Что такое камера обскура. Камера-обскура: это что такое? Мэтры, которые оценили камеру-обскуру

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

  • Неразвитое внимание;
  • Слабая артикуляция (дикция);
  • Регрессия глаз;
  • Довольно узкое поле зрения.

В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

Над чем будем работать

  1. Развитие артикуляции;
  2. Улучшение внимания;
  3. Подавление регрессивных движений глаз;
  4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
  5. Расширение поля зрения;
  6. Развитие анципации.

Методика проведения занятий

Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

Урок будет выглядеть примерно так:

  • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
  • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
  • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
  • Упражнения для корректировки внимания;
  • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
  • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
  • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

Артикуляционная разминка (упражнения)

  1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
  2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
  3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

Развитие поля зрения

Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

  • Движения глаз;
  • Их остановки.

Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

Упражнение.

Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
  3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
  4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

Упражнения на корректировку внимания

Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

  1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
  2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
  3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
  4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

Развитие анципации

Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

  1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
  2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
  3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

Чтение в паре с взрослым

Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

  1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
  3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

Заключение

На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

Скорочтение концентрация,

Прежде всего, скорочтение аналогом нашей “Школы чародейства и

Скорочтение

для избранных.

Дайте ребенку шанс!

Скорочтение

Внимания.

Скорочтение - это круто!





  • СКОРОЧТЕНИЕ;
  • Мгновенное восприятие;

  • Умение красиво и грамотно выражать свои мысли;

СКОРОЧТЕНИЕ 1 для взрослых?


Формат занятий: 6 дней х 3 часа

Цена курса: 230 Евро (+ НДС) *

200 Евро (+ НДС) - цена при ранней оплате за две недели *

* для курсов в Юрмале действуют особые условия оплаты (см. в расписание)

Скорочтение превышает по скорости обычное чтение в 2-3 раза и позволяет подросткам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию. Это практический курс, состоящий из различных техник и упражнений, развивающих у подростков определенные навыки, от которых напрямую зависит скорость чтения: восприятие, внимание, концентрация, память, умение быстро думать и анализировать.

В основе программы лежит скорочтение, развитие внимания, скорость переключения с одного процесса на другой, работа в стрессовой ситуации, быстрое восприятие информации, методы запоминания больших объемов информации, навыки необходимые для учебы. Прежде сего, это умение концентрироваться, точно и быстро выполнять задания, развитие уверенности в своих силах и умение "держать удар" в стрессовой ситуации.

Прежде всего, скорочтение - это умение концентрироваться, точно и быстро выполнять задания. Эта программа является аналогом нашей “Школы чародейства и волшебства” (скорочтение для 8-12 лет), но все предметы разработаны уже для ребят постарше, с учетом специфики возраста и их интересов.

Зачем нам скорочтение? Ведь мой ребенок и так быстро читает...

Позвольте уточнить, по сравнению с кем?

По утверждению педагогов Стокгольмской бизнес-школы, для того, чтобы сдать экзамены на втором курсе, студент должен читать 80 часов в неделю. Напоминаем, что стандартная рабочая неделя у взрослого - 40 рабочих часов, то есть 8-мии часовой рабочий день. Значит, чтобы учиться в хорошем ВУЗе подростки или молодые люди должны обладать способностью читать... 16 часов в сутки. Причем не только быстро читать, но и понимать прочитанное, анализировать информацию.

Скорочтение - это для сильных и амбициозных. Это супер-технология, как вождение машины в экстремальной ситуации.

Экстренному вождению есть смысл учить, только если человек хорошо водит машину. Вот и скорочтение - это супер-технология для избранных.

Дайте ребенку шанс!

Ваш ребенок планирует учиться за границей?

Вы уверены, что скорость чтения, то есть скорость восприятия у вашего ребенка достаточная, чтобы он смог читать, запоминать, анализировать и оценивать тексты на иностранном языке? Проверьте! большинство отличников читают со скоростью 180-250 слов в минуту (это нормы 4-6 классов). Этого явно не достаточно, чтобы учиться в Oxforde. А если это скорость чтения на родном языке, то что будет с английским? Скорость чтения на иностранном языке всегда меньше, чем на родном.

Скорочтение - это навык выдвижения альтернатив и быстрого принятия решений, скоростного анализа и умения переключения

Внимания.

