Могут ли юридические лица рассчитываться наличными. Наличные расчеты между юридическим и физическим лицом

Социализация - это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?

Немного о социализации

Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.

Разница между мариганалами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.

Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую социально-психологическую социализацию.

Этапы социализации личности

Есть три этапа социализации личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.

Дотрудовая социализация

Для данного этапа характерно активное усвоение социальных норм, а также постепенная интеграция в ряд обществ, которые в данный момент актуальны для человека. В случае с дотрудовой социализацией это школа, разнообразные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям гуманистической психологии). Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.

Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. Процесс становления личности достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности - социализация и есть.

Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.

Послетрудовая социализация

Последним этапом социализации является послетрудовая, которая сопряжена обычно с наступлением пенсионного возраста. Но поскольку существует огромное количество работающих пенсионеров, то можно сказать о том, что данный этап начинается уже после того, как человек перестал активно трудиться. Для пенсионного возраста характерно постепенное ослабевание социальных навыков. С социально-психологической точки зрения, старость дана человеку, чтобы нормы и устои передавались другим людям, чтобы их жизненная база становилась значительно лучше еще в молодом возрасте. Вот поэтому бабушки так любят поучать. Правда, не всегда это принимается, но бывают и обратные случаи.

Этапы профессионального становления личности

Стоит еще затронуть такую тему, как этапы становления личности как профессионала. Их достаточно много, поэтому можно рассмотреть вопрос только вкратце.

  • Новичок. Это этап, когда человек только знакомится со своей профессиональной деятельностью.
  • Ученик. Человек начинает осваивать практические навыки и потихоньку получает опыт в этом деле и уверенность в себе.
  • Специалист. Стандартные операции отработаны, но ничего нового человек придумать не может.
  • Профессионал. Специалист с творческим подходом. Очень гибок и нестандартно подходит к самым сложным ситуациям.
  • Мастер. Человек, для которого его работа - это все. Именно поэтому его подходы настолько оригинальны, а результаты деятельности появляются так быстро, что кажется, человек даже и не работал. Это же представляется и самому мастеру.
  • Вот такие пять этапов. Они достаточно интересны, не так ли? Мы разобрались, какие этапы проходит личность в процессе становления. Они достаточно понятны и легки для восприятия. Процесс становления личности человека все же является очень сложным, но при этом данная информация поможет несколько увеличить читателю свою копилку знаний и наполнить ее полезной информацией.

    admin

    Становление личности включает усвоение культурных ценностей, а также формирование на базе них стойкой индивидуальной системы ценностей и ориентаций, которые определяют деятельность и поведение.

    Но общественные требования и нормы воспринимаются каждой личностью избирательно и персонально, потому ориентации и ценности личности не всегда совпадают с общественным сознанием.

    Что такое личность

    Важно понимать, что такое личность. Это понятие часто путают с понятием индивидуальности, особенно по отношению к детям. Часто родители говорят, что их 4-летний ребенок уже сформировавшаяся личность, потому что любит определенную музыку. Но психологи отмечают, что предпочтение определенной музыки у малышей говорит не о личностных особенностях, а об индивидуальности. К ней же относится темперамент, некоторые способности и т.д. Это немало влияет на становление личности, но не является определяющим фактором.

    Осознание себя как личности у детей происходит тогда, когда определяются некоторые критерии:

    ребенок полноценно использует личные местоимения;
    он может описать себя, даже на примитивном уровне, поведать о собственных проблемах и чувствах;
    у него присутствуют навыки самоконтроля. А детские истерики из-за незначительных поводов говорят о недостаточном личностном развитии;
    у малыша есть основные представления о понятиях «плохо» и «хорошо». Он умеет отказываться от того, что «плохо», поступаться сиюминутным желанием для общего блага.

    Факторы становления личности

    Невзирая на то, что личность по большей части формируется в ходе общения с окружающими, существуют некоторые факторы становления личности, которые способны влиять на данный процесс:

    изначально на становление личности влияют генетические особенности человека, которые он получил при рождении. Наследственность – это база для становления личности. Подобные качества человека, как физические особенности, способности, влияют на формирование его характера, а также метод восприятия других людей и мира вокруг. Наследственность немало объясняет особенности личности, ее различия с другими индивидами, поскольку не существует 2-х одинаковых индивидов;

