Фон хагенса. Патологоанатом от искусства

Многие люди хотят быть после смерти погребенными или кремированными, чтобы, согласно религиозным представлениям, обрести покой. Но иногда это желание становится неосуществимым – человек, отправившись в мир иной, становится «жертвой» научных изощрений, которые многие именуют современным искусством. Наглядным примером этого можно считать коллекцию человеческих трупов немецкого анатома Гюнтера фон Хагенса, забальзамированных новейшим, разработанным им методом. Свои «произведения» профессор время от времени выставляет на передвижной выставке под названием «Миры тела» в разных городах земного шара, вызывая с каждым годом все больший общественный резонанс…

Страсть всей жизни

Гюнтер фон Хагенс родился вскоре после войны в Восточной Германии. Окончив школу, молодой человек пошел работать в больницу санитаром. Именно там будущий патологоанатом впервые увидел вскрытие трупа. И это действо настолько заворожило 17-летнего парня, что он решил всю свою жизнь посвятить вскрытию человеческих тел. В 23 года после окончания медицинского института Хагенс сделал попытку бежать в ФРГ, однако молодого человека поймали пограничники, и по приговору суда он два года провел за решеткой. Когда юный врач вышел на свободу, ему все же удалось перебраться в Западную Германию. Там Гюнтер устроился ассистентом патологоанатома в Анатомический институт Гейдельберга, где и сбылась его мечта. Гюнтер сутки напролет мог проводить с трупами, препарируя их словно лягушек. Как потом признавался доктор, он очень сожалел, что «такое красивое зрелище, как тело умершего человека, не доступно широкой публике». Тогда ему и пришла в голову идея сделать трупы вечными.


В 1977 г работая ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета, Гюнтер наблюдал за изготовлением анатомических препаратов, и тут ему пришла мысль не заливать их полимером, а закачивать полимер внутрь. Первый патент на свое изобретение Гюнтер фон Хагенс получил в 1979 г. С тех пор он еще более усовершенствовал свой метод, и сегодня пластинация позволяет получать самые долговечные анатомические препараты.


В процессе пластинации вода и жир, содержащиеся в теле, замещаются особым пластиком (могут использоваться латекс, полиэстер и различные специальные резины). Обработанное таким способом тело называют «пластинатом». Пластинат не гниет, не издает трупного запаха, к нему можно прикасаться. При пластинации сохраняется даже клеточная структура и рельеф мертвых тканей тела.


Все гениальное – напоказ!

Как научный метод, пластинация стала настолько популярной, что это позволило Гюнтеру фон Хагенсу основать в 1993 г собственный институт пластинации. Сначала этот институт занимался только изготовлением уникальных учебных пособий для медицинских вузов. Но вскоре было разработано оборудование, при помощи которого можно было подвергать пластинации не только небольшие образцы, а все тело целиком (на изготовление такого пластината требуется 1500 человеко-часов).


В течение следующих двух лет Гюнтер фон Хагенс организовал работу своей скандально знаменитой выставки «Миры тела», где выставлялись тела людей и животных, превращенные в пластинаты. Первая такая выставка состоялась в Токио в 1995 г, вызвав огромный интерес и, разумеется, неоднозначную реакцию со стороны публики. Всего, по меньшей мере, около 15 миллионов людей побывали на выставке доктора фон Хагенса в разных странах мира с момента ее создания.


Обслуживающие выставку, сотрудники охотно рассказывают о происхождении экспонатов: это трупы, которые по разным причинам не востребованы родственниками. Кто-то завершил свои земные дни в психушке, кто-то в тюрьме, а кто-то в больнице.Тела людей со снятой кожей установлены в живые позы, многие тела при этом разрезаны на несколько полос так, чтобы была видна их внутренняя структура.


Для производства экспонатов выставок «Миры тела» Гюнтер фон Хагенс нанял 340 специалистов, которые работают в пяти лабораториях, находящихся в четырех разных странах. Самым сложным в изготовлении экспонатом был жираф. На его изготовление ушло три года работы – это в десять раз больше, чем требуется для изготовления экспоната из человеческого трупа.


