Современные принципы и методы управления. Сущность и значение управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по курсу "Менеджмент"

по теме: " Принципы, функции и методы управления "

Введение

Еще в древние времена люди пришли к выводу, что для того, чтобы жило государство и был народ, обязательно нужны люди, которые будут организовывать и руководить процессами, необходимыми для жизнедеятельности государства. Без грамотного управления, любая страна обречена на гибель.

Глубокое преобразование в производстве стало причиной изменения отношения к персоналу организации. Если ранее акцент делался на технике, в то время как человек рассматривался как дополнение к ней, то сейчас техника является помощником человека. В связи с этим и были разработаны новые, современные принципы и методы управления персоналом организации. Раньше люди стремились к усовершенствованию технологий настолько, чтобы они перестали быть зависимыми от человека, его квалификации или рабочей силы, что давало возможность заметно сэкономить не только на заработной плате, но и на поиске и найме сотрудников.

Проблема развития систем управления персоналом весьма актуальна, и в перспективе ее значение будет возрастать в связи с повышением значимости человеческого фактора в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Теоретический и практический анализ проблем управления трудовым потенциалом показал, что сегодня необходимы новые подходы к кадровой политике.

Это обусловлено рядом причин. Во-первых, полностью исчерпали себя старые, административные формы управления персоналом, а это заставляет многих менеджеров искать новые приемы и методы работы с людьми.

Во-вторых, переход к рынку заставил искать новые резервы и ресурсы. В этих условиях многие обратили внимание на эффективное использование не только материальных, но и "человеческих ресурсов" как важнейший фактор повышения уровня производства и услуг.

В-третьих, в стране сформировался рынок труда. Появилась возможность отбора, необходимость в поиске квалифицированных кадров, их оценке и другие элементы рыночного подхода к управлению персоналом.

В-четвертых, существенно улучшилась научная и методическая база работы с персоналом. Опубликовано много научных работ, которые позволяют поднять эффективность работы с персоналом на качественно новый уровень. Человеческому фактору в развитом обществе уделяется много управленческого времени в связи с тем, что ни продукция, ни услуги, ни работа не будут произведены без специалистов.

Принципы управления

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.

Принцип - это основное правило, требование, идея управления и его основа.

С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.

Принцип научной обоснованности методов и правил управления предполагает, что методы, формы и средства управления должны быть строго научно обоснованы и выверены практикой. Производство - это та среда, где на основе законов природы и общественного развития выводятся законы производства. Последние действуют так же неизбежно, как и законы природы. Именно поэтому знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо, как и знание законов физики и биологии.

Необходимость принципа эффективности управления связана с многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели. Руководство организаций находится в постоянном поиске эффективных решений во всех сферах деятельности. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное. Чем выше уровень управления, на котором принимается решение, тем более тщательно, при прочих равных условиях, они должны быть обоснованы. После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом его исполнения.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов связан с характером производства. Часто хозяйственные организации размещаются в населенных пунктах и используют местные природные ресурсы. Естественно, они не должны допускать загрязнения водного и воздушного бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов. Экономически оправданно, что за эксплуатацию указанных ресурсов организации обязаны вносить соответствующую плату. Кроме того, организации не могут решать ряд проблем без помощи государственных и местных органов власти. Многие хозяйственные организации и целые отрасли нуждаются в государственной поддержке. Местные органы власти в целях максимальной эффективности хозяйственной деятельности и соответственно всей экономики обязаны проявлять заботу о занятости населения, следовательно, и о развитии предприятий, размещенных на подведомственной территории.

Функции управления

Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды. руководство управление менеджмент

Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.

Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 - 1925). Среди них можно назвать следующие операции:

технические (производство, выделка и обработка);

коммерческие (покупка, продажа, обмен);

финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

В настоящее время выделяют следующие функции управления:

прогнозирование - определенная система вероятностной оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;

планирование - это центральная функция управления. Планирование предполагает постановку целей и задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации;

организацию - определение и распределение объема работ по реализации поставленных целей с учетом характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения целевой функции фирмы (компании);

регулирование - предвидение и устранение возможных отклонений в ходе протекающего процесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития и функционирования отдельных элементов управляемого объекта;

мотивацию - побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей;

координацию - необходимое согласование действий в работе всех структурных элементов организации. Имеет целью обеспечение ритмичности и непрерывности для достижения эффективности взаимодействия всех звеньев управления;

контроль - проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;

учет - накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.