Все ли шутки понимает ваш ребенок? А не спрашивает ли он в анекдотах, а где нужно смеяться? Достаточно ли легко ребенок может пересказать текст?

Скорочтение - это круто!

Единственное ваше ограничение в скорости обработки информации – это то, с какой скоростью вы можете думать. Скорочтение позволяет развить концентрацию внимания, увеличить скорость чтения, развивает умение анализировать, выделять главное и, главное, быстро думать. Результат вы увидите уже после первого занятия.

А после третьего будете думать намного быстрее. Представьте себе, что вы приходите на работу, и понимаете, что думаете быстрее коллег в три раза. Это не значит что вы стали резко умнее. Просто теперь вы обладаете совершенно другими возможностями. Директор и основатель Центра – Ирина Ландо читает тысячу страниц каждую неделю – это три книги. По словам Ирины это даёт ей большое преимущество – принимать решения опираясь на факты, а не на чьё-то мнение.

У курса скорочтения тоже есть две ступени. В каждой программе используются абсолютно новые упражнения.Дайте ребенку шанс!

Центр LANDO® проводит корпоративное обучение в Москве, Санкт- Петербурге, Самаре, Воронеже, Липецке и других городах
России. Мы работаем на очень высоком уровне: обычно у нас учатся владельцы бизнеса или топ-менеджеры. Последние клиенты из Санкт-Петербурга приехали в Ригу по рекомендации, которую им дали... в Москве. Управл енцы приехали специально, чтобы освоить курс скорочтения и программу запоминания текстов на 100%. Они не верили, что смогут детально разобраться в книге Маккиавели „Государь”. После курса долго удивлялись. Но как вы понимаете, москвичи просто так не дают рекомендаций.

Lando.lv - это эксклюзивное обучение. Мы занимаемся огранкой брильянтов - работаем с умными и целеустремлёнными.
Программы построены таким образом, чтобы после учебы вы сразу могли применить все полученные навыки на практике.

Ввиду особенностей преподавания и авторской методики программа носит устойчивый результат. Все занятия проходят очень весело за счёт энергетики наших преподавателей. В LANDO на научной основе работают звёзды!

Каждый день 3 часа обязательные занятия по скорочтению (повышение внимания, уровень концентрации, скорость переключения с процесса на процесс, умение держать нагрузку, умение работать быстро и эффективно) и 1 час развитие навыков коммуникации, умение обосновывать свое мнение, умение договариваться, навыки работы в команде.

Навыки развития способностей к обучению, интеллектуально-творческого потенциала. Развитие лингвистических способностей, техники скорочтения, развитие памяти, эйдетического и образного восприятия, интеллектуальное моделирование, работа со смысловыми структурами.

Навыки самоконтроля, самомотивации и индивидуальной работы с психическими состояниями.

Пробуждение интереса к обучению, энциклопедичности знаний, чтению и гармоничной работе с потоками информации.

Техники развития индивидуальных творческих способностей.

  • Умение красиво и грамотно выражать свои мысли;

Особое внимание программа уделяет развитию красивой и грамотной речи, умению общаться и красиво излагать свои мысли.

В ходе программы мы проводим общие занятия для всей группы.

Общие занятия для всей группы:

  • СКОРОЧТЕНИЕ;
  • Мгновенное восприятие;
  • Упражнения на развитие концентрации внимания;
  • Умение красиво и грамотно выражать свои мысли;

Чем отличается программа по скорочтению для подростков от программы

СКОРОЧТЕНИЕ 1 для взрослых?

У подростков в период полового созревания несколько замедляются процессы восприятия информации. Поэтому обучение проходит в основном на базе тех книг, которые им необходимо будет читать. Специалисты нашей школы установили, что подростки обрабатывают информацию медленнее, чем 12-ти летние дети.

В подростковом возрасте особенно важен коллектив или группа в которой они учатся. Поэтому мы формируем для подростков отдельные группы, в которых первые 3 часа занимаемся скорочтением, а один час оставляем на развлекательные мероприятия.

Для подростков также важно проработать “я-концепцию”. Возможность самоопределиться и идентифицировать себя в группе. Подростки, как и любые дети бывают разные. Поэтому, если ваш ребенок очень целеустремлен, умеет ставить перед собой цели и добиваться желаемого, если подросток уже знает, для чего ем это нужно, то вы можете смело посылть его в группу для взрослых.

