Приказ 283 по функциональной диагностике нормы. О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения российской федерации

размер шрифта

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30-11-93 283 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Приказ

В условиях реформы здравоохранения и перехода к медицинскому страхованию граждан становится чрезвычайно актуальной задача разработки и внедрения в практику новых медицинских технологий, в том числе диагностических систем и комплексов, позволяющих повышать эффективность лечебно - диагностического процесса и сокращать экономические и трудовые потери.

В этой связи возрастает роль и значение функциональных методов исследования, которые широко применяются с целью раннего выявления патологии, дифференциальной диагностики различных заболеваний и контроля эффективности лечебно - оздоровительных мероприятий.

В 1993 году в лечебно - профилактических учреждениях республики насчитывается 10,7 тыс. отделений функциональной диагностики, в которых ежегодно проводится около 60 млн. исследований.

Не получила системного развития разработка отечественной диагностической аппаратуры, необходимой для технического оснащения учреждений здравоохранения всех уровней. В лечебно - профилактических учреждениях на крайне низком уровне осуществляется метрологическое обеспечение средств измерений.

Необходимо принятие действенных мер по усилению взаимодействия функциональной диагностики с другими диагностическими службами, внедрению алгоритмов диагностики.

В целях совершенствования организации службы функциональной диагностики и повышения качества ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических методов, а также улучшения подготовки кадров и технического переоснащения подразделений современной аппаратурой

Утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения (приложение 1).

2. Положение об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики (приложение 2).

3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом функциональной диагностики (приложение 3).

4. Положение о враче отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 4).

5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения функциональной диагностики (приложение 5).

6. Положение о медицинской сестре отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 6).

7. Расчетную норму нагрузки для врача и медицинской сестры отделения (кабинета) функциональной диагностики на 6,5 часовой рабочий день - 33 условные единицы.

8. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно - профилактических учреждений (приложение 7).

9. Инструкцию по применению расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 8).

10. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований (приложение 9).

11. Квалификационные требования к врачу - специалисту функциональной диагностики (приложение 10).

12. Квалификационные требования к медицинской сестре функциональной диагностики (приложение 11).

15. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики - форма N 157/у-93 (приложение 14).

16. Инструкцию по заполнению журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики (приложение 15).

17. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (приложение 16).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов управления и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:

1.1. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с настоящим приказом.

1.2. В течении 1993-1994 гг. организовать на базе лечебно - профилактических учреждений и клиник медицинских и научно - исследовательских институтов отделения функциональной диагностики включающие кабинеты по инструментальному исследованию функции кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной и эндокринной систем, а также других видов функциональной диагностики с учетом профиля учреждений и местных условий; организовать их работу в соответствии с Положениями об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики и его персонале (приложения 2 - 6).

1.3. Утвердить должность главного внештатного специалиста органа здравоохранения по функциональной диагностике, организовать его деятельность в соответствии с Положением о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике (приложение 1).

1.4. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам функциональной диагностики.

1.5. Совместно с территориальными ПТО "Медтехника" обеспечить организацию высококачественного и своевременного сервисного обслуживания диагностического оборудования и метрологического обеспечения средств измерений.

2. Управлению медицинской помощи населению Минздрава России (Царегородцев А.Д.) совместно с другими заинтересованными управлениями:

2.1. Обеспечить систематическую (каждые 2-3 года) корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени с учетом совершенствования и развития методов и аппаратуры, используемых в функциональной диагностике.

2.2. Провести в 1994-1995 гг. семинары для специалистов по различным направлениям функциональной диагностики.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по функциональной диагностике в медицинских и фармацевтических вузах, а также на медицинских факультетах университетов с учетом внедрения в практическую работу современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Руководителям учреждений здравоохранения:

4.1. Рекомендовать устанавливать численность персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 7).

4.2. Разработать стандартизированные и унифицированные схемы диагностического обследования пациентов при различных заболеваниях с учетом этапности и преемственности в обследовании, проводимых в лечебно - профилактических учреждениях различного уровня.

5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов и врачей различного профиля по вопросам функциональной диагностики в соответствии с утвержденными типовыми программами.

6. Государственной центральной научной медицинской библиотеке Минздрава России (Логинов Б.Р.) создать справочные информационно - методические центры по обеспечению врачей специалистов и курсантов необходимой информацией о современных эффективных методах функциональной диагностики.