По словам Хагенса, выставка преследует две цели. С одной стороны, сопоставление нормальных и больных органов пропагандирует здоровый образ жизни, а кроме того она показывает совершенство, и уязвимость нашей природы. Вот как доктор комментирует суть своих экспонатов: «Умершего не нужно приравнивать к человеческому телу. Умерший - это отображение покинувшего нас человека в представлении еще живущих, в частности его близких. В противном случае речь идет лишь о трупе. Со смертью тело теряет свою личную составляющую и вместе с прекращением функционирования мозга становится трупом. Пластинация трансформирует этот труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет столь же мало общего с трупом - объектом скорби, как и человеческий скелет, который тоже не воспринимается как труп».


Гюнтер фон Хагенс заявляет, что его целью является создание «Музея человека», где работала бы постоянная экспозиция, посвященная человеческой анатомии. Сам доктор Хагенс тоже завещал свое тело музею. После смерти его труп должны распилить на тончайшие пластинки и разослать в разные медицинские институты.


Торговец смертью

Но ни «искусством» единым живет паталогоанатом и, по совместительству преподаватель вуза – на фоне его увлечения в Гюнтере фон Хагенсе проснулся и предприниматель. Он понял, что смертью можно еще и торговать. Так как она может стать неожиданно востребованным товаром на рынке человеческих страстей. Так в Германии был открыт первый в мире интернет-магазин, где можно с 10-процентной скидкой приобрести различные фрагменты человеческого тела. Скидка предоставляется только тем, кто зарезервировал свое право на их получение в обозримом будущем. Десять процентов может составлять значительную сумму, если учесть, что полностью пластифицированное тело, включая НДС и доставку, стоит 69,615 евро, туловище 56, 644 евро, голова 22, 015 евро и мозг 4,165 евро.


Введение скидок фон Хагенс объясняет «необходимостью укрепления демократизации анатомии». В качестве украшений предлагаются законсервированные части человеческого тела. В розницу и в коллекции. Профессор подготовил в свое время к продаже 150 тысяч фрагментов. И цены выставляет более чем внушительные. К примеру, коллекция 16 прозрачных срезов человеческого тела (голова, шея, торс, конечности) предлагается за 1400 евро.


Если кто-то думает, что подобная продажа заставляет кого-либо содрогнуться, то это не так: желающих приобрести столь «необычные» сувениры ужасающе много.
И это уже не первый скандал, связанный с профессором фон Хагенсом. В свое время народ валом валил в лондонскую художественную галерею «Атлантис», где прорфессор проводил публичное вскрытие трупа. Более двухсот человек, которым не хватило билетов на премьере шоу, сочли себя оскорбленными в лучших чувствах. Зато 500 лондонцев, на глазах у которых профессор мастерски разделал тело 72-летнего мужчины, на что, кстати сказать, дали добро родственники покойного, посчитали себя счастливчиками.


Не все гладко

Утверждается, что для пластинатов, представляющих на выставках человеческое тело целиком, использовались исключительно тела добровольных доноров, которые завещали для этой цели свои тела. В донорской программе имеют право принимать участие только люди старше 18-ти лет, выразившие свое согласие в письменной форме. Однако, в начале 2000-х в России произошло несколько громких скандалов, связанных с попытками различных медицинских центров массово продавать трупы «новому Франкенштейну». Совместные проекты российских медиков и доктора фон Хагенса стали поводом для уголовных дел после того, как пропажу тел обнаружили. В частности, был приговорен к условному сроку и штрафу начальник новосибирского областного бюро судмедэкспертизы – за «незаконный экспорт 56 трупов и 440 препаратов головного мозга». Следствие выяснило, что 8 трупов были запрошены родственниками в местном морге, и, естественно, не были найдены.


Кроме того, по данным СМИ в Китае с позволения местных властей работает целая фабрика по производству «учебного материала» для профессора Хагенса. По слухам, одно время он получал из Китая тела жертв репрессий под маркировкой «Мясо животных. Не предназначено для питания!» Сейчас маэстро, по его словам, приостановил использование тел из этой страны.


Аналогичный центр пластинации был создан в свое время в Киргизии. С этим центром связывалось судебное разбирательство, в ходе которого оглашались вопиющие факты. К примеру, некоторые из трупов - а всего было транспортировано в распоряжение Доктора Смерть более 30 тонн (!) тел - попадали сразу в центр пластинации, минуя судмедэкспертизу. Нередко тела покупались по 10 долларов за труп в местах лишения свободы. И было таковых не менее 320.


