Самые важные открытия человечества. Смешной случай из жизни

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему встаете с утра с постели? Почему иногда энергично вскакиваете, а иногда едва заставляете себя подняться?

Задумывались ли вы над тем, что заставляет вас не поддаться искушению съесть вкуснейший шоколадный маф-фин, добавив к рациону лишние 500 калорий?

Или над тем, как сильно отличается ваша энергия злости, обиды или защиты от энергии любви, сострадания и радости?

Ответ на все эти вопросы весьма прост: в людях заложена естественная потребность в благополучии. Мы хотим расти, развиваться и функционировать в полной мере. С древнейших времен до наших дней художники и музыканты пытаются выразить стремление человека найти и познать себя, жажду внутреннего роста и понимания другими людьми. Мы хотим процветать - но мы не можем процветать в одиночку. По своей природе люди - социальные существа. Стремление развить свой личный потенциал вполне естественно, но при этом мы признаём, что общение с окружающими и мир вокруг нас - неотъемлемые части этого процесса.

Наше желание процветать является врожденным, но это не означает, что благополучие возникает само собой, особенно когда это касается работы. Даже стремление к личностному росту и интеграция в социум не гарантируют здесь результата. Достижение успеха на работе - динамический процесс, и его необходимо подпитывать и оберегать. Наша работа либо способствует процветанию и поддерживает его, либо препятствует ему. Если обратиться к фактам, то выяснится, что стандартные методы мотивации чаще подавляют, чем поощряют заложенный в сотрудниках потенциал.

Плохие новости: за использование устаревших способов мотивации мы заплатили высокую цену. Хорошие новости: появление принципиально нового метода мотивации сулит захватывающие возможности. Вникнув в них, вы сумеете изменить свой образ жизни и деятельности, короче, весь свой путь на Земле.

Прольем свет на истинный характер мотивации

Я утверждаю, что мотивация не работает. Что же тогда работает? Ответ лежит в открытии трех психологических потребностей - автономии, принадлежности и компетентности. Независимо от пола, расы, культуры, возраста реальные основания нашей мотивации так же просты и сложны, как и удовлетворение наших психологических потребностей.

Я буду использовать термины «автономия», «принадлежность» и «компетентность», исследуя отдельные признаки каждого понятия, и аббревиатуру АПК, когда речь будет идти об их общем значении.

О важности этих трех условий благополучия убедительно свидетельствуют результаты многочисленных исследований за последние шестьдесят лет. Вы можете изучить данные из примеров и мини-исследований, проведенных на основе моего опыта более чем в пятидесяти странах за последние двадцать лет. Можете просто понаблюдать за малышами или вспомнить свое общение с ними. Как вы узнаете из следующих трех разделов главы, все люди уже рождаются с этими базовыми потребностями.

Автономия

Потребность человека в автономии и личном пространстве изучена, пожалуй, больше, чем какая-либо другая.

Автономия - потребность чувствовать, что у нас есть выбор. Это необходимость осознавать: то, что мы делаем, мы делаем по собственной воле; необходимость ощущать, что мы сами - инициатор своих действий.

Хороший пример автономии - кормление ребенка. Что он делает, когда вы подносите ложку к его рту? Правильно, хватает ложку - он хочет сделать все сам, в том числе и кушать. Несмотря на отсутствие навыков, у него есть потребность управлять ситуацией . Ограничьте его возможности - он закроет рот или отвернется. Вот почему на большинстве фотографий, сделанных во время еды, детские рожицы измазаны оранжевым морковным пюре.

Возможно, вы видели рекламу хлопьев фирмы Maypo. Эти ролики есть на YouTube. В одном из них отец пытается накормить ребенка овсяными хлопьями со вкусом кленового сиропа. Малыш отказывается. Отец пробует увлечь его, играя с ложкой, но, как только ложка приближается ко рту, ребенок зажимает его ладошками. Наконец отец вспоминает о любви сынка к ковбоям и изображает крутого ковбоя, который съедает полную ложку хлопьев. И в этот момент понимает, что ему самому нравятся эти хлопья, и тянет руку к пакету. Ребенок видит, что папа наслаждается едой, быстро съедает всю порцию и кричит: «Я хочу Maypo!» Любой родитель, который поступал так, обращался именно к потребности ребенка в автономии. (Осторожней, однако, с этой тактикой - она может иметь неприятные последствия. Дети легко обнаруживают манипуляцию. Если они чувствуют, что вы управляете ими, то их вторая психологическая потребность - принадлежность - будет подорвана.)

Разнообразные исследования последних двадцати лет показывают, что, даже став взрослыми, люди не теряют психологическую потребность в автономии. Например, производительность рабочих на предприятиях значительно возрастает, когда им предоставляют возможность самим останавливать конвейер в случае каких-либо сбоев. Аналогично и с производительностью «белых воротничков» - сотрудников крупнейших инвестиционных фирм. Они чувствуют свою автономию, когда понимают, что им передана часть контроля и решений, что они располагают определенным влиянием. Словосочетание «расширение возможностей» часто считают штампом, но при его отсутствии люди теряют свое чувство автономии, что негативно сказывается и на производительности, и на рабочем процессе в целом.

Для некоторых людей главной проблемой является осознание того, что вся их деятельность - их собственный выбор. Уполномочены ли они формально или нет, но люди всегда могут выбрать свой личный уровень автономии.

Один из ярчайших примеров автономии - история знаменитого психолога и психиатра Виктора Франкла. Во время Второй мировой войны ему удалось выжить в самых страшных условиях, которые можно представить, - в концентрационном лагере Терезиенштадт. Очевидно, что у Франкла не было никаких необходимых для автономии свобод, однако он нашел способы удовлетворить потребность в ней - любуясь восходом солнца, помогая другим заключенным, взяв в свои руки ответственность за свое настроение. Он писал: «Все можно отнять у человека за исключением одного: последней частицы человеческой свободы - свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь» .

Аксиома рабочего места гласит: нам оставляют лишь 20% автономии, а 80% отнимают. Таким образом, вряд ли можно сказать, что в действительности у нас есть свобода делать на работе то, что мы считаем нужным. Однако у нас есть выбор: встать с постели, пойти на работу и внести свой вклад в общее дело - или нет. Каждый раз, вставая на позицию: «У меня нет выбора», мы подрываем свое чувство автономии.

«Если вы хотите наконец мотивировать кого-то - просто заткнитесь!» - статья с таким провокационным названием не могла меня не заинтересовать. На первый план в ней выдвигались мотивационные методы, которые работают совсем не так, как мы предполагаем. Чтобы узнать больше, я позвонила Брендону Ирвину, ведущему специалисту, упомянутому в статье. Брендон объяснил, что изначально его команда была поражена одним фактом: когда спортивный тренер или наставник постоянно подбадривает ученика:

«Еще разок; давай, ты можешь сделать это; держись на этом уровне», - результаты оказываются гораздо ниже, чем те, которых достигают с немногословным, но внимательным тренером.

Брендон выдвигает гипотезу, основываясь на том, что мы знаем об автономии. «Тихие» тренеры добиваются более высоких результатов, чем «громкие», потому что словесная поддержка забирает часть энергии и внимания учеников. Внешняя поддержка и похвала дестабилизируют внутреннее желание тренирующихся продвинуться и выделиться и в итоге ограничивают их возможности.

