Что такое философия этика. Этика как раздел философии

Тема: Предмет этики и её категории.

1. Связь этики с философией и другими предметами.

2. Этика как раздел теории и практики.

1. Этика – область философского знания, в которой изучаются проблемы морали, нравственности, поведения, и образа жизни человека. Этику часто называют практикой философии. Как самостоятельная дисциплина, этика сформировалась в конце 18 начало 19 века.

Первые упоминания об этике и попытки систематизировать эти знания предприняли еще в античности. У Аристотеля, этике были посвящены 3 сочинения: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

Слово этика произошло от понятия «этическое», которое в свое время от слова «этнос». Этнос означает народ, нация.

Этика соприкасается с целым рядом гуманитарных дисциплин.

Психология – опирается на этические нормы при формировании необходимых умственных и емоционально-волевых качеств.

Педагогика – в разделе воспитания опирается на данные в этике.

Совместно с этикой и психологией, педагогика решает проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.

Этика на стыке с социологией решает вопросы нормативного поведения человека в обществе и регуляция поведения и его формирования.

На стыке с экологией решаются проблемы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Экологическая кризисность является результатом человека, т.к. именно на нём лежит ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, и её критическое состояние.

Теоретическое – базируется на философии и религии.

Практическую этику часто называют нормативной этикой.

^ Нормативная этика – это кодекс или свод правил норм поведения, которым должен подчиняться индивид.

Этику часто называют наукой о морали. Этика, как раздел философии познания, систематизирует принципы морали и нравственности, систематизирует правила поведения выработанные многими поколениями людей. Предметом этики явл. не знания, а поступки людей.

Исходным пунктом этики явл. опыт общественной жизни, поэтому в этике нельзя достичь точности, что свойственно математикам, химикам, физикам.

Этика выполняет 2 функции – это познавательную (гносеологическая) и нормативную этику.

Для этики важны два таких понятия нравственность и мораль.

Мораль - в переводе с лат. «Mores» означает нравы. Мораль опирается на нравы, существующие в том или ином обществе.

Нравы – это обычаи принятые людьми и отражающие содержательную, видимую сторону поведения человека.

Гегель всегда проводил различие между понятиями моральность и нравственность. Мораль для Гегеля – это сфера реальной свободы связанная с самосознанием и направленности к добру и свободе. Нравственность для него это сфера практической свободы, возвышающаяся над субъективным мнением и желанием. Непосредственным проявлением нравственности по Гегелю явл. семья, так же гражданское общество и государство.

Мораль можно определить как социально сформированную совокупности норм и правил, систему, которая регулирует сознание и поведение людей в конкретном обществе, и их взаимоотношения.

В систему моральной регуляции входит:

1. Нормы – это предписанные правила поведения, объединенные в кодекс.

2. Ценности (добро, справедливость, честь).

3. Принципы это универсальные формы поведения людей, которые чётко формируют взгляды, эти взгляды могут быть связаны с идеологией и выражать интересы, как одного человека, так и социума.

Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизнедеятельности человека.

Разделяют такие понятия как девиантное поведение – нарушение норм поведения. Делинквентное – это нарушение закона.

Нравственность – отражает прежде всего глубинные установки сознания индивида включающие в себя интуитивно нравственные переживания. Нравственные убеждения могут не совпадать с общепринятой моральностью тогда человек сам регулирует свои моральные поступки. Нравственность соблюдается без принуждения из вне.

Категории – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности. Особенностью категории этики является то, что они выражены словами обыденного языка. Предмет этики тесно взаимосвязан с жизнедеятельностью людей. Система этических категорий опирается на определённые представления:

1) Идеалы – это высшие образцы и конечная цель.

2) Ценности – это нравственно значимые представления.

3) Нормы – это требования к человеку и указания им границ дозволенного.

1. Добро и зло

2. Добродетель.

3. Справедливость.

5. Совесть

6. Достоинство

8. Свобода

9. Счастье

Тема: Етичні погдляди Східу та Античності.