7. Управлению научных исследований Минздрава России (Самко Н.Н.):

7.1. Разработать и утвердить в установленном порядке перспективную программу, связанную с созданием различных типов приборов для функциональных исследований, отвечающих современным техническим и медицинским требованиям для оснащения лечебно - профилактических учреждений различного уровня.

7.2. Обеспечить регулярную рассылку органам здравоохранения с правом тиражирования в необходимом количестве приказов Минздрава Российской Федерации о разрешении к применению новых приборов и аппаратов и об исключении из номенклатуры устаревшей техники.

8. Всероссийскому научно - исследовательскому и испытательному институту медицинской техники (Леонов Б.И.):

8.1. Совместно с главными метрологами административно - территориальных органов управления здравоохранением организовать работу по аттестации методик выполнения измерений и функциональной диагностике.

8.2. Обеспечить на хозрасчетной основе представление по запросам органов и учреждений здравоохранения информации о потребительских характеристиках серийно выпускаемой отечественной медицинской техники, адреса и реквизиты организаций и фирм - изготовителей.

8.3. Организовать постоянно действующую и передвижные выставки медицинской техники для функциональной диагностики.

9. Руководителям и главным метрологам территориальных органов управления здравоохранением, руководителям учреждений здравоохранения обеспечить своевременное техническое обслуживание изделий медицинской техники и поверку средств измерений.

10. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздрава России приказ Минздрава СССР от 12 августа 1988 года N 642 "О расчетных нормах времени на функциональные исследования", приказ Минздрава СССР от 7 июля 1989 года "О дополнении к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 августа 1988 года N 642."

"Положение об электрокардиологическом кабинете", утвержденное Главным управлением лечебно - профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР от 21 апреля 1954 года.

11. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Министра А.М.Москвичева.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Э.А.НЕЧАЕВ

К делу № 2-983/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – судьи Маслака В.Г.,

При секретаре Чиковой И.А.,

С участием: истца Васильева Ю.И., представителя ответчика Орловой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Юрия Ивановича к МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» об обязании восстановить продолжительность рабочего дня, об изменении условий оплаты труда, о взыскании недовыплаченных сумм по заработной плате, об оплате ущерба, нанесённого здоровью, и о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Васильев Ю.И. обратился в суд с заявлением к МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» об обязании восстановить продолжительность рабочего дня, об изменении условий оплаты труда, о взыскании недовыплаченных сумм по заработной плате, об оплате ущерба, нанесённого здоровью, и о компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец в своем заявлении указал следующее:

Он работает в Северской ЦРБ с 1984 года, с 2002 года работает на должности врача кабинета функциональной диагностики.

В 2003 году администрация Северской ЦРБ увеличила продолжительность его рабочей смены на 1 ставку, на 1 час 12 минут.

В декабре 2013 года он получил письмо Министерства труда РФ от 12 декабря 2013 года и полный текст приказа Министерства здравоохранения № 283 от 30 ноября 1993 года, где прописано, что рабочий день врача кабинета (отделения) функциональной диагностики, при пятидневной рабочей неделе составляет 6 часов 30 минут. Из них 84 % (5 часов 30 минут) рабочего времени идет на функциональные исследования (расшифровка ЭКГ). На все остальные виды работ отводится 16 % (60 минут) рабочего времени. Итого рабочая смена ровна 6 часов 30 минут.

Истец в течении 11 лет ежедневно перерабатывал 1 час 12 минут и за ЭКГ, расшифрованные сверх нормы на 1 ставку, получал заниженную оплату.

В 2013 году заработная плата на 1 ставку, рабочую смену ровна 6085 рублей, 21 день = 289 рублей 76 копеек. Стоимость 1 ЭКГ: 289,76:19,4 = 14,93 рублей. Получается, за каждую расшифрованную ЭКГ он должен получать 14 рублей 93 копейки, а не 10 рублей 91 копейку, как утверждает главный врач ЦРБ. С 2003 года он недополучал зарплату более 480 000 рублей.

Ежегодно истец находился на рабочем месте более 266 часов сверх рабочего времени по незаконному распоряжению администрации Северской ЦРБ, а так как он перерабатывал по инициативе ответчика, то ему должны оплатить эти часы в двойном размере, то есть 532 часа. За 11 лет работы переработка составила 5852 часа. Стоимость 1 часа работы более 44 рублей, следовательно, он должен получить возмещение в размере 257 488 рублей.

Эти переработки привели к тому, что он потерял зрение на один глаз, получил отслойку сетчатки. Ущерб, нанесенный его здоровью незаконным увеличением продолжительности рабочего времени, он оценивает в 2000000 рублей.

