Культура и манера общения с людьми. Культура общения

Что такое культура общения? Это многоуровневое понятие, которое включает в себя большой спектр нормативных актов, приемов и механизмов, методов коммуникации и их правил, и тем самым влияет на качественную характеристику и уровень совершенства общения индивидуума.

Культура общения является также достаточно важным жизненным инструментом. Именно она позволяет субъекту не перемещать возникающие конфликтные настрои из профессионально-деятельной сферы жизни в личную эмоционально-волевую, что уже может прямо повлиять на межличностные отношения между участниками деятельности.

Культурность общения делает возможным понимание той или иной позиции оппонента индивидуума, снизить эмоциональное напряжение, ликвидировать неконтролируемый всплеск эмоций во взаимоотношениях в любой сфере жизни.

Речевая культура личности

Значительную роль в формировании и дальнейшем развитии человека как личности играет так называемая речевая культура личности. Отражением речевой культуры является язык и его система, поскольку именно в нем содержится и через него выражается реальная действительность и условия, что окружают индивидуумов, социальное и общественное сознание всех индивидуумов, культурные и национальные ценности, духовный уровень развития, традиции, мировоззрение.

Иными словами, язык – это практически хранилище всех культурных ценностей. Данную функцию она выполняет с помощью составляющих ее различных компонентов, таких как лексические и грамматические особенности, специфика устной и письменной манеры речи, фольклорные произведения вроде поговорок и пословиц.

Помимо этого, речь как таковая служит отображением развитости мыслительной деятельности, культурного и интеллектуального воспитания индивидуума. Также она представляет собой один из самых основных аспектов способности познать окружающую действительность, регуляции деятельности человека в социуме.

Более того, речь – это практически единственный, максимально оптимальный и эффективный вариант среди всех методов коммуникации, который для современного человечества является способом регуляции совместной целенаправленной деятельности. При чем это не зависит от того, в какой сфере жизни осуществляется данная деятельность.

Значимость понятия культуры общения для любого человека невозможно преувеличить. Именно благодаря ей осуществляется, в частности, познание различных профессиональных умений и навыков, происходит социальная адаптация в целом, культурное и всестороннее развитие, простейшее взаимодействие с другими людьми.

Способность индивидуумов к коммуникации являет собой не только важную эмоционально-психологическую и социальную связь, но также универсальный метод создания канала для обмена информацией разной степени важности. Результатом любой речевой деятельности субъекта принято считать текст, который и составляет выраженную информацию в устном или письменном виде.

Разумеется, эффективность выражения информации таким образом, а также возможность ее адекватного восприятия, зависит от ряда характеристик. К ним относят целостность текста, наличие определенной смысловой нагрузки, а также общая связность. Также большое значение имеет понятие о качестве речи индивидуума, которая играет большую роль в характеристике его речевой культуры.

Специалистами принято выделать культуру речи общественную, то есть общесоциальную, и сугубо индивидуальную. Что касается индивидуальной речи, то она является уникальной для каждого субъекта, а ее качество напрямую основывается на общем уровне эрудиции и развития данного человека в методах вербальной коммуникации. При этом индивидуальная речь одновременно является главным критерием выражения человеком его опыта и умений в рамках вербальной коммуникации.

Также стоит отметить, что индивидуальная речевая культура заимствует определенные положения из общесоциальной, перенимая часть некоторых штампов, феноменов, устоявшихся традиций. Вместе с тем индивидуальная культура речи в большей степени уникальна и разнообразна, в отличие от социальной. С данной позиции общественная вербальная культура рассматривается как своеобразная копилка. Она представляет собой отбор и хранение наилучших, то есть прижившихся в социуме, вербальных шаблонов, приемов, речевых оборотов и феноменов. Вместе с тем именно она содействует формированию понятия литературной классики и норм социального общения.

Таким образом, рассматривая общение посредством речи с точки зрения психологии, можно прийти к выводу, что оно является одной из множества психических форм человеческой деятельности. Коммуникация как таковая не является всего лишь взаимодействием между двумя личностями, ведь в ней также отображаются различные уникальные свойства психики каждого из участников общения, особенности их уникального темперамента, другие психотипические черты.

Более того, важно отметить тот факт, что личность любого человека получает мощный толчок к развитию исключительно в результате и взаимодействия с другими индивидуумами. Это подразумевает факт важности воспитания культуры речи. Данное воспитание заключается в грамотном овладении родным языком, обучение различным нормам, совершенствование культурных познаний и красноречия путем простого вербального контакта с людьми.

Воспитание культуры общения

Следует отметить, что в прогрессивном обществе воспитание культуры общения занимает одно из главенствующих положений в воспитании ребенка вообще, как в семье, так и в любой другой педагогической практике. В частности, именно грамотная культура воспитательного общения призвана сформировать у ребенка теорию и практику основ общей культуры коммуникации.

Не менее важно умение грамотно и правильно выстраивать свою речь со стороны родителей, поскольку именно их пример межличностной деятельности, взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания личностной речи, позволит развить в ребенке те качества, благодаря которым можно будет привить ему определенные культурные ценности в общении.

Выделяют целый ряд различного рода приоритетов, целей и задач, которые стоят в основе воспитания и формирования культуры речи.

Все они рассматриваются с точки зрения актуальности выработки следующих важных для индивидуума качеств:

  • Общительность как уникальная и устойчивая черта характера человека. Его склонность к взаимодействию с другими субъектами, активному обмену информацией.
  • Достаточно высокий уровень сугубо личных отношений.
  • Высокий уровень развития взаимоотношений в той или иной группе людей.
  • Эффективный уровень развития совместной деятельности в любой сфере жизни, например, профессиональной.
  • Повышение уровня академической успеваемости, что также заключается в повышении активности деятельности в обществе.
  • Развитие адаптивных способностей к разного рода деятельности и переключения между ними, например, игровой, учебной, трудовой.

Таким образом, культура речи и ее воспитание – это достаточно глубокий и многоуровневый процесс. Он включает в себе развитие отношений во всех сферах жизнедеятельности индивидуума, удовлетворение потребности в совместной деятельности, что сопровождается постоянным обменом информацией, создание некоторой единой системы и концепции общения и обмена сообщениями, а также достаточно выраженное, непрерывное восприятие и постижение другого человека.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает:

  1. Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения.
  2. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние.
  3. Обладать необходимыми «навыками» общения, уметь пользоваться ими в зависимости от «индивидуальных особенностей» тех, с кем общаешься.

Культура общения предполагает наличие определенных черт характера, таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость и т. д. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн:

Терпеть. И верить - все на свете
прекрасны - взрослые и дети,
коты, собаки и медведи,
и сослуживцы, и соседи.
Терпимость - Наш взаимный шанс,
ведь кто-то также терпит нас.

Культура общения предполагает также развитие таких особенных черт, как вежливость и тактичность.

Вежливость - черта характера, основное содержание которой составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.

Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.

Есть одна черта характера, проявления которой мы часто ожидаем от других, но гораздо реже демонстрируем сами,- это уступчивость. Правильное соотношение уступчивости и принципиальности- залог нормальных взаимоотношений.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них некоторые специфические умения, навыки общения.

К таким умениям можно отнести следующие. Прежде всего это способность человека изменять свои первые впечатления о другом при знакомстве с ним. В большинстве случаев эти первые впечатления возникают на основе довольно ограниченной информации-мы еще не знаем, каков наш новый знакомый «на самом деле», а только видим, как он выглядит. Поэтому внешность человека- физический облик, манера поведения, соответствие одежды, прически моде, специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему. По одежке встречают, по уму провожают. Однако умение перейти в оценке человека от «одежды» к «уму» свойственно далеко не всем.

Ученые, занимающиеся изучением проблем, связанных с восприятием и пониманием человека человеком, считают, что эталоны внешности, которые возникают в результате первых впечатлений, являются своеобразными «пусковыми механизмами» процесса интерпретации характера человека. В результате образуются так называемые «оценочные эталоны», или «оценочные стереотипы», т. е. определенный набор качеств, которые человек приписывает познаваемому человеку. Эти стереотипы, или эталоны, возникают под влиянием как собственного опыта человека, так и тех социальных норм, которые он усваивает при обучении, воспитании, воздействии средств массовой информации.