Однако, Гюнтер фон Хагенс утверждает, что для своих экспонатов он не использовал ни тела умерших из больниц Киргизстана, ни тела казненных китайских заключенных. Фон Хагенс даже подал в суд на немецкий журнал «Шпигель», который распространял сведения, что «Доктор Смерть» запросил из Китая тела казненных для своей выставки. Фон Хагенс заявил, что о происхождении тел ему ничего не было известно, и что он вернул семь трупов в Китай.


Живая очередь

Но шокирует и другое: сегодня в мире насчитывается уже несколько тысяч человек, завещавших фон Хагенсу свои тела после смерти. Причем даже не вполне заурядные. К примеру, легендарный летчик Люфтваффе, прославившийся в годы Второй мировой войны, своего рода немецкий Покрышкин Ганс Мутке. Скончавшийся после операции на сердце в 2004 году, он пожелал стать экспонатом выставки фон Хагена. Захотела пластинироваться и жена Доктора Смерть – Ангелина, почему-то решившая, что когда-нибудь, обозревая ее обнаженные мускулы, посетители выставки смогут разглядеть ее дамские прелести.


И таких, как муза маэстро тысячи. В специальный лист ожидания, по его словам, вписаны более 8244 жаждущих пластинироваться после кончины, в том числе 7076 немцев и 659 американцев. Однако им пока, в силу понятных обстоятельств, придется повременить, поскольку «на подходе» уже имеющиеся в наличии, что называется, свежие трупы 538 доноров из числа немцев и 8 американцев. Идея «Обычный труп как произведение искусства» имеет, скорее всего, какие-то глубокие психологические причины. Но факт, налицо: массовое международное желание, которое нужно, как понимает это Доктор Смерть, обналичить.


«Я долго спорил - искусство это или нет. Я отвечал - нет, нет, нет. Однако затем я понял, что люди воспринимают мои работы эмоционально и пришел к выводу, что все-таки это своего рода искусство. Я превращаю трупы в полезные предметы. То, что я делаю, это почти бессмертие», - говорит Доктор Смерть. С этим его утверждением можно согласиться или же долго оспаривать. Конечно, если бы для подобной выставки использовались только искусственные материалы, то можно было бы говорить о ее идейной стороне и о мастерстве скульпторов. Но здесь в качестве музейного экспоната используется настоящее человеческое тело, и используется оно не в каких-то сугубо научных целях, а просто выставлено на всеобщее обозрение. Это, все-таки, очень похоже на какое-то высокотехнологичное глумление над трупами…

В последнее время в прессе все чаще появляются публикации о так называемом "Докторе Смерть". Настоящее имя этого человека Гюнтер фон Хагенс. Хагенс возглавляет скандально известный во всем мире Институт пластинации.
Суть метода пластинации, изобретенного Хагенсом, заключается в обработке трупов, которые впоследствии могут сохраняться долгие годы. Как правило, пластинированные трупы становятся экспонатами в экспозициях ученого.
Опровергая периодически звучащие обвинения в незаконном использовании тел умерших людей, Хагенс утверждает, что тела подарены донорами.

На этой фотографии, сделанной 19 августа 2002 года, - Хагенс (бледный мужчина в шляпе) в окружении доноров, согласных, чтобы их тела были пластинированны после смерти.

12 августа 2002. Раймонд Эдвардз рассматривает пластинированное тело на выставке Body Worlds ("Миры тела") в Лондоне.

12 августа 2002. Колин Хилл из Лидза (Великобритания) рассматривает экспонат на выставке Body Worlds ("Миры тела") в Лондоне. Хилл намерен стать донором и отдать свое тело Хагенсу.

Немецкий профессор Гюнтер фон Хагенс проводит публичную аутопсию (вскрытие) тела 72-летнего мужчины в лондонской галерее Атлантис 20 ноября 2002 года. В ходе вскрытия Хагенс вынимал из тела органы и направлял их в аудиторию для ознакомления. Это - первая публичная аутопсия в Великобритании с 1830-х годов. Хагенс провел ее несмотря на угрозы ареста со стороны властей. Вскрытие тела наблюдали не менее 1 миллиона телезрителей.

29 ноября 2002, Мюнхен, Германия. Гюнтер фон Хагенс во время пресс-конференции. На переднем плане - интересный экспонат.

Тот же экспонат, вид спереди.