1. Этические учения Древнего Китая.

3. Етичні погляди Платона.

4. Етичні погляди Аристотеля. Д.З.

1. Основные понятия по Древ. Китаю: Конфуцианство, даосизм, человеколюбие (жень), золотое правило нравственности, благородный муж «совершенно мудрый», этика ритуалов (ли), лигизм.

Для древнекитайской культуры характерен культ традиции. Авторитет придания, противодействие любым инновациям. В качестве первичного ядра, выступают этические нормы и морали, а вторичные качества – это религия. В Китае существует культ неба, который господствовал в Древнем Китае и сохранился в настоящее время. Императоры – «Сыновья неба», а Китай – это поднебесье.

Концепция поднебесного это предопределения или мандата. Главенствующее значение этического компонента в комплексе представления о мире имело для китайской культуры далеко идущие последствия. Место мифических героев занимают делигилизованые образы мудрых правителей прошлого чьё величие и мудрость самым тесным образом связано с их добродетелями. Место культа великих богов, занял культ реальных предков.

В своей высшей точке вытеснения религии и мифологии, этика ритуальной нормы достигли в конфуцианстве. В центре его взглядов это взаимоотношение между людьми и проблема воспитания, он строит своё учение о нравственности опираясь на культ традиций и ритуалов. Ритуал (ли) – становится высшим этическим символом. Правитель руководит подданными по средствам ли.

Даосизм – основатель Лао Цз.

Даосизм – этический идеал «совершенно мудрый» (Шень - Жень). «Совершенно мудрый» - это человек выше земных грехов и выполняющий добродетель.

Человеколюбие – это почтительное отношение к родителям, уважение к старшим, уважение к старшим братьям и сёстрам, милосердие, любовь к людям, нежелание зла людям. Конфуций выработал золотое правило нравственности – не делай другим того, чего не пожелаешь себе.

Правило золотой середины – это умение в своём поведении находить середину между не здержаностью и осторожностью.

Моральным образцом человека, должно являться – благородный муж (цзюнь- цзы) он выступает по долгу и закону, требователен к себе а не другим, живёт в согласи с людьми, но не следует за ними, ему легко услужить но трудно доставить радость, так как радуется он лишь должному, и он готов идти на смерть ради человека и долга. Благородный муж должен бояться трёх вещей:

1. Веление неба.

2. Великих людей.

3. Слова совершенно мудрых.

Образец благородного мужа противопоставлен простому человеку лишенному всех указанных моральных качеств. Благородный муж это не только этическое, но и политическое понятие. Благородный муж это человек знатного происхождения и составляет основу элиты.

В конфуцианстве этика соединяет традиционные и гуманистические правила. Нравственность оценивается по следующим проявлениям:

1. Следует ли человек ритуалам.

2. Соблюдает ли все обряды.

3. Поведение как внешнее, так и внутреннее.

Моизм – это направление которое противостоит конфуцианству. Конфуцианство – это любовь к ближнему, любовь к дальнему, всеообщяя любовь. Монизм распространял любовь между государствами, тем самым пытались предотвратить войны.

Легизм – он так же противостоит конфуцианству. Большое значение легизм уделяет внимание административным кодексам, что на практике переходило в культ жесткого закона с суровым законодательством. Совесть стала заменяться страхом.

Истинный добродетель ведет своё происхождение от наказаний. Доброта и человеколюбие – мать проступков, так считали легизты.

Подчинение государству должно быть по принципу «сыновья почтительность».

Конфуцианское ли (этика ритуалов) – становиться основой, на которой держится общество и государство.

2. Этические учения Древней Индии.

Будда – царевич Ситхар Гаутаму. Будда в переводе, означает знающий, просвещенный. Время правления Будды 6 век до н.э.

Будда познал два возможных жизненных пути. Путь наслаждения жизнью (гедонизм), умиротворение страстей (ничего не желать Аскетизм).