Очень большое влияние на восприятие и понимание человека человеком оказывает определенная установка. Это влияние отчетливо продемонстрировано в опытах, проведенных под руководством психолога А. А. Бодалева. Так, нескольким группам испытуемых показывали одни и те же фотографии неизвестных людей, ко с разной установкой, например фотография молодого человека в одних случаях сопровождалась установкой «герой», в других - «преступник». Испытуемые должны были дать «словесные портреты». О том, как повлияла установка, можно судить по следующим отрывкам из «словесных портретов» одной и той же фотографии:

«Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый и непричесанный. Можно думать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд» (установка - преступник).

«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» (установка - герой).

Для сравнения приведем отрывок из протокола человека, на которого установка, заданная в эксперименте, не оказала влияния: «Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плотно, сжаты крупные выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево» (установка - преступник).

У каждого человека существуют различные по своему содержанию, объективности, обобщенности стереотипы, схематизированные, стандартные образы человека как представителя определенной социальной, профессиональной, национальной и прочих групп. Всем известен широко распространенный в прошлом образ ученого: рассеянного чудака, беспомощного в мелочах быта и т. п. И в настоящее время бытует много социальных стереотипов, которые искажают наше представление о характере, особенностях конкретного человека. Если в одних случаях они помогают общению (или, по крайней мере, не оказывают решающего влияния), то в других случаях могут существенно исказить представление о другом человеке, помешать верно понять и оценить его. По-видимому, стоит и сейчас прислушаться к мнению А. И. Герцена, который считал: «…Ничего в мире не может быть ограниченнее и бесчеловечнее, как оптовые суждения целых сословий - по надписи, по нравственному каталогу, по главному характеру цеха. Названия - страшная вещь».

Вообще следует сказать, что умение вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям. Людям подозрительным, недоброжелательным трудно бывает в обществе других. И, напротив, те, кто видит в людях (не абсолютно в каждом, разумеется) хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять - относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше. Еще А. С. Макаренко завещал подходить даже к самому изломанному обстоятельствами человеку с «оптимистической гипотезой».

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. У каждого из нас постепенно складываются свои убеждения о том, каким должен быть человек, какие качества, поступки мы считаем наиболее существенными. С этой точки зрения мы сознательно и неосознанно оцениваем не только себя, но и других людей. Одни из этих взглядов действительно принципиальны, соблюдать их в жизни и в отношениях с другими необходимо. Однако наиболее часто нарушения во взаимоотношениях даже близких людей появляются из-за того, что слишком большое значение придается малосущественным деталям: какой дорогой пойти, хороший или плохой фильм и т. п. Уважение к чужим привычкам должно формироваться с детства.

Для культуры общения. большое значение имеет, какой стиль отношений устанавливается между людьми: авторитарный, когда «власть» в общении принадлежит кому-то одному, или демократический, когда каждый имеет равные «права» в общении. В приятельских, товарищеских или дружеских парах (группах) отношения могут складываться по типу «лидер - ведомый». Как правило, лидер - это человек или более информированный, знающий, или более «умеющий» (инструментальный лидер), или имеющий большие организаторские способности. Во всех случаях -это более активный человек, принимающий на себя больше обязанностей или ответственности. Ведомый же - это человек, менее активный, но часто более эмоционально развитый, более чуткий и внимательный. Однако для авторитарного стиля характерно манипулирование со стороны лидера ведомыми, при демократическом же стиле каждый человек защищен в коллективе равными правами.

Некоторые ученые, характеризуя особенности межличностных отношений, вводят такое понятие, как «ритм общения» . Так, А. И. Титаренко считает, что потребность общения имеет свой ритм, свои перепады интенсивности: «Многие нравственные качества личности зависят от умения верно выразить этот ритм - свой и других людей, с которыми происходит общение. Назойливость и замкнутость, необщительность - как нравственно-психологические характеристики взаимоотношений людей - во многом зависят от ритма общения, в котором они находятся».

Для культуры общения большое значение имеет наличие у людей такого качества, как деликатность, которое глубже, чем просто воспитанность человека.

Учитель может разобрать с учащимися следующую моральную «задачу», предложенную в свое время А. П. Чеховым: «Предположим, в комнату, где сидит дружеская компания, входит женщина с заплаканными глазами. Как в этом случае поступит культурный человек?.. А как поступит не только культурный, но и деликатный человек?».

Для культуры общения имеет значение и определенный, соответствующий принятому в данном обществе способ выражения чувств благодарности, симпатии, соболезнования и т. п. Важно, конечно, сопереживать и сочувствовать другому, но не менее важно, чтобы этот другой мог догадаться о ваших чувствах.

Очень хорошо о настоящей, интеллигентной культуре общения сказал писатель М. Рощин:

Теоретический и практический курс

Учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов

САРАТОВ

2014
УДК 811.161.1’271.2(075.8)

А.И. Буранова, Д.В. Калуженина, Ю.В. Каменская,

Н.Б. Рогачева, Е.В. Старостина, Н.Г. Шаповалова

К90 Культура русской речи: теоретический и практический курс: учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов. – Саратов, 2014. – 86 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой курса «Русский язык и культура речи». Теоретический материал излагается с использованием традиционных лингвистических терминов. Каждый раздел сопровождается вопросами и заданиями для закрепления материала.

Пособие предназначено для студентов-нефилологов.

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор Л.В. Балашова

Кандидат филологических наук, доцент Е.Г. Касаткина

УДК 811.161.1’271.2(075.8)

ББК 81.2 Рус-5я73

Культура общения и культура речи

Важнейшая роль в жизни каждого индивида и всего современного общества принадлежит общению. Оно является одной из основных потребностей человека, связано с самой его сущностью. С рождения мы оказываем влияние на окружающих и испытываем их влияние на себе, оказываем воздействие на общество и испытываем его воздействие на себе.

Отсюда постоянный интерес представителей лингвистики (языкознания), психологии, социологии, антропологии и философии к феномену общения. Наряду с термином «общение» они пользуются термином «коммуникация». Они содержат как общие, так и отличительные признаки.

Термин «коммуникация» восходит к латинскому слову communicatio ‘сообщение, передача’. В научный оборот его ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864-1929) в 20-е годы прошлого столетия. В своей монографии «Социальный процесс» ученый определил коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений». В него Кули включил все мыслительные символы и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Во второй половине двадцатого века понятие коммуникации стало широко использоваться в кибернетике и теории информации. С течением времени ученые закрепили различные значения за терминами коммуникация (ед.ч.) и коммуникации (мн.ч.). Коммуникациями (communications, мн.ч.) называют технические системы, которые обеспечивают перемещение материальных предметов, вещества, энергии или информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и т.п.). Под коммуникацией (communication, ед.ч.) понимаются:

· средства связи любых объектов живой и неживой природы, материального и духовного мира;

· процессы человеческого общения;

· передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация).

Таким образом, понятия общения и коммуникации объединяет их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, а также связь с языком как средством общения. Однако, в отличие от общения, коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место в мире флоры и фауны, в технических устройствах и машинах – всюду, где происходит передача и получение информации.

Первое значение наиболее универсально, т.к. включает все средства и способы передачи информации. Особенности протекания коммуникативного процесса в технических, биологических и социальных системах обусловливают необходимость выделения нескольких разновидностей коммуникации.