11 января 2004 года, Пекин, Китай. Выставка Body Worlds ("Миры тела") открылась в Китае. Общественность и пресса обрушили на Хагенса шквал критики. На фото - экспонат, "сделанный" из тела китайца.

15 января 2004. Выставка "Миры тела" (нем. Koerperwelten, англ. Body Worlds) возвращается в Германию. В состав выставки входят более 200 пластинированных тел людей и животных. На фото - сотрудник службы безопасности распаковывает ценный груз во Франкфурте. 16 января выставка открылась во Франкфурте и продлится до 18 апреля 2004.

На фото - сотрудник службы безопасности рассматривает установленный экспонат.

Гюнтер фон Хагенс обращается к прессе. За спиной у Хагенса - пластинированная лошадь со всадниками.

Пластинированный шахматист - один из экспонатов выставки "Миры тела".

Посетитель рассматривает один из экспонатов выставки "Миры тела".

Пластинированный человек "держит в руках" собственную кожу.

Такой преподаватель заменит любой учебник по анатомии.

Работа преподавателя, как известно, требует немалого терпения. Однако, как-то не очень верится, что такой учитель сможет найти общий язык с детишками.

Гюнтер фон Хагенс считает свои работы настоящим искусством. Видя подобные экспонаты, трудно не согласиться.

У посетителей мертвый баскетболист, похоже, вызвал восхищение.

Удачный монтаж. Сверху - фото пока еще живого профессора Гюнтера фон Хагена, а снизу - один из его экспонатов, представленных на выставке "Миры тела".

Введение

Гюнтер фон Хагенс – известный германский профессор анатомии, патологоанатом скальпелем, фрик поведением и скандалист экспозициями. В восьмидесятые годы он разрабатывает новый метод консервации препаратов. Метод называется пластинация , его суть состоит в том, что жидкость замещается в тканях человеческого тела синтетической смолой, что делает препараты в сущности вечными, а в 1993 году был основан целый Институт пластинации . Изначально данный институт изготавливал макеты организмов для медицинских вузов. Но вскоре ученые смогли подвергать пластинации не только отдельные части организма, но и весь организм целиком. Например, чтобы создать такой пластинат, нужно потратить 1500 человеко-часов. Всё было бы замечательно, но в середине 90-ых фон Хагенс почувствовал себя больше, чем врачом, и начал изготовлять из своих препаратов – попросту говоря, из человеческих тел, – некие скульптуры, как правило, повторяющие знаменитые образцы: скажем, мыслитель Родена с обнажённым мозгом или дискобол без кожи, так что движения мускулов видны лучше, чем на античном оригинале. Имеются, правда и ужасающе-воспитательные печень алкоголика и лёгкие курильщика.

Метод гарантирует полную защищенность тканей трупа от разложения, позволяет делать анатомические препараты высокого качества и хорошего вида, дополнительным преимуществом которых является их полная безопасность: до пластифицированных по методу. Хагенса кусков живых существ (преимущественно человеков) можно смело дотрагиваться, не думая о том, что после этого придется мыть руки. Они безвредны даже для ребенка, если не говорить последним, что им дали поиграть с куском тела какой-нибудь неизвестной умершей тети, чей труп попал к хитрому таксидермисту при весьма интересных обстоятельствах.

Рисунок 2 – Гюнтер фон Хагенс и экспонат музея

История создания музея

Первая выставка «Тайны тела» состоялась в 1995 году в Токио. Выставка сразу же вызвала огромный интерес у людей, её посетило порядка трех миллионов людей. Естественно, если бы на выставке представляли искусственные тела, можно было бы говорить о хорошей идейной задумке и о мастерстве скульпторов. Но на данной выставки представлены настоящие тела людей, которые просто выставлены на всеобщие обозрение, можно считать, что это просто глумление над трупом умершего человека.

Рисунок 3 – Экспонат музея

Рисунок 4 – Экспонат музея

В течении пяти лет Гюнтер фон Хагенс тщательно организовал работу своей выставки, которая получила название «Миры тела». С тел некоторых экспонатов была снята кожа, кроме этого почти у всех экспонатов есть разрезы на теле, это было сделано для того, чтобы зрители смогли увидеть внутреннюю структуру.

