Многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Сообразительный. Корвет

Корвет «Стойкий» (бортовой номер 545) является четвертым в серии из четырех кораблей проекта 20380, построенных ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» для ВМС России. Головным является (введен в эксплуатацию 20 ноября 2007 года), вторым - (введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года), третьим - (введен в эксплуатацию 16 мая 2013 года).

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Стойкий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта.

Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Стойкий» был заложен 10 ноября 2006 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1004. Спущен на воду 30 мая 2012 года. Корвет носит имя, унаследованное от своих знаменитых предшественников: первого гвардейского эсминца Балтийского флота проекта 7У, защищавшего Ленинград и Таллин в годы Великой Отечественной войны, первого серийного эскадренного миноносца проекта 30 бис и шестого серийного проекта 956, которые ранее были построены на верфи и верно служили России в разные периоды ее истории.

14 ноября 2013 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» . 10 декабря . 20 декабря экипаж по подготовке корабля к проведению заводских ходовых испытаний в море. 25 декабря , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ он будет проходить первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ).

15 января 2014 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы продолжит первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 21 января в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. 24 января корвет проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева - после совершения межбазового перехода из Кронштадта. 06 февраля экипаж новейшего корвета проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 13 февраля экипаж под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева с экипажами противолодочных вертолетов Ка-27 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 морской авиации Балтийского флота. 18 февраля экипаж успешно провел в морских полигонах Балтийского флота . 14 марта экипаж в Балтийском море. 26 марта экипаж для продолжения проведения морской части государственных ходовых испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота после вынужденного перерыва, связанного с бушевавшим в Калининградской области ураганом. 02 апреля для проведения артиллерийских стрельб главным корабельным комплексом. 08 апреля экипаж в ходе проведения государственных испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота . 14 апреля экипаж успешно корабля в полигонах боевой подготовки Балтийского флота.

04 мая 2015 года для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По сообщению от 22 мая во время выхода в морской полигон, расположенный в акватории Балтийского моря, по большому и малому морским щитам, имитирующим боевые корабли условного противника. По сообщению от 26 мая «Стойкий» и «Бойкий» в морских полигонах Балтийского флота выполнили ряд учебно-боевых задач. Во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ моряки отработали совместные противолодочные действия - провели учение по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки с условным применением противолодочного вооружения. Роль субмарины условного противника выполняла дизель-электрическая подводная лодка Балтийского флота класса «Варшавянка» - одна из самых бесшумных подводных лодок. По сообщению от 29 мая в морских полигонах Балтийского флота успешно выполнил артиллерийские стрельбы по морским надводным целям из корабельных комплексов АК-630 и А-190 в ходе розыгрыша боя с надводными кораблями условного противника. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. По сообщению от 10 июля экипаж корабля в море. По сообщению от 16 сентября в рамках совместного российско-белорусского оперативного учения «Щит Союза-2015» одновременную ракетную стрельбу по сложным мишеням, имитирующим корабль условного противника.

05 июля 2016 года в Балтийск после выполнения задач в Северном море. По сообщению от 15 сентября элементы второй курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб по мишеням, имитирующим боевой корабль и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 11 ноября экипаж корабля в морских полигонах

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является кораблем ВМФ России (с бортовым номером 545) новейшего класса, созданного в развитие класса корветов «Гремящий». Он был разработан в ЦМКБ «Алмаз», построен в 2006-2012 гг., а летом 2014 года вошел в состав военного флота РФ. Кроме него в составе Балтфлота на сегодняшний день находятся еще три корвета этого проекта. С его водоизмещением в 2200 тонн корвет «Стойкий» (как и другие корабли проекта) считается по «натовской» классификации слишком большим для своего класса и относится скорее к фрегатам.

Назначение

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является многоцелевым. Такие суда используются для операций в береговой зоне, включая морскую блокаду, противодействия вражеским подводным лодкам и надводным кораблям, а также для огневой поддержки десантных операций. Корвет «Стойкий» входит в первую партию судов этого проекта, построенную на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и состоящую из четырех кораблей. Вторая партия из семи корветов будет построена Амурским судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. ВМФ России публично заявил, что он намерен приобрести по крайней мере 30 таких судов для всех четырех основных флотов.

