и небольшой осадке не предполагает плаванья в водах с возможным волнением свыше пяти баллов. Закрытых морей, омывающих берега Российской Федерации, всего три: Каспийское, Черное и Азовское. Последние два водных объекта, кстати, совсем недавно представляли в аспекте национальной безопасности довольно небольшой интерес. Рост активности флотов стран НАТО в черноморском бассейне наблюдается лишь в последнее время, после начала известных событий в Украине.

Обстановка на Каспии

Что касается то флотилия, отвечающая за стабильность морской обстановки в регионе, безусловно, нуждалась в обновлении и усилении. Именно для этого оперативного сектора и предназначались корабли проекта 21631 «Буян-М». При этом в качестве вероятного противника рассматривались отнюдь не Республика Казахстан - стратегический партнер России и проводит дружественную внешнюю политику. На настоящий момент Азербайджан (тоже не враждебный) практически не имеет военно-морского потенциала. Туркмения закупает технику в Российской Федерации и, проводя независимую внешнеполитическую линию, заинтересована во взаимовыгодных торгово-экономических отношениях и сотрудничестве в оборонной сфере. Эти страны, бывшие в исторически недавнем прошлом республиками Советского Союза, угрозы безопасности нашим границам не представляют. Остается только Иран. Это находится в экономической изоляции, и заподозрить его в агрессивных поползновениях по отношению к великому северному соседу тоже очень трудно. Что называется, своих забот хватает.

Можно было бы сделать вывод об отсутствии региональных угроз для России в прикаспийском пространстве. Так зачем же нужен здесь малый ракетный корабль проекта 21631? Для ответа на этот вопрос следует изучить характеристики его систем вооружений, мореходные данные и особенности конструкции.

Река-море

Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, - фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.

Артиллерия и ПВО

Радиус боевого применения относительно невелик. Автономность составляет десять суток. Малый ракетный корабль проекта 21631 может осуществлять плавание в не более, чем на две с половиной тысячи миль. Помимо уже упомянутых 100-мм орудий «Универсал» (А-190М), бортовая артиллерия представлена спаренной установкой «Дуэт» на корме, двумя тумбовыми пулеметными установками МТПУ калибра 14,5 мм и еще тремя скорострельными 7,62-мм стволами.

Средствами корабельной ПВО служат две установки «Гибка», в основе которой - распространенные в сухопутных войсках и эффективные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Для отражения массированной воздушной атаки этого оружия может не хватить, оно предназначено для борьбы со штурмовой авиацией и ударными вертолетами. Главная ставка сделана на другие приемы, позволяющие избежать авиаудара, но об этом несколько позже.

Главный калибр

МРК проекта 21631 «Буян-М» создавался для ведения ракетного огня по кораблям и береговым базам вероятного противника. Для этого и предназначено его основное вооружение, составляющее в совокупности УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс). В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет, как дозвуковых (противокорабельных 3М54, класса «поверхность - суша» 3М14, противолодочных 91РТ), так и сверхзвуковых («Оникс» 3М55). Таким образом, при очень скромных размерах и малочисленном экипаже (примерно 35 человек) малые ракетные крейсеры «Буян-М» проекта 21631 могут оказаться очень опасным противникам для морских целей намного большего тоннажа.

Стратегический корвет

Комплекс «Калибр», платформой для которого могут стать ракетные корабли проекта 21631, оснащен крылатыми ракетами с дальностью боевого применения, равной 2600 км. С географической точки зрения, это означает, что «Оникс», запущенный из точек, расположенных в акваториях Каспийского и Черного морей, теоретически может достигнуть целей, находящихся в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях и в других метах, очерченных на карте Евразии окружностью указанного радиуса, включая и стратегически важный Суэцкий канал.

Традиционно корветы, к классу которых относится проект 21631 (шифр «Буян-М»), считаются боевыми единицами тактического звена. Характеристики вооружений «Града Свияжска» и «Углича», состоящих в настоящее время на вооружении Каспийской флотилии, ненавязчиво намекают на их стратегическую природу.

