Философская притча о сущности страха.

Говорят, что в Японии мастерство художника определяется тем, может ли он нарисовать идеальный круг от руки, т.е. не используя циркуль. В основе этого критерия мастерства лежит глубокая мудрость и знание об истинной природе человека. Но прежде, чем коснуться этой темы глубже, вспомним одну восточную притчу.

Однажды ходжа Насреддин провел целый день в гостях у своего друга в соседнем городке. Когда он вышел в обратный путь, солнце уже садилось на западе, наступили короткие южные сумерки. В это время ходжа проходил мимо невысокой длинной глинобитной стенки. Вдруг в дальнем конце пустынной дороги на фоне алого неба появилось несколько фигур, двигающихся навстречу ходже.

Насреддин-эфенди не на шутку испугался: «Вот ведь как! Это, наверное, разбойники! Они поджидали меня и теперь идут, чтобы обобрать меня!» Страх был настолько велик, что ходжа решил убежать о опасности. Он быстро перемахнул через ограду и тут же понял, что оказался на кладбище.

Любой, кто видел, какими бывают кладбища в южных странах, поймет чувства Насреддина, до которого дошло, что здесь ему спрятаться не удастся. Но, к счастью, он наткнулся на свежевырытую пустую могилу. Недолго думая, он спустился в нее и стал прислушиваться, надеясь, что грабители потеряли его из виду и пройдут мимо.

Однако те люди успели заметить странного прохожего, который вдруг резко дал деру, перепрыгнув через ограду кладбища. Они обеспокоились, полагая, что то был вор, который шел с чем-то украденным, но, увидев их, решил спрятаться. Поэтому свидетели поступка странного путника тоже перелезли через ограду и стали искать беглеца.

В свою очередь ходжа Насреддин, слышавший как те люди перелезают через ограду окончательно уверился в том, что они самые настоящие грабители, решившие непременно ограбить несчастного ходжу. Понимая, что рано или поздно они его найдут, ходжа решил притвориться мертвым. Он вытянулся на дне могилы, прикрыл глаза и затаил дыхание. «В самом деле, - думал при этом ходжа, - не будут же грабители грабить мертвеца!»

Тем временем озабоченные искатели увидели того самого странного человека лежащим на дне могилы. Они столпились вокруг нее и один из них спросил ходжу: «Эй, чудак! Что с тобой случилось? Ты что-то натворил скверное, что убежал от нас? Почему ты притворяешься мертвым?»

Хода понял, что его хитрость не прошла. Он открыл глаза, посмотрел на преследователей и понял, что они не представляют опасности. Ему стало вдруг так хорошо, что он рассмеялся, выпрямился во весь рост и сказал: «Да, вы правы! Со мной что-то случилось. Но это случилось и с вами тоже! И то, что случилось со всеми нами, представляет собой серьезную философскую проблему. Вас интересует, почему я здесь, а меня интересует, почему вы здесь? А дело-то в том, что я оказался здесь из-за вас, а вы оказались здесь из-за меня!»

Казалось бы, какая может быть связь между умением мастера рисовать идеальный круг от руки и выводом, который сделал ходжа Насреддин?

Дело в том, что оба этих примера с разных сторон свидетельствуют об одном и том же феномене, а именно о существовании своеобразного порочного круга, когда каждый боится других, а другие боятся каждого по отдельности, в результате чего человеческая жизнь превращается в путаницу, граничащую с абсурдом. Причем речь не идет только лишь о страхе быть ограбленным или избитым. Сюда относятся многие другие формы фобий. Например, страх выглядеть неудачником, страх быть отвергнутым тем, кого ты любишь, страх быть высмеянным, страх потерять отношения. Иными словами, речь идет о фобиях, которые так или иначе, восходят к отношениям между людьми.

