Энергетическая революция: ОДК испытывает мощнейший газотурбинный двигатель. Испытания первого отечественного газотурбинного двигателя большой мощности

Произведенная Объединенной двигателестроительной корпорацией (входит в Госкорпорацию Ростех) в рамках программы импортозамещения первая российская газотурбинная энергетическая установка мощностью свыше 110 МВт ГТД-110М успешно прошла первые два этапа испытаний. На второе полугодие 2017 года запланированы испытания с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины, затем длительные комплексные испытания, а на 2018 год - запуск в серийное производство.

ГТД-110М мощностью более 110 МВт - одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. На сегодняшний день в России серийно не производятся отечественные газовые турбины в классе мощности свыше 110 МВт.

Работа по проекту ГТД-110М ведется ООО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» - совместным предприятием, в которое входят ПАО «Интер РАО», АО «Роснано» и производитель турбины ПАО «НПО «Сатурн» (входит в ОДК, расположено в г. Рыбинск Ярославской обл.). Создание ГТД-110М является стратегическим проектом, реализуемым в рамках программы импортозамещения в области газотурбинных технологий при активной поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Госкорпорации Ростех.

Первые два этапа испытаний опытного образца ГТД-110М, проходившие на испытательном стенде АО «Стенд» (г. Комсомольск, Ивановская обл.), подтвердили эффективность реализованных первоочередных НИОКР проекта. В частности, проведена оценка внедренных мероприятий по снижению динамических напряжений рабочей лопатки 1-й ступени и мероприятий по обеспечению ресурса камеры сгорания, а также тепловой эффективности корпуса. Проведены испытания термобарьерных и износостойких покрытий жаровых труб и термобарьерных наноструктурированных покрытий рабочих лопаток турбины.

«Проведенная «Инжиниринговым центром «Газотурбинные технологии» и НПО «Сатурн» работа показала верность выбранных решений, направленных на устранение «детских болезней» ГТД-110. В результате по ключевым технико-экономическим параметрам ГТД-110М конкурирует с лучшими зарубежными аналогами, - говорит заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» - руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергей Михайлов. - В ближайшее время мы будем готовы предложить потенциальным заказчикам конкурентоспособный двигатель большой мощности. По предварительным оценкам, потребность только отечественного рынка в газотурбинных установках на базе ГТД-110М составляет до 80 штук до 2030 года».

В настоящее время ПАО «НПО «Сатурн» ведет работу по созданию малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) для ГТД-110М, конструкторская документация на которую разрабатывается в соответствии с мировыми тенденциями обеспечения экологических норм. Ранее в ОАО «ВТИ» и ФГУП «ЦИАМ» были проведены стендовые испытания прототипа МЭКС на низких и полных параметрах, по результатам которых полностью подтверждены заявленные технические характеристики и обеспечены выбросы NOx не более 50 мг/нм3, СО - не более 10 мг/нм3.

«Работа по созданию качественного нового продукта - ГТД-110М - позволила НПО «Сатурн» расширить конструкторскую, технологическую и производственную компетенцию, - говорит заместитель генерального директора - управляющий директор ПАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков. - Мощности предприятия в настоящее время позволяют производить до двух таких изделий в год, однако НПО «Сатурн» разработана концепция расширения производства для серийного изготовления ГТД-110М в объеме 6-10 штук в год, что позволит обеспечить потребности российского рынка энергетического оборудования».

Существенным преимуществом ГТД-110М перед зарубежными аналогами является высокий КПД - 36,5% (ISO), что выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия. Кроме того, уникальные массогабаритные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже в отдаленные регионы страны в полной заводской готовности любыми видами транспорта, а также выполнять монтаж турбины при замене устаревшего оборудования без реконструкции здания станции. Среди других особенностей ГТД-110М - хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии.

Отечественные ученые сегодня подошли к порогу новейшего инновационного открытия: испытывается новый газотурбинный двигатель ГТД-110М. Отмечается, что мощность двигателя предельно высока.