История строительства

Корвет «Стойкий» был заложен на стапеле петербургской «Северной верфи» еще осенью 2006 года. Первоначально спуск его на воду ожидался в 2011 году. Однако до конца 2008 года фактически корвет не строился из-за трудностей финансирования, а секции его корпуса два года просто стояли в цеху.

Ситуация изменилась после осмотра осенью 2008 года руководящими чиновниками Правительства РФ и Главкомом ВМФ. После почти четырех лет строительства в конце мая 2012 года состоялся торжественный спуск корвета на воду.

Госкомиссия 18 июля 2014 года в Балтийске подписала акт приемки/передачи для нового корабля "Стойкий", четвертого серийного корвета проекта 20380. Имя корвета унаследовано от его знаменитого предшественника - эсминца Балтийского флота, защищавшего Ленинград и Таллин во время ВОВ.

Корветы «Стойкий» и «Бойкий», войдя в состав Балтфлота соответственно в 2014 и 2013 году, уже вызвали беспокойство в штабах армий прибалтийских стран, входящих в агрессивный блок НАТО.

Общая характеристика дизайна корветов проекта 20380

Корветы имеют длину 105 м, ширину 13 м и осадку 3,7 метра. В отличие от других противолодочных кораблей, стоящих на вооружении , корветы данного проекта отличают следующие качества:

  • многофункциональность;
  • компактность;
  • малая заметность для радаров;
  • повсеместное применение автоматических систем;
  • модульный принцип, положенный в основу архитектуры.

Именно модульность архитектуры позволяет без труда проводить модернизацию вооружения корветов путем установки более новых систем оружия при снижении производственных затрат. Жизненный цикл такого корабля, рассчитанный на 30 лет, будет характеризоваться постоянным и высоким модернизационным потенциалом.

Подводная часть корпуса корабля

Корвет «Стойкий» имеет стальной корпус с гладкой палубой, носовым бульбом и принципиально новыми обводами его подводной части. Комбинация носового бульба (выступающая вперед подводная часть носа корабля) и новых обводов позволила достичь качественного скачка в вопросе повышения быстроходности судна - на скоростях хода порядка 30 узлов сопротивление воды движению корвета по сравнению с традиционной формой корпуса снижено на четверть. Это позволило, с одной стороны, уменьшить мощность и вес главной энергоустановки корабля, а с другой - высвободить от 15 % до 18 % его водоизмещения для использования под дополнительное боевое оснащение.

В корпусе корабля выполнено девять водонепроницаемых помещений. Они имеют комбинированный мостик и командный центр.

Надстройка корвета

ГЭУ корвета является малошумной за счет применения технологий, отработанных на атомных подводных лодках. За счет этого корабль стал малозаметным не только для радаров, но и для пассивных сонаров (шумопеленгаторов).

Кроме ГЭУ в составе энергооборудования корвета имеются четыре дизель-генератора мощностью по 630 кВА каждый для обеспечения потребностей корабля в электроэнергии.

Корвет «Стойкий»: вооружение и система управления огнем

Вооружение корвета подразделяется по его назначению на:

  • противокорабельное (артиллерийское и ракетное);
  • противовоздушное;
  • противолодочное.

Все системы оружия корабля функционируют под управлением боевой информационной системы «Сигма». Она собирает информацию от радаров и датчиков и предоставляет ситуационную картину сражения в реальном времени. Она также позволяет кораблю обмениваться разведывательной информацией с другими военно-морскими подразделениями в группировке.

Противокорабельное оружие представлено двумя пусковыми установками (ПУ) ракетного комплекса «Уран-У», каждая из которых содержит боекомплект в составе четырех противокорабельных крылатых ракет Х-35, имеющих дальность стрельбы 260 км. Расположены ПУ «Уран-У» в средней части корпуса корабля.