В попытке сбалансировать словесные поощрения «громкого» тренера Брендон и его группа решили попробовать стимулы. Если бы тренирующиеся достигли поставленной цели, то получили бы приз - бесплатный абонемент в спортзал. Однако, как и предполагают исследования, демонстрирующие влияние подобных вознаграждений на результаты, когда установлены кратковременные и долговременные цели, добавление внешнего стимула - «фастфуда» мотивации - еще больше подрывает чувство автономии тренирующихся и ослабляет их способность полагаться на собственные внутренние ресурсы.

Результаты, полученные Брендоном, предоставляют нам интересные данные и для понимания второй психологической потребности - связанности.

Принадлежность

Что делает маленький ребенок, когда вы не обращаете внимания на его болтовню? Он берет ваше лицо и ручками разворачивает к себе, вынуждая смотреть ему в глаза. Даже в обществах, где представителям более низкого статуса запрещено смотреть прямо в глаза обладателям статуса более высокого, дети ведут себя точно так же - это их естественная потребность в принадлежности. Независимо от того, каков наш возраст, социальный статус или в какой культуре мы воспитаны, принадлежность - одна из трех наших основных психологических потребностей.

Принадлежность - наша потребность заботиться о других и чувствовать их заботу. Потребность ощущать себя связанными с другими без опасений по поводу их скрытых мотивов. Потребность чувствовать, что мы способствуем появлению чего-то большего, чем мы сами.

Отметьте, какой диапазон потребностей входит в понятие принадлежности. Это и личные, и межличностные, и социальные связи. Мы благополучны, когда находимся в связи с другими.

Несколько лет назад международный электронный гигант пригласил меня провести семинар для сотни его ведущих менеджеров со всего мира. Перед выходом на сцену организатор предупредила меня об одном обстоятельстве: я оказалась последним выступающим на недельной конференции. После завершения моего доклада сотне участников предстояло разъехаться по домам. Организатор объяснила, что люди устали - программа была насыщенной. Она заранее принесла извинения за то, что во время моего полуторачасового выступления слушатели, вероятно, будут вести себя не идеально. Она посетовала, что уже мои предшественники-докладчики жаловались на отсутствие внимания, во время их выступлений многие в зале ковырялись в своих телефонах и планшетах.

Ее предупреждения только разожгли мой азарт - сейчас я им покажу! Я буду так неотразима, что они забудут о своих телефонах и скором возвращении домой, и станут сидеть и слушать меня, раскрыв рты. Примерно через три минуты после начала презентации я была подавлена. У меня не было зрительного контакта ни с одним человеком из зала. Словно я говорила со стеной. Ужасно! Я приняла спонтанное решение предпринять действие, о котором слышала раньше от своих коллег-спикеров, но сама, будучи экстравертом, к нему не прибегала. Я замолчала и просто стояла за кафедрой - выжидая, выжидая, выжидая, - пока тишина не привлекла наконец внимание аудитории и любопытные взгляды присутствующих не устремились на меня.

Прошла, кажется, целая вечность, и я тихо спросила: «Что здесь происходит? По каким-то причинам ваша компания решила, что имеет смысл потратить несколько тысяч долларов и привезти меня сюда, за несколько тысяч миль от моего дома, чтобы я рассказала вам о вещах, которые могут принести пользу вашему бизнесу. Очевидно, вы с этим не согласны. Я предлагаю вам договор. Дайте мне пятнадцать минут. Все, о чем я прошу, - пятнадцать минут времени. Если я не смогу сказать что-то, достойное вашего внимания, можете вернуться к своим сотовым телефонам, планшетам и ноутбукам».

Теперь они с недоверием смотрели на меня. Теперь все они были моими - кроме одного молодого человека, который быстро вернулся к своей клавиатуре, громко воскликнув: «Ну я ведь могу быть многозадачным?» С иронией в голосе я громко ответила: «Могли бы, если бы были женщиной». Зал потонул в смехе. Судя по всему, я выбрала правильного парня для такого ответа. Он улыбнулся и сказал: «О’кей, поразите меня».

Это был один из моментов, когда они осознали, сколь немногие из тех, кем они руководят, испытывали на работе чувство принадлежности. Желание их сотрудников постоянно поддерживать контакты с друзьями исходило из того, что им не хватало принадлежности на работе - особенно представителям поколения X или моложе.

Я прошу вас, как просила тех руководителей, ответить на один вопрос: сколько процентов времени занимает у вас работа? В него входит путь от дома до работы, подготовка к ней, сама работа, возвращение домой и время на то, чтобы выдохнуть после трудового дня. Вероятно, у вас получится что-то около 75%. Если ваша потребность в принадлежности не удовлетворена на работе и более 75% вашего времени занято работой, то где вы можете найти покой? К сожалению, не существует такой вещи, как компенсационное удовлетворение потребности. Ведущий исследователь в этой области доктор Жак Форест в разговоре со мной подтвердил, что удовлетворение потребностей важно для всех, всегда и везде. Если вы не удовлетворяете свою потребность в принадлежности на работе, то вряд ли сумеете ее компенсировать за то короткое время, которое остается у вас вне работы.

У вас как у руководителя есть прекрасная возможность. Она состоит в том, чтобы помочь людям найти свое предназначение, способствовать достижению ими своих социальных целей, установить правильные отношения на работе. Проблема в том, что попытка устанавливать такие контакты на рабочих местах порой обескураживает или, хуже того, отталкивает окружающих. К сожалению, утверждения из серии «Ничего личного, только бизнес» уменьшают вероятность здорового функционирования людей на работе, так как влияют на качество отношений.

Когда начальство давит на сотрудников, вынуждая их отказаться от эмоций, отрешиться от всех чувств, люди интерпретируют эти действия как корыстные. Такой распространенный подход к мотивации также вредит принадлежности.

Вы как руководитель помогаете сотрудникам испытать чувство принадлежности на рабочем месте: это и забота, которая проявляется по отношению к ним, и ощущение доброжелательности без скрытых мотивов и вовлечения в нечто большее, чем каждый из них по отдельности.

Исследование доктора Брендона Ирвина, описанное ранее, показало, что «тихие» тренеры добились от своих подопечных большего, чем «громкие». Важно заметить, что присутствие наставника сказывалось в любом случае. С тренером люди добивались более высоких показателей, чем без него. Но невозможно отрицать влияние, которое оказывал тип этого тренера. Брендон полагает, что так же сильно на результатах сказывалась и принадлежность.

Участники эксперимента думали, что тренеры действуют не в их интересах, а преследуют свою корысть. Иногда они интерпретировали словесные подбадривания исключительно как желание тренера одержать победу за их счет. В других случаях ощущали, что способность тренера выполнить задание, которое он им дал, ниже, чем у них самих. Его слова они расценивали как поддержку для себя самого, а не для них.

Это открытие очень важно, когда дело доходит до межличностных контактов на работе. Ваши сотрудники будут чувствовать нечто совершенно противоположное принадлежности, если решат, что вы или ваша компания лишь используете их, а ваше внимание фальшиво, станут подозревать, что они - просто средство для достижения вашей личной цели.

Мотивация не работает, потому что вы не можете вынудить кого-либо испытать чувство принадлежности. Но в качестве руководителя вы можете поощрить принадлежность, отказавшись от убеждений и методик, которые разрушают ее у ваших сотрудников. Это означает, что нужно уделять внимание чувствам людей. Это означает, что пора получить знания, необходимые для работы с чужими эмоциями. Это означает, что пришло время принимать во всем личное участие.

Компетентность

Вы видели когда-нибудь ребенка, который только учится ходить? Что при этом бросается в глаза первым делом? Малыши падают - и падают часто. И мы не задаемся вопросом, почему так происходит. Это очевидно - потому что они учатся. Но почему они не сердятся? Поднимаясь, чтобы сделать новую попытку, они улыбаются, а вовсе не плачут. Ответ очень прост: они получают удовольствие от того, что растут, учатся и совершенствуют свои умения. Наша третья психологическая потребность - это компетентность.