Корабль-невидимка

Очертания современного малого ракетного корабля в сочетании с его высокой скоростью, водометом и относительно небольшими размерами (74 метра), дают основания рассчитывать на то, что обнаружить его в водах, насыщенных самыми разными судами, будет непросто. На экране радара отличить «Буян-М» проекта 21631 от рыболовецкого сейнера или даже крупной яхты трудно. К тому же он, как и все строившиеся в России боевые корабли, снабжен всем комплексом электронного противодействия, способным вывести из строя системы связи и РЛС средств поражения вероятного противника. Поглощающие высокочастотные излучения покрытия и наклонные плоскости силуэта еще более уменьшают вероятность обнаружения этого быстрого и маневренного корабля с мощным ракетным вооружением.

Ситуация на Черном море

В процессе постройки или ходовых испытаний сейчас пребывают пять кораблей «Буян-М» проекта 21631. Это «Великий Устюг», «Вышний Волочек», «Серпухов», «Орехово-Зуево» и «Зеленый Дол». Первоначально все они предназначались для службы на Каспии, но стремительно изменившаяся в последний год геополитическая картина в районе черноморского бассейна побудило командование Российского флота пересмотреть эти намерения. «Серпухов» и «Зеленый Дол» будут направлены в Севастополь. Морские силы ЧФ нуждаются в пополнении новейшими единицами, способными оказывать противодействие так называемой «минно-тральной группе НАТО», составляющей немалую силу. Разумеется, в случае военного конфликта Крым не остался бы беззащитным, и при нынешнем положении дел его прикрытие могли бы обеспечить комплексы «Бал» и «Бастион», способные контролировать всю акваторию вплоть до Босфорского пролива, но для надежного обеспечения мира требуется постоянное присутствие боевых единиц и демонстрация их возможностей. Основная нагрузка выполнения этой задачи ляжет на фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и РК «Москва», но и «Буянам» работы хватит.

Прибрежные корабли с дальним прицелом

Из истории флотов и морских сражения вдумчивый политик может сделать вывод о том, что не бывает универсального оружия, годящегося на все случаи и способного успешно действовать при любых сценариях развития конфликта. В некоторых ситуациях нужны мощные крейсера и линкоры больших размеров, в других не обойтись без авианосных соединений, в третьих наиболее эффективным средством могут стать только подводные лодки. В наш неспокойный век мобильные ракетные корабли «Буян-М» проекта 21631 также занимают свое место во флотском строю, защищающим интересы России в непосредственной близости от ее берегов, но с дальним прицелом.

Заказно еще пять кораблей этого типа.

С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень? Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей ?

В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю.

Тем не менее, необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу?

Достоинства и недостатки

Для начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям.

Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение . Главный калибр МРК проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 км, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР).

Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы.

Однако у ракет П-120 есть и существенные недочёты . Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 км соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок.

Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей.

Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность . Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее, для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна.

И еще один немаловажный фактор – производственный . Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера.

Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков:

— первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха . Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 км. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией.

— Второй недостаток – малая живучесть МРК : как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп.

Возможности применения

Как ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный. В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК:

— в силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120;

— используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО;

— сопровождение и защита собственных конвоев.

Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 км и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 км.

Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например, широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 км соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки.

Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики.

Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания , а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолёт-целеуказатель.

Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона . Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей.

Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР).

Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов :
— меньшая уязвимость перед встречным огнем противника (напомним, что дальность авиационных ПКР позволяет не входить в зону поражения ПВО противника);
— большая скорость и мобильность;
— отсутствие необходимости проводить длительное время в угрожаемой зоне;
— гибкость и многофункциональность.

Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения.

Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника . Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.

В итоге получается, что малые ракетные корабли действительно остаются не у дел: сегодня созданы более совершенные средства поражения вражеских кораблей, способные атаковать быстрее и эффективнее. Однако все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль . Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта.

Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом.

Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения.

Иначе говоря, МРК проекта 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью . Совсем другое дело – , которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях.

Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет . Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания.

Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет, как минимум, не уступать выводимым в отстой.

Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом , представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм , он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон.

Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно.

Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца.

Они появляются неожиданно и также неожиданно исчезают. Их разрушительная сила огромна. Существование этих кораблей не так давно окружала завеса полной секретности. Бора и самум имена смертельно опасных ветров присвоенные малым ракетным кораблям на воздушной подушке , которые входят в состав ВМФ Российской Федерации. Против их залпов не устоит ни один боевой корабль в мире.

Этот удивительный военный корабль называют «Морским разрушителем ». В боевых условиях его главная задача внезапно подойти к эскадре противника уничтожить флагманский корабль, тем самым обезглавить врага. Подготовка ракетного залпа занимает всего 30 секунд. После выполнения боевой задачи на огромной скорости вдвое превышающую скорость любого надводного корабля ракетный корабль уходит из зоны обстрела.

Корабли проекта 1239, их построено всего два, стали настоящим прорывом в боевом кораблестроении. Задумывались они как ударные ракетоносцы, способные прорвать охранный порядок авианосного соединения и потопить плавучий аэродром. Впервые в мире удалось разместить восемь тяжелых противокорабельных ракет на корабле, двигающемся на воздушной подушке. Считалось, что сделать это невозможно в принципе. Корабли такого типа, как правило, небольшие и не очень устойчивые. Залп мощной ракеты может элементарно его перевернуть.

Однако в тогда еще Ленинградском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» под руководством Валерьяна Королькова был разработан проект корабля скегового типа — своеобразного гибрида катамарана и судна на воздушной подушке.

Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) проекта 1239 «Бора» представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой длиной около 64 метров и шириной - 17,2 метра. Корпус выполнен из специального легкого и очень прочного алюминиевого сплава. Воздушная подушка создается, когда впереди опускается эластичный экран, а в пространство между корпусами нагнетается воздух.

РКВП проекта 1239 обладает уникальными качествами. С одной стороны, это устойчивый катамаран, способный двигаться со скоростью до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. При водоизмещении всего 1050 тонн, общая мощность двигательных установок - 56 000 л.с. Два дизеля мощностью по 10 000 л.с. для движения в режиме катамарана и две газотурбинных установки для движения на воздушной подушке, суммарной мощностью 36 000 л.с.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль способен ходить в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Более того, возможно движение вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей способен идти за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Основным ударным комплексом РКВП является комплекс противокорабельных сверхзвуковых ракет «Москит». Ракеты находятся в двух счетверенных установках, расположенных на левом и правом бортах. ПВО корабля обеспечивают: зенитно-ракетный комплекс «Оса-МА» и два шестиствольных автомата АК-6-30М калибра 30-мм. В носовой части установлено универсальное автоматическое артиллерийское орудие АК-176 калибра 76,2-мм.

Залп восьми ракет «Москит» может уничтожить любой современный боевой корабль, в том числе, атомный авианосец. В то же время поразить РКВП «Бора», когда он идет на воздушной подушке, практически невозможно. Головки самонаведения всех противокорабельных ракет, имеющихся в арсеналах ВМС НАТО, не способны удержать цель, двигающуюся со скоростью почти 90 км/час.

Еще в советское время планировалось создать на каждом из флотов летающие флотилии РКВП, но построить удалось всего два корабля «Бора» и «Самум», которые вошли в состав ЧФ. Но даже всего два таких корабля, по мнению западных военных экспертов, изменили соотношение сил на Черном море. Если после развала СССР и списания большого количества кораблей Черноморского флота в начале 1990-х годов самый мощный военно-морской флот объективно оказался у Турции, то с 2002 года, с появлением «Самума», ситуация стала не столь однозначной.

Так что нет ничего удивительного в том, что «Бора» оказалась в центре внимания всех военно-морских специалистов, собравшихся на салоне IDEF-2013 в Стамбуле.

А теперь немного подробнее об истории проекта.

