Урок окружающего мира по теме «Что такое Родина?» (2 класс) УМК «Начальная школа XXI века»
Цели урока:
подвести детей к осознанию понятия Родина;
раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;
воспитание чувства патриотизма.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Объявление темы и задач урока .
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется также как и наша тема. Попробуйте прочитать тему урока, разгадав кроссворд.
Что такое Р1А?
Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и узнаем, как люди выражают свою любовь к Родине.
3. Работа по теме урока.
1).Стихотворение.
Послушайте стихотворение А. Васильева и подумайте над вопросом, который он задаёт.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды-
Звезды мира над Кремлём.
Так что же мы называем Родиной?
Родина-край, страна, где человек родился и живёт. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему всё мило и дорого.
2) Работа со словами-синонимами .
Прочитайте слова.
Родина родная страна
Отечество родная сторона
Эти слова похожи или различны по своему значению?
Что мы так называем?
Да, это название нашей страны, в которой мы живём. Родина, Отчизна, Отечество - эти слова мы произносим гордостью пишем с большой буквы.
3) Беседа.
А как называется наша страна? (Россия или Российская Федерация.)
А как называются жители нашей страны?
А какой главный город в России?
Почему Москву называют сердцем России?
Посмотрите, узнаёте вы этого человека?
Кто такой В.В.Путин?
4) Чтение вывода в учебнике.
Ребята, мы с вами сделали вывод, ответили на вопросы. А теперь наш вывод сравним с выводом в учебнике.
Откройте страницу 51 и прочитайте.
5) Изучение символики.
Вывод. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что наша Родина – это наша страна Россия. У каждой страны есть своя столица, своё правительство. Каждая страна имеет свои отличия или государственные символы.
Что такое символы?
А как вы думаете, какой символ главный?
О нашем гербе расскажет…
Герб – главный символ любого государства. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Над головами орла три короны. В лапах – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В центре – герб Москвы, на котором изображён Георгий Победоносец, убивающий змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
У России флаг трёхцветный.
Как выглядит Российский флаг?
Какие на нём цвета?
Во все времена цвету придавали особое значение. Что эти цвета обозначают, расскажет…
Флаг – трёхцветное полотнище.
Белый цвет – цвет мира, чистоты.
Синий цвет – верность, голубое небо.
Красный цвет – смелость, отвага.
Что такое гимн?
Вывод: Гимн – это главная, торжественная песня страны, которая исполняется только в особых случаях, государственных празднованиях. Когда спортсмены побеждают в соревнованиях, поднимается флаг и звучит гимн их Родины. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Каждый человек должен знать гимн своей страны.
Напомните слова 1 куплета и припева.
А теперь послушайте мелодию гимна.
Что нужно обязательно сделать?
Как будем слушать гимн?
6) Беседа.
Какие чувства испытывали, слушая гимн?
7) Работа над пословицами.
Отношение народа к Родине выражено в пословицах
Прочитайте пословицу. Чужбина – калина, Родина – малина.
«Чужбина», как вы понимаете?
А теперь вспомните вкус ягод и объясните эту пословицу.
Ваше домашнее задание было подготовить пословицы о Родине. Какие пословицы знаете?
Я тоже подготовила для вас пословицы, давайте их прочтём.
8) Физкульминутка.
А теперь давайте немного отдохнём.
Жура-жура-журавель.
Облетал он сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшие края?»
Отвечал он не тая:
«Это Родина моя!»
9) «Вспомни».
Ф.Савинов «Родина»
И.Никитин «Русь»
С. Романовский «Слово о русской земле»
С. Романовский «Русь»
С. Прокофьев «Родина»
Вспомните, какие произведения о Родине мы изучали на уроках чтения?
В старинной летописи «Слово о Русской земле» есть такие слова «многими красотами дивишь ты». Действительно, наша Родина очень красива. Давайте и мы откроем следующую страницу нашего урока «Картинная галерея» и подивимся красотой.
Представьте, что мы сидим на берегу этой речки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина. Левитан назвал эту картину «Вечерний звон».
Вам нравится эта картина?
Как художник относится к своей Родине?
Вывод: Художник любит свою Родину, потому что только человек, любящий свою Родину, мог создать такое произведение.
11) Работа с учебником.
Родной край – частица Родины.
Прочитайте заголовок.
Как вы понимаете?
Давайте закрепим всё сказанное по учебнику.
Вывод: Россия – наша большая Родина. Но у каждого есть ещё и свой родной край – его маленькая Родина: это может быть город, село, посёлок, где он родился, живёт, учится и живут его друзья и близкие.
12) Беседа об Усмани.
Как называется наш родной край, наша малая Родина?
Послушайте стихотворение Свиридова об Усмани и полюбуйтесь красотами нашего городка, которые показаны на ваших рисунках и фотографиях.