    еще один фактор, который важен при становлении личности – это влияние физического окружения. Та природа, которая окружает человека, влияет на поведение, принимает участие в создании личности. К примеру, ученые связывают климатические факторы с возникновением разных цивилизаций. Люди, которые выросли в различных климатических поясах, отличаются. Самым ярким примером служит сравнение людей из степной местности, горной и джунглей. Природа во многом на нас влияет;
    третий фактор становления личности – это культурное влияние. Любой вид культуры имеет специфический набор ценностей и норм. Он общий для членов одной группы или общества. Потому представители каждой отдельной культуры должны с пониманием относится к подобным ценностям и нормам. Из-за этого появляется модальная личность, она воплощает в себе общекультурные особенности, они прививаются обществом своим членам в процессе культурного опыта. Получается, что нынешний социум с применением культуры создает социабельных индивидов, которые легко идут на социальные контакты и сотрудничество;

    другой фактор – это социальное окружение. Стоит признать, что подобный фактор считается главным в ходе процесса становления качеств индивида. Влияние такого окружения происходит через социализацию. Это такой процесс, с помощью которого личность усваивает нормы группы так, чтобы через формирование «Я» проявлялась уникальность личности. Социализация принимает разные формы. К примеру, есть социализация через подражание, обобщение различных форм поведения;
    пятый элемент, который формирует личность – это собственный опыт человека. Суть его влияния в том, что личность попадает в различные ситуации, где испытывает воздействие других личностей и окружения.

    Становление личности ребенка

    Разберемся, к какому возрасту происходит ребенка. Если брать во внимание некоторые факторы, то становится понятно, что ребенок не способен быть личностью ранее 2-летнего возраста. Обычно, это происходит после того, как малыш учится говорить, делиться мнением с другими, думать над собственными поступками.

    Чаще психологи отмечают, что трехлетний возраст – это значимая точка, когда у ребенка возникает самосознание. Но к 4-5 годам он целиком себя осознает в качестве личности, у которой есть какие-то характеристики и ценности. Родителям важно понимать процесс становления личности ребенка, поскольку он связан с подходом к воспитанию.

    От того, как глубоко ребенок понимает себя в качестве личности, зависят запросы, которые к нему можно предъявлять. Для малыша, нужно иметь понимание о характерных признаках психологии на различных этапах развития. Дети до года не умеют держать в узде свои эмоции, потому бессмысленно им объяснять, что плакать на улице стыдно и некрасиво. Они еще целиком сконцентрированы на сиюминутных потребностях. На таком этапе родителям важно понимать, что это нормальное поведение ребенка, его не нужно за это наказывать.

    Другая ситуация: малышу год и 3 месяца. Родители считают его взрослым, ведь он умеет ходить и говорить некоторые слова, ходить на горшок. Вообще, он уже немного приспособлен к контролю эмоций. Ведь после серьезного разговора он перестанет кричать, умеет быть ласковым, если ему требуется внимание. Но умение контролировать себя в такой период малыш использует избирательно, когда это оказывается важным для него лично. И вот снова мама и папа считают его избалованным.

    А это поведение в данный период закономерно. Имея начальные способности к самоконтролю, малыш еще не обладает требуемой мотивацией, чтобы ограничивать себя. Он не понимает, где позитив, где негатив. Определенная моральная зрелость проявляется после 2-х лет, а иногда и к 3-м годам. Она связывается с серьезными наработками социального опыта, лучшим овладением речью.

    Получается, что согласно с нынешними представлениями о становлении личности, воспитание крохи до года строят только на организации подходящих условий для разностороннего развития. После года ребенка уже необходимо знакомить с некоторыми нормами общества, но не требуйте сразу их соблюдение. После 2-летнего возраста стоит взывать к моральным нормам настойчивее, а вот после 3-х лет вы можете требовать соблюдение правил. Если в 3,5-4 года малыш постоянно обижает сверстников, портит игрушки, то это свидетельство пробелов в воспитании или психологических проблем.

    Роль родителей в становлении личности ребенка

    Роль родителей в становлении личности ребенка и системы ценностей очень высока. Существуют некоторые правила, которым стоит следовать, чтобы с течением времени малыш не сталкивался с проблемой восприятия собственной личности:

    Формирование адекватной оценки себя.

    Не стоит сравнивать малыша с остальными, ни в какую сторону. Это очень важно в вопросе сравнения качеств личности. Ребенку важно понять, что он хорош сам по себе, а не в сравнении с кем-то. Если желаете похвалить малыша, то не используйте сравнительную степень.

    Поощрение общения.

    Важно обеспечить малышу взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Так он сможет быстрее социализироваться, увидеть нормы поведения на своем опыте.

    Не стоит игнорировать гендерный аспект в воспитании.