Экономические методы управления

Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.

Метод управления - способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.

Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:

Регулировании спроса и предложения;

Законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.

Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.

К экономическим методам управления относят следующие:

коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями организации определяется ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;

цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на "входе" (цена на ресурсы), так и на "выходе" (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;

финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики - это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;

кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;

налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.

Административно-правовые методы управления

Основу административно-правовых методов составляют:

система законодательных актов страны и региона - федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;

система нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;

система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).

В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:

распоряжений - руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

популяризации - акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;

делегирования полномочий - работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;

участия в управлении - руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них определенную ответственность. Этот метод целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

Существуют следующие рычаги административно-правовых методов управления:

нормирование - деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;

регламентирование - деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;

инструктирование - деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках системы.

Формами административно-правовых методов управления являются:

краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения;

данная форма призвана обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления;

длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.

Социально-психологические методы управления

Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный "социальный климат" в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.

Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:

человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;

каждый человек стремится действовать таким образом, что бы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;

каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.

Социологические методы управления включают:

управление социально-массовыми процессами;

управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);

социальное нормирование;

социальное регулирование;

ролевые изменения;

социальную профилактику.

К психологическим методам управления относятся:

профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты);

гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);

формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).

Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.

Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.

Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.

Социально-психологические методы используются для решения следующих задач:

повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;

формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;

эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;

воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.

Заключение

В данном реферате мы рассмотрели основные принципы, функции и методы управления персоналом. Итак, управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления. Принцип - это основное правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.

Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект. Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 - 1925).

Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы.

Главная рекомендация молодым управляющим - это не придерживаться строго какого-либо, а подходить к вопросам творчески и комбинировать манеру управления конкретно под сложившуюся ситуацию. Таким образом, можно выработать свой личный стиль управления, а комбинирование разнообразных подходов, позволит еще лучше развивать управленческое мышление, ведь руководитель на то и руководитель, чтоб мысли глубже, анализировать детальнее и смотреть в будущие дальше, чем остальные сотрудники.

Вышеописанные традиционные методики управления персоналом в будущем, что вполне ожидаемо, претерпят множество изменений. Возможно, вскоре в России их место займут современные, более усовершенствованные методы управления.

Список литературы

1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.

2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.

3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.

4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.

6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.

7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.

8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.

9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.

10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и методы, основные принципы управления деятельностью предприятий в рыночных условиях. Практическая реализация функций и система методов управления, принцип научной обоснованности. Долгосрочная стратегия фирмы - важное звено системы управления.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Общая характеристика и анализ необходимости основных принципов и функций управления. Сущность, содержание, классификация и особенности экономических, административно-правовых и социально-психологических методов управления предприятием (организацией).

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Процесс и методы управления организацией. Сущность и содержание функций менеджмента. Методы управления организацией. Административные, экономические, социально-психологические, социологические, психологические методы управления.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2003

    Процесс и система управления предприятием. Характеристика основных целей и задач менеджмента. Изучение принципов формализации процесса управления и методов решения современных задач управления. Анализ идей П.Ф. Друкера - основателя эмпирической школы.

    реферат , добавлен 15.06.2010

    Понятия, применяемые в менеджменте. Элементы системы управления. Цели и задачи менеджмента. Структура управления организацией. Принципы формализации процесса управления. Решение современных задач управления предприятием. Задачи менеджмента в XXI веке.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Определение понятия "закономерности управления" в трудах зарубежных и отечественных ученых. Принципы управления: виды, систематизация, эволюция. Концепции управления А. Файоля. Условия формировании системы принципов управления современной организацией.

    статья , добавлен 05.12.2010

    Сущность и содержание основных функций управления, критерии их классификации и место в системе менеджмента. Роль функций управления при формировании структуры управления. Совершенствование применения функций управления в муниципальной организации.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Понятие менеджмента как современной системы управления организацией. Основные цели системы управления, сущность их составляющих. Характеристика функций и принципов менеджмента, методы их реализации. Проблемы современного менеджмента и их решение.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2010

    Сущность, особенности управления организацией мужчиной и женщиной. Зависимость стиля руководства от пола. Социальный контекст гендерных аспектов менеджмента как фактор повышения эффективности управления современным предприятием в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Место принципов менеджмента в системе управления. Развитие взглядов на менеджмент, школы управленческой мысли, современные принципы управления. Анализ и разработка принципов менеджмента, используемых в практике управления гостиничным комплексом "Орбита".

Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.

Принцип (от лат. - начало, основа) - 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

И своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» Анри Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает ни того, что принципы эти или их воплощение непреложны, ни того, что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что «количество принципов управления беспредельно... изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации». Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления.

1. Разделение труда - принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях». Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. Он считал, что «разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры».

2. Власть - «право отдавать распоряжения и требовать их выполнения». Файоль различает «официальный» (связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу») и «личный» авторитет (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является «обязательным дополнением» власти официальной.

3. Дисциплина - «по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением». Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.

4. Единство распорядительства - «подчиненный должен получать приказы только от одного начальника». Согласно Файолю, двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.

5. Единство руководства - «один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели». Если принцип единства распорядительства требовал, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим - «заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия». Файольобращает внимание на то, что одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов.

7. Вознаграждение персонала - «труды должны быть вознаграждены». Файоль рассматривает факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя, такие как прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия. Он приходит к следующему заключению: «Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник - деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания, - смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника».

8. Централизация - «подобно разделению труда... присуща естественному порядку вещей». Рассматривая вопрос о том, какую структуру - централизованную или децентрализованную - должна иметь организация,Файоль сравнивает ее с живым организмом. Вот что он пишет о централизации: «Вопрос централизации или децентрализации - это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...»

9. Скалярная цепь - «властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней». Более привычными терминами для определения этого понятия будут «иерархия» и «каналы», или «линии коммуникации, субординации». Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, он предлагает использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.

10. Порядок - наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте» (материальный порядок) и, по аналогии, «места для каждого лица и каждого лица на своем месте» (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит Файоля к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.

11. Справедливость - Файоль считал, что правосудие - это реализация принятых конвенций, справедливость же представлялась ему сочетанием правосудия и доброжелательности. Хотя руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя, согласно Файолю, «немалого здравомыслия, опыта и добродушия».

12. Стабильность состава персонала - имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Файоль считал, что новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке.

13. Инициатива - способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Она, будучи одним из «сильнейших стимулов, определяющих поведение человека», обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.

14. Корпоративный дух - созидание и поддержание определенной гармонии в организации. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа «разделяй и властвуй».

По мнению Питера Хэрриота, сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие:

1) принцип стремления к взаимному благу . Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени (если не более того), в какой сотрудники - на благо организации. Представление об организации прежде всего как о социальной системе видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству;

2) развитие организации есть развитие ее работников . Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого - преимущественного положения по отношению к конкурентам (улучшению перспектив развития организации, коллектива, работников);

3) сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода , в том числе и в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию , и принцип динамичности стимулов ;

4) принцип постижения сути . Если руководство не сможет вникнуть в суть различий между работниками, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться сотрудничества;

5) принцип постоянного внимания к работникам . Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение не вызовет сомнений, а значит, следует быть постоянно внимательным и по отношению к самым, казалось бы, «обласканным» работникам;

6) принцип неизменной уважительности . Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда (например, покупательский рынок труда в период экономического спада),могут привести к изменению баланса различных сил(в данном случае баланса сил работника и работодателя).Тем не менее эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития;

7) принцип взаимопонимания . С другой стороны, организации также имеют потребности. Выживаемость - главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации;

8) принцип доверия . Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании могут открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше - на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества;

9) принцип стимулирования : определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением.

Методологические основы менеджмента . Общеметодологическим подходом к научному познанию систем является системный и ситуативный подход, о которых сказано выше.

Эффективным методологическим приемом науки управления является моделирование.

В нашем контексте модель - в широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя».