Будда не был удовлетворен ни одним из этих путей, и нашел третий путь – Средний путь. В своих учениях Будда опирается на индийские, философские мысли – упанишады. Он использует традиционные для индийской философии понятия. Основные из них это - сансара, нирвана, карма.

Сансара – обреченность всех живых существ на постоянное перерождение, мирское бытие представляется как цепь переходов из одного существования в другое. т.е. переселение душ из одного тела в другое. Каким именно будет новое перерождение в более высоком или более низком существовании определяется – «законом кармы», «законом воздания». В буддизме карма понимается как нравственный закон ответственности человека за совершенные ими поступки. Каждое новое рождение – это страдание. Блаженство состоит в том, что бы вырваться из круговорота рождения и смерти, тогда наступает мокша. В буддизме это нирвана. Мокша – освобождение. В этическом плане буддизм противостоит гедонизму. Гедонисты считают, что счастье состоит в продлении и полноте жизни. Буддисты считают, что счастье состоит, в уничтожении условий создающих егозим, невежество, ведущих к обновленному существованию.

Джайнизмы – последователи джайна (победитель). Джайнисты так же верят в цепочку перерождений. Они считают, что во вселенной нет ничего мертвого, она наполнена душами, помимо душ присутствуют и материи. Карма соединяет душу и тело. Для достижения освобождения, низшая материя должна быть подчинена высшему духу. Когда душа освобождается от груза материи тянущей её в низ, она поднимается к вершине вселенной, где прибывает освобождение.

Путь к свободе радикальное преобразование внутренней сущности человека. Мораль необходима, что бы вызвать переделку человеческой природы и воспрепятствовать образованию новой кармы.

Путь в нирвану лежит через три жемчужины.

1. Вера в Джину.

2.Познание его учения.

3. Правильное поведение основывается на добродетелях:

1)Ахимса – не причинение вреда ничему живому.

2) Милосердие и правдивость речи.

3)Честное поведение.

4) Воздержанность в словах, мыслях и делах.

5) Самоотречение от всех (живых) земных благ.

Этика джайнизма подчеркивает значение веры и дела, рекомендуется применять (брать на себя) носильные обязательства. Требования к монахам аскетизм – достижение высшей степени кротости, непреклонности, подвижничества, отрешенности, целомудрия. И именно такой монах способен достичь освобождения и спасения. Этическая система джейнистов строже системы буддистов.

Характеризуя этическую сторону Древней Индии можно отметить высокую духовность направленность на преобразование внутреннего мира человека.

3. Этика Платона.

Платон 5-4 век до.н.э. основная позиция Платона в этическом смысле и в смысле мировоззрения: мир создан и одушевлён Богом. Платон признает иерархию Богов. У каждого из которых, отмечается своя сфера деятельности, круговращение мира ведёт верховный Бог. Части космоса поделены между другими богами. Боги наблюдают за делами людей и для этого существуют божественные законы. Земные люди наделены душами и в зависимости от образа жизни к концу жизни, боги забирают души. Люди которые ведут правильный образ жизни попадают в рай, не правильный в ад.

Правосудие верховных богов несёт каждый человек. Таким образом Платон выделяет идею воздания, возмездия в воспитательных целях.

У Платона космическая душа связана с этикой поведения человека, то есть душа создана Богом, мир одушевлен Богом и душа отождествляет сущность жизни.

Душа согласно Плотину это нечто первичное, возникшее прежде других тел и тело находиться в подчинении души, так как душа возникла раньше.

Душа состоит из трёх частей:

1.Разумной (причина намерений, суждений, и пониманий)

2. Страстная (это лидерство, воля, наслаждение, гнев)

3. Вожделеющая (влечение, к еде к питью, и соитию)

Платон считал, что в человеке нужно воспитывать такие качества как мужества и рассудительность – называют добродетелям, как согласованность чувств и разумов, каждый человек должен следовать золотому и священному руководству разума.