Представлена универсальной корабельной артустановкой А-190 «Универсал». Калибр ее орудия - 100 мм, скорострельность (максимальная) - 80 выстр./мин., боезапас - 332 выстрела. Дальность стрельбы до 20 км.

ПВО корабля обеспечивается ЗРАК «Кортик-М», установленным на баке, и двумя 6-ствольными 30-мм артустановками Ак-630М на корме.

Корвет оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами для запуска антиторпед «Рубеж», способных уничтожать как вражеские торпеды, так и подводные лодки.

Для ближнего боя на палубе корвета размещены две пулеметных установки калибром 14,5 мм и два гранатомета ДП-64 для отражения десанта.

Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль — корвет проекта 20386 «Дерзкий». Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота. Несмотря на торжественность обстановки, это событие в среде военных экспертов было встречено неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса. Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

Причина такого положения дел коренится глубоко в недрах Министерства Обороны и Главного Морского Штаба ВМФ РФ. Ни в первом, ни во втором ведомстве до сих пор не могут определиться с концепцией развития флота на современном этапе. Какие корабли нужны отечественному флоту в первую очередь, какие задачи должны решать новые корабли и нужны ли новые проекты кораблей, реализация которых под вопросом?

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380 . Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Новый корвет еще на стадии проектирования сильно отличался от своих предшественников. В отличие от корвета «Стерегущий», у нового судна лучше мореходность, должна увеличиться дальность плавания и автономность. На судне созданы более комфортные условия проживания личного состава.

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Однако такое сравнение не в полной мере выглядит некорректным. Несоизмерима стоимость строительства одного американского или британского эсминца с ценой постройки российского корабля, поскольку зарубежные проекты требуют поистине колоссального ассигнования. Да и тактико-технические характеристики иностранных судов разительно отличаются от параметров, которыми обладают отечественные корветы проекта 20386.

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Планы Высшего военно-морского руководства, озвученные во время закладки головного корабля проекта 20386, звучат оптимистично. Первый корабль планируется сдать флоту в 2021 году. Серийное строительство пока ориентировано на постройку 10 кораблей этого проекта. Общая стоимость контракта оценивается в 20 млрд. рублей. Сумеет ли корвет «Дерзкий» занять достойное место в боевых порядках отечественного флота — покажет время!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Корвет, фрегат - портрет с натуры

Два года назад российский Военно-морской флот пополнился новейшим многоцелевым сторожевым кораблем ближней морской зоны - корветом проекта 20380 "Стерегущий". В скором времени состав нашего флота также должны пополнить новые корветы - "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

В новейшей истории Российского флота корветы, образно говоря, еще только делают первые шаги. Хотя первые представители этого класса военных кораблей появились еще в далеком XVII веке. Корветами назывались трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе. Они использовались для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение таких кораблей составляло 460 тонн и больше. С 40-х гг. XIX в. появились колесные, а позднее - парусно-винтовые корветы.

Корветами именовались и эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. При водоизмещении от 500 до 1600 тонн их скорость достигала 16-20 узлов (30-37 км/ч). На вооружении они имели артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбометы и глубинные бомбы. Были оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия корветы стали оснащаться ракетными установками.

Основные задачи современных корветов - противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.). Зарубежные корветы появились в результате расширения возможностей боевых катеров, они стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 70-х были просто ракетными или противолодочными, то катера конца 80-х получили, кроме ракет, опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В дальнейшем в середине 90-х вооружение дополнили легким вертолетом для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 километров. В результате водоизмещение таких "катеров" доросло до 1200-1500 тонн и эти корабли стали называть "корветами".

В советском ВМФ класс корветов не выделялся, подходящие под его массогабаритные характеристики корабли классифицировались по назначению и преобладающему вооружению. Согласно классификации НАТО к классу корветов относились советские малые противолодочные корабли (МПК) и малые ракетные корабли (МРК).