В связи с изложенным, истец просит суд восстановить продолжительность рабочего дня согласно приказу Минздрава № 283 от 30 ноября 1993 года при пятидневной рабочей недели до 6 часов 30 минут, из них 5 часов 30 минут на расшифровку ЭКГ, 60 минут на другие работы; оплачивать труд согласно приказу № 283, исходя из сменной нагрузки 19,4 ЭКГ за смену; оплатить недовыплаченные ему деньги за расшифровку ЭКГ сверх ставки за 11 лет – 480 000 рублей; оплатить 5852 часа переработки в сумме 257 488 рублей; оплатить ему ущерб, нанесённый его здоровью в сумме 2000000 рублей; оплатить ему моральный ущерб в сумме 2 000000 рублей, а всего 4 737 488 рублей (л.д.1-6).

В судебном заседании истец на исковых требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Орлова Е.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала, представила суду возражение на исковое заявление Васильева Ю.В. Представитель ответчика считает требования истца необоснованными, надуманными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Васильев Юрий Иванович, <...> года рождения, работает в МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» с 08.10.1984 года, в должности врача функциональной диагностики с 28.06.2000 года на одну ставку на условиях трудового договора № 470 от 02.10.2006 года.

Р Е Ш И Л:

В иске Васильеву Юрию Ивановичу к МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» об обязании восстановить продолжительность рабочего дня, об изменении условий оплаты труда, о взыскании недовыплаченных сумм по заработной плате в размере 737488 рублей, об оплате ущерба, нанесённого здоровью, в размере 2000000 рублей и о компенсации морального вреда в размере 2000000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Маслак В.Г.

Суд:

Северский районный суд (Краснодарский край)

Судьи дела:

Маслак Василий Григорьевич (судья)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.11.93 № 283

«О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»

В условиях реформы здравоохранения и перехода к медицинскому страхованию граждан становится чрезвычайно актуальной задача разработки и внедрения в практику новых медицинских технологий, в том числе диагностических систем и комплексов, позволяющих повышать эффективность лечебно-диагностического процесса и сокращать экономические и трудовые потери.

В этой связи возрастает роль и значение функциональных методов исследования, которые широко применяются с целью раннего выявления патологии, дифференциальной диагностики различных заболеваний и контроля эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.

В 1993 году в лечебно-профилактических учреждениях республики насчитывается 10,7 тыс. отделений функциональной диагностики, в которых ежегодно проводится около 60 млн. исследований.

Постоянно расширяется номенклатура исследований в основном за счет высокоинформативных методик функциональной диагностики. Удельный вес их в общем объеме инструментальных исследований только в диагностических центрах достигает 25-30 процентов.

Вместе с тем, во многих лечебно-профилактических учреждениях, особенно на догоспитальном этапе допущено серьезное отставание в развитии службы функциональной диагностики.

По состоянию на 01.01.93 в Российской Федераций из 19,6 тыс. амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений лишь около половины учреждений имели отделения (кабинеты) функциональной диагностики.

В последние, три года практически прекратился рост обмена функциональных исследований, особенно в поликлиниках для обслуживания взрослого населения.

Наметилась устойчивая тенденция к снижению показателя обеспеченности населения этими видами исследований с 5,6 в 1990 г. до 5,0 в 1992 г. на 100 посещений.

По сравнению с 1991 годом уменьшилось количество дистанционно-диагностических кабинетов с 354 до 286 и число проведенных ЭКГ-исследований в них - с 887,7 до 857,1 тысяч.

Возможности функциональной диагностики неоправданно снижаются вследствие недостаточно четкой организации работы ее структурных подразделений, нерационального использования технических средств, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, высокоэффективных диагностических программ и алгоритмов.

Эффективность использования полученной информации в лечебно-профилактических учреждениях недостаточна в связи со слабой подготовленностью специалистов по функциональной диагностике и лечащих врачей, отсутствием должной преемственности в их работе.

В определенной степени трудности в организации службы функциональной диагностики связаны с отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры, штатного расписания и номенклатуры исследований в отделениях и кабинетах функциональной диагностики ЛПУ различной мощности. Не отработаны принципы этапности с разграничением уровней и строгой унификацией используемых методов и методик на каждом этапе, а также учет и отчетность, позволяющие в необходимом объеме анализировать деятельность службы.

Не получила системного развития разработка отечественной диагностической аппаратуры, необходимой для технического оснащения учреждений здравоохранения всех уровней. В лечебно-профилактических учреждениях на крайне низком уровне осуществляется метрологическое обеспечение средств измерений.