Передачу информации в живой природе подразделяют на био- и зоокоммуникации. Биокоммуникации включают все способы связи в мире флоры, в частности связь растений с энергией солнца и почвой. К зоокоммуникациям относят обмен сигналов в мире фауны: язык дельфинов, танец пчелы-разведчика, нашедшей нектар, перед пчелами-фуражирами (заготовителями пищи), бои за добычу и брачные ритуалы птиц и животных, испанская коррида как танец лошади перед быком и пр. Передачу информации в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет) называют техническими коммуникациями. Информационное взаимодействие в человеческом обществе определяют как социальную коммуникацию (Human communication), или общение. Различные сферы общества, познавательно-трудовой и творческой деятельности людей, отраслевые особенности коммуникаций в экономике, политике, социальной сфере обусловливают выделение многочисленных видов социальной коммуникации (бизнес-коммуникации, политические коммуникации, коммуникации в социальной работе и т.д.).

Наиболее ярко сущность человеческого общения проявляется в сопоставлении с зоокоммуникациями.

1. Как и растения, животные обмениваются информацией только в невербальной форме. Они не могут говорить потому, что не имеют природных предпосылок для этого. В отличие от них, люди активно используют вербальную (verbalis – ‘устный’), т.е. речевую форму коммуникации. Она включает:



· говорение (отправление речевых акустических посланий, несущих информацию; порождение устной речи);

· слушание, или аудирование (восприятие речи, речевых акустических сигналов и их понимание);

· письмо (процесс порождения текста, зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов);

· чтение (процесс восприятия текста, расшифровка графических знаков и понимание их значений).

Для того, чтобы homo sapiens (человек разумный) приобрел эти способности, потребовались значительные нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головного мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевых зон» мозга), развитие артикуляционного аппарата и т.п. Лингвисты полагают, что австралопитеки не выходили за пределы нечленораздельной речи в составе зоокоммуникаций, питекантропы владели примитивной диалоговой речью из слов-предложений, неандертальцы строили простейшие грамматические конструкции, подобно малограмотным и начинающим говорить детям, и только неоантропы освоили монологовую речь со сложной грамматической структурой.

2. Взаимодействуя друг с другом, животные используют ограниченный набор специфических (химических, оптических, акустических, механических, электрических) и неспецифических (сопутствующих дыханию, питанию) сигналов, которые называются демонстрациями, т.е. показами переживаемых эмоциональных состояний: гнева, боли, страха и т.д. Встреча двух животных (конфликт с соседом, объяснение в любви, бой за добычу) – это всегда ритуал, последовательность стандартных телодвижений, поз, звуков, производимых по определенным правилам. Так, обезьяны общаются с помощью жестов, мимики, поз, прикосновений и обнюхиваний. Дельфины используют звуковые сигналы, в том числе особый свист. Муравьи передают друг другу информацию, нанося удары антеннами-усиками или оставляя за собой особый химический след. Однако, в отличие от слов человеческого языка, все эти сигналы не имеют определенного значения. Они очень просты, но многозначны, т.к. в разных ситуациях означают совершенно разные вещи. В результате язык животных крайне трудно перевести на человеческий: вне общения его сигналы неопределенны, но зато в каждой конкретной ситуации чрезвычайно конкретны.

3. Животные вступают в коммуникацию не преднамеренно, а в силу унаследованных инстинктов и приобретенных рефлексов. Сигналы – часть их биологической природы, одна из инстинктивных, наследственно обусловленных форм поведения. Эффективность демонстраций для адаптации и выживания животных приводит к тому, что они не могут быть изменены как отдельной особью, так и всей популяцией. Таким образом, знаковая система животных оказывается закрытой: новых знаков в ней не прибавляется. В отличие от зверей и птиц, человек не наследует умение общаться рефлекторно, а приобретает его в течение всей жизни, подражая другим людям и обучаясь в ходе самого общения. Коммуникативные знания, умения и навыки людей составляют важную часть культуры, или традиции, имеют социальный характер. Человеческий язык пополняется новыми словами, морфемами и синтаксическими конструкциями.

4. Человеческий язык насквозь иерархичен: меньшие единицы служат здесь для организации больших, в конечном счете – текста. А сигналы животных – это готовые «предложения», знаки ситуации, не складывающиеся из элементов и не образующие текста как такового.

5. Каждому виду животных присущи свои демонстрации. Представители различных видов практически не общаются друг с другом, тогда как человек может усвоить кодовую систему другого народа. Это обусловливает способность людей к изучению иностранных языков и феномен билингвизма (двуязычия).

Важнейшим признаком человеческого общения является его направленность на «других», на социум. В общении и через него происходит социализация (сложный процесс усвоения индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе). Это доказывает существование детей-маугли, выросших в окружении диких животных (обезьян, волков, леопардов, антилоп и др.). Вернувшись в цивилизованный мир, они сильно отстают в развитии от своих ровесников и с точностью воспроизводят поведение животных, с которыми были найдены. С младенчества лишенные возможности повторять слова, жесты, мимику и интонации родителей, они вырастают членами животного сообщества и общаются исключительно с помощью демонстраций, несмотря на свой мозг и развитый речевой аппарат. Вхождение в социум дается им крайне трудно. Большинство скоропостижно умирает, не выдерживания перехода от животного существования к человеческому.

Самым ранним случаем подобного одичания ребёнка считается мальчик-волк из Гессе, найденный в 1344 году. Известны также индийские сестры Амала и Камала, найденные в 1920 году в джунглях. Воспитанные в семействе волков, девочки вели себя как волчата: бегали на четвереньках, срывали с себя одежду, днем забивались в самый темный угол, а по ночам выли. Они прожили среди людей около десяти лет. Младшая из них, Камала, к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая ползать на четвереньках. С превеликим трудом она выучила около сорока слов. Однако развитие ее интеллекта остановилось на самом низшем уровне – тяжелой идиотии.

Сенсацией наших дней являются мальчик-панда, брошенный родителями из-за того, что с рождения был сплошь покрыт густыми волосами, и мальчик-обезьяна по имени Тисса. Приблизительно в двенадцать лет он был обнаружен на юге Цейлона. Воспитанный местными обезьянами, ребёнок первое время не мог самостоятельно стоять, однако во всех подробностях имитировал поведение «сородичей». Интересно, что Тисса проявил бóльшую адаптацию к человеческой среде, нежели дети-волки: уже через пару недель носил одежду и ел с тарелки. Как и значительно бóльшая продолжительность жизни детей, воспитанных обезьянами, это объясняется тем, что люди и обезьяны относятся к одному классу – классу приматов.

Важно помнить, что случаи настоящих маугли, воспитанных в дикой природе, редки (их зарегистрировано около пятидесяти). А вот детей с так называемым синдромом маугли очень много. Они растут «на окраине» цивилизации (в городских трущобах, заброшенных деревнях, жалких приютах, зоне войны), в окружении физически и психически нездоровых людей, ведущих асоциальный образ жизни. Отсутствие должного ухода и воспитания, нехватка информации и душевного тепла в возрастной период, когда мозг ребенка пластичен и закладываются основные функции организма, приводят к неспособности к прямохождению, отсутствию гигиенических привычек и навыков пользования столовыми приборами, боязни людей, обостренной чувствительности, неумению говорить (или сильному нарушению речи), десоциализации. Обычно дети-маугли – тяжелые психопаты. Они почти не способные к адаптации и обучению, живут очень недолго. На протяжении многих веков их судьба доказывает, как важны навыки общения в человеческом обществе. Об этом повествует и древняя восточная легенда.

Она гласит, что один правитель велел звездочету предсказать будущее. Долго изучал звездочет звездное небо, а затем сказал: «О, досточтимый правитель! Нескоро умрут твои родители, затем умрут твои братья и сестры, но позже всех умрешь ты сам». Предсказание не понравилось правителю, и он приказал отрубить звездочету голову.

Через некоторое время во дворец был приглашен другой звездочет. Он долго изучал звездное небо, а затем сказал: «О, досточтимый правитель! Вот что рассказали звезды о твоей судьбе. Очень долго будут жить твои родители, еще дольше будут жить твои братья и сестры, но дольше всех будешь жить ты сам». Это предсказание пришлось по душе правителю, и он щедро наградил звездочета.

В этой легенде оба звездочета предсказали одно и то же, но выразили это по-разному: один говорил о смерти, другой – о жизни. Выбор слов определил судьбу предсказателей.

