Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы. Нод в старшей группе «зимующие птицы» (познание) с использованием икт

Организация: МКДОУ «Бородинский детский сад "Теремок

Населенный пункт: Тульская область, п. Бородинский

Конспект НОД по развитию речи на тему «Зимующие птицы»

Старшая группа

Основная ОО «Речевое развитие»

Цель : развитие связной речи через составление рассказов по серии картинок.

Задачи:

1. Образовательные

  • Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
  • Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
  • Активизировать словарь: зимующие (синица, снегирь, сорока, воробей, дятел, голубь);
  • Учить составлять рассказ по картине

2. Развивающие

  • Развивать навыки речевого общения;
  • Развивать логическое мышление, память и внимание;
  • Развивать слуховое восприятие;

3. Воспитательные

  • Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Интеграция : Социально-коммуникативное, познавательное

  • Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками посредством игровой деятельности; работа в паре;
  • Развивать эмоциональную сферу;
  • развивать любознательность и познавательную мотивацию;
  • закреплять знания о зимующих птицах.

ППРС : кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, проектор, ноутбук, гимнастические палки, коробочка с печеньками.

Предварительная работа :

  • беседа о зимующих птицах; о помощи в зимнее время;
  • заучивание стихотворения «Покормите птиц» Яшина А.
  • подбор картинок и загадок о птицах;
  • подготовка презентации.

Ход НОД

1. Организационный момент. Слайд 2

Дети входят в группу под музыку и останавливаются возле воспитателя.

Здравствуйте, дети!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, в какой сказочный лес мы с вами попали!(Обращает внимание детей на экран). – Почему я назвала его сказочным? (Красивый, белый, заснеженный, сверкающий, зимний)

Но почему так тихо, почему не слышно птичьих голосов?

Д: - Сейчас зима и птицы улетели в теплые края, им холодно и голодно у нас.

В:- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Д: - Зимующие птицы.

В: - Дети, давайте с вами рассмотрим зимующих птиц и вспомним, как они называются.

Достает конверт, в которых лежат картинки с изображениями птиц, изображения зимующих и перелетных птиц перепутаны. На конверты наклеены изображения зимы и осени.

Достает из конверта с зимующими птицами все картинки и кладет на стол. Дети рассматривают.

Дети должны сами или с помощью наводящего вопроса воспитателя увидеть, что среди изображений зимующих птиц есть и изображения перелетных.(Все эти птицы зимуют у нас? Вы видели этих птиц на улице?)

Ой, посмотрите, кто-то перепутал всех птиц. Помогите мне, пожалуйста, отобрать зимующих птиц. Только как же нам их узнать?

Предлагаю вам послушать пениезимующей птицы и угадать, что это за птица.

Дети не угадывают, подсказать при помощи загадки, показать слайд.

Слайд (3-7)

1.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. (Снегирь)

Посмотрите, какой он красивый! Что вам в нем нравится? Чем он отличается от других птиц?

2.Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?(Воробей)

А воробушек вам понравился? А почему он вам нравится (Весело, звонко чирикает,

3.Кар-кар-кар!

Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?(Ворона)

4.Птицей мира он зовется.

С крыш стрелой к земле несется,

Если видит гору крошек.

Сизый, белый и хороший(Голубь)

5.На кормушку к нам зимой
Прилетает птичка
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая… (Синичка)

На экране картинка – подсказка с угаданными зимующими птицами. (Слайд 8)

В: Теперь мы сможем разложить картинки правильно. Давайте построимся парами и решим какую птицу куда положим

Дети раскладывают картинки к соответствующему конверту.

В:- Молодцы, ребята! Теперь мы хорошо знаем зимующих птиц.

Холодно и голодно птицам зимой. Как же нам помочь им перезимовать?

Д:- Покормить, сделать кормушки.

В:- Правильно, молодцы. Вот такую кормушку сделала я. И на нее уже прилетели птицы.(Достает кормушку, ставит на стол)

В:-Скажите, а чем можно подкармливать птиц?

Д: - Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др. (Слайд 9)

В: - Молодцы! Теперь вы все знаете, чем кормить птиц и сможете им помочь.

Но ведь вы еще маленькие. А кто-же вам поможет сделать кормушки? – Конечно, ваши папы и мамы. Сегодня, когда вы придете домой, расскажите им про то, что узнали. Давайте порепетируем рассказывать.