Компетентность - это наша ежедневная потребность чувствовать себя в состоянии справиться с повседневными сложностями и задачами. Это навык, который мы демонстрируем каждый день и укрепляем тем самым наше чувство роста и процветания.

Каждый, кто хоть раз общался с ребенком двух-трех лет, был атакован бесчисленным количеством «почему?». Почему малыши постоянно задают именно этот вопрос? Потому что им нравится расти и учиться. Мы поощряем приобретение новых знаний, создаем системы обучения - такие, как школы. Но, загоняя ребенка в рамки системы, мы одновременно создаем стресс: нужно зарабатывать хорошие отметки, быть лучшим в классе, участвовать в клубах и кружках, которые дадут дополнительные очки при поступлении в колледж. Мы оцениваем приобретенные ребенком знания, вознаграждая его за отличные показатели «пряником» из золотых звезд, общественной похвалы и премии «студент месяца». Вы задумывались когда-нибудь о том, что происходит с 99,9% детей, которые не получают вознаграждений?

Некоторые системы школьного образования уже обнаружили тщетность подобных программ стимулирования, настроенных на то, чтобы наградить только нескольких лучших и разочаровать всех остальных. Сейчас популярна тенденция «Трофей получают все!». Однако и это решение не обеспечивает эффективного обучения и обратной связи, в которых дети нуждаются для удовлетворения потребности в компетентности.

Мотивация детей к учебе не работает по той же причине, что и мотивация взрослых к работе: они уже мотивированы. У детей есть естественная психологическая потребность учиться и расти. Попытки подкупа пряником или угроза кнута лишь отталкивают их от естественной тяги к обучению. Мы спрашиваем себя, что произошло с тем ощущением чудесного, что живет в каждом ребенке, когда смотрим на него спустя несколько лет учебы в школе. Дети, которые когда-то уступили неэффективным методам мотивации, теперь потребляют на рабочих местах нездоровую мотивационную пищу, «состряпанную» из тщательно продуманных вознаграждений и программ стимулирования.

Вы не можете просто взять и «наложить» на человека рост и обучение. Но вы можете продвинуть идею такой среды обучения, которая не будет подрывать в людях чувство компетентности. Какой сигнал посылается сотрудникам, если обучение - это первое, на чем компания экономит средства в нестабильное время? Что говорит о нашей вере в чужие возможности тот факт, что дополнительное образование предоставляется в первую очередь топ-менеджерам и руководителям высшего звена? Ирония состоит в том, что компании вытаскивают их из офисов на мультитренинги, тем самым лишая их привычного окружения и возможности на деле усовершенствовать свои навыки лидерства. Еще реже такие компании склонны обеспечить обучение рядовых сотрудников, дать им шанс выделиться. Такое положение вещей ненормально. У людей должно быть ощущение компетентности на месте, где они проводят большую часть времени. Если они не чувствуют себя компетентными на работе, эта ущербность распространится на все области их жизни.

В конце каждого дня не спрашивайте себя: «Чего я достиг сегодня?» Спрашивайте: «Чему я сегодня научился? Как я вырос?»

Психологические потребности: радужный спектр

Рассмотрим связь между психологическими потребностями и мотивационными статусами. Из рисунка 1, где изображена модель спектра мотивации, следует: испытывая высококачественные психологические потребности, человек приобретает оптимальную мотивацию. Другими словами, если потребности в автономии, принадлежности и компетентности удовлетворены, то результатом будет мотивация согласованная, интегрированная и статус потока. (На цветном рисунке спектра мотивации эти три оптимальных мотивационных статуса были бы представлены, как высокочастотные цвета радуги: голубой, синий и фиолетовый.)

Рис. 1. Модель «спектра мотивации» - психологические потребности

Когда человек испытывает потребности низкого качества, у него создается неоптимальная мотивация. Его автономия, компетентность и принадлежность при этом не удовлетворены, и результат - автоматическая, внешняя или навязанная мотивация. (В цветной модели они были бы представлены как три низкочастотных цвета радуги: красный, оранжевый и зеленый.)

Эффект домино

Выше я подробно описала каждую из психологических потребностей по отдельности. Теперь нужно сказать несколько слов о ценности интегрированной природы АПК.

Предположим, у вас есть менеджер, помешанный на контроле. Она управляет людьми и проектами на микроуровне - независимо от того, нужно им это или нет. Она или не признаёт самого факта, или не опасается последствий такого стиля руководства и его воздействия на психологические потребности тех, кем она управляет. Она кажется довольной и не собирается менять свою стратегию - в конце концов, с ней она поднялась на верхние ступени карьерной лестницы.

Вы доказываете ей свою компетентность долгие годы, особенно когда дело доходит до сбора данных для ежеквартального отчета, который нужно предоставить головному офису. Когда она взяла отпуск, вы фактически закончили отчет самостоятельно. Но все же она требует предоставлять ей все отчеты на проверку и хочет отсылать их в главный офис сама. Вам кажется, что все дополнения, которые она вносит, совершенно лишние. Ее микроуправление подрывает ваше чувство автономии - она управляет вашей работой и не позволяет вам думать самостоятельно. Вы боитесь жаловаться на нее, потому что видели, что происходит с такими искателями справедливости.

Это - начало эффекта домино. Отсутствие автономии вызывает у вас вопросы о вашей компетентности. Ваша неспособность управлять сверхучастием вашего менеджера или организационная политика компании разрушают вашу компетентность. Неэффективное руководство вашего менеджера, ее отсутствие внимания к вашим потребностям и концентрация на собственных пресекают любую возможность ощущения принадлежности. Внешние силы (ее стиль руководства и ваш страх) подрывают ваше внутреннее ощущение благополучия. Если бы у вас была возможность сменить место работы, вы бы сделали это.

Когда дело доходит до отчетов, вы составляете их только потому, что боитесь последствий. Ваш мотивационный статус - навязанный. Ведомые страхом и, быть может, небольшим чувством вины, вы выполняете работу и думаете: «Я пишу эти отчеты, потому что должен, но я ненавижу их. Я сделаю только то, что должен». Вы не относитесь к работе творчески и не стремитесь улучшить ее качество, потому что ваш менеджер, скорее всего, перечеркнет ваши старания в любом случае.

И - плохие новости. Вы обобщаете все неоптимальные состояния в один-единственный вывод: «Главная причина, по которой я каждый день поднимаюсь с постели, - заработать деньги!» У вас появляется внешний стимул - все дело только в деньгах.

Люди наслаждаются положительной энергией и благополучием, которые ощущают, когда их потребности удовлетворены. Но - и это очень большое «но» - одно зависит от другого. Эффект домино срабатывает, даже когда не удовлетворена только одна из потребностей.

Мотивация: искусство пудрить мозги

Арт, менеджер ресторана на небольшом курорте, был полностью удовлетворен своим подходом к работе: «Для официантов главное - чаевые». Он объяснял это так: «Я учу своих подчиненных, как получить от клиента чаевые, запудривая ему мозги. Они мотивированы, потому что чем больше они болтают с посетителями, называют их по именам, очаровывают, флиртуют - тем большие чаевые получают. Они видят причину и следствие».

