Система оплаты труда образовательных учреждениях. Система оплаты труда работникам образования и её основные особенности

Как известно, в школе произошел переход к отраслевой системе оплаты труда. Новый порядок оплаты труда работников образовательных организаций направлена на достижение следующих результатов: усиление мотивации сотрудников к повышению качества работы и создание достойных условий труда для удержания и привлечения высококвалифицированных кадров; повышение прозрачности оплаты труда; повышение общего уровня оплаты труда работников при выводе из системы оплаты труда компенсационных надбавок за условия труда; включение всех компенсационных выплат в базовую ставку.

С введением новой системы оплаты труда, основными критериями заработной платы стали результат и качество выполняемой работы, стаж работы.

В новых условиях заработная плата работников состоит из трех частей:

  • 1. Оклад по квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы;
  • 2. Компенсирующие выплаты;
  • 3. Стимулирующие надбавки за качество и результаты труда.

На сегодняшний день, в периодических изданиях приводятся первые успешные результаты внедрения НСОТ в регионах. Так, по данным источника “Инновационная образовательная сеть”, к регионам, в которых существенно увеличилась оплата труда преподавателей, относятся: Новосибирская, Белгородская, Калининградская области, Республика Мордовия, Чувашия, Краснодарский край.

Для Новосибирской области отмечаются следующие характеристики внедрения НСОТ:

  • 1. Расходы региона на финансирование НСОТ составляют 164,8% от федеральной субсидии, размер которой 139,5 млн. руб. При этом региональный бюджет на НСОТ составил 230 млн. рублей;
  • 2. Средний уровень заработной платы в бюджетной сфере на 01.06.2008 г. доведен до 96,7% от средней зарплаты по экономике в области;

В Республике Мордовия достигнуты следующие результаты:

  • 1. Региональные расходы на НСОТ составляют 34,6% от федеральной субсидии, выделенной в размере 114,1 млн. рублей;
  • 2. Реализация принципа дифференциации оплаты труда сотрудников ОУ:
  • 3,5% получают зарплату свыше 11 тысяч рублей в месяц;
  • 53,6% - от 6160 рублей до 10 900 рублей;
  • 42,9% - менее 6160 рублей, 67,4 % из них работают по неполной ставке.
  • 3. Установлен план мероприятий по модернизации применения НСОТ, а именно установлены доли учителей, заработная плата которых должна быть выше среднемесячной по региону.

В Калининградской области отмечается совпадение средней заработной платы учителей со средней заработной платой по экономике региона. А также, несмотря на ухудшение демографической ситуации, успешно был оптимизирован показатель соотношения учитель/ученик (1 к 12).

В Чувашской Республике реализация новой системы оплаты труда позволила увеличить заработную плату высококвалифицированным педагогическим работникам. Также отмечается качественное улучшение преподавательского состава за счет привлечения молодых специалистов.

Внедрение НСОТ в Белгородской области позволило выровнять среднюю заработную плату учителей со средней по экономике области, превысив запланированный рост в оплате труда примерно в 3 раза.

Результаты применения НСОТ в Краснодарском крае представлены в таблице 1.12:

Таблица 1.12. Результаты введения НСОТ в Краснодарском крае

В целом, по названным регионам отмечаются положительные результаты:

  • 1. Установление зависимости заработной платы учителя от качества, результатов его труда;
  • 2. Повышение качества предоставляемых образовательных услуг населению;
  • 3. Повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Для учителей муниципальных образовательных организаций оплата труда является, одновременно, основным источником дохода и оплата за результат труда, поэтому она должна мотивировать их на качественное выполнение своих обязанностей. В условиях модернизации образования вопросы, связанные с организацией оплаты труда, являются приоритетными для учителей, работодателей и общества в целом. Согласно статье 129 Трудового кодекса России под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами и другими нормативными актами. Существует большое количество разных подходов сравнения систем оплаты труда. Остановимся на содержательном и функциональном подходах.