Средь державы русской,
Всем ветрам открыт,
Милый город Усмань
Издревле стоит.
Нежен и небросок
И ненадивишься
Ночью и днём
Образом провинции
Так живущим в нём.
Не многоэтажен,
В кипени садов,
Без претензий важных
Крупных городов
Как же не гордиться
Усманью моей
Ежели родиться
Довелось мне в ней?
Действительно, наш городок маленький, но очень уютный и красивый, особенно летом, когда утопает в зелени деревьев и кустарников и в зимнем белоснежном боре.
Какие достопримечательности есть в нашем городе?
Ребята, в нашем классе есть ученица, которая выразила свою любовь к нашему городу стихами. Она прочтёт стихотворение собственного сочинения.
Усмань – дорогая
Родина моя.
Край, где родилась я.
Край, где я росла.
Я люблю свой город,
В моём сердце он.
От души от детской
Усмани поклон.
Правда, красивое стихотворение?
3. Итог.
Так что же такое Родина?
А как вы думаете, учитель, врач, шахтёр, водитель любят свою Родину?
Они трудятся, чтобы Родина стала краше.
А как вы, школьники, можете выразить свою любовь к Родине?
Вывод: - Вы, ребята, тоже можете выразить свою любовь к родному краю своими поступками: помогать престарелым людям, хорошо учиться, принимать участие в охране природы. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья, травы. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту края. Родина будет богатой, а народ – счастливым. окружающего мира по разделам: "Природа. Что такое ... Охранять природу - охранять Родину ".И конечно же ваши... 2. Минутка поэзии Учитель. “Родина ! Родная природа… Эти слова...
Урок -презентация по окружающему миру на тему «Куликовская битва». Подготовила: ... Что такое поединок? Примерный ответ учащегося: Поединок – не просто единоборство двух воинов. По ... , пока живём так , как они - честно и с любовью к Родине , будет жить...
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа...), к своей Родине , формирование опыта экологически... на уроках окружающего мира обосновано, тем , что ... 7. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру Класс: 1 Учитель: Логунова... Что такое здоровье? 20 Правила гигиены 21 О режиме дня 22 Урок ...
Цели урока: Д ать представление о том, что Россия – наша Родина; познакомить с основными символами государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; научить детей к чувствам гордости за свою Родину.
Планируемые достижения данного урока:
Предметные:
- Расширять знания о нашей стране – России, формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника;
Метапредметные:
Познавательные: первоначальное представления о географической карте, о стране, в которой родился и живёшь, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: формировать у детей умение общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Межпредметные связи: Русский язык, литературное чтение, ИЗО, музыка.
Формы работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: - Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.(1 ч.) А.А.Плешаков.
Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Наша Родина – Россия».
Звукозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл.М. Матусовского). Звукозапись Государственного гимна России.
Кроссворд с картинками. Карточки с текстами пословиц. - Цветы для самооценки. Цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
II . Актуализация знаний.
Ребята, если вы разгадаете кроссворд, то поймете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (На доске вывешены рисунки, первую букву слова ребята записывают в квадратик)
Правильно! Молодцы! (на доске слово «Родина»)
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)
Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
III . Постановка учебной задачи.
- А с чего начинается Родина? ( ответы детей )
На этот вопрос, ребята, я хочу ответить песней. Давайте послушаем её
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?
VI. «Открытие нового знания»
Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: Россия.
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.
Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну - Россию.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Какие же другие имена есть у нашей страны?
Презентация «Моя Родина - Россия».
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А начнём с самого главного города страны. Как он называется? (Москва)
Да, Москва – самый большой и красивый город России.
Учитель показывает на карте г. Москву и слайды с его видами
А из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город Санкт-Петербург – северную столицу нашей Родины, которая славится белыми ночами, разводными мостами и дворцами.
Учитель показывает на карте г. Cанкт - Петербург и слайды с его видами.
А теперь, ребята, отправимся на Крайний север. Посмотрите - где он находится (показ на карте). Вот надо решить - на каком транспорте отправимся туда. Свои услуги предлагает нам черепаха. Воспользуемся его услугами?
Нет, это очень далеко.
А Муравей Вопросик знает на чем мы будем путешествовать.Послушайте и отгадайте загадку:
Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит -
В дальние страны уносит людей...
Это не голубь и не воробей.
(Самолёт)
Мы ехали, ехали и домой захотели. А как называется место, где мы родились и живём? Что вы знаете о своей малой родине, расскажите.(дети рассказывают о своей малой родине)
Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами разомнемся!
Физкультминутка
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолёт.
Раз, два - хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
V. Первичное закрепление
Давайте сделаем вывод. Какая наша Родина?