Этот подход срабатывал. Большинство сотрудников действительно получали щедрые чаевые. Вопрос, который необходимо поднять: предполагает ли мотивационная тактика Арта какие-либо перспективы? Она позволила сотрудникам ощутить чувство автономии: я выбираю тактику флирта - и получаю больше чаевых. Арт сконцентрировался на определенной манере поведения, и быстрая обратная связь в виде чаевых подкрепила ее успех, рост, изучение - и, соответственно, чувство компетентности.

Меж тем, хотя подход Арта удовлетворял потребность сотрудников в автономии и компетентности, он полностью игнорировал чувство принадлежности. В бизнесе, ориентированном на людей, Арт не поощрял связь между персоналом и теми, кому они служат. «Вне» желания получить большие чаевые лишь немногие из его работников испытывали более глубокие и цельные чувства по отношению к своим обязанностям.

Прозвучавший под конец вечера типичный комментарий от официанта полностью отразил внешний мотивационный статус: «Эй, гляньте, сколько чаевых я сегодня получил!» Оцените, насколько отличается такой комментарий от отражающего оптимальную мотивацию комментария: «Сегодня я, возможно, был единственной приятной неожиданностью для этой пары. Они пришли к нам в плохом настроении, а ушли счастливыми. И я рад, что помог Тони, который не успевал обслуживать свои столики. Мы действительно работали как команда сегодня вечером - как отлично слаженный механизм. Я хорошо провел время! И - вау, кроме всего прочего, я еще и заработал отличные чаевые, занимаясь любимым делом, ощущая себя нужным и значимым».

Арт упустил отличную возможность создать рабочее место, где его сотрудники могли бы испытать на себе АПК во всей его полноте. Он мог бы обеспечить успех первого общения, сделав его основанием добрых отношений с клиентами, улучшать обслуживание, добиваться, чтобы посетители ресторана возвращались в него снова и снова, вместо того чтобы ставить целью только разовые щедрые чаевые. Этим Арт, возможно, помог бы своим сотрудникам ощутить их собственную ценность и пробудить в них креативность и желание улучшить качество своей работы. Он мог бы способствовать возникновению у своих подчиненных чувства удовлетворения при виде клиента, наслаждающегося обедом, или от собственной профессиональной значимости. Арт мог бы помочь им уйти от внешней мотивации.

Но он не понимал, что именно мотивирует людей, - и это незнание вскоре дало о себе знать. В конце концов, декларируемая им стратегия, что называется, дала трещину. В разгар курортного сезона работники успешно пудрили клиентам мозги и получали отличные чаевые. Когда сезон закончился, количество посетителей пошло на спад, размер чаевых стал меньше, а с ним упал и энтузиазм персонала. При такой мотивации работникам ресторана просто некуда было дальше расти.

Немногочисленные клиенты стали жаловаться на ухудшение обслуживания, а сотрудники - на безденежье. Прибыль ресторанчика изрядно уменьшилась. На новую реальность Арт отреагировал так: «Единственный способ, которым я могу заставить работников повысить качество обслуживания, - платить им больше, запустить программу поощрения и простимулировать их, чтобы они работали лучше. Но у меня нет для этого средств».

Арт поступил точно так же, как большинство компаний, использующих стандартные методы мотивации, когда у них не хватает денег, чтобы поднимать заработную плату и вводить дополнительные стимулы для мотивации: он успокоил себя тем, что высокая текучка кадров среди официантов - обычное дело. Далее он попытался оправдать свои повышенные траты на наем и обучение новых сотрудников тем, что это обычные издержки для данного бизнеса. Он обвинил своих некомпетентных подчиненных в том, что они «упустили» преданных клиентов и снизили прибыль.

Представим, что Арт действительно мотивировал бы своих работников. Он мог бы уделить внимание автономности, принадлежности и компетентности, обеспечив сотрудникам больший выбор в способах преуспеть, помогая им обнаружить свое значение и ценность, побуждая их к креативности и обретению новых навыков. В итоге все официанты были бы энергичны, довольны, выдерживали бы нагрузки и получали бы удовольствие от работы.

Ирония состоит в том, что владельцы курорта решили, что Арт некомпетентен, и уволили его. Они тоже пришли к выводу, что смена кадров на этой должности - обычное дело.

Вывод

Реальные истории подтверждают: все мы испытываем необходимость в автономности, компетентности и принадлежности. Ошибка - думать, что люди не мотивированы. Они просто нуждаются в том, что сами не могут назвать. Знаете ли вы кого-нибудь на своей работе, кто всегда делает здравый выбор, обладает детским ощущением чуда, открыт всему доброму и светлому? Я - нет.

Между тем реальная история мотивации свидетельствует, что люди - это, по сути, ученики, которые стремятся расти, наслаждаться работой, вкладывать свои силы и время в позитивные дела и строить длительные отношения. Не из-за внешних мотивирующих сил, а по своей внутренней сущности.

Это - яркий пример пересечения между моделью «ситуационного лидерства II» (SLII) и моделью «спектра мотиваций». Часто потребность человека в автономии омрачается неверной оценкой своего уровня развития. Согласно SLII, он находится на уровне развития D1 с низкой компетентностью и сильным стремлением к цели, задаче или умению, но его потребность «делать для себя», невзирая на недостаток компетентности, побуждает его неправильно оценивать себя и приписывать себе уровень развития D4 - уровень с высокой компетентностью и серьезными обязательствами.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ

Что заставляло человека изобретать?

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенъя дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин

Судостроение, полей обработка,
дороги и стены. Платье, оружие, права, а также
все остальные Жизни удобства и все, что
способно доставить усладу: Живопись, песни, стихи, ваянье
искусное статуй - Все это людям нужда указала и
разум пытливый Этому их научил в движеньи
вперед постоянном.
Лукреций Кар

Первый эпиграф принадлежит перу нашего великого соотечественника. Этим стихам не исполнилось еще и двухсот лет. Второй эпиграф взят из поэмы древнеримского философа и поэта "О природе вещей", которой более двух тысяч лет. Несмотря на нарушение хронологического порядка, мы поместили строки Пушкина первыми. И вот почему.

Что заставляло человека изобретать? Вслушайтесь в слова Лукреция Кара, и ответ готов - необходимость. Вспомните, если читали, знаменитый роман Даниэля Дефо. Если нет, то фильмы о его герое - Робинзоне Крузо. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Необходимость выжить заставит вас чего только ни придумать и ни изобрести!

Конечно, Робинзону повезло: на разбитом корабле осталось довольно много нужного для его существования. А самым важным было обнаружение ящика с инструментами.

А каково бы ему пришлось, попади он на остров с пустыми руками? Пожалуй, оказался бы в положении доисторического человека, которому все предстояло "начать с нуля".

Нет, мы ошибаемся. Мы забываем, что Робинзон Крузо располагал "багажом" более ценным, чем спасенное корабельное имущество. Как вы думаете, о каком "багаже" речь? Легко догадаться, что это - опыт, знания, навыки, обретенные Робинзоном за время учебы и в общении с другими людьми, которые помогли ему выжить и остаться цивилизованным человеком многие годы вынужденного отшельничества.

С помощью разума, приобретенного опыта, природной изобретательности человек выбрался из тисков необходимости и почувствовал вкус к занятиям и деятельности, далеко выходящим за требования жестокой нужды. Современному человеку уже трудно вообразить, что он может прожить без телефона и телевизора, без автомобиля и самолета, без магнитофона и радио, без... Здесь вы можете сами продолжить этот список, подумав, без чего уже нельзя представить нашу жизнь.

Все это - дело рук ученых и конструкто ров, инженеров и техников, рационализаторов и изобретателей. Двигала и движет ими не только необходимость, как справедливо отметил Лукреций Кар, но и творческий дух, который воспел Пушкин.