При этом в каждом человеке находится противоположной совести чувства: удовольствия и страдания. Споры и страдания рождают страх, а ожидания – удовольствия и отвагу. И над всем этим стоит разум решающий что человеку лучше, что хуже.

Под воспитание Платон понимает тот путь, который с детства ведет к добродетели. Самое ценное воспитание было относящиеся к душе, затем прекрасное качество тела и потом блага относящиеся к имуществу и достатку. Негативные качества - заносчивость и несправедливость.

^ Желанный образ жизни по Платону.

Жизнь должна быть мужественная, здоровая, разумная. А противоположность правильной жизни – безрассудность, трусливость, разумная жизнь, нездоровая жизнь.

В правильной жизни, по его мнению, не надо стремиться исключительно к наслаждениям, не избегать страдания, и учиться их преодолевать. Надо довольствоваться чем-то средним, поддерживая радостное состояние духа. В своих произведениях Платон рекомендует рассматривать воспитания и обучения людей, как дело государственного значения. Он считает необходимо формировать смешанный разумный и мужественный нрав.

Тема : Этические взгляды Средневековья и эпохи Возрождения.

1. Этика христианства.

2. Этика православия (Плотин)

3. Этические взгляды Аврелия Августина, Ф. Аквинского – Д/з

4. Этика эпохи Возрождения.

1. Этика христианства изложена в Библии состоящая из двух книг: «Ветхого завета» и «Нового»

«Ветхий завет » - взят от иудаизма примерно 7-2 век до н.э.

«Новый завет» - 7 - 5 век до н.э. в нём собрана ранняя христианская литература 1-2 век где излагаются собственные взгляды Иисуса Христа, который выступает как реформатор религиозного учения иудеев. Этические принципы излагаются в общих частях Библии, между ними можно найти ряд противоречий и имеет смысл рассматривать их по отдельности.

Учения изложенные Моисеем в двух религиях можно читать и в иудаизме и в христианстве.

Декалог – это внутренняя целостная система в которой нормы взаимоотношений между людьми прямовытекают и зависят от норм взаимоотношений с Богом. Любовь рассматривается в контексте познания Бога, то есть любовь через Бога. Могущество Бога это его беспосредность, это гарантия справедливости.

То что Бог является главным контролирующим как религиозно так и морально, то что он покарает любое отступление любого человека от приписанной нормы. Любое отступление не остается безнаказанным.

Декалог вошёл в христианско – европейскую культуру, как самостоятельный кодекс.

1. Не убивай.

2. Не кради.

3. Не прелюбодействуй.

4. Не лжесвидетельствуй.

Этические взгляды воспринимаются как данные от Бога и в их изложении участвует Бог – отец и Бог – сын. Золотое правило иудаиско – христианской этики: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел что бы поступали с тобой». Это правило является золотым правилом и составляет учение как иудаистов так и христиан. Моральные учения составляют основу исповедей Христа и одно из его правил: Люби дальнего, как ближнего своего. Эти правила близки к конфуцианству а так же легизму и буддизму.

2. Этические взгляды Плотина

Плотин явл. крупнейшим представителем неоплатонизма, это течение которое рассматривает переход Античности к Среднековью.

Концепция Плотина строится на принципах характерных для Античности. Он считает: Античная философия закладывает основу христианского мировоззрения в этике.

Плотин различает 2 вида добродетелей:

1. Общественная или признаваемые обществом добродетели (здравомыслие, справедливость и мужество, воздержаность – может быть как телом воздержание от страсти, так и от материальных благ).

Подленный мудрец по Плотину должен воздержаться от всех земних благ.

2. Воспитание человека в обществе – духовное самоудовлетворение.

Восприниманию свого духовного совершенства (адекватно) мешает наше тело, а прежде всего забота о нём. Человек находится во власти пустой суеты и ложных нравственных тривог. Нужно по мере сил отторгаться от всякого постороннего шума и сохранить в чистоте силу восприятия души. Необходимо сконцентрироваться на внутренних этических переживаниях – это не обходимо для принятия божественного присутствия. В этом и сосотоит задача добродетеля по Плотину.