Входящая в Госкорпорацию компания ОДК в рамках программы импортозамещения активно испытывает мощный двигатель 110 МВт ГТД 110М. Сообщается, что энергетическая установка уже успешно прошла первые два этапа испытаний. На второе полугодие 2017 года запланирован ряд других задач с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины. Далее пойдут длительные комплексные испытания на 2018 год - запуск полноценного серийного производства.

В ОДК отмечают, ГТД-110М мощностью более 110 МВт – является одновальной газовой турбиной, предназначенной для использования глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. Напомним, до сегодняшнего дня Россия не видела отечественных газовых турбин в классе мощности свыше 110 МВт.

Предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. На сегодняшний день в России серийно не производятся отечественные газовые турбины в классе мощности свыше 110 МВт.

Согласно официальным данным uecrus.com, первые два этапа испытаний образца ГТД-110М подтвердили эффективность реализованных первоочередных НИОКР проекта. В частности оценку придали внедренным мероприятиям по снижению динамических напряжений рабочей лопатки 1-й ступени и мероприятий по обеспечению ресурса камеры сгорания, а также тепловой эффективности корпуса

Более того, проведены испытания термобарьерных и износостойких покрытий жаровых труб и термобарьерных наноструктурированных покрытий рабочих лопаток турбины. Примечательно, что верность выбранным решениям по проекту устранения «детских болезней» дала свои плоды. В конечном итоге, ГТД-110М теперь может конкурировать с лучшими зарубежными аналогами. В ближайшем будущем двигатель впервые предложат потенциальным заказчикам. По предварительным оценкам, потребность российского рынка в газотурбинных установках на базе ГТД-110М составляет до 80 штук до 2030 года.

Огромным преимуществом ГТД-110М является высочайший КПД - 36,5%. Это выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия. Вдобавок, уникальные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже на далекие дистанции в полной заводской готовности абсолютно любыми видами транспорта. Монтаж турбины при замене устаревшего оборудования может выполняться без реконструкции самого здания станции.

Другие выделяющиеся особенности ГТД-110М - идеальная динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высочайшие показатели топливной эффективности, а также низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии. Такую разработку для отечественного производства можно по праву считать революционной. Именно с её помощью будет дан мощный толчок как экономике страны, так и науке.

Разгоревшийся вокруг газовых турбин для ТЭС в Крыму скандал вновь актуализировал необходимость снижения зависимости российской энергосистемы от импортного оборудования, однако создание в стране собственного производства газовых турбин высокой мощности с нуля не целесообразно в условиях окончания программы договоров предоставления мощности (ДПМ) и отсутствия долгосрочного спроса, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Наиболее оптимальный путь - использование схем локализации и доработка производимой НПО «ОДК-Сатурн» (Объединенная двигателестроительная корпорация, входит в Ростех) первой российской газотурбинной энергетической установки мощностью 118 МВт - ГТД-110М.

Как сообщил ТАСС заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов, по оценкам Минэнерго России, сегодня спрос на большие турбины в России в среднем составляет 2–3 единицы ежегодно или 53 единицы до 2035 года.

«На долгосрочный период, с учетом прогнозного прироста потребляемой мощности до 2035 года на 24 ГВт, а также потребности в замене устаревших турбин с наработкой свыше 300 тыс. часов (турбины типа К-300) спрос на турбины большой мощности в России должен составить порядка 53 единиц.

При отсутствии в стране проектов, требующих резкого прироста мощности, 53 единицы - это значительный рынок», - сказал Черезов, отметив, что такого спроса все же недостаточно для разворачивания производственных мощностей.

Турбина непростой судьбы

Созданный в рамках реформы «РАО ЕЭС» механизм ДПМ позволил обеспечить ввод новых мощностей в стране с привлечением продукции западных производителей - Siemens, GE, Alstom, Mitsubishi, Kawasaki и других. Сегодня в России эксплуатируется около 244 газовых турбин иностранного производства, что, по данным Минэнерго, составляет 63% от общего количества.