Необходимо принятие действенных мер по усилению взаимодействия функциональной диагностики с другими диагностическими службами, внедрению алгоритмов диагностики.

В целях совершенствования организации службы функциональной диагностики и повышения качества ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических методов, а также улучшения подготовки кадров и технического переоснащения подразделений современной аппаратурой утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения (приложение 1).

2. Положение об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики (приложение 2).

3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом функциональной диагностики (приложение 3).

4. Положение о враче отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 4).

5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения функциональной диагностики (приложение 5).

6. Положение о медицинской сестре отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 6).

7. Расчетную норму нагрузки для врача и медицинской сестры отделения (кабинета) функциональной диагностики на 6,5 часовой рабочий день - 33 условные единицы.

8. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений (приложение 7).

9. Инструкцию по применению расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 8).

10. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований (приложение 9).

11. Квалификационные требования к врачу-специалисту функциональной диагностики (приложение 10).

12. Квалификационные требования к медицинской сестре функциональной диагностики (приложение 11).

15. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики - форма № 157/у-93 (приложение 14).

16. Инструкцию по заполнению журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики (приложение 15).

17. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (приложение 16).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов управления и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

1.1. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с настоящим приказом.

1.2. В течении 1993-1994 гг. организовать на базе лечебно-профилактических учреждений и клиник медицинских и научно-исследовательских институтов отделения функциональной диагностики включающие кабинеты по инструментальному исследованию функции кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной и эндокринной систем, а также других видов функциональной диагностики с учетом профиля учреждений и местных условий; организовать их работу в соответствии с положениями об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики и его персонале (приложения 2-6).

1.3. Утвердить должность главного внештатного специалиста органа здравоохранения по функциональной диагностике, организовать его деятельность в соответствии с положением о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике (приложение 1).

1.4. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам функциональной диагностики.

1.5. Совместно с территориальными ПТО «Медтехника» обеспечить организацию высококачественного и своевременного сервисного обслуживания диагностического оборудования и метрологического обеспечения средств измерений.

2. Управлению медицинской помощи населению Минздрава России (Царегородцев А.Д.) совместно с другими заинтересованными управлениями:

2.1. Обеспечить систематическую (каждые 2-3 года) корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени с учетом совершенствования и развития методов и аппаратуры, используемых в функциональной диагностике.

2.2. Провести в 1994-1995 гг. семинары для специалистов по различным направлениям функциональной диагностики.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по функциональной диагностике в медицинских и фармацевтических вузах, а также на медицинских факультетах университетов с учетом внедрения в практическую работу современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Руководителям учреждений здравоохранения:

4.1. Рекомендовать устанавливать численность персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 7).

4.2. Разработать стандартизированные и унифицированные схемы диагностического обследования пациентов при различных заболеваниях с учетом этапности и преемственности в обследовании, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня.

5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов и врачей различного профиля по вопросам функциональной диагностики в соответствии с утвержденными типовыми программами.

6. Государственной центральной научной медицинской библиотеке Минздрава России (Логинов Б.Р.) создать справочные информационно-методические центры по обеспечению врачей специалистов и курсантов необходимой информацией о современных эффективных методах функциональной диагностики.

7. Управлению научных исследований Минздрава России (Самко Н.Н.):

7.1. Разработать и утвердить в установленном порядке перспективную программу, связанную с созданием различных типов приборов для функциональных исследований, отвечающих современным техническим и медицинским требованиям для оснащения лечебно-профилактических учреждений различного уровня.

7.2. Обеспечить регулярную рассылку органам здравоохранения с правом тиражирования в необходимом количестве приказов Минздрава Российской Федерации о разрешении к применению новых приборов и аппаратов и об исключении из номенклатуры устаревшей техники.

8. Всероссийскому научно-исследовательскому и испытательному институту медицинской техники (Леонов Б.И.)

8.1. Совместно с главными метрологами административно-территориальных органов управления здравоохранением организовать работу по аттестации методик выполнения измерений в функциональной диагностике.

8.2. Обеспечить на хозрасчетной основе представление по запросам органов и учреждений здравоохранения информации о потребительских характеристиках серийно выпускаемой отечественной медицинской техники, адреса и реквизиты организаций и фирм-изготовителей.

8.3. Организовать постоянно действующую и передвижные выставки медицинской техники для функциональной диагностики.