Рисунок 5 – Экспонат музея жираф

Рисунок 6 – экспонат музея баскетболист

Чтобы создать, как можно больше экспонатов Гюнтер фон Хагенс нанял 340 специалистов, которые работают в 4 разных странах. Пока самым сложным экспонатом был жираф, которого представили на выставке «Миры тела 3». Чтобы изготовить пластинат жирафа специалистам потребовалось порядка трех лет, а это в свою очередь в 10 больше, чем требуется для изготовления пластината человека.

Рисунок 7 – экспонат музея

Рисунок 8 – экспонат музея

Рисунок 9 – Гюнтер фон Хагенс и его супруга

Супруга Гюнтера фон Хагенса работает художественным руководителем. Он заявляет, что самой главной целью является создание «Музея человека».

Интересные факты из жизни музея

Рисунок 10 – экспонат рисунка

Неопровержимым аргументом фон Хагенса было то, что все люди, – Или как лучше сказать? Тела? – использованные в его выставке, добровольно пожертвовали себя на нужды науки и просвещения. Гюнтер фон Хагенс заявляет, что для своей выставки он никогда не использовал тела людей умерших в больницах. В 2002 году фон Хагенс провел в Британии первое за последние 170 лет публичное вскрытие, хотя и опасался, что его арестуют. В 2004 году его обвинили в использовании тел казненных заключенных, приобретаемых в Китае. После этого он вернул семь трупов с травмами головы, так как не смог доказать, что эти люди не были казнены", – пишет Sueddeutsche Zeitung, добавляя, что практически все попытки закрыть выставки фон Хагенса оказываются напрасны, а сам он давно стал миллионером.

Рисунок 11 – экспонат музея

Рисунок 12 – экспонат музея

На данный момент множество людей завещают свои тела Гюнтеру фон Хагенсу. Например, в Германии уже 9 тысяч человек подписали письменные согласия. В свою очередь Гюнтер фон Хагенс также завещал свое тело музею. После смерти его труп должны разрезать на пластинки и разослать в различные медицинские институты. Как говорит сам доктор, что после своей смерти он сможет преподавать анатомию сразу в нескольких институтах, чего не смог сделать при жизни.

Рисунок 13 – экспонат музея

Рисунок 14 – экспонат музея

Заключение

В настоящий момент передвижная выставка с тридцатью "объектами" находится в Лондоне, ещё одна, параллельная, с двадцатью экспонатами – в Сеуле. В сущности, это большое коммерческое шоу-предприятие. Профессор фон Хагенс неизменно появляется на вернисажах, как полагается автору, – внешне стилизованный под знаменитого художника Йозефа Бойса: во всём чёрном, в белой рубашке и чёрной шляпе.