Доля российских турбин ниже - 147 единиц, или 37%. Попытки создать собственную турбину высокой мощности предпринимались еще много лет назад, в 2012 году энергетики жаловались, что производимые «Сатурном» газотурбинные двигатели ГТД-110 часто выходят из строя.

В 2013 году «Сатурн» подписал инвестиционное соглашение с Роснано и «Интер РАО» по созданию газотурбинного двигателя нового поколения - ГТД-110М. Планировалось, что реализация проекта завершится в 2017 году, однако пока ГТД-110М - результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110 - проходит испытания.

В пресс-службе предприятия ТАСС рассказали, что на второе полугодие 2017 года запланированы испытания с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины, затем длительные комплексные испытания, а на 2018 год - запуск в серийное производство. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков отметил ТАСС, что Минпромторг поддерживает этот проект и «надеется, что в 2018 году турбину выведут на серийное производство».

Черезов считает, что «Сатурну» необходимо активизировать работу над доведением этой турбины до требуемых технических характеристик. «Газовая турбина «Сатурна» - довольно интересный проект, но для полной его реализации требуются серьезные вложения. Во время испытаний на станциях был составлен перечень замечаний, и на их основе в рамках рабочей группы Минпромторга сформулированы требования по модернизации турбины, так как есть небольшие недоработки.

«Эту работу целесообразно продолжить, аналог турбины нам необходим», - отметил замминистра энергетики, добавив, что в России есть объекты электроэнергетики, на которых могут быть использованы данные турбины.

«ОДК-Сатурн» предварительно оценивает потребность отечественного рынка в газотурбинных установках на базе ГТД-110М в 80 штук до 2030 года.

«Проведенный анализ рынка позволил определить „скрытые” резервы в виде большого объема модернизации и реконструкции ТЭЦ. Кроме того, имеется потребность в газотурбинных установках большой мощности в качестве механического привода для их применения на перспективных заводах по сжижению природного газа», - сообщили ТАСС в пресс-службе ОДК.

В чем преимущество?

Существующие мощности «ОДК-Сатурн» позволяют производить до двух ГТД-110М в год. Планы компании амбициозны, предприятие уверено в рентабельности проекта.

«Разработана концепция расширения производства для серийного изготовления ГТД-110М в объеме 6–10 штук в год, что позволит обеспечить потребности российского рынка энергетического оборудования. „ОДК-Сатурн” на базе полученного опыта по реализации проекта ГТД-110М подготовило предложения по дальнейшей модернизации двигателя с возможностью увеличения его мощности до 150 МВт. По нашей оценке, российский рынок нуждается в отечественных энергетических ГТД большой мощности, поэтому мы уверены в рентабельности проекта», - отметили в пресс-службе.

Ключевым достоинством российской разработки «ОДК-Сатурн» называет ценовой показатель при не уступающих конкурентам техническим параметрам.

«Существенным преимуществом ГТД-110М перед зарубежными аналогами является высокий КПД - 36,5% (ISO), что выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия. Кроме того, уникальные массогабаритные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже в отдаленные регионы страны в полной заводской готовности любыми видами транспорта, а также выполнять монтаж турбины при замене устаревшего оборудования без реконструкции здания станции.

Среди других особенностей ГТД-110М - хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии», - подчеркивают в компании.

Заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов выделил также невысокую металлоемкость российской турбины.

«Отечественная турбина отличается от Siemens подходом в изготовлении, она имеет относительно невысокую металлоемкость. Например, в ее конструкции применяются пустотелые валы.

У такой технологии нет. Конструкция ГТД-110М сделана по аналогии с турбинами на корабельных установках. Пустотелые валы позволяют облегчить конструкцию турбины за счет снижения металлоемкости, что делает корабль существенно легче. На наш взгляд, в ГТД-110М заложено много интересных идей, но требуется доработка автоматики, системы управления турбиной, решение вопросов с материалами, используемыми на лопатках и горячей части. Конечно, это большой объем научной работы, но ее необходимо проделать», - пояснил он.