Наша Родина – Россия. Она очень большая и разнообразная. Малая родина называется Кузякино.
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. - Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Вы знаете какие – нибудь символы нашей страны? (Дети отвечают)
Все видели флаг нашей страны. Из каких цветов он состоит.
Кто знает что обозначают цвета на нашем флаге?
И снова обратимся к Мудрой Черепахе и посмотрим правы мы или нет.
Справка Мудрой Черепахи : На флаге России: Три горизонтальные полосы одинаковой ширины. Цвета полос: белый, синий, красный.
Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет
- благородство и откровенность;
синий цвет
- верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет
- мужество,смелость,великодушие и любовь.
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь». Цвета флага России: белый, синий, красный 3 цвета
Следующий символ нашей страны – это герб. Согласно Федеральному конституционному закону , герб России представляет собой:
«...четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».
Еще одним символом нашей страны является гимн. Главная песня страны. Ее исполняют на всех государственных праздниках. И при исполнении гимна полагается встать.
(Прослушивание гимна).
V I . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
А сейчас давайте откроем тетради для самостоятельной работы. Выполнение заданий в рабочей тетради (с.4 №1,№2)
V II . Включение нового знания в систему знаний и повторение.
У каждой группы на столе конверт. В конверте 1 группы – изображение флага, 2 группы – герба. Раскрасить флаг, герб.
Игра «Собери пословицу»
Учитель. Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. (Работают по группам.)
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
V III . Рефлексия деятельности (итог урока)
И так, ребята, наш урок подходит к концу.
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.
О чём мы сегодня говорили на уроке?
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.11 в рамке)
Что нового вы узнали о нашей Родине?
Как называется наше государство?
Какие города вы знаете?
Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины.
А сейчас, ребята, у вас на партах лежат шаблоны цветов. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны оценить свою работу на уроке.
На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок.
ООМ-3 класс (конспект урока)
Тема урока: С чего начинается Родина?
Цель: Расширять знания учащихся о своей родине, местах, где они родились и выросли; воспитывать любовь к Родине.Оборудование : Учебник, меловые записи, магнитофон, компьютер, Административная карта России.
Ход урока:
I.Оргмомент. Сообщение урока.II.Введение в тему . (на экране слайды Церковь. Музей
А.К.Толстого.)
Посмотрите на экран, знакомы ли вам эти места?
Где находятся эти места?
Что для каждого из вас – Красный Рог?
III. Сообщение темы урока . (слайд «С чего начинается ….»)
Для того, чтобы знать события которые происходили, надо знать даты, а даты складываются из цифр.
Разминка по рядам.
1 ряд- перевести арабские цифры в римские.(14, 6, 20.)
2 ряд- к каким векам относятся годы?(1550, 1900, 2011.)
3 ряд- дайте определение. (Век. Эра. Год.)
IV. Формирование новых знаний.
(Звучит запись «С чего начинается Родина»)
Когда мы говорим о Родине, то вспоминаем о своём дворе,
где играли с друзьями, о городе, о селе в котором живём.
У каждого человека есть своя родина - место, где он родился
и вырос: его дом, город, село, страна.
А где ваша родина? Расскажите о ней. (2-3 уч-ся.)
Для многих из нас родина-Красный Рог!
Сравните значения слов «Родина» и «родина»
Написаны одинaково? Какой возникает вопрос?
Почему 1слово написано с большой, а 2 с маленькой буквы?
Обратимся за помощью к учебнику. Стр.16.
Что же для человека означает слово «Родина»? и «родина»?
V. Работа с пословицами
. (слайды.)
О родине сложено много пословиц, посмотрите на экран.
Задание по вариантам. Слева-I .Справа II.
Объясните, как понимаете эти пословицы?
Какие ещё пословицы о родине знаете?
VI. Закрепление нового знания.
Наша Родина-Россия. Россия- страна в которой мы живём.
Административная карта России (на стене)
Страна-территория с границами (показать)
Москва-главный город. А как можно сказать по-другому?
Страна делится на субъекты.
На доске записи.(Республики. Края. Области. Округа.
Города федерального значения- Москва, С. Петербург.)
В каком из этих субъектов живём мы?
Как она называется? Почему область называется Брянская?
Брянск был основан в 985 году. А какой это век?
Запиши римскими цифрами на доске.(1 ученик)
Для чего рядом со словом области я поставила стрелочки?
Область состоит из районов.
Какие районы нашей области знаете вы?
Как называется наш район? Почему?
Почепу в 2000 году исполнилось 500 лет.
Сколько ему сейчас лет? В нашей стране мы родились, растём, трудимся,
а все мы вместе- ОБЩЕСТВО.
В обществе должен быть порядок, для этого нужно ГОСУДАСТВО в котором есть ПРАВИТЕЛЬСТВО. (слайды.)