Но в группе для взрослых занятия строятся на основе научных текстов. Обычно же у подростков не достаточно развит тезаурус – то есть словарный запас на родном языке на определенную тему. Например, если вы не медик по образованию, вам будет сложно пересказать прочитанную энциклопедию по медицине. Если вы не юрист, то вы не всегда можете уловить тонкости учебника по юриспруденци.

Думаете это не так? Тогда объясните в чем разница между меценатом и филантропом. Поэтому, если ваш ребенок достаточно начитан, и может оперировать богатым активным словарным запасом, вы можете посылать его учиться со взрослыми.

Если же подросток не может объяснить такие понятия как жрец, престол, дедукция, эквивалент, дезинтеграция, рать, то лучше посылать ребенка учиться в группу для подростков. Там он будет чувствовать себя увереннее и не будет бояться выглядеть глупо.

Если же ребенок всесторонне развит, уже задумывается о том, в каком ВУЗе он будет продолжать образование, то лучше посылайте его учиться в группу для взрослых.

Эта программа для детей, чьи родители заботятся о том, чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, которые уважают в своем ребенке личность. Это очень глубокая работа не только с самим процессом чтения, но и с глубинными страхами, самооценкой, уверенностью и позитивным отношением к жизни.

Об авторски правах. Напоминаю, особенно коллегам из России, что данная статья защищена законом об авторских и смежных правах. Не нужно ее копировать, пожалуйста, пишите сами.Охраняется законом об авторском праве. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться по закону.

All related logos, names, characters, and distinctive likenesses are the exclusive property of Irina Lando. All rights Reserved.

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Классическая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 клеток (5 х 5), в центре каждой из которых нарисованы числа от 1 до 25. Длина одной его стороны примерно равняется стандартному книжному листу. Есть также усложненные (6 x 6, 7 x 7, цветные, с буквами и т.д.) и упрощенные (детские, 3 x 3) варианты таблицы Шульте.

Вариант таблицы Шульте для детей и новичков


Так выглядит классическая таблица Шульте


Усложненная версия: те же 25 чисел, но на цветном фоне


А это не самая простая головоломка по мотивам таблицы Шульте.
Требуется на скорость найти числа от 1 до 90.
Проверьте, справляетесь ли вы с этой задачей?

Задача тренирующегося заключается в том, чтобы направить взгляд в центр таблицы Шульте и увидеть все числа по порядку, при этом глаза должны оставаться неподвижными . Таблица Шульте размещается на комфортном для чтения расстоянии (обычно это 30-40 см.) Числа не нужно произносить ни вслух, ни про себя: стремитесь к тому, чтобы воспринимать их напрямую, без облачения в привычную словесную или мысленную форму.

Существуют как бумажные, так и электронные варианты таблицы Шульте. Первые предпочтительнее, зато во втором случае можно тренироваться между делом, например, по дороге на работу или учебу. Начинают тренировки с классической таблицы Шульте, при этом важно следить, чтобы глаза не сильно уставали . Если вы испытываете дискомфорт, обязательно сделайте перерыв. Заниматься нужно 2-3 раза в неделю, постепенно увеличивая сложность заданий. Не рекомендуется просматривать более 10 таблиц Шульте в день.


Таблица Шульте в цветах календаря - тоже усложненный вариант

Эффект от таких занятий вы увидите уже через несколько дней тренировок - вам будет проще абстрагироваться и увидеть сразу всю таблицу, а не пытаться автоматически считать информацию привычным способом; вы расширите площадь воспринимаемого текста. Цель занятий - увеличить скорость прохождения каждого задания. Таким образом, вы тренируетесь находить нужную вам информацию, просто посмотрев на текст, а не выискивая в нем каждое слово.


Тем, кто хочет освоить скорочтение, будет полезна таблица Шульте с буквами

Еще одна область применения таблиц - НЛП (нейролингвистическое программирование), где они помогают расслабиться и научиться воспринимать информацию такой, какая она есть, а не через призму собственного критического восприятия. Это умение также помогает при чтении, так что можно сказать, что эти упражнения вдвойне полезны для тех, кто хочет освоить скорочтение.

Если с запоминанием информации у вас серьезные проблемы, попробуйте сочетать занятия с курсом специальных .

Трудно представить жизнь в информационном и компьютеризированном мире без фотографии. А ведь камера-обскура — это предшественница нынешних фотоаппаратов. Принцип ее работы до сих пор используют при производстве фотооборудования.