По пути локализации с оглядкой на Китай

Черезов считает, что все же в краткосрочном и среднесрочном периоде с учетом уровня спроса на газовые турбины ожидать лавинообразного притока инвестиций в развитие турбин именно российского производства большой мощности не стоит, особенно с учетом того, что по сложившейся практике объем государственного финансирования подобных проектов составляет в среднем 30% от общего объема.

«Если смотреть с позиции оценки экспортного потенциала перспективных газовых турбин большой мощности, то здесь нам предстоит пройти немалый путь к созданию конкурентоспособной инновационной продукции.

На эти цели нужно минимум 10 лет. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективе приемлемой для нас является схема локализации, в долгосрочной перспективе мы будем наращивать собственные компетенции в области крупного энергетического машиностроения и постепенно переходить на собственное производство с полным циклом, включая сервисное обслуживание», - пояснил замминистра.

По его словам, схема локализации позволит не только сформировать компетенции в области газотурбиностроения, но и обеспечить трансферт технологий в отечественное производство газовых турбин. Не стоит, по мнению замминистра, забывать и о том, что для этого нужно и развитие смежных отраслей - металлургии, информационных технологий, включая информационную безопасность.

Черезов заметил, что необходимо предпринять действия по дальнейшему улучшению ситуации, связанной с локализацией производства оборудования, а именно о выполнении взятых на себя обязательств. В качестве удачного примера он привел опыт компаний из Китая, сумевших за несколько лет наверстать упущенное в энергомашиностроении.

«Мы анализировали ситуацию с производством газотурбинного оборудования в Китае. Начиная с 2000 года за счет использования схемы локализации и освоения компетенций, им удается выпускать турбины по техническим характеристикам не уступающие европейским. Благодаря локализации, китайские компании перешли на серийный выпуск аналога турбины Siemens, но мощностью 300 МВт.

При этом в программах локализации, используемых в Китае, график локализации прописывается по годам, с предусмотренными за невыполнение обязательств штрафами. При таком подходе в течение пяти лет Китай может закрыть собственные потребности и по другим позициям, закупаемым сейчас в Европе или США. Например, на лопатки газовых турбин и других компонентов горячего тракта», - поделился Черезов.

Замминистра также отметил, что компаниям, локализующим производство, необходима финансовая поддержка.

«В Китае, например, такие предприятия получают финансовую поддержку. Кроме того, они застрахованы. В случае низкого спроса на продукцию, банки берут риски на себя, компенсируя потери производителю.

Именно поэтому нам нужно развивать не только технический задел, но и разрабатывать такие меры поддержки, как кредитование финансовыми организациями компаний, занимающихся локализацией, на длительный период и под низкий процент.

Данные меры должны быть первоочередными. В Китае проекты по газотурбинному оборудованию финансируют банки первой пятерки», - добавил он.

Без драматизма

Siemens, работающий в России более 160 лет, пересмотрел формат работы в РФ и обозначил более жесткие рамки дальнейшего сотрудничества с энергетиками из-за ситуации вокруг поставок турбин для теплоэлектростанций в Крыму. Концерн заявил 21 июля, что все четыре газотурбинные установки для крымских тепловых электростанций (ТЭС) оказались производства Siemens и были поставлены на полуостров в обход санкций Евросоюза.

Компания через суд намерена добиваться возврата генерирующего оборудования. Сложившаяся ситуация также стала поводом для инициирования Siemens проверок российских партнеров по строительству электростанций на предмет соблюдения ими экспортных правил ЕС и временной приостановке поставок энергооборудования по уже заключенным контрактам.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров при этом ранее подчеркивал, что российская сторона обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для ТЭС в Крыму. По словам министра, Симферопольская и Севастопольская ТЭС будут оснащены турбинами российского производства, но с использованием элементов зарубежного.