Вы знаете этих людей? (Путин. Медведев.)
Один человек не может управлять целым государством, ему нужны помощники. Для защиты границ государства от тех, кто захочет придти к нам с войной нужна АРМИЯ. (слайд.)
Чтобы следить за порядком в стране, за тем, чтобы никто не воровал, не хулига-нил, не нарушал законы, нужна МИЛИЦИЯ (слайд.)
Людей нарушающих законы (правила) рассматривают в СУДе
VII.Ф и з м и н у т к а. («Запретное движение»)
VIII.Обобщение.
(слайды)
Чем отличаются 2 рисунка?
Представьте,что было бы, если бы все люди не соблюдали правил, не выполня-ли законы.
Без государства в любой стране в обществе начнётся беспорядок. Государство можно сравнить с огромной машиной или с кораблём, который плывёт через оке-ан.
От кого зависит порядок на корабле? Учебник-стр.21.
Как называют капитана, который руководит страной, государством?
Обращаемся к карте в учебнике.
Найди главные центры. Назови их.
IX. Итоги.
Так что же такое Родина?.
Что означают слова: «Моя Родина-Россия!»
X. Домашнее задание. Учебник- стр. 16-21.Подготовить рассказ или сообщение о своей «малой» и «большой» родине.
Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: (Слайд №1)
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.(Слайд №2)
Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия?
Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну - Россию.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Какие же другие имена есть у нашей страны?
В начале урока я приглашала Вас отправиться со мной в путь. Вы готовы? Я приглашаю Вас сесть в вертолет, и с вертолета посмотреть на Россию. Итак, все садимся в вертолет и попытаемся увидеть с вертолета всю нашу страну. (Слайд №3)
Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима.
(Учитель рассказывает о Крайнем Севере, о животных, о людях и их занятиях.)
Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? (Слайд №7)
(Учитель рассказывает ребятам о Дальнем Востоке).
Если с дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.
Что такое тайга? Какие деревья растут в тайге? Каких животных можно встретить в тайге? Чем занимаются люди в этих краях? (Слайд № 8,9)
Где же мы остановились? Как называется главный город России?
(слайд №11)
Расскажите, что вы знаете об этом городе?
Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России, Санкт-Петербург.(Слайд №12)
А какие города есть в нашей стране? Давайте поиграем! Делимся на 2 команды! Кто больше назовет городов?
Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др.
(Слайд №13)
Всего 128 народов Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы.(Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке)
Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами разомнемся!
Путешествуем не зря
(Шаги на месте)
Посмотрите-ка, друзья:
(Повороты головы вправо и влево)
Здесь луга, поля, цветы,
(Повороты вправо и влево)
Мы с тобою: я и ты.
(Руки развести в стороны, правой рукой показывают на себя, левой рукой вперёд друг на друга)
Мы попрыгаем немножко,
(Прыжки на месте, руки на поясе)
Поглядим вдаль на окошко.
(Ладонь ко лбу, глядят вдаль в окно)
Дружно, весело шагаем!
(Берутся парами за руки)
Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: (Слайд №1)
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.(Слайд №2)
Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия?
Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну - Россию.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Какие же другие имена есть у нашей страны?
В начале урока я приглашала Вас отправиться со мной в путь. Вы готовы? Я приглашаю Вас сесть в вертолет, и с вертолета посмотреть на Россию. Итак, все садимся в вертолет и попытаемся увидеть с вертолета всю нашу страну. (Слайд №3)
Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима.
(Учитель рассказывает о Крайнем Севере, о животных, о людях и их занятиях.)
Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? (Слайд №7)
(Учитель рассказывает ребятам о Дальнем Востоке).
Если с дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.
Что такое тайга? Какие деревья растут в тайге? Каких животных можно встретить в тайге? Чем занимаются люди в этих краях? (Слайд № 8,9)
Где же мы остановились? Как называется главный город России?
(слайд №11)
Расскажите, что вы знаете об этом городе?
Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России, Санкт-Петербург.(Слайд №12)
А какие города есть в нашей стране? Давайте поиграем! Делимся на 2 команды! Кто больше назовет городов?
Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др.
(Слайд №13)
Всего 128 народов Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы.(Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке)
Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами разомнемся!
Путешествуем не зря
(Шаги на месте)
Посмотрите-ка, друзья:
(Повороты головы вправо и влево)
Здесь луга, поля, цветы,
(Повороты вправо и влево)
Мы с тобою: я и ты.
(Руки развести в стороны, правой рукой показывают на себя, левой рукой вперёд друг на друга)
Мы попрыгаем немножко,
(Прыжки на месте, руки на поясе)
Поглядим вдаль на окошко.
(Ладонь ко лбу, глядят вдаль в окно)
Дружно, весело шагаем!
(Берутся парами за руки)