Профессиограмма включает. Профессиографический метод анализа трудовой деятельности

Профессиограмма - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Компоненты профессиограммы Содержание компонентов профессиограммы
1. Содержание труда Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.
2. Профессионально важные качества работника
2.1 Психофизиологические параметры Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.
2.2 Личностные качества Интраверсия, организованность, добросовестность, серьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.
2.3 Интеллектуальные качества Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям
3. Знания, умения, навыки Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).
4. Условия работы В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза - сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.
5. Медицинские противопоказания: Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).
6.Требования к профессиональной подготовке Требования к предварительной профессиональной подготовке: хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: финансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.
7.Занимаемый сегмент на рынке труда
7.1 Родственные профессии Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.
7.2 Диапазон должностей Бухгалтер – руководитель подразделения - главный бухгалтер
7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.
7.4 Востребованность профессии на рынке труда Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:



1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.

2. Комплексность изучения.

3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).

4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).

5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).

6. Использование качественно-количественных характеристик.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

· общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);

· средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

Как составить профессиограмму ? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).

2. Как человек делает? (анализ действий).

3. Для чего человек делает?

4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).

Современному психологу-практику и профконсультанту важ­но понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие харак­теристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессио­грамм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятель­ному выделению и описанию особенностей профессий, харак­терных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоя­тельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.

В самом общем виде профессиограмма - это описательно-тех­нологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения опре­деленных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необхо­димых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качества­ми - ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма (по Е.М.Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изуче­ния субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно про­фессиограмма и психограмма (на основе описательно-техноло­гических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

На основании целей и задач, для решения которых предназна­чены те или иные описательные системы профессий, Е.М.Ива­нова выделяет следующие типы профессиограмм:

информационные профессиограммы (предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе Для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва- л и у них интерес);


ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда; организуются на основе сопоставления реальной работы данног человека или рабочей группы с требуемыми эффективными of разцами организации трудовой деятельности);

конструктивные профессиограммы (служат для совершенством ния эргатической системы на основе проектирования новых оЕ разцов техники, а также для подготовки и организации труда са мого персонала);

методические профессиограммы (служат для подбора адекватнь методов исследования данной эргатической системы, т.е. направ лены на рефлексию и последующую организацию труда самог специалиста, составляющего профессиографическое описан! конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организ ции собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, кие профессиограммы уместнее было бы назвать методологич* скими);


диагностические профессиограммы (их цель - подбор метод* для профотбора, расстановки и переподготовки кадров; напр^ мер, организация работы по схеме составления аналитической пр фессиограммы, где сначала профессия исследуется на нормат* но-описательном, технологическом уровне, а затем все это пер водится на язык необходимых для успешной работы ПВК, которых и подбираются соответствующие психодиагностичен методики).

7.2. Различные варианты составления профессиограм!

А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие о с н о в н \ виды профессиограмм по их содержанию структуре:

комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю.В.Кс ловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (с циальных, технических, экономических, медико-гигиеничес* и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критер! оценки результатов и т.п.;

аналитическая профессиограмма (по Е.М.Ивановой), где крываются не отдельные характеристики компонентов професс* а обобщенные нормативные показатели профессии и показа психологической структуры профессиональной деятельности. П| этом специально анализируются: объективные характеристики и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволь выделять ПВК, соответствующие данным задачам;

психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Га беру), где выделяются: 1) описание внешней картины труда,


довое поведение - фотография рабочего дня, хронометраж рабо­чего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда - типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные обра­зования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоцио­нальные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомо­торика);

«модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаври-лову). Сам психологический модуль - это «типовой элемент про­фессиональной деятельности, присущий ряду профессий и вы­деляемый на основе общности требований к человеку». Струк­тура модуля: 1) объективные характеристики типового элемен­та (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов В.Г., 1987);

«задачно-личностный модульный подход» к профессиографирова-нию (см.: Маркова А. К., 1996, с. 23 - 24). Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ про­фессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «мо­дуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав моду­ля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологиче­ского качества, а сочетание определенной задачи труда и связан­ных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспо­могательные задачи.

А.К.Маркова перечисляет основные требования к профессиограмм е:

1) четкое выделение предмета и результата труда (на что на­
правлены главные усилия человека);

2) выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а
описание целостной профессиональной деятельности;

3) демонстрация возможных линий развития человека в дан­
ной профессии;

4) показ возможных перспектив изменения в самой профес-»
сии;

5) направленность профессиограммы на решение практиче­
ских задач (профессиограмма как основа профотбора, профессио­
нального обучения, рационализации труда и др.);

6) выделение и описание различных некомпенсируемых про*
фессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех ка-!
честв, которые могут быть компенсированы.