Рисунок 15 – экспонат музея

«Тайны тела», или неприкрытый садизм.
Была шокирована и поражена широко анонсированным грандиозным событием, открытие которого грядет на НСК «Олимпийский» - выставкой «Тайны тела» (в оригинале «Миры тела») то ли художника, то ли патологоанатома Гюнтера фон Хагенса, а точнее Доктора Смерть.
Очень интересно:
Кто спонсирует столь дорогостоящие работы, как метод пластинации, проводящиеся постоянно и в таких грандиозных масштабах на уровне целого института и 340 сотрудников?
Какие учреждения и инстанции, через каких посредников поставляют трупный материал?
Граждане каких стран и национальностей и почему пользуются спросом?
Нас уверяют, что все законно, на все есть разрешения, даже предсмертные завещания; только одиноким, психически больным и преступникам не очень повезло – так как их не спрашивают, а делают с их телами, что хотят, под вывеской гуманизма и целей высшего блага.
Кто разрешает и финансирует покупку – продажу трупов, их транспортировку через границы, а также перевозку и демонстрацию скандальной выставки?
Тут наша страна отличилась, кто-то очень побеспокоился о том, чтобы на протяжении 3 – х месяцев граждане Украины могли беспрепятственно «наслаждаться» откровенно садистическим и бросающим вызов морали и общественным нормам «творением» Доктора Смерти.
Потрясает заявленное описание цели проведения выставки (просвещение, стимулирование здорового образа жизни). С натяжкой можно говорить лишь о целесообразности такого наочного пособия для студентов – медиков, и то остается под большим вопросом, зачем трупы выставлены в таких разнообразных позах и композициях. Часто тела и их части обезображены и расчленены с извращенным воображением, какое обычно с замиранием сердца можно было наблюдать лишь в фильмах ужасов. Что кроме нездорового ажиотажа со скабрезным оттенком и отвращения может вызвать эта «чудная выставка»?! Психика не всякого человека способна выдержать подобное шоковое испытание.
Вызывает сомнение образовательная цель этой выставки. С основами и азами анатомии, достаточными для среднестатистического человека, не собирающегося профессионально заниматься медициной, все мы знакомимся в школе. А для студентов медицинского университета есть чудесная коллекция экспонатов в музее при кафедре анатомии.
Но самое опасное и вопиющее непотребство, это приглашение на выставку детей возраста от 3 – х лет. Как нам объясняют, детки бывают увлечены своим телом. Да, бесспорно, но его внешним видом и красотой, а не внутренностями препарированных трупов.
Есть основательные опасения, что у детей, посетивших выставку и увидевших натурализм во всей «красоте» (подобные то ли экспонаты, то ли произведения «искусства» не для слабонервных, а тем более не для детей, у которых психика только формируется, а нервная система не стойкая) может возникнуть отвращение к себе, к своему телу, да и к жизни в целом. А это, в свою очередь, вероятно спровоцирует различные психические нарушения и отклонения вариабельностью от неврозов и садизма, до депрессии и суицида.
По моему мнению эту выставку категорически нельзя посещать ни детям, ни беременным женщинам, ни пожилым людям (особенно с больным сердцем).
Очень жаль, что такие известные и авторитетные люди как анатом Виктор Черкасов, хирург Виктор Сидоренко и президент клиники «Борис» Михаил Радуцкий не усмотрели в этой выставке ничего опасного и одобрили ее проведение.
Кстати, цены на выставку тоже не для слабонервных.
Кому это нужно? Кому это выгодно? Кто хочет подорвать и без того слабое здоровье подрастающего поколения и психику большинства взрослых, которая благодаря множеству стрессов и так пребывает на грани срыва?
А тех кто курит и пьет, и давно погряз в этом деле (не без помощи политики, проводимой государством) вряд ли заинтересует хоть какая–нибудь выставка, да и вряд ли остановит от порочных самоубийственных привычек.

Впервые профессор фон ХАГЕНС согласился ответить на вопросы российских журналистов. В эксклюзивном интервью корреспондентам Марине НОСКОВИЧ и Константину ГЕТМАНСКОМУ профессор фон ХАГЕНС рассказал о том, чем для него является человеческое тело, сохранение которого стало в какой-то мере смыслом его жизни. Его откровения могут показаться шокирующими. Как-то не принято выставлять трупы на всеобщее обозрение любопытства одного ради. Тем более что экспонирование тел некогда живых людей затрагивает не только эстетические, но и правовые аспекты. Впрочем, у профессора фон ХАГЕНСА есть свои аргументы.


Немецкий специалист в области анатомии профессор Гюнтер фон ХАГЕНС стал известен в России после скандала, разгоревшегося в Новосибирске. Руководителя местной судебно-медицинской экспертизы обвинили в незаконной переправке трупов безвестных россиян в Германию. Профессор фон ХАГЕНС после скандала отказался от сотрудничества с Россией, однако в других странах он продолжает свои опыты в области долгосрочного сохранения человеческого тела для науки и образования, а также проводит открытые для всех желающих выставки "Миры тела". Впервые профессор фон ХАГЕНС согласился ответить на вопросы российских журналистов. В эксклюзивном интервью корреспондентам Марине НОСКОВИЧ и Константину ГЕТМАНСКОМУ профессор фон ХАГЕНС рассказал о том, чем для него является человеческое тело, сохранение которого стало в какой-то мере смыслом его жизни. Его откровения могут показаться шокирующими. Как-то не принято выставлять трупы на всеобщее обозрение любопытства одного ради. Тем более что экспонирование тел некогда живых людей затрагивает не только эстетические, но и правовые аспекты. Впрочем, у профессора фон ХАГЕНСА есть свои аргументы.

- Господин Хагенс, каковы основные цели проведения выставок "Миры тела"?

Выставка преследует две цели. С одной стороны, сравнение нормальных и больных органов пропагандирует здоровый образ жизни. Как показали исследования, 10% курильщиков за полгода после посещения выставки бросили курить или стали курить меньше, а 50% стали внимательнее относиться к своему здоровью. Выставка показывает и совершенство, и уязвимость нашей природы. К тому же наш посетитель может почувствовать гордость за свое тело.