Чтобы сделать успешную карьеру и обрести личное счастье, человек должен стремиться к тому, чтобы его всегда понимали правильно. Но, к сожалению, это не всегда удается. В таком случае мы имеем дело с коммуникативной неудачей . Ее причины могут быть разными: незнание правил общения, неточная формулировка своих мыслей, недостаточное владение родным или иностранным языком и т.д.

Интересно, что очень часто многое о человеке можно узнать по его речи, например, можно определить возраст человека, его пол, размеры тела (худой, средней полноты, полный), рост (маленький, средний, высокий), профессию, иностранец ли он, а иногда даже и его национальность или регион, откуда он приехал – по специфическим особенностям его произношения, отдельным словам и выражениям. Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни.

Известен случай, который произошел с выдающимся русским ученым, создателем знаменитого толкового словаря русского языка Владимиром Ивановичем Далем. Однажды он встретил монаха и спросил его: – Какого монастыря, батюшка? – Соловецкого, родненький. – Ярославской губернии? (В.И. Даль знал, что слова родненький, родименький часто употреблялись в Ярославской губернии). – Нетути, родненький, тамо-ди в Соловецком живу. – Да еще из Ростовского уезда? Монах упал в ноги: – Не погуби!

Оказалось, что это был беглый солдат из Ростовского уезда Ярославской губернии, выдававший себя за монаха.

Когда человек говорит, он бессознательно, «автоматически», сообщает окружающим о себе некоторую информацию. Такая информация называется языковым паспортом личности.

По языковому паспорту можно судить и об уровне общей культуры человека, и об уровне его воспитанности. Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только он начинает говорить. Поэтому необходимо, чтобы языковой паспорт был благоприятным. Если мы соблюдаем правила речевого этикета – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. На самом деле: кто же захочет вступать в общение с грубияном, помогать хаму, невоспитанному человеку, говорящему всем «ты», использующему грубые повелительные интонации и т.д.?

Следить за своим языковым паспортом – трудная задача, но каждый человек должен помнить о важности этой задачи и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты.

Таким образом, чтобы правильно и эффективно общаться, избегать коммуникативных неудач, производить благоприятное впечатление на окружающих, человек должен владеть культурой общения , а особенно – культурой речевого общения, или культурой речи , являющейся неотъемлемой частью культуры общения. Каждый человек должен специально обучаться культуре общения и культуре речи.

Очень емкое и точное определение того, что представляет собой культура речи, дает известный специалист по культуре речи Е.Н. Ширяев: «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» .

Как следует из этого определения, современное представление о культуре речи включает в неё не только соблюдение языковых норм (норм орфографии, пунктуации, произношения, словоупотребления, формообразования и фразообразования), но и соблюдение этических и стилистических норм, умение правильно выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения и поставленных коммуникативных задач.

Ученые выделяют следующие аспекты культуры общения :

1. инструментальный аспект: предполагает владение необходимым набором средств и разновидностей общения;

2. аспект функциональности, или целесообразности: предполагает способность говорящего строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных целей;

3. этический аспект: предполагает стремление говорящего учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции собеседников и общества в целом;

4. эстетический аспект: предполагает внимание говорящего к самому процессу общения, стремление совершенствовать его форму и организацию.

Рассказ одного и того же лица о научной командировке будет звучать по-разному:

1. И вот эту протоплазму надо было… нет, не примеры даже или что… найти, а всю картотеку облазить. Причем чёрт их знает, может их вообще нет там, этих терминов (беседа с друзьями).

2. Неважно съездила: у меня ведь не было списка слов, надо было как-то исхитриться и разыскать в картотеке не отдельные термины, а всю группу терминов. Причем никто – ни завкартотекой, ни я сама – не знали, есть ли они там вообще (разговор с сослуживцами).

3. Очень трудно было отыскать в картотеке необходимые мне термины: я не имела точного списка, пришлось в значительной степени идти на ощупь (устный отчет о командировке на заседании отдела).

4. Во время командировки я собирала материал об исследуемой мною группе терминов. Несмотря на трудности – отсутствие точного списка слов и недостаточности информации о наличии терминов интересующей меня тематики в картотеке, мне удалось найти ряд лингвистически содержательных примеров (из официального письменного отчета о командировке).

Достаточно серьезные различия наблюдаются между устной и письменной речью, поэтому очень грубой ошибкой является смешение норм устной и письменной речи. Такую ошибку допускают люди, которые «говорят, как пишут» или «пишут, как говорят».

Сравните следующие фразы:

Мы вчера гуляли в лесном массиве и купались в водоёме (из разговора с друзьями).

Анна Керн была девушкой Пушкина (из школьного сочинения).

В первом случае в разговорной речи употребляются такие слова и конструкции (водоем, лесной массив ), которые характерны только для письменной речи. Во втором случае, наоборот, в письменном тексте употреблено разговорное выражение (быть девушкой кого-то).

Таким образом, очень важно помнить о том, что хорошая или культурная речь не может быть одинаковой в разных коммуникативных ситуациях. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать без учета ситуации и поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач. Но это обязательно такая речь, которая соответствует представлениям о современных языковых нормах, этике общения и может способствовать достижению наибольшего эффекта.

Вопросы и задания

1. Как вы поняли значение терминов коммуникация , коммуникации , общение , социализация , информативное общение ,фатическое общение ,коммуникативная компетенция , языковой паспорт личности , коммуникативная неудача , культура общения , культура речи ? Дайте свои определения этим понятиям.

2. Перечислите разновидности коммуникации. В чем их отличие?

3. Что является причиной синдрома маугли? Какое из качеств человеческого общения он иллюстрирует?

4. Приведите примеры коммуникативных неудач, вызванных, с вашей точки зрения, нарушениями в области одного из аспектов культуры речи.

5. Прочтите один из самых знаменитых «бушизмов» – опрометчивое заявление американского президента Джорджа Буша-младшего о цене иракской кампании, сделанное им 24 сентября 2006 года: Когда будет писаться окончательная история Ирака, это (потери американцев – прим.) будет выглядеть в ней не более чем запятой (When the final history is written on Iraq, it will look just like a comma ). Нарушение какого аспекта культуры общения вызвало возмущение американцев, услышавших эту фразу главы государства?

6. Приведите примеры таких ситуаций общения, когда неблагоприятный языковой паспорт личности может помешать эффективному общению.

7. Обобщив содержание параграфа, дайте краткий ответ на вопрос о том, почему культуре общения необходимо специально обучаться.

8. Как вы считаете, является ли умение правильно общаться с другими людьми обязательным для каждого человека? Как это умение может помочь человеку в его профессиональной деятельности?

9. Прочтите легенду о египетском царе Псамметихе I (VII в. до н.э.), рассказанную древним историком Геродотом (V в. до н.э.). Какое из качеств человеческого общения она иллюстрирует?

Вступив на престол, Псамметих решил проверить мнение египтян о том, что они самый древний народ. Он повелел поселить двух младенцев в хижине пастуха и запретил произносить при них какие-либо слова. Пастух ухаживал за детьми, поил их молоком – и только. Когда детям исполнилось по два года, они бросились к его ногам, говоря «бекос». Пастух сообщил об этом царю. Тот потребовал детей к себе и услышал от них то же слово «бекос». Когда по повелению царя выяснили, какой народ и что именно называет этим словом, то оказалось, что это фригийское слово «хлеб» (так оно и есть на самом деле). Этим способом царь Псамметих убедился, что самый древний язык и народ – фригийцы, а египтяне появились уже после них (фригийцы, конечно, не были самым древним народом, и вообще самого древнего народа не было. Предки людей обитали почти по всей Евразии и Африке, и естественно, что во многих местах и одновременно появились их сообщества, племена и народы).

10. Прочтите отрывок из романа Евгении Семеновны Гинзбург «Крутой маршрут», где котором автор описывает свой опыт работы медсестрой в деткомбинате – части ГУЛАГа, где содержались дети заключенных. В чем, по-вашему, причина отсутствия коммуникативных навыков у детей «врагов народа»?