Первые испытательные ракетные стрельбы малого ракетного катера на воздушной подушке «Бора » были проведены 23 апреля 1991 года в акватории Черного моря в районе острова Змеиный. Это вызвало переполох в иностранных разведслужбах. Они докладывали своим руководителям, что военный корабль не подвергается классификации — имеет длину около 70 метров и производит пуски ракет на скорости 40 узлов.

В 1997 году «Бора » первый ракетный корабль на воздушной подушке вошел в состав ЧФ РФ. Аналогов этому кораблю в мире не существует.

В конце 1942 года, когда фашистские войска прорывались на Кавказ, а в Калининграде шли упорные бой в городе в эти непростые дни на военном совете в Москве под председательством Сталина обсуждался амбициозный проект конструктора-ракетчика Челомея. Он предложил оснастить торпедные катера реактивными ракетами для поражения больших надводных кораблей противника. Проект признан перспективным, но его реализация была отложена на неопределенное время. Только после войны выяснилось, что Сталин не забыл о новаторской идее.

В 1949 году по прямому указанию Сталина создается ЦМКБ «Алмаз ». Ему поручено проектирование небольших катеров, в том числе и ракетных. С первых дней молодые инженеры, в том числе и Валериан Корольков, привлекаются к совершенно новой секретной на то время тематике — создание кораблей на воздушной подушке. Через два года ему поручают работу над другой проблемой — увеличение скоростиракетных катеров . Это было начало создания нового типавоенных кораблей «ударный ракетный корабль ».

В период шестидневной войны между Израилем и коалицией Арабских государств в 1967 году пуском одной ракеты с МРК ВМС Египта был отправлен на дно флагманский корабль ВМС Израиля эсминец «Эрлан ». Этот залп стал историческим. Мир узнал о новом способе ведения войны на море. Стало очевидно, что огромные линкоры и авианосцы оказываются беззащитными перед маленьким катером. Первые ракетные катера стали поступать на вооружение стран блока НАТО только в начале 70-х годов.

В ЦМКБ «Алмаз » среди специалистов корабелов уже всерьез обсуждался новый фантастический проект — создании первого ударного ракетного корабля на воздушной подушке . Платформы МДКВП проектов «Джейран » и «Зубр» легли в основу нового ракетного корабля на воздушной подушке. В перспективности такого проекта, который мог совместить в себе огневую мощь ракетного катера и огромную скорость корабля на воздушной подушке удалось убедить Министра обороны Дмитрия Устинова. В 1972 году принимается закрытая государственная программа по созданию первого ракетного корабля на воздушной подушке (РКВП) проекта 1239, шифр «Сивуч ». В постановлении указывались жесткие сроки, тем не менее, разработка амбициозного проекта затянулась на пять лет. Первый РКВП специально разрабатывался под ракетный комплекс «Москит », который до этого устанавливался на эсминцах и экранопланах. Восемь крылатых ракет масса каждой 4 тонны. Как разместить такое оружие на небольшом корабле стало сложной проблемой для главного конструктора. Палуба МДКВП для этих целей оказалась не пригодной, но многолетний опыт работы с ними подсказал верное решение. Синтез катамаранаи компоновки воздушной подушки оказался революционным решением. В проекте удалось совместить не совместимые вещи — одновременно решалась проблема высокой скорости и способности нести тяжелое вооружение.

За океаном тоже проводились исследования на эту тему. Командование ВМС США не придавало особого значения строительству кораблей подобного класса. США занимается в основном проектированием больших кораблей способных пересекать океаны. На вооружении ВМС США из судов на воздушной подушке состоят патрульные катера «B 38», водоизмещение которых составляет 130 тонн.

В 1980 году разработка головного ракетного корабля было закончено, но строительство затянулось еще на восемь лет. В этом был виноват и сам главный конструктор, который входе монтажа корпуса судна несколько раз вносил серьезные изменения. Тогда конструктор Корольков получил строгий выговор.