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

От представлений об объекте управления зависит характер модели, выбор областей фундаментальных и прикладных знаний, набор используемых для воздействия (управления) методов, инструментов. Если организация - техническая сис­тема, то менеджер (технократ) использует простые модели ти­па стимул - реакция; если организация - социо- техническая система, то модели, законы, принципы технократического подхода должны наполняться социально-психологическим смыслом, исследуемым социологией и социальной психоло­гией; если управляемая система представляется как экономи­ческая, то следует знатьэкономические законы и создавать условия для их исполнения; если менеджер видит перед собой личности, группы, то управлять ими следует с пониманием тех факторов, которые специально исследует психология. Со­временный менеджер должен видеть системную сущность организации, ее элементов, субъектов, понимать наличие у сис­темы всех свойств систем и, осуществляя воздействие, знать и стараться использовать широкий набор подходов и методов воздействия на поведение.

Методы управления - способы воздействия управляю­щего субъекта на управляемый объект, руководителя на воз­главляемый им коллектив.

Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвен­ ного воздействия. При использовании первых (приказ, сти­мул) предполагается непосредственный результат воздейст­вия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отража­ет характерные черты стиля управления. Методы неформаль­ного воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

Организационные (в том числе административные);

Экономические;

Социально-психологические.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.

Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это - распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование - четкое закрепление функций и работ; нормирование - установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование - ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение. Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.

Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне - управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.

Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления - народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.

Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Социально-психологические методы включают: 1) социальное планирование и социальную поддержку; 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников; 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации; 4) формирование команд; 5) соучастие работников в принятии решений; 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации; 7) повышение качества трудовой жизни; 8) индивидуальный подход к работникам; 9) создание высокого уровня качества трудовой жизни и т. п.

  1. Школа научного управления (1885-1920)

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения .

Основные принципы школы научного управления :

    Рациональная организация труда - предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

    Разработка формальной структуры организации.

    Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

    Ф. У. Тейлор;

    Френк и Лилия Гилберт;

    Генри Гантт.

Ф. У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда , стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

    хронометраж;

    инструктивные карточки;

    методы переобучения рабочих;

    плановое бюро;

    сбор социальной информации.

Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда.Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше .

Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

    Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;

    Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий , затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции , используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.

Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Критика школы научного управления : механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.

Г.Форд , механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Грамотное руководство осуществляется на основе применения нескольких методик управления. Их необходимо гармонично сочетать для достижения поставленных целей. Существуют базовые и дополнительные методики, которые помогают управленцу направлять имеющиеся ресурсы организации в правильное русло.

Метод управления - это определенный способ воздействия, который позволяет организовать работу коллектива или единичного субъекта. Эти приемы применяют для осуществления координации работы, повышения эффективности результатов при помощи создания оптимальной системы мотивации.

Общее понятие

Метод управления - это воздействие, которое оказывает субъект управления на подчиненные ему объекты. Чаще всего это способы управления, которые применяет руководитель при координации работы вверенного ему коллектива.

Все существующие подходы к организации деятельности структурных единиц или всего предприятия должны применяться комплексно. Они базируются на неразрывных и гармоничных отношениях. Чтобы эффективность таких воздействий была высокой, руководитель должен глубоко вникнуть в основы законов функционирования конкретного производства. При определении оптимального соотношения методов управления необходимо учитывать также филогенетические и онтогенетические закономерности развития всей системы.

Классификация

Методы управления деятельностью организации делятся на группы по нескольким основным признакам. В первую очередь следует выделить подходы косвенного и прямого воздействия. Ко второй группе относятся приказы и стимулы. При их применении предполагается получение непосредственного результата. Косвенные подходы к управлению необходимы для создания качественных условий для трудовой жизни и высокой результативности персонала.

Также существуют методы неформального и формального влияния. На соотношение количества тех или иных подходов влияет выбранный руководителем стиль управления. Формальная координация работы трудового коллектива обеспечивается документальными нормами и требованиями. При неформальном способе управления проводится воспитательная работа сотрудников, обеспечивается определенная психологическая атмосфера внутри коллектива. Начальник выбирает тот или иной стиль общения со своими подчиненными.

Традиционные методы

Традиционно методы управления персоналом выделяют в 3 основные группы. На это влияют закономерности, которые присутствуют на производстве, а также особенности отношений между всеми членами трудового коллектива. Существуют организационные, экономические и социально-психологические методы управления. Организационные подходы основываются на дисциплине, власти руководителя и определенных взысканиях за невыполнение своих обязанностей сотрудником.

Экономические подходы, наоборот, при помощи системы вознаграждений обеспечивают необходимую старательность, рвение работников. Это материальная мотивация к достижению ими целей организации.