Деткомбинат – это тоже зона. С вахтой, с воротами, с бараками и колючей проволокой. Но на дверях обычных лагерных бараков неожиданные надписи. «Грудниковая группа». «Ползунковая». «Старшая»…

В первые дни я попала в старшую. <…> По бараку сновали, ковыляли, визжа, хохоча и заливаясь слезами, душ тридцать ребят в том возрасте, в каком был мой Васька, когда нас разлучили. Каждый отстаивал свое место под колымским солнцем в неустанной борьбе с другими. Они нещадно лупили друг друга по головам, вцеплялись один другому в волосы, кусались…

<…> Нет, грех сказать, чтобы их морили голодом. Кормили досыта и, по тогдашним моим понятиям, кажется, даже вкусно. Но почему-то все они ели, как маленькие лагерники: сосредоточенно, торопливо, старательно вытирая свои жестяные миски куском хлеба, а то и просто языком. Бросались в глаза их не по возрасту координированные движения. Но когда я сказала об этом Ане, она горько махнула рукой.

– Что вы! Это только за едой! Борьба за существование. А вот на горшок мало кто просится. Не приучены. Да и вообще их уровень развития… Ну, сами увидите…

Это я поняла на другой день. Да, внешне они все мучительно напоминали мне Ваську в том возрасте, когда его разлучили со мной. Но только внешне. Васька в свои четыре года шпарил наизусть огромные куски из Чуковского и Маршака, разбирался в марках машин, рисовал отличные дредноуты и кремлевскую башню со звездами. А эти!

– Что это, Аня? Они еще не говорят?

Да, только некоторые четырехлетки произносили отдельные несвязные слова. Преобладали нечленораздельные вопли, мимика, драки.

– Откуда же им говорить? Кто их учил? Кого они слышали? – с бесстрастной интонацией объясняла мне Аня. – В грудниковой группе они ведь все время просто лежат на своих койках. Никто их на руки не берет, хоть лопни от крика. Запрещено на руки брать. Только менять мокрые пеленки. Если их, конечно, хватает. В ползунковой группе они все толпятся в манежах, ползают, смотри только, не убили бы друг друга или глаза не выкололи. А сейчас – сами видите! Дай бог успеть всех накормить да на горшки высадить.

– Надо с ними занятия проводить. Песни… Стихи… Сказки им рассказывать…

– Попробуйте! У меня так к концу дня еле сил хватает до нар доползти. Не до сказок…

Первое впечатление формируется достаточно быстро, хватает пары минут. Многие люди моментально вызывают симпатию или антипатию. Зависит это вовсе не от одежды или внешности, а от того, как человек говорит. Культура общения, хорошие манеры и знание правил этикета выходят на первый план при оценивании личности.

Хорошие манеры не даются от рождения, как и многому другому, им нужно учиться. Основу закладывают родители, которые дают первые представления о правильном поведении в обществе. Человек совершенствует в себе эти знания и умения на протяжении всей жизни. И, задавшись такой целью, можно помочь себе облегчить общение с другими людьми, производить приятное впечатление и быстрее добиваться успеха.

Важность этикета

Речь – вовсе не простое формирование мыслей в слова и предложения, это сложнейший механизм в налаживании и установлении социальных связей. Культура общения влияет не только на собеседника, но и на самого человека. Подбор правильных выражений и корректные манеры формируют особый настрой ваших оппонентов.

Особенно ярко видна необходимость владеть этикетом общения в деловой сфере. При соблюдении всех правил хорошего тона сотрудник формирует у окружающих благоприятное мнение не только о себе, но и о компании, которую он представляет. Поэтому при желании достичь определенных вершин, нужно хорошо владеть своей речью.

Правила этикета и общения

Этика общения заключается не только в манере правильно говорить. Важными аспектами являются также интонация, язык, дистанция и поведение индивида. Правильно себя подать может помочь изучение общепринятых правил культуры общения.

На что стоит обратить внимание при коммуникации:

  • Расстояние между собеседниками

Культура общения диктует свои нормы. Например, для незнакомых или малознакомых людей оптимальной дистанцией принято считать расстояние в 2 вытянутые руки. Помимо соображений личного пространства и комфорта это имеет и практическое значение для этикета общения – любой собеседник может спокойно уйти, никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицы.

  • Путаница

Если в ходе общения вы перепутали имя или забыли его, достаточно извиниться один раз. Коротко попросить прощения можно и в том случае, если вы споткнулись или затянули паузу в разговоре.

  • Сплетни

Особый дискомфорт приносят сплетники на мероприятиях. Для того чтобы не попасть в дурную или щекотливую ситуацию, не стоит обсуждать никого из присутствующих. Это является признаком дурного тона и не одобряется этикетом общения.

  • Тема разговора

Правильно подобранная тема беседы – залог успеха. В культуре общения считается недопустимым долгая акцентуация разговора на своих снах, воспоминаниях, детях или супруге, привычках, болезнях, сплетнях, вкусовых или сексуальных предпочтениях.

Религия и политика вообще не должны затрагиваться, так как аспекты мировоззрения являются очень смущающими для большинства людей.

В том случае, если собеседник выражает яркие признаки раздражения от выбранной темы, стоит извиниться и перевести разговор в более нейтральную.

  • Тактичность

Этика общения накладывает однозначный запрет на использования языка, незнакомого для окружающих вас людей. Даже если вы говорите со своим давним знакомым в компании других. Это вопиющая бестактность!

Следует избегать жаргонных словечек и профессиональной терминологии. При знакомстве с представителем какой-либо профессии (строителем, врачом или юристом), не принято просить у них совет. При возникновении такой необходимости стоит договориться о личной встрече в другое время. Таким образом, этикет общения будет соблюден.

  • Терпение

Не всегда тема разговора может быть вам интересна. Если собеседник посчитал нужным донести какую-то информацию, его необходимо выслушать. Если она неприятна, можно незаметно перевести разговор в другое русло. Прерывать собеседника на полуслове – признак дурного тона. Также как и демонстрировать явное раздражение, нетерпение и злость.

Делать замечания не считается корректным и допускается лишь в исключительных случаях. Этими случаями, как гласит этикет общения, является грубость в отношении вас или ваших близких, сплетни, затрагивание личных вопросов без разрешения, критика.

  • Проявление интереса

Пристально и непрерывно рассматривать человека нельзя. Особенно смущающим является взгляд на другого во время еды.

Иногда возникает желание разрядить обстановку или подкрепить свои слова чем-то приятным или яркой шуткой. Любые анекдоты, забавные истории, стишки уместны в небольших дозах и только в соответствии с конкретной темой.

  • Демонстрация своего превосходства

Никому не нравится ощущать себя глупее своего собеседника. Поэтому подавлять своего собеседника эрудицией – не лучший вариант. Переоценивание и восхваление своих возможностей тоже вряд ли найдет своих поклонников.

В случае, если вы в чем-то не разбираетесь, не надо стесняться. Согласно этике общения это можно озвучить и попросить объяснить. Люди любят проявление интереса к ним, а также возможность открыть что-то новое для своего собеседника.

  • Искренность

Этика общения предполагает уважительное отношение к собеседнику. В том случае, если случилась беда или недоразумение, очень важны слова поддержки. Но использовать стереотипные фразы и всем известные мудрые советы – признак дурного тона. Попытайтесь войти в ситуацию, найти искренние слова поддержки для человека. Это показывает ваше уважение к нему, заинтересованность в его личности и благодарность за открытость.

  • Правильное обращение

Этика общения подразумевает правильное обращение к другому человеку, ведь именно с него начинается коммуникация. Очень важно учитывать возрастные, половые и статусные особенности в таком тонком деле. Иначе есть риск начать общение с неприятной ноты.

  • «Вы» и «ты»

Этические нормы общения предполагают обращение на «ты» только к самым близким людям и детям младше 12 лет., а со всеми остальными использовать формулировку «Вы». Даже в том случае, если человек одного с вами возраста.