- Как вы думаете, экспонаты выставки шокируют посетителей? Все же большинство из них не имеет отношения к медицине...

Лучший ответ на этот вопрос дали итоги опросов, проведенных Психологическим институтом университета в Касселе, где опубликовали каталог. 90% посетителей говорили, что выставка хороша или очень хороша. И только 2% придерживались мнения, что выставка плохая. 50% посетителей утверждали, что препараты имеют эстетическое воздействие. Благодаря превосходной подготовке препаратов пластинация вызывает не ужас, а эстетический шок. Кроме того, благодаря способу организации выставки посетитель погружается в тему постепенно. Сначала идут кости, здоровые и больные, потом мышцы, вполне абстрактная нервная система. Затем демонстрируются системы кровообращения и пищеварения и только в конце - система размножения.

- Присутствует ли момент эстетизма в том, что вы демонстрируете трупы?

Умершего не нужно приравнивать к человеческому телу. Умерший - это отображение покинувшего нас человека в представлении еще живущих, в частности его близких. В противном случае речь идет лишь о трупе. Умерший - это личность. Со смертью тело теряет свою личную составляющую и вместе с прекращением функционирования мозга становится трупом. Пластинация трансформирует этот труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет столь же мало общего с трупом - объектом скорби, как и человеческий скелет, который тоже не воспринимается как труп.

- В чем ценность для науки и образования изобретенного вами метода пластинации тел и препаратов?

Пластинация - лучший и самый долговечный способ создания препаратов за все время существования анатомии. Это относится ко всему многообразию деталей, прочности и цветовой дифференциации. Подвергнутые пластинации отдельные органы при сопоставлении позволяют выявить здоровые и больные части организма, анатомическую норму и возможные отклонения в нашем здоровье. Пластинация всего тела показывает, где располагаются различные органы в теле человека. В этом отношении пластинация органов и всего тела подходит в основном для анатомических музеев и практических занятий анатомией.

- Как вам пришла в голову идея сохранять тела и препараты именно таким способом?

Я изобрел этот метод случайно в 1977 году, когда был ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета. Я спрашивал себя, рассматривая выставленные препараты, залитые биополимером, почему препараты заливают, а не вводят вещество внутрь, что позволило бы сохранить их? Несколькими днями позднее мне пришла в голову идея пропитать сами препараты при помощи вакуума биополимером (силиконом). Для этого препарат сначала кладут в ледяной ацетон, и при диффузии вода в тканях заменяется ацетоном. Второй шаг - препарат, пропитанный ацетоном, погружают в биополимер. Ацетон вакуумным способом откачивают и его место в ткани занимает силикон. Когда весь ацетон заменен им, мне надо только вынуть препарат и работать над веществом, которое позволяет органу дольше сохраняться. Последние 25 лет я постоянно совершенствую технику пластинации, работая именно над этим.

- Как вы оцениваете будущее метода пластинации? Со временем наука откажется от формалина?

Силиконовая пластинация является идеальным препаратом для выставления в анатомических музеях и для практических занятий студентов. Прозрачные срезы очень удобны для исследований. Пластинация тем не менее не может заменить важные качества курса вскрытия, так как этот курс способствует более глубокому пониманию особенностей человеческой анатомии, чем рассмотрение самых превосходных анатомических препаратов.

- Что значит для вас мертвое человеческое тело?

Человеческое тело многолико и пробуждает разные чувства. Живое человеческое тело для меня - нечто совсем иное, чем труп, к которому я отношусь с сочувствием. Анатомический труп и тело, подвергнутое пластинации, - снова совсем иное, так как здесь тела анонимны, их жертвуют на пластинацию и возникает новая форма послесмертного физического существования. Я воспринимаю пластинацию как передачу когда-то живого тела по воле жертвователя, сознательно служащего следующим поколениям в исследовательских целях.

- Пожертвуете ли вы свое тело для экспериментов в области пластинации?

Само собой, разумеется. Передача моего тела на пластинацию - логическое продолжение моего творчества.

- Вы бы хотели, чтобы ваше тело выставлялось в "Мирах тела" или служило пособием для студентов?

Так как я не стремлюсь к посмертной славе, этот вопрос должны решить наследники. Моя жена думает, что мое тело стоит поместить на выставку.

- Верите ли вы в Бога?