У турбин есть российский сертификат, отмечал глава Минпромторга. В «Технопромэкспорте» сообщали, что «на сегодняшний день турбины прошли модернизацию, и специфицированы по характеристикам под проект с использованием российских ноу-хау».

Гендиректор промышленного холдинга «Ротек» Михаил Лифшиц считает, что драматизма в заявлениях немецкого концерна нет, а России нужно иметь собственное производство, но возможно это лишь при долгосрочном и понятном спросе.

«Рынок газовых турбин богат. Никуда не делись такие компании как Ansaldo Energia, MAPNA, Mitsubishi. Если Siemens оказался в какой-то щекотливой ситуации и готов потерять часть рынка, то его заместят очень быстро. Драматизма в событиях с Siemens нет», - отметил эксперт.

По словам Лифшица, для развития собственных компетенций в стране «необходимо иметь более определенную позицию государства, которое будучи достаточно весомым собственником энергетической инфраструктуры, должно определять спрос».

«Компетенций в стране по газо-турбостроению в стране хватает благодаря нашим западным коллегам и благодаря тому, что уже построено.

Поэтому если стоит задача собрать компетенции и создать турбину - она абсолютно реализуема внутри страны. История в том, что есть конкурентная среда и как производитель могу сказать, что многие аспекты деятельности, в которых мы живем, ставят нас в заведомо неконкурентную позицию. Если, например, кто-то решил сделать турбину в Германии, то он может взять кредит под 0,5%, а чтобы сделать турбину в России, нужно пойти и взять кредит, но уже, к примеру, под 10% годовых. При этом мы одинаково покупаем металл, являющийся биржевым товаром и так далее», - пояснил он.

Лифшиц подчеркнул, что «стоимость денег для российского производителя - это не помощь от государства, а создание конкурентной позиции для участников рынка».

Юлия Темерева

Новую энергоустановку большой мощности ГТД-110М запустят в серию после 2017 г МОСКВА, 2 апр — РИА Новости/Прайм. Необходимость строительства электростанций в Крыму в условиях действующих санкций продемонстрировала зависимость российской тепловой электроэнергетики от импортного оборудования. Речь, прежде всего, идет о газовых турбинах большой мощности.

После 2017 года запустить их в серийное производство рассчитывает совместное предприятие «Интер РАО», «Роснано» и НПО «Сатурн», входящего в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» «Ростеха» (ОДК), — «Инженерный центр газотурбинных технологий».

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА «Реальный пример газовой электростанции, построенной полностью исключительно на базе отечественных разработок, у нас в России один — это Ивановские ПГУ, принадлежащие ОАО «Интер РАО ЕЭС».

Если говорить о конкретном оборудовании, то, например, на тех же Ивановских ПГУ работают газовые турбины производства НПО «Сатурн» (ГТД-110). «Силовые машины» представлены на рынке двумя линейками: лицензионной ГТЭ-160 и собственной разработкой ГТЭ-65″, — отмечает руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.

Исторически в России недостаточно развито производство газовых турбин, рассказал РИА Новости представитель «Силовых машин».

«Эта область энергомашиностроения является настолько технологичной, что быстро восстановить ее можно только путем приобретения лицензий и локализацией производства в России.

«Силовые машины» решили пойти путем локализации технологии и передали газовое направление мощностью от 60 МВт и выше в совместное предприятие с компанией Siemens (доля «Силовых машин» в СП составляет 35%). В рамках СП в Ленобласти завершается строительство современного производственного комплекса по выпуску и обслуживанию газовых турбин», — пояснил представитель «Силовых машин».

Как сообщил РИА Новости заместитель гендиректора ОДК Сергей Михайлов, всего с 2001 года «Сатурном» было выпущено шесть газовых турбин. Пять из них поставлены «Интер РАО»: четыре на Ивановские ПГУ и одна на испытательный стенд Ивановской ГРЭС. Также ГТД-110 работает в составе блока ¦7 Рязанской ГРЭС.