Новые российские боевые корабли проекта 20380 (тип "Стерегущий") уже официально именуются корветами. Этот проект был разработан для ВМФ России в ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" в Санкт-Петербурге. Создание первого в истории Российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет, во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441. Головной корабль этого проекта "Новик" был заложен еще в 1997 году на верфях судостроительного завода "Янтарь", но так и не был достроен. После проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ "Алмаз", командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие). Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников "Северной верфи" была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 "Стерегущий". Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и шестеро получили почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

В ближайшие годы в составе нашего флота должны появиться и представители такого класса военных кораблей, как фрегаты. В частности, планируется, что в конце октября состоялся спуск на воду головного фрегата одного из проектов "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", который был заложен на стапеле "Северной верфи" в 2006 году. На "Северной верфи" также строится серийный корабль этого проекта "Адмирал флота Касатонов". Фрегаты этого проекта предназначены для ведения боевых действий в дальней и ближней морских зонах, а также для участия в решении различных задач в океанской зоне.

Новым фрегатам предстоит вписать новые страницы в историю этого класса военных кораблей. А история эта также насчитывает несколько веков. Ведь именно фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Свое происхождение фрегаты ведут от легких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооруженные примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.

В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надежность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате "Будёз" (Капризница) в 1766-1769, а знаменитый фрегат "Паллада", на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I.

В 1805 году в России был введен ранг 44-пушечных фрегатов. Русские 44-пушечные фрегаты строились со сплошной палубой в отличие от фрегатов XVIII века, у которых закрытыми были носовая и кормовая оконечности, а средняя часть верхней палубы оставалась открытой. В числе этих фрегатов был прославившийся в 1854 году при обороне Петропавловска-Камчатского фрегат "Аврора", построенный в 1833-1835 годах в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи.

В британском Королевском флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвертого по шестой. С распространением в первой половине XIX века паровых судов класс фрегатов начал претерпевать заметные изменения. К середине столетия большинство флотов мира уже широко применяло так называемые пароходофрегаты, вариант классического фрегата, оснащенный паровой машиной и гребными колесами. Наличие колес по бортам корабля мешало размещению артиллерии, и потому дальнейшая эволюция класса фрегатов пошла двумя различными путями.

Одним из этих путей стало постепенное усиление бронирования и уменьшение числа орудий, совпавшее с изобретением в середине XIX века башенной установки орудий. Массивные башни, в которых устанавливалось одно-два тяжелых орудия, и широкое распространение изобретенной примерно в это же время железной брони привело к сильному росту водоизмещения кораблей. Некоторые линейные корабли превратили во фрегаты, снеся две верхние палубы и навесив броню. Фактически, несмотря на единственную орудийную палубу и малое число орудий, это были уже не фрегаты, а броненосцы, хотя они продолжали сохранять свое название до последней трети XIX столетия.

Другой путь был связан с изобретением винтового привода, позволившего избавиться от громоздких и неэффективных колес, сохранив основной тактический признак фрегатов - скорость и возможность самостоятельных действий. Поскольку термин "фрегат" в те времена все еще относился к тяжелым броненосным пароходофрегатам, предкам последовавших затем броненосцев, этот "старый новый" класс, занявший место старых фрегатов, был назван новым термином, происходящим от голландского слова "Kruiser" (тот, кто пересекает). Дальнейшая эволюция этого класса, вызванная все новыми усовершенствованиями в вооружении и бронировании, привела к возникновению современных крейсеров.

Во время Второй мировой войны термин "фрегат" стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей, более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, не приспособленных к постройке тяжелых военных кораблей.

В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешел на британскую классификацию.