    С 2,5 лет до 6 малыш переживает эдипову фазу. В процессе нее у ребенка должна сформироваться адекватная половая самоидентификация, а также первое представление об отношениях полов. На данном этапе вам необходимо быть внимательными к малышу, дарить ему заботу и любовь. Но не обращайте внимания на провокации, покажите на своем примере, как формируются отношения супругов. Неправильное поведение родителей станет причиной того, что у ребенка может сформироваться комплекс Электры или Эдипа и иные нарушения.

    Обучение морали и этическим нормам.

    Детально объясняйте малышу, какие принципы этики являются базой для общения людей. Поясните понятия честности, позитива и негатива. Неумение крохи соизмерять собственное поведение и общественные нормы приводит к конфликтам и неудачному .

    Развитие личности

    Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный. На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики. Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.

    Возрастные кризисы создают некие психологические границы между периодами. В ходе развития личности выделяется несколько возрастных кризисов. Самые яркие из них в 1 год, в 3 года, в период с 6 до 7 лет, а также в 11-14 лет.

    Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т.к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.

    В психологии выделяется 6 периодов развития личности:

    от момента появления на свет до 1 года;
    промежуток от 1 года до 3 лет;
    с 4-5 лет и до 6-7 лет;
    с 7 лет до 11 лет;
    в подростковый период – с 11 до 14 лет;
    в раннем юношеском возрасте – с 14 до 17 лет.

    К этому моменту личность достигает достаточной зрелости, но это не говорит об окончании психического развития.

    Другое важное свойство развития – необратимость. Это устраняет шансы повторения возрастного периода. Каждый этап неповторим и уникален.

    18 марта 2014, 16:21

    Ответственность за расчеты наличными между юридическими лицами наступает в том случае, если превышено ограничение по размеру суммы платежа по одному договору. Нормами КоАП РФ предусмотрена ответственность также и за другие нарушения порядка работы с наличностью. Подробнее об этом в нашей статье.

    Превышение юридическими лицами лимита и нарушение правил расчетов: срок давности привлечения к ответственности

    Ответственность за превышение лимита расчета наличными предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) вместе с рядом нарушений установленного порядка. Указанная норма предусматривает ответственность за наличный расчет с превышением установленного лимита в виде штрафа. Штраф за нарушение расчетов наличными может быть наложен как на должностное лицо, так и на организацию. Штрафы за нарушение лимита расчета наличными для юридических лиц имеют верхний предел в 50 000 руб.

    Административные дела о нарушениях расчетов наличными рассматриваются:

    Срок давности по привлечению к административной ответственности за нарушение расчетов наличными составляет 2 месяца (ст. 4.5 КоАП РФ). В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ после его окончания вынесение постановления о штрафе не допускается. Таким образом, привлечение к ответственности за нарушение лимита расчетов наличными за пределами срока невозможно.

    Срок давности по этому нарушению нужно отсчитывать начиная со следующего дня после его совершения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5, далее — постановление № 5). В случае обнаружения факта привлечения к ответственности за пределами срока оспариваемое постановление подлежит отмене (см., например, постановление 9-го ААС от 28.10.2014 № 09АП-42198/14) или суд исключает соответствующие эпизоды из его мотивировки (постановление 13-го ААС от 03.03.2016 № 13АП-1221/16).

    Применение ответственности в виде штрафа к должностному лицу: кто отвечает за правильность ведения операций с наличными в организации

    Исходя из п. 15 постановления № 5, к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ могут быть привлечены одновременно как организация, так и должностное лицо, на которое возложена обязанность обеспечивать соблюдение установленного порядка.

    Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя организации согласно ст. 7 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — закон № 402-ФЗ). Конкретные обязанности по оформлению документов содержатся в должностных инструкциях, утвержденных руководителем, и могут быть возложены:

    1. На должностных лиц, указанных в нормативных актах ЦБ РФ (например, главного бухгалтера, кассира, пп. 4.2, 4.3 и др. указания № 3210-у).
    2. При отсутствии в штате поименованных должностей — на руководителя (пп. 4, 4.2 указания № 3210-у).
    3. На иных должностных лиц, если на это указано в должностной инструкции. В качестве примера можно привести решение Ленинградского облсуда от 12.12.2012 № 7-721/2012: штраф по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ был применен к территориальному менеджеру, в обязанности которого согласно должностной инструкции входил контроль за составлением внешней и внутренней отчетности.

    ВАЖНО! В соответствии с п. 26 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18, если бухучет ведет третье лицо, это обстоятельство не может служить основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности, поскольку именно на него возлагается обязанность по правильному ведению бухучета.

    Нарушение предела расчетов наличными

    В соответствии со ст. 9 закона № 402-ФЗ каждое событие хозяйственной жизни оформляется первичным документом бухучета. Правила обращения с наличными деньгами регулируются указаниями ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-у) и «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-у).