  • Демонстрация родства

В обществе не всегда приветствуется чрезмерное акцентирование на близких отношениях двух или более людей. Для того чтобы не привлекать внимание, в обществе посторонних людей, близких друзей или родственников называют по имени.

  • Переход к неофициальному общению

Совершать переход с «Вы» на «ты» необходимо медленно и очень тактично. Как гласит речевой этикет и культура общения, лучше, если инициатива будет исходить от женщины или человека, старшего по возрасту или социальному положению.

Как правильно отказывать

Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.

Речевые тонкости отказа:

  • Решительное «нет»

Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.

  • Аргументы

При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.

  • Защитная поза

Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.

  • Упреки в сторону просителя

Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.

Общение с незнакомцами

Порой трудности возникают при обращении в транспорте или на улице к незнакомым людям. Привычно использовать слова: женщина, мужчина, мальчик, дедушка. Однако такое обращение недопустимо. Согласно этике общения нужно использовать обезличенные фразы: подскажите, пожалуйста, извините.

Согласно этике общения, первым должен приветствовать мужчина женщину, младший старшего (по возрасту или рангу), опоздавший ожидающего, вошедший уже присутствующих.

В зависимости от обстоятельств, выделяют такие виды обращения:

  1. Официальное (мадам, гражданин, господин);
  2. неофициальное (по имени или на «ты»);
  3. обезличенное.

Этика при публичных выступлениях

В течение своей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью публичных выступлений. Это может быть защита дипломной работы, презентация своей книги, проведение конференции или провозглашение тоста на свадьбе. Одним из ключевых аспектов является получение расположения аудитории и правильное общение с ней.

Для этого нужно знать основные правила этики при публичных выступлениях:

  • Подготовка плана выступления должна происходить заранее

Сформировать основные тезисы, сделать презентацию и желательно отрепетировать несколько раз. Так можно избежать непредвиденных ситуаций. Позитивным моментом станет и использование статистики, которая будет являться весомым аргументом в ключе рассматриваемой проблемы.

  • «Нет» поучительному тону

Публика должна чувствовать вашу эмоциональную причастность к рассматриваемой ситуации. Грамотно подобранные слова и фразы, обращение на равных создаст явное преимущество в их глазах.

  • Краткость и четкая цель

Следует избегать употребления заезженных фраз, они делают ваши слова неубедительными, создавая впечатление некомпетентности. Длительное вступление тоже не сыграет на руку.

  • Вежливость

Не все люди могут одобрять вашу позицию. Даже в том случае, если вам отвечают грубо или резко, нужно быть сдержанным и отвечать вежливо, несмотря на бурлящие внутри эмоции. Иначе это будет нарушение этикета общения. Использовать нецензурные выражения так же недопустимо. Соблюдая эти правила, будет легче добиться поставленной цели.

Таким образом, следование элементарным нормам общения поможет избежать множества неприятных ситуаций, а также сложить максимально приятное мнение о своей личности. Этика общения многогранна, что открывает перед каждым внушительные возможности признания и влияния.

Человек - продукт социализации и прежде всего человек становится человеком благодаря общению. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживала, но не становилась человеком в полном смысле этого слова. Причина - отсутствие возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для ее дальнейшей жизни в обществе.

Главная особенность общения - взаимодействие. Процесс общения охватывает социальное взаимодействие членов общества - их совместной деятельности, интеракции и собственно коммуникацию. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общаясь, люди должны считаться с социальными нормами, обычаями, традициями, существующими в данном обществе, коллективе.

От того, как люди разговаривают между собой, зависит настроение, состояние нервной системы, благополучия и спокойствие в семьях, коллективах. Наконец, от манеры общения во многом зависит успех в работе.

Обладая нормами культуры общения, человек сможет избежать многих проблем, конфликтов, скорее достигнет жизненных целей.

Культура общения... О ней говорят во все эпохи. И каждая эпоха развития человечества производит свои нормы, традиции, национальное своеобразие культуры коммуникации между людьми.

Культура общения является составной частью культуры человека. Для нее характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в определенном обществе, в конкретной ситуации.

Культура человеческого общения - это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения - свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово - это лучшее, что есть в распоряжении человека, и хуже, чем она обладает.

Сейчас проблема культуры общения приобретает большое значение. Происходит становление Украины как самостоятельного государства, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая, это определяющей становится для нашего общества проблема умение общаться как на официальном, деловом, так и на бытовом уровне.

Сейчас важно заложить основы культуры общения в нашем обществе в соответствии со временем, в котором мы живем, к нашей истории, к духовно-творческого потенциала украинского народа.

На наш взгляд, этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания как в образовательно-воспитательных заведениях, так и в государстве в целом. Средства массовой информации, имея огромные возможности формировать вкус к настоящей высокой культуры взаимоотношений между людьми, пренебрегают этой возможностью.

Киноэкраны и экраны телевизоров заполонили третьесортные боевики, и на зрителя льются грубые слова, отвратительные выражения. Это не может не беспокоить общество. Ведь если человек - продукт социализации, то огромный смысл для становления личности в том, какой именно опыт (традиции, обычаи, нормы) передает общество своим поколением.

Традиции, обычаи украинского народа высоки и духовно богаты. Однако если не давать надлежащей оценки разгула антикультуры, то она начинает восприниматься как норма. Именно так воспринимается низкая культура общения между людьми в общественных местах, в семьях. Грубость, отсутствие уважения и внимания к человеку нарушает принцип человечности как наиболее желаемой нормы взаимоотношений между людьми, вызывает общий негативизм и разрушает духовную сферу человеческих взаимоотношений.

Если мы хотим построить цивилизованное государство, то должны стремиться к цивилизации, а первым проявлением этого является культура общения.

Семья, учебно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения должны, формируя личность, развивать в ней такие морально-психологические качества:

Человечность;

Внимательность;

Отзывчивость;

Умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков;

Выдержка;

Владение собой;

Способность сдерживать негативные эмоции;

Умение слушать другого человека;

Способность предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.

Вся система отношений человека к другим людям реализуется в общении. Понятие общения является одним из центральных в системе психологического знания. Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Общаясь, люди могут обмениваться мнениями, опытом, интересами, чувствами и т. В общении человек формируется и самоопределяется, проявляет свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия.

Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте.

Культура общения в узком смысле - это сумма приобретенных человеком знаний, умений и навыков общаться, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Культура общения зависит и от личности, ее качеств. Может ли считаться культурной человек, который ведет себя высокомерно, высокомерно, не интересуется мнением других, говорит только сама, не давая возможности высказаться собеседникам, презрительно относится к другим? Конечно нет. Культурный человек должен быть спокойным, уравновешенным, знать что, где и как сказать.

Исследователи считают, что общение - это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, исполняющий конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его также восприняли как личность. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной.

Чтобы овладеть культурой общения, специалист должен иметь элементарные знания по психологии, стыки общения, уметь применять на практике коммуникативные установки.

Что же такое установка?

Установка - это состояние готовности индивида или группы определенным образом (положительно или отрицательно) реагировать на объекты (или субъекты) и влияние. Разновидностью социальных установок являются коммуникативные установки. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людям, ситуаций.

Установки под влиянием общения с разными людьми возникают, изменяются и исчезают.

Может во время общения друг собеседник повлиять на коммуникативные установки других? Так, может, но он должен показать характер, положительную или отрицательную моральную направленность этих установок. Только после этого можно формировать новые или закреплять те, что есть, их реконструировать.

В подобных ситуациях ученые советуют вести себя так:

Если строишь необходимую установку, будь первым;

Чтобы закрепить эту установку, подавай ее в новой форме или контексте;

Если хочешь реконструировать установки, не действий прямо, а начинай с согласия ".

Высокий уровень культуры общения, по мнению ученых, создают компоненты:

Коммуникативные установки, которые "включают" механизмы общения;

Этические нормы общения, принятые в данном обществе; психология общения (категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга)

Умение применять эти знания с учетом ситуации, в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей.