А вот что говорят современные ученые: "Если человек может открыть Америку, полететь на Луну, синтезировать живое существо, построить мыслящее механическое чудовище, он непременно и неизбежно все это сделает, даже если его не побуждает к этому прямая нужда. Просто - таков человек!"

А вы согласны с этими словами?

КТО ПЕРВЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ?

Может быть, это древний человек, который развел костер, чтобы согреться или поджарить кусочек мамонта? Или тот, кто впервые придумал нацепить на себя шкуру убитого зверя? А может, это та обезьяна, которую считают нашим предком, догадавшаяся сбить палкой с ветки банан или приспособившая камень, чтобы расколоть кокосовый орех? Ведь такие действия, что ни говорите, требовали изобретательности ума.

Если идти от далеких времен вплоть до наших дней, то, пожалуй, придется зачислить в разряд изобретений фактически все, что было сотворено человеком, и не только предметы, машины и сооружения, окружающие нас.

Вот, к примеру, алфавит - изобретение? Безусловно, причем изобретение гениальное. А сам язык? До сих пор люди продолжают выдумывать, изобретать новые языки. Один из самых известных - эсперанто, на нем говорят десятки тысяч людей.

А как вам понравится такая фраза: "Медикес рекомендо променадере анте ноктус дорма фор консервация де санита"? Если не догадались о ее смысле, то вот перевод: "Врачи рекомендуют прогулку перед ночным сном для сохранения здоровья". Это тоже искусственный язык, созданный совсем недавно одним из наших соотечественников. Изобретение, не так ли?

Ну, а календарь? Это величайшее изобретение, позволившее нам упорядочить течение времени и "разложить по полочкам" всю историю. Она, кстати, и рассказывает нам о том, что люди постоянно что-то творят и изобретают, порой даже не замечая этого, не пытаясь быть первыми.

Конечно, про все, что напридумал и создал человек, мы рассказать не в силах. Ограничимся материальным миром, миром вещей. А из него выберем те проблемы, которые встают перед нами сегодня, и прежде всего из области техники.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ?

А вот создал ли Робинзон что-нибудь принципиально новое? Может быть, ему иногда так и казалось, но если бы мы сравнили все, что он делал на острове, с тем, что уже было известно людям, то наверняка встретили бы много уже знакомого.

Изобретение, как определяет его энциклопедия, - это "новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект". Иными словами, это такое устройство, приспособление или метод, которые несут в себе нечто оригинальное, нестандартное. Например, можно менять размеры какой-либо машины, но это на ее работе практически и не отразится. А можно принципиально изменить ее конструкцию, и тогда она обретет совершенно иные, новые, лучшие качества.

Когда-то достаточно было поставить на четырехколесную повозку паровой котел и тем самым сделать ее самодвижущейся. Но принципиально новым решением была установка на ней двигателя внутреннего сгорания, до неузнаваемости преобразившего ее сущность и превратившего, в конце концов, в современный автомобиль.

Сейчас в заявке на изобретение, если вы хотите его признания, обязательно надо указывать, чем отличается ваше предложение от всех уже имеющихся. На сегодня число зарегистрированных изобретений перевалило за несколько десятков миллионов. Если в вашем изобретении найдены элементы необходимой новизны, вы получите патент (в России - авторское свидетельство). Эти патенты хранятся в специальных библиотеках, и прежде чем выдать кому-либо новый патент, проводят поиск на так называемую чистоту изобретения. Такой поиск именуют экспертизой.

Бывает, что изобретения путают с открытиями. Ракету, преодолевающую земное тяготение, "открыть" нельзя, ее можно придумать, сконструировать, сделать - изобрести. А вот закон всемирного тяготения можно только открыть, проводя наблюдения и ставя опыты. Так его и обнаружил английский ученый Ньютон. Слово "открытие" связывают с законами природы, которые открывают, как неизведанные острова в океане. А слово "изобретение" скорее связано с тем, как мы эти острова используем и обустраиваем.

Великий изобретатель Томас Эдисон говорил об этом так: "Я не исследовал законов природы и не сделал крупных научных открытий... Все мои изыскания и опыты производились исключительно с целью найти что-либо имеющее практическую ценность".

Разумеется, вовсе не все изобретения моментально берутся на вооружение. Нужно, чтобы люди убедились, что данное изобретение даст им выгоду: позволит сделать что-то быстрее, экономичнее, удобнее. Иногда от момента изобретения до его реализации - внедрения - проходят десятилетия. А порой, как в случаях с радио, лазером или телефоном, - считанные годы.

Не всякий изобретатель доживает до того времени, когда собственными глазами видит воплощение своей мечты. Но кому это удалось, тот воистину счастливейший из людей!

Но если вам, как и Робинзону, удастся сделать что-то своими руками или придумать своей головой, пусть даже вы по незнанию кого-то повторите, - все равно вы испытаете похожие чувства!

Для того чтобы успешно создавать новые изобретения, или, по крайней мере, успевать следить за ними, просто необходимо знать, на чем стоит наша современность, то есть наука, технологии и инфраструктура. Вот те самые важнейшие изобретения и открытия, значимость которых невозможно переоценить.

Огонь

Точно не известно, когда именно люди стали использовать огонь, когда научились его хранить или добывать, но ученые предполагают, что все это произошло от 600 до 200 тысяч лет назад.

Язык

Первая устная речь с семантическими и фонетическими структурами появилась около десяти тысяч лет назад.

Торговля (бартер)

Первый случай бартерного обмена был отслежен в районе Папуа Новой Гвинеи около 19 тысяч лет назад. К третьему тысячелетию до н. э. в Азии и на Среднем Востоке появились торговые пути.

Агрикультура и фермерство

Около 17 тысяч лет назад люди впервые стали одомашнивать животных, а в десятом тысячелетии до н. э. начали выращивать растения, что привело к образованию постоянных поселений и прекращению кочевого образа жизни.

Корабль

Около четвертого тысячелетия до н. э. в древнем Египте стали использовать деревянные плоты и лодки, а в XII веке до н. э. финикийцы и греки начали строить корабли, которые позволили не только расширить мир того времени, но и развить торговлю, науку, географию и картографию.

Колесо

Колесо стало одним из простейших и важнейших изобретений в истории человечества. Пользоваться им начали около пяти тысяч лет назад.

Деньги

Новым шагом в развитии торговли стало применение денег. Впервые их стали использовать шумеры в третьем тысячелетии до н. э.

Железо

Металлургия начала свое развитие с использования меди, серебра и олова. За ними последовала бронза. В третьем тысячелетии до н. э. люди начали использовать более крепкое железо.

Письменная речь

Несмотря на то что устная речь существовала на протяжении тысячелетий, письмо появилось впервые у шумеров лишь пять тысяч лет назад.

Законодательство

В XVIII веке до н. э. Хаммурапи — шестой вавилонский царь, написал свой знаменитый кодекс, или собрание законов, по которым полагалось жить в обществе. Другими примерами древних законодательных текстов являются Книга Мертвых, Десять Заповедей и Книга Левит.

Алфавит

Первый алфавит, содержащий как гласные, так и согласные, появился у финикийцев в 1050 году до н. э.

Сталь

Стальные сплавы по праву считаются самыми крепкими. Впервые сталь начали использовать в Азии около четырех тысяч лет назад. Греки начали применять эти сплавы в VII веке до н. э., за 250 лет до Китая и Рима.

Гидроэнергия

Энергия текущей или падающей воды начала использоваться в районе Междуречья во II веке до н. э.