Общие сведения

Это изобретение является простейшим оптическим устройством, созданным столетия назад. Кроме всего прочего,этоеще и прибор, при помощи которого можно было получать изображения определенных предметов.

Конструкция

По внешнему виду камера-обскура представляет собой темный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. На противоположной стороне находится так называемый экран, который покрыт либо матовым стеклом, либо же тонким белым листом бумаги. Когда лучи света проходят через отверстие, то на экране получается перевернутый образ внешнего мира. Этот принцип схож с принципом работы нашего глаза, ведь изображения предметов в нем также переворачиваются и обрабатываются. Помимо этого, в современных фотоаппаратах происходит разворот изображения по аналогичному принципу.

Первые упоминания о камере-обскуре

Точная дата ее изобретения неизвестна. Первые упоминания датируются XI веком. А еще раньше, в Х веке, арабский исследователь Ибн аль-Хайсам (Альхазен) наблюдал за солнечными затмениями при помощи палатки, в одной из стенок которой ученый проделал отверстие. За солнцем он следил на противоположной стенке, где образовалось изображение небесного светила после прохождения лучей через отверстие.

В трудах английского философа Роджера Бэкона встречаются места, которые напоминают описание камеры-обскуры, ставшей прообразом объектива в современных фотоаппаратах. Однако точно известно, что это изобретение принадлежит не ему. Еще во времена Античности появился способ построения изображения через малое отверстие.

В ту же эпоху было замечено, что солнечный луч, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие, создает световой рисунок внешнего пространства. Аристотель подметил, что это изображение получается на противоположной стене в перевернутом виде. Кроме того, хотя оно меньшего размера, однако имеет такие же цвета и пропорции, как и реальный объект.

В эпоху Средневековья ученые очень часто использовали камеру-обскуру в своих астрономических исследованиях.

Принцип работы

Его впервые изложил итальянский изобретатель и художник Леонардо да Винчи. Описание данного прибора, сделанное да Винчи, можно обнаружить в трудах Дж. Вентури. Великий итальянец разъясняет принцип работы камеры-обскуры после попадания солнечного света в темное помещение сквозь небольшой зазор. Да Винчи также создал схему расположения отверстий для лучей, траекторию самих солнечный лучей, а также экран, на котором получается изображение. Однако Леонардо в своем трактате ни разу не назвал это изобретение камерой-обскурой.

Есть и другие свидетельства того, что на протяжении столетий ученые разных стран пользовались прибором, напоминавшим тот, который сегодня мы называем камерой-обскурой. Среди них были, например, Кеплер и Цан.

Однако камера-обскура - это устройство, которое применяли не только многие ученые, но и некоторые художники использовали его для создания своих живописных полотен.

Прототипы прибора

В XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер решил создать свою камеру-обскуру. Для этого он установил палатку в поле, сделал в ней отверстие и вставил туда линзу. Он наблюдал, как на прикрепленном листе бумаги, находящемся напротив линзы, возникало перевернутое изображение внешнего мира. Естественно, это можно было рассмотреть, когда солнечные лучи проходили сквозь стекло в палатке.

Новый тип камеры-обскуры удалось создать в том же XVII веке Иоганну Цану. В изобретенном им ящике находилось зеркало под углом 45 градусов по отношению к линзе. Изображение, которое возникало в момент прохождения света через линзу, отражалось на верхней части ящика, покрытой матовым стеклом с калькой. Благодаря этому Цан мог обводить по контуру появившееся изображение. Можно сказать, что это была в своем роде фотография. Среди других достижений Цана числится похожая камера-обскура, только меньшего размера и уже со встроенной линзой. Это был прообраз прибора, которым спустя сто пятьдесят лет будет пользоваться известный изобретатель фотографии Жозеф Ньепс.

Открытия в сфере оптики

Камера-обскура — это изобретение, породившее стремление познавать оптику. В результате начались открытия физических законов в области отражения света. Первым, кто их использовал в своих научных трудах, был Кеплер. Это случилось в 1604 году. И уже через пару лет Галилей сконструировал достаточно сложный телескоп. Еще через два года Кеплер обосновал теорию линз, которая была принята учеными.

Давно было замечено, что влияние солнечного света на окружающий мир весьма велико. Например, было установлено его воздействие на соли серебра, из-за чего серебряные изделия заметно темнеют. Это явление положило начало великой истории фотографии.