Схематично культуру общения в широком смысле эти самые исследователи предлагают изобразить так:

где КУ - коммуникативные установки; 3 - знания по этике и психологии общения; В - умение применять эти знания на практике.

Итак, культура общения - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических компонентов, каждый из которых вносит свое в характеристику целого.

Ученые отмечают, что эта система реализуется в определенных условиях, ведь поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Одни и те же черты характера проявляются по-разному: человек бывает честным в одной ситуации и нечестной в другой (это зависит от внешнего окружения, его воздействия на человека. Это окружение - люди с которыми он живет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек отражает в психике, на каждого эмоционально отзывается. В зависимости от того, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности человека, оказывается ее реагирования на близких. Иногда вежливая, доброжелательная и терпеливая на работе человек в домашнем окружении есть тираном. А случается и наоборот. Настоящий уровень культуры общения такого человека низкий).

Большое значение для каждого человека имеет процесс приспособления к окружению, в котором придется работать (от адаптации нового человека в коллективе зависит производительность его труда). На западе в компаниях, которых волнует процесс быстрого приспособления человека к новому коллективу, создана специальная служба человеческих отношений и специальные программы профориентации и информации, где говорится о том, как служащие должны общаться между собой и с клиентами, чтобы поддерживать высокий имидж корпорации.

Культура поведения и общения человека зависит от того:

Что происходит в мире;

Законы принимает парламент;

Как повышаются цены на товары и продукты питания и т.д. Растревоженная этими событиями человек может свое недовольство,

раздражение "выливать" на других.

Из истории культуры общения

Наши предки любили общаться. По свидетельствам Геродота (V в. До н. Э.), Они при свете костра "говорили сказку", "баял басню", то есть проводили время, общаясь. Интересно свидетельство того, что уже в древние времена люди могли находить общий язык, решая через вече важные государственные дела («Велесова книга, или" Скрижали бытия украинского народа »). Такие общепринятые сейчас нормы морали как уважение к старшим, взаимопомощь, храбрость, честность берут начало с тех давних времен. О культуре общения писали первый митрополит Киевской Руси Иларион, оратор и мыслитель Кирилл Туровский.

Заботился о культуре общения и этикет князь Владимир Мономах. В своем "Наставлении" он советовал "... иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, соблюдать слово Господне... при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, немного смеяться, стыдиться старших... вести себя благочестиво, научить... глазами управлению, языке содержанию, ума смирению, телу пидкорянню, мысли чистоту соблюдать, побуждая себя к добрых дел...; не забывайте того Доброго, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь...; одного человека не пропустите, а не поздравив ее и не подарив ей доброе слово... ". "Правильная жизнь" человека, по его мнению, достигается ее "добрыми делами".

В XVII в. в Украине большое влияние на человека и его культуру общения с другими людьми имели центры духовной культуры и духовные лица - мыслители, а также первые центры образования и культуры (Львовская братская школа и Острожская греко-славяно-латинская школа, Киево-Могилянская академия) .

В Киево-Могилянской академии работали выдающиеся воспитатели и мыслители, которые учили учеников культуре общения. По их мнению, путь к успеху в общении лежит через познание себя и другого, из-за использования этических норм и правил, которые свойственны только гуманном обществу.

Феофан Прокопович - ученый, писатель, оратор Киево-Могилянской академии в своем "Духовном регламенте" критиковал "князей церкви" за их злоупотребления и нарушения нравственных основ ритуала. Он считал, что только с помощью этики, искусства слова и искусства общения можно влиять на людей и убеждать их.

В книге "Риторика" (раздел "О чувствах") подчеркивал, что нужно применять этические правила и нормы поведения в сочетании с требованиями психологии и риторики. Особое внимание он обращал на такие чувства, как любовь, радость, гнев, печаль, страх, возмущение в человеческих отношениях. Ф. Прокопович считал, что нужно уметь волновать людей (для этого надо использовать сильные эмоции, величественные способы изложения своих чувств) приносить удовольствие (для этого необходимо принимать красивые способы изложения мысли; ум идти поучать.

Ф. Прокопович следуя античными риторами - Аристотелем, Цицероном, пришел к выводу, что "словесное выражение (еиосигио) заключается в том, чтобы отборных словам и изысканными формами предложений оформить тот материал, который мы талантливо подобрали и рассудительно разместили в определенном порядке", потому что без этого "слабеют чувства, застывают доводы, сухой становится амплификация, тупеют остроты, а не улыбаются тонкости и шутки, вся речь становится ослабели и скучной и как ползает по земле, и, что больше, даже кажется мертвой".

Его мысли о стиле сосредоточены в специальной четвертой книге - "О лингвостилистические оформления речей" и рассеяны по всей большой работе "Риторика".

Ф. Прокопович последовательно и разносторонне скрупулезно формирует учение о стиле, не забывая ни о достоинствах (признаки и преимущества) стиля, ни о его недостатках.

Отметим, что для ораторского мастерства важным является умение оратора придерживаться соответствия между стилем, предметом (темой) и время. Для хорошего стиля существенным признаком должно быть соответствие между словесным выражением, предметом речи, ситуацией, чувствами оратора и настроениями слушателей. Это поможет оратору общаться с аудиторией.

Этот принцип соответствия сформировался еще в античной культуре (как проявление концепции общей и абсолютной красоты).

Главными признаками стиля должны быть правильность и ясность. По мнению Ф. Прокоповича, речи можно составлять и произносить не только на латыни, но и живым народным языком, соблюдая правильности и чистоты, принимая ту живую произношение, которой пользуется большинство и зарождающейся в центре народа, ибо "каждый язык портится от соседства с другими "2.

Феофан Прокопович считал, что несоответствие между содержанием и формой речи порождает недостатки стиля и лишает его чистоты и ясности и тех признаков, которые являются основными для стиля. Ученый считал, что всем, кто выступает перед людьми, общаясь с ними, нужно стараться избегать недостатков стиля, среди которых он выделил несколько, в частности:

Холодный стиль - это тот, в котором нет живого смысла, мнение мертва, а есть многословие, не имеет души.

Чрезмерный (надутый, высокопарный) - стиль, в котором накоплен излишне средств образности.

Лженаслидувальний стиль - неуместно подражания (подобная чьей речи форма, а содержание другой) или чрезмерное подражание (до мелочей).

Поэтический стиль является недостатком практической, консультационной речи, но он уместен в творчестве и в близких отношениях между людьми, в общении с Богом.

Сухой стиль, простой стиль становится недостатком речи, когда говорит о бедности мыслей, содержания предмета, мыслей оратора, неумение и отсутствие подготовки, однако он уместен в официальных деловых отношениях.

Шаткий, неуверенный, неорганизованный стиль свидетельствует либо о низкой культуре оратора, или о равнодушии, невнимание.

Школьный стиль характеризуется соблюдением всех требований школьной риторики. Он может восприниматься как недостаток в устах опытного, искусного оратора, от которого ждут оригинального, авторского стиля.

Хлоп рыбий стиль - это неуместно, без необходимости использования привлекательных средств с целью похвастаться.

Эмоциональный стиль (парентирс) как недостаток воспринимают тогда, когда он касается незначительных, не стоящих таких эмоций тем.

На самом же деле эмоциям и чувствам и способам возбуждения их у слушателей Ф. Прокопович придавал большое значение. Он разделил все эмоции и чувства на те, которые связаны со стремлением человека к чему-то, и те, которые связаны с предотвращением чего-то. К первым относятся приятные: любовь, желание, надежда, радость, радость, удовольствие, уверенность, тревога, беспокойство; ко вторым - неприятные: ненависть, страх, гнев, возмущение, отчаяние, грусть, стыд, сочувствие.

Описывая природу каждого из чувств, насколько позволяла тогдашняя наука о человеке, Ф. Прокопович рассуждал, как эти чувства и эмоции можно вызвать и как можно их сдержать, подавить.