1. Системное описание социальных, психологических и иных требований к субъекту определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время П. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром П. является психограмма.

2. Документ, в котором описываются особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и др.). Помимо особенностей профессии, П. включает в себя квалификационный профиль, в котором все качества, необходимые работнику, находят количественное выражение.

Определение особенностей будущей практической деятельности и ее требований к специалисту проводится с помощью профессиографии (см. Профессиография), на основании которой составляется П. Психологически ориентированная П. включает психограмму – описание требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника, а также даваемых профессией возможностей самоутверждения и его роста как личности. На основе П., дающей перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности, определяется профессиональная пригодность и проводится профотбор.

45. Профессиограмма и психограмма. Их разновидности.

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию , а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику . В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: - информационные (для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес); - ориентировочно -диагностические (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности); - конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала); - методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы); - диагностические , целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Профессиография - метод изучения требований, которые предъявляет та или иная проф. деятельность к профессионально важным качествам личности. В качестве критериев проф. деятельности могут использоваться различные показатели (обучаемость проф. знаниям и навыкам, показатели деятельности работника, его вклад в результат деятельности всего коллектива).

Анализ проф. деятельности включает в себя три этапа:сбор информации о проф. деятельности,обработка и обобщение полученной информации (составление профессиограммы),использование профессиограммы (выбор критериев успешности профессиональной деятельности, подбор тестов для ее оценки и прогнозирования, классификация профессий, что необходимо прежде всего для целей проф.консультации, и т.д.)Информация о проф. деятельности может быть получена разными путями. Большое значение имеет наблюдение за деятельностью специалистов, из которого можно получить сведения о типах обрабатываемой информации, об эмоциональной напряженности, об особенностях общения с другими работниками, об условиях внешней среды, о соответствии реальной работы инструкциям и наставлениям, о межиндивидуальных вариациях в выполнении одних и тех же обязанностей.Другой путь получения данных о проф. деятельности – беседа со специалистами. Она позволяет использовать многолетний опыт работы специалистов, которые знают примеры успешной и неуспешной работы и понимают факторы, определяющие различия в эффективности проф. деятельности.

Сама профессиограмма представляется в различных формах. Например, в виде описательной характеристики проф. деятельности, в которой отражаются общие ее особенности, основные действия и операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты проф. деятельности, используемое оборудование и проч. При построении профессиограммы важно, чтобы описательные характеристики были дополнены количественной оценкой элементов проф. деятельности, представленных совершаемыми действиями и операциями (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и проч.). при составлении профессиограммы важно учитывать динамику профессий: во многих профессиях распределение обязанностей работника временно; по мере накопления его практического опыта обязанности зачастую меняются настолько, что для успеха оказываются нужными совсем иные способности и навыки. Кроме того, характер выполняемой работы меняется под воздействием технологических изменений, которые приводят к смене требуемых с самого начала навыков на новые. В силу этого профессиограммы должны включать в себя такой фактор, как способность учиться новому. Результаты анализа проф. деятельности (профессиографии) выступают критерием валидности проф. тестирования, на основе которого происходит соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру проф. деятельности.Психограмма – это часть профессиограммы, в которой сформулированы требования профессии и к психике человека, т.е. она содержит перечень психологических особенностей, необходимых для успешного выполнения данной деятельности, а также она содержит психологические противопоказания. Виды психограмм:1. общие (характеризуют отдельные группы профессий)2. частные (составляются для отдельных видов профессий)Типы психограмм:психограммы, составленные для проф. консультации и профотбора.психограммы, составленные для рационализации обучения. Акцент – на качествах, которые могут быть развиты в процессе обучения. 3. психограммы, составленные в целях рационализации труда и отдыха.4. психограммы, составленные для техники безопасности. При описании психологических требований, предъявляемых деятельностью к личности, привлекаются как слишком общие понятия, употребляемые для обозначения отдельных профессионально важных качеств (память, мышление, внимание), так и слишком конкретные (быстрота узнавания небольших отклонений от предписанной формы).

Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

· требования к должностным обязанностям работника;

· требования к рабочему месту;

· возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

· варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме:

профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;



г) научность и современность - методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма- описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, - в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).



2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

4. "Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку". Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

А.К. Маркова, развивая идеи "модульного подхода", предлагает свой, оригинальный "задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.