    Осуществление расчетной операции наличными деньгами ограничено суммой, установленной п. 6 указания № 3073-у: 100 000 руб. или эквивалент этой суммы в другой валюте по одному договору. При этом в законе отсутствует запрет на проведение между одними и теми же лицами нескольких расчетов по разным договорам суммарно в большем размере, при условии что:

    • по каждому из договоров наличные расчеты не превышают 100 000 руб.;
    • каждый из договоров имеет самостоятельный предмет, т. е. как минимум позволяет определить наименование и количество товара в соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ.

    Например, по одному из дел сложилась ситуация, когда между одними и теми же лицами в течение одного дня проводились расчеты по разным договорам, в общей сумме превысившие установленный лимит. Суд отменил постановление о привлечении организации к ответственности (см. постановление 20-го ААС от 20.01.2016 № 20АП-7487/15).

    По ст. 15.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности и за другие нарушения при работе с наличностью.

    Неоприходование денежных средств

    К числу часто встречающихся на практике нарушений относится неоприходование денег в кассу — нарушение п. 4.6 указания № 3210-У.

    Одним из доказательств этого нарушения может быть акт контрольной закупки, оформляемый налоговыми органами при проверке применения ККТ. В такой ситуации неоприходование может выразиться в том, что при выдаче кассового чека покупателю отсутствуют соответствующие сведения об операции в документах организации (см. постановление 9-го ААС от 22.10.2015 № 09АП-41654/15). Аргумент о том, что закупочный акт относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, отклоняется арбитражными судами на основании п. 19 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18, в котором говорится о допустимости акта закупки в качестве доказательства.

    В постановлении ВС РФ от 17.02.2015 № 301-АД14-6145 по делу № А29-1732/2014 указано, что неотражение в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день само по себе свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.

    Отсутствие кассовой книги также образует состав неоприходования денежных средств (постановление 11-го ААС от 24.03.2016 № 11АП-400/16). Наиболее часто это нарушение фиксируется в обособленных подразделениях, которые также обязаны вести кассовые книги, несмотря на отсутствие прямой нормы, указывающей на это (см. также постановление 14-го ААС от 18.01.2016 № 14АП-9902/15).

    Нарушение порядка хранения свободных средств и превышение кассового лимита

    Расходование денежных средств, поступивших в кассу, на цели, не указанные в п. 2 указания № 3073, вместо их сдачи на расчетный счет, является нарушением порядка хранения, поскольку вместо оставления денег в кассе они потрачены на непредусмотренные цели (постановление 3-го ААС от 22.03.2016 № 03АП-736/16).

    Накопление наличности в кассе сверх лимита имеет место в том случае, когда денежные средства в размере, превышающем установленный в организации лимит остатка по кассе (п. 2 указания № 3210-У), не сданы на расчетный счет по завершении рабочего дня.

    При отсутствии установления лимита в числовом выражении он считается нулевым. Соответственно, вся наличность должна храниться на расчетном счете, в противном случае имеет место нарушение лимита (постановление 1-го ААС от 11.12.2015 № 01АП-7731/15).

    Обжалование постановления о наложении штрафа

    Полномочия по составлению протоколов и вынесению постановлений о привлечении к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ возложены на налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

    Постановления могут быть обжалованы в административном и судебном порядке. В арбитражном суде подобные дела рассматриваются в порядке упрощенного производства, поскольку максимальный размер штрафа по ним составляет 50 000 руб. для организаций (ИП отвечают наравне с должностными лицами, ст. 2.4 КоАП РФ). В связи с этим в заявлении должна быть представлена максимальная аргументация без расчета на проведение очных судебных заседаний.

    Обжалование решений по существу ограничивается апелляционной инстанцией, поскольку в соответствии с ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ при назначении штрафа в размере менее 100 000 руб. пересмотр в кассационной инстанции возможен только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ (по мотиву наличия процессуальных нарушений). Пересмотр по существу не производится. Об этом сказано, например, в постановлении АС ВСО от 15.02.2016 № Ф02-467/16 по делу № А78-11041/2015.

    Итак, КоАП РФ предусмотрены санкции за ряд нарушений при работе с наличными деньгами: превышение предельного размера платежа при расчетах, нарушение порядка хранения и лимита остатка по кассе, неоприходование денежных сумм. Во всех приведенных случаях мера ответственности применяется налоговыми органами. При обжаловании постановлений необходимо учитывать особенности упрощенного арбитражного судопроизводства, а также ограниченные возможности кассационного порядка по данной категории дел.