Представитель пресс-службы ОГК-2, которой принадлежит Рязанская ГРЭС, сообщил, что турбина производства НПО «Сатурн» «работает очень нестабильно».

«Всерьез обсуждалась возможность замены на импортные аналоги, но в текущей экономической ситуации эту тему отложили. По сравнению с импортными аналогами обслуживание «Сатурна», конечно, обходится дешевле. При этом, если будет обеспечено качество оборудования и скорость реакции на обращения по обслуживанию, компания готова эксплуатировать отечественное оборудование», — прокомментировал собеседник агентства.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЭНЕРГИИ ПОДКЛЮЧИЛИСЬ К ЗАМЕЩЕНИЮ ИМПОРТА

«За время работы на Ивановских ПГУ выявились определенные дефекты, так называемые «детские болезни», которые объясняются молодостью и инновационностью изделия. Тем не менее, работоспособность турбины никто никогда не подвергал сомнению, и мы работаем над устранением возникающих проблем», — рассказал Михайлов.

По его словам, в мае 2014 года «Роснано», «Интер РАО», «НПО «Сатурн» и НП «ЦИЭТ» было образовано совместное предприятие ООО «ИЦ «Газотурбинные технологии», утверждены бюджет и план-график работы по проекту создания ГТД-110М и газотурбинной установки (ГТУ) на его основе. В СП 50% плюс одна акция принадлежит «Интер РАО», 40% минус одна акция — «Роснано» и 10% — «Сатурну». Бюджет проекта — 2,5 миллиарда рублей.

«Один миллиард рублей — взнос со стороны «Роснано», около 650 миллионов — бюджетные деньги, с которыми нам помог Минпромторг.

Остальные средства — это материальные активы, которые внесли «Интер РАО» и «Сатурн», — пояснил Михайлов.

Он уточнил, что значительное финансирование со стороны «Роснано» связано с планами использовать при производстве турбин наноструктурированных покрытий. В том числе, чтобы поднять температуру в камере сгорания и повысить КПД турбин на 2-3%.

Опытно-промышленный образец газовой турбины с улучшенными характеристиками — ГТД-110М — планируется создать к четвертому кварталу 2017 года. Испытания пройдут на базе Ивановских ПГУ и после этого будет запущено серийное производство. По словам Сергея Михайлова, на основе генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики потребность в турбинах такого типа до 2020 года оценивается в 30 единиц. Кроме того, рассматривается возможность поставки турбин на мировой рынок, в том числе под зарубежные проекты «Интер РАО».

«Мы планируем за счет проведения ряда мероприятий, связанных с повышением температуры в камере сгорания, повысить мощность этой турбины — с 110 до 125 МВт. На основе этих изделий можно строить парогазовые установки любой мощности: и 300 МВт, и 400 МВт — то, что наиболее востребовано в большой энергетике», — рассказал Михайлов.

По его словам, стоимость турбины может быть дешевле зарубежных аналогов на 30-40%.

Подобные оценки стоимости приводят и в Союзе машиностроителей России.

«На сегодняшний момент, если говорить, например, о проектах ГТД-110 и ГТД-10 (проекты НПО «Сатурн») — эти турбины обладают характеристиками по надежности, ресурсу и топливопотреблению, вполне сравнимыми с современными газовыми турбинами иностранного производства (не самыми последними разработками, конечно). При этом по цене они, естественно, более чем конкурентоспособны по отношению к зарубежным аналогам, представленным на рынке», — комментирует глава комитета по энергетическому машиностроению СМР Алексей Дуб.

«Если считать по всему жизненному циклу с учетом стоимости запасных частей, комплектующих и вообще стоимости обслуживания, сумма для отечественных турбин оказывается на 30% ниже, особенно сейчас при существующих курсовых отношениях», — добавил он.


МОСКВА, 24 мая (BigpowerNews) — Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) объявила об успешном прохождении первых двух этапов испытаний первой газотурбинной установки российской разработки мощностью свыше 110 МВт ГТД-110М.