Бумага

Впервые бумагу начали использовать китайцы около 105 года н. э., она была тканевой. Бумага, производимая из дерева, появилась только в XVI веке.

Ручной набор с помощью подвижных литер

Несмотря на то что изобретение печатного станка принадлежит Гуттенбергу (1436 г.), технология, на которой он основан, происходит из Китая. Подвижные литеры изобрел Би Шен в 1040 году.

Микроскоп

В 1592 году оптические мастера из Голландии Захария и Ханс впервые увидели, что сквозь определенные линзы предметы можно разглядеть значительно ближе. Именно эти особенные линзы и попали в первый микроскоп.

Электричество

В 1600 году англичанин Уильям Гилберт впервые использовал термин «электричество». В 1752 году Бенджамин Франклин доказал, что молния и есть электричество.

Телескоп

В 1608 году Ханс Липперсгей создал собирающую линзу, которую вставил в подзорную трубу. Это и стало прототипом телескопа, который Галилео усовершенствовал через год.

Двигатель

Изобретение парового двигателя Томасом Ньюкоменом в 1712 году стало следующим гигантским шагом в развитии технологий. Двигатель внутреннего сгорания изобрел Этьен Ленуар в 1858 году.

Лампа накаливания

Превратить ночь в день помогла лампа накаливания, которую в 1800 году изобрел Хамфри Дэйви, а впоследствии усовершенствовал Томас Эдисон.

Телеграф

Первый простейший телеграф изобрел баварец Самуэль Земмеринг в 1809 году. Однако автором первой коммерчески успешной версии телеграфа считается Самуэль Морзе — создатель азбуки Морзе.

Электромагнит

Уильям Стерджен изобрел первый электромагнит в 1825 году. Его изобретение состояло из обычной железной подковы, вокруг которой был обмотан медный провод.

Нефть и газ

Это природное топливо было впервые обнаружено в 1859 году. Первая газовая скважина была открыта в Огайо, а первая нефтяная скважина — в Пенсильвании.

Телефон

Первый прибор, способный передавать различимые звуки, был изобретен в 1860 году немцем Филиппом Райзом. Спустя 16 лет Александр Белл запатентовал и продемонстрировал публике усовершенствованную модель.

Электронная лампа

Этот вакуумный электронный прибор основывается на том, что поток электричества не нуждается в проводе и может проходить как сквозь воздух, так и сквозь вакуум. Первый такой прибор создал Ли де Форест в 1893 году.

Полупроводники

Первые полупроводники были обнаружены в 1896 году. Сегодня основным полупроводником является кремний. В коммерческих целях его впервые стал использовать Джагадиш Чандра Бос.

Пенициллин

Все слышали о случайном открытии антибиотика пенициллина в 1928 году. Однако задолго до Флеминга эти свойства заметил французский студент-медик Эрнест Дюшен в 1896 году, однако его исследование осталось незамеченным.

Радио

Среди изобретателей радио гремят такие имена, как Генрих Герц (1888 год), Томас Эдисон (1885 год) и даже Никола Тесла, который запатентовал свое изобретение в 1897 году.

Электрон

Эту отрицательно заряженную элементарную частицу обнаружил Джозеф Томсон в 1897 году. Электрон является основным носителем электрического заряда.

Квантовая физика

Настоящим началом квантовой физики принято считать 1900 год и гипотезу Планка. На ее основе Эйнштейн построил свою теорию о частицах света, которые впоследствии окрестили фотонами.

Самолет

Знаменитое изобретение братьев Райт датируется 1903 годом. Первый удачный пилотируемый полет состоялся 17 декабря.

Телевидение

Телевидение основано на целом ряде изобретений и находок, однако первый полноценный телевизор был создан в 1926 году Джоном Лоуги Бэрдом.

Транзистор

Переключение и усиление электронного сигнала осуществляется с помощью транзистора — изобретения, которое создал Билл Шэнкли в 1947 году и которое позволило впервые задуматься о возможности создания Глобальной сети телекоммуникаций.

ДНК

Главный секрет жизни на земле открыла команда ученых из Кембриджского университета в 1953 году. Уотсон и Крик получили Нобелевскую премию за это открытие.

Интегральная схема

В 1959 году усилиями нескольких разработчиков, изобретателей и корпораций была создана первая интегральная схема — произвольное множество электронных компонентов, объединенных в один кристалл либо на одной схеме. Именно это изобретение позволило создать микрочипы и микропроцессоры.

Интернет

Прародителем интернета стал ARPANET, или проект DARPA, разработанный в 1969 году. Однако современные протоколы передачи данных и непосредственно интернет был создан в 1991 году британцем Тимом Бернерсом-Ли.

Микропроцессор

В 1971 году разработчик компании "Интел" создал инновационную интегральную схему, размер которой был в десятки раз меньше. Именно она и стала первым микропроцессором.

Мобильный телефон

В 1973 году "Моторола" выпустила на рынок первый переносной телефонный аппарат весом чуть больше килограмма. Его батарея заряжалась больше десяти часов, а время разговора не превышало 30 минут.

Смартфон

В январе 2007 года Apple впервые выпустила в продажу телефон, способный распознавать несколько точек касания. Система мультитач проложила путь для смартфонов, планшетов и гибридных компьютеров.

Квантовый компьютер

В 2011 году D-wave представила кардинально новое изобретение — квантовый компьютер — вычислительную машину, основанную на явлениях суперпозиции и запутанности, что делает ее в тысячи раз быстрее привычных механических компьютеров.

1.In recent years, scientific and technological developments have drastically changed life on our planet as well as our views both of ourselves as individuals in society and of entire Universe as a whole.

2.Today, science and technology are closely related. Many modern technologies such as nuclear power and space flights depend on science and the application of scientific knowledge and principles. Each advance in pure science creates new opportunities for the development of new ways of making things to be used in daily life. In turn, technology provides science with new and more accurate instruments for its investigation and research.

3.Technology refers to the ways in which people use discoveries to satisfy needs and desires, to alter the environment, to improve their lives. Throughout human history, men and women have invented tools, machines, materials and techniques, to make their lives easier.

4.Of course, when we speak of technology today, we are looking at it in a much narrower sense. Generally, we mean industrial technology, or the technology that began about 200 years ago with the development of power-driven machines, growth of the factory system, and mass production of goods that has created the basis for our modern society. Today we often say that we live in an age of science and technology. According to one estimate, 90 % of all the scientists who ever lived, were alive and active in the 1970-s. This increased scientific activity has brought new ideas, processes, and inventions in ever-growing amount.

5.The scientific revolution that began in the 16th century was the first time that science and technology began to work together. Thus, Galileo, who made revolutionary discoveries in astronomy and physics, also built an improved telescope and patented a system of lifting water. However, it was not until the 19th century that technology truly was based on science and inventors began to build on the work of scientists. For example, Thomas Edison built on the early experiments of Faraday and Henry in his invention of the first practical system of electrical lighting. So too, Edison carried on his investigations until he found the carbon filament for the electric bulb in a research laboratory. This was the first true modern technological research.

6.In a sense, the history of science and technology is the history of all humankind.

1. What motivates people to make new discoveries & inventions?

2. How does progress in science & technology influence people’s lifestyle?

3. Can you give example of how one invention leads to another?


4. Do people change alongside with the changes in the materials world? In what way?

5. Is the world changing for the better or for the worse?

6. Can you give examples of the 20 th century inventions that in your opinion influenced the development of our civilization in a most dramatic way?