Основной мудростью по Плотину явл. воссоединение с Богом.

Мудрец живёт на предельно возможной для него высоте, уделяя низшим уровням внимания, лиш необходимое для сохранения жизни.

«Что бы получить урожай надо не молиться, а возделывать почву»

«Если пренебрегать своїм здоровцем, будеш болеть»

Самая великая сила по Плотину – это умение извлечь пользу из зла.

Несмотря на то, что этика и философия могут показаться двумя совершенно разными областями знаний, обе науки изучают поведение людей с точки зрения нравственных и моральных принципов. Этику называют практической философией, потому что она рассказывает изучающим, как следует жить, каким принципам следовать, какой морали придерживаться. Этика в философии занимает важное место, отвечая на множество прикладных вопросов.

Рабочие термины и ключевые понятия

Этика – это философия, объединяющая воедино мораль, этос и нравственность. Ее цель – открыть для человека тайну морального через воспитание в нем культуры общения. Люди ограничены знаниями о табуированной морали, которая не всегда вызывает желание ей следовать. Нигилистическое отношение к морали приводит к поведенческой нереализованности личности. В результате псевдоценности вытесняют мораль.

Этика обязана тем, что стала самостоятельной дисциплиной, Аристотелю. Он в 4 веке до нашей эры вывел этот термин, заключив его в область знаний между наукой о душе и наукой, изучающей искусство управлять обществом и государством – психологией и политикой.

Чтобы вести разговор об этой дисциплине, необходимо понимать значение следующих понятий:

  • этика – учение, рассказывающее о тех добродетелях, которые могут привести человека к счастью и благам;
  • мораль – наставление или вывод, сделанные с поучительной целью;
  • нравственность – путь освоения людьми мира, основанный на духовно-практических знаниях.

Из названных определений становится понятным, что нельзя объединять эти термины или принимать их за синонимы. Они не были таковыми с момента, когда зародились философия и этика, связь между которыми существует и по сей день.

Понимание категорий добродетели и долга менялось по мере развития человечества. В эпоху Средних веков добродетели были связаны с соблюдением божьих законов и познанием Божественного. Если во времена античности человек должен был быть наделен мудростью, благоразумием, щедростью и справедливостью, то в Средние века список качеств сокращается до способности к надежде, вере и любви.

Во время Возрождения, распространение получает принцип гуманизма. Позже в своих этических произведениях делает основополагающей категорию долга, заявляя, что человек должен поступать так, чтобы воля смогла лечь в основу законодательства для всех остальных людей.

В XX веке появилась прикладная этика, ставшая новым этапом этического знания. Она призывает людей к освоению ценностно-культурных мировых богатств, гуманистических принципов, возможностей совершенствовать духовную и практическую стороны бытия.

Этика как отрасль философского знания

Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

Первая является кодексом правил и норм, которыми человек должен руководствоваться, чтобы правильно жить в обществе. Вторая изучает философско-религиозные вопросы, объединяет научную информацию. Благодаря рассуждениям и выводам, которые основываются на принципе логичности, этика стала научной дисциплиной. Но, несмотря на это, этику также можно отнести к философии на основании проблем, которые она рассматривает.

Помимо этики, к философским дисциплинам относятся:

  • гносеология;
  • онтология;
  • эстетика.

Перечисленные отрасли охватывают различные темы в зависимости от историко-культурных и иных особенностей изучаемого вопроса. Вопросы, подпадающие под компетенцию этики, относятся к онтологии теории познания. С помощью онтологических и гносеологических догм, этика показывает, что нравственные ценности существуют в реальности и что каждый человек может изучить их и вписать в свою картину мира.

Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания. Производя не только информацию и знания, которые можно изучить, но и духовные ценности, проявляемые в реальной жизни, она становится основой деятельности человека и задает ей вектор, указывает на добродетели, к которым следует стремиться в течение жизни.

Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.

Этика как предмет профессиологического анализа

Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.

Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.

Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.

Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.

Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.

Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.

Объект и предмет этики как практической философии

Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.

Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.

Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:

  • отношения внутри рабочих коллективов;
  • отношение работников к своему труду, коллегам и клиентам;
  • нравственные устои;
  • профессиональное воспитание будущих профессионалов.

Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.

Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально. Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.

Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.

Структура и актуальные этические проблемы

Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:

  • история дисциплины;
  • теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
  • описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
  • социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
  • психология нравственности и морали;
  • праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
  • педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.

Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.

Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным. Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:

  • проведение этико-прикладных исследований;
  • организация деловых отношений;
  • арт-бизнес;
  • эстетика;
  • обучение культуре управления;
  • биоэтика;
  • этикет.

Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.

Актуальные этические проблемы

Несмотря на то, что мы привыкли считать современное общество достаточно развитым, оно не только имеет многие этические проблемы, которые отмечали философы, стоящие у истоков этой дисциплины, но и породило новые. Последние имеют взаимосвязь с информационным, техническим и экономическим развитием общества и происходящими в нем политическими процессами.

Одна из основных проблем, стоящих особенно остро – это неравномерность распределения ресурсов на планете. В то время как демографический взрыв характерен для одних стран, мировые ресурсы находятся во власти других государств. Меняются ценности людей, растет склонность заменять духовную сферу вещизмом. Само понимание смысла жизни человека изменяется.

Современные этические проблемы таковы:

  • терроризм, являющийся следствием глобализации;
  • создание общей основы для развития разных культур – идеи ненасилия и демократизации общества;
  • виртуализация процессов коммуникации;
  • проблема информационной безопасности.

Эти проблемы подводят человека к одному: готовности сделать правильный моральный выбор для гармоничного сосуществования с обществом и собой.

Этика – наука, изучение которой важно в наше время. Зародившаяся много столетий назад, она способна пролить свет на проблемы мира и человеческой души, научить следовать моральному закону и соблюдать нравственные принципы.

Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда "этикос" - имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину , а именно - философию морали ("мораль" и "нравственность"- синонимы, по-латыни mores- "нравы") .

Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль нравственностькак форма общественного сознания ,как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни, а центральной nроблемой - Добро и Зло .

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи , стоящие перед ней:
1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни".

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение , понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа.

Этика рассматривает общение как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Существует давняя традиция считать главным вопросом этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда в той или иной мере осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага. Для этого существуют так называемые "социальные регуляторы" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия. Общество не может не заботиться об этом, ибо без эффективной оценки и регуляции отношений оно просто не сможет существовать как социальное целое.



Этическая мысль начинается с различения оттенков положительного, с догадки о том, что приятное и привлекательное может не быть хо­рошим.

Во всех культурах правила житейской мудрости получили соответствующее название. На основе гречес­кого языка сложился термин «канон ». Сначала этим сло­вом обозначалась прямая тростниковая палка, которая использовалась для выравнивания тех или иных соору­жений. Позже - всякий образец и правило вообще. В латинском языке аналогичное значение приобрел термин «norma ». Дви­жение от частных правил к общим вызвало к жизни тер­мин «максима » как словесное выражение высшей, самой общей нормы, устанавливаемой человеком для самого се­бя. Римская культура впоследствии довела умение крат­ко формулировать максимы до совершенства.

Тенденция к обобщению правила житейской мудрости поро­дила так называемое «золотое правило нравственнос­ти», которое является квинтэссенцией нравственного от­ношения к другому человеку вообще. Одна из самых древних его формулировок припи­сывается Фалесу: «Самая лучшая жизнь, когда мы не дела­ем сами того, что осуждаем в других». В Китае аналогич­ное правило высказывает ученик Конфуция Цзы гун: «Че­го я не желаю, чтобы другие делали мне, того же я желаю не делать и другим» («Лунь-юй», V, 12). Простота, ясность и убедительность «зо­лотого правила нравственности» побудила многих этиков (в том числе Л.Н. Толстого) придать ему уникальное значе­ние - сделать его универсальным этическим принципом (от лат. «principium» - «начало») - таким положением, из которого, как некоего начала, можно вывести содер­жание всех остальных.