Таблица №1 Содержательный подход.

Параметры сравнения

Система оплаты труда

Удовлетворенность системой оплаты труда

Повышение заработной платы только за счет увеличения недельной нагрузки

Величина заработной платы учителя зависит от качества его работы

Понятность и честность системы оплаты труда

Учитель не может влиять на формирование собственной заработной платы

Учитываются все виды деятельности учителя, может влиять на формирование собственной заработной платы

Конкурентоспособность учреждения

Система оплаты труда не влияет на конкурентоспособность учреждения, так как одинакова для всех общеобразовательных учреждений

Система оплаты труда влияет на конкурентоспособность учреждения, так как зависит от результатов деятельности учреждения

Справедливость начисления заработной платы

В большей степени учитывается количество проведенных уроков

Учитываются не только проведенные уроки, но и другая деятельность, методическая, внеклассная, работа с родителями

Установление оклада не зависит от руководителя, стимулирующих выплат зависит от комиссии по распределению этих выплат

Психологический климат в организации

Система оплаты труда при ЕТС не влияет на психологический климат в организации

При НСОТ может влиять позитивно и негативно

С точки зрения данного подхода, новая система оплаты труда повышает конкурентоспособность учреждения, так как она позволяет учитывать индивидуальные характеристики работника, качество его туда, другую деятельность (методическая, внеклассная), что невозможно было учесть при ЕТС. Новая система оплаты труда направлена на эффективное управление фондом оплаты труда учреждения.

Таблица №2 Функциональный подход.

Параметры сравнения

Система оплаты труда

Простота администрирования

Достаточна проста

Сложна, так как необходимо учитывать индивидуальные достижения работника

Прозрачность системы оплаты труда

«Закрытый подход», разряды устанавливаются аттестационной комиссией

«Открытый подход», оклад устанавливается по разным коэффициентам

Степень зависимости при установлении зарплаты от руководителя

Установление разряда ЕТС, надбавок и доплат зависит от руководителя

Установление оклада не зависит от руководителя, стимулирующих выплат зависит от комиссии по распределению этих выплат, Совета учреждения, положения о стимулирующих выплатах

Степень влияния системы оплаты труда на кадровую политику

Нет зависимости

Абсолютная зависимость между системой оплаты труда и кадровой политики региона

Выделяют 3 модели новой системы оплаты труда.

Модель №1. «Базовый оклад +»

Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад - одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.

Модель №2.«Все включено»

Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Модель №3.«Ученико-час»

Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что НСОТ позволяет выстраивать кадровую политику образовательной организации, повышать образовательный уровень работников, привлекать в отрасль высококвалифицированные кадры.

Анализ среды в которой находится ОУ

Потребность в дополнительных образовательных услугах

Возможность материально-технической базы

Загруженность учреждения

Анализ кадрового потенциала ОУ

Анализ учебных показателей ОУ

Особенности территориального расположения ОУ

Анализ родительского корпуса

Создание нормативно-правовой базы

Внести изменения в Устав ОУ

Получить лицензию

Разработать и утвердить программы и УП

Утвердить калькуляцию

Заключить договоры с заказчиками

Издать приказ об организации платных образовательных услуг

Оформить трудовые соглашения со специалистами

4.Защита прав потребителей образовательных услуг.

Общество защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) создано с целью защиты прав потребителей в области образования и оказания квалифицированной юридической помощи в разрешении конфликтных ситуаций, по вопросам получения и предоставления образовательных услуг.

В соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей» и Уставом Общества, основными целями и задачами «ОЗППОУ» являются:

  • защита прав потребителей образовательных услуг (включая: выбор вуза, экспертиза и заключение договора на обучение, выполнение условий договора в ходе обучения, итоговой аттестации и выпуска и др.);
  • содействие заинтересованным органам государственной власти и местного самоуправления в формировании и практической реализации социально ориентированной политики в сферах воспитания, образования, науки и культуры граждан;
  • cодействие в реализации и защите прав и интересов специалистов, действующих в профессиональных сферах, либо лиц права и интересы которых затрагиваются данными сферами, в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;
  • содействие в реализации государственно-общественного контроля за качеством получаемого гражданами образования путем:
    • участия представителей Общества во всех процедурах регламентации деятельности (лицензирования, аттестации и государственной аккредитации) образовательных учреждений России;
    • формирования независимой системы общественной аттестации и аккредитации образовательных учреждений России;
    • привлечение внимания органов государственной власти, общественности, благотворительных, религиозных, общественных организаций, деловых кругов, предприятий к проблемам потребителей образовательных услуг и специалистов;
    • участия в обеспечении межведомственного взаимодействия и сотрудничества в решении проблем потребителей образовательных услуг и специалистов в различных сферах профессиональной деятельности.

Обучающиеся и их представители могут получать юридические консультации и услуги в приемных региональных и местных отделений Общества, профессиональную защиту своих интересов в суде. Члены Общества имеют право на бесплатную справочную информацию, существенные льготы при получении юридических консультаций и услуг, защите своих интересов в суде со стороны «ОЗППОУ».

Тема 2. вопрос 1.Система оплаты труда в сфере образования

Оплата труда работников бюджетных образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), введенной Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785.

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогов определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы либо квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя несколько видов оплат.

Основная часть зарплаты устанавливается исходя из ставок заработной платы и должностных окладов с учетом их повышения за особые условия труда. Кроме того, педагоги получают различные виды доплат за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг их основных обязанностей. В перечень дополнительно оплачиваемых работ включают классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и т.д. Предусмотрены доплаты за руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями, за работу по дополнительным образовательным программам, организацию трудового обучения, профессиональной ориентации и т.д. Размеры доплат за дополнительные работы определяет само образовательное учреждение в пределах средств, направляемых на оплату труда. Оно это делает в соответствии с п.4 ст.54 Закона РФ "Об образовании". Эти параметры закрепляют в специальном положении и в коллективном договоре.

Размер доплат компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом РФ. К ним относятся доплаты за работу в ночное время, в праздничный день, за работу с неблагоприятными условиями труда и др. Конкретный размер доплаты работнику определяется учреждением в зависимости от продолжительности их работы в неблагоприятных условиях труда.

Кроме того, педагогам доплачивают за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Совмещением профессий (должностей) называют выполнение дополнительной работы по другой профессии наряду с основной. При выполнении дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности производится доплата за расширение зон обслуживания или за увеличение объема выполняемых работ. Размеры таких доплат устанавливает руководитель образовательного учреждения по соглашению с работником в соответствии со ст.151 Трудового кодекса РФ. Их максимальная величина законом не ограничена.

Размеры надбавок за высокую результативность и качество работы, напряженность или интенсивность труда и порядок их установления определяются образовательным учреждением самостоятельно в пределах средств, направляемых на оплату труда.

Полагаются педагогам и дополнительные выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда. К ним относятся процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Изменение ставок заработной платы

Существует ряд оснований, по которым должно производиться изменение ставок оплаты труда педагогов.

Прежде всего, ставки зависят от стажа педагогической работы. Их увеличивают со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки заработной платы (оклада).

При получении образования оклад увеличивается со дня представления соответствующего документа, а в случае присвоения квалификационной категории - со дня вынесения решения об этом аттестационной комиссией. Со дня присвоения педагогу почетного звания ставка также должна быть увеличена. Кроме того, оклады повышаются после присвоения ученых степеней кандидата или доктора наук - со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией о выдаче диплома кандидата или присвоения Высшей аттестационной комиссией ученой степени доктора.

Руководители образовательных учреждений проверяют документы об образовании и стаже педагогической деятельности учителей, преподавателей и других работников, устанавливают им ставки заработной платы (должностные оклады), ежегодно составляют и утверждают на учителей тарификационные списки.