Составление рассказа по картине. (Слайд10)

В:-Кто хочет попробовать начать репетировать?

(По желанию ребенок выходит и становится полу боком к экрану и зрителям)

Ваня, представь, что мы твоя семья, мы тебя внимательно слушаем.

Наводящие вопросы на случай затруднения детей:

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки)

- Кого мы видим на картине? (На картине мы видим девочку и мальчика, наверное они друзья или брат с сестрой)

- Что они делают? (Ребята сделали кормушку и повесили на дерево)

- Чем кормят птичек? (Они положили семечки, хлеб)

- Только семечки и хлеб? (Еще положили плоды рябины, орехи, зерна)

- Кто прилетел? (Птички – синички и все склевали)

В: - Кто еще хочет порепетировать?

3-4 человека

В:- Молодцы, хорошие у вас рассказы получились, очень интересные.

Ребята, а чем вам понравился рассказ Маши, Коли, Пети…?

В: - Ребята, давайте мы с ними поиграем. (Раздать птиц из кормушки)

В: -Раз, два, три!

Вокруг себя повернись,

В зимующую птичку превратись! (Слайд11)

(В. выкладывает на ковре контур кормушки из гимнастических палок)

Игра «Птичья столовая»

Детям раздаются жетоны с изображением разных птиц.Под речевое сопровождение, птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жёлтых воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье

Было общее веселье!

В: - Молодцы, хорошо повеселились! А для вас у меня тоже есть корм, покормлю своих птичек чуть позже. (Показываю прозрачную коробочку с печеньками)

Подведение итогов:

В: - Что же мы сегодня узнали и вспомнили про птиц? (Что их надо подкармливать, делать кормушки, кормить зернышками, семенами и др. Научились рассказывать родителям о птицах)

Рефлексия

Что вам сегодня понравилось делать? Что было трудно, что легко?

Перспектива:

А Надя знает стихотворение которое называется «Покормите птиц». Яшин А.(Слайд 12). Давайте послушаем!

Вам понравилось стихотворение? Кто тоже хочет его выучить? Возьмите текст и попросите дома маму или папу, или кого-то еще помочь вам выучить его. Когда вы выучите, мы с вами устроим конкурс «Кто лучше прочтет стихотворение» и вы сами определите, кто же потрудился лучше всех и хорошо выучил. (По желанию детям раздаются листочки с текстом стихотворения. По мере выучивания дать возможность всем детям его рассказать.)

Кто-нибудь хочет нарисовать или вылепить то, о чем сегодня узнал? Можете после занятия это сделать.

А нашу кормушку мы отнесем в раздевалку, что бы вы не забыли рассказать родителям о том, как холодно и голодно птицам зимой и как им помочь. Приносите свои кормушки в детский сад, мы повесим их на участке и будем с вами сыпать корм для птичек.

Для закрепления материала повторить несколько раз игру «Птичья столовая» в ближайшее время.

Литература:

  1. Шорыгина Т. «Птицы. Какие они?» – М., 2004
  2. Загадки о птицах. http://childline.ru/ptizy.shtml
  3. Голоса птиц. http://mp3-pesnja.com/
  4. Интернет ресурсы

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формирование экологической культуры у детей.

Задачи :

Развивающие:

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход НОД.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение .

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде .

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)


Программные задачи: закрепить знания детей об особенностях жизни птиц осенью и зимой;

практиковать в умении находить звук [у] в середине слова; ; способствовать развитию памяти; , бережное отношение к ним; познакомить со словами «навыкате», «охотиться», «чуть свет».

Материал: муляжи птиц, тематические карточки с изображениями птиц.

Ход занятия

Воспитанники рассматривают муляжи птиц и карточки с их изображениями.

Воспитатель (В.). Дети, каких птиц вы знаете из тех, что видите перед собой? Встречались ли вы с ними раньше, где и при каких обстоятельствах, что они делали? (Ответы детей.)

Здорово, что вы знаете, как называются и ведут себя скворцы и ласточки, воробьи и аисты, дятлы и совы, другие птицы. Какие из них осенью покидают нашу страну и как их называют одним словом? (Ответы детей.)

Правильно, таких птиц называют перелетными. Назовите главную причину, которая вынуждает их менять место жительства? (Ответы детей.)

Безусловно, основная причина связана с тем, что приближаются зимние холода. Скажите, каких птиц из тех, что зимуют в наших краях, вы знаете?