Между прочим, в кораническом откровении и сунне пророка Мухаммада (мир ему) предлагаются эффективные методы преодоления такого рода фобий. В основе исламской методики выхода из порочного круга фобий лежит такой способ, как абсолютное предание себя воле Всевышнего. Достаточно вспомнить божественное предостережение о том, что Аллах сделает человека рабом того, чего тот боится. Вот и с ходжой Насреддином произошло подобное: страх быть ограбленным, пусть и ненадолго, но сделал его рабом неизвестных людей, из-за которых герою народных анекдотов пришлось прыгать через забор кладбища, забираться в могилу, притворяться мертвым.

Всегда следует помнить о том, что фобии – это инструмент оказания негативного влияния на человека , инструмент для манипулирования людьми. Именно из-за страха потерять рай Адам и Хава его и потеряли. Конечно, известно, что это сатана взял наших прародителей, как говорится, на испуг. Но если заглянуть глубже, то мы увидим, что Адам и Хава ослушались повеления Творца, Который запретил им даже приближаться к некоему древу.

В действительности, не из-за плодов древа Адам и Хава потеряли рай. Они потеряли его, во-первых, из-за того, что ослушались Бога, и, во-вторых, из-за страха. А страх этот возник, между прочим, как результат того, что в то время их вера в Бога не была выстрадана, не была плодом их собственного духовного труда и усердия.

А что касается художника-мастера, который одним движением рисует своей рукой идеальный круг, то это пример того, насколько внутренне гармоничен и психологически уравновешен человек, который не носит в себе фобий. Это пример того, как проходя через жизненные перипетии, человек достигает необходимого уровня духовности. В таком состоянии человек не переживает о том, что о нем скажут другие. И если бы в тот момент, когда сатана решил совратить первых обитателей рая, Адам пребывал бы в таком гармоничном состоянии, то коварный план врага людей непременно сорвался бы.

Действительно, о чем было бы беспокоиться Адаму, если бы он пребывал в вере и душевном покое? Он бы ответил сатане: «Я вверяю себя и свою жену воле моего Господа», - и на этом все – сатана был бы посрамлен.

Но этого не произошло, а посему Адам, Хава и их потомки были отправлены в школу земной жизни для того, чтобы в ее «стенах» обрести осознанную и потому незыблемую веру во Всевышнего Творца .

Айдар Хайрутдинов

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую черную страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:

Мне стало любопытно: а что там, за дверью? Король улыбнулся:

Понимаешь ли, забавная штука получается... Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.

А за дверью-то что? Я все равно никому не скажу, - добавил преступник, указывая на петлю. Помолчав, король ответил:

Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку...

Каждому из нас это знакомо в той или иной мере. Потому как все мы хотим быть свободными и счастливыми, но, когда речь идет об ответственности за свою судьбу, мы боимся и даем задний ход. Ведь создавать свою жизнь своими руками, не знать наперед как все будет, прокладывать тропы там, где еще никто не ходил - это страшно, ведь гарантий нет. А наш ум настолько привык к гарантийному талону, что любая вероятность развития событий без заранее известного результата, не то что приводит его в ступор, а отметается и уничтожается сразу же при зарождении. И вот незадача: свобода и счастье как раз таки и скрываются в этой пресловутой устрашающей неизвестности. Не каждый человек приходит к этому. Но каждый способен. И чем больше мы увязаем в этой липкой "безопасности" и планировании жизни на сто лет вперед, тем меньше шансов у нас прорваться к своему счастью и к истинной удовлетворенности своей жизнью.

Мы все боимся потерять то что уже имеем, ту реальность, которую так долго создавали, за которую цепляемся и не можем легко идти вперед. Но что на самом деле реально? И можно ли влить свежей воды в чашу, которая полна до верха? Таков закон вселенной - чтобы что-то приобрести, нужно что-то отпустить. Избавиться от всего, что больше не способствует эволюции, от всего, что мешает легко двигаться к своей мечте.Так это работает. Чтобы узнать что-то новое - нужно покинуть привычную зону комфорта и сделать шаг в неизвестное. А потом еще шаг. И еще. И так до бесконечности. Ведь в пространстве, где человеку все известно наперед, все изучено и просчитано - его более ничего не может удивить, по-настоящему порадовать, все становится скучным, словно мертвым. И человек умирает будучи живым.