7. Can you give examples of the inventions that did more harm than good?

8. How do you see the future of our planet? What are the possible ways of keeping it safe? What can threaten the future?

9. What would you put in the museum of the 20 th century?

НАУКИ И ТЕХНИКИ

1.In последние годы научно-технический прогресс коренным образом изменили жизнь на нашей планете, а также наши взгляды как себя личностью в обществе и всей Вселенной в целом.

2.Today, наука и технологии тесно связаны. Многие современные технологии, такие как ядерная энергетика и космические полеты зависят от науки и применения научных знаний и принципов. Каждый шаг вперед в чистой науке создает новые возможности для развития новых способов делать вещи, которые будут использоваться в повседневной жизни. В свою очередь, технология обеспечивает науку новыми и более точные инструменты для его расследования и исследования.

3.Technology относится к пути, которыми люди используют открытий, чтобы удовлетворить потребности и желания, чтобы изменить окружающую среду, чтобы улучшить свою жизнь. На всем протяжении человеческой истории, мужчины и женщины изобрели инструментов, станков, материалов и технологий, чтобы сделать их жизнь проще.

4.Of Конечно, когда мы говорим о современной технологии, мы смотрим на это в более узком смысле. Как правило, мы имеем в виду промышленные технологии, или технологии, которая началась около 200 лет назад с развитием механических машин, рост фабричной системы, и массовое производство товаров, который создал основу для нашего современного общества. Сегодня мы часто говорим, что мы живем в век науки и техники. По некоторым оценкам, 90% всех ученых, которые когда-либо жили, живы и активны в 1970-х годах. Это увеличило научной деятельности принес новые идеи, процессы и изобретений в постоянно растущей суммы.

5.The научная революция, которая началась в 16 веке был первый раз, что наука и техника стали работать вместе. Таким образом, Галилей, который сделал революционное открытие в области астрономии и физики, также построен улучшенный телескоп и запатентовала систему подъема воды. Тем не менее, он не был до 19-го века, что технология действительно была основана на науке и изобретатели начали опираться на работу ученых. Например, Томас Эдисон построен на ранних экспериментов Фарадея и Генри в его изобретения первой практической системой электрического освещения. Так же, Эдисон продолжил свои исследования, пока не нашел углеродной нити для электрической лампочки в научно-исследовательской лаборатории. Это был первый настоящий современный технологических исследований.

6.In смысле история науки и техники, это история всего человечества.

1. Что мотивирует людей, чтобы сделать новые открытия и изобретения?

2. Как прогресс в области науки и технологии влияния образа жизни людей?

3. Можете ли вы привести пример того, как одно изобретение приводит к другому?

4. Есть ли люди меняются вместе с изменениями в мире материалов? В каком смысле?

5. Готов ли мир меняется к лучшему или к худшему?

6. Можете ли вы привести примеры изобретений 20-го века, которые на ваш взгляд влияние на развитие нашей цивилизации в наиболее впечатляющим способом?

7. Можете ли вы привести примеры изобретений, которые принесли больше вреда, чем пользы?

8. Каким вы видите будущее нашей планеты? Каковы возможные способы сохранения это безопасно? Что может угрожать будущему?

9. Что бы вы положили в музей 20-го века?

В современном мире трудно представить безграмотного человека, а вот думающего не как все - гораздо сложнее. Образование стало доступным для каждого. Нас учат под копирку, дают простые формулы, которые каждый должен применять. Можно быть эрудированным человеком, говорить по шаблону, но не уметь думать самостоятельно. Биография, которую я поведаю сегодня – это история нестандартного мышления, внутреннего стержня, преодоления себя и обстоятельств. История одного гения.

Детские годы и семья

30 июля 1863 года в семье зажиточных фермеров появился сын Генри. Он был первым ребенком, который выжил после рождения. Впоследствии, стал старшим в доме из шести детей. Семья проживала в штате Мичиган, что недалеко от Детройта.

Мальчик обучался в церковной школе, с трудом преодолевая врождённую дислексию. До конца своих дней он писал с ошибками, но это не мешало ему думать и мыслить нестандартно.

Отец считал Генри лентяем за то, что он не хотел трудиться на ферме, как все. Мальчику все время приходили идеи, как можно облегчить работу.

Мать всегда говорила, что сын родился механиком, потому что вместо игрушек в его карманах всегда лежали инструменты.

Если кому-то из 6 детей дарили механическую игрушку, ребята прятали ее от Генри, зная, что он разберет вещь на мелкие детали.

У мальчика была сильная духовная связь с матерью, ее смерть сильно повлияла на сознание ребенка – желание оставаться жить и работать на ферме окончательно пропало, ему было 12 лет.

В 13 лет отец подарил сыну часы, даже не догадываясь, что эта небольшая вещь еще больше приблизит маленького механика к мечте. Будущий гений автомобилестроения не мог просто смотреть на них – ему было интересно, как они работают, он с легкостью разобрал их на мелкие детали и так же просто собрал обратно. Не прошло и двух лет, как вся округа узнала о таланте младшего Форда.

Большое влияние на будущие интересы Генри вызвала поездка в Детройт, где впервые в 12 лет он увидел локомобиль, движущийся за счет мотора. Именно тогда мальчик решил, что будет изобретать безопасное и доступное средство передвижения, кардинально отличающееся от карет с лошадьми.

Так и произошло, юный механик постоянно трудился в своей мастерской, чем вызывал неодобрение отца. И уже в 15 лет изобрел свой первый двигатель.

Начало великого


В 16 лет Форд переезжает в Детройт и поступает учеником в Судостроительную фирму.

Уже через 4 года Генри возвращается на ферму к отцу, имея специальность механика. Дома он работал в различных автомастерских и автомобильных компаниях над ремонтом паровых машин, по ночам подрабатывая в ювелирном магазине часовщиком.

Мальчик все время хотел облегчить труд на ферме, это подвигло его к изобретению молотилки, работающей на бензине. Вскоре, патент на это оборудование купил Томас Эдисон.

Это было определяющим моментом, уже в 1891 году Форд переехал жить в Детройт для работы инженером-механиком в компании Томаса Эдисона. К этому моменту Генри успел обзавестись семьей, его супругой стала дочь фермера Клара Брайт, с которой он счастливо прожил всю жизнь. В свободное время Форд занимался мечтой - изобретением двигателя внутреннего сгорания.

Руководство компании было негативно настроено на его одержимые идеи. Но уже в 1896 году гений механики собрал свой первый самоход Ford Quadricycle. Для рекламы своего чуда техники Форд часто ездил по улицам города, привлекая внимание будущих клиентов, но его принимали за одержимого.

Генри не сдавался, став одним из учредителей «Детройтской автомобильной компании» в 1899 году. Вскоре она обанкротилась и закрылась в силу финансовой несостоятельности.

Но и это не остановило гения механики, который упорно двигался к цели, считая неудачу лишь ступенью вверх.

Создание Ford Motor


После победы в гонке инвесторы и клиенты потянулись к Форду. В 1902 году он основывает компанию, названную в честь себя «Форд мотор». Главная идея Генри остается неизменной – сделать автомобиль доступным средством передвижения. В то время это было немыслимо, то же самое, что сейчас сделать полет на Марс для всех.

Конструктор продолжал работать над упрощением механизма создания автомобиля, вскоре начав использование конвейерной линии. Это был прорыв в технологии, что значительно удешевляло процесс производства.

Но Генри понимал, что качество автомобилей зависит от людей, которые их производят, поэтому создавал все условия для работы своих сотрудников: ставка в два раза выше конкурентов, сократил рабочий день до 8 часов, использовал три рабочие смены.