9. Руководителям и главным метрологам территориальных органов управления здравоохранением, руководителям учреждений здравоохранения обеспечить своевременное техническое обслуживание изделий медицинской техники и поверку средств измерений.

10. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздрава России приказ Минздрава СССР от 12 августа 1988 года № 642 «О расчетных нормах времени на функциональные исследования», приказ Минздрава СССР от 7 июля 1989 года «О дополнении к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 августа 1988 года № 642.

«Положение об электрокардиологическом кабинете», утвержденное Главным управлением лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР 21 апреля 1954 года.

11. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра А.М. Москвичева.

    Приложение 1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения РФ и республик в составе РФ, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения Приложение 2. Положение об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики Приложение 3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом функциональной диагностики Приложение 4. Положение о враче функциональной диагностики отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики Приложение 5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения функциональной диагностики Приложение 6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики Приложение 7. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений Приложение 8. Инструкция по применению расчетных норм времени на функциональные исследования Приложение 9. Инструкция по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований Приложение 10. Квалификационные требования к врачу-специалисту функциональной диагностики Приложение 11. Квалификационные требования к медицинской сестре кабинета (отделения) функциональной диагностики Приложение 12. Рекомендуемый примерный перечень минимального набора методов и методик функциональных исследований для лечебно-профилактических учреждений Приложение 13. Методы расчета цен на диагностические исследования для отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики Приложение 14. Форма N 157/у-93 "Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики" Приложение 15. Инструкция по заполнению "Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики" (форма N 157/у-93) Приложение 16. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации

Приказ Минздрава РФ от 30 ноября 1993 г. N 283
"О совершенствовании службы функциональной диагностики
в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"

В условиях реформы здравоохранения и перехода к медицинскому страхованию граждан становится чрезвычайно актуальной задача разработки и внедрения в практику новых медицинских технологий, в том числе диагностических систем и комплексов, позволяющих повышать эффективность лечебно-диагностического процесса и сокращать экономические и трудовые потери.

В этой связи возрастает роль и значение функциональных методов исследования, которые широко применяются с целью раннего выявления патологии, дифференциальной диагностики различных заболеваний и контроля эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.

В 1993 году в лечебно-профилактических учреждениях республики насчитывается 10,7 тыс. отделений функциональной диагностики, в которых ежегодно проводится около 60 млн. исследований.

Постоянно расширяется номенклатура исследований в основном за счет высокоинформативных методик функциональной диагностики. Удельный вес их в общем объеме инструментальных исследований только в диагностических центрах достигает 25-30 процентов.

Вместе с тем, во многих лечебно-профилактических учреждениях, особенно на догоспитальном этапе допущено серьезное отставание в развитии службы функциональной диагностики.

По состоянию на 01.01.93 в Российской Федераций из 19,6 тыс. амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений лишь около половины учреждений имели отделения (кабинеты) функциональной диагностики.

В последние, три года практически прекратился рост обмена функциональных исследований, особенно в поликлиниках для обслуживания взрослого населения.

Наметилась устойчивая тенденция к снижению показателя обеспеченности населения этими видами исследований с 5,6 в 1990 г. до 5,0 в 1992 г. на 100 посещений.

По сравнению с 1991 годом уменьшилось количество дистанционно-диагностических кабинетов с 354 до 286 и число проведенных ЭКГ-исследований а них - с 887,7 до 857,1 тысяч.

Возможности функциональной диагностики неоправданно снижаются вследствие недостаточно четкой организации работы ее структурных подразделений, нерационального использования технических средств, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, высокоэффективных диагностических программ и алгоритмов.

Эффективность использования полученной информации в лечебно-профилактических учреждениях недостаточна в связи со слабой подготовленностью специалистов по функциональной диагностике и лечащих врачей, отсутствием должной преемственности в их работе.

В определенной степени трудности в организации службы функциональной диагностики связаны с отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры, штатного расписания и номенклатуры исследований в отделениях и кабинетах функциональной диагностики ЛПУ различной мощности. Не отработаны принципы этапности с разграничением уровней и строгой унификацией используемых методов и методик на каждом этапе, а также учет и отчетность, позволяющие в необходимом объеме анализировать деятельность службы.

Не получила системного развития разработка отечественной диагностической аппаратуры, необходимой для технического оснащения учреждений здравоохранения всех уровней. В лечебно-профилактических учреждениях на крайне низком уровне осуществляется метрологическое обеспечение средств измерений.