Но когда в жизнь приходит спонтанность - все преображается. Нужно только доверять себе, слышать свое сердце, расширять горизонты разума и познавать все возможности проявления себя в этом мире и мира в себе. Реальный опыт показывает, что каждый такой смельчак обязательно оказывается вознагражден. А вы готовы узнать какие сокровища скрывают от вас ваши страхи? Погрузитесь в объятия неизвестности.

***Притча про царя Соломона. Как победить страх?***

Когда царь Давид почувствовал, что он скоро умрет, он позвал к себе своего сына, будущего царя Соломона.

Ты уже побывал во многих странах и видел много людей, - сказал Давид. - Что ты думаешь о мире?

Везде где я был, - ответил Соломон, я видел много несправедливости, глупости и зла. Не знаю, почему так устроен наш мир, но я очень хочу его изменить.

Хорошо. А ты знаешь, как сделать это?

Нет, отец.

Тогда послушай.

И царь Давид рассказал будущему царю Соломону такую историю.

Давным-давно, когда мир был юн, землю населял один-единственный народ. Правил этим народом Царь, имя которого время не донесло до нас. Было у него четверо детей - их имена тоже канули в Лету. Когда пришло его время умирать, он призвал к себе четырех наследников и завещал им нести людям Справедливость, Мудрость, Добро и Счастье.

Несправедливость - сказал он, возникает из-за того, что человек относится к миру очень пристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от власти чувств и вести себя так, как будто мир существует независимо от него. "Мир существует, а я не существую" - только этот принцип может взять за основу справедливый человек.

Глупость - продолжал он, возникает потому, что человек судит об огромном и многообразном мире только с позиции своего знания. Как невозможно вычерпать море, так и невозможно полностью познать мир. Расширяя свои знания, человек лишь переходит от большей глупости к меньшей. Поэтому мудр тот человек, который ищет истину не в мире, а в самом себе. "Я существую, а мир не существует" - этим принципом руководствуется мудрец.

Зло - сказал Царь, появляется тогда, когда человек противопоставляет себя миру. Когда ради своих целей он вмешивается в естественный ход событий и подчиняет все своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, ибо зло порождает зло. "Мир существует, и я существую. Я растворяюсь в мире" - вот основа для тех, кто несет в мир Добро.

И, наконец - Несчастье испытывает тот человек, которому чего-то не хватает. И чем больше ему этого не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-нибудь не хватает, то, утоляя свои желания, он лишь переходит от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир - ему не может чего-либо не хватать. "Мир существует, и я существую. Весь мир растворен во мне" - вот формула Счастья.

Итак, царь передал формулы Справедливости, Мудрости, Добра и Счастья своим сыновьям, и вскоре после этого умер. Наследники же, заметив, что эти формулы противоречат друг другу, решили поступить следующим образом. Они разделили весь народ на четыре равные части, и каждый стал управлять своим народом. Один царь нес людям Справедливость, второй - Мудрость, третий - Добро, а четвертый - Счастье. В результате на Земле появились Справедливый народ, Мудрый народ, Добрый народ и Счастливый народ.

Прошло время, и постепенно народы перемешались. Справедливые люди хорошо знали, что такое справедливость, но совсем не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье. Мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье. Добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье. А Счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло - так закончил свой рассказ царь Давид.

Поэтому тебе, Соломон, мир и кажется таким скверным.

Я все понял, - ответил Соломон. - Надо научить всех людей всему сразу - и Справедливости, и Мудрости, и Добру и Счастью. Я исправлю ошибку наследников Царя

Хорошо, - сказал Давид, но ты не учитываешь, что мир уже изменился. Несправедливость, зло и несчастье уже перемешаны среди людей. Они породили страх. Чтобы победить эти пороки, нужно, прежде всего справиться со страхом.