Дети. Воробьи, синицы, снегири, дятлы, совы, вороны, голуби.

В. Молодцы! Теперь предлагаю игру со словами. Я буду говорить, как называется птица. Если вы услышите в слове звук [у], то хлопайте в ладоши, сопровождайте название птицы аплодисментами.

Воспитатель называет слова: голубь, воробей, дятел, синица, пищуха. Дети реагируют в соответствии с заданием.

В. Почему птицы, которые остаются зимовать, часто прилетают к жилью человека?

Дети. Становится холодно.

В. Правильно, однако не все птицы боятся холода. Посмотрите на очередную картинку. Эта птица называется клест.

Ее маленькие птенцы выводятся на свет в самый лютый мороз. Все потому, что именно в это зимнее время в еловых и сосновых шишках созревают семена. Этим семенами клесты не только питается сами, но и кормят ими своих детей.

Но большинство птиц, когда им становится холодно, стремятся к человеческому жилью. Какая причина, кроме мороза, вынуждает их быть ближе к людям? (Ответы детей.)

В. Конечно же, особенно зимой птицам не хватает еды, поэтому и стремятся они подкрепиться с помощью людей. Каким образом мы можем помочь птицам перезимовать?

Дети. Сделать с родителями кормушки, насыпать туда корма.

В. Делали вы их раньше, или сделали кормушки уже в этом году? (Ответы детей.). Молодцы, что вместе со взрослыми помогаете птицам.

В. Почему мы должны заботиться о птицах? Какую пользу они нам приносят? (Ответы детей.)

Послушайте народную загадку про еще одну очень интересную птицу.

Днем отдыхает,

А ночью летает,

Днем спит,

А ночью кричит,

Плачет, как ребенок,

А живет в лесу. (Сова.)

Правильно, это сова. Видите, какие у нее большие навыкате глаза. Она летает ночью. Охотится на мышей и даже на зайцев. Чуть свет и она отдыхает.

Воспитатель объясняет значение слов «навыкате», «охотится», «Чуть свет».

В. Дети, еще раз внимательно посмотрите на карточку с изображением птицы, вспомните содержание загадки и составьте вместе небольшое повествование о сове.

Дети. Большая птица. Глаза навыкате. Ночью летает. Охотится на мышей. Ловит даже зайцев. Чуть свет и сова спит.

В. Хорошее у вас получилось коллективное повествование. Теперь знаете, как ведет себя сова. А еще вы понимаете, что означают слова «навыкате», «охотится», «чуть свет».

Расскажу вам еще, что птицы предсказывают погоду. Существуют некоторые народные приметы:

— Если воробьи в холодную погоду начинают купаться в воде, то вскоре потеплеет;

— Снегири под окнами щебечут — будет оттепель;

— Синички перебрались к жилью человека — начало зимы, предстоящая зима будет снежной и холодной.

Будет хорошо, если вы запомните эти приметы. Расскажите их своим мамам и папам. Спросите также у родителей, которые другие народные приметы о птицах они знают.

Подведение итогов занятия.

Области: Социализация, коммуникация, познание, художественное чтение, художественное творчество, мир музыки.

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.

Задачи:

1. Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

2. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

3. Развивать зрительное внимание, закреплять знания о зимующих птицах.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.

Оборудование: текст рассказа, схема рассказывания стихотворения, «снежный ком», снежинки на ниточках, карточки с зимующими птицами, картина о зиме, мелкие игрушки домашних и диких животных, фломастеры на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент «Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

— На улице очень холодно (согласна)

— Много снега, скользко (хорошо)

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей, кто это? (воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

3. Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор (дятел)

4. Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

5. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Везунья белобока, а зовут ее (сорока)

(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Зимующие.

Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?

— Охотск.

— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.

— Вам понравился рассказ? (да)

— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)

Кого они нашли? (воробья)

— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)

— Что сделал Витя?(кормушку)

А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)

— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)

Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)

(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)

(Воспитатель читает, а дети дополняют)

Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)

— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.

(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»

Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает

Метель (что делает?) – воет, бушует, метет

— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает

Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся

— Солнце (что делает?) – светит, но не греет

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.

(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)

Дети играют и читают стихотворения в парах:

Мишка сильно заболел, мишка много меда ел

Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.

Дети: — Это волк, он живет в лесу.