Необходимо принятие действенных мер по усилению взаимодействия функциональной диагностики с другими диагностическими службами, внедрению алгоритмов диагностики.

В целях совершенствования организации службы функциональной диагностики и повышения качества ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических методов, а также улучшения подготовки кадров и технического переоснащения подразделений современной аппаратурой утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения (приложение 1).

7. Расчетную норму нагрузки для врача и медицинской сестры отделения (кабинета) функциональной диагностики на 6,5 часовой рабочий день - 33 условные единицы.

8. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений (приложение 7).

10. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований (приложение 9).

15. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики - форма N 157/у-93 (приложение 14).

16. Инструкцию по заполнению журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики (приложение 15).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов управления и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

1.1. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с настоящим приказом.

1.2. В течении 1993-1994 гг. организовать на базе лечебно-профилактических учреждений и клиник медицинских и научно-исследовательских институтов отделения функциональной диагностики включающие кабинеты по инструментальному исследованию функции кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной и эндокринной систем, а также других видов функциональной диагностики с учетом профиля учреждений и местных условий; организовать их работу в соответствии с положениями об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики и его персонале (приложения 2-6).

1.3. Утвердить должность главного внештатного специалиста органа здравоохранения по функциональной диагностике, организовать его деятельность в соответствии с положением о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике (приложение 1).

1.4. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам функциональной диагностики.

1.5. Совместно с территориальными ПТО "Медтехника" обеспечить организацию высококачественного и своевременного сервисного обслуживания диагностического оборудования и метрологического обеспечения средств измерений.

2. Управлению медицинской помощи населению Минздрава России (Царегородцев А.Д.) совместно с другими заинтересованными управлениями:

2.1. Обеспечить систематическую (каждые 2-3 года) корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени с учетом совершенствования и развития методов и аппаратуры, используемых в функциональной диагностике.

2.2. Провести в 1994-1995 гг. семинары для специалистов по различным направлениям функциональной диагностики.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по функциональной диагностике в медицинских и фармацевтических вузах, а также на медицинских факультетах университетов с учетом внедрения в практическую работу современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Руководителям учреждений здравоохранения:

4.1. Рекомендовать устанавливать численность персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 7).

4.2. Разработать стандартизированные и унифицированные схемы диагностического обследования пациентов при различных заболеваниях с учетом этапности и преемственности в обследовании, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня.

5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов и врачей различного профиля по вопросам функциональной диагностики в соответствии с утвержденными типовыми программами.

6. Государственной центральной научной медицинской библиотеке Минздрава России (Логинов Б.Р.) создать справочные информационно-методические центры по обеспечению врачей специалистов и курсантов необходимой информацией о современных эффективных методах функциональной диагностики.

7. Управлению научных исследований Минздрава России (Самко Н.Н.):

7.1. Разработать и утвердить в установленном порядке перспективную программу, связанную с созданием различных типов приборов для функциональных исследований, отвечающих современным техническим и медицинским требованиям для оснащения лечебно-профилактических учреждений различного уровня.

7.2. Обеспечить регулярную рассылку органам здравоохранения с правом тиражирования в необходимом количестве приказов Минздрава Российской Федерации о разрешении к применению новых приборов и аппаратов и об исключении из номенклатуры устаревшей техники.

8. Всероссийскому научно-исследовательскому и испытательному институту медицинской техники (Леонов Б.И.)

8.1. Совместно с главными метрологами административно-территориальных органов управления здравоохранением организовать работу по аттестации методик выполнения измерений в функциональной диагностике.

8.2. Обеспечить на хозрасчетной основе представление по запросам органов и учреждений здравоохранения информации о потребительских характеристиках серийно выпускаемой отечественной медицинской техники, адреса и реквизиты организаций и фирм-изготовителей.

8.3. Организовать постоянно действующую и передвижные выставки медицинской техники для функциональной диагностики.

9. Руководителям и главным метрологам территориальных органов управления здравоохранением, руководителям учреждений здравоохранения обеспечить своевременное техническое обслуживание изделий медицинской техники и поверку средств измерений.

10. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздрава России приказ Минздрава СССР от 12 августа 1988 года N 642 "О расчетных нормах времени на функциональные исследования", приказ Минздрава СССР от 7 июля 1989 года "О дополнении к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 августа 1988 года N 642.

"Положение об электрокардиологическом кабинете", утвержденное Главным управлением лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР 21 апреля 1954 года.

11. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра А.М.Москвичева.

Э.А.Нечаев

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.