Тогда объясни мне, как побороть страх.

Страх бывает разным. Но главная его форма такова: в радости люди боятся смерти, а в печали - бессмертия. И лишь тот, кто знает цену и радости, и печали не боится ни смерти, ни бессмертия.

Царя Соломона уже давно нет, но люди помнят его. Его называли справедливым, добрым, счастливым и бесстрашным.

Вконтакте

Одноклассники

«Сломанные лодки» - невероятная притча о страхе перемен!Неожиданно для себя открыл потрясающую притчу. Она дала мне возможность подумать над тем, сколько раз я топил сломанные лодки. И каждый раз мои навыки их чинить оказывались очень востребованными…

На берегу одной большой реки жил рыбак со своей семьей. Когда-то его дела шли хорошо, но те времена остались в прошлом. Теперь река приносила все меньше рыбы, снасти ветшали и, поскольку новую лодку купить было не на что, рыбаку приходилось чуть не каждый день начинать с ее починки.

Стоит ли бояться перемен?

Однажды мимо тех мест проходил старец и попросился к рыбаку на ночлег. Приняли его радушно, накормили ужином, хоть еды едва-едва хватило на всех, и отвели самое удобное место в доме.Наутро, собравшись уходить, старец спросил, чем ему отблагодарить хозяев за кров и еду. Видя, что старец совсем небогат, рыбак только усмехнулся и сказал:

– Вижу, человек ты мудрый и многое повидал. Дай же мне в благодарность совет - как выбраться из нищеты, и этого будет довольно.

– Хорошо, – согласился старец. – Чтобы выбраться из нищеты, утопи свою лодку!

Сказал и с тем ушел, только его и видели.

Не понял рыбак такого совета, только плечами пожал: «Может, старец-то из ума выжил? Как же я утоплю лодку – мы и сейчас еле добываем пропитание, а без нее и вовсе от голода умрем…»

Не последовал рыбак совету, жил как прежде, бедствовал все больше – вот уже и без ужина нередко отправлялась спать вся его семья.

А однажды, в сильную бурю, его старенькая ветхая лодочка разбилась, сам рыбак едва-едва уцелел.Посидели, погоревали, но делать нечего – собрали свои скромные пожитки и снялись с насиженного места, пошли вниз по реке искать доли.

Долго ли, коротко, привела их река в большой рыбацкий поселок.Сколько же там было лодок! И больших шхун, и совсем маленьких лодочек.Невольно радовалось сердце рыбака, когда он глядел на них! Но своей-то у него не было и купить было не на что.Сидел рыбак на берегу, глядел на чужие лодки и кручинился.

Долго он так сидел и меж своих грустных дум стал подмечать: та лодка требует ремонта, и вон ту неплохо бы подновить, а эта и вовсе вот-вот развалится, если срочно ее не починить…

И стал рыбак лодки ремонтировать, уж это-то он умел превосходно! Сколько ему пришлось некогда провозиться со своей, изучить это дело во всех подробностях, что, сам того не заметив, стал он прекрасным мастером!

Работу его быстро оценили и скоро в поселке о нем слава пошла: творит, мол, человек чудеса, лодки чинит – лучше новых становятся!Потянулись к нему и издалека люди.

Немного времени прошло, смог он и дом новый купить, да не развалюху, а добротный, с красивым садом. И денежки стали водиться, а уж про голод в семье никто уже и не вспоминал.Тогда только рыбак вспомнил того старца с его советом утопить лодку и понял, какими мудрыми были его слова!

– Так часто бывает, – сказала Луна, – человек цепляется за старое до последнего, страшась перемен больше, чем привычных тягот и горестей.А перемены, с чего бы они ни начинались, всегда приносят хорошее. Особенно, когда человек готов это увидеть и принять.