Ответственность за своевременное и правильное определение размеров зарплаты работников образовательных учреждений несут их руководители.

Заработная плата учителей школ и преподавателей педучилищ

Месячную заработную плату учителей и преподавателей определяют так. Сначала умножают ставку заработной платы на фактическую нагрузку в неделю. Затем полученное произведение делят на установленную за ставку норму часов педагогической деятельности в неделю. Постановлением <*> Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов за ставку заработной платы учителям и преподавателям установлена за 18 часов преподавательской работы в неделю, а учителям в начальных классах - за 20 часов преподавания в неделю.


Похожая информация.


Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому: путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования - часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда.
Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда: время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время.
В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей - педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений - деятельность в течение дня.
Ставки их заработной платы, например, назначаются:
18 часов в неделю учителям предметникам 5-11 классов;
за 20 часов работы в неделю учителям начальных классов;
за 24 часа в неделю - учителям-дефектологам;
за 36 часов в неделю - педагогам-психологам.
Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю. Воспитателям детских садов определена ставка за 36 часов педагогической работы в неделю.
За работу по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа и другие виды деятельности оплачиваются дополнительно.
Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени. В соответствии со ст.30 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников.
Ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно- квалификационными требованиями и на основании аттестационной комиссии.
Аттестация осуществляется на основе требований утвержденных квалификационных характеристик. Основными критериями при этом были и остаются уровень образования, педагогический стаж, показатели квалификации и профессионализма, в том числе
послужившие ранее основанием для присвоения квалификационных и почетных званий (категорий), а также объем и сложность труда для руководящих работников.
Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание вуза. Расширилось внутри вузовское и межвузовское совместительство. Преподаватели и учебно- вспомогательный персонал (а также и студенты) имеют право вести хоздоговорные научно- исследовательские работы в порядке платного совместительства. Научно-исследовательские секторы вузов получили широкие возможности для увеличения собственных средств и повышения оплаты труда. Но, следует отметить, что, заработная плата работников образования остается ниже средней по промышленности
Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. Низкая заработная плата педагогических работников и понижение ее соотношения с зарплатой менее квалифицированных работников подрывает престиж образования. Несоответствие между средней зарплатой в промышленности и в образовании свидетельствует о грубом нарушении статьей 54 Закона «Об образовании», которая гласит, что минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше среднего уровня заработной платы в России.
Основными требованиями, предъявляемыми к организации системы оплаты труда в образовательных учреждениях, являются:
обоснованность утвержденных штатов, их соответствие нормативам, укомплектованность штатов;
целевое использование средств на оплату без отвлечения этих средств на другие расходы;
правильность оплаты по группам работающих;
соблюдение установленных сроков и полнота выплат стипендий.
Фактически получаемая работниками сумма доходов состоит из следующих источников оплаты труда и льгот:
за выполненную работу;
доплаты и премии, компенсации;
за образовательные и другие услуги;
социальные выплаты и льготы из бюджетных и внебюджетных фондов;
за публикации;
от спонсоров, меценатов.

Организация оплаты труда в образовании осуществляется на основе принципов формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, а также норм по оплате труда, которые регламентируются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Определение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений осуществляется на принципах:

1. верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации.

Размеры и условия оплаты труда работников образовательных учреждений, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2. самостоятельного определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий;

3. самостоятельного определения органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений в пределах своих полномочий;

4. осуществления регулирования оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе тарифной системы дифференциации заработной платы работников различных категорий, включающей в себя тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты, устанавливаемой коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), а также с учетом государственных гарантий по оплате труда;

5. обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

6. повышения уровня реальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.



Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются нормы по оплате труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них относятся:

1. Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата).

2. Размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам образовательных учреждений.

4. Базовые должностные оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

5. Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

6. Типовые нормы труда для однородных работ (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), нормы времени, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

7. Минимальные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

8. Размеры выплат при выполнении сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

9. Порядок аттестации работников образовательных учреждений, устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.