— Это медведь, он живет в лесу.

— Это кошка, она живет с человеком.

— Это собака, она живет с человеком и. т. д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.

Дети под музыку рисуют самостоятельно.

Приятного всем дня!!!

До скорых встреч!!!

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11

Конспект занятия

Тема:

«Птицы зимой»

(старшая группа)

Воспитатель: Болгова А.П.

Цель:

Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время.

Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих птиц.

Модели:

Существенные признаки птиц, модели питания птиц, модели питания птиц зимой.

Ход занятия

Ребята, к нам прилетел гость, а вот и он.

(показываю попугая), его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг.

Предлагают попугаю отгадать загадку.

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Вос-ль: в какое время года бывает мороз?

(Попугай не знает. Помогают дети.)

Зимой у нас много снега, в солнечную погоду снег на солнце блестит, серебрится, искрится. Дети любят кататься на санках и лыжах с горы. Приходит весёлый праздник – Новый год. В этот праздник дети ждут Деда Мороза, заказывают ему подарки, а он исполняет их желания. Во время зимних морозов у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.

Вос-ль: ребята, расскажите, как зимуют наши меньшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в трудное время?

Ответы детей: подкармливать их, развешивать кормушки.

Вос-ль: предлагаю рассмотреть фотографии, где дети вывесили кормушки.

(вывешиваю картинку с изображением кормушки. На кормушке изображены птицы зимующие и перелётные)

Вос-ль: посмотрите всё ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

(дети показывают только тех птиц, которые остаются на зиму).

Вос-ль : ребята, давайте расскажем Кеше, как зовут этих птиц.

(дети перечисляют: синица, снегирь, воробьи и т.д.)

Вос-ль: а теперь расскажите нашему гостю, как зовут перелётных птиц.

(дети перечисляют: ласточка, жаворонок, кукушка и т.д.)

Вос-ль: в холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Вороны сидят на крышах домов, на деревьях, и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой вороны смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья человека.

(вывешивается плакат с изображением леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу).

Вос-ль: большинство птиц всё же живут в лесу.

Вопрос: Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и нашего гостя.

(дети перечисляют: дятлы, тетеревы, поползни ит.д.)

Вос-ль : в лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их на плакате.

(ответы детей: чиж, свиристель, клёст и.д.)

Вос-ль: эти птицы называются зерноядными, у этих птиц клюв не очень длинный, тупой.

(выставляется модель). Но в лесу остаются птицы, которые питаются насекомыми в теплое время года. Такие птицы называются насекомоядными.

Вопрос: покажите насекомоядных птиц?

(дети называют птиц: синица, дятел, поползень и т.д.)

Вос-ль: обратите внимание на клювы этих птиц.

(дети рассматривают клювы и сопоставляют с клювами других птиц)

Физкультминутка

Дидактическая игра: « Узнай по клюву» (дети находят клюв, и объясняют, почему у этой птицы именно такой клюв).

Вос-ль: ребята, сейчас я с вами поиграю, а нашему гостю вы расскажите, что вы сделали.

Игра: «Чьи следы?» определить, какая птица оставила свой след.

Игра: «Сложи птицу» подобрать голову хвост, ноги к птицам.

Игра: «Кто на кормушку прилетел?» -найти зимующих птиц.

(во всех играх дети рассказывают Кеше, что они сделали)

Вос-ль: поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе день становится длиннее, солнце показывается чаще. У птиц происходит оживление. Они весело чирикают, усевшись на ветку, где пригревает солнышко.

Вос-ль: Каких кочующих птиц вы знаете?

(Ответы детей) Снегирь.

Ребята, кто может рассказать о снегире?

(ответы детей: они кормятся семенами берёзы, сирени, ягодами рябины)

Вос-ль: А где же ночуют птицы?

(Ответы детей: под крышами домов, в дупле деревьев, ночуют по несколько птиц, и даже не вылетают от туда в сильные морозы).

Вос-ль: Кеша, ты со многими птицами познакомился.

Сегодня, ребята вы узнали небольшую часть о птицах. За птицами наблюдают и изучают учёные. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, чтоб без песен не пришлось встретить весну.

Давайте, ребята, придумаем знаки охраны птиц зимой.

(дети предлагают свои варианты и зарисовывают на листах бумаги)

Ребята, а с Кешей нам придётся попрощаться и попросить, чтобы чаще прилетал в гости.