Социально-психологические подходы базируются на оказании морального воздействия. Убеждением, лозунгами, мотивацией трудовой коллектив настраивается на необходимость достижения стратегических целей.

Современными считаются такие подходы, как экспериментирование, моделирование, а также экономико-математическое планирование и т. д.

Принципы управления

Принципы и методы управления являются основополагающими факторами при выборе тактики руководства трудовым коллективом. Помимо основных подходов координации деятельности сотрудников, начальник должен следовать определенным правилам и нормам. К основным принципам управления относятся плановость и научный подход, демократичность централизации и руководство от первого лица.

К принципам управления также относится единство распорядительности, отбор или подбор кадров, а также правильная их расстановка в соответствии с уровнем квалификации и умениями. Также применяются сочетания коллегиальности и индивидуального управления, децентрализации и централизации власти.

При работе руководитель должен подчиняться принципам функциональной, целевой и линейной координации. Обязательным является контроль исполнения выдвинутых начальством предложений, указаний и приказов.

Административные методы

Административные методы управления персоналом основываются на воздействии руководителя при помощи определенных приемов на сложившуюся ситуацию. Такое влияние может быть непосредственным или косвенным. Эти подходы позволяют координировать деятельность трудового коллектива.

Административные методики руководства позволяют обеспечить четкое выполнение приказов начальства, усилить дисциплину и порядок. Однако применять исключительно организационные и распорядительные приемы нецелесообразно. Их сочетают с экономическими методами.

Распорядительные и организационные подходы подразумевают издание устных или письменных приказов, оперативных указаний. Также в эту группу входит осуществление контроля выполнения предписаний руководства. Такие методы регламентируются актами хозяйственного и трудового законодательства.

Особенности административных подходов

Административные методы управления проектами, персоналом и предприятием в целом существуют в трех формах. К ним относятся согласительные подходы (разрешение, консультация), обязательные предписания (запрет, приказ) и пожелания (советы).

Директивы при этом способе управления четкие и адресованы конкретному работнику. Их выполнение является обязательным. Если сотрудник проигнорировал административные формы координации деятельности, это считается прямым нарушением трудовой дисциплины. Это определенное принуждение. Невыполнение приказов, распоряжений влечет за собой взыскание с виновного лица. Причем формы подчинения не должны вызывать у членов трудового коллектива чувства униженности или досады. Прогрессивные методы не приводят к стрессу и раздражительности. Они должны носить благожелательный характер.

Компоненты административных методов

Административные, распорядительные методы управления предприятием включают в себя несколько компонентов. К их числу относятся виды, типы воздействий и конкретный адресат. Также выполняется четкая постановка задания, сроки его выполнения. Определяются прочие критерии выполнения требований начальства. Устанавливается ответственность работника в случае невыполнения конкретного задания. После этого производится инструктаж субъекта или группы лиц, которым предназначено предписание или приказ.

Наличие всех этих компонентов определяет метод воздействия как административный подход. Он позволяет четко координировать все стадии деятельность организации, решать поставленные задачи для достижения стратегических целей компании.

Система при этом становится управляемой и развивается гармонично. Одной из характерных особенностей этого подхода является прямая взаимосвязь подчиненного и руководителя.

Экономические подходы

Рассматривая основные методы управления, следует уделить особое внимание экономическим подходам. Они занимают в системе координации деятельности сотрудников организации центральное место. Это объясняется тем, что в основе взаимоотношения подчиненных и руководства лежат материальные потребности и интересы.

К основным экономическим приемам относятся хозрасчет, анализ, ценообразование, планирование, финансирование. При этом коллектив организации распоряжается существующими материальными фондами самостоятельно. Это относится также и к полученному доходу компании, заработной плате. При этом сотрудники могут гармонично удовлетворять свои финансовые интересы.

Перечисленные выше методы применяются в сочетании с административным управлением, иначе дисциплина внутри трудового коллектива будет снижаться. Поэтому руководство совмещает метод кнута и пряника для достижения целей вверенной им организации.

Разновидности экономических подходов

Экономические методы управления организацией включают в себя ряд подходов. Одним из них является планирование. Этот подход определяет стратегию, задачи и пути их выполнения внутри компании. Такой метод позволяет выбрать из всех существующих вариантов наиболее эффективное направление развития.