Головной ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 был назван «Бора ». Его первый выход в открытое море состоялся 30 июля 1988 года в районе Керченского пролива. В этом же время началось строительство второго боевого корабля серии. Главному конструктору пришлось столкнуться с новыми трудностями — хаос перестройки тормозил его строительство. Только в конце 1990 года Корольков лично решил проблему с командованием ВМФ РФ на экспериментальные пуски ракет с РКВП «Бора ». Но боевой корабль еще три месяца не мог выйти в море — у ЧФ РФ начались перебои с горюче-смазочными материалами.

26 апреля 1991 года на скорости 40 узлов ракетный корабль «Бора » произвел запуск четырех ракет «Москит ». В качестве учебной цели в море был выведен списанный патрульный катер. Залп накрыл цель. Таким количеством ракет можно уничтожить не только боевой корабль водоизмещением до 3000 тонн, но даже авианосец.

Появление РКВП вызвало переворот в кораблестроении. Корольков доказал, что ракетное вооружение можно разместить на корабле с воздушной подушкой . Самое главное, что это вооружение может использоваться с высокой степенью эффективности. Проведенные испытания подтвердили, что военный корабль состоялся.

После многочисленных государственных согласований между Россией и Украиной в июне 2002 годаракетные корабли на воздушной подушке «Бора » и «Самум » (с арабского означает «бессмертный» ) принимают в одну бригаду надводных кораблей ЧФ РФ. Сегодня они несут посменное боевое дежурство.

По плану программы «Сивуч » до 2010 года на боевое дежурство ЧФ РФ должны были войти еще 14 ракетных кораблей на воздушной подушке, но их строительство постоянно откладывается. Конструктор ЦМКБ «Алмаз » Валериан Корольков за всю почти полувековую деятельность «получил» ни одной премии и четыре персональных выговора за авантюрные проекты.

Технические характеристики ракетного корабля на воздушной подушке проекта 1239:

Длина — 65 м;

Ширина — 17,2 м,

Осадка — 3,3 м;

Водоизмещение — 1050 тонн;

Силовая установка - два дизельных двигателя «М-511А» и два «М-504»;

Мощность — 72000 л.с.;

Скорость — 55 узлов;

Дальность плавания — 2500 миль;

Экипаж — 68 чел;

Вооружение :

Пусковые установки ЗРК «Оса-МА» с 20 ракетами — 1;

Пусковые установки с восемью противокорабельными ракетами «Москит» — 4;

Артиллерийская установка АК-630М — 1;

Артиллерийская установка AK-130 — 1;

Стоимость корабля предположительно 40-50 миллионов долларов.

Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.

Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами — канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.

Малые ракетные корабли — российское ноу-хау

Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.

Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.

Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:

  • корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
  • высокие темпы строительства боевых судов;
  • сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.

Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.

Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.

Рождение проекта и строительство судов

Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта — создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.

Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.

Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный завод «Пелла». В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного завода «Море». Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:

  • ССЗ «Море» г. Феодосия»;
  • ССЗ «Залив» г. Керчь;
  • Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
  • Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.

Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.

Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.

Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2017 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.

Особенности кораблей проекта 22800

Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2020 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.

По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» — это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.

Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.

Основное новшество, которым отличается этот проект, — улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам — судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.

Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.

Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».

В заключение

Строительство новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт» выводит Российский военно-Морской Флот в ряды наиболее боеспособных флотов мира. Несмотря на малый тоннаж новых боевых единиц, огневая мощь флота заметно вырастет. Это касается в первую очередь регионов, где постоянно наблюдается внешнеполитическая напряженность. Акватория Черного моря и Восточное средиземноморье на сегодняшний день для России являются ключевыми зонами действия флота. Сирийский кризис, ситуация на Украине заставляют российское командование постоянно работать над усилением своей военно-морской группировки на южном фланге.

Не стоит забывать и о Дальнем Востоке, где ракетно-ядерные амбиции Северной Кореи угрожают всему региону. Растущая мощь китайских ВМС также становится причиной роста напряженности в Японском и в Восточно-Китайском море.

Благодаря проекту 22800 российский флот может в течение 4-5 лет в разы увеличить свою огневую мощь, создав реальный противовес военно-морским силами других стран на основных оперативно-тактических направлениях.