Умение шутить - это природный дар оратора и его иронический тип рассуждения. Оказывается он через языковые средства. Следовательно, на них надо обратить внимание. Ф. Прокопович советует использовать такие языковые источники шуток: полисемию (использовать переносные значения слов, противопоставлять их) паронимия (употреблять близкие по звучанию слова, остроумно подменять их) этимологию (раскрывать смешные этимологии, особенно имен) сравнения (для сравнения несравнимое) персонификацию (оживлять то, что таковым не может восприниматься) гиперболу (значительно преувеличивать) аллюзию (делать намеки) сочинения (фиктивное, но правдоподобное) и др.

В общении люди должны использовать, по мнению Ф. Прокоповича, слова волшебные, благозвучные, приятные, образные и весомы. Волшебные и образные слова - это слова с переносным значением, они освежает зрение и мысль, потому что берут свое значение от хороших вещей: света, солнца, звезд, хорошей погоды, блеска, украшений и т. Легкие, приятные, благозвучные слова - это те, что состоят из удачного сочетания хороших звуков, их звучание напоминает шум воды "всплывает ласково по склонам". Весомые слова - это те, что выделяются и убедительно впечатляют.

Общаясь, надо избегать:

а) совпадения одинаковых гласных и согласных на границе слов;

б) повторений одних и тех же слов;

в) одинаковых падежных окончаний;

г) слишком длинных и однотипных предложений; г) скопление равносложным слов;

д) стихосложения в прозе, так ритм прозы должен быть свой, а не виршовий2.

Феофан Прокопович разработал эпистолярия, сам был большим мастером этого жанра. Он разделял письма по родам и жанрам на совещательные (советы, поощрения, просьбы, утешения), судебные (обвинение, оправдание, защита, жалоба с угрозой, иск с обвинением) и показательные (сообщения, оповещения, шуточные и остроумные письма). Он рекомендовал писать краткое введение к письму, четкое изложение и выводы. Стиль письма, по его мнению, должны быть не ораторский, а исторический, следовательно, спокойный, рассудительный.

Ф. Прокопович описал все виды судебных, совещательных, похвальных речей, которые были распространены и актуальны в тогдашнем обществе, все его рекомендации и риторические советы направлены на достижение эффективности речей. Для Ф. Прокоповича основным критерием их оценки была эффективность.

Критически оценивал и М. Сумцов достижения риторов академий, считая, что они учили учеников формы, а не содержания, учили заискивания, тщеславия и высокомерия.

Многие идеи и конкретных разработок Ф. Прокоповича безымянно воплотились следующими учеными, но многие из них еще ждут своих исследователей и последователей великого ритора Украины.

Григорий Сковорода - философ и поэт читал курс "христианской благотворительности" (христианский этикет). Ритуальные нормы и правила, по его убеждению, приносят пользу обществу и человеку тогда, когда они опираются на добродетель. Общаясь с другими, каждый человек сможет реализовать свои природные дарования в новом обществе, которое можно построить только с помощью образования и самопознания, культуры.

По показаниям Георгия Канского (книга "История Русов") 1, Богдан Хмельницкий праздник оберегал нравственные ценности: права, культуру и народные обычаи. Это было для гетмана святым.

Этикет существовал в школе во времена М. Драгоманова. В своих воспоминаниях "Два учителя" он описывает правила поведения и общения учащихся между собой и с учителем. Особым уважением пользовались учителя, гуманно относились к ученикам, способствовали развитию их интеллекта и культуры.

Общение как феномен фундаментально не исследовался вплоть до начала XX века, изучались отдельные составляющие этого феномена.

Роль общения исследованы Д. Карнеги ", который разработал практические советы о том, как улучшать общение и завоевывать себе друзей. Эти советы и сегодня помогают деловым людям наладить отношения с другими коммуникантами. Но они, по мнению многих ученых не раскрывают этической и психологической структуры общения, приводят к манипулированию людьми, а это противоречит требованиям гуманистической этики и психологии.

Э.Шостром считает, что на самом деле на высоком уровне культуры общаются актуал и пробки - люди, которые имеют гуманные мотивы общения и относятся к партнерам как к равным себе.

В 20-30-е годы XX века ученые подчеркивали, что нравственные ценности и нормы общения формируются под влиянием высших, в том числе религиозных, ценностей или отвечают традициям, обычаям и ритуалам своего общества.

В это время школа "человеческих отношений", созданная на Западе, активно изучала человеческие отношения, поведение человека в той или иной ситуации.

Широко разрабатываются проблемы общения: отношения человека с другими людьми, общечеловеческое начало в морали, добро, честь, долг, вина, стыд и т.д. - качества, присущие всем людям; человек как абсолютная ценность, психологические аспекты общения, проблемы семьи, предотвращения конфликтов и решения их, проведения переговоров и улучшения межличностных отношений, общения во взаимосвязи с различными видами деятельности, деловое общение. Все исследования направлены на то, чтобы достичь эффективности в профессиональной деятельности.

80-е годы XX века ознаменованы тем, что многие зарубежные теоретики свои исследования посвятили культуре общения - важной составляющей в борьбе за успех в бизнесе. Ли Якокка в работе "Карьера менеджера" отмечает, что общение - - это лучший способ направить энергию людей на достижение поставленной цели.

В конце 60-х - начале 70-х годов ученые изучали изменения поведения людей в зависимости от ситуаций, анализировали вербальные и невербальные средства общения, как целенаправленное воздействие рассматривали прикладные аспекты общения.

Как комплексный феномен изучают культуру общения сейчас. Актуальными для ученых есть проблемы средств коммуникации, особенности контакта, коммуникативные действия, технологии взаимодействия в конфликтных ситуациях и во время переговоров, коммуникативные технологии в деятельности имиджмейкеров, кризисникив, пресс-секретарей, рекламистов, специалистов (Г. Почепцов), проблемы коммуникативной этики (нем. философ Апель).

В последние годы исследования проблемы культуры общения приобретает принципиально новых признаков. Изучение этих феноменов становится системным.

В Украине за последние десятилетия XX века проведено исследование различных аспектов общения, в частности:

Общение как система (теоретические исследования общения и практическое обучение формам и методам повышения уровня культуры общения);

Этические и психологические компоненты общения, их влияние на развитие психики и формирования личности;

Трудности, мешающие людям понимать друг друга, действовать сообща;

Влияние принятых в обществе моральных норм и правил на общение и поведение людей;

Средства общения;

Способы влияния людей как во время совместной деятельности, так и в межличностных отношениях;

Особенности монологической и диалогического общения;

Проблемы делового общения в Украине (середина 70-х лет);

Культура общения (80-е годы)

Каждый человек должен стремиться, самоудосконалюючись, повышать свою культуру, культурно общаться с другими людьми. Этим самым она приумножать добытое многими поколениями наших предков.

Вопросы и Задания для (шюконт ^ оль

Задание 1. Запишите высказывания известных ученых о культуре общения. Как вы понимаете их слова?

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Что влияет на характер общения?

2. Как вы понимаете понятие культура человеческого общения?

3. Что, по вашему мнению, влияет на выработку навыков культуры общения у студентов?

4. Какие морально-психологические качества должны воспитывать у ребенка семья, школа, вуз? Почему?

5. Что означает понятие культура общения в широком и узком смыслах?

6. Объясните, как вы понимаете выражение "уметь применять на практике коммуникативные установки".

7. Как можно закрепить ту или иную коммуникативную установку?

8. Какие компоненты создают высокий уровень культуры? Почему?

Задание 3. Запишите, как схематично обозначают культуру общения. Объясните запись.

Задание 4. Расскажите об истории формирования культуры общения.

Задача 5. Ответьте на вопросы.

1. От чего зависит культура поведения и общения человека?

2. Как заботился о культуре общения князь Владимир Мономах? Назовите его труда.

3. Какие советы Феофана Прокоповича по общению вам запомнились?

4. Почему Сковорода отстаивал ритуальные нормы и правила?

5. Как относился к моральным ценностям Богдан Хмельницкий?