Анализ как экономический метод управления позволяет оценить основные показатели деятельности организации. Это позволяет создавать благоприятные условия для работы компании, устранять сдерживающие развитие факторы.

Хозрасчет предоставляет возможность максимально удовлетворять экономическую и материальную заинтересованность всех членов трудового коллектива в процессе улучшения производства. Также этот подход повышает ответственность сотрудников на всех уровнях за результат их работы.

Ценообразование производится менеджером на основе стремления к максимизации нормативной прибыли. Также большой эффективностью характеризуется такой подход, как финансирование. Это позволяет поощрять отдельные подразделения или сотрудников, в работе которых больше всего заинтересована организация.

Социально-психологические подходы

Психологические методы социального управления во многом обеспечивают результативность деятельности организации. Грамотный руководитель обязательно учитывает такие факторы. При выборе методики воздействия на отдельных членов трудового коллектива он подбирает максимально действенный подход. При этом получается сформировать группу сотрудников с одинаковыми целями и задачами.

На 85 % успех предприятия зависит от умения руководителя работать с людьми. К каждому сотруднику требуется найти свой подход. Это позволяет значительно увеличить стремление работника достигнуть общей цели. В этом случае он ощущает свою ответственность перед всем коллективом и своим начальником и хочет решить поставленные перед ним задачи максимально качественно и эффективно.

Средства социально-психологического воздействия

Психологическая система методов управления представляет собой специфические подходы влияния на личность и ее отношения с другими членами коллектива, а также социальные процессы в группе.

Сюда относится моральная мотивация к выполнению работником своих профессиональных обязанностей. Она превращает поставленные задачи в осознанный долг, потребность работника. Основными приемами подобных воздействий являются личный пример (авторитет), также эффективным является убеждение.

Формы социально-психологического воздействия

Психологический метод управления - это один из самых тонких подходов к координации деятельности организации. Руководитель должен быть эрудированным и обладать высоким уровнем профессиональной подготовки. От того, насколько правильно применяет начальник существующие методы управления, зависит успех работы компании.

Основными формами такого воздействия считаются планирование развития коллектива в социальном плане, убеждение, соревнование между членами коллектива, участие трудящихся в процессах управления. Также популярной является практика выполнения особых ритуалов и обрядов, которые устанавливаются сотрудниками самостоятельно.

Рассмотрев существующие подходы к координации деятельности организации, можно сказать, что метод управления - это необходимое воздействие руководителя на вверенный ему трудовой коллектив с целью достижения максимальной эффективности компании.

Что такое принципы управления персоналом? Это важнейшие нормы, положения и правила, которым в процессе следуют и специалисты, и руководители. Познавая основные принципы и методы управления, люди познают новые закономерности. Принципы управления сотрудниками отображают действующих объективно экономических закономерностей и законов, следовательно, и являются объективными.

На основе принципов осуществляется традиционное управление персоналом:

Контроль исполнения решений
Целевое, функциональное и линейное управление
Сочетание коллегиальности и единоначалия, децентрализации и централизации
Расстановка, подбор и отбор кадров
Единство распорядительства
Первого лица
Плановости
Демократического централизма
Научности и др.

В российских организациях в условиях формирования рыночной экономики, активно переходят от управления персоналом по-советски к современному управлению кадрами. Поэтому используется зарубежный опыт, чтобы использовать его практически на отечественных компаниях.

Сегодняшние зарубежные положения и подходы к управлению персоналом обозначают такие принципы управления кадрами:

Профессионализация управления работниками
Развитие человеческих ресурсов и непрерывное обучение
Повышение качества профессиональной жизни и обогащение труда
Демократизация управления и социальное партнерство
Экономическая целесообразность вложений в развитие и формирование человеческих ресурсов
Подход к сотруднику как решающему фактору конкурентоспособности и эффективности организации
Направление на стратегический подход к управлению работниками


Методы управления персоналом – это приемы воздействия на отдельных коллективных сотрудников для реализации управления их деятельности в ходе функционирования компании.

Три метода управления персоналом:

Социально-психологические.
Экономические.
Административные.

Административные способы управления персоналом. Данный метод основывается на применении администрации и на нормативном снабжении трудовой деятельности. Способы управления, административные, исполняются в форме нормативного и организационного воздействия.