В 1903 году компания «Форд мотор» получила судебный иск от ассоциации автомобилестроителей, которая претендовала на монополию в данной отрасли. Дж. Б. Селден запатентовал бумажный проект автомобиля и грозил всем покупателям марки «Форд мотор» привлечением в суд за нарушение его авторских прав.

Общее дело продлилось с 1903 года до 1911 года. Здесь Генри зарекомендовал себя, как борец за права потребителей, пообещав защиту каждому своему клиенту. Не с первого раза, но Форд выиграл дело!

Легендарный “Форд-Т”


Огромную славу в 1908 году «Форд Моторс» принесла разработка автомобиля «Форд-Т»: комфортный, практичный, с простой отделкой. Модель простая в управлении, доступна не только богатеям, но и среднему классу. Его цена на рынке составляла 950 $ и пользовалась таким небывалым спросом у потребителей, что прием заказов приходилось приостанавливать.

К 1910 году открыт новый модернизированный завод «Хейленд парк»: внедрено новое сборочное производство, появилась система вентиляции, улучшено освещение. Использование сборочного конвейера сократило производство одного автомобиля с 12 до 2 часов! Это способствовало снижению цены до 290 $ за машину. Именно эта модель составляла 10% продаж всех автомобилей в мире.

Владелец заводов, газет и пароходов


Чтобы не зависеть от внешней экономической ситуации в стране, владелец заводов, газет и пароходов вкладывает деньги в производство рудников, угля, других заводов. Он добивается того, что в его распоряжении есть все необходимое для создания автомобилей.

Генри видел суть денег не в самих деньгах, а в возможностях, которые они открывают. У него не было цели накопления, больше его интересовала возможность воплощать свою мечту детства в реальность.

Секреты управления


В своих компаниях автомобильный король создавал новые системы управления персоналом и мотивации:

  • повысил оплату труда до 5$ в день;
  • сократил продолжительность рабочего времени с 9 часов до 8 часов, установив круглосуточную посменную работу;
  • ввел один выходной день, позже сделал 2 выходных;
  • ввел оплачиваемый отпуск раз в год;
  • обеспечивал медицинской страховкой;
  • строил недорогое жилье для рабочих, которое предоставлял им в рассрочку.

К нему потянулись тысячи людей. Форд жестко следил за дисциплиной. Его сотрудники должны были вести правильный образ жизни. Рабочему, который тратил деньги не на семью, а на алкоголь и развлечения ставили испытательный срок, если он не исправлялся, следовало увольнение.

За персоналом следил целый отдел из 60 человек: вели социологический учет, посещали квартиры рабочих, проводили опросы.

Даже имея большой штат менеджеров Генри использовал диктаторский стиль управления, решая самостоятельно все стратегические вопросы.

На грани банкротства


В Первую мировую войну заводы промышленного магната перешили на производство военной техники, противогазов, касок. Это вызывало одобрение со стороны жителей Америки.

Но Форд не желал зарабатывать деньги на крови, поэтому после окончания военных действий, вернул на конвейер производство автомобилей.

Изобретатель думал, что потребитель, купив раз, будет предан бренду всегда.

Но к 1927 году продажи «Форд-Т» снизились до такого уровня, что компания оказалась на грани разорения. Предпринимателю пришлось приостановить работу заводов и распустить рабочих. Он не сдался, а искал путь решения кризисной ситуации. Совместно со своим сыном Эрселом, Генри занялся разработкой нового вида автомобиля. В этом же году был представлен «Форд-А».

Модель превосходила автомобили конкурентов по техническому оснащению и уникальному дизайну. Форд вновь вышел победителем, вернув лидерские позиции.

В 1929 году в США началась великая депрессия, еще два года корпорация Форда устойчиво стояла на ногах, но в 1931 году начала сдавать свои позиции.

Промышленному магнату снова пришлось закрыть часть заводов, а остальным сократить зарплаты. Рабочие были крайне недовольны событиями, начались мятежи. Самый значительный бунт произошел возле завода «Руж»: полиция смогла разогнать людей, только применив оружие.

И в этой ситуации гений механики не сдался. Его аналитический ум нашел решение в изобретении нового спортивного автомобиля «Форд V8», разгоняющегося до 130 км в час!

Благодаря этому решению, заводы предпринимателя снова нарастили объем выпуска и преодолели снижение продаж.

Закат жизни


В 1945 году за подъем индустрии и автомобильного строения в мире Форду вручили медаль Эллиота Крессона (приз предназначен за выдающиеся технические изобретения).

Еще в 30-е годы во главе компании «Форд мотор» встал сын предпринимателя Эрсел Брайнт. Но после его смерти от рака в 1943 году, Генри пришлось снова взять правление в свои руки. Преклонный возраст, проблемы со здоровьем не позволяли вести дела на прежнем уровне. Тогда в 1945 году Форд старший передает управление компании своему внуку Уильяму.

Предприниматель провел последние дни в своем доме в Дирборне. 7 апреля 1947 года он скончался от кровоизлияния в головной мозг, ему было 83 года.

Наследие


Биография великого промышленника интересует читателей по сей день. Генри был не просто великим изобретателем, но и выдающимся менеджером. Его методы управления на предприятии стали основой для уклада современных компаний.

Одна из самых известных книг Форда «Моя жизнь, мои достижения» популярна и в наше время. В публикации повествуется не только о великих победах предпринимателя. Из нее можно почерпнуть методы организации производства, кадровую политику, модели управления.

Гений механики оставил после себя семейный бизнес, процветающий в наши дни. Это одна из немногих компаний, в управлении которой, участвуют исключительно наследники Форда. Семье принадлежит 40% акций компании, остальные в свободном обращении.

В наши дни Форд Мотор занимает 4-ое место в мире по объему выпуска автомобилей. Компания продолжает развиваться, количество заводов увеличивается ежегодно.

Рыночная капитализация в 2019 году составляет 34 687 287 296 $

Цитаты


  • Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу.
  • Успешные люди вырываются вперед, используя то время, которое остальные используют впустую.
  • Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.
  • Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби.
  • Каждый, кто перестает учиться, стареет, - не важно, в 20 или 80 лет, - а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни– это сохранить мозг молодым.
  • Если бы я делал только то, что хотят от меня люди, они бы до сих пор ездили на каретах.
  • Препятствия– это пугающие вещи, которые появляются, когда вы перестаете смотреть на свою цель.
  • Я этого хочу. Значит, это будет.
  • Старики всегда советуют молодым экономить деньги. Это плохой совет. Не копите пятаки. Вкладывайте в себя. Я в жизни не сэкономил и доллара, пока не достиг сорока лет.
  • Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь не многие.
  • Вы можете получить «Форд-Т» любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным.
  • Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтоб вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать».
  • Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор.
  • Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.
  • Можете вы выполнить что-либо или уверены, что не можете, - в обоих случаях вы правы.

Заключение

Своей жизнью выдающийся промышленник показал пример всему миру, как мальчик с фермы стал гением современной инженерии. Форд никогда не отказывался от своей детской мечты. Он мыслил уникально, умел принимать нестандартные решения и никогда не останавливался на достигнутом.

Генри не мешали внешние факторы, он твердо и планомерно шел к выполнению цели: предоставить людям доступный автомобиль на каждый день. Он работал не ради зарабатывания денег, а ради улучшения мира, в котором живет. Удивительно, но гений механики верил в реинкарнацию душ. Он считал, что все его знания приобретены и накоплены в прошлых жизнях. До конца своих дней Форд писал с ошибками, но не уставал повторять, что не это не главное, гораздо важнее уметь думать.