Первым, кто смог доказать эту теорию, был физик Иоганн Шульце. В XVIII веке он проводил эксперименты по созданию светящегося в темноте вещества. В ходе своего опыта ученый смешал азотную кислоту, в составе которой было растворенное серебро, с мелом. Профессор заметил, что жидкость, находясь на солнце, постепенно темнеет. Обнаружив это явление, Шульце поставил несколько экспериментов, использовав фигурки и буквы. Он вырезал фигуры из бумаги и приложил к бутылке с раствором. В ходе этого эксперимента удалось получить фотографические отпечатки на меле, смешанном с серебром. Не подозревая о важности своего открытия, он взбалтывал бутылку, после чего изображение терялось. Результаты этого эксперимента физик опубликовал через несколько лет.

Первые фотографии

Начиная с XVIII века возрос спрос на портреты. Учитывая то, что в то время это было дорогое удовольствие, альтернативой живописному портрету стали результаты новых изобретений. Такой портрет создавался при помощи обводки силуэта, который проектировался на бумагу. Затем заготовку вырезали и наклеивали. В 1786 году Жиль-Луи Кретьен придумал обводку лица. Процесс был похож на очерчивание силуэта, однако это изображение потом гравировалось на медной пластинке, с которой делали оттиски на бумаге.

Первая фотография была получена в 1822 году. Это удалось сделать французскому изобретателю Жозефу Ньепсу. Самой старой фотографией, которая смогла уцелеть, стал снимок, сделанный Ньепсом из окна в 1826 году при помощи камеры-обскуры. Она имела оловянную пластинку, покрытую легким слоем асфальта. Создать изображение было затруднительно, поскольку сам процесс фотографирования длился целых восемь часов, да еще и при ярком свете дня. Тем не менее это был настоящий прогресс, так как уже не предусматривалось наличие темной комнаты для получения изображения.

Как изготовить камеру-обскуру в домашних условиях

Многие, кто увлекается оптикой и физикой, нередко задавались вопросом, как же ее сделать самостоятельно? Существует несколько способов, при помощи которых можно посмотреть, как работает изобретение.

Способ №1

Для изготовления камеры-обскуры своими руками необходима коробка, в которой делается отверстие для будущей линзы. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в черный цвет, чтобы избавиться от излишка света и не испортить пленку. Перед затвором нужно установить держатель из картона и приклеить его изолентой к внешней стороне. В самой крышке затвора делается небольшое отверстие, а между его держателем устанавливается пластинка из непрозрачного материала.

К конструкции плотно привязываются подающая и принимающая камера. Кроме того, нужно учитывать герметичность, поскольку если будут щели, то фотография не получится.

В подающий отсек следует вставить новую пленку. Её можно приобрести или же достать из старых фотоаппаратов.

На последнем этапе наклеивается фольга с уже проколотым отверстием, которую следует разместить на имеющееся отверстие в коробке. Края должны быть ровными. После этого можно вставлять пленку в камеру и пользоваться.

Способ №2

Для следующего способа берется кусок плотного картона. Желательно, чтобы его внутренняя часть была черного цвета. Это нужно для того, чтобы в камеру не попадали лишние лучи света, иначе результат может быть испорчен. Кроме того, именно по этой причине всю начинку фотоаппаратов делали черного цвета и продолжают делать. Если вместо картонных заготовок, которые нужно самим собирать, взять готовый коробок, то важно не забыть прокрасить черной краской его внутреннее пространство. Чтобы максимально обезопасить камеру-обскуру, проклейте ее со всех сторон черной липкой лентой. Это послужит дополнительной защитой для того, чтобы свет точно не смог попасть и испортить результат работы.

Для этого способа стоит использовать картонные заготовки: прямоугольники, полоски разных размеров. Из них нужно склеить задник камеры, где и будет находиться пленка. На передней части камеры необходимо создать «объектив», в котором так же, как и в первом способе, сделать небольшое отверстие. Оно должно быть ровным, иначе это сильно повлияет на качество изображения. Когда конструкция будет готова, можно приступать к ее использованию.

Создать камеру-обскуру своими руками вполне возможно. Главное - следовать инструкции. А польза от нее может быть большой.

Например, такая самодельная камера-обскура - это прекрасная возможность изучить законы оптики, ближе познакомиться с наукой.