Организационное воздействие состоит из:

Организационно-методическое инструктирование
Организационное нормирование
Организационное регламентирование

Организационно-методическое инструктирование акты организационного нормирования являются нормативными. Управление персоналом с помощью распорядительского воздействия осуществляется в виде указания, распоряжения или приказа, являющиеся правовыми документами ненормативного характера. Их издают для того, чтобы управленческим решениям придать юридическую силу. Приказ издает линейный руководитель компании, указания и распоряжения – начальники отделов.

Приказ – это устное или письменное требование начальника на выполнение установленной задачи.

Распоряжение – это устное или письменное требование руководства к сотрудникам решить вопросы, которые связаны с определенной задачей.

Экономические способы управления персоналом

Экономические методы – это составляющие экономического механизма, обеспечивающие развитие и функционирование организации. Цель экономической методики – мобилизовать трудовые ресурсы на достижение установленных результатов. Тут основным способом есть мотивация трудовой деятельности, которая в большинстве случаев заключается в материальном стимулировании сотрудников. Как правило, главным мотивационным фактором является зарплата. Помимо этого главным существенным фактором управления персоналом являются надбавки, льготы, выплаты и прочее. К экономическим способам также можно отнести основы социального обеспечения работников – медицинское страхование, оплата отдыха, проезда, питания и т.д.

Применяя экономические методы, необходимо базироваться них их окупаемости. Это значит, что вложение средств в финансовое стимулирование работников обязано приносить прибыль компании за счет улучшения качества исполняемых работ за определенный период.

Социально-психологические способы управления персоналом. Данные методы основываются на применении закономерностей психологии и социологии и преимущественно заключаются во влиянии на интересы коллектива, группы, личности. Воздействуя на коллектив, группу используются социологические методы, на личность – психологические.

К значительным результатам воздействия психологических методов управления персоналом относится минимизация психологических несогласованностей (стрессы, обиды, скандалы и прочее), управление, развитие карьеры, основываясь на психологические особенности каждого отдельного работника, развитие организационной культуры, полагаясь на нормы образа и поведения идеального работника, обеспечение здоровой климатической обстановки.

Социологические методы управления персоналом. С их помощью устанавливается место и назначение работника в коллективе, выявляется лидерство, обеспечивается эффективность коммуникации, связываются результаты трудовой деятельности и мотивация, разрешаются производственные конфликты. К тому же социологические способы управления персоналом – это научный инструментарий, позволяющий в работе с персоналом собрать необходимые данные для обучения, расстановки, оценки и подбора персонала, а также принимать обоснованно кадровые решения. Социологические методы состоят из: методов наблюдения, социометрический метод, интервьюирование, анкетирование и т.д.

Способы управления кадрами можно также группировать по признаку особенностей функций управления (учет, анализ, контроль, стимулирование, координация, организация, планирование и нормирование). Выделяются такие основные принципы и методы управления по этому признаку:

Обеспечение безвредных условий труда
Управление дисциплинарными отношениями
Профессиональное обучение
Управление карьерой
Организация оплаты труда
Оценки персонала
Обеспечение организации персоналом.

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами. в начале 20 века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Ключевые принципы менеджмента:

Научность в сочетании с элементами искусства;

Целенаправленность;

Специализация и универсальность;

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления;

Единство прав и ответственности в каждом звене управления;

Состязательность;

Вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Функции управления реализуются посредством определенных методов, то есть способов их осуществления.

Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.

Существует 3 вида методов управления:

1) командный (административный); 2) экономический; 3) социально-психологический.

Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей черты, характерные для данного метода.

На практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень важен, потому что эффективность организации определяется: 1) системой методов управления; 2) механизмами управления.

Метод командный. Используемые механизмы :

Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

В командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.

Основные достоинства метода: 1)обеспечивается единство воли руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат; 3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Главный недостаток: ориентация на достижение заданной результативности, а не на ее рост; поощряется исполнительность, а не инициативность. Недостатки метода следующие: 1)подавляется инициатива, творческая работа; 2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3) в крупных организациях: а) менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците; б) обюрокрачивается аппарат управления; в) требуется громоздкая система контроля.



Метод экономический. Механизмы : договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором. Размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств.

Достоинства экономического метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

Недостатки : остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.

Достоинства метода: 1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; 2) практически не требуются материальные затраты.

Недостатки : 1) не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; 2) трудно прогнозировать результаты.