Как изобретатель, я черпаю свою силу из сомнений и точного мышления ученого, а не из веры. Бог определяет иную мудрость. В этом вопросе я испытываю определенные затруднения и полагаю, что моего интеллекта для ответа на данный вопрос недостаточно.

- Многие газеты пишут о публичном вскрытии в Лондоне как о провокации. Зачем вы провели его?

Вскрытие - это важная часть медицинского образования студентов, врачам оно помогает более точно судить о причине смерти умерших пациентов и прояснять вопросы страховки при несчастных случаях. Каждый из нас может уже завтра стать объектом вскрытия, и необходимо иметь разрешение на его проведение. Человеку, в том случае если он не является сознательным партнером врача, нужно объяснить, что будет с ним сделано и на что он должен будет дать согласие. Нет никакой разумной причины, для того чтобы запрещать это. Прилюдное вскрытие называется так не потому, что все должны его видеть. Однако все, кто хочет при нем присутствовать, должны получить такую возможность. И, как показывают независимые опросы, половина молодых людей этого хочет.

- А когда вы провели ваше первое вскрытие?

Я видел первое вскрытие в 17 лет, когда работал помощником санитара в маленькой больнице. Это произвело на меня огромное впечатление и с точки зрения сложности, и с эстетической точки зрения, но поразило меня еще и то, насколько легкоуязвим человек. Это вскрытие в значительной мере способствовало тому, что впоследствии я занялся изучением медицины и пластинацией. А первое свое вскрытие я провел 24 года назад, в 1979 году, когда был младшим ординатором в Институте патологии Гейдельбергского университета.

- Что вы чувствовали?

Я был очень спокоен. У меня был хороший преподаватель, который все мне объяснил. Только в том случае, если рассудком вытесняется страх, участие во вскрытии приносит настоящие познания.

- Почему вы перебрались из ГДР в ФРГ?

Я не мог больше соглашаться с политикой ГДР. Там существовал, например, запрет на поездки на Запад до достижения пенсионного возраста, а это было для меня неприемлемо. Постоянный контроль, несовместимый со свободолюбием, и заставил меня бежать. Поскольку побег не удался, мне пришлось просидеть в ГДР в тюрьме два года, пока меня не выкупило правительство ФРГ. Однако и сегодня я считаю, что имело смысл провести два года в тюрьме, чтобы перебраться на Запад в 25 лет и жить дальше уже здесь. Когда я сегодня назначаю прилюдное вскрытие, а его запрещают, это напоминает мне запрет на выезд из ГДР. За этими запретами стоит одинаковая самонадеянность, не соответствующая моему пониманию демократии.

- Как быстро распространились ваши научные идеи в ФРГ?

Я изобрел метод пластинации в Анатомическом институте Гейдельбергского университета в 1977 году. Но только в 1990-м я получил возможность подвергнуть пластинации все тело. Метод получил широкую огласку только в 1995 году в Японии, когда на выставке по случаю 100-летия тамошнего анатомического общества пластинация была представлена при большом стечении публики. В течение 5 месяцев выставку посетили 550 000 людей. С тех пор до настоящего времени на двух выставках - в Пусане (Корея) и в Мюнхене (Германия) побывало в целом 12 миллионов человек.

- В Мюнхене журналисты часто называли вас "Франкенштейном", "мясником" и так далее. Почему ваши действия вызывают такую реакцию?

Такие выражения типичны для мышления людей, получивших представления об анатомии из фильмов ужасов. Однако традиционные представления об анатомии, связанные со страхом, разложением и эмоциональным восприятием смерти, в действительности не имеют ничего общего с выставкой "Миры тела". Люди, серьезно относящиеся к выставке и посещавшие ее, выражают совершенно иные суждения: от положительных до восторженных. Те, кто всерьез воспринимает свое тело, чувствуют, что обогатились после посещения выставки. Поскольку у нас нет ничего, что было бы ближе нам, чем собственное тело, подготовка анатомических препаратов и вскрытие естественно вызывают у людей страх. Поэтому мне понятны негативные реакции людей. Если бы я не сносил терпеливо всякий раз обрушивавшуюся на меня критику, я бы не мог на протяжении 25 лет делать то, что я делаю. В то же время постоянная позитивная реакция публики, в том числе и на вскрытия, дает мне достаточно сил, для того чтобы с неослабевающим энтузиазмом продолжать мой путь беспрерывного улучшения качества медицинского образования и популяризации анатомии.