Как сообщили в ОДК, на второе полугодие 2017 года запланированы испытания с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины, затем длительные комплексные испытания, а на 2018 год намечен запуск в серийное производство.

«ГТД-110М – одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110»,- сообщили в ОДК.

Разработкой турбины занимается ООО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» – совместное предприятие ПАО «Интер РАО», АО «Роснано» и производителя турбины ПАО «НПО «Сатурн» (входит в ОДК, расположено в г. Рыбинск Ярославской обл.).

Сообщается, что «создание ГТД-110М является стратегическим проектом, реализуемым в рамках программы импортозамещения в области газотурбинных технологий при активной поддержке Минпромторга РФ и ГК Ростех».

По словам заместителя генерального директора «ОДК» – руководителя дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергея Михайлова, корпорация будет готова «в ближайшее время предложить потенциальным заказчикам конкурентоспособный двигатель большой мощности». По предварительным оценкам, говорит топ-менеджер, «потребность только отечественного рынка в газотурбинных установках на базе ГТД-110М составляет до 80 штук до 2030 года».

Управляющий директор НПО «Сатурн» Виктор Поляков говорит, что «мощности предприятия в настоящее время позволяют производить до двух таких изделий в год, однако НПО разработана концепция расширения производства для серийного изготовления ГТД-110М в объеме 6−10 штук в год». Это «позволит обеспечить потребности российского рынка энергооборудования», уверен Поляков.

«Работа по созданию качественного нового продукта – ГТД-110М – позволила НПО «Сатурн» расширить конструкторскую, технологическую и производственную компетенцию, — отмечает он.

Как рассказали в «ОДК», первые два этапа испытаний опытного образца ГТД-110М прошли на испытательном стенде АО «Стенд» (г. Комсомольск, Ивановская обл.). Там утверждают, что они «подтвердили эффективность реализованных первоочередных НИОКР проекта». В частности, сообщается, что была проведена оценка внедренных мероприятий по снижению динамических напряжений рабочей лопатки 1−й ступени и мероприятий по обеспечению ресурса камеры сгорания, а также тепловой эффективности корпуса. Проведены испытания термобарьерных и износостойких покрытий жаровых труб и термобарьерных наноструктурированных покрытий рабочих лопаток турбины.

«По ключевым технико-экономическим параметрам ГТД-110М конкурирует с лучшими зарубежными аналогами», – говорит Сергей Михайлов. По его словам, этого удалось добиться за счет правильного выбора «Газотурбинными технологиями» и НПО «Сатурн» «решений, направленных на устранение «детских болезней» ГТД-110».

Сейчас «НПО «Сатурн» работает над созданием малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) для ГТД-110М, «конструкторская документация на которую разрабатывается в соответствии с мировыми тенденциями обеспечения экологических норм». Ранее, рассказали в «ОДК», в ОАО «ВТИ» и ФГУП «ЦИАМ» были проведены стендовые испытания прототипа МЭКС на низких и полных параметрах, «по результатам которых полностью подтверждены заявленные технические характеристики и обеспечены выбросы NOx не более 50 мг/нм3, СО – не более 10 мг/нм3».

Существенным преимуществом ГТД-110М перед зарубежными аналогами называется высокий КПД – 36,5% (ISO). Это «выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия», говорят в «ОДК». Кроме того, отмечают в корпорации, «уникальные массогабаритные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже в отдаленные регионы страны в полной заводской готовности любыми видами транспорта, а также выполнять монтаж турбины при замене устаревшего оборудования без реконструкции здания станции». Среди других особенностей ГТД-110М указывается «хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии».

ПАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» – двигателестроительное предприятие, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, силовых установок морского назначения. ПАО «НПО «Сатурн» входит в структуру АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и является головным предприятием дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» – бизнес-единицы ОДК. Расположено в Рыбинск (Ярославская обл.).

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.