Такое истолкование роли «золо­того правила нравственности» встретило возражения, что практическая жизнь человека не перекрывается отноше­ниями между равными существами, она включает в се­бя то, в чем люди изначально не равны. Другие этики, не удовлетворившись ни одной из перечисленных формулировок, пытались предложить свой собственный принцип.

Немецкий философ XVIII в. Мендельсон при­дал ему следующую форму: «Делай свое собственное вну­треннее и внешнее состояние, а также состояние своего ближнего, в соответствующей пропорции, настолько со­вершенным, насколько можешь».

Кант назвал высший принцип нравственности категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу все­общего закона».

Шопенгауэр нашел более простую фор­мулу: «Никому не вреди и помогай всем, насколько мо­жешь».

Липпс сосредоточил внимание не на другом че­ловеке, а на отношении к самому себе: «Внутренне всегда поступай так, чтобы оставаться верным самому себе».

Однако ни один из названных и многих других принципов не охватывает всех возможных правил поведения. Нра­вы, даже положительные, настолько разнообразны, что едва ли когда-нибудь удастся свести их к какому-то од­ному формальному положению. Одной общей формулы, которая подходила бы для всех случаев жизни, этика по­ка не нашла и едва ли найдет в будущем.

Особо следует отметить связь этики и философии. Как уже говорилось, этика - философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира, то этика - нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми.

В последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе...

Ненасилие есть отказ от насилия как способа (средства) разрешения общественных конфликтов, борьбы за социальную справедливость. Отказ от насилия при этом ни в коем случае не есть отказ от самой борьбы за социальную справедливость. В качестве ответа на ситуацию социальной несправедливости (многообразные формы угнетения человека человеком) в реальном историческом опыте чаще всего сознательно культивировались две различные нравственно-политические стратегии – смирения (покорности) и насильственного сопротивления. В рамках такой альтернативы насильственное сопротивление является, несомненно, более предпочтительной позицией и с точки зрения эффективности поведения и с точки зрения его нравственного качества. В случае насильственного ответа на несправедливость люди, даже если признать, что они используют неадекватные средства, сохраняют ответственность за цели, в то время как покорность означает не только отказ от насилия как средства борьбы, но и от справедливости как единственно достойной человека общественной цели. Известно высказывание М. Ганди, согласно которому смелое использование физической силы намного предпочтительней трусости. наряду с покорностью и ответным насилием в ситуации социальной несправедливости существует еще одна (третья) стратегия поведения – ненасильственное сопротивление, которое схоже с ответным насилием в том, что оно ориентирует деятельность на социальную справедливость, и отличается от него тем, что обязуется достичь этого без применения насилия. Ненасилие ответственность за цели деятельности дополняет также ответственностью за средства борьбы. Ненасилие отрицает силу в деструктивной, разрушительной форме насилия, но не силу вообще. Оно само есть выражение силы, которая, если можно воспользоваться таким каламбуром, является более сильной, чем сила насильственной борьбы. Во всяком случае оно требует больше решимости, внутренней душевной силы. Ненасилие – не просто отказ от насилия, альтернатива ему. Оно является вместе с тем постнасильственной стадией. И исторически и в плане развертывания интеллектуально-психологических возможностей человека оно следует за насильственным сопротивлением, после него. Оно представляет собой позицию общественных сил и индивидов, которые вполне могут практиковать насильственное противостояние, более того, в той или иной форме практиковали его, но которые способны на большее и идут дальше, открывают новые – более высокие – возможности исторического и личностного развития. Если насильственную борьбу считать выражением героизма, то ненасильственную борьбу следовало бы назвать сверхгероизмом.

Введение

Этика (от древнегреч. еtоs - нрав, привычка) - философское исследование морали и нравственности.

Этика - одна из наиболее древних форм духовной деятельности. На протяжении многих веков люди стремились понять природу нравственных ценностей, научиться ориентироваться в жизненных ситуациях, обрести устойчивые жизненные цели. Моральные нравственные ценности - одна из форм проявления моральных отношений общества: общественное значение, достоинство личности и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы. Значительный вклад в духовные искания человека на этом пути вносят религия и искусство, накопившие огромный нравственный опыт. Однако только этика стремится к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысло-жизненных проблем человека: как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему следует стремиться.

Первоначально смыслом слова "этос" было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д. Впоследствии от слова "этос" был образован термин "этика".

Цель данной работы: проследить развитие этических учений в истории философской мысли.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


Этика как философская дисциплина

Зарождение философско-этического мировоззрения происходит на самой заре цивилизации, в эпоху становления классового общества и разделения материального и духовного труда.

На протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве - в мифах, сказках, религиозных представлениях. Далее, началу процесса становления этики способствовала ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика.


Многие мыслители древности подчеркивали практическую направленность этики.

Характерные этические рассуждения содержались уже в первых письменных свидетельствах человечества. В древнеегипетском папирусе Присса (IV тыс. до н.э.) неизвестный автор сетовал по поводу извечной проблемы: "Жизнь теперь не та, что была прежде; дети не слушаются родителей".

В этих немногих словах формулируется основной круг этических представлений о том, что, во-первых, люди могут вести себя хорошо или плохо; во-вторых, хорошая, правильная жизнь заключается в послушании и, в-третьих, действия отдельных людей могут влиять на течение общественной жизни.

Процесс формирования этики в качестве системы взаимосвязанных проблем и соответствующих понятий начался значительно позже - в середине первого тысячелетия до нашей эры, практически одновременно, в Древней Греции, Индии, Китае.

Появление первых этических учений Древнего Востока датируется I тысячелетием до н.э. Наиболее влиятельными среди них стали брахманизм и буддизм в Индии, а также конфуцианство в Китае.

Этическая мысль Древнего Востока отличалась разнообразием, но в ней можно выделить общие характерные черты:

1) процесс накопления знания носил не интенсивный, а экстенсивный характер, т.е. знания накапливались, но не развивались;

2) школы и течения развивались параллельно, а не последовательно, что затрудняло процесс преемственности;

4) направленность не на внешнюю реальность и объективную действительность, а на самосовершенствование.

Эти особенности обусловливались особенностями социально-экономической и политической действительности стран Древнего Востока, для которых были характерны отсутствие частной собственности на землю, сильная зависимость от государства, формирование закрытого сословного общества с высоким уровнем социального неравенства.

Достижения этической мысли Древнего Востока можно разделить на религиозные и социальные. К первым относится создание таких добродетелей, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие, покорность. Среди общественно-нравственных ценностей, культивируемых этической мыслью Древнего Востока, необходимо отметить следующие: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к старшим, гостеприимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям. Можно сказать, что этические учения Древнего Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы.

Как термин и особая систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю (IV в. до н.э.): впервые она встречается в названии трех его сочинений, посвященных проблемам нравственности ("Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика"). Для него это некая сумма знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. Различнымипроблемами морали активно занимался и его учитель - Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона - Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V-IVвеке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре.

После Аристотеля этика первое время оставалась одним из типичных названий философских произведений. В научном обиходе понятие "этика" закрепляют стоики (с III в. до н.э.), они стали считать ее (наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии. Затем словом "этика" стали обозначать область философских знаний, изучающую человеческие добродетели, или учение о нравственности, исследующее жизненную мудрость, в рамках которого люди пытались понять, что такое счастье и как его достигнуть.