В современном понимании к фрегатам относятся боевые корабли среднего водоизмещения океанской (дальней морской) зоны, обладающие универсальным ракетно-артиллерийским вооружением, способные решать задачи как оборонительного (ПЛО и ПВО конвоя, корабельного соединения, самообороны), так и ударного (поддержка морских десантов, атака кораблей противника, "горячая" разведка берега) характера. Достаточно четко по массогабаритным характеристикам выделяются 2 группы фрегатов. Фрегаты I класса имеют стандартное водоизмещение 4-5 тыс. т и более, вплотную приближаясь к эсминцу по возможностями в плане ПВО/ПЛО, но несколько уступая в ударном аспекте (за счет более легких ПКР и АУ меньшего калибра). Эти корабли используются в основном для эскортирования авианосных и амфибийных групп, крупных конвоев в океанских условиях. Характерный представитель фрегата I класса - американский фрегат серии "Оливер Перри". Фрегаты II класса, имея меньшее водоизмещение (около 2.000-4.000 т), предназначены в основном для одиночной патрульной службы. Возможности ПЛО/ПВО у таких кораблей обычно заметно ниже, зато на борту имеются просторные помещения для тяжелого вертолета и подразделений морской пехоты, мощная артиллерия либо комплекс ПКР. Наиболее характерным фрегатом 2 ранга является французский "Лафайет". При этом, учитывая тенденцию использования при проектировании современных кораблей модульного принципа, в условиях пункта базирования возможно быстрое переоборудование корабля (путем замены стандартизованных блок-модулей вооружения, судового и радиоэлектронного оборудования) под тот или иной тип боевых задач, диктуемых конкретной миссией.

В советском флоте класса фрегатов, как и корветов, не существовало. Но иностранные специалисты к фрегатам относили наши сторожевые и большие противолодочные корабли.

К примеру, к классу фрегатов вполне можно отнести СКРы проекта 1135, которые и сегодня успешно решают задачи в различных точках Мирового океана. В частности, сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота, которому в прошлом году довелось принимать непосредственное участие в освобождении захваченного пиратами судна "Арктик Си", именно этого проекта.

А первый корабль в серии СКР проекта 1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Он по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время советский ВМФ выходил в Мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на больших дистанциях. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в город на Неве, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением. Говоря о сторожевиках этого проекта, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Стоит надеяться, что и новые корабли Российского флота, в том числе фрегаты и корветы, будут такими же.

Корвет - класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах.

Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям «малыши» не уступают кораблям более высокого ранга.

Перед вами - короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса «корвет». Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики «заточены» под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 «Стерегущий» и его дальнейшее развитие пр.20385 (Россия)

В строю - 4. Строятся - 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План - 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания - 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
- три модуля ЗРК 3К96 «Редут» (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
- восемь малогабаритных ПКР Х-35 «Уран»;
- малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 торпед калибра 324 мм);
- универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
- посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
- противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие.

«Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть» (старое британское правило).

Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности «Стерегущего» выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса «корвет», а его недостатки (слабенькая РЛС «Фуркэ-2» оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) - лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии «стелс»: корветы типа «Стерегущий» - предвестники нового облика ВМФ России.

Корвет «Бойкий», на месте ЗРАК «Кортик» видны пусковые ячейки ЗРК «Редут». На заднем плане - его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124


Стелс-корветы типа «Висбю» (Швеция)

В строю - 5 единиц.

Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания - 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника.

Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

«Висбю», конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде «Висбю» практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного «Бофорса», средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными («зона преимущества»).

Корветы «Тип 056» (Китай)

Построено - 23 единицы. Строятся - 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. - 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить - их очень много.

Корветы типа «Брауншвейг» (Германия)

Построено 5 единиц.



Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки «Брауншвейга» позволяют принимать любой противолодочный вертолет («СиКинг», NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

Строгий тевтонский силуэт в окраске «серый грозовой». Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних «понтов» и попыток казаться лучше, чем он есть.

В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у «Брауншвейга» еще одна занятная деталь - комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

Литоральный боевой корабль LCS (США)

В строю - 4 единицы. Строятся - 7. В планах - 20 кораблей LCS.

Приведены данные для LCS «Индепенденс»: Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки «Бушмастер II», пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар .

Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров - от маленького «Хэллфайра» до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).



Передача топлива с авианосца «Карл Винсон» на литоральный боевой корабль «Фридом»

LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект «Локхид Мартин») и фантастический тримаран от «Дженерал Дайнемикс» продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам - каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета «Вяртисля», расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